Занятие 1
Введение
Вопросы:
Этимология термина «религия». Определение термина «религия».
Теологические, философские, биологические и психологические интерпретации термина «религия».
Теории происхождения религии.
Структурные элементы религии. Функции религии.
Классификации религий.
1. Этимология термина «религия».
В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio — «cовестливость, благочестие, набожность, предмет культа). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и само существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом.
Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religаre, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religarе.
^
Религия – совокупность представлений людей о сверхъестественном, о происхождении мира и человека, о законах развития Вселенной и общества.
^
особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т.п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее). ^
А) Теологические объяснения:
Религия – это воззрение, основанное на вере в то, что сверхъестественные силы существуют и что отношения с ними возможны.
Религия – это одновременно и субъективное отношение к Богу, и объективная реальность.
Религия – это жизнь нас в Боге и Бога в нас.
Религия – есть смелое предприятие человека создать священный Космос.
Б) Философские интерпретации:
Религия – это познание всех наших обязанностей как божественных заповедей.
Религия – это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, в котором земные силы приобретают форму неземных.
Религия – это целостная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам, которая объединяет в одну моральную общину тех, кто признаёт эти верования и обряды.
В) Биологические и психологические концепции:
Религия – это психофизиологическая функция организма; кульминация основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые ставит его жизнь.
Религия – совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, их содержанием устанавливается отношение к тому, что она считает божеством.
Религия – это общечеловеческий навязчивый невроз.
Религия – система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая даёт человеку систему ориентации и объект поклонения.
Также, религия – это сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира.
Религия представляет собой:
проявление сущности общества;
необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности;
способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения;
отражение действительности;
общественную подсистему;
феномен культуры
^
Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.
На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:
религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывался людям в священных текстах, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников.
промежуточная (опирается на современные научные знания и общественные настроения и основанна на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом). Суть: в результате грехопадения человек абсолютно забыл об общении с Богом и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Нему, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу (этому взгляду соответствовала и концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии).
эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем он сам. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.
^
Религиозное сознание;
Религиозная деятельность;
Религиозные отношения;
Религиозные институты и организации.
Религиозное сознание – отражение действительности в фантастических образах; причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.
Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность.
Центральным, объединяющим элементом религиозного сознания является религиозная вера.
Религиозная вера – это вера в:
объективное существование существ, связей, свойств, превращений, которые в реальном мире не существуют;
в возможность общения с указанными существами, воздействуя на них, и получения от них помощи;
в действительное совершение каких-то мифологических событий, их повторяемость, в причастность к ним;
в истинность соответствующих представлений, взглядов, текстов и т.д.;
в религиозные авторитеты
Виды религиозной деятельности (см. схему 1).
Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) -религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культа не включаются магические (колдование) обряды и обряды заклинания духов.
^ – это отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов религиозной деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в религиозной жизни. Это определенная система устойчивых связей индивидов, складывающаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества, данного типа веры.
Типы религиозных объединений:
Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется не свободным выбором индивида, а традицией, с делением на духовенство и мирян, церковной иерархией;
Секта – оппозиционное течение с претензией на исключительность, настроениями избранничества и изоляционизма, без института священства;
Деноминация – развивается из других типов объединений и в оппозиции к ним, с принципами постоянного и активного членства, чёткой организацией по горизонтали и вертикали.
^
Мировоззренческая — формирование мировоззрения (т.е. совокупности взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненных позиций, программ поведения, действий людей).
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая (связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью): возможность религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.).
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
А) Критерий – географический:
религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.);
религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);
религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)
религии Африки или племенные культы Черной Африки;
религии Америки (верования индейцев);
океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);
классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.
Б) Критерий – Наличие/отсутствие Бога/богов:
Монотеизм = единобожие (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм).
Политеизм = многобожие (религии Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, Древней Руси).
Пантеизм – учение, согласно которому Бог и природа – тождественны (античные религиозно-философские школы, учение Б. Спинозы, теософия и др.).
Религии без Бога (конфуцианство, буддизм, джайнизм).
В) Критерий – распространённость:
Племенные = первобытные (анимизм, магия, тотемизм, фетишизм).
Национальные (конфуцианство и даосизм (Китай), индуизм (Индия), синтоизм (Япония) и др.).
Мировые (буддизм, христианство, ислам).
С хема 1. Виды религиозной деятельности. |