Скачать 89.62 Kb.
|
Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников СПбГУ по истории в СПбГУ 2013-2014 уч. г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в СПбГУ в 2013-2014 уч. г., осуществляется с учетом действующих нормативных документов, определяющих историческое образование в современной российской школе. Курс истории предполагает две составные части, находящиеся в органическом единстве: собственно предметную часть, которая необходима при обучении дисциплине, и общекультурную, выходящую за рамки решения учебных задач, характеризующую учащегося как личность. Основными задачами олимпиады являются: стимулирование интереса учащихся к истории; выявление школьников, проявляющих высокий уровень знаний и особые способности к изучению истории; анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления учащихся, претендующих на получение университетского образования. В этой связи в содержании заданий олимпиады не только должны найти отражение нормативные требования к уровню подготовки учащихся по предмету, но и воплотиться творческий характер соревнования; в ответах должны проявиться черты общей культуры, эрудированности, начитанности учащегося, его интеллектуального потенциала. Задания Олимпиады по истории предполагают выявление уровня знания фактического материала у ее участника, его способности соотносить общее и особенное, умения объяснять смысл основных понятий и терминов, определять сущностные черты явлений, их причинно-следственные связи. Кроме того, содержание олимпиадных заданий предполагает осмысление ее участником более общих проблем исторического знания, в частности, философии и методологии истории, элементов источниковедения и историографии, возможности анализа событий отечественной истории в контексте мирового исторического процесса. Содержание заданий формируется с учетом применения многофакторного подхода в изучении истории (географический; природно-климатический; геополитический; этно-национальный; религиозный; личностный; социальной организации и др. факторы). Первый (отборочный) тур Олимпиады по истории проводится в письменном виде по вариантам и предполагает три группы заданий в каждом из них. Общая (итоговая) сумма за ответы на все вопросы – 100 баллов. Подсчет общего числа баллов осуществляется посредством суммирования баллов, выставленных за каждое задание. Высший балл (100 баллов) выставляется, если даны исчерпывающие, полные, правильные ответы на все вопросы без ошибок и неточностей. Время выполнения заданий первого тура олимпиады – 60 мин (1 час). Раздел I. Вопрос 1-4. Тестовое задание. Среди заданий этого типа обязательны задания на знание исторических дат, имен исторических деятелей. В формулировке одного из заданий может быть использован текст исторического источника. Из четырех вариантов ответов необходимо выбрать один правильный. Правильный ответ на каждый вопрос – 3 балла.
ÿБитва на Калке ÿ Разорение Рязани ÿ Взятие Торжка ÿ Разорение Киева
ÿ Иван II ÿ Василий II ÿ Иван III ÿ Василий III
ÿ 19 февраля 1861 г. ÿ 17 октября 1905 г. ÿ 3 июня 1907 г. ÿ 1 марта 1917 г.
ÿСоздание ассоциации пролетарских писателей (РАПП) ÿНачало кампании по ликвидации неграмотности ÿСоздание первых звуковых кинофильмов ÿНачало антирелигиозной пропаганды Вопрос 5. Определение принципа построения ряда и исключение лишнего элемента. Необходимо назвать критерий, на основании которого предложенные понятия, имена, названия, события объединены в один ряд. Правильный полный ответ — 5 баллов. _________закомара, барабан, апсида, ростра, аркатурный пояс_____________ Лишний элемент: ростра (2 балла) Принцип построения ряда: элементы древнерусской храмовой архитектуры (3 балла) Вопрос 6. Задание на установление хронологической последовательности. Именно в таком порядке следует разместить предложенные исторические события, имена исторических деятелей и т.д. Правильный ответ — 5 баллов. ^ А) рейтары Б) рекруты В) дружинники Г) стрельцы Д) пушкари
Вопрос 7. Тестовое задание с несколькими правильными ответами. Необходимо выбрать ТРИ правильных ответа. Правильный полный ответ — 9 баллов; каждый правильный ответ оценивается 3 баллами. Среди предложенных вариантов ответов отметьте ТРИ правильных: Выберите из перечисленных ТРИ исторических события, современником которых был А.С. Пушкин. ÿ Создание Мануфактурного совета ÿ Разделы Польши ÿ «Битва народов» ÿ Учреждение Академии художеств ÿ Георгиевский трактат ÿ Убийство Павла I ÿ Открытие Николаевской железной дороги Вопрос 8. Задание на расшифровку аббревиатуры. Правильный ответ – 8 баллов. В случае неверного написания хотя бы одного слова или несоблюдения правильного порядка слов ответ оценивается 0 баллов. В научных исторических текстах часто используются аббревиатуры, т.е. слова, образованные из первых букв единиц в словосочетании, из начальных частей двух и более слов или представляющее собою сложение начала одного слова с другим словом словосочетания. От того, насколько правильно Вы сумеете расшифровать аббревиатуру, зависит, поймете ли Вы содержание текста. РСФСР – такова была аббревиатура названия современной Российской Федерации, введенного Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. Это название нашего государства существовало до 25 декабря 1991 года. ^ ________Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика_____ Вопрос 9. Задание предусматривает проверку знаний исторических терминов. Причем определение термина оказывается «вписанным» в контекст, что исключает какое-либо иное его толкование. ^ Правильный ответ — 8 баллов Данный термин – едва ли не самое часто употребляемое слово в историко-культурных размышлениях о XVII веке. Это вполне понятно, так как речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам. ______________________________секуляризация Раздел II. Вопрос 10. Задание, предусматривающее проверку знания конкретных исторических фактов, терминов, имен исторических деятелей, историко-географических названий. Предлагается в виде кроссворда. Правильный полный ответ — 20 баллов: каждый правильный ответ по горизонтали оценивается 3 баллами; правильный ответ по вертикали – 2 баллами. В этом году мы отмечаем 100-летие самой популярной игры в слова – кроссворда. Датой его официального рождения считается 21 декабря 1913 года, когда в газете «New-York World» был опубликован первый кроссворд, придуманный журналистом Артуром Уинном. Хотя рисунки, очень напоминающие кроссворды, были найдены еще в XIX веке при раскопках древнеримских поселений, в том числе Помпей, и датируются первыми веками н.э. ^ исторический кроссворд.
Ответы: По вертикали – 1. Екатерина. По горизонтали - 1. Елец. 2. БахчисарАй. 3. МиТрополит. 4. ОпРичнина. 5. Ильмень. 6. ОчАков. Вопрос 11. Задание, предусматривающие ответы на вопросы, касающиеся исторической персоналии. Историческая персоналия. Поздравляем! Вы успешно справились с решением кроссворда. Теперь еще одна задача: ответьте на несколько вопросов, связанных с историческим деятелем, имя которого Вы вписали в вертикаль кроссворда. Правильный полный ответ — 15 баллов.
Ответ: 1762-1796 гг.
Ответ: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. 1773-1775 гг.
Ответ: 1) С 1765 г. за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим. 2) В 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своего барина, за неповиновение этому указу грозила ссылка в Сибирь. 3) В 1780-х – 1790-х гг. крепостное право распространилось «вширь»: оно было введено в Левобережной Украине и российском Черноземье, на Дону и Северном Кавказе, на территориях, присоединенных к России в результате разделов Речи Посполитой. Раздел III. Вопрос 12. В предложенной таблице необходимо заполнить 6 позиций; каждый правильный ответ оценивается 3 баллами. Баллы начисляются пропорционально количеству правильных ответов (за два правильных ответа – 6 баллов, за три – 9, за четыре – 12 баллов и т.д.). ^ Правильный полный ответ — 18 баллов.
|
![]() | Наибольшая итоговая сумма баллов, которой могут быть оценены ответы на все вопросы задания при условии отсутствия в них ошибок и... | ![]() | ... |
![]() | Данный материал содержит рекомендации по структуре и тематике заданий школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии,... | ![]() | Внешняя стенка Общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта спбгу (Университетская набережная, 7/9), 13-14. 04. 2013 |
![]() | Даты заезда: 27. 11. 2013, 11. 12. 2013, 25. 12. 2013, 03. 01. 2014, 04. 01. 2014, 15. 01. 2014, 29. 01. 2014, 12. 02. 2014, 05.... | ![]() | Э. Кайзер (Свободный университет Берлина), к и н. М. Т. Кашуба (иимк ран), к и н. О. А. Щеглова (СПбГУ/иимк ран), к и н. Е. А. Черлёнок... |
![]() | Федоров С. Е., д и н., профессор кафедры истории Средних веков спбгу состоится междисциплинарная научная конференция «Нация и этничность... | ![]() | Кафедра библеистики: Учебные программы: Бакалавриат / Отв ред. А. А. Алексеев. — Спб.: Филол ф-т СпбГУ, 2006. — 108 с |
![]() | Пермского края № сэд-26-01-18-412 от 12. 10. 2012 г. «О проведении муниципального этапа, дистанционного тура регионального этапа... | ![]() | При участии высшей школы журналистики и массовой коммуникации спбгу и факультета международных отношений спбГУ, факультета социальных... |