Проблемные вопросы




НазваниеПроблемные вопросы
страница1/81
Дата публикации12.12.2013
Размер5.04 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81

ПОЛИТОЛОГИЯ

А. Ю. МЕЛЬВИЛЬ  и др. М.,КНОРУС. 2010.

Содержание

Предисловие ………………………………………………………..2



1.Политика – сфера общественной науки………………….……8

2.Политическая власть ……………………………………………19

3. Политическая система…………………………………………..29

4. Политический режим……………………………………………34

5.Демократия…………………………………………………………52

6.Политические институты…………………………………………70

^ 7. Политический прогресс …………………………………………101

8. Политические изменения………………………………………..119

9.Политическое поведение …………………………………………150

^ 10.Политическая культура………………………………………….180

11.Политическая идеология ……………………………………….198

12. Полиотическая система и международные отношения……224

Предисловие


Сегодня у нас в России политическая наука — общепризнанная учебная дисциплина, которую преподают почти во всех высших учебных заведениях страны и даже (под разными названиями) в средних образовательных учреждениях. Однако такое положение сложилось в результате развития и страны, и научного знания за последние 10–15 лет. В иные времена, которые большинству россиян уже кажутся отделенными целой исторической эпохой, интересующийся политикой студент мог только и услышать от своего профессора, что ее следует изучать в рамках исторического материализма и научного коммунизма.
^

Проблемные вопросы


  1. Что менялось либо что оставалось неизменным в мировой политической системе на протяжении исторического пути ее развития?

  2. Какими процессами и факторами определяется мировая политика сегодня?

  3. Глобализация: миф или реальность?

  4. Мировая и внутренняя политика: каково их взаимовлияние?

  5. Каков вклад теории в формирование мировой политики?

  6. Какая теоретическая школа международных исследований и какие аспекты современной политической системы мира описывает наиболее точно?

  7. Каковы перспективы развития мировой политики как науки, ее соотношение с другими дисциплинами?

  8. Мировая политическая система будущего: каковы ее основные черты?

Андрей Юрьевич МЕЛЬВИЛЬ — декан факультета Политологии,
проректор МГИМО (У) МИ России,
доктор философских наук, профессор

Годы преобразований в России — со снятием идеологических запретов, с постепенным развитием самой политики в виде обособленной сферы жизнедеятельности человека — дали мощный импульс становлению политического знания и анализа динамично меняющейся общественной реальности. Политология получила официальное признание как учебная дисциплина. С конца 1980-х гг. в вузах страны одна за другой появляются кафедры и вводятся обязательные курсы основ политологии. Однако, к сожалению, издавна сложившееся положение вещей в высшем образовании России привело к тому, что статистически подавляющее большинство возникавших кафедр политологии представляли собой переименованные бывшие кафедры и отделения марксизма-ленинизма и научного коммунизма с соответствующим кадровым потенциалом. Эта «родовая травма» отечественной политологии, понятно, не могла не сказаться на качестве весьма значительной части из имеющейся сегодня на отечественном образовательном и просветительском рынке литературы.

На полках наших книжных магазинов и библиотек — уже сотни вышедших за последние 10 с небольшим лет в российских столицах и регионах учебников и пособий по основам политологии, политической теории, «введению» в политическую науку, политологических словарей, энциклопедий, хрестоматий и  т.п. Разумеется, среди них есть и весьма солидные работы, подготовленные нашими лучшими профессионалами в сфере политической науки. Зачем же тогда еще один учебник по политологической тематике с учебно-просветительскими целями, когда, казалось бы, можно просто отобрать вполне достойные издания для использования их в учебном процессе, в общеполи­тическом самообразовании, гражданском воспитании либо в целях расширения политического кругозора?

Нет, XXI в., масштабы его уже наметившихся и грядущих политических изменений и вызовов, высочайший уровень обусловленных ими профессиональных требований — все это ждет новых поисков, причем нередко в области еще неизведанного. Мы, коллектив единомышленников, представителей политологической школы Московского государ­ственного института международных отношений (МГИМО-Университета) МИД России, постарались осмыслить данные обстоятельства и открывающиеся возможности (и трудности тоже) для изучения политической науки. Именно поэтому ученые и педагоги факультета Политологии приступили к осуществлению комплексного и многоуровневого исследовательско-образовательного и просветительского проекта при поддержке и в рамках образовательных программ Института «Открытое общество» (Фонд Сороса — Россия), Московского общественного научного фонда (в настоящее время — ИНО (Информация, Наука, Образование) — Центра) и Национального фонда подготовки кадров. Главная цель этого проекта - создание базового учебника по политологии нового поколения. Авторы убеждены в том, что становление и совер­шенствование политического знания в России, развитие политологического образования и гражданского воспитания нуждаются в новых формах и содержании, в улучшении методов и методик, в употреб­лении самых современных научно-издательских и педагогических приемов.

Перед вами — не просто очередной учебник, курс лекций, предназначенный для сту­дентов. ^ Это учебно-методический комплекс, рассчитанный на многофункциональное использование самым широким кругом потребителей — от абитуриента, студента и ас­пи­ранта до педагога, профессора; от профессионала в области оказания политических услуг (аналитика, консультанта, советника, помощника, политтехнолога) до дейст­вующего политика любого уровня, который хотел бы наверстать упущенное в своем образовании. Таким образом, наш учебник был изначально задуман как многоцелевой проект. Тем самым мы хотели сразу решить несколько задач — сделать учебник нужным и полезным для студента, только приступающего к изучению базовых теоретико-методологических подходов в современной политической науке, но одновременно дать возможность, как сейчас говорят, «продвинутому» читателю получить большой объем дополнительной исторической, фактографической, методологической, да и вообще весьма глубокой информации по широкому кругу вопросов, связанных с основными рассматриваемыми темами.

В своей работе мы исходили из убеждения в том, что методика преподавания полити­ческой науки в вузах России — для будущих профессионалов различного рода в сфере политики — должна быть основана на трех главных принципах. Во-первых, теорию и фактические сведения о политических явлениях и процессах студент после окончания обучения обязан уметь применять на деле в соответствии с избранным им направлением работы в практической политике. Во-вторых, приоритет при изучении данной дисциплины нужно отдавать более или менее самостоятельному анализу соответст­вующей проблематики, а не ознакомлению с отдельными теоретическими положениями либо событиями в политической сфере. В-третьих, основные усилия преподавателей должны быть сосредоточены на развитии у студента навыков аналитического мышления.

Мы хотели, чтобы каждый читатель смог отыскать в учебнике самое необходимое в  соответствии с его индивидуальными потребностями: структурированный по основным категориям (конечно же, не по всем) базовый блок знаний в области политической науки (включая определения понятий и цитаты из произведений авторитетных ученых); уровень более углубленных интерпретаций и точек зрения, раскрывающий не  только состояние современных научных дискуссий по проблемам политики, но и предоставляющий интересные сведения об этой сфере человеческой жизнедеятельности; банк данных по научным биографиям наиболее значительных политических философов, политологов и ученых смежных профессий (как классиков, так и наших современников) и т.д.

В связи с новым видением подачи проблематики политической науки было решено структурировать работу по разным основаниям и уровням сложности, выраженным даже лексически. В учебнике содержится базовый текст, освоение которого мы считаем абсолютно необходимым для уяснения основ категориального аппарата политологии, без чего любому молодому человеку, где бы он ни учился и ни проживал, невозможно на практике продвигаться в изучении современной политической сферы. Но это, по сути дела, самая начальная ступень познания категорий политологии и лишь одна сторона нашей книги. Замечу, однако, что данный базовый текст, в принципе, полезен не только для студентов, но и для преподавательских кругов, которым он может понадобиться в силу разных причин. К базовому тексту примыкают определения политологических понятий (в настоящем издании вынесены в конец учебника) и цитаты из классической и новейшей литературы, которые более полно раскрывают положения основного материала, причем в ряде случаев своей краткостью и четкостью в выражении мысли превосходно замещают более пространные изложения сути вопроса.

Другая сторона нашего курса — углубленное проникновение в его содержание с помощью интерпретаций, уточнений, раскрытия различных дискуссионных моментов (с собственным графическим решением). На этом уровне дается дополнительный объем знаний и информации, что, по нашим представлениям, должно значительным образом углубить базовое содержание учебника, познакомить читателя со спектром альтернативных точек зрения и позиций, а в целом — содействовать обучению теоретико-методологической работе с разнообразием имеющихся взглядов и концепций.

Наконец, еще один уровень предлагаемых для освоения нашего курса знаний — широкий объем аналитико-информационных сведений о научных биографиях выдающихся политических философов и политологов, чей вклад в развитие политической науки (от античности до наших дней) является фундаментальным, своего рода прецедентным. Эти знания особенно интересны и важны для преподавателей и исследователей в политической и политологической областях, которые хотели бы расширить свой общепрофессиональный кругозор, получив доступ к интегрированному банку наиболее важных для нашей дисциплины профессионально-биографических данных. Кроме того, в этой части книги использована самая сложная лексика, с помощью которой только и можно кратко описать подавляющее большинство теорий и подходов, предложенных ведущими авторами.

В идеале мы хотели бы видеть процесс освоения нашего курса кем бы то ни было как поэтапное продвижение от его базовых составляющих к более сложным, развернутым. Это хорошо для начинающего студента, поднимающегося в ходе обучения с одного уровня знания на другой. Вместе с тем наш материал построен таким образом, что вовлечение в него возможно на самых разных стадиях, а такое обстоятельство благоприятствует уже взрослым людям, самостоятельно занимающимся образованием и профессиональным развитием.

Еще несколько важных, на наш взгляд, соображений о содержании и форме нашего учебника. Известно, что категории политической науки образовались как результат обобщения исторического развития научного знания и практической политики; тем самым они отражают универсальные свойства и отношения разнообразнейших явлений политической действительности и обусловленного ими познания. Следовательно, в принципе они могут использоваться для изучения политических систем всех обществ, проживающих на земном шаре, — от наиболее архаичных до самых высокоиндустриализированных. Не составляет исключения и Российская Федерация. Вместе с тем уровень эволюции отечественной политической сферы (равно как и экономики, социума) по современным меркам оставляет желать лучшего. Простые примеры: еще не сложились нормативная и функциональная партийная система, группы интересов, федеративные отношения, нет четкого разделения ветвей власти — данный перечень можно продолжить.

В связи с этим авторы представляемого мною учебника — несмотря на все неминуемые последующие упреки — сознательно вывели за рамки описания категориального аппарата политологии почти всю российскую политическую тематику. Зато она присутствует в качестве одной из составляющих проблемных вопросов к семинарским занятиям по каждой из глав и в списке рекомендованной литературы. Это тоже продуманный методический прием: преподаватели факультета Политологии МГИМО-Университета полагают, что студенты, прежде всего, обязаны заниматься активным анализом применимости каждой из описанных в книге категорий к политической жизни России, а не пассивно усваивать всеобщие «правильные» знания. Данный подход позволяет воспитывать у человека навыки критического отношения к изучаемому материалу, способность к самостоятельным суждениям, умение прилагать концептуальные схемы мировой политической науки к особенностям современного отечественного политического процесса, что дает ему простор для размышлений о том, в чем эти модели могут быть откорректированы, усовершенствованы.

Кроме того, хорошо известно то обстоятельство, что наши педагоги (не только в МГИМО-Университете, а по всей стране) зачастую истолковывают события недавней политической истории России и нынешние процессы в политической сфере неодинаково, исходя из личных мнений и обобщений. По подобным вопросам в политологическом сообществе согласие тоже пока не сложилось, и вряд ли оно появится в обозримом будущем. В целом ничего особо печального в этом нет — «большое видится на расстоянии», а политический мир России велик и еще будет разрастаться. Так что преподаватель, использующий наш материал в учебном процессе, волен давать политической жизни страны собственные оценки и пояснения, тем самым еще раз побуждая склонного к аналитике студента к независимым суждениям и сравнениям.

Здесь же следует сказать и о словарном строе нашего учебника. В политологическом сообществе нашей страны давно уже было отмечено с оттенком порицания избыточное тяготение российских ученых к иностранной лексике. Учебники, впрочем, и почти вся политологическая литература изобилуют иноязычными словами (англицизмами, реже — латинизмами и пр.), подавляющее большинство из которых имеют свои точные соответствия в русском словаре. Существуют, правда, понятия, лишенные русских аналогов. Многие, особенно молодежь, их нередко употребляют бездумно, не отдавая себе отчета в их изначальном происхождении, в том, из каких элементов других языков (древнегреческого, латинского и  т.д.) они составлены, а главное — в действительном значении. Такие слова мы постарались объяснить либо в Словаре (составлен Т.В. Шмачковой и М.Г. Миронюком при участии Н.В. Винника), либо непосредственно в конспектах лекций. Короче говоря, одна из наших задач сводилась к тому, чтобы изложить предложенный вниманию читателя материал именно на предельно ясном, насколько это возможно, русском языке, чему было уделено особое внимание.

Разумеется, авторский коллектив, приступая к работе, отлично сознавал, что новые приемы структурирования, подачи сведений и современные технологии могут принести положительные результаты только в том случае, если по своему содержанию учебник отвечает высоким профессиональным требованиям. Постараться добиться именно этого было для нас очень важной задачей.

В первую очередь мы использовали положительный опыт наших коллег и  предшествен­ников, включая тех, кто закладывал основы отечественных исследований политики еще тогда, когда само понятие политологии считалось идеологически сомнительным, — Г.Х. Шахназарова, Ф.М. Бурлацкого, А.Л. Галкина, Ю.А. Красина, Ю.А. Замошкина и др. Вместе с тем содержание и структура курса в целом отражают практический опыт преподавания комплекса политических наук в МГИМО-Университете — вначале на кафедре политологии (она была создана еще в 1989 г. во многом усилиями приглашенных в наш университет сотрудников Академии наук СССР), а затем — на факультете Политологии (образован в 1998 г. — прежде всего благодаря поддержке ректора МГИМО-Университета А.В. Торкунова и первого проректора И.Г. Тюлина).

В своей педагогической деятельности сотрудники факультета ориентируются на мировой опыт и традиции политической науки, учитывают и используют успешно зареко­мен­довавшие себя программы и учебники, разработанные в ведущих университетах мира. Для написания нашего учебника полезным было знакомство с материалами и разработками целого ряда отечественных политологических учебных и исследова­тельских центров. Были приняты во внимание разнообразные научные и образовательные проекты Рос­сийской ассоциации политической науки, ее отделений и секций, а также Академии политической науки. Наконец, авторы исходили из безусловного для них положения о том, что развитие в нашей стране политологии как научной и учебной дисциплины немыслимо без восстановления отечественных традиций изучения политики и без включения российской науки в современный мировой контекст политического знания.

Приступая к работе, я  во многом опирался на программу «Основы политологии», подго­товленную мною совместно с проф. М.В. Ильиным после ее многолетней доводки и проверки сначала на кафедре, а затем на факультете Политологии МГИМО-Универ­ситета. Написание первого варианта текста ряда глав мы также начинали совместно с Ильиным, но уже вскоре и совершенно логично состав авторского коллектива расши­рился за счет ведущих профессоров и преподавателей (штатных и приглашенных) нашего факультета — проф. Т.А. Алексеевой, доц. К.П. Боришполец, проф. А.Г. Володина, проф. А.А. Дегтярева, проф. М.М. Лебедевой, доц. М.Г. Миронюка, проф. А. И.  Со­ловьева, доц. О.Г. Харитоновой, проф. А.А. Чанышева.Это наш факультетский золотой фонд, ученые и преподаватели, чьими усилиями в МГИМО-Университете происходит обучение политолога-компаративиста и политолога-международника нового типа.

В сложной ситуации нам была оказана очень важная для проекта профессиональная помощь со стороны проф. Е.Б. Шестопал, чей материал по проблемам политического поведения вошел в книгу. Ключевой фигурой, особенно на этапе окончательной доводки текста учебника, стала его научный редактор Т.В. Шмачкова, в течение многих лет — шеф-редактор лучшего российского политологического журнала «Полис». Шмачкова оказалась не просто и не буквально научным редактором, она в прямом смысле слова соавтор почти всех глав курса.

Наш учебник - именно коллективный труд. К исходу работы вообще стало трудно опре­делить индивидуальное авторство многократно переписанных и перередакти­рованных глав и разделов. (Сказанное почти не относится к главам о политической культуре и ме­ждународных отношениях; их авторы — соответственно А.И. Соловьев и М.М. Лебедева.) Однако и в этих случаях структура каждой главы предполагает фактическое соавторство не только научного редактора Т.В. Шмачковой, но и ответственного за важнейшее направление научно-информационного (и редакторского) обеспечения нашего проекта М.Г. Миронюка — прошедшего за годы нашей работы над учебником путь от аспиранта до доцента, заместителя декана факультета Политологии МГИМО-Университета. Именно он, обладая редким научным ригоризмом и профессиональным упорством, взял на себя подготовку биографий ученых в области политики, разделив при этом со Шмачковой труд по написанию углубленных, «брэндовых» компонентов курса — интерпретаций, уточнений, точек зрения, полемики и пр. Значительную помощь в структурировании и оформлении учебника оказали нам Н.В. Винник, Д.Н. Песков, Д.С. Славецкий и привлеченные ими молодые специалисты (С.П. Еремин и А.Ю. Козлов). Следует особо отметить работу Н.В. Винника, который немало сделал для воплощения нашего видения того, как учебник должен выглядеть «в бумаге». Успешным и эффективным координатором нашего научно-образовательного проекта со стороны коллектива факультета Политологии МГИМО-Университета выступил Р.И. Котов.Первый результат нашего проекта увидел свет менее двух лет назад — в издательстве «РОССПЭН» в конце 2002 г. был опубликован относительно небольшим тиражом наш учебник под названием «Категории политической науки». Продолжая нашу работу, мы вместе с М.Г. Миронюком постарались учесть замечания и пожелания как наших коллег, так и наших «потребителей»-студентов и осуществили определенную модернизацию учебника, сделав его более компактным и осуществив его реструктурирование. В издательстве «Проспект» он выходит в преобразованном виде и весьма солидным тиражом.

Мы выносим на ваш суд наш труд, сознавая, что не все вновь задуманное удалось осуществить в полной мере и в полностью удовлетворительной форме. Мы будем продолжать нашу работу. Но, как всегда, последнее слово остается не за авторами, а за читателями.

А.Ю. Мельвиль

^ 1.Политика – сфера общественной науки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемные вопросы iconСостоится семинар на тему: «Актуальные и проблемные вопросы налогообложения...
«Актуальные и проблемные вопросы налогообложения и бухгалтерского учета – 2013 г.: итоги полугодия и тенденции будущего»

Проблемные вопросы iconКонтрольные вопросы и темы для обсуждения на семинарских занятиях
...

Проблемные вопросы icon3. Проблемные вопросы участия в кооперативах
Жилищные кооперативы как субъекты гражданско-правовых отношений

Проблемные вопросы icon3. 3 Проблемные вопросы условного осуждения, продление и отмены испытательного срока
Основания применения условного осуждения по уголовному законодательству Российской Федерации

Проблемные вопросы iconРусины карпатской руси: проблемные вопросы истории и современность
По материалам международной научно-практической конференции «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси [конец XIX начало...

Проблемные вопросы iconСтанислав Свиридов Учение религиозной группы староверов-инглингов:...
Iii. Проблемные вопросы учения староверов-инглингов, не вошедшие в «Инглиизм. Faq»

Проблемные вопросы iconМ. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов
Государственным образовательным стандартом. В методических указаниях представлены: тематический план курса, программа, планы практических...

Проблемные вопросы iconСеминар XII. Драматургия ХХ века и образ молодого поколения в литературе Великобритании и США
Б. Шоу революция в английском театре. «Проблемные» пьесы. Комедия нравов «Пигмалион». Смысл названия произведения

Проблемные вопросы iconТема конституционное законодательство стюартов проблемные задания, таблицы, эссе
Вы являетесь королём Англии. Найдите легальные, основанные на представленных в Плане семинарских занятий законодательных актах, способы...

Проблемные вопросы iconТема Предмет психологии развития
Предмет психологии развития и основные проблемные поля исследований. Методы психологии развития

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов