Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука




НазваниеОбъект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука
страница1/12
Дата публикации14.07.2013
Размер1.67 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Лекция 1.

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые можно считать социальными. А социальным называют группу разнообразных качеств и особенностей социальных отношений, введенных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и находящее проявление в их отно­шении друг к другу, к своей позиции в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Лишь в процессе взаимодействия индивиды оказывают влияние друг на друга и, тем самым, способствуют тому, чтобы каждый из них становился носителем и выразителем каких-то социальных качеств. Именно поэтому социальное взаимодействие, связи, отношения и способ их организации – объекты социологического исследования.

Социологическая наука возникла задолго до её номинального рождения – как только появилось общество, человек начал задумываться о связях внутри него, о правилах и законах и многом другом. Разумеется, тогда понятия ещё не были созданы и формализованы, но уже существовал некоторый сенкритизм – беспорядочное слияние различных представлений о мире, окружающем нас. В дальнейшем уже произошло выявление точной и естественной науки, обособление наук.

Социальная наука является достаточно молодой, номинально она зародилась только в XIX веке, во Франции, когда Огюст Конт представил общественности сам термин «социология», заменив им словосочетание «социальная физика» (обозначение пришло из двух языков: латинского societas – общество и греческого logos – слово). Дело в том, что на тот момент сформировалась потребность в новых подходах, формировании типа социальных явлений. Возникла необходимость создания гражданского общества. Социология стала хорошим ответом на возникшие вопросы. В связи с этим нововведением Огюста Конта считают отцом социологии. На тот момент социология обозначала обществоведение, но, с течением времени, предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.

Огюст Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике Огюст Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Как было указано выше, социология возникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстания во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей тео­рии, способной прогнозировать, куда движется человечество, на ка­кие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, Карл Маркс и Фридрих Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили ре­шить эту проблему на основе концепции научного социализма, серд­цевиной которой является теория социалистической революции. Огюст Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер — предложили реформистский путь развития обще­ства. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различ­ными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки реко­мендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Этими различными идеологическими установками было про­диктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX века. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени, являются открытие клетки немецкими учеными, на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Чаользом Дарвином теории эволюции видов. Для Карла Маркса и Фридриха Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом кото­рого является учение о диалектике — «алгебра революции», как ее назвал Владимир Ильич Ленин. Для Огюста Конта, Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества».

Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и мето­дика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII веках Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Джон Граунт применил их в 1662 году к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Пьера Симона Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Ев­ропе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определен­ных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов — урбанизации жизни населения. Следствием того была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступно­сти, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда высту­пающие за порядок и стабильность, укрепляется институт обществен­ного мнения, возрастает число различного рода общественных движе­ний, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Наиболее интенсивно развитие капитализма в то время происходи­ло в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества.

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX века Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 год). Неко­торые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выра­зился Адольф Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статис­тически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

В наше время социальная наука состоит сразу из нескольких сфер: экономика, политология, культурология, социология, психология, история. Им свойственен общий объект исследования – общество, но каждая сфера получает от него знания своего рода.

Итак, проследим этапы зарождения социологической мысли и начнем с античных времен. Считается, что первые идеи в области социологии принадлежат Платону (ученик Сократа). Ему характерно рассмотрение структуры общества, попытки применения математики в этой области жизни.

Социология – наука о законах установления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Социологии, как и многим другим социальным наукам, свойственна проблема научности. Она заключается в неоднозначности определения этого знания, как знания научного. Что такое наука? Способ производства, накопления объективного знания об окружающем мире. И если в естественных науках присутствует объективность, доказуемость, то для социальных ближе будет субъективность. Таким образом, возникает проблема объективности социальных наук. Однако Огюст Конт считал, что социология должна развиваться тем же путем, что и естественные науки, несмотря на своё коренное от них различие.

Получается, что место социологии в системе наук определяется, прежде всего, тем, что социология являет собой науку об обществе, а значит и включает в себя общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Социологические методы изучения человеческой жизнедеятельности, его взаимодействий с другими людьми используются во всех остальных гуманитарных науках. А кроме традиционных социологических исследований (о них мы поговорим позже), используется масса других, проводимых на стыке с другими отраслями знаний. Их называют социальными.

В некотором роде социологию можно назвать «генератором» по отношению к остальным общественным наукам, потому что она, в отличие от остальных (истории, например) изучает свойства, присущие для всего общества в целом, повторяющиеся во времени и пространстве. Таким образом, социология изучает то, что становится общим для всех социокультурных явлений: для любых войн, революций, наций, религий и тому подобного. Однако история и социология тесно взаимосвязаны и одно без другого существовать не может.

Рассмотрим взаимодействие социологической науки с некоторыми наиболее основными и ключевыми общественными теориями. Начнем, конечно, с истории, поскольку разговор о ней уже был начат. Ключевое различие заключается в том, что для истории центральными являются необычные события, в своем роде уникальные, а для социологии все-таки каждодневный быт выходит на центральную позицию. Но очень важно отметить, что для обеих наук есть две главенствующие проблемы. Первая заключается в том, что существуют определенные социальные закономерности, а вторая связана с существованием индивидуальных, неповторимых процессов и событий. И тогда мы получаем, что выявить эволюцию субъективно-объективных связей, можно только используя и социологию, и историю одновременно.

Вторая теория, о которой мы будем говорить – политическая экономия. Поскольку основной формой человеческой деятельности является материальное производство и экономическая деятельность, можно сделать вывод, что изменение средств производства или, например, роли или места человека в производственном процессе может очень сильно повлиять на эволюцию социальной деятельности людей. А вот сама трудовая деятельность и её успешность уже зависит от самого человеческого существа, его развития (это уже изучает социология) Поэтому неизбежность взаимодействия социологии с экономикой отрицать сложно.

Такая наука, как политология изучает политическую жизнь общества и политические отношения. Но выявить закономерности политической жизни можно, только основываясь на особенностях, свойственных всему гражданскому обществу, как социальной системе, что изучается посредством социологии. Да и с другой стороны нельзя понять и объяснить общество, если не будет политического влияния от разных режимов.

Кроме того, социология связана с психологией и на стыке этих двух наук тоже образована новая – социальная психология.

Ну и наконец, социология имеет тесную взаимосвязь с философией. Самое важное отличие заключается в том, что философия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, объективную реальность, этим собственно социология и занимается. Но практически все философские законы и категории используются для изучения и понимания социологии общества, связей, отношений между людьми, социальных действий и остального. Собственно говоря, социология, как и многие другие науки, выделилась из философии и даже после обозначения социологии как отдельной науки довольно продолжительный период работы социологов очень напоминали труды социальных философов. Дело в том, что у социологии и социальной философии очень широкая область совпадения объекта изучения, различия, в основном, представлены в предмете.

Лекция 2.

Основные социологические термины. Предмет познания социологии.

^ Система социологического знания в качестве элементов включает социальные факты, то есть реально существующие, поясненные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как:

  • общие и специальные социологические теории (например, теория стратификации, теория культурного релятивизма и так далее). Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма.

  • отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

  • методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

Известно, что объектом социологии принято считать совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отно­шении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же од­нозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей исто­рии существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понима­ние предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой. Предмет исследования существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.

Основоположник социологии, французский мыслитель Огюст Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм называл предме­том социологии социальные факты. При этом социальное, по мнению Эмиля Дюркгейма, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях. С точки зрения немецкого социолога Макса Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по Максу Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с оп­ределенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. В марксизме предметом социологического исследования явля­ется научное изучение общества как социальной системы и составля­ющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Таким образом, мы можем выделить следующее определение социологии: социология — это наука об обществе как социальной системе в це­лом, функционировании и развитии этой системы через ее состав­ные элементы: личности, социальные общности, институты. В учеб­ном пособии «Социология» Геннадия Васильевича Осипова, на­писанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных зако­нах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из, определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении - определить систему связей между отдельными частями структуры.

Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, то есть взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

Под условиями существования социальных структур понимаются, прежде всего, физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).

Социология – это не просто наука об обществе, а наука об обществе как общественной структуре в целом, функционировании и динамике этой системы через её основные составные части: личность, социальные общности, институты. Вообще существует масса схожих определений, выбрано наиболее расхожее и понятное. Хотя и в нем есть слова, которые можно понять двояко, многие термины при их использовании в контексте другой теории приобретают новый смысл, не говоря уже об использовании в разных науках. Это не будут полноценные омонимы, однако все-таки очень важно познакомиться с наиболее распространенными для науки терминами и их основными значениями.

Для начала определим те слова, которые встретились нам при попытке объяснить, что такое социология. Этих слов три: личность, социальная общность, институт.

  1. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Личность – стабильная система социально-значимых черт, характеризующих индивида, продукт развития внутри социума и включения индивидов в систему общественных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Конечно, личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем, исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. Например, каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и тому подобные характеристики. Даже примитивные племена имеют, по крайней мере, возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.

  1. Социальная общность - группа индивидов, характеризующаяся:

- относительной целостностью;

- выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения;

- выполняющая ту или иную совместную деятельность.

Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и другие подобные совокупности.

  1. В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, профсоюзам, объединениям), используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, то есть реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Другими словами: институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Считается, что общество представляет собой систему институтов.

А социальный институт – исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающих совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля.

Кроме этих трех основных терминов, хотелось бы разобрать ещё несколько, с которыми придется столкнуться в процессе изучения социологии.

Общество – совокупность индивидов, заключенная в определенные географические рамки, имеющая общую систему норм, законов и ценностей и определенную социо-культурную и (или) национальную идентичность.

Ценности – социально-разделяемые и поощряемые преобладающим большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, верность, дружба.

Потребность – положение, которому свойственна неудовлетворенность требований организма, необходимых для его бесперебойного функционирования и направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Депривация – состояние периодического угнетения, неудовлетворения жизненно важных потребностей, которое может привести к потере ориентирования.

Социальная депривация – недостаток у личности информации о культурных нормах и правилах, которые приняты в обществе и навыков использования этих правил в жизни.

Социальный конфликт – столкновение противоположных позиций, взглядов, суждений; наивысшая фаза формирования противоречий в организации взаимоотношений людей и социальных институтов, социума в целом, которая характеризуется обострением оппозиционных тенденций и интересов социальных общностей и отдельных личностей.

Социальный контроль - совокупность орудий, благодаря которым социум или социальная группа обеспечивает конформное поведение его членов по отношению к ценностным запросам и ожиданиям.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука iconОбъект, предмет, структура и функции социологии. Место и роль социологии...
Термин «социология» происходит от 2 слов: лат общество и греч наука, наука об обществе, наука о закономерностях развития об-ва

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука iconПредмет и объект социологии, основные понятия
Социология — наука о закономерностях развития, становления, функционирования общества, а также форм его организации: социальных систем,...

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука icon1. Объект, предмет, специфика социологии. Социология
Социология – наука, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих...

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука icon1. Социология как наука Социология учение об обществе. Объект социологии...
Конт (1798-1857) французский мыслитель, кото-рый считается основоположником социологии как самостоя-тельной науки. Главный труд Конта...

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука iconЛекция № Социология как наука Предмет, объект, функции и методы социологии...
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение»....

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука iconВопросы к экзамену по социологии (модуль «экономика»)
Цель и задачи дисциплины «социология», ее место в учебном процессе студентов вуза. Происхождение и значение термина «социология»....

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука iconВопросы для зачета по социологии
Социология как наука: понятие, предпосылки возникновения, предмет и объект, структура социологического знания, методы и функции,...

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука icon1. Социология как наука 1
Сегодня социология – это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и...

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов