Скачать 217.52 Kb.
|
Презентация Человек тысячелетия АЕК Казачинский А.Е. Человек тысячелетия ![]() «Есть одна история – история человечества, нет истории отдельных стран» /Ф. Бродель и Н. Конрад/ Содержание «Человеку свойственно смотреть на себя как на цель творения» /И.Гёте/ ![]() Введение Глава I. Человек XXI века – идея человека ![]() 1.1. Определение человека XXI века 1.2. Три основные идеи человека: философская, теологическая и научная 1.3. Психофизиология человека XXI века 1.4. Психология человека XXI века 1.5. Онтология человека XXI века 1.6. Информация и человек XXI века 1.7. Человек конца XXI века Глава II.Человек XX века – «XX век… ещё бездомней»… 2.1. Что ж человек? – «сознанье страшное обмана» /А.Блок/. Образ анонимной силы 2.2. Революции XX века – революции сознания человека 2.3. Авторитарная совесть авторитарного человека /Э. Фромм/ 2.4. Войны, убившие человека в человеке – диагноз человеческой истории: «Пустыня растёт» /Ницше/ 2.5. Атомный человек – человек-атом 2.6. Человек космоса – космический человек, космическое сознание 2.7. Человек-потребитель – потребительское отношение, потребительское сознание 2.8. Информационный человек – информационное сознание 2.9. Конец человека XX века – уходящие революции ![]() Глава III. Человек XIX века – «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» /А.Блок/ 3.1. «Беспечный брошен человек» /А.Блок/ 3.2. Экономический человек – «век расшибанья лбов о стену экономических доктрин…»/А.Блок/ 3.3.Человек и образование – образованный человек 3.4. Человек и наука (научные открытия) – человек научный 3.5.Человек и «история общества» /О. Бальзак/ 3.6.Человек и свобода – свободный человек 3.7. Человек и культура – культурный человек ![]() IV.Человек XVIII века –«умей пользоваться умом». 4.1. Человек эпохи Просвещения – критический человек 4.2. Человек эпохи критики разума 4.3. «Новый человек» Ж.Ж. Руссо 4.4. Научная культура и интеллигентный человек 4.5. «Новая наука» Дж. Вико – человек исторический 4.6. Человек «петровской» эпохи – человек реформ и европейской цивилизации 4.7. Человек «Золотого века» Екатерины II – эпохи дворцовых переворотов и «самозванства» 4.8. Перспектива русского человека – сила и мощь русского человека ![]() ![]() V. Человек XVII века – век гениев: Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон 5.1.Наука как фактор изменения европейского сознания человека 5.2. Новое время: становление в Европе гражданских прав и прав человека – правовой человек 5.3. Человек промышленной революции – человек «промышленный» 5.4. «Трактат о человеке» (теория Декарта) 5.5. «Человек – существо мыслящее» /Паскаль/ 5.6. Человек эпохи Корнеля, Мольера, Лафонтена, Расина – возвращение к Античности 5.7. Человек эпохи восстаний, интервенций и русского самосознания 5.8. Человек эпохи начала династии Романовых – романовский стиль 5.9. Человек эпохи церковного раскола – реформа патриарха Никона VI. Человек XVI века – эпохи Возрождения ![]() 6.1. Человек эпохи человеческого достоинства 6.2. Новая философия человека – антропоцентризм. / Пико Делла Мирандола/ 6.3. Человек Абсолюта – Николая Кузанского. Идея терпимости 6.4. Человек Дж. Бруно – человек современного мышления 6.5. Человек как средство достижения цели политика – Макиавелли и «доблесть человека» 6.6. Человек Утопии – утопический человек 6.7. Человек - Титан эпохи Возрождения 6.8. Человек-противоречие: величие и падение 6.9. Человек «золотого сечения» - человек опыта 6.10. Человек эпохи Ивана Грозного ![]() VII.Человек XVв.–человек переходного периода 7.1. Менталитет средневекового человека – от неуниверсальности до символа 7.2. От рыцарской культуры до культа девы Марии 7.3. Университетская культура человека 7.4. Человек играющий – праздники и игры в жизни человека 7.5. Человек начала эпохи Великих географических открытий – «человек - Колумб» 7.6. Человек московского царства - москвитянин VIII. Человек XIV века – кризис феодализма. Перестройка христианского мира ![]() 8.1. Человек территориального государства – человек классического средневековья 8.2.Человек готического стиля - «человек-гот» 8.3. Формирование умственной культуры средневекового человека 8.4.Книга как средство обучения – десакрализация книги 8.5.Человек с интеллектуальной ответственностью 8.6. Централизация русского самосознания IX. Человек XIII века –человек эпохи Капетингов и Иоанна Безземельного ![]() 9.1. Человек эпохи растущего превосходства купечества 9.2. Экономическая эволюция улучшила судьбу крестьян 9.3. Конфликт между папством и империей 9.4. Влияние городской культуры на средневекового человека 9.5. Эпоха нашествия хана Батыя и правления Александра Ярославича Невского ![]() X. Человек XII века – эпоха внутренней и внешней экспансии 10.1. Продолжение крестовых походов: II крестовой поход, III крестовой поход в 1187г. – поражение христиан ( впервые приняли участие три западных государя), IV крестовой поход - победа западноевропейского варварства 10.2.Человек феодального образца 10.3. Духовно-рыцарские ордена – благотворительная и политическая деятельность 10.4. Человек эпохи «Повести временных лет» и начала распада Древнерусского государства 10.5. Переход княжеской власти от киевских князей к владимирским, первое упоминание о Москве – 1147г. ^ ![]() 11.1. Человек на распутье двух религий 11.2. Первый крестовый поход летом 1096г. 11.3. Взятие Иерусалима 15 июля 1099г. 11.4. Человек эпохи клюнийского движения – стремление к духовным подвигам 11.5.Человек эпохи Ярослава Мудрого. Русская, правда Ярослава Мудрого XII. Человек X века – человек эпохи Каролингов ![]() 12.1. Появление замка как центра феодальной организации 12.2. Человек эпохи сеньоризма: 971г.- титул рыцаря; 986г.- первый частный суд; 988г. – впервые сеньор, граф де Шалон ввёл подати с сервов и свободных крестьян 12.3.Бенефиций как основа системы личных связей высшего слоя феодального общества 12.4. Человек эпохи Киевской Руси. Крещение русского человека 12.5.Походы князей Олега и Игоря в Византию XIII. Человек предыдущего тысячелетия: от I в. н.э до X в. н.э 13.1. Человек эпохи диких германцев 13.2. Человек эпохи От Заката до Регресса 13.3. Римская цивилизация покончила самоубийством, но цивилизации не умирают 13.4.Человек эпохи франков ![]() XIV. Человек начала эпохи Христианства: от V века до н.э. до I века н.э ^ XV. Человек конца XXI века – человек космического сознания и космического бытия ![]() 15.1. Вселенная однажды создана с единственной целью появления человека 15.2. «Человек, конечно, явлен или явился истории…» 15.3. «Идея» овладения человеком собственной историей 15.4. Человек не вполне ещё стал человеком XVI.Человек третьего тысячелетия – человек эпохи звёздных войн и освоения новых галактик ![]() 16.1. Неутолённый разум и «удалённые» чувства 16.2. Земля сокращает жизнь «ленивым» и «скучным» её представителям 16.3.Капитаны далёких галактик и искатели приключений 16.4. Космические пираты и новые «невозвращенцы» 16.5. Судьба планеты Земля в руках Космического правительства 16.6. Колонии-поселения на космических орбитах Первая глава приоткрывает завесу тайны человека XXI века… Человек XXI века живёт в единовременном происшествии… Информационное многообразие и коммуникации, скоростные виды наземного и воздушного транспорта позволяют современному человеку не только быть свидетелем предстоящего события, но и опережать время передачи информации о происшедшем. Сам человек – участник реального события, может ещё раз стать свидетелем и одновременно зрителем происшедшего события… Вторая глава задаёт вопрос: что породил и что увидел Человек XX века? Революции, две мировые войны; «атом» –Хиросима и Нагасаки, Чернобыль, Фукусима I; космос, потребление, информация, коммуникации и различные виды сообщений и передвижений … И многое, многое другое, что сегодня стало атрибутом повседневной жизни современного человека. Начало XX столетия давало всем надежду на возрождение лучших качеств человечества… Но в конце XX века человек обнаружил, что господствуют две реалии: глобализация и терроризм. Третья глава вводит нас в мир надежд и будущих свершений технического прогресса – «век XIX, железный, воистину жестокий век». По мнению Фукуямы, девятнадцатый век Европы начинался в судорогах войн и революций, в основном это было столетие мира и беспрецедентного роста материального благосостояния. Для оптимизма были две крепкие основы. Первая — вера в науку; вторая — что свободное демократическое правление будет распространяться, захватывая одну страну за другой... Духовные постижения XIX века выше некого общего знания о человеке. Но Европа порождает модель экономического человека, которая содержит три фактора: цели человека, средство их достижения, информация о процессах, благодаря которым средства ведут к достижению целей… В западном мире окончательно выделились три сферы современной цивилизованной жизни: рынок, государство и общество… Бальзак обозначил главные силы эпохи: деньги, пресса, бюрократия. Четвёртая глава подводит нас к веку Просвещения… XVIII век в Европе – век систематизации научных и культурных открытий предшествующих столетий… Природа создала человека, дав ему предпосылки развития и совершенствования. Но заботой природы было так же и то, чтобы в человеке был заложен ещё и зародыш разума, посредством которого, если этот зародыш развивается, человек предназначается для общества /И.Кант/… А общество – одна из причин деформации природы человека. Мы утрачиваем способность познать человека… XVII век подарил надежду на раскрытие в человеке нового неизведанного в культуре и науке… Пятая глава встречает веком гениев… Какой запутанный для истории человека век… XVII век – это начало Нового времени в европейской истории. Это время первых буржуазных революций… Наука изменяет европейское сознание человека, происходят глубокие изменения в экономике, политике, социальных отношениях. Меняется сознание людей. Промышленная революция формирует человека промышленного. С одной стороны – XVII век – один из величайших этапов развития европейской культуры. В Европе происходит становление гражданских прав и прав человека. Формируется правовой человек. С другой – для России XVII век – «бунташный» век. Шестая глава открывает эпоху Возрождения… Уроки XVI века…У человека земное предназначение и его долг сообща строить град земной», – так определял миссию человека на земле Салютати. Возрождение заставило человека вернуться к лучшим образцам человеческого поведения и отношений, запечатлённых в формах античного искусства и произведениях древнегреческих классиков. «Возрождение исторического сознания», – вот что необходимо сегодня и Европе, и России. Человек есть принуждение самого себя, а может быть и творение самого себя, – так видится возрожденческий постулат, только наоборот. Седьмая глава подводит нас к ментальности человека средневековья… Человек XV века – человек переходного периода: человек символический, человек-рыцарь, человек играющий, человек расширяющий пространство… человек уплывающий в неизведанное пространство; расширяется реальный мир; мир натурально-образный, становится сферическим. Округлость мира не добавляет ясности; расширяет пространство познания, но насаждает привычки подчинения и страха. Человек XV века переносит свои страхи за океан, привнеся туда цивилизацию, сам остановился в развитии… Восьмая глава вводит нас в кризис феодализма и перестройку христианского мира. На сознание средневекового человека влияло чувство неуверенности: неуверенность – всё это определяло поведение и менталитет человека средних веков. Это чувство и определило роль авторитетов в жизни людей... Средневековое сознание можно было потрясти только чудом и авторитетом. … человек реализует свою универсальность только в создании нового мира. Человеку необходимо второе рождение, чтобы стать человеком. Европа на тот момент была лишена и возможностей, и условий. Девятая глава вводит нас в эпоху человека экономической эволюции… В XIII в. быстро росли независимые и полунезависимые города: Венеция, Флоренция, Генуя, Лиссабон, Париж – торговые центры, в которые стекалось множество деловых людей. Европа стала меняться в сторону урбанизации и культуризации. Арабы оказали историческое влияние в возвращении для Европы Аристотеля, а Фридрих II способствовал проникновению арабской философии и науки. Очень важную роль в формировании умов сыграли евреи. А в это время на Руси наступает эпоха политической раздробленности …Окончательному распаду древнерусского государства способствовала, пришедшая из Азии, новая волна кочевников – монголо-татар... Нашёлся интеллектуальный смельчак, который обвинил Европу в невежестве… Бэкон взорвал средневековое невежество: «Довольно подчиняться догмам и авторитетам, взгляните на окружающий мир!». Бэкон обличал четыре источника невежества: почитание авторитетов, следование обычаям, невежественность толпы и не желающую ничему учиться гордыню. ^ Интеллектуальный прорыв европейского самосознания. Духовное возрождение Европы. Двенадцатый век – человеческая мысль в Европе становится смелее и свободнее… Возрождалась торговля, в городах вновь росло благосостояние жителей, они почувствовали себя в безопасности. Повышался уровень образования духовенства, и знания распространялись среди мирян. Это пробуждение умов не ограничивалось кругом образованных и независимых людей… Пробудился и разум простого человека, чего в истории ещё не случалось. Западноевропейское варварство победило самое культурное государство средних веков Самым важным следствием крестовых походов было культурное влияние Востока на Западную Европу. В начале XII в. «Начальный свод» был снова переработан: монах Киево-Печерского монастыря Нестор — книжник широкого исторического кругозора и большого литературного дарования создает новый летописный свод — «Повесть временных лет». Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной… Чингисхан – великий человек тысячелетия. Одиннадцатая глава показывает человека на распутье двух религий… Средневековое общество отступило к более архаичным формам. … феодализм – продукт попятного движения – получил лишь вторичную легитимизацию… В жизни церковной Византии в XI веке произошло окончательное разделение церквей. В 1054 году состоялся собор, преданный проклятию римскими легатами. Восточная церковь с этих пор окончательно отделилась от церкви западной (разделение церквей, также Великий раскол и Великая схизма)… Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году взаимные проклятия была сняты… При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла расцвета, расширились её торговые, политические связи с государствами Европы. Киев вёл большую торговлю с Германией, Польшей, Византией, странами Востока. Многие страны желали породниться с великим князем Русского государства… Двенадцатая глава выделяет человека эпохи Каролингов и эпохи киевской Руси… Феодализм зародился в каролингские времена. Он расцвёл около тысячного года в разных вариантах, в зависимости от места и фазы своей эволюции в той или иной стране… Феодализм – это прежде всего система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества… Феодализм был эпохой жеста, а не письменного слова. Появление сильного нового государства в Европе. Сие случилось в 862 году, а в конце X века Европейская Россия уже не менее нынешней, она есть, во сто лет, она достигла от колыбели до величия редкого. Но постигла Россию та же участь, что и германские народы сообщили Европе – Россия разделилась, стала удельной… Урок для европейцев. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и губили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтожный городок к своему уделу. Тринадцатая глава приоткрывает нам человека предыдущего тысячелетия… В продолжении нескольких тысяч лет западный мир являлся ареной, на которой разыгрывалась драма борьбы между арийцами, семитами и основной смугло кожей расой; в эту борьбу совершенно не вмешивались ни чернокожие народы юга, ни монголы с далёкого востока… Можно рассматривать «историю Европы под более широким углом зрения, как часть всемирной истории»… Попытаться рассмотреть развитие европейского человека параллельно с русским человеком. ^ Христианство зародилось как сектантское движение в палестинском иудаизме. По мнению Т. Парсонса, ранняя христианская церковь превратилось в религиозное сообщество типа ассоциации, независимое от каких бы то ни было естественно заданных сообществ аскриптивного типа, будь то этнических или территориальных… Она сосредоточилась вокруг чисто религиозной задачи – спасения души каждого отдельного человека… Пятнадцатая глава предлагает нам человека космического сознания и космического бытия… По мнению Морена, мы находимся в конце Истории… человечество находится в конце того этапа, который называется историей, которая, по мнению Морена, не является неотъемлемой характеристикой человечества. «Ведь человечество жило, эволюционировало в течение многих тысячелетий и без истории!»…. Из-за того, что в истории постоянно действует незавершенность, все должно беспрерывно меняться. История сама по себе не может быть завершена. Она может кончиться лишь в результате внутренней несостоятельности или космической катастрофы. Шестнадцатая глава предупреждает нас о человеке эпохи звёздных войн и освоения новых галактик… Третье тысячелетие только наступило, а мы уже заглядываем в следующее тысячелетие – четвёртое. Почему? Ста лет и более человечеству на осмысление не хватает. Нужны потрясения – войны, катаклизмы, техногенные катастрофы… По мнению Э. Морена, «современный человек отличается глубокой слепотой во взгляде на природу, и даже на то, что должно быть важным, существенным знанием». Конечно, невозможно познать весь мир, охватить всё множество форм в процессе его трансформаций. Человечеству не хватает знаний о человеке, о человеческой природе, о способностях, о своём предназначении, о возможностях применения человеческих знаний не во вред человечеству. Большинству людей кажется, что достаточно окончить школу и получить высшее образование и на этом когнитивный этап познания мира заканчивается. И как результат, мы имеем упущенные возможности и нереализованные способности. Многие считают, что всё в мире устроено просто, а события носят случайный характер… ^ – это и угроза исчезновения уникальных территорий, самобытных народностей, свободного развития независимых государств и национальных объединений; это и возможность оказания помощи слаборазвитым странам, поддержка слабых экономик, интеграция науки и образования, расширение возможностей современных коммуникаций и путей торговли… Как нужно верить в Человека после того, что он натворил в европейской и русской истории за тысячу лет?! Сколько нужно образов веры, чтобы сохранить уважение и любовь к Человеку?! Почему исторический прогресс коснулся и общества, и культуры, и экономики, и права… А человека затронул по касательной, оставив ему библейские сюжеты и литературные образы из классических произведений, вызывающих рефлексию и житейскую самоуспокоенность… Самодовольство и самобахвальство «лжепророков», обещающих искупление грехов ценой новых человеческих – напрасных жертв во имя глобальной идеи очередного абсурда… «Развитие европейского интеллекта привело культуру к духовной опустошённости» ( М.Бубер) ^ С самого начала своего существования человек представляет зрелище для самого себя. Фактически он уже десятки веков смотрит лишь на себя. /Пьер Тейяр де Шарден/ ![]() Человек, остановись… Осмотрись вокруг, посмотри, что ты натворил и что не успел сделать…Сделай десять шагов назад… по лестнице истории. Каждый шаг – это столетие: событий, деяний, прозрений, открытий, свершений. Каждый шаг по лестнице вниз, ведущей вверх, наполняет наше сознание уверенностью, силой и ответственностью за будущее. Земля, наша планета - это и наше прошлое, и наше будущее. Земля – это наш общий дом. «Человек направляется к своему дому: я не знаю, что он несёт туда – ссору или любовь. Я должен спросить себя: «Что это за человек?»/ Антуан де Сент- Экзюпери/. Книга «Человек тысячелетия» вызывает очень много вопросов и после прочтения, и во время прочтения.… Самый главный вопрос остаётся открытым: «Человек был задан или не задан природой?» В природе есть некая заданность. Человек сразу обратился к поиску своего происхождения, но позже, и к другим источникам. Но вначале он попытался ответить сразу на все вопросы бытия через Библию и призвать в свидетеля Бога! ^ Человек борется с самим собой или самосовершенствуется, отсекая в себе лживое, неудобное, ломкое, слабое, осторожное всеядное существо. Человек распял человека и после этого стал совершенствоваться. И, наконец, изобрёл атомное распятие, проверил на практике. Изобретение оказалось устрашающим. Это поняли все: и палачи, и жертвы, и судьи. Но до сих пор есть некая тонкая грань, которую может нарушить тот же человек, но ещё неизвестный нам. Скоро изобрели электронное судилище, где все и палачи, и свидетели, и жертвы, и судьи. Но кто-то наблюдает за всем этим. Чтобы отодвинуть сроки осуждения неугодных - (неудобных) людей, изобрели потребительское ложе. И оно оказалось «прокрустовым». На все не хватает. Нужен «золотой миллиард!" Идея-мистерия работает. Каждый человек хочет быть избранным. Хотя бы на чуть-чуть. По времени, по средствам, по возможностям, по связям. Лучше – по рождению! Закончить хотелось бы фразой русского писателя Вл. Набокова: «Создают и формируют человека три силы: наследственность, среда и неизвестный фактор Икс. Вторая сила – среда – самая ничтожная, и третья – фактор Икс – самая важная». |
![]() | ... | ![]() | Ствование о прошедшем, об узнан- ном, исследованном. Имеет много определений, но прежде всего это процесс развития в природе и обществе;... |
![]() | История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций;... | ![]() | На рубеже третьего тысячелетия фантастические достижения науки и техники, медицины и информатики не могут изменить главного: человек... |
![]() | Человек живёт в мире информации. Ещё с древних времён в процессе общения с другими людьми человек передавал и получал информацию.... | ![]() | На рубеже третьего тысячелетия фантастические достижения науки и техники, медицины и информатики не могут изменить главного: человек... |
![]() | Я. Г. Риер. История средневековых цивилизаций. Часть IV. Духовная жизнь и культура Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы во... | ![]() | Середина I тысячелетия до н э. – возникновение греческих городов-государств в Северном Причерноморье |
![]() | Кэннон Долорес К98 Иисус и ессеи: Беседы сквозь тысячелетия / Перев с англ. — М.: Ооо издательский дом «София», 2006. — 336 с | ![]() |