1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература




Название1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература
страница1/9
Дата публикации02.09.2013
Размер0.96 Mb.
ТипЛитература
zadocs.ru > История > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература.

История занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных знаний. Без анализа историч опыта в различных сферах деятельности человека нельзя получить полное представление об их современном состоянии и перспективах. Предметом изучения ИБ являются общие закономерности и особенности экономич, политического, культурного и духовного развития бел народа с древнейших времен до наших дней. Задачи изучения курса – познавательная, практическая и воспитательная. Познавательная состоит в сборе, анализе и систематизации ист фактов и событий. Практическая – в использовании исторического опыта для разработки внешней и внутренней политики страны, эк моделей. Воспитательная направлена на формирование научного мировоззрения, воспитание патриотизма, гармоничное развитие личности. Существуют 2 осн подхода к периодизации истории: формационный (5 эк формаций (первобытнообщинная, рабовл, феод, капиталистич, коммунистич). Этот подход утвердил принципы исторической закономерности и непрерывности общественного прогресса. Недостатки: однолинейность в трактовке исторических процессов, недооценка человеческого фактора) и цивилизационный (позволяет показать ИБ во взаимосвязи с историческим развитием других народов как неотъемлемую часть единой мировой истории. Согласно ему человечество прошло через эпохи Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени). Свидетельства о прошлом дают исторические источники. Они подразделяются на: 1) письменные; 2) вещ-венные; 3) этнографические; 4) устные; 5) лингвистические; 6) кино-фото документы; 7) фонодокументы. Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину историч процесса. ИБ стала предметом самостоятельного изучения только в начале ХХ в. 1ая попытка – «Кароткая гісторыя Беларусі»(1910) В.Ю. Ластовского. Обобщающие работы по отечеств истории начали публиковаться после Окт рев. Среди них «Кароткі нарыс гісторыі Беларусі» В.М. Игнатовского. На данный момент наиболее полный обобщающим трудом по отечественной истории является 6-ти томная «Гісторыя Беларусі».

2. Этапы развития первобытного общ-ва. Первобытное общ-во и начало расселения славян на территории Беларуси.

Все народы мира прошли первобытнообщ строй. Его основой были коллективная и общинная собственность на орудия и ср-ва пр-ва. Существуют разные периодизации истории первобытного общ-ва. Общеисторическая периодизация выделяет: 1) первобытное человеческое стадо (праобщина); 2) родовую общину; 3) разложение общинно-родового строя. Наиболее разработанной явл археологическая периодизация: 1) каменный век (палеолит(2,4млн-10 тыс лет до н.э), мезолит(10-5 тыс лет до н.э), неолит(8-2 тыс лет до н.э)); 2) бронзовый век (3,5 тыс лет до н.э - VIІIв до н.э); 3) железный век (с VIII в до н.э). 35-10 тыс лет назад на территории Беларуси появ кроманьонец. Заселение Бел началось с южных р-нов. Самые древние поселения – поселения возле д. Юровичи(26 тыс лет назад) и д. Бердыж (25-24 тыс лет назад).

1) каменный век. (палеолит)Наиб важные достижения освоение огня,изобр остроконечных рубящих, режущих и колющих инструментов. Занятия:собирательство, загонная охота,рыболовство,бортничество

Хоз-во – присваивающее.(мезолит)люди переходили к оседлой жизни, приручена собака, изобр лук и стрелы.(неолит) освоение гончарного дела и ткачества, доведение до совершенства пр-ва каменных орудий, приручение крупного рогатого скота, стали сеять ячмень и лен

2) бронзовый век.появляются изделия из бронзы, люди начали приручать диких животных, а затем и разводить их. Т.о. происходит переход от охоты к животноводству, от собирательства к земледелию. Переход от присваивающего к производязему хоз-ву. На смену матриархату приходит патриархат.

3)железный век. Люди научились добывать железную руду(болотную). Из руды в сыродутных домницах выплавляли кричное железо. Земледелие стало пашенным. Использ деревянное рало. Возникает имущественное неравенство(на бедных и богатых). для защиты люди стали строить укрепленные поселения – городища. Родовые общины объединяются в племена.

Древнейшим известным населением на тер Бел были финно-угры. В начале бронзового века на территорию Б начинают проникать племена индоевропейцев. Бел преимущественно заселяли 3 восточнославянских племени. Кривичи были одним из крупн. восточнослав. пле­мен. Они занимали не только север Б., но и соседние р-ны Подвинья и Поднепровья. Кривичи сформи­ров. в результате слияния пришлых славян с мест­ными балтскими и западнофинскими племенами. Название происходит от имени прародителя рода - Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кри­вой» - (о человеке, холмистой местности).

Дреговичи проживали на большей части южной и значитель­ной части средней Беларуси. Название отражает славяно-балтский синтез дреговичей. Корень слова балтский (от лат. dregnas - сырой, влажный) и славяне дополнили сла­вянским «ичи». Дреговичи были одним из наиб. развитых восточнослав. племенем.

Радимичи проживали на восток от дреговичей и на юг от кри­вичей. По летописным данным, они занимали тер-ию между Днепром и Дисной. Название радимичей балтского происхожд., основа балтская (от лат. radimas - нахожде­ние), а окончание славянское.

Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные пле­менные союзы, объединенные родоплеменными отнош., территор., экон. и полит. связями.

53. осн итоги и уроки историч пути беларуси

1.Бел. народ смог сохранить себя как отдельную этническую общность. 2.Бел. движение оказалось результативным и завершилось созданием суверенного гос-ва. 3.Бел. народ внес значительный вклад в мировую культуру. Весь мир знает Ф. Скорину, Я. Купалу, Я. Коласа, В. Короткевича, В. Быкова, ансамбль «Песняры». 4.Бел. народ успел стать важным элементом международной жизни В Новейшее время. Он внес огромный вклад в победу над фашизмом и нашел в себе силы преодолеть большевизм. 5.Бел. народ получил возможность с оптимизмом смотреть в будущее и самостоятельно творить и писать историю своими руками. Раньше о нас писали в России, Польше, США, а сейчас мы пишем сами.

Основные уроки:

1. В своем историческом развитии белорусский народ должен надеяться только на собственные силы. 2. Самым большим богатством Беларуси являются люди — тру­долюбивые, мудрые, талантливые, рассудительные, .3 Будущее страны зависит от взаимопонимания народов, насе­ляющих Беларусь. 4. В мире не существует некоего особого для одной страны пути развития. Существуют общие закономерности. 5. Наиболее приемлемой международной политикой для Бела­руси могла бы быть политика нейтралитета.
49. Поиск, становление и реализация соц-эк модели 1990е-2012

В 1996 г. Первое Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом Основные направления социально-эк. развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк.показателям(стабилизация, эк. рост). Приоритетами программы были экспорт, жилье, продовольствие. Программа 2001-2005 гг. 1) наращивание экспорта товаров и услуг; 2) развитие агропромышл. комплекса и связанных с ним отраслей; 3) активизация инновационной и инвестиционной дея-ти; 4) дальнейшее развитие жилищного строительства; 5) формирование эффективной системы здравоохранения 2006-2010 1) всесторонне гармоничное развитие человека, формирова­ние эффективной системы здравоохранения;2) инновационное развитие нац. эк., энерго- и ресурсосбережение;3) наращивание экспортного потенциала страны;4) развитие агропромышл. комплекса, социальной сферы села;5) развитие малых и средних городов;6) жилищное строительство.

50. Гос программы развития РБ

Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк.показателям(стабилизация, эк. рост). Приоритетами программы были экспорт, жилье, продовольствие. Программа 2001-2005 гг. 1) наращивание экспорта товаров и услуг; 2) развитие агропромышл. комплекса и связанных с ним отраслей; 3) активизация инновационной и инвестиционной дея-ти; 4) дальнейшее развитие жилищного строительства; 5) формирование эффективной системы здравоохранения 2006-2010 1) всесторонне гармоничное развитие человека, формирова­ние эффективной системы здравоохранения;2) инновационное развитие нац. эк., энерго- и ресурсосбережение;3) наращивание экспортного потенциала страны;4) развитие агропромышл. комплекса, социальной сферы села;5) развитие малых и средних городов;6) жилищное строительство. На 2011-2015: Основными задачами программы являются: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо– и энергосберегающей, экологобезопасной экономики; создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия); достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур; снижение материало–, энерго– и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности.

51. Геополитич положение РБ (1990-2012)

С 1991 г. Республика Беларусь — независимое государство. Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. Беларусь внутриконтинентальная страна, не имеет прямого выхода к морю. Однако этот недостаток компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинной местности, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с дальним зарубежьем. Средняя плотность населения в стране составляет 48,4 человека на 1км2

Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Россия — основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства, является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В значительной степени устойчивость развития Республики Беларуси и ее путь к безопасному будущему зависят от грамотной оборонительной политики и учета интересов других народов. На момент обретения государственной независимости Беларусь была одним из самых милитаризованных государств мира.

48. Эволюция общ-политич системы РБ в 1990-2012

Основы конституционного строя:1)гос-ный суверенитет – право РБ обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутр. и внеш. политику. Осуществляемая гос-ом власть является единой, верховной, независимой 2)народный суверенитет – право бел. народа осуществлять свою власть самостоятельно, быть ед. источником власти в гос-ве. Нац.состав РБ: белорусы 81%,русские 11%,поляки,украинцы,евреи. Гос. языки – бел и русск. Гос. символы: герб, флаг и гимн РБ - унитарное, демократич, социальное, правовое гос-во. Политич. партии современ.Беларуси:1)партии правого толка(БНФ);2)центристы(Народная Грамада);3)партия левого толка(Бел.аграрная партия). В стране демократия, референдумы(14 мая 1995-новая гос символика, двуязычие, возможность изменить Конституции и роспуска Совета; 24 ноября 1996-Президентский вариант Конституции, отмена смертной казни, свободная купля-продажа земли;17 октября 2004-измен-е статьи 81 Конституции РБ)
3.Соц-эк развитие бел земель в раннем средневековье (6-9)

Историч источники свидетельствуют, что у славян в 6-8в еще сохранялся родовой строй, они жили родовыми общинами. У славян существовали рабство и работорговля. Главным занятием было земледелие. Осн орудиями труда служили соха и рало. На тер Б чаще исп соху, с помощью которой верхний пласт земли взрыхлялся, а не переворачивался, как это делал плуг. Наиб распростр с/х культурами были рожь, просо, пшеница, ячмень и лен. Были развиты лесные и речные промыслы: охота, бортничество, рыболовство. Верховным владельцем земли явл соседская община. Но пашенные земли находились в личном пользовании общинников. Пашенные земли, которые обрабатывались земледельцами по отдельности, уже стали выделяться как собственность отдельных общинников. Однако собственность на землю закрепилась еще не окончательно. Между членами общины стало возникать расслоение. Из среды обедневших людей образовывалось зависимое крестьянство, которое еще не утратило своей свободы, но уже стояло на социальной лестнице ниже свободных общинников. Все это ведет к социальному неравенству. В племенной среде наиболее выделяется вождь, опиравшийся на дружину. Формируется особая политическая организация. Ее органы управления – верховный вождь, совет старейшин, народное собрание. Это был последний из этапов первобытного общ-ва, который предшествует появлению гос-ва.


4. Становление раннефеодальных гос образований восточ славян. Полоцкое и Туровское княжества. Феод раздробленность (IX-пп XIII в)

В 9-13 вв. у восточных славян складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей…). Из них формируется класс феодалов. А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).

Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собственность – феод, который мог даваться дружинникам на время службы. Феодал-князь вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань – полюдье (натуральный налог продуктами). Помимо этого крестьяне платили сбор в пользу церкви – «десятину». Феодалу принадлежали деревни, которые он мог подарить, обменять, завещать. Дружинники феодала-князя (позже их стали называть боярами, а мелких дружинников – «дети») могли получить от него право на кормление (право сбора доходов с определенной терр-ии). Они также были феодалами, но находились в вассальной зависимости от своего князя. Существовала 2 формы феодального землевладения:

-вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству)

-поместное (с правом временного пользования за службу у князя)

Расслоение об-ва на феодалов и зависимых крестьян свидетельствовало о зарождении у восточных славян раннефеодального гос-ва. Первым таким гос-вом является Киевская Русь, которая сложилась в 2ой половине IX – 1ой половине X в. и просуществовала до начала XII в. В 9-13 вв. на тер Б. происходило возникновение городов. Причины: отделение ремесла от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья; развитие обмена продуктами на товары и торговли. Города возникали на перекрестках дорог и рек, на возвышенностях и пригорках. Город : «детинец»(центр), посады(ремесленники и торговцы) Обычно возле детинца на берегу реки располагался рынок или торг. В XII – XIII вв. города превратились в центры ремесленного пр-ва. Наиболее распространенные: кузнечное, гончарное, кожевенное, бондарское, прядение и ткачество. Города являлись также центрами торговли. Через тер Беларуси проходил путь «из варяг в греки» : из Балтийского моря по Зап. Двине далее волоком в Днепр и по Днепру в Черное море. Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло. В IX – XII вв. идет образование гос-в-княжеств (Полоцкое, Туровское, Смоленское, Гродненское), на терр-ии которых утверждался древнейший сборник законов «Русская правда».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconВопросы для повторения по курсу «история» на 2011/12 уч г
История, формы и функции исторического сознания. Место исторической науки в системе гуманитарного знания. ФормационныЙ и цивилизационный...

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconМетодологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация....
Исторический метод позволяет изучить явления политического, экономического, социального и культурного процесса в последовательном...

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconПрограмма курса
История как наука. Методология и методы исторического исследования. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории. Понятие...

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconПредмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconЭто любой процесс развития и изменения чел общества. Поэтому можно...
Предмет и содержание курса «История Беларуси». Основные подходы к изучению истории

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconПрадмет І задачы вывучэння гісторыі Беларусі ў сусветным кантэксце...
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconВопросы по теории государства и права к итоговой государственной аттестации
Типология государств: формационный, цивилизационный, религиозный и другие подходы. Переходный тип государства

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconВопросы к экзамену по дисциплине «история»
Теория и методология исторической науки. Источники изучения истории и историография отечественной истории

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература iconЗакон соответствия производственных отношений характеру и уровню...
...

1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература icon1. Полисемантизм понятия «культура». Целостная модель культуры
Предмет и задачи культурологии. Научный и философский подходы к изучению культуры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов