Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова




НазваниеУчебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова
страница1/25
Дата публикации14.07.2013
Размер5.04 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию.

Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова.

Ф 96 История Оренбуржья. — Учебное пособие. — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. — 351 с.

ISBN 5-88788-007-4

В книге в обобщенном виде излагается исторический путь Оренбур­жья с древнейших времен до наших дней.

В отличие от прежних подобных изданий в этом учебном пособии значительные события и факты освещаются в связи с деятельностью многих известных в истории края личностей.

Книга адресована учителям и учащимся средних учебных заведе­ний и студентам Оренбургской, Челябинской областей и Башкирии.

ББК 63 (2Р36) Я7

ISBN 5-88788-007-4 © Оренбургское книжное издательство, 1996

ВВЕДЕНИЕ

Оренбуржье — удивительный край. Мы любим его про­сторы, реки, раздольные степи и леса, бодрый морозец зимой и жаркое лето.

Мы воссоздаем вехи прекрасной, хотя в чем-то трагичес­кой, но неповторимой родной истории. Эта книга — об основ­ном богатстве края — его людях, пути, пройденном Оренбур­жьем за четверть тысячелетия.

Сама природа оренбургских степей, а не горы, препятст­вующие общению, издревле объединяла людей, способствова­ла их передвижению, превращала край в своеобразный мост, связывающий различные национальности. На север, юг, вос­ток и запад через степи Южного Урала двигались, сменяя друг друга, различные племена. Создание системы крепостей, основание Оренбурга, безусловно, способствовало переходу этих народов от кочевого образа жизни к оседлому.

Основанный по мысли и по воле Петра 1 его талантливы­ми сподвижниками Оренбургский край стал вскоре не только защитой империи от кочевников, но и зоной процветания тор­говли на стыке Европы и Азии. Оренбург тесными узами свя­зал европейское и азиатское население России. Здесь мирно уживались различные народы и религии, возникло и стало одним из самых значительных казачье войско. На Меновом и Гостином дворах зазвучала разноязыкая речь. Город и губер­ния стали поистине вратами России в азиатские страны, а для последних — в Европу.

Оренбургский край стал эпицентром самой крупной в ис­тории России и Европы крестьянской войны.

Не забыть и героическое участие оренбуржцев в Отечест­венной войне 1812 г., в освобождении Европы. Яркий след в истории края оставил один из участников этой войны и самый выдающийся губернатор земли оренбургской — Василий Пе­ровский.

Наш край был местом ссылки, и это в немалой степени способствовало пробуждению политического сознания людей. Здесь прозвучало эхо движения декабристов. Из среды орен­буржцев вышли видные представители народничества.

Становление капитализма ускорило развитие Оренбур­жья. Поднимались на борьбу за свои права рабочие и кресть­яне губернии, становясь активными участниками революции

1905—1907 гг. Оренбургский край приветствовал Февраль 1917 г., а на выборах в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. наибольшее количество голосов было отдано, особенно в городах губернии, за социалистические партии.

Гражданская война и интервенция принесли неисчисли­мые беды и страдания народу, но в короткий исторический срок в период нэпа были восстановлены и сельское хозяйство, и промышленность.

Отказ от нэпа, насильственная коллективизация по-ста­лински нанесли большой ущерб производительным силам и сельскому хозяйству Оренбуржья. Однако кооперирование, соответствующее общинным, национальным традициям наро­да, привело к возрождению сельскохозяйственного производ­ства и росту товарной продукции сельского хозяйства. Весьма значительны, поистине поразительны успехи в развитии про­мышленности края за годы предвоенных пятилеток.

Трагичны страницы истории края, как и всей страны, связанные со сталинскими репрессиями.

Величайшие испытания во время Великой Отечественной войны оренбуржцы выдержали с честью. Широкое доброволь­ческое движение, полтора десятка дивизий, сражавшихся с фашизмом, бурный рост производства для нужд фронта, по­ставки сельскохозяйственной продукции — все это ярко сви­детельствует о преданности наших земляков своей великой

Родине.

В послевоенные годы шло наращивание промышленного потенциала, осваивались целинные и залежные земли, мощ­ная река оренбургского газа потекла во многие районы стра­ны. Темпам развития Оренбургской области, созданной в де­кабре 1934 года, может позавидовать любое цивилизованное

государство.

Переход к рыночным отношениям открыл новые перспективы в развитии России и Оренбуржья.

Из любви к своим родным и близким, к своему жилищу, своей школе, своему району и области складывается великая любовь к России. Чем краше и надежнее малая родина, тем мощнее и прекраснее Россия. Неразрывно существуя, малая и великая немыслимы друг без друга. Могущество России в рас­цвете ее областей, в процветающей великой Родине — гаран­тия и перспектива развития нашего Оренбуржья.

^ ДРЕВНИЕ ОБИТАТЕЛИ ПРИУРАЛЬСКИХ СТЕПЕЙ

Степные просторы Южного Приуралья, являясь ча­стью необъятной Великой Степи, простирающейся от Алтая до Дуная, издавна служили ареной обитания, пе­редвижения многих племен и народов. Человека с глу­бокой древности привлекало здесь обилие пастбищ и плодородных земель, месторождения медных и желез­ных руд, богатые рыбой реки и озера, разнообразие рас­тительного и животного мира. Эти земли уже в глубо­кой древности не были безлюдны, а наоборот достаточ­но обжиты и освоены человеком. Начиная с каменного века, здесь существовали поселения древних людей. Большие изменения в росте численности обитавшего здесь населения, в развитии его материальной и духов­ной культуры произошли в эпоху бронзы, охватываю­щую III—II тысячелетия до нашей эры.

^ Древнейшие города евразийских степей

Совсем недавно было сделано сенсационное откры­тие. На западной части территории Челябинской и вос­точной части Оренбургской областей были обнаружены остатки древних городов эпохи бронзы. До этого было известно, что на обширной территории степей в ту эпо­ху к западу от Урала проживали племена так называе­мой срубной, а к востоку — андроновской культуры, причем последняя охватывала регион от Урала до Ал­тая и Енисея. Андроновцы, говорившие на одном из ди­алектов древнеиранского языка, разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, занимались рыболовст­вом. На Южном Урале выявлены и следы пойменного земледелия. Андроновское общество считалось доволь­но отсталым и архаичным, о чем свидетельствовала, в частности, бедность их погребений. В могилу вместе с умершим обычно помещали глиняную посуду, бронзо­вые украшения, реже орудия труда и вооружение.

Но вот в 1985 г. археологической экспедицией под руководством челябинского археолога Г. Б. Здановича на юго-западе Челябинской области, на небольшой реч­ке Синташта было открыто древнее укрепленное посе­ление. Спустя некоторое время неподалеку был обнару­жен еще один подобный город — Аркаим, затем еще и еще. Всего было выявлено более десятка подобных па­мятников древности, в том числе один на территории Оренбургской области — у поселка Аландск Кваркен-ского района. Аркаим называют Троей бронзового века Урала. Гораздо лучше сохранившийся, чем Синташта, этот протогород XVII в. до н. э., ныне превращенный в музей под открытым небом, стал местом паломничест­ва. На плане он представлен гигантским колесом диа­метром 180 метров с двумя кругами мощных стен: внешним и внутренним. Особенно внушительна внеш­няя стена пятиметровой толщины, сложенная из грун­та и имеющая внутреннюю галерею. С внешней сторо­ны вокруг стены был вырыт глубокий ров. Внутренний ров перекрыт бревенчатым настилом и, по мнению ис­следователей, представлял ливневую канализацию. От стен по направлению к центральной площади распола­гались жилища. Эти дома были довольно велики: до 20 метров длиной и более 6 метров шириной, где, по под­счетам специалистов, могло размещаться до 50 чело­век. В каждом доме находились очаги, колодцы, ямы для хранения продовольствия, комнаты для отдельных семей. Пол был покрыт твердым слоем известкового раствора. Всего поселение вмещало до двух с полови­ной тысяч человек. У обитателей было много скота, особенно лошадей — стройных, тонконогих, быстрых, впрягаемых в боевые колесницы, эти древнейшие «тан­ки» евразийских степей. Высокой степени совершенст­ва достигло производство изделий из бронзы. Полага­ют, что они отсюда расходились по очень отдаленным местам.

Какой же народ создал эти города? Большинство ученых считает, что это древние арии, индоарии.

Открытие памятников типа Аркаима и Синташты вызвало дискуссию о том, что собой представляли эти сооружения. Одни исследователи считают, что это кара­ван-сараи — крепости, в которых укрывались на ночь караваны с медной рудой из богатого Таш-Казганского

месторождения. В качестве аргументов указывается то, что они расположены в две вытянутые с севера на юг цепочки на расстоянии около 50 км друг от друга, то есть одного дневного перехода. Другие утверждают, что это религиозные центры, в которых постоянно жило не­сколько сот человек: жрецы, ремесленники и охрана, а остальные приходили сюда на религиозные празднества из сельской округи. Третьи называют их культовыми храмами древних ариев, подобными описанным в древ­неиндийском эпосе «Авеста».

Куда же делись люди из этих поселений? Раствори­лись ли в массе новых племен или ушли, переселились в другие края? По одной из гипотез древние арии совер­шили гигантское перемещение из южно-уральских сте­пей через Южную Украину, Балканский полуостров до Микен, а затем в Иран и Индию. Возможно, что имен­но они принесли в Микены и Малую Азию культуру ко­неводства, неизвестную там ранее, искусство изготовле­ния и применения боевых колесниц.

Сарматы

В первом тысячелетии до н. э. и в первых веках на­шей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница рас­пространения этих культур, взаимоконтакты между ни­ми были зоной активных этнических процессов, в ре­зультате которых сложился сарматский мир. Термины «сарматы» и более ранний «савроматы» — собиратель­ные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и дру­гие. Едва ли не единственными памятниками тысяче­летнего пребывания сарматов являются многочислен­ные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высо­ту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего рас­полагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому еще в древности эти курганы стали привлекать внима-

ние грабителей, кладоискателей. С «деятельностью» целых артелей «маровщиков», то есть людей, раскапы­вающих мары, или курганы, столкнулись в середине XVIII в. первоустроители Оренбургского края. Одна из таких групп в составе пяти человек в 1753 г. была за­держана в заволжских степях и доставлена в Оренбург по распоряжению губернатора И. И. Неплюева. В нача­ле XX в. (1911) крестьяне села Прохоровка, нескольких соседних деревень Михайловской волости Оренбургско­го уезда (ныне — Шарлыкский район) самовольно рас­копали десятки курганов в поисках золота и драгоцен­ностей. Властям удалось отобрать лишь небольшую часть найденных вещей, а многие из них бесследно ис­чезли.

Обеспокоенные ростом этого «археологического бра­коньерства» в изучение древних курганов активно вклю­чились ученые и краеведы, стремясь спасти для науки бесценные памятники исторических древностей. В ре­зультате этого была выделена особая, так называемая прохоровская культура сарматов, определено ее отличие от скифских памятников. В последующем советские уче­ные на основе накопленного материала глубоко осветили основные этапы развития сарматского общества, дали ха­рактеристику его материальной и духовной культуры, их связей с соседними племенами и народами.

Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. было обнаружено неразграбленное захоронение с бога­тейшим кладом, содержащим более шестисот высокоху­дожественных изделий из золота и серебра.

Описания античных авторов и богатый археологиче­ский материал позволяют представить достаточно пол­ную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство — разве­дение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, моло­ко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п. Сарматы с ранней весны до поздней осени кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряженных быками, верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя и род имели свои традиционные районы коче-

вий, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам. В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способ­ные защитить людей от морозов.

Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сар­маты владели умением добычи и обработки металлов. При поиске руд они нередко шли по путям, проторен­ным еще их предками — андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металличе­ские части конской сбруи, предметы украшений; юве­лиры изготавливали изделия из драгоценных метал­лов.

Основой общественного устройства сарматов явля­лась родовая община, включавшая группу родственных семей. Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляю­щими собой погребения одного рода.

Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматекий период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего рода ги-некократия, т. е. господство женщин. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщи­ны нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формиро­валось вокруг более раннего захоронения знатной жен­щины — предводительницы или жрицы, которую роди­чи почитали как праматерь.

О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят вер­хом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду... Ни одна де­вушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Гиппо­крат также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приво­дит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные со-

9

ки перешли в правое плечо и руку и сделали бы жен­щину сильной наравне с мужчиной. Сарматские жен­щины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Основным промыслом сарматов, как и многих дру­гих племен, находившихся на стадии варварства, была война. Многочисленные отряды сарматских конных во­инов, нередко защищенных панцирями и кольчугами, вооруженных длинными железными мечами, луком и стрелами, наводили страх на соседние народы и госу­дарства. Римляне, столкнувшиеся с сарматской угро­зой, так описывали этих кочевников: «Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены, между ними нет ни одного, который не носил бы налу-чья, лука и синеватых от змеиного яда стрел».

Сарматы не только воевали, враждовали с другими народами, но и имели довольно широкие торговые свя­зи с внешним миром. О географии этих связей говорят найденные в сарматских курганах оренбургских сте­пей — Пятимарах, Мечет-Сае, Прохоровне, Покровке, Тара-Бутаке, Нежинке, Орске, Филипповке и др., — прекрасные золотые изделия среднеазиатской работы, иранские блюда и печать-, финикийское стекло, алебаст­ровый сосуд с древнеегипетской надписью, самшитовый гребень, железный панцирь греческой работы и т. п.

Среди ремесленных и ювелирных изделий, изготов­ленных сарматскими и иноземными мастерами, преоб­ладают выполненные в так называемом «зверином сти­ле», свойственном также скифам, сакам, массагетам и другим родственным ираноязычным народам. На ору­жии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери: барс, пантера, волк, мед­ведь, олень, горный козел, кабан, орел, а также баран, лошадь и др. Изображения стилизованы, полны дина­мики, экспрессии. Распространенным Сюжетом была борьба диких зверей.

«Звериный стиль» был порожден религиозными ве­рованиями, представлениями, связанными с поклоне­нием животным. Ведущее же место в религиозных ве­рованиях сарматов занимал культ огня, связанный с почитанием солнца как главного божества. Над моги­лой умершего сородича они разводили огромный погре­бальный костер и засыпали могильную яму его остатка-

ми, т. е. углем, перегорелой и прокаленной землей. В могилах жриц встречаются каменные переносные алта-рики-жертвенники, также связанные с культом огня. В более позднее время у сарматов получило распростране­ние поклонение мечу, символизирующему бога войны.

По мере роста численности населения, увеличения поголовья скота расширялись зоны передвижений сар­матов. Со временем они заселили обширную террито­рию от Тобола до Днепра и Северного Кавказа. Тесни­мые с востока гуннами и другими племенами сарматы, называвшиеся аланами, в конце IV в. двинулись на за­пад, дошли до Римской империи, Пиринеев и даже Се­верной Африки. Постепенно они растворились в массе других народов.

При всей обширности территории обитания сармат­ских племен наиболее обжитой и заселенной была об­ласть южноуральских и северо-казахстанских степей. Достаточно сказать, что только по берегам реки Илек в среднем и нижнем ее течении выявлено более 150 курганных погребений, из которых 60 относятся к раннему, савроматскому времени (VI—IV вв. до н. э.) и 80— к периоду так называемой прохоровской культу­ры (IV—II вв. до н. э.). Но не только безмолвные кур­ганы — свидетели тысячелетней истории сарматов. Об их пребывании здесь говорят и некоторые данные топо­нимики: названия рек, озер, гор, урочищ. Как полага­ют, ираноязычное, сарматское происхождение имеют, например, названия таких рек Оренбургской области, как Сакмара, Самара, Касмарка и др. Самобытная культура сарматов, несомненно, оказала влияние на развитие культуры других племен и народов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconУчебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по...
Рецензент: В. Л. Курский — доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление» ТулГУ

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconИстории
Л. Н. Нечухрин; доктор философских наук, профессор Я. С. Яскевич; кандидат исторических наук, доцент О. М. Шутова; кандидат исторических...

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconУчебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729
Отв редактор: Федорова В. И., д-р ист наук Рецензент: Кангун С. И., канд ист наук, доцент

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconУчебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010
Рецензенты: доктор исторических наук, зав кафедрой истории мгту им. Н. Э. Баумана Земцов Б. Н.; кандидат исторических наук, доцент...

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconУчебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010
Рецензенты: доктор исторических наук, зав кафедрой истории мгту им. Н. Э. Баумана Земцов Б. Н.; кандидат исторических наук, доцент...

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconЛезгинский народный героический эпос махачкала
Рамазанова Д. Ш., кандидат исторических наук; Рашидов А., кандидат филологических наук; Ризванов М. Р., кандидат философских наук;...

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconУчебное пособие рекомендовано умо по образованию в области социальной...
Д-р соц наук, проф. А. В. Миронов; д-р полит, наук, проф. М. В. Савва; д-р полит, наук, проф. С. В. Передерий

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconРоссийской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное...
Рецензент: С. А. Ермишина, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета мгу им. М. В. Ломоносова

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconУчебное пособие рекомендовано к изданию учебно-методическим советом...
Отечественная история. Часть I: Учебное пособие / В. В. Галыга, Л. А. Андреева, С. В. Булгаков, А. И. Донцова, Е. А. Нургазизова,...

Учебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным сове­том по образованию. Рецензент кандидат исторических наук А. В. Федорова iconУчебное пособие рекомендовано к изданию учебно-методическим советом...
Отечественная история. Часть II: Учебное пособие / В. В. Галыга, Л. А. Андреева, С. В. Булгаков, А. И. Донцова, Е. А. Нургазизова,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов