Введение 3




Скачать 113.75 Kb.
НазваниеВведение 3
Дата публикации05.09.2013
Размер113.75 Kb.
ТипРеферат
zadocs.ru > История > Реферат
ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК СИСТЕМНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ПОНЯТИЯ «СИСТЕМА» И «ОБЩЕСТВО» И ИХ СООТНОШЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ 3

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА 4

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СИСТЕМА» 5

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» 8

4. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ


Понятие «общество» является одним из наиболее употребительных как в гуманитарных науках, так и в повседневной жизни. Тем не менее, данный термин отнюдь не является простым и однозначно понимаемым. Многие обществоведы согласны с мнением Н. Лумана о том, что "со словом "общество" не связаны никакие однозначные представления", а "то, что обычно называют "социальным", вовсе не обозначает какой-то один объект".1

По мнению американского социолога Н. Смелзера, "ученые с трудом определяют сущность понятия общество".2 Оказывается, мы не знаем точно ни что такое общество, ни что такое социальное. Таким образом, работа, направленная на определение понятия «общества» имеет большое практическое значение. Актуальность темы исследования определяется интенсивными преобразовательными процессами, которые происходят в настоящее время на всех иерархических уровнях общества.

Целью работы является определение понятия «общество» с системных позиций. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1. Осветить кратко историю вопроса;

2. Дать определение понятию «система»;

3.Дать определению понятию «общество» как системной целостности;

4. Рассмотреть основные признаки общества.

При написании работы использовались монографии отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия по социологии, справочные и энциклопедические данные.
^

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА


В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества3:

- Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;

- Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (например Руссо, Ж.-Ж.);

- Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;

-Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;

- Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.

Предметом рассмотрения настоящей работы является определение понятия «общества» с точки зрения последнего подхода. Для достижения указанной цели следует, в первую очередь, определить понятие «система».
^

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СИСТЕМА»


В научной литературе существует свыше 50 определе­ний «системы», данных специалистами различных профи­лей. Обобщив их, можно сказать, что система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимных связях и образуют единое целое. При этом последнее выступает уже новым образованием по отношению к от­дельным элементам, из которых оно состоит, и его свой­ства не сводимы к свойствам элементов.4

Таким образом, система, с одной стороны, нечто самостоятельное и отличное от ее элементов, а с другой стороны, она в то же время зависит от них. А элементы, входящие в систему, в свою очередь приобретают прису­щие ей свойства и черты поведения.

Исследование объектов и процессов с помощью сис­темного анализа есть выяснение характера системных связей как целого и его взаимодействия с окружающей средой; изучение свойства интересуемого целого через его структуру, а также подробное рассмотрение той роли, кото­рую выполняет тот или иной элемент в этой структуре,

Системные связи, существующие в практике, имеют многоуровневый характер. Например, можно выделить связи как между элементами системы, так и между систе­мой как единым целым и ее составляющими элементами. А так как каждая система может включать в себя подсис­темы, то количество связей, естественно, увеличивается.

Подсистемы в рамках основной системы имеют опреде­ленную соподчиненность, поэтому вычленение опреде­ляющей подсистемы позволяет исследователю раскрыть закономерности развития и функционирования всей сис­темы.

Огромное значение в системном анализе, особенно при изучении процесса развития, имеет «структура». По­нятие структура (от лат. structura — строение, расположе­ние, порядок) означает совокупность взаиморасположе­ния и устойчивых связей составных частей объекта, бла­годаря которым обеспечиваются его целостность и тождественность самому себе (т.е. при различных внеш­них и внутренних изменениях сохраняются его основные свойства).

Социальная структура — это «определенный способ связи и взаимодействия элементов, Т.е. индивидов, зани­мающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей».5

Если попытаться конкретизировать данное понятие, то его можно представить следующим образом: Социальная структура предполагает:

1) устойчивые связи между любыми элементами обще­ства, устойчивые взаимозависимости, корреляции;

2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней, «этажей», согласно значимости элементов, входящих в структуру;

4) регулирующий, инициирующий, динамичный кон­троль за поведением элементов.

Перечисленные факторы оказывают определяющее значение в создании и поддержании всего общества и его составных частей.

Таким образом, под социальной структурой понимает­ся совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, составляющими систему, которые определя­ют ее качественное своеобразие и строение. В отличие от системы, которая есть результат интеграционных связей элементов, структура выражает их качественное своеобра­зие, позволяет системе приобрести определенность и устой­чивость. Структура — это способ связи элементов друг с другом, и она выражается в виде разнообразных функций.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следую­щий вывод — всякая система отражает свойственную процессу (или явлению) целостность, только в рамках которой возможно его существование, а структура выра­жает качественную определенность его, которая находит свое выражение в специфике функционирования данной конкретной системы.

Естественно возникает вопрос, как соотносятся систе­ма и структура. Так как структурные связи зависят от того места, которое занимает тот или иной элемент, то разви­тие самой структуры находит свое выражение во взаимо­действии ведущих элементов со второстепенными (на­пример, роль лидера в коллективе). Взаимодействие и развитие элементов приводит к тому, что они становятся более многообразными и приобретают интегральные ка­чества, что в конечном итоге ведет к увеличению систем­ных связей. Это означает, что любая значительная пере­мена в структуре влияет на систему. Система также влияет на структуру, но, конечно, не непосредственно, а через элементы системы, способствует или тормозит их разви­тие в каком-либо направлении.
^

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО»


Как уже отмечалось выше, «общество» является исход­ной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.

В научной литературе под ним подразумевают и пре­дельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятель­ности и культуры, и рационально организованную форму совместной деятельности людей и т.п. О.Конт рассматри­вал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. Позднее социологи стали выделять другие системообразующие признаки, но при этом все сходились в одном — общество понимали как своеобразный социальный орга­низм, как сложное целостное образование. Все эти опре­деления объединяет то, что они нацелены на системный подход к анализу общества.

В «Социологическом энциклопедическом словаре»6 одно из приведенных определений общества выглядит следующим образом: общество — это «сложив­шаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, на­правленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей».

Таким образом, в широком смысле слова общество — это исторически конкретная совокупность людей, яв­ляющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деягельности. Данную исторически развивающуюся совокуп­ность вполне естественно считать социальной системой, три этом самой большой системой. Социальной системе присущ, как и любой другой системе, специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к про­стой сумме качеств составляющих ее элементов. Слож­ность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объек­тами, более сложное как по многообразию связей, отно­шений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения. С этим связаны определенные трудности, с которыми сталкиваются социологи при изучении социальных систем.

Постулаты существования общества как системы представляют собой исходные, эмпирически неопровергаемые, положения, лежащие в основании структурно-функционального подхода к обществу. Проанализировав многочисленные исследования по этой проблеме, Мертон формулирует три таких постулата.

1. Функциональное единство общества. Иными словами, фундаментальным условием существования общества как системы является согласованность функционирования всех частей.

2. Универсальный функционализм. Этот постулат констатирует функциональную природу всех социальных феноменов (процессов, связей, отношений, предметов и т.д.).

3. Функциональная необходимость. Согласно этому постулату непременным условием социального (социальности) является способность к функционированию в составе социальной системы. Проще говоря, что не может функционировать, не может быть (стать) социальным (общественным).

Однако в таком виде эти постулаты применимы только к относительно простым социальным системам, и в современном сложноорганизованном обществе должны быть скорректированы.
^

4. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА


Принято выделять четыре основных признака общества.

Первый из них - территория, на которой происходит консолидация социальных связей и взаимодействий. Территория - это основа социального пространства, в котором формируются и развиваются социальные отношения, социальные институты, социальные группы.

Другой признак – это способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, что обеспечивает целостность и устойчивость общества. Встает вопрос о причинах стабильности общественной системы. Мнения социологов на этот счет разнообразны. Например, крупнейший американский социолог ХХ века Роберт Мертон считает, что общество сохраняется благодаря "фундаментальным ценностям", усваиваемым большинством людей и ориентирующим каждого человека на соблюдение норм совместной жизнедеятельности.7 Его коллега Эдвард Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием "общей власти", обеспечивающей контроль над всей территорией и законы.8

Трудно выделить основополагающие факторы стабильности общества, тем более, что они менялись вместе с обществом. Так, на ранних этапах человеческой истории внутренняя устойчивость общества достигалась, прежде всего, за счет межличностного воздействия. Люди были тесно связаны узами кровного родства и соседства, которые строились на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки.

Далее принято выделять такой признак общества, как его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью. Под последней понимается способность общества создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей, предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации, например, в области выбора профессионального образования, дальнейшего применения профессиональных знаний. Общество обладает самодостаточностью, или самообеспеченностью, что позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение - дать людям формы организации жизни, облегчающие им достижение личных целей. Регулируется общество возникающими внутри него самого социальными институтами. Любое общество создает социальные структуры и правила для них только те, в которых нуждается. Саморегуляция - это важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размеров.

Наконец, общество отличается большой интегрирующей силой. Оно социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняет поведение людей общепринятым нормам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, в разные исторические эпохи исследователи по разному подходили к определению понятия «общества». С точки зрения функционалистского подхода, идеологами которого выступили Парсонс, Мертон и др. видные социологи, общество рассматривается как система. Под системой понимают совокупность элементов, которые находятся во взаимных связях и образуют единое целое. При этом последнее выступает уже новым образованием по отношению к от­дельным элементам, из которых оно состоит, и его свой­ства не сводимы к свойствам элементов.

В соответствии с этим, общество — это исторически конкретная совокупность людей, яв­ляющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокуп­ность вполне естественно считать социальной системой, три этом самой большой системой. Социальной системе присущ, как и любой другой системе, специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к про­стой сумме качеств составляющих ее элементов.

Принято выделять четыре основных признака общества: территория, на которой происходит консолидация социальных связей и взаимодействий; способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей; автономность и высокий уровень саморегуляции; большая интегрирующая сила.

Таким образом, общество - универсальный способ организации социальных связей и социальных взаимодействий, возникающих между людьми.
^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  2. Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.

  3. Воронцов А. В., Громов И. А; Мацкевич А. Ю. Социология: XIX—XX вв. СПб., 1997.

  4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

  5. Луман Н. Теория общества. М., 1999.

  6. Плахов В. Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX—XX вв.). СПб., 2000.

  7. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

  8. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-сост.: З.Т. Голенкова и др. - М., 1998.



1 Луман Н. Теория общества / Теория общества. М. 1999. - С. 196.

2 Смелзер Н. Социология. М., 1994. - С.84.

3 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.


4 Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.


5 Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.


6 Социологический энциклопедический словарь / Ред.-сост.: З.Т. Голенкова и др. - М., 1998 - С.212.

7 Плахов В. Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX—XX вв.). СПб., 2000.

8 Там же.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение 3 iconВведение в языковедение
Р 45 Введение в языковедение/Под ред. В. А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996. 536 с. Isbn 5-7567-0046-3

Введение 3 iconТема Введение в психологию. Психологическая структура личности
Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития. Особенности психологических знаний

Введение 3 iconВведение Во «Введение…»
Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или,...

Введение 3 iconЛитература введение представления о новой проблематике плохо вяжутся...
Оглавление введение Социологический актуализм и концепция материалистического понимания истории

Введение 3 iconВведение в психологическое консультирование учебное пособие введение
В этом пособии мы ставим перед собой цель создать для студентов некую исходную систему координат, отталкиваясь от которой они могли...

Введение 3 iconМасанобу Фукуока Революция одной соломинки (Введение в натуральное...
Его метод возделывания почвы требует меньше труда, чем любой другой. Он не способствует загрязнению среды и не требует использования...

Введение 3 icon«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию
Введение в психологическую антропологию, М. Е. Жидко. – Учеб пособие. – Харьков: Нац аэрокосм ун-т «Харьк авиац ин-т», 2004. с

Введение 3 icon3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
Маслов Ю. С. Введение в языкознание оглавление предисловие Введение. Что такое н наука о языке? Глава I. Сущность языка: его общественные...

Введение 3 iconУчебное пособие для бакалавров по направлению «Филология»
Пособие отвечает требованиям образовательного стандарта бакалавриата по направлению подготовки 0327000 – филология, предусматривающего...

Введение 3 iconТемы курсовых проектов для студентов специальности «экономика и управление...
Курсовой проект включает введение, три раздела, список использованной литературы и заключение. Введение должно содержать актуальность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов