Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят»




Скачать 363.2 Kb.
НазваниеКонкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят»
страница1/2
Дата публикации02.12.2013
Размер363.2 Kb.
ТипКонкурс
zadocs.ru > История > Конкурс
  1   2


КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ

РАБОТ МОЛОДЁЖИ

«МЕНЯ ОЦЕНЯТ»

_______________________________________________________

Секция: История
Тема: Уголок истории родного края

Автор: Касьянова Марина Николаевна, ученица 10 «А» класса

Научный руководитель: Кулинченко Николай Федорович, учитель истории

Касьянова Ольга Николаевна, учитель технологии

Место выполнения работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза П.К. Рогозина» Каменского муниципального района Воронежской области
2013

Содержание

I. «И не порвется связь времен…»………………………………………………3

II. Что имеем, то мы ценим……………………………………………………….4

1. Миллионы лет до нашей эры…………………………………………………4

2. Наш край в далеком прошлом………………………………………………5

3. Духовная культура……………………………………………………………7

4. Занятия и быт жителей нашего края…………………………………………8

5. Деньги…………………………………………………………………………25

6. Изделия декоративно-прикладного творчества учащихся школы………26

III. Краеведческий уголок – частица нашей истории…………………………26

IV. Литература………………………………………………………………….29

V. Приложение…………………………………………………………………30

«Людям необходимо знать историю своего народа, своей «малой родины», своей страны. Глубоко не правы те, кто считает ее лишь набором красивых легенд, бесполезных для практической жизни. История наравне с религией, культурой и языком является базовой ценностью любого народа. Не случайно, если нацию хотят поставить на колени, то первым делом искажают ее историю»

^ Губернатор Воронежской области А.В. Гордеев.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило?

Мне кажется, что ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

На уроках истории, краеведения, технологии мы узнаем культуру и быт нашей страны и нашего края. Занятия проходят не только в кабинете, но и в краеведческом уголке нашей школы. Краеведческий уголок нашей школы открывает для нас удивительный мир жителей Каменского района с их верованиями, обрядами, обычаями, бытом...

Посетители краеведческого уголка совершают интереснейший экскурс в прошлое нашего поселка, узнают о жизни своих предков, о том, кому они поклонялись, кого любили и ненавидели, как умели постоять за себя и свой род на поле брани. Немало экспонатов посвящено тому, как и во что одевались наши предки, какие украшения носили, каким оружием владели. Ведь интересно бывает выяснить происхождение того или иного обычая, выражения, термина или материального предмета, а затем проследить, какое развитие он получил в дальнейшем.

Итак, цель моей исследовательской работы – изучение экспонатов краеведческого уголка школы.

Задачи:

1. Поиск информации об экспонатах в различных источниках.

2. Изучение и анализ информации, сравнение с экспонатами краеведческого уголка, выводы.

Методы исследования: теоретические (изучение экспонатов и информации, анализ), эмпирические (сравнение).
«Что имеем, то мы ценим»

Итак, вот что я узнала в результате исследования.

Под руководством учителя истории Кулинченко Н.Ф. несколько лет велась поисковая работа будущих экспонатов краеведческого уголка школы, и в 2001 году были открыты двери для первых посетителей.

Экспозиции краеведческого уголка: древний мир, оружие, нумизматика, предметы быта крестьян Воронежской губернии и утварь, одежда, вышивка, предметы культурного досуга, изделия декоративно-прикладного искусства наших предков, жителей Каменского района, учащихся нашей школы. Когда появляется новый экспонат музея, мы узнаем, как он назывался. По возможности, кроме названия этих забытых и старинных вещей мы пытаемся дать короткое описание, для каких целей наши талантливые предки их создали.
^ Миллионы лет до нашей эры (Приложение 1)

500 миллионов лет назад территория нашего края была дном теплого глубокого моря. Обитатели моря оставили свой след на нашей земле. В отложениях известняка, мела, мергеля, нередко содержатся остатки известковых скелетов ископаемых организмов, в частности, большое количество ракушек. Некоторые раковины спирально завитые, почти спирально-плоскостные с равномерно возрастающей высотой оборотов, а некоторые – спирально завитые, башенковидные. Толщина стенок ракушек небольшая – это говорит о том, что море здесь было достаточно глубокое. Об этом свидетельствуют следующие экспонаты краеведческого уголка: раковины моллюсков, мел, известняк с отпечатками реликтовых растений, которые мы до сих пор находим в результате геологических исследований Каменского района во время работы школьного эколого-краеведческого лагеря.

Белемниты (лат. Belemnitida) – представители отряда вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Белемниты существовали с каменноугольного по палеогеновый период. Внешне похожи на кальмаров, но, в отличие от них, имели внутреннюю раковину. Лучше всего в ископаемом состоянии сохраняется ростр белемнита – прочное коническое образование на заднем конце тела. В длину обычно достигали 15—20 см (из среднеюрских отложений Европы известен род Megatheutis, длина ростра которого достигала 50 сантиметров, а общая длина тела белемнита могла доходить до 3 метров). Белемниты обитали в морях, вели хищный образ жизни, большинство белемнитов хорошо плавало. В связи с широким распространением, обилием родов (около 50) и видов, а также их быстрой сменой во времени белемниты служат руководящими ископаемыми для юрских и меловых отложений. Народное название белемнитов – «чёртов палец», «громовая стрела», «стрелы Перуна», «волчий коготь». В народной медицине используется порошок из белемнита. Считается, что он обладает антисептическими свойствами.

Кроме того на берегу Дона в меловых отложениях нами были обнаружены предположительно окаменелые яйца ящеров. Их возраст составляет примерно 90 млн лет. В этом году из музея находка была передана на изучение в ВГУ на факультет геологии.

Сбор краеведческого материала (ракушки, мел и известняк с отпечатками реликтовых растений, др.) дает нам возможность подробней изучить геологическую историю нашего района.
^ Наш край в далеком прошлом (Приложение 2)

Шло время. Земля приподнималась и опускалась. Вода ушла, и на суше стали жить древние люди каменного века. Орудия труда и оружие изготавливались из камня. И в краеведческом уголке мы увидим фрагмент каменного топора.

Каменный топор, или каменный молотсамое высокотехничное оружие, которое было у первобытных людей в каменном веке. Изначально топор представлял собой только боёк, заострённый с одной стороны. Материалом служил кремень или базальт, а также кости крупных животных. Заготовка заострялась с одной стороны либо путём затачивания, либо поверхность скалывалась до приемлемой остроты кромки. Через много лет первобытные люди догадались насадить боёк на крепкую палку – топорище – так получалась более широкая амплитуда при ударе и, соответственно, сильнее удар.

Крепление делали двумя вариантами: в первом – плоские камни сверлили посередине насквозь, после чего в проделанное отверстие вставлялась палка большего диаметра. Для более плотного закрепления в зазоры вбивались клинья, а во втором – камень ставили в палку с рогатиной на конце, после чего сверху вся конструкция обматывалась жилами.

В силу своей конструкции, каменный топор было нецелесообразно использовать в мирных целях: дубить шкуры или валить деревья предпочитали другими способами. Запаса свежесделанного топора хватало максимум на пять-десять ударов. Поэтому его можно считать первым боевым оружием – практическая польза от него была лишь в бою: размозжить кости противнику или добить раненых, даже разделка туш производилась другими инструментами.

Бронза пришла на смену каменным орудиям труда, хотя, еще долго использовали и камень, и бронзу. Найденные бронзовый и железные наконечники копий свидетельствуют об обитаемости нашего края более трех тысяч лет назад. Легкое копье русского воина – колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя. Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.

Железный наконечник легкого копья русского воина XIV-XV веков говорит о событиях периода татарского завоевания Руси. Возле села Дегтярное найден татарский шлем, в Каменке – наконечник копья, что дает нам право утверждать о том, что здесь происходили столкновения с монголо-татарами.

Кроме оружия, из металла изготавливали и орудия труда. В нашем крае земледелие было преобладающим занятием, и серп был незаменим для земледельца.

Серп зубренный, кривой нож для срезки трав или сжатия хлеба с корня, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило, стального) и короткой деревянной рукоятки, который был изобретен в Междуречье. Серпы затыкают в сенях под потолок. В народе говорили: «Тупой серп руку режет пуще острого». Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия.

^ Духовная культура (Приложение 3)

Наши предки в основном были православными. В нашем краеведческом уголке есть старинные иконы, Евангелие (Библия) 1903 года.

Правосла́вие (с греч.  буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») – означает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э.

Два тысячелетия насчитывает христианская религия. Она способствовала не только укреплению государства, но и развитию культуры. Христианство – одна из трех мировых религий. Она существует более двух тысяч лет. На Руси новая религия пришла на смену язычеству. В 988 году христианство ввел князь Владимир. Новая религия способствовала укреплению Киевской Руси и развитию культуры восточных славян.

Икона с лампадой. Лампа́да – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. Лампада – это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады – вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

Греческие просветители Кирилл и Мефодий подарили нам письменность. Писали на Руси на бумаге чернилами. Экспонат краеведческого уголка – это чернильница. Чернильница – небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. Чернильницы в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготавливались разного размера и различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, в том числе драгоценных). Могли иметь крышку и подставку. Писали гусиными перьями, расщепленными тростинками.

Письмо на бересте в краеведческом уголке свидетельствует о развитии письменности в нашем крае в XI-XV вв. Берестяная письменность известна ряду культур народов мира. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Берестяные грамоты представляют собой краткие записи, извещения, отправленные своим родственникам или друзьям.

^ Занятия и быт жителей нашего края (Приложение 4)

Посуда. Для хранения продуктов, приготовления и подачи пищи на стол употреблялась различная посуда: деревянная, керамическая, медная, серебряная, фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Изготовлением и продажей на местном рынок деревянной и глиняной посуды занимались как иногородние, так и отставные казаки. Красивую расписную деревянную и керамическую посуду привозили на Дон торговые казаки из России и Украины. Глиняные горшки и корчаги, деревянные блюда, ложки, чашки, бочки, сита, махотки, плетенные из лозы корзины, короба находили широкое применение в хозяйствах донских казаков. Самым популярным материалом считалась древесина. Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но также кору и бересту. Деревянную посуду вырезали вручную с помощью ножа и стамески, а во второй половине 19 века широкое применение находит токарный станок. На обеденном столе крестьянина, казака самой почетной посудой с древних времен была солоница. Соль ценилась дорого, её берегли, она могла сравниться только с хлебом. Вместе с караваем хлеба соль с солоницей участвовала в торжественных ритуалах. В больших деревянных ступах толкли зерно на крупу. В каждом доме имелось коромысло с ведрами, лопаты для посадки хлеба в печь, корыта.

Кувшины, махотки, горшки. Распространена на Дону была глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки. Глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет. Добывали её на большой глубине. Для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики, до половины находящиеся в земле и состоящие из сеней для сушки посуды в летнее время и так называемой теплушки, где непосредственно производились работы. Там же находилась яма, в которую насыпали глину с песком, два станка: один для гончара, другой для челядника (ученика) и полки для сушки посуды зимой. Сначала приготавливали замес: в яму ссыпали глину, песок, добавляли воду, месили. Полученную массу вынимали, клали на лавки, выбирали руками камешки и раскладывали на кучки. Глине придавали форму на гончарном круге, который приводился в движение при помощи ног. После того, как горшок принимал нужные формы, их срезали суровой ниткой и ставили для сушки на полки, затем складывали их в горн, вырытый в земле, и выжигали. Керамической посудой нагружали баркасы, плыли вниз по Дону, продавали её или меняли на хлеб. В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место; ценились, прежде всего, её практические свойства. Её любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые для молока, темные – для пива и кваса, черная керамика – для приготовления пищи в печи. Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы: кубышки – узкогрудые посудины с широко раздутыми боками, махотки – низкие кувшины с широким горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой.

Трапезный стол занимал почетное место в красном углу, под образами. Перед едой хозяйка расстилала скатерть, все крестились и читали краткую молитву. Под образами садился глава семейства, по правую руку от него мужчины, по левую – женщины. «Горячее» хозяйка подавала в общей чаше, выточенной или выдолбленной из дерева, которая в крестьянском быту называлась миской, блюдом или тарелкой. Вместе с чашей подавались ложки, которыми по очереди хлебали «горячее». Они были разнообразны по форме, размерам и технике изготовления: большие ложки – черпаки, которыми разливали похлебку, дорожные – с укороченным стеблем, расписные, с изображением цветов, животных, людей и бытовых сцен. Русские крестьяне очень бережно относились к хлебу, его никогда не клали на голый стол – существовала специальная хлебница, покрытая нарядной росписью или плетение из бересты кольца под хлеб. Стол, который в будни стоял в красном углу, выдвигали на середину и накрывали праздничной скатертью. Гостей встречали за порогом и приглашали в избу за стол. От хозяина нередко требовалось знание обычаев, чтобы рассадить всех к общему удовольствию. В красный угол садился сам хозяин, справа от него, соблюдая при этом принцип старшинства, рассаживались мужчины. Праздничный обед состоял из 7- 10 блюд. Чем больше блюд, перемен, тем лучше считалось угощение. Не допивать и не доедать в гостях не разрешалось: иначе в чарку проникнет нечистая сила. «Кто не выпил до дна, не пожелал добра» – говорит пословица.

Традиционная посуда русских крестьян часто несла на себе отпечаток из образа жизни крестьянина, и его мировоззрения, являясь настоящим произведением искусства, знакомство с которым позволяет нам лучше понять духовный мир русского народа.

Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров – керосиновые, электрические и пр. Самовар является одним из символов России.

Чугун – крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка – зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента – ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Из-за специфической формы использовать чугуны при приготовлении пищи на газовой или электрической плите неудобно. Объем разный – от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX – начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

В краеведческом уголке представлены изделия из дерева (ложки, короб, люлька).

Художественная обработка дерева наряду с другими видами народных художественных промыслов была широко распространена в Воронежской области. Дерево было одним из самых любимых материалов среди воронежских мастеров. Лесные богатства края делали его легко доступным. Больше всего воронежские мастера использовали мягкие, лёгкие для обработки в домашних условиях породы дерева: липа, осина, ольха, верба, сосна и реже – твердые породы: дуб, клён, ясень, груша. Обработка дерева велась самыми простыми инструментами: нож, пила, ложчатое долото, резец, а чаще всего обычным топором. Топор был универсальным орудием, которым строили церковь, дом и вырезали ложки.

Почти все вещи, нужные крестьянину, делались из дерева. Каждую вещь старались изготовить удобной и в тоже время красивой. Постепенно на протяжении длительного времени в нашем крае вырабатывались разнообразные формы предметов, бесконечные варианты орнаментов, различные приёмы резьбы и художественной росписи. Больших предприятий по художественной обработке дерева в Воронежской губернии не было. Во многих сёлах умельцы работали как для односельчан, так и для жителей соседних сёл, а также базаров и ярмарок. Из дерева изготавливали вещи, которые имели не только утилитарное, но и художественное значение. К ним относятся коньки для крыши дома, резной орнамент для карниза, наличники, ставни для окон, дверей, крылец, игрушки и иконостасы, конные линейки-пролётки, расписные и резные дуги для саней, детские тележки-каталки, люльки, колыбельки для детей и игрушки, резные солонки, донца, божницы, полицы для хлеба, резали орнамент для росписи известной за пределами нашего края народной набивной ткани, расписные блюда, шкатулки, ковши для воды и формы для куличей.

Короб
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconКонкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят»
Немца сегодня можно встретить в любом районе Воронежа, да и внешне отличить его будет сложно потому, что более 300 лет совместного...

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconКонкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят в XXI веке»
Изображена женская фигура в белой одежде, расписанной красным узором. Оказывается, главной фигурой на узорных вышивках славянских...

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconКонкурс научно-исследовательских творческих работ «Академия успеха»
«Академия успеха» (далее – Конкурс) проводится Профессионально-педагогическим институтом Челябинского государственного педагогического...

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconКонкурс проводится в целях патриотического и духовно-нравственного...
Всероссийский конкурс творческих работ «Поиск, находки, открытия» (далее – Конкурс) направлен на выявление передовых проектов в области...

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconСтратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
...

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconТемы рефератов (докладов, творческих, контрольных, научно-исследовательских...
Стилистическое использование антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconПрием работ для участия в конкурсе на соискание Государственных премий...
Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов, молодых ученых и специалистов «Наука XXI века»

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconКонкурс исследовательских работ молодых ученых по сравнительному правоведению
К участию в конкурсе принимаются исследования, выполненные студентами, магистрантами и аспирантами (соискателями) российских юридических...

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconКонкурс научно-исследовательских работ «Международный опыт инновационного развития»
Проведите анализ механизмов внедрения инноваций в сша, выделите наиболее эффективные из них

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят» iconПоложение о III международном конкурсе исследовательских работ учащихся и студентов
Настоящее Положение о Международном конкурсе исследовательских работ «Открываю мир» определяет порядок организации, условия проведения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов