Российский государственный архив древних актов баш кортостана том




Скачать 18.83 Mb.
НазваниеРоссийский государственный архив древних актов баш кортостана том
страница1/117
Дата публикации25.12.2013
Размер18.83 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   117




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ДРЕВНИХ АКТОВ

БАШКОРТОСТАНА

ТОМ

VI

Оренбургская экспедиция и башкирские восстания 30-х годов XVIII в.

Автор-составитель Н. Ф. Демидова

МАТЕРИАЛЫ
ПО ИСТОРИИ






Под редакцией Н. В. Устюгова


УДК 39 (470.57)

ББК 63.3 (2 Рос. Баш) М ЗЗ

Рекомендовано к печати Ученым советом Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук

Ответственный за выпуск Ю. М. Абсалямов

Материалы по истории Башкортостана. Оренбургская экспедиция и башкирские М 33 восстания 30-х годов ХVIII в. / Авт.-сост. Н. Ф. Демидова. Т. VI. - Уфа: Китап, 2002. - 768 с.: илл.

ISBN 5-295-03107-1

Публикуемый VI том серии «Материалы по истории Башкортостана» (первые пять томов вышли в 1936-1956 гг.) посвящен Оренбургской экспедиции, в ходе которой был основан г. Оренбург, и башкирским восстаниям 1735-1740-х гг. Публикация уникальных первоисточников XVIII в. придаст новый импульс для осмысления не только исторического прошлого, но и перспектив нашего развития в будущем, обогатит курсы отечественной истории, преподаваемой в естественных и гуманитарных учебных заведениях, а также привлечет внимание научного сообщества к истории Башкортостана, поскольку впервые издаваемые уникальные исторические документы могут заинтересовать любого исследователя.

УДК 39 (470.57)

ББК 63.3 (2Рос. Баш)

ПЯ-2002

ISBN 5-295-03107-1 © Н. Ф. Демидова, 2002

2


БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ 30-х годов XVIII в.

Восстания 30-х годов явились результатом сложного клубка классовых противоречий, имевших место среди многонационального населения Башкирии в первой трети XVIII века. Вместе с тем их значение выходит далеко за рамки местной истории, что издавна привлекало к ним внимание современников и историков. Наиболее ранние работы принадлежат современникам и участникам событий - начальнику Главного правления казенными заводами В. Н. Татищеву и бухгалтеру Оренбургской экспедиции П. И. Рычкову. Являясь дворянскими историками и проводниками колонизационной политики царизма, оба они в оценке восстания стояли на официальной точке зрения. Несмотря на это, работы их представляют большой интерес с фактической стороны.

И в «Истории российской» и в «Лексиконе российском» В. Н. Татищева находим ряд ценных сведений по истории Башкирии XVIII в., в том числе по характеристике отдельных социальных групп, принявших участие в восстании.

Более непосредственно к восстаниям 30-х гг. относится книга П. И. Рычкова «История Оренбургская». В ней подробно изложены обстоятельства, предшествовавшие созданию Оренбургской экспедиции, а также даны сведения о первых этапах ее деятельности.

Автор состоял в штате Оренбургской экспедиции и хорошо знал все подробности о движении башкир Казанской и Ногайской дорог, в то же время сведения о движении в Зауральской Башкирии он передает с чужих слов и нередко неточно.

Значительно беднее в отношении изучения восстаний 30-х гг. историческая литература XIX века. Только во второй половине века появляется ряд крупных исследований и сводных работ по истории Башкирии. Среди них следует отметить ту часть «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева1, которая посвящена непосредственно движению башкир. Она интересна тем, что впервые ввела в научный оборот ценнейшие документы, извлеченные из Кабинета имп. Анны Иоанновны (в наст, время ф. Дела Сената по Кабинету).

Менее богата новыми материалами книга Н. А. Фирсова «Инородческое население прежнего Казанского царства в Новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель» (Казань, 1869). Она основана главным образом на обобщении печатных материалов (в первую очередь, Полного Собрания Законов Российской Империи) и интересна в основном глубоким анализом изменений, происходивших в XVIII веке в политике русского правительства по управлению Башкирией. Н. А. Фирсовым впервые отмечено существенное (социальное) отличие восстаний XVII - первой половины XVIII в. от движений второй половины XVIII века.

Значительно насыщена материалами книга В. Н. Витевского «И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе» (Казань, 1889). Книга в целом содержит апологию колониальной политики царизма и посвящена более позднему периоду. Однако в ряде случаев автор делает экскурсы в прошлое как в области управления, так и в области социальных отношений.

1 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1963. Кн. X. Т. XX. С. 586-607.

3




К концу XIX - началу XX в. относится расцвет деятельности местных историков и научных обществ. В этом плане необходимо напомнить о работах Р. Г. Игнатьева «И. К. Кирилов, основатель Оренбургского края» и «В. Н. Татищев, второй начальник Оренбургского края»1. Известный интерес представляет также составленная им «Хроника достопамятных событий Уфимской губернии».

Завершением разработки дореволюционными историками истории башкирских восстаний 30-х гг. (правда, только части их) является книга А. И. Добросмыслова «Башкирский бунт в 1735, 1736 и 1737 гг.»2. Работа Добросмыслова была построена на большом архивном материале Оренбургской экспедиции. Книга содержит подробное изложение событий. Однако при этом она страдает тем же недостатком, что и «История Оренбургская» П. И. Рычкова (что объясняется общностью источников), а именно, односторонностью и неполнотой в освещении движения, почти полным отсутствием сведений о движении в Зауральской Башкирии.

Книга интересна и тем, что автор подробно останавливается на причинах движения, которые он видит в недовольстве башкир заселением их земель пришлым населением и в злоупотреблениях царских чиновников. Вместе с тем, в книге не дается представления о социальной сущности движения. Башкирский народ рассматривается как единая масса с общими интересами.

Немного нового для изучения восстаний 30-х годов дает книга В. Филоненко «Башкиры»3. Так же, как и Добросмыслов, Филоненко видел причину восстаний в основном в злоупотреблениях царской администрации. При этом он оперировал теми же материалами Архива Тургайского областного правления, некоторым дополнением к которым послужило впервые вводимое в научный оборот рукописное собрание Волкова. Самого хода восстания книга Филоненко почти не затрагивает.

Историческая литература советского периода насчитывает несколько работ, посвященных движению в целом или его частям.

Правда, некоторые из них, появившиеся в 20-х и 30-х гг., носят на себе печать отголосков влияния буржуазных историков и школы Покровского. Таковы работы М. Никитина «Основные моменты колонизации Башкирии»4, А. Ф. Рязанова «Оренбургский край» (Оренбург, 1928), С. Бикбулатова «Башкирские восстания и татары»5.

Наиболее серьезной, но не лишенной ошибок, является статья А. П. Чулошникова «Феодальные отношения в Башкирии и башкирские восстания XVIII в.».

В работе Чулошникова достаточное внимание уделено классовой структуре многонационального населения Башкирии. Однако при характеристике ее делается ряд неверных выводов. Так, например, отметив зависимое положение тептяро-бобыльской группы от башкирских феодалов, А. П. Чулошников преувеличивает эту зависимость, распространяя ее на всю массу припущенников, не замечая ее социального расслоения. Так же ошибочна оценка, которую Чулошников дает восстаниям 30-х гг., считая их прогрессивными движениями.

В конце 40-х - начале 50-х годов история Башкирии подверглась серьезному изучению, коснулось оно и движений 30-х гг.

1 Уфимские ведомости. 1880. №№ 14—16, 18, 20, 23—25, 27, 28, 32—34; 1881. №№ 4,6, 7, 26—32, 34—38, 40,42, 46, 47.

2 Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. VIII. Оренбург, 1900.

3 Филоненко В. Башкиры // Вестник Оренбургского учебного округа. 1913. Отд. III. №№ 2, 5-8; 1914. Отд. III. №№ 2, 38.

4 Хозяйство Башкирии. 1928. №№ 6-7.

5 Вестник-Научного общества татароведения. Казань. 1930. №№ 9-10.

4




В работе Н. В. Устюгова, посвященной башкирскому восстанию 1737-1739 гг.1, не было дано его четкой характеристики. Автор отметил наличие в движении реакционных элементов, но оценил его в целом как прогрессивное. В дальнейшем Н. В. Устюгов пересмотрел свою точку зрения и дал оценку всем башкирским восстаниям XVII и первой половины XVIII в. как движениям реакционным2.

Эта же точка зрения приводится в «Очерках по истории Башкирской АССР» (т. 1, ч. 1), где на основе привлечения большого количества новых материалов дается тщательное исследование и научная периодизация социальных движений в Башкирии XVII-XVII вв.

Однако авторы «Очерков» могли коснуться восстаний 30-х годов только в общих чертах. Поэтому сложность социальной базы движения на его отдельных этапах все еще требует тщательного изучения*.

% % ^

Башкирия накануне восстания была отсталой, административно раздробленной окраиной Российской империи с неоднородным многонациональным населением.

Характерной для нее была неравномерность социально-экономического развития как для различных районов края, так и для различных групп населения. Это сказалось, прежде всего, в разном удельном весе земледелия и кочевого скотоводства в хозяйстве Северо- Западной и Юго-Восточной Башкирии, а также в хозяйстве коренного башкирского и остального пришлого населения.

Если преобладающим занятием башкир все еще осталось скотоводство, то основным занятием остального населения несомненно было земледелие. Вместе с тем, в начале XVIII в. имело место несомненное расширение земледелия за счет сокращения скотоводства, происходившее и благодаря развитию производительных сил башкирского общества, и за счет притока в край нового земледельческого населения из других районов.

Из числа общинников к земледелию в первую очередь переходила ее беднейшая, неимущая часть, в то время как представители феодальной верхушки все еще оставались тесно связанными с кочевым скотоводством. Только в районах старого башкирского земледелия - Осинская и часть Казанской дороги - имелась группа феодалов, ведущих земледельческое хозяйство.

Население Башкирии представляло собой классовое общество с очень сложной социальной структурой. Сложность его объяснялась одновременным существованием на одной территории различных ступеней развития феодальных отношений.

Среди коренного населения края - башкир - господствовали патриархально-феодальные отношения. В связи с переходом башкирского общества к земледелию они начинают разлагаться, в них появляются зародыши отношений позднего феодализма. Однако процесс этот протекает чрезвычайно медленно.

Башкирская община, связанная общностью земельной собственности, состояла из представителей антагонистических групп. Основная часть трудящихся масс была представлена рядовыми общинниками, сохранившими видимость личной свободы.

1 Устюгов Н. В. Башкирское восстание 1737-1739 гг. М.; Л., 1950.

2 Он же. О характере башкирских восстаний XVII - первой половины XVIII в. // Материалы научной сессии, посвященной 400-летию присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958. С. 86-126.

  • Вводная статья написана в 1953 г. и публикуется без изменений, хотя за прошедшие годы вышло большое количество работ на данную тему, в том числе пересматривавших общие подходы и оценки.

5




Ниже их стояли бобыли из башкир (т.е. потерявшие право на владение землей), туснаки (закладники) и рабы (обычно пленные). Необходимо оговориться, что все три категории не входили в общину.

Башкирская феодальная верхушка была сложна по составу, в нее входили князья, баи, батыры, муллы и др. Однако наиболее распространенным в документах XVIII века, в применении к феодальной знати, было наименование старшины или старейшины.

Основой их власти являлась феодальная собственность на землю, имевшая для Башкирии свою специфику, а именно, в начале XVIII века в башкирском обществе земельная собственность феодалов имела видимость общинной собственности. Фактически же башкирские феодалы, владеющие огромными стадами и распоряжавшиеся распределением кочевий, являлись неограниченными хозяевами земельных пространств. (Однако вместе с ростом земледелия происходит зарождение и развитие частной собственности на землю как феодальной, так и крестьянской.)

В руках феодалов находилось управление всеми сторонами жизни общин. В башкирском обществе имела место продуктовая и отработочная рента в пользу феодала. Однако феодальная эксплуатация внутри общины была значительно смягчена за счет эксплуатации пришлого населения.

Более развитые отношения позднего феодализма приносились в край выходцами из других районов страны, которые также были представлены разными классами (русскими, татарскими и мишарскими феодалами; русскими, чувашскими, марийскими, удмуртскими государственными и ясачными крестьянами и т.д.).

Их положение в крае осложнялось тем, что им приходилось приспосабливаться к существующему в Башкирии землевладению. Если представители господствующего класса (русское дворянство, татарские мурзы и князья) сохраняли при этом свое господствующее положение, то многонациональная крестьянская масса (тептяро-бобыльская группа), бежавшая в Башкирию от усиливающегося крепостного гнета внутри страны, попадала в разного рода зависимое положение от башкирской общины в целом и от башкирских феодалов в частности, при этом получаемая феодалами денежная рента шла в основном в пользу феодалов.

Крупные экономические и политические сдвиги, происходившие в начале XVIII в. в жизни государства, ознаменовались значительными изменениями в управлении краем.

Напряжение всех сил страны в связи с Северной войной вызвало повышение налогового гнета, требовало мобилизации военной и рабочей силы. В связи с этим изменился и удельный вес Башкирии, как одного из районов государства. Если раньше, в XVI-XVII веках, она являлась отсталой, далекой и мало освоенной окраиной государства, то в начале XVIII века в ней сосредоточились хозяйственные и политические интересы правящего класса.

Богатство плодородных земель и недр края притягивало внимание крупных вотчинников и заводчиков. Вместе с тем стремление к расширению территории и развитию торговых связей с Востоком, среднеазиатскими городами и Индией, делало Башкирию опорным пунктом продвижения на Восток.

Поэтому, если раньше правительство было заинтересовано в регулярном получении ясака и военной службе башкир, то теперь этого было недостаточно.

Интерес правительства к вопросам управления краем сказался в ряде проектов о его реорганизации. Наиболее важными были проекты начальника Главного правления Сибирских и Казанских заводов В. Н. Татищева (1724)1, казанского губернатора А. П. Волынского (1730)2, обер-секретаря Сената И. К. Кирилова (1734)3. Основой двух первых проектов было

1 Материалы по истории Башкортостана
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   117

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconЗаписки белого кирасира предисловие «Российский Архив»
«Российский Архив» публикует воспоминания Юрия Константиновича Мейера (1897–1994), корнета лейб-гвардии Кирасирского Его Величества...

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconИнститут военной истории министерства обороны российской федерации...
Редакционная коллегия серии сборников документов «Великая Отечественная война 1941 —1945 гг.»

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconГосударственный архив вологодской области государственный архив вологодской области путеводитель
Снк рсфср «О реорганизации и централизации архивного дела в рсфср» от 1 июня 1918 г., подписанный В. И. Лениным, объявлял государственной...

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconРоссийская Академия Наук Российский фонд фундаментальных исследований...
«мати» – Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconРоссийский Государственный гуманитарный университет
В 2012 году Российский Государственный гуманитарный университет (Москва) объявляет набор в магистратуру (по очной форме, на бюджетной...

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconПравительстве Республики Башкортостан Центральный государственный...
Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том icon«российский государственный аграрный университет мсха имени К. А. Тимирязева»
Минобрнауки №2895 от 28. 12. 2011 г., зарегистрирован Минюстом России 24. 01. 2012, №23011) и Правилами приема в фгбоу впо "Российский...

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconКнига, в которой впервые раскрываются советские и российские архивы
Нло. Приводится в хронологическом порядке, как опубликованные данные, так и закрытые архивы вооруженных сил ссср, архив Зигеля и...

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconИван Александрович Ильин о россии. Три речи «о россии. Три речи.»:...
Значимы на фоне происходящего (и предсказанного И. А. Ильиным) в Российской Федерации («РФ») «демократического геноцида» русского...

Российский государственный архив древних актов баш кортостана том iconСписок Использованных источников и литературы
Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне. – Вильна : тип. А. К. Киркора, 1865-1915. –...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов