Скачать 1.06 Mb.
|
ИСТОРИЯ Тема 1. История в системе социально-гуманитарного знания (4 часа) Вопрос 1 Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки. Вопрос 2 Роль исторического источника в познании прошлого. Исторический источник и исследователь. Вспомогательные исторические дисциплины. Вопрос 3 История Россия — неотъемлемая часть всемирной истории (историческое эссе). Вопрос 1 При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студент должен знать, что такое система наук (определение, структура); представлять себе к какой области знания относится историческая наука; уметь приводить примеры межпредметных связей между историей и гуманитарными и общественными дисциплинами и с дисциплинами из групп точных и естественных наук. Студент должен выяснить – без знаний каких наук не может обходиться история, и какие научные дисциплины не могут существовать без исторической науки. Студент должен прийти к выводу, что система наук имеет целостный и организованный характер и существует только при органичной взаимосвязи знаний из всех научных дисциплин и что история в ней занимает одно из важнейших мест. Студенту необходимо знать, что такое историческое познание, представлять, что процесс познания является предметом отдельного раздела философского знания – гносеологии. Студент должен охарактеризовать основные типы познания и уметь сопоставлять их, проводя между ними разницу. Типы познания: мифологическое, религиозное, философское, чувственное, научное (рациональное). Студенту необходимо уметь определять – какой из перечисленных типов познания преобладал на отдельных этапах развития человека как существа социокультурного; уметь объяснять – почему происходила эволюция типов познания. С чем это было связано? Студент должен знать, что процесс познания окружающей действительности может осуществляться одним из трех основных видов познавательной деятельности: практически-эмпирическим (или обыденным), художественно-эстетическим, научно-теоретическим. Студент должен уметь характеризовать эти виды познавательной деятельности. Студент должен знать и уметь характеризовать основные направления, существующие в исторической науке: военная история, социально-экономическая история, история отдельных проблем, история отдельных стран и регионов и т.д. Также студенту необходимо знать и уметь характеризовать основные современные направления, существующие в исторической науке: историческая антропология; микроистория, гендерная история; регионалистика; история повседневности и др. Студент должен понимать, что такое методология, и какова ее роль в реконструкции (познании) исторического прошлого, уметь характеризовать основные методы исторического познания (с примерами). Студент должен прийти к пониманию того, что изменения в представлениях об историческом процессе в разные исторические периоды связаны с трансформацией мировоззрения человека и с расширением знаний об окружающем мире, вытесняющих мифологическую и религиозную картину мира. Студент должен понимать, что различные подходы к пониманию исторического процесса обеспечивают различные пути осмысления отечественной и всемирной истории. Вопрос 2 При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студент должен представлять, что основную информацию о прошлой жизни человеческого сообщества историческая наука получает на основе анализа исторического источника. Студенту необходимо знать: что такое исторический источник; существующие в исторической науке варианты классификации исторических источников (уметь иллюстрировать конкретными примерами); основные этапы анализа и критики исторического источника. Студент должен владеть алгоритмом научной критики исторического источника (разной типологии – письменный, изобразительный, этнографический и т.д.); владеть навыками работы с историческим источником – это первый этап в познании исторической действительности, от которого зависит объективность полученных результатов; владеть навыком сопоставления информации, содержащейся в различных исторических источниках (однотипных и источниках различной типологии). Студент должен знать, что для более глубокого анализа всего комплекса исторических источников существуют вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы). Студент должен уяснить содержание и предмет не менее 10 ВИДов, понимать, что они оптимизируют работу с историческим источником, потому что имеют принципиально узкую исследовательскую базу. Вопрос 3 Студент должен знать цели, структурные элементы и алгоритм написания исторического эссе. Студент должен уметь логически и обоснованно выстраивать свои суждения в рамках заданной темы, творчески осмысливать исторические события отечественной и мировой истории, делая самостоятельные выводы и обобщения, владеть письменной речью. Написание исторического эссе в рамках семинарского занятия требует от студента специальной подготовки: продумывания заранее логики доказательства, подбора исторических фактов для аргументированного изложения собственной позиции по проблемам. Приблизительные вопросы к содержанию исторического эссе, требующие развернутого обоснования. История — это целостная система:
Студент должен прийти к выводу, что история России занимает значимое место в мировом историческом процессе и является его неотъемлемой частью. ^ (8 часов) Занятие 1 Вопрос 1 Догосударственный период в Западной и Восточной Европе. Восточные славяне в древности. Вопрос 2 Государственные образования в Западной Европе эпохи Раннего Средневековья. Древнерусское государство в конце IX – начале XII века: образование и характерные черты. ^ 1) Образование королевства франков: династии Меровингов и Капетингов. 2) Византия IX – XII вв.: взаимоотношения с Киевской Русью. 3) Волжская Булгария, Хазарский каганат — восточные соседи Древней Руси. Занятие 2 Вопрос 1 Распространение христианства в эпоху Раннего Средневековья в Западной Европе. Христианизация Руси. Вопрос 2 Политическая раздробленность как этап развития государств Западной Европы (на примере Франции) и Киевской Руси. Занятие 3 Вопрос 1 Культура Западной Европы IX – XIII вв. (на примере памятников архитектуры) Вопрос 2 Культура Древней Руси домонгольского периода (на примере памятников архитектуры) Вопрос 1. Студент должен знать сущность понятия «этногенез», «этнос, уметь характеризовать основные этапы этногенеза в Западной и Восточной Европе, а также у восточных славянх в период Раннего Средневековья. Студент должен выяснить причины Великого переселения народов и его хронологические рамки, влияние данного процесса на формирование различных этносов. Полученную информацию студент должен внести в сравнительно-историческую таблицу «Этногенез германцев и восточных славян в догосударственный период». Для заполнения таблицы предлагаются следующие линии сравнения: первоначальный ареал расселения этносов, причины (катализатор) смены ареала первоначального расселения, период расселения этносов, территория, которую они заняли впоследствии, ее природные условия, занятия и социально-экономическая структура указанных обществ, степень влияния античного наследия на дальнейшее развитие этих этносов. ^
Анализ данных из составленной таблицы должны помочь студентам проанализировать:
В результате проделанной работы студент должен сделать вывод – у какого из этносов условия догосударственного развития были более благоприятны. Вопрос 2 При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студент должен выяснить, что такое Средневековье, каковы его хронологические рамки и характерные особенности социально-экономического устройства, политической организации обществ, формирование религиозной картины мира, соотношение духовной и светской власти. Студент должен знать основные исторические источники эпохи Раннего Средневековья, прежде всего, по истории Киевской Руси («Повесть временных лет», «Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха детям») и уметь давать их характеристику с позиций историзма (где, когда и почему возник тот или иной исторический источник, структура исторического источника, назначение исторического источника, степень достоверности). Студенту следует понимать, что недостаточность и неоднозначность информации, содержащейся в имеющихся исторических источниках по истории Древней Руси повлекла за собой возникновение ряда теорий образования государства у восточных славян. Студент должен уметь давать характеристику основных теорий образования государства у восточных славян (время возникновения теорий, знать основных представителей, основные положения и степень их обоснованности). Студенту следует уметь характеризовать пути политогенеза народов Западной Европы и восточных славян, выделять общие и особенные черты этого процесса. Для этого студент должен выяснить предпосылки и причины образования государств у восточных славян и франков и иметь представление о политической организации раннесредневековых государственных образований (Франкское королевство, Киевская Русь). Применительно к восточнославянскому обществу студент должен уяснить роль и место в его управлении князя, вече, дружины, организации сбора налогов, законодательной политики, специфику порядка престолонаследия (лествичный порядок). Студенту следует понимать, что одним из важнейших признаков средневекового общества являлась его специфическая (феодальная) структура. Студент должен уметь давать определение феодализма, выделять его характерные особенности как специфического этапа истории средневекового мира. Студент должен уметь давать характеристику социально-экономического устройства Франкского государства и Киевской Руси. Понимать, что:
Применительно к истории Киевской Руси студент должен уяснить социальное устройство Древнерусского государства, уметь характеризовать основные социальные категории его населения, иллюстрируя примерами из «Русской правды» (свободные – зависимые, привилегированные – непривилегированные). Студент должен владеть хронологией основных событий, связанных с историей Киевской Руси, уметь давать характеристику деятельности основных представителей династии Рюриковичей (до начала политической раздробленности). Студент должен прийти к выводу, что, несмотря на различия в условиях возникновения Древнерусского и Франкского государств Киевская Русь в целом не отставала в развитии от государств Западной Европы. Занятие 2 Вопрос 1 При изучении данного вопроса студент должен иметь представление о язычестве и христианстве как религиозных системах, уметь выделять их характерные черты и основные различия. Студент должен знать основные этапы становления христианского вероучения и причины церковного раскола 1054 года, следствием которого стало оформление католической и православной церквей. Студент должен уметь выделять причины принятия христианства народами Западной Европы и Киевской Русью. Студент должен уяснить, что чаще всего в принятии христианства народами Западной Европы и Киевской Русью доминировал политический мотив. Студент должен знать мотивы выбора Владимиром I в качестве государственной религии христианства по византийскому образцу и представлять, почему князя не устроили мусульманство и иудаизм; знать повод и обстоятельства крещения самого Владимира, его приближенных. Студент должен понимать, что христианизация Западной Европы и Киевской Руси продолжалась в течение длительного времени и принятие ортодоксального варианта христианства происходило нередко насильственным путем: в Западной Европе некоторые племена принимали христианство в виде ересей (арианство), а в Киевской Руси христианство долгое время соседствовало с язычеством, что породило феномен двоеверия. Студенту необходимо уметь выделять последствия принятия христианства на Руси – экономические, внутриполитические, культурные, нравственные; представлять, как изменился статус русского князя и Киевской Руси как христианизированного государства на европейской арене и в международных отношениях? В результате освоения материала к данному вопросу семинарского занятия студент должен прийти к следующим выводам: 1) переход к монотеизму в государствах и народностях Раннего Средневековья отражает важный этап развития государственности, когда язычество и его устаревшие ценности уже не решают задач консолидации общества; 2) принятие государственной религии по христианскому образцу на время включило Киевскую Русь общеевропейское культурно-историческое пространство. Вопрос 2 Для освоения данного вопроса студентам необходимо знать определение понятия «политическая раздробленность», хронологические рамки данного периода в Западной Европе и Киевской Руси. Рассмотрение этапа политической раздробленности на примере Франции связано с тем, что в этой стране в Средневековье сложились классические формы феодализма. Студенту необходимо уяснить предпосылки перехода к политической раздробленности во Франции и Киевской Руси, уметь выделять в них общее и особенное, руководствуясь следующими направлениями:
Студент должен уметь выделять события, связанные с формальным закреплением политической раздробленности во Франции и Киевской Руси (Верденский договор 843 г.; Любечский съезд 1097 г.). Применительно к истории Древнерусского государства студент должен знать различные подходы к оценке политической раздробленности на Руси. Студент должен понимать, что в результате дробления территории Киевской Руси образовался ряд уделов (княжеств), получивших возможность развиваться самостоятельно. Темпы, успешность и специфика развития отдельных земель зависели от природно-географических условий, наличия/отсутствия связей с соседними уделами, либо другими государствами, возможности притока населения с других территорий, уровня развития городских центров, политических талантов князей и формы правления в каждом отдельном княжестве. Студентам предлагается составить сравнительную таблицу, используя указанные выше критерии (линии) сравнения, применительно к трем основным центрам политической и культурной жизни Руси удельного периода: Владимиро-Суздальскому, Галицко-Волынскому княжествам, Новгородской республике. Таблица поможет студентам выделить особенные характеристики в указанных выше уделах, позволившие им в своем развитии значительно опередить соседние земли. ^ в отдельных княжествах и землях Киевской Руси
Студент должен уметь давать оценку политической раздробленности с учетом различных исторических подходов, понимать значение этого этапа в развитии русской государственности в исторической перспективе. Студент должен прийти к выводу, что политическая раздробленность – характерный (типичный) этап в развитии большинства средневековых государств, имеющий некоторые особенности в рамках истории Древней Руси: временное запаздывание начала политической раздробленности по сравнению с Францией; особый комплекс условий, вызвавших переход к данному этапу; наличие постоянной внешней угрозы для отдельных княжеств, затруднявшее переход к дальнейшей централизации Русского государства. Занятие 3. Форма проведения семинарского занятия: доклад-презентация (в формате Power Point) с использованием ТСО (ноутбука, проектора, экрана). ^ Для подготовки семинарского занятия необходимо заранее предложить студентам разделиться на две группы, в каждой из которых планируется два докладчика. Каждая из групп будет заниматься подготовкой одного из двух предложенных к семинару вопросов (культура Западной Европы и Киевской Руси). Для освоения данной темы студентам необходимо еще раз вспомнить материал первого семинарского занятия (раздел – классификация, характеристика и анализ исторических источников), второго семинарского занятия (для понимания условий развития культурных особенностей в странах Западной Европы и Киевской Руси). Студенты должны уяснить, что истоки западноевропейской культуры кроются в сочетании античного наследия, языческих традиций древних германцев и утверждавшегося христианства, в то время как русская культура формировалась на основе синтеза восточнославянского язычества и заимствованного из Византии православия. Студентам необходимо знать определение понятий «картина мира», «мировоззрение». Студенты должны понимать, что культура отражает специфику мировоззрения, а в рассматриваемый период в Западной Европе и в русских землях господствовала религиозная картина мира, предполагавшая иерархическую структуру: на вершине ее стоял Бог и небесные силы, которым противопоставлялись темные (демонические) силы. Промежуточное положение между ними занимала жизнь земная. Студентам необходимо понимать, что отражением картины мира являются конкретно-исторические проявления в материальной жизни – это искусство и быт народа. Наглядными проявлениями сформировавшейся в рассматриваемый период картины мира в Западной Европе и на Руси являлись памятники архитектуры. В презентацию студентами должны быть включены «источники» из предложенного ниже перечня. Каждый слайд должен быть снабжен информацией о времени появления (создания), месте нахождения, назначении рассматриваемого объекта. Анализ источников предполагает подготовку выступающих по следующим примерным вопросам:
В результате семинарского занятия на основе рассмотренных изображений памятников средневековой культуры студенты должны овладеть навыками анализа архитектурных исторических источников, уметь выделять ключевые характеристики зодчества рассматриваемого периода. Понимать, как в рассмотренных источниках преломляется картина мира средневековых обществ Западной Европы и Древней Руси, выявлять общее и особенное. Приложение. Перечень исторических памятников для подготовки презентации.
Архитектурные памятники:
|
![]() | Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки. 2 | ![]() | До последнего времени проблема места культурологии в системе гуманитарных знаний остается дискуссионной. Т. к кроме культурологии... |
![]() | Олвина Уайта (1900—1975), который с середины XX в начал активно применять его для обозначения новой научной дисциплины, родившейся... | ![]() | История, формы и функции исторического сознания. Место исторической науки в системе гуманитарного знания. ФормационныЙ и цивилизационный... |
![]() | Понятие культурогенеза. Проблема происхождения человека и происхождения культуры | ![]() | Культурология: Учеб пособие/С. В. Лапина, Е. М. Бабосов, К90 А. А. Жарикова и др. Под общ ред. С. В. Лапиной. Мн.: Тет-раСистемс,... |
![]() | Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения... | ![]() | Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения... |
![]() | Диагностическая работа проводится в 10 классе с целью определения уровня овладения межпредметными понятиями и умениями применять... | ![]() | Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения... |