Скачать 5.04 Mb.
|
Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным советом по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова. Ф 96 История Оренбуржья. — Учебное пособие. — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. — 351 с. ISBN 5-88788-007-4 В книге в обобщенном виде излагается исторический путь Оренбуржья с древнейших времен до наших дней. В отличие от прежних подобных изданий в этом учебном пособии значительные события и факты освещаются в связи с деятельностью многих известных в истории края личностей. Книга адресована учителям и учащимся средних учебных заведений и студентам Оренбургской, Челябинской областей и Башкирии. ББК 63 (2Р36) Я7 ISBN 5-88788-007-4 © Оренбургское книжное издательство, 1996 ВВЕДЕНИЕ Оренбуржье — удивительный край. Мы любим его просторы, реки, раздольные степи и леса, бодрый морозец зимой и жаркое лето. Мы воссоздаем вехи прекрасной, хотя в чем-то трагической, но неповторимой родной истории. Эта книга — об основном богатстве края — его людях, пути, пройденном Оренбуржьем за четверть тысячелетия. Сама природа оренбургских степей, а не горы, препятствующие общению, издревле объединяла людей, способствовала их передвижению, превращала край в своеобразный мост, связывающий различные национальности. На север, юг, восток и запад через степи Южного Урала двигались, сменяя друг друга, различные племена. Создание системы крепостей, основание Оренбурга, безусловно, способствовало переходу этих народов от кочевого образа жизни к оседлому. Основанный по мысли и по воле Петра 1 его талантливыми сподвижниками Оренбургский край стал вскоре не только защитой империи от кочевников, но и зоной процветания торговли на стыке Европы и Азии. Оренбург тесными узами связал европейское и азиатское население России. Здесь мирно уживались различные народы и религии, возникло и стало одним из самых значительных казачье войско. На Меновом и Гостином дворах зазвучала разноязыкая речь. Город и губерния стали поистине вратами России в азиатские страны, а для последних — в Европу. Оренбургский край стал эпицентром самой крупной в истории России и Европы крестьянской войны. Не забыть и героическое участие оренбуржцев в Отечественной войне 1812 г., в освобождении Европы. Яркий след в истории края оставил один из участников этой войны и самый выдающийся губернатор земли оренбургской — Василий Перовский. Наш край был местом ссылки, и это в немалой степени способствовало пробуждению политического сознания людей. Здесь прозвучало эхо движения декабристов. Из среды оренбуржцев вышли видные представители народничества. Становление капитализма ускорило развитие Оренбуржья. Поднимались на борьбу за свои права рабочие и крестьяне губернии, становясь активными участниками революции ![]() Гражданская война и интервенция принесли неисчислимые беды и страдания народу, но в короткий исторический срок в период нэпа были восстановлены и сельское хозяйство, и промышленность. Отказ от нэпа, насильственная коллективизация по-сталински нанесли большой ущерб производительным силам и сельскому хозяйству Оренбуржья. Однако кооперирование, соответствующее общинным, национальным традициям народа, привело к возрождению сельскохозяйственного производства и росту товарной продукции сельского хозяйства. Весьма значительны, поистине поразительны успехи в развитии промышленности края за годы предвоенных пятилеток. Трагичны страницы истории края, как и всей страны, связанные со сталинскими репрессиями. Величайшие испытания во время Великой Отечественной войны оренбуржцы выдержали с честью. Широкое добровольческое движение, полтора десятка дивизий, сражавшихся с фашизмом, бурный рост производства для нужд фронта, поставки сельскохозяйственной продукции — все это ярко свидетельствует о преданности наших земляков своей великой Родине. В послевоенные годы шло наращивание промышленного потенциала, осваивались целинные и залежные земли, мощная река оренбургского газа потекла во многие районы страны. Темпам развития Оренбургской области, созданной в декабре 1934 года, может позавидовать любое цивилизованное государство. Переход к рыночным отношениям открыл новые перспективы в развитии России и Оренбуржья. Из любви к своим родным и близким, к своему жилищу, своей школе, своему району и области складывается великая любовь к России. Чем краше и надежнее малая родина, тем мощнее и прекраснее Россия. Неразрывно существуя, малая и великая немыслимы друг без друга. Могущество России в расцвете ее областей, в процветающей великой Родине — гарантия и перспектива развития нашего Оренбуржья. ^ Степные просторы Южного Приуралья, являясь частью необъятной Великой Степи, простирающейся от Алтая до Дуная, издавна служили ареной обитания, передвижения многих племен и народов. Человека с глубокой древности привлекало здесь обилие пастбищ и плодородных земель, месторождения медных и железных руд, богатые рыбой реки и озера, разнообразие растительного и животного мира. Эти земли уже в глубокой древности не были безлюдны, а наоборот достаточно обжиты и освоены человеком. Начиная с каменного века, здесь существовали поселения древних людей. Большие изменения в росте численности обитавшего здесь населения, в развитии его материальной и духовной культуры произошли в эпоху бронзы, охватывающую III—II тысячелетия до нашей эры. ^ Совсем недавно было сделано сенсационное открытие. На западной части территории Челябинской и восточной части Оренбургской областей были обнаружены остатки древних городов эпохи бронзы. До этого было известно, что на обширной территории степей в ту эпоху к западу от Урала проживали племена так называемой срубной, а к востоку — андроновской культуры, причем последняя охватывала регион от Урала до Алтая и Енисея. Андроновцы, говорившие на одном из диалектов древнеиранского языка, разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, занимались рыболовством. На Южном Урале выявлены и следы пойменного земледелия. Андроновское общество считалось довольно отсталым и архаичным, о чем свидетельствовала, в частности, бедность их погребений. В могилу вместе с умершим обычно помещали глиняную посуду, бронзовые украшения, реже орудия труда и вооружение. Но вот в 1985 г. археологической экспедицией под руководством челябинского археолога Г. Б. Здановича на юго-западе Челябинской области, на небольшой речке Синташта было открыто древнее укрепленное поселение. Спустя некоторое время неподалеку был обнаружен еще один подобный город — Аркаим, затем еще и еще. Всего было выявлено более десятка подобных памятников древности, в том числе один на территории Оренбургской области — у поселка Аландск Кваркен-ского района. Аркаим называют Троей бронзового века Урала. Гораздо лучше сохранившийся, чем Синташта, этот протогород XVII в. до н. э., ныне превращенный в музей под открытым небом, стал местом паломничества. На плане он представлен гигантским колесом диаметром 180 метров с двумя кругами мощных стен: внешним и внутренним. Особенно внушительна внешняя стена пятиметровой толщины, сложенная из грунта и имеющая внутреннюю галерею. С внешней стороны вокруг стены был вырыт глубокий ров. Внутренний ров перекрыт бревенчатым настилом и, по мнению исследователей, представлял ливневую канализацию. От стен по направлению к центральной площади располагались жилища. Эти дома были довольно велики: до 20 метров длиной и более 6 метров шириной, где, по подсчетам специалистов, могло размещаться до 50 человек. В каждом доме находились очаги, колодцы, ямы для хранения продовольствия, комнаты для отдельных семей. Пол был покрыт твердым слоем известкового раствора. Всего поселение вмещало до двух с половиной тысяч человек. У обитателей было много скота, особенно лошадей — стройных, тонконогих, быстрых, впрягаемых в боевые колесницы, эти древнейшие «танки» евразийских степей. Высокой степени совершенства достигло производство изделий из бронзы. Полагают, что они отсюда расходились по очень отдаленным местам. Какой же народ создал эти города? Большинство ученых считает, что это древние арии, индоарии. Открытие памятников типа Аркаима и Синташты вызвало дискуссию о том, что собой представляли эти сооружения. Одни исследователи считают, что это караван-сараи — крепости, в которых укрывались на ночь караваны с медной рудой из богатого Таш-Казганского месторождения. В качестве аргументов указывается то, что они расположены в две вытянутые с севера на юг цепочки на расстоянии около 50 км друг от друга, то есть одного дневного перехода. Другие утверждают, что это религиозные центры, в которых постоянно жило несколько сот человек: жрецы, ремесленники и охрана, а остальные приходили сюда на религиозные празднества из сельской округи. Третьи называют их культовыми храмами древних ариев, подобными описанным в древнеиндийском эпосе «Авеста». Куда же делись люди из этих поселений? Растворились ли в массе новых племен или ушли, переселились в другие края? По одной из гипотез древние арии совершили гигантское перемещение из южно-уральских степей через Южную Украину, Балканский полуостров до Микен, а затем в Иран и Индию. Возможно, что именно они принесли в Микены и Малую Азию культуру коневодства, неизвестную там ранее, искусство изготовления и применения боевых колесниц. Сарматы В первом тысячелетии до н. э. и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир. Термины «сарматы» и более ранний «савроматы» — собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие. Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому еще в древности эти курганы стали привлекать внима- ние грабителей, кладоискателей. С «деятельностью» целых артелей «маровщиков», то есть людей, раскапывающих мары, или курганы, столкнулись в середине XVIII в. первоустроители Оренбургского края. Одна из таких групп в составе пяти человек в 1753 г. была задержана в заволжских степях и доставлена в Оренбург по распоряжению губернатора И. И. Неплюева. В начале XX в. (1911) крестьяне села Прохоровка, нескольких соседних деревень Михайловской волости Оренбургского уезда (ныне — Шарлыкский район) самовольно раскопали десятки курганов в поисках золота и драгоценностей. Властям удалось отобрать лишь небольшую часть найденных вещей, а многие из них бесследно исчезли. Обеспокоенные ростом этого «археологического браконьерства» в изучение древних курганов активно включились ученые и краеведы, стремясь спасти для науки бесценные памятники исторических древностей. В результате этого была выделена особая, так называемая прохоровская культура сарматов, определено ее отличие от скифских памятников. В последующем советские ученые на основе накопленного материала глубоко осветили основные этапы развития сарматского общества, дали характеристику его материальной и духовной культуры, их связей с соседними племенами и народами. Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. было обнаружено неразграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более шестисот высокохудожественных изделий из золота и серебра. Описания античных авторов и богатый археологический материал позволяют представить достаточно полную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п. Сарматы с ранней весны до поздней осени кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряженных быками, верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя и род имели свои традиционные районы коче- вий, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам. В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные защитить людей от морозов. Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы владели умением добычи и обработки металлов. При поиске руд они нередко шли по путям, проторенным еще их предками — андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений; ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов. Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей. Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного рода. Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматекий период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего рода ги-некократия, т. е. господство женщин. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду... Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные со- 9 ки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках. Основным промыслом сарматов, как и многих других племен, находившихся на стадии варварства, была война. Многочисленные отряды сарматских конных воинов, нередко защищенных панцирями и кольчугами, вооруженных длинными железными мечами, луком и стрелами, наводили страх на соседние народы и государства. Римляне, столкнувшиеся с сарматской угрозой, так описывали этих кочевников: «Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены, между ними нет ни одного, который не носил бы налу-чья, лука и синеватых от змеиного яда стрел». Сарматы не только воевали, враждовали с другими народами, но и имели довольно широкие торговые связи с внешним миром. О географии этих связей говорят найденные в сарматских курганах оренбургских степей — Пятимарах, Мечет-Сае, Прохоровне, Покровке, Тара-Бутаке, Нежинке, Орске, Филипповке и др., — прекрасные золотые изделия среднеазиатской работы, иранские блюда и печать-, финикийское стекло, алебастровый сосуд с древнеегипетской надписью, самшитовый гребень, железный панцирь греческой работы и т. п. Среди ремесленных и ювелирных изделий, изготовленных сарматскими и иноземными мастерами, преобладают выполненные в так называемом «зверином стиле», свойственном также скифам, сакам, массагетам и другим родственным ираноязычным народам. На оружии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери: барс, пантера, волк, медведь, олень, горный козел, кабан, орел, а также баран, лошадь и др. Изображения стилизованы, полны динамики, экспрессии. Распространенным Сюжетом была борьба диких зверей. «Звериный стиль» был порожден религиозными верованиями, представлениями, связанными с поклонением животным. Ведущее же место в религиозных верованиях сарматов занимал культ огня, связанный с почитанием солнца как главного божества. Над могилой умершего сородича они разводили огромный погребальный костер и засыпали могильную яму его остатка- ми, т. е. углем, перегорелой и прокаленной землей. В могилах жриц встречаются каменные переносные алта-рики-жертвенники, также связанные с культом огня. В более позднее время у сарматов получило распространение поклонение мечу, символизирующему бога войны. По мере роста численности населения, увеличения поголовья скота расширялись зоны передвижений сарматов. Со временем они заселили обширную территорию от Тобола до Днепра и Северного Кавказа. Теснимые с востока гуннами и другими племенами сарматы, называвшиеся аланами, в конце IV в. двинулись на запад, дошли до Римской империи, Пиринеев и даже Северной Африки. Постепенно они растворились в массе других народов. При всей обширности территории обитания сарматских племен наиболее обжитой и заселенной была область южноуральских и северо-казахстанских степей. Достаточно сказать, что только по берегам реки Илек в среднем и нижнем ее течении выявлено более 150 курганных погребений, из которых 60 относятся к раннему, савроматскому времени (VI—IV вв. до н. э.) и 80— к периоду так называемой прохоровской культуры (IV—II вв. до н. э.). Но не только безмолвные курганы — свидетели тысячелетней истории сарматов. Об их пребывании здесь говорят и некоторые данные топонимики: названия рек, озер, гор, урочищ. Как полагают, ираноязычное, сарматское происхождение имеют, например, названия таких рек Оренбургской области, как Сакмара, Самара, Касмарка и др. Самобытная культура сарматов, несомненно, оказала влияние на развитие культуры других племен и народов. |
![]() | Рецензент: В. Л. Курский — доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление» ТулГУ | ![]() | Л. Н. Нечухрин; доктор философских наук, профессор Я. С. Яскевич; кандидат исторических наук, доцент О. М. Шутова; кандидат исторических... |
![]() | Отв редактор: Федорова В. И., д-р ист наук Рецензент: Кангун С. И., канд ист наук, доцент | ![]() | Рецензенты: доктор исторических наук, зав кафедрой истории мгту им. Н. Э. Баумана Земцов Б. Н.; кандидат исторических наук, доцент... |
![]() | Рецензенты: доктор исторических наук, зав кафедрой истории мгту им. Н. Э. Баумана Земцов Б. Н.; кандидат исторических наук, доцент... | ![]() | Рамазанова Д. Ш., кандидат исторических наук; Рашидов А., кандидат филологических наук; Ризванов М. Р., кандидат философских наук;... |
![]() | Д-р соц наук, проф. А. В. Миронов; д-р полит, наук, проф. М. В. Савва; д-р полит, наук, проф. С. В. Передерий | ![]() | Рецензент: С. А. Ермишина, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета мгу им. М. В. Ломоносова |
![]() | Отечественная история. Часть I: Учебное пособие / В. В. Галыга, Л. А. Андреева, С. В. Булгаков, А. И. Донцова, Е. А. Нургазизова,... | ![]() | Отечественная история. Часть II: Учебное пособие / В. В. Галыга, Л. А. Андреева, С. В. Булгаков, А. И. Донцова, Е. А. Нургазизова,... |