Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса




Скачать 220.4 Kb.
НазваниеПрограмма учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса
Дата публикации14.12.2013
Размер220.4 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > История > Программа
С.И.Быкова

Новая история

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов
Цели и задачи курса

Учебный курс «Новая и новейшая история» призван помочь студентам познакомиться с основными тенденциями развития человечества в XV — XX вв., осмыслить опыт предшествующих эпох, сформировать собственное видение проблем исторического процесса и целостное представление о современном мире. Проблемно - хронологический принцип и ретроспективно – ситуационный подход, используемые при изложении материала, позволяют не только изучить основные события мировой истории, но и увидеть глобальные процессы.

Познавая новое время как начальный этап современной цивилизации, студенты имеют возможность актуализировать исторический опыт и традиции, осмыслить истоки особенностей цивилизационного развития, определяющие настоящее и будущее разных народов, стран и регионов. Сравнительно – исторический анализ наиболее важных явлений и геополитических процессов, происходивших в XX веке, способствует конкретизации образа мира — единого и многообразного, подчиняющегося объективным законам и зависимого от случайностей, стремящегося к инновациям и возвращающегося к прошлому…

Особенностью предлагаемого курса является стремление представить субъективное измерение истории, рассматривая события и эпохи как поле возможностей исторического выбора индивида и человечества. Воспринимая историю как итог сознательной и стихийной деятельности человека, как творение его разума и движений души, как путь побед, ошибок и заблуждений, студенты имеют возможность на конкретных примерах раскрывать инвариативность отдельной судьбы и человечества. Благодаря такому ракурсу изучение прошлого и современности приобретает важное воспитательное значение, поскольку в центе внимания — проблемы этики, личной ответственности и гражданской позиции.

При изучении учебного курса студенты должны овладеть умением выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; приобрести навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе конкретно – исторического материала; научиться работать с историческими источниками.

^ ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

(конец XV в. — 1914 г.)

Введение. Новое время в системе координат всемирной истории: тенденции и результаты развития человечества в XV — начале XX вв. Периодизация новой истории — дискуссии и новые подходы. Основная характеристика эпохи — модернизация традиционного общества. Проблемы методологии новой истории. Понятие “цивилизация”: содержание и структура. Основные параметры определения цивилизации (А. Тойнби, К. Ясперс, О. Шпенглер, Ф. Бродель и др.). Типы цивилизаций.

Тема 1. Итоги исторического развития западно – европейской цивилизации к началу нового времени.

Новые явления в хозяйственной жизни европейцев в XIV — XV вв. «Агрикультурная революция» и ее результаты. Начало процесса личного освобождения крестьян и изменения системы социальных отношений. Постепенный переход от внеэкономического принуждения к экономическому сотрудничеству. Появление мануфактур. Развитие рынка. Предпринимательство и товарно – денежные отношения в XIV — XV вв.

Корпоративность европейского общества. Основные сословия и возможные варианты изменений социального статуса человека. Правовая основа вассальных отношений. Закон и договор как гарантии прав общества и человека («Великая Хартия вольностей» и др.). Начало функционирования судебной системы. Роль ассоциаций в формировании нового человека и становлении гражданского общества.

Феномен «коммунального движения»: итоги и значение. Городское самоуправление. Специфика сельских локальных обществ в Европе. Значение сословно – представительных учреждений в политической истории европейских государств.

Роль христианской религии и церкви в формировании основ европейской цивилизации. Влияние борьбы светских государей и Святого Престола на общественно – политическую атмосферу. Учения Дж. Уиклифа и Я. Гуса.

«Цивилизационная активность» европейцев в XIII — XIV вв. и контакты с восточными цивилизациями. Христианские паломничества, миссионерская деятельность и торговля как источники знаний о мире. Появление картографии. Возникновение городских школ. Особая историческая миссия университетов. Развитие светской культуры (рыцарской, народной, городской). А. Данте, Фр. Петрарка, Дж. Боккаччо. Увлечение античной классикой и начало гуманистического движения.

Проблема соотношения в исторической реальности XV в. традиционного и «возможного нового»: конкуренция вариантов развития.
Тема 2. Европа и мир в раннее новое время (XV — начало XVII вв.). Начало диалога цивилизаций и мироцелостность как новое качество исторического процесса.

Исторические особенности и результаты развития традиционных цивилизаций Востока в XV в.: «тупик виртуозности». Уровень развития народов Африканского континента и Америки. Великие географические открытия (Х. Колумб, В. да Гама, Ф. Магеллан) и формирование системы связей между Востоком и Западом, Новым и Старым светом. Особенности колонизации американского континента (иберийский и западноевропейский типы). Начало создания колониальных империй (Испания, Португалия и др.). Противоречивый характер и результаты межцивилизационного диалога в XVI — XVII вв. Смена лидера исторического процесса.

Научная и этическая революция в Европе. Изменение основ мировоззрения в результате великих географических открытий и создания гелиоцентрической системы вселенной. Развитие опытной науки. Успехи естествознания и инженерной мысли (Г. Агрикола, Л. да Винчи, М. Сервет, И. Ньютон и др.). Возникновение первых научных обществ. Распространение технической и научно – популярной литературы. Роль университетов в формировании нового мировоззрения. Постепенный переход от теологического взгляда на мир к рациональному.

Своеобразие духовной атмосферы в Европе. Проблема совершенного общества и государства в политической мысли (Н. Макиавелли, Т. Мор и др.). Идеализация человека в эпоху Ренессанса. Поэзия, живопись и театр Высокого Возрождения — гимн личности и свободе мысли. Э. Роттердамский. Новая концепция воспитания (М. Монтень и др.). Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы — квинтэссенция умонастроений интеллектуальной элиты европейского общества.

Возникновение и развитие протестантизма. Новое христианское вероучение М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли. «Королевские реформации» в Англии, Дании, Швеции. Религиозные войны в Европе. Вестфальский мир (1648 г.). Реформационное движение в европейских государствах как процесс изменения массового сознания и формирования новой этики. Идеи и мораль радикальных религиозных движений (рантеры, Общество друзей, анабаптисты и др.).

Развитие новых экономических отношений и эволюция социальных структур европейского общества. Распространение товарного характера на новые виды производства и коммерционализация сельского хозяйства некоторых стран. Развитие бирж. Создание государственных банков. Формирование рынка ценных бумаг. Рациональное использование капиталов.

Уникальность опыта стран западной Европы в создании интенсивной экономики (Нидерланды, Швейцария и др.).

Роль иммиграции и «технологического шпионажа» в развитии техники. Использование механизмов в добывающей, металлургической и других отраслях. Производство точной измерительной аппаратуры. Профессиональная специализация.

Изменение экономического положения привилегированных сословий. Дифференциация внутри сословий. Феномен «нового дворянства» в Англии. Процессы раскрестьянивания и пауперизации населения.
Тема 3. Рождение индустриальной цивилизации (40 - 60-е гг. XVII — 70-е гг. XIX вв.).

Новые ценностные ориентации западного человека. Утверждение рационализма в мировоззрении и мировосприятии. Идеи прогресса в философской и экономической мысли. Эволюция представлений о правах человека. Либерализм как основа морали индивидуалистического общества. Роль эпохи и идей Просвещения в изменении духовного мира человека ранней индустриальной цивилизации. Феномен «Фигаро»: идеал и реальные исторические персонажи.

Сложность нравственной и интеллектуальной жизни в XIX веке.

Влияние наследия европейской цивилизации и условий освоения нового континента на формирование самосознания и социокультурных структур американского общества.

Динамизм экономических и социальных изменений в 40-е гг. XVII — XIX вв. Частная собственность как основа хозяйственной деятельности. Юридическая защита собственности: Акт об отмене оммажа (Англия, 1646 г.), Билль о правах (США, 1791 г.), гражданский кодекс (Франция, 1804 г.) и др. От теории и практики государственного протекционизма к свободной конкуренции. Рынок как форма эффективной экономической организации.

Влияние научных открытий и технических изобретений XVII — XIX вв. на труд, жизнь и быт человека. Промышленный переворот: особенности в европейских странах и США, социальные последствия и историческое значение. Уникальность экономической ситуации в США: сосуществование индустриального сектора и плантационного хозяйства, сотрудничество государства и частного бизнеса. Особенности развития стран Восточной Европы и России: «второе рождение крепостничества».

Формирование мирового рынка. Влияние ситуации «взаимодействие – противостояние» Запада и Востока на экономическое развитие метрополий, колоний и зависимых территорий. Первые кризисы перепроизводства в свободной экономике.

Процесс постепенного исчезновения сословного деления в странах Западной Европы. Формирование новых социальных структур. Развитие типа свободного собственника и предпринимателя. Численный рост пролетариата и фермерства. Феномен «среднего класса». Особенности социальных процессов в Америке.

Политическая модернизация в европейских странах и США: достижения и противоречия. Эволюция политико – правовых концепций и общественных взглядов в эпоху абсолютизма: от сакрализации королевской власти к теории «государственного интереса» и общественного договора. Государственные учреждения и формы соучастия подданных в управлении. «Новая бюрократия». «Табель о рангах» (Дания, 1671г.). «Региональный абсолютизм» в германских землях: уникальность политического опыта.

«Революция сверху» – феномен деятельности «просвещенных государей» в Европе (Мария – Терезия, Иосиф II, Фридрих II и др.). Реформы, направленные на модернизацию экономических, социальных и политических структур.

Рост политического самосознания и опыта социальных групп и общества. Активность либерального дворянства и предпринимателей в политической жизни европейских стран. Особенности политических традиций американцев. Утверждение новых политических приоритетов: правовое государство и гражданское общество. Развитие избирательного права в европейских государствах и США. Принцип конституционного надзора. Институт президентства.

Проблема диалектики реформ и революций в политической истории нового времени. Традиции политического компромисса и эволюция властных структур в Великобритании в 80-е гг. XVII в. — XIX в. Принцип парламентаризма и развитие структур гражданского общества (политические и профессиональные ассоциации, клубы, органы самоуправления и др.). Политическая английская система — классический пример либеральной демократии.

Социально – политическое противостояние и идейная борьба во Франции в XVIII — 70-х гг. XIX вв.: трудный путь политического воспитания народа и демократизация политической жизни.
Тема 4. Индустриальный мир на рубеже веков (конец XIX — начало XX вв.).

Изменение облика мира и стандартов жизни человека в конце XIX — начале XX вв. Великие научные открытия в естествознании и их влияние на развитие человечества. Становление современной химии. Технологии искусственных и синтетических веществ. Практическое использование электроэнергии, начало создания электрических машин.

Технические усовершенствования на производстве. Первый опыт использования конвейера. Г. Форд, Ф. Тейлор. Постепенная механизация сельского хозяйства.

Технический прогресс в развитии транспорта и средств связи, его цивилизационные последствия. Расширение информационных возможностей европейской цивилизации (телефон, телеграф, радио, кино, индустрия средств массовой информации).

Воздухоплавание и авиация. Идеи исследования космического пространства.

Урбанизация. Изменение облика городов. Успехи в строительстве и благоустройстве. Новые виды городского транспорта (трамвай, метро). Развитие производства товаров потребления. Индустрия рекламы.

Достижения микробиологии, медицины и психологии (Л. Пастер, Р. Кох, И. Павлов, З. Фрейд и др.). Новые средства диагностики и лекарственные препараты. Эффективность борьбы с эпидемиями и вирусными заболеваниями. Улучшение демографических показателей в индустриальных странах.

Инновации в политической жизни Европы и США (70-е гг. XIX в. — 1914 г.). Эволюция парламентской системы. Расширение электората. Демократизация процедуры голосования. Расширение идейно – политического спектра. Формирование новых политических партий, движений и массовых организаций. Основная тенденция политической эволюции — противостояние либерализма и радикализма. Английский либерализм: от классической теории к идее социального государства. Консерватизм и социалистические учения о несовершенстве индустриального общества. Социал – демократия в европейских странах: идеология, поиски социального и политического компромисса. Политический экстремизм в Европе на рубеже веков.

Особенности государственного устройства Германской империи (Конституция 1871 г.) и политической культуры немецкого народа. Франция: от противостояния к национальному консенсусу (политическая система III республики).

Развитие традиций христианских политических движений в Европе и США.

Создание основ социального законодательства и социальные реформы (политика «социальной гармонии» либеральных консерваторов в Великобритании, новый курс» О. фон Бисмарка, концепция «прогрессивных расходов» правительств III республики во Франции и др.).

Итоги развития индустриальной цивилизации. Ориентация на прогрессирующее промышленное развитие — «ловушка» истории. Милитаризация науки и технического прогресса. Имперские амбиции правительств и имперскость общественного сознания. Идеи и лозунги «великих наций». Национализм и национальный эгоизм как фактор дестабилизации геополитической ситуации. Региональные конфликты: франко – прусская война (1870 — 1871 гг.), русско – турецкая (1877 — 1878 гг.), испано – американская (1898 г.), Балканский кризис (1912 — 1913 гг.). Формирование военно – политических блоков.

Своеобразие интеллектуального климата и морально – психологической атмосферы в Европе. Осознание порочности мира и поиски путей изменения его. Лояльность к насилию и одобрение радикализма. Крушение веры в прогресс и изменение отношения к человеку как социально – психологические феномены европейской истории на рубеже веков. Увлеченность мистикой и восточными религиями. Оккультизм.

Интеллектуально – моральный кризис европейской цивилизации и геополитическая напряженность как признаки глобальной катастрофы.

Трансформация традиционного общества на Востоке (ХIХ - начало ХХ в.). Соотношение внешних и внутренних факторов в процессе цивилизационных изменений. Возникновение и развитие элементов новых экономических отношений. Роль этико-культурных традиций Востока (ислам, буддизм, конфуцианство) в усвоении ценностей модернизации. Развитие предпринимательства. Роль иностранного капитала и политической зависимости в экономических преобразованиях. Особенности функционирования Британской колониальной империи: принципы управления и отношения с местным населением. Феномен «белых доминионов».

Развитие национально-освободительных движений в колониях и зависимых странах.

Феномен Японии. Особенности культурных и политических традиций страны. Контакты с европейцами в условиях изоляции. Интерпретация европейских научных достижений и социального опыта с позиций традиционных ценностей. «Революция Мэйдзи» и её результаты. Рост экономического и военного могущества Японии. Агрессивность идеологии и внешнеполитического курса на рубеже ХIХ - ХХ веков.
Экзаменационные вопросы

  1. Новое время в системе координат всемирной истории.

  2. Влияние уникальности европейской цивилизации на процессы модернизации.

  3. Европа и мир в раннее новое время (XV — конец XVII вв.).

  4. Особенности социально - экономического и политического развития Нидерландов, морально – этические ценности общества в XV — XVII вв.

  5. Экономическое развитие и эволюция социальных структур английского общества в начале XVII в.

  6. Политико – правовые традиции англичан и изменение духовной жизни английского общества в первой половине XVII в.

  7. Основные религиозные и социально – политические движения в Англии в XVII в.

  8. Власть и оппозиция в английской истории XVII — нач. XVIII вв.

  9. Итоги английской революции XVII в. и эволюционные изменения в стране во 2-й половине XVII — начале XVIII вв.

  10. Государство и общество в эпоху абсолютизма.

  11. Идеи просветителей как аксиологическая основа социокультурной динамики в новое время.

  12. Идеалы, концепции и стиль жизни европейских интеллектуалов в XVII — XVIII вв.

  13. Преобразования «просвещенных государей»: направленность изменений, историческое значение.

  14. Формирование американской цивилизации: исторические условия, отличия от европейской цивилизации.

  15. Экономическое развитие и политический статус североамериканских территорий в XVII — XVIII вв.

  16. Война за независимость и образование США.

  17. Французская революция XVIII века: причины, основные этапы.

  18. Эволюция массового сознания и взглядов политических лидеров в революции (1789 — 1799).

  19. Наполеон Бонапарт: личность, идеи, преобразования.

  20. Значение науки и техники в процессе перехода к индустриальному типу развития.

  21. Права человека в новое время: идеи, документы, историческая реальность.

  22. Религия и церковь в XVI — XIX вв.

  23. Значение французской революции и эпохи Наполеона Бонапарта в европейской истории.

  24. Франция в эпоху реставрации (1814 — 1830).

  25. Идейно – политическое противостояние во Франции в 1830 — 1870 гг.

  26. Экономическая и политическая модернизация во Франции периода III республики.

  27. Европейский консерватизм XIX в.: истоки, идеи, историческое значение.

  28. «Либеральное пробуждение» Англии в I-й половине XIX в.

  29. Эволюция английского либерализма в XIX в.

  30. Социальные реформы в Англии (XIX в.).

  31. Особенности экономического и политического развития США в I-й половине XIX в.

  32. Гражданская война в США: причины, основные события, последствия.

  33. Социальный реформизм в индустриальных странах: идеи и практическая деятельность (конец XIX — нач. XX вв.).

  34. Социальное христианство в конце XIX — нач. XX вв.

  35. Германская империя: этапы объединения, особенности политической системы.

  36. Идейно – политическая ситуация в Германской империи в 1871 — 1914 гг.

  37. Судьба славянских народов в стратегии великих держав (XIX — нач. XX вв.).

  38. Британская колониальная империя: этапы формирования, особенности функционирования (XVII — нач. XX вв.).

  39. Изменение облика мира и стандартов жизни человека в XIX — нач. XX вв.

  40. Итоги развития ранней индустриальной цивилизации к началу XX века.

  41. Своеобразие интеллектуальной и нравственной атмосферы в Европе накануне I мировой войны.

  42. Изменение традиционного общества восточных цивилизаций в Новое время (Османская империя, Китай, Япония).


Литература

Айзин Б. Альтернативы германской истории в конце XIX — начале XX вв.//Новая и новейшая история. – 1992. - № 4.

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996. Ч. 1, 2.

Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI — XVIII вв. М., 1978.

Бродель Ф. Динамика капитализма. М., 1993.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV — XVIII вв. М., 1990 — 1993. Т. 1-3.

Бурстин Д. Амерниканцы… М., 1993. Т. 1-3.

Васильев Л.С. История Востока. Т.1,2.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. 1870 — 1917. М., 1988.

Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1991.

Гвардини Р. Конец нового времени//Вопросы философии. - 1990. - № 4.

Европейский альманах: История. Традиции. Культура. М., 1990 — 1995.

Ивонин Ю.Е. Становление европейской системы государств: Англия и Габсбурги на рубеже двух эпох. Минск, 1989.

Ивонина Л.И. Судьба Мазарини//Вопр. истории. - 1994. - № 3.

Исторический лексикон. XVII век. М., 1998.

Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996.

Копосов Н. Абсолютная монархия во Франции//Вопр. истории. 1989. № 1.

Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Лемэтр Н. Католики и протестанты. Религиозный раскол XVI века…//Вопр. истории. - 1995. - № 10.

Малов В.И. Жан-Батист Кольбер: абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991.

Малов В.Н. Людовик XIV: опыт психологической характеристики//Новая и новейшая история. - 1996. - № 6.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: История морали. М., 1987.

Очерки истории европейского протестантизма. М., 1995.

Просветительское движение в Англии. М., 1991.

Ревякин А. Французские династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты//Новая и новейшая история. - 1992. - № 4.

Розенберг Н., Бирдцел Л. мл. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск, 1995.

Россия и Европа: Дипломатия и политика. М., 1992.

Россия и США на рубеже XIX — XX вв. М., 1992.

Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америки (1640 — 1870). М., 1990.

Сборник документов по истории Нового времени…(1870 — 1917). М., 1990.

Согрин В.В. Идеология в американской истории: от отцов – основателей до конца XX века. М., 1995.

Согрин В.В. Томас Джефферсон: человек, мыслитель, политик. М., 1993.

Соловьев О.Р. Масонство далекое и близкое//Новая и новейшая история. - 1992. - № 4.

Туполев Б. Династия Гогенцоллернов//Новая и новейшая история. - 1991. - № 6.

Уильямс Дж. Радикальная реформация//Вопр. истории. – 1994. - № 8.

Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология. М., 1988.

Фурсов А.И. Возникновение капитализма и европейская цивилизация: социогенетические интерпретации//Соц. исследования. – 1990. - № 10.

Цфасман А. Рейхсканцлер Германии Бернхард фон Бюлов//Новая и новейшая история. – 1996. - № 3.

Чудинов А.В. Размышления англичан о Французской революции. М., 1996.
Творческие задания

и проблемные вопросы по курсу «Новая история»


  1. Международная комиссия ученых, работающая по заданию ЮНЕСКО над многотомной «Историей культурного и научного развития человечества», составила такую периодизацию:

  • VII в. до н.э. — VII в. н.э.

  • VII в. — XVI в.

  • XVI в. — XVIII в.

  • XIX в.

  • XX в.

Дайте краткую характеристику одного из исторических периодов Нового времени.

  1. В традиционной европейской цивилизации в XV в. имелись преграды для прогрессивного развития, как и на Востоке, но в отличие от восточных цивилизаций Европа обладала уникальными характеристиками, способствовавшими эволюции. Назовите традиции и явления, доказывающие наличие этих противоположных тенденций развития Европы в XV в. Можно ли говорить о преобладании одного из направлений исторического развития в это время?

  2. Леонардо да Винчи говорил своим ученикам: «Счастье приходит к тем, кто много трудится». Какие идеи гуманистов отражены в этой фразе? Назовите известных Вам деятелей эпохи Возрождения, расскажите об одном из них.

  3. Назовите основные черты индустриальной цивилизации. Можно ли считать Европу в 40 — 50-е гг. XV в. индустриальным регионом? Аргументируйте свой ответ.

  4. Составьте рассказ француза о «чудесах Голландии», побывавшего в этой стране в середине XVI в.

  5. Эта страна стала в свое время второй родиной для Р. Декарта, между 1684 и 1689 годами предоставила убежище Дж. Локку, являясь почти самым терпимым государством в Европе. Это была страна печатных машин, снабжавшая Европу книгами, которые нигде больше нельзя было напечатать; страна газет и журналов, ученых обществ и знаменитых университетов; страна множества сект… с 1617 г. временный приют здесь нашли английские пуритане. О какой стране идет речь? Какова ее историческая судьба ?

  6. Историк Эспадо Бургос определяет одну из исторических эпох Испании и Европы как разновидность революции «сверху» — авторитарной и патерналистской (по принципу «все для народа, но без народа»). О каком периоде истории нового времени идет речь? Справедливо ли утверждение испанского историка? Докажите свою точку зрения.

  7. В XVI — XVII вв. в большинстве государств Европы признавалась «абсолютная разумность абсолютной власти». Какие исторические условия способствовали формированию абсолютных монархий ? Определите значение этого периода в истории политических институтов и традиций европейских народов.

  8. Составьте рассказ английского аристократа – путешественника о Франции в 50 — 60-е гг. XVII в.

  9. Символами каких этапов истории католической церкви являются документы:

  • «Индекс запрещенных книг».

  • «Sullabus» («Список современных заблуждений»).

  • «Rerum Novarum» ?

  1. Как развивались идеи индивидуальной свободы и гарантий личной неприкосновенности в общественно – политической мысли и законодательстве Англии в XVII — XVIII вв.?

  2. Определите характерные черты жизни «нового дворянина» в Англии. Чем его жизнь и занятия отличались от жизни традиционного английского аристократа ? Какие политические идеи поддерживали «новые дворяне» ?

  3. Направленный в Англию переводчик московского посольского приказа Андрей Виниус сообщал такую информацию об английской политической системе: «… правление отчасти монархиально (единовластно), отчасти аристократно (правление первых людей), отчасти демократно (народоправительно). Парламент делится на два «дома»… Без повеления тех двух «домов» король не может в великих делах никакого совершенства учинить». Когда и в результате каких событий произошли эти изменения в отношениях между королем и парламентом?

  4. Английский историк Эймлер Джеральд в своих работах называет события 1642 — 1659 гг. «революцией разрушения» и представляет более позднюю историю Англии как последовательное преодоление ее последствий. Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте.

  5. Почему англичане называют события 1642 — 1660 гг. «великим мятежом», а события 1688 — 1689 гг. характеризуют как «Славная революция»?

  6. Составьте письмо подданного российского императора Петра I на родину об удивительном английском королевстве.

  7. Вольтер, несколько лет проживший в Англии, заметил: «Английская нация — единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти, установившая с помощью последовательных уступок то мудрое правление, при котором государь оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло… народ без смут принимает участие в управлении». Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

  8. Т. Джефферсон назвал книгу А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) лучшей книгой современности, а его соотечественник А. Гальмитон идею шотландского экономиста о способности экономики к саморегуляции оценил как фантазии. Расскажите, как отличались социально – политические взгляды этих американских лидеров. Можно ли утверждать, что в исторической судьбе США стала приоритетной концепция одного из них?

  9. Французский историк Ж. Годшо назвал террор якобинцев франко – французским геноцидом. Докажите или опровергните это утверждение, используя данные о формах и масштабах террора в 1793 — 1794 гг.

  10. Некоторые исследователи истории Французской революции XVIII в. считают, что якобинская диктатура была революцией против революции 1789 г. Можно ли согласиться с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию.

  11. Некоторые историки утверждают, что реальное становление правового государства во Франции началось не с революции XVIII века, а при Наполеоне I. Как Вы считаете, обосновано ли это утверждение? Докажите свою точку зрения.

  12. Для характеристики каких тенденций общественно – политической жизни может быть справедлива фраза «Где не было Робеспьера, там нет места для Местра»? Приведите примеры из истории.

  13. Какие идейно – политические течения, возникнув в период Великой французской революции, стали традиционными для этой страны в XIX веке? Назовите теоретиков и лидеров. Укажите значение их деятельности в изменении ситуации во Франции.

  14. В конце XVIII — нач. XIX вв. индексы роста французской промышленности значительно превосходили аналогичные английские показатели:

Англия Франция

1790 — 1791 гг. 160 210

1803 — 1804 гг. 182 247

1810 г. 190 260

Какими причинами можно объяснить эту тенденцию?

  1. Наполеон, находясь в изгнании, среди прочих записей сделал такую: «Моя истинная слава не в том, что я выиграл 40 сражений — Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно — этой мой гражданский кодекс». Почему Наполеон так высоко оценивал этот документ? Подтвердила ли история слова Наполеона? Какие мероприятия Наполеона оказались так же значительны в социально – экономическом развитии Франции?

  2. В 1748 г. была издана (нелегально) книга де Майе «Беседы индийского философа об уменьшении моря, образовании суши и происхождении человека». В 1749 г. Ж.Л. Бюффон опубликовал «Теорию земли» — трактат с гипотезой о возникновении планет в результате выброса веществ Солнцем. В 1755 г. создал свою космогоническую теорию И. Кант. Какое влияние эти идеи оказали на историософские взгляды просветителей ? Назовите идеалы и ценности этой эпохи.

  3. «Дух законов» Монтескье современники называли евангелием просветительства, а «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Д. Дидро — Библией для образованных. Как Вы думаете, почему?

  4. Представьте себе, что Вы являетесь секретарем Людовика XVI и присутствуете на встрече короля с Фридрихом II. Каким может быть содержание Ваших записей? Какие проблемы могли обсуждать французский король и император Пруссии?

  5. О. Шпенглер назвал цивилизацию, основы которой сформировались в XVII — XVIII вв. фаустовской. Как Вы думаете, почему ? Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения.

  6. Международная комиссия ученых, работающая по заданию ЮНЕСКО над многотомной «Историей культурного и научного развития человечества», выделила XVI — XVIII вв. как эпоху происхождения современного мира. Докажите или опровергните это утверждение.

  7. В начале XVIII века в Европе считали, что англичане склонны к революции и переменам, тогда как французы казались весьма консервативными людьми. Спустя сто лет мнение диаметрально изменилось. Какие события заставили европейцев изменить свои взгляды на англичан и французов?

  8. Ш.Л. Монтескье утверждал: «Англия — страна, страстно преданная свободе; свобода — ее реальность. Государство, подобно ночному сторожу, охраняет свободу и имущество граждан». Согласны ли Вы с этой точкой зрения ? Какие права и свободы имели англичане в XVIII в.? Как изменилась ситуация к началу XX в.?

  9. Философ Х. Ортега-и-Гассет, исследуя тенденции развития либеральной мысли, отмечал, что XIX век не изобрел, а внедрил либерализм. Можно ли согласиться с мыслителем, так высоко оценивающим XIX век? Назовите факты, опровергающие или доказывающие эту точку зрения.

  10. Джордж Фицхью, лидер аристократии южных штатов и теоретик патриархального рабства, утверждал, что капитализм является маленьким экспериментом истории, а рабовладение — основой экономического развития и благополучия. Насколько справедлива оценка, данная современником? Что вы знаете о реальном значении рабовладения в истории США?

  11. Дж. Оруэлл, автор фантастического романа – предсказания «1984», писал: «Революционные традиции не прижились в Англии… Даже самые коренные перемены возможны лишь мирным путем». Докажите или опровергните это утверждение, используя факты из истории Англии.

  12. Представители какого идейного направления считали, что «право на работу и право на прожиточный минимум должны быть признаны такими же ценными, как и право личности на собственность»? Назовите известных Вам лидеров этого движения. Какова судьба идей, высказанных этими мыслителями ? Были ли они реализованы? Когда?

  13. Во второй половине XIX — нач. XX вв. партии либералов и консерваторов в Англии называли партиями национальных интересов. Почему сложилась такая точка зрения?

  14. Современники рейхсканцлера Германии О. фон Бисмарка, согласно свидетелям, слышали от него такие слова: «Против демократов помогают только солдаты». Как складывались отношения Бисмарка с демократическими общественными организациями Германии ? Действительно ли рейхсканцлер ориентировался только на насилие ?

  15. В социально – политической истории европейских стран в к. XIX — нач. XX вв. получили развитие реформистская и революционная тенденция. Приведите примеры проявления каждой из них в разных странах. Можно ли говорить о преобладании одной из тенденций ? Аргументируйте свою точку зрения.

  16. Сравните геополитическую карту мира в начале нового времени (конец XV в.) и к концу его (на рубеже XIX — XX вв.). В качестве критерия сравнения используйте наличие суверенных государств, зависимых территорий, колоний. Какие выводы можно сделать о характере основных изменений на карте ?

  17. Сравните представления о мире человека XV в. и начала XX в. Что изменилось ? Почему ?

  18. Дайте описание облика крупных городов Европы в к. XIX — нач. XX вв. Приведите примеры, свидетельствующие о влиянии важнейших научно – технических открытий XVIII — XIX вв. на жизнь и быт европейцев.

  19. В исторической концепции К. Маркса капитализм характеризуется как одна из общественно – экономических формаций. Как Вы понимаете, что такое капитализм. Каково, на Ваш взгляд, соотношение между капитализмом и индустриальной цивилизацией? Аргументируйте свой ответ.

  20. Китайский император установил в начале ХV в. около города Нанкина, бывшего тогда столицей Поднебесной, каменную стелу с обещанием своим подданным посвятить деятельность «нравственному перевоспитанию и изменению варварских привычек» других народов. О какой характерной черте восточных цивилизаций свидетельствуют эти слова? Каким образом такое отношение к окружающему миру отразилось на исторической судьбе восточных цивилизаций?

  21. В японской живописи отсутствовал жанр портрета. На Ваш взгляд, каковы причины такого явления? Отражает ли оно особенности культуры Японии или характеристики всех восточных цивилизаций? Расскажите об этом, используя конкретные примеры из истории Индии, Китая, Османской империи.

  22. Арнольд Тойнби утверждал, что специфику цивилизации определяет религия. Вспомните основные религиозные и религиозно-философские учения Востока, раскройте их содержание и определите значение в судьбе восточных цивилизаций в Новое время.

  23. Сравните процесс интеграции немецких государств и японских княжеств, укажите общие черты и особенности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconПрограмма дисциплины «биологические основы языка»
Цель курса состоит в том, чтобы дать современные представления о биологических основах развития языка и речи у человека для студентов...

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconМетодические указания по производственной практике для студентов...
Методические указания предназначены для руководителей производственной практики, студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов...

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconРабочая программа курса «административное право зарубежных стран»...
Программа предназначена для студентов 3 курса Международно-правового факультета

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconМетодические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной...
Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цели, задачи курса и т д.), тематический план, содержание курса, методические...

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconПримерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный...
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство и художественный труд, общая характеристика учебного предмета,...

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconОрганизационное поведение Программа курса для специальности 08050...
Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Балашихе преп. С. В. Корчагиной

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconКурс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства...

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconРабочая программа и рекомендации для студентов IV курса до филологического...
Печатается по решению кафедры русской литературы XX-XXI веков (протокол №4 от 26 января 2009 г.)

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconМетодические указания по производственной практике студентов 3 курса медицинских факультетов
Учебным планом на сестринскую практику выделено 4 кредита (120 часов), 80 часов из которых составляет аудиторная подготовка (в виде...

Программа учебного курса для студентов гуманитарных факультетов Цели и задачи курса iconПрограмма учебного курса «триз2009 и фса»
Цель курса дать слушателям знания по общим вопросам развития активных систем, построению стратегии развития, методам решения проблем,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов