Скачать 1.26 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебно-практического пособия для студентов вузов региона Владивосток Издательство ТГЭУ 2005 УДК 378.17 О 82 Отечественная история: учебно-практическое пособие для самостоятельной работы студентов / авторы-составители Е.В.Че-беряк, А.М.Ивкова, Л АДударь, Л.И.Алексеева. -2-е изд., доп. и испр. -Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005. - 80 с. Учебно-практическое пособие содержит рекомендации по подготовке к семинарским занятиям; контрольные тесты для самопроверки знаний; вопросы, выносимые на экзамен. Предназначено для студентов 1-го курса очной формы обучения всех специальностей. Печатается по решению учебно-методического совета кафедр гуманитарного и социально-экономического профиля ТГЭУ Рецензенты: д.и.н., профессор, зав. отделом Отечественной истории АТ.Мандрик, ДВО РАН К.И.Н., доцент Э.Н.Синеокая, ДВГТУ Изд-во ТГЭУ, 2005 18ВМ 5-93362-330-Х ^ Учебно-практическое пособие Авторы-составители: Елена Викторовна Чеберяк Александра Михайловна Ивкова Лариса Александровна Дударь Людмила Игоревна Алексеева Редактор О.Г.Капустина Редактор компьютерной верстки Л.С.Виляева Вне плана Подписано в печать 01.07.05. Формат 60x84/16 Уся.-печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 5,0 Тираж 600 экз. Заказ № 157 Издательство Тихоокеанского государственного экономического университета Участок оперативной полиграфии 690950, Владивосток, Океанский пр., 19 9 40-66-35. Е-таН: по@таН.Ге$ает.ги Самостоятельная работа студентов (СРС) по Отечественной истории направлена на получение студентами глубоких знаний и овладение навыками работы с литературой. Основной формой СРС по изучению учебной дисциплины "Отечественная история" является самостоятельная работа с литературой по отдельным темам курса с последующим аудиторным контролем на различных по форме семинарских занятиях. Контроль СРС осуществляется преподавателем также на индивидуальных консультациях со студентами, в форме промежуточных групповых устных и письменных микрозачетов, зачетов и экзаменов. ^ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ" Введение Сущность, формы, функции исторического знания. Понятие об историческом источнике. Место России в мировом историческом процессе. ^ Античная цивилизация и ее влияние на народы Европы. Различные точки зрения по вопросу образования древнерусского государства. Киевская Русь - тип западной цит вилизации. Принятие христианства. Социально-политические изменения в русских землях в XII(-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. ^ Возвышение Москвы и Московского княжества. XVI в. в западноевропейской истории и истории Московского государства. XVII в. в истории России. Реформы Петра I. Предпосылки и особенности складывания российского, абсолютизма. Век Екатерины II. 3 ^ Место XIX в. в истории России: реформы и реформаторы. Тема 4. Проблемы исторического выбора России в начале XX в. Экономическое, социально-политическое развитие России в начале XX в. Первая российская революция и ее последствия. Опыт российского парламентаризма. Складывание многопартийной системы. ПА Столыпин: реформа почвенного уклада. Россия в условиях Первой мировой войны. Революция 1917 г Судьба Учредительного собрания. ^ Советская Россия в 20-30-е годы. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Становление и укрепление тоталитарной системы. СССР во Второй мировой войне. Альтернативы послевоенного развития. "Холодная война". од*.. Реформы "сверху" и стагнация в обществе (1953-1985 гг.). "Перестройка" в СССР ^ Становление новой российской государственности. Рос- сия на пути модернизации. Основная литература Верт Н. История советского государства. - М., 2002. История России: С древнейших времен до конца XX века: в 3 кн. учеб, пособие / А.Н.Сахаров и др. - М., 2001. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. - М., 2004. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: учеб, пособие. - М., 2001. Курс Отечественной истории 1Х-ХХ веков: основные этапы и особенности: учеб, пособие / под ред. Л.И.Ольштынского. - М., 2002. 4 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. - Изд. 3-е, изм., доп. - М., 2001. Новейшая история Отечества: XX век: в 2-х т.: учебник для вузов / под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. - 2-е изд., испр. и доп. -М., 2002. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - СПб., 2002. Пушкарев С.Г Обзор русской истории: учеб, пособие для вузов. - Изд. 5. - СПб., 2003. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России: для вузов. - СПб., 2001. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник. - М., 2003. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. - М., 2004. Дополнительная литература Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985-1991: учеб, пособие для вузов: курс лекций. - М., 2002. Барсенков А.С. История России. 1938-2002: учеб, пособие для вузов. - М., 2003. Гуц А.К. Многовариантная история России. - М., 2001. История России: учеб, пособие для вузов / В.А.Потатурова и др.-М., 2003. Орлов А.С. История России: учебник. - М., 2002. Поздняков А.З. История XX столетия и значение России в ней.-М., 2001. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. - М., 2003. 5 ^ Тема 1. Крещение Руси и его последствия Язычество Древней Руси. Принятие христианства Древнерусским государством. Последствия крещения Руси. Прежде чем говорить о крещении Руси, необходимо сказать о верованиях древних русских до принятия христианства. Для этого нужно ответить на следующие вопросы. Что собой представляло язычество? Чему поклонялись древние русские? В чем проявлялся культ сил природы, предков, добрых и злых духов? Чем характеризовался быт дохристианского времени? Способствовало ли язычество объединению людей разных племен? Покажите их стремление к более широкому познанию мира, к объединению. Когда стало проникать в восточнославянские земли христианство? Вспомните легенду об Андрее Первозванном; расскажите о принятии христианства дружинниками князя Игоря; о варяжских купцах, ходивших в Царьград и вынуж-денных принимать христианскую веру; о княгине Ольге, первой принявшей крещение. Раскройте предпосылки крещения Руси. Кто и когда крестил Русь? Какие с этим связаны легенды? Какую ветвь христианства приняла Русь и почему? Что дало принятие христианства русскому народу: какие изменения произошли в семейных отношениях, междинастических связях, в развитии культуры, литературы, письменности и т.д. Как менялось отношение к княжеской власти, к изгоям и рабам? Что унаследовала Русь от Византии? 6 Литература Агапкина Т. Праздники большие и малые // Родина. -1994. -№ 5-8, 11; 1995. - № 9; 1996. - № 3, 4; 1997. - № 1, 2. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - М., 2003. Арапов Д.Ю., Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира // Вопросы истории. - 2001. - № 1. Бычков А., Черносвитов П. Исус Ярилович Терноглав, или Русь языческая // Родина. - 1999. - № 7. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов: мифы древних славян.-М., 2001. Как была крещена Русь. - 2-е изд. - М., 1990. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. -1988.- №6. Мировые цивилизации и Древняя Русь / сост. Е.В.Чеберяк, А.М.Ивкова. - Владивосток, 1997. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -СПб., 2002. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - Изд. 2-е, испр. -М., 2002. Семенова М. Быт и верования древних славян. - СПб., 2001. Табов И. Когда крестилась Киевская Русь? - СПб., 2003. Тестовый самоконтроль знаний Задание 1. Выбери правильный ответ: 1. Древние русские язычники поклонялись: а) предкам, б) предкам, добрым и злым духам, в) предкам, добрым и злым духам, силам видимой природы. 2. В дохристианское время на Руси человека защищали: а) род, близкие ему люди, б) князья с дружиной. 3. Если следовать церковной традиции, Русь приняла христи- анство в: а) 988 г, 7 б) 899 г., в) 990 г., г) 989 г. 4. Русь крестилась при князе: а) Игоре, б) Святославе, в) Владимире. 5. Христианство задолго до крещения: а) было известно на Руси, б) не было известно. 6. Русь приняла христианство из: а) Византии, б) Западной Европы, в) Хазарии, 7. Одной из причин принятия православной веры на Руси была возможность ведения церковной службы на языке: а) латинском, б) греческом, в) родном. 8. Христианство: а) открыло Руси дорогу в сообщество европейских народов, б) закрыло дорогу в сообщество европейских народов. 9. Принятие христианства: а) изменило быт, нравы, традиции русских людей, б) не изменило. 10. С принятием христианства число междинастических браков: а) возросло, б) не изменилось, в) снизилось. 11. С крещением Руси: а) длительное время сохранялось двоеверие, б) сразу сложился единый культ Христа. 12. Православие-это: а) западная ветвь христианства, б) восточная ветвь христианства. Задание 2. Выбери правильные ответы: 1. Русь приняла православную веру главным образом а) угрозы монголо-татарского ига, б) красоты служб и храмов, 8 в) возможности изучать латинский язык, г) тесных торговых, военных, культурных связей с Ви- зантией, д) усиления роли княжеской власти, е) запрета пить вино. 2. Крещение Руси способствовало: а) объединению племен в единый народ, б) развитию архитектуры, живописи, в) снижению роли князя, г) отторжению убогих, юродивых, больных, д) проявлению милосердия к бедным и убогим, е) появлению многоженства, ж) распространению грамотности, з) появлению книгопечатания, и) развитию торговли, к) изоляции Руси от всего остального славянского мира. ^ Распад Киевской Руси с конца XI в. Развитие западных, юго-западных и северо-западных земель: русские земли в составе Литовского княжества; Новгородская республика. Влияние монголо-татар на цивилизационный выбор Руси. Государство Киевская Русь начинает распадаться с конца XI в. Наблюдались ли аналогичные процессы в европейских раннесредневековых государствах? Назовите причины раздробленности Киевской Руси. В этой связи следует вспомнить о развитии феодализма с присущим ему натуральным типом ведения хозяйства, порядке наследования престола и борьбе за него, о роли рабства, набегах на торговые пути и др. Что происходило с Русью в период феодальной раздробленности? Расскажите о развитии земель, отошедших к Литовскому княжеству. Какие основные черты западного типа 9 развития сохраняли русские земли в составе Литовского княжества? В Северо-Западной Руси сложилось государство с особой формой правления: Новгородская феодальная республика. Что этому способствовало? Дайте характеристику государственного устройства Новгорода. Какую роль играли там вече, князь, посадник, церковь? До какого времени существовала Новгородская республика? В 1237 г. в русских пределах появились монголо-тата-ры. Проблема монголо-татарского влияния всегда волновала русское общество. Здесь можно выделить две крайние позиции, суть которых сводится к следующему: 1) монголо-татарское иго принесло разорение, но существенно не повлияло и не могло повлиять на жизнь, быт, нравы и государственность русских людей; 2) монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Необходимо привести доказательства той и другой позиции. Какие земли оказались под игом монголо-татар? Сторонники и первой, и второй точек зрения не отрицают разрушительных последствий монголо-татарского ига в области культуры, связей с Западом, в развитии ремесел и сельского хозяйства Руси. Приведите этому примеры. Безуслов- но, все это задержало развитие Русского государства. Но можно ли говорить о существенном влиянии монголо-татар на культуру, просвещение, архитектуру, живопись, юридическое право, управление, духовную основу русских людей (по мнению ученых, придерживающихся первой точки зрения)? Почему? С другой стороны, существуют факты, свидетельствующие о зависимости Руси от Золотой Орды. Речь идет о дани, ярлыке на княжение, унижении князей, их убийствах. Раскройте, каким образом иго деформировало русскую государственность, саму природу государственной власти. Следует рассказать о фискальных делах, деспотии власти, отно- 10 шениях подданства, государственной бюрократии, новых формах политического общения, "китайских казнях" и т.д. Остановитесь на точке зрения евразийцев. Есть ли основания считать, что в период монголо-татарского нашествия Северо-Восточная Русь стала составной частью Золотой Орды? Литература А было ли иго? ("Круглый стол") // Родина. -1997. - № 3, 4. Вернадский Г Что дали России монголы? // Родина. -1997. -№3,4. Гальперин Ч. Вымышленное родство // Родина. -2003. - № 11. Горский А. Здесь конец нашему рабству // Родина. - 2003. -№11. Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. - М., 1991. Ивакин Г. Южная Русь и Батыево нашествие // Родина. -2002.-№11,12. История Золотой Орды: сб. материалов / сост. В. Г. Бовина, ААКожанов, Т.В.Никулина. - СПб., 2003. Коваленко В. Распад // Родина. - 1999. - № 8. Кузьмин А. С каэдой деревни по полтине // Родина. - 2003. -№11. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? - М., 1991. Макаров Н. Русь. Век 13-й // Родина. - 2003. - № 11. Мировые цивилизации и Древняя Русь: учеб, пособие / сост. Е.В.Чеберяк, А.М.Ивкова. - Владивосток, 1997. Носовский Г., Фоменко А. Что такое Монголия и татаро-монгольское нашествие? Казаки и Золотая Орда // Родина. -1997. - № 6. Олейников Д. Глобальный розыгрыш // Родина. -1997. - № 6. Платонов С. Лекции по русской истории. - СПб., 2002. По М. Выбор пути // Родина. - 2003. - № 11. Пресняков А. На пути к единодержавию //Родина. -2003. -№ 11. Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы истории. - 1993.-№ 7. Селезнев Ю. Ответный удар // Родина. - 2003. - № 11. Флоря Б. Точка распада // Родина. - 2003. - № 11. 11 Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до ига: 30-40 гг. XIII в. СПб., 2004. Широкорад А.Б. Русь и Орда. - М., 2004. Тестовый самоконтроль знаний Задание 1. Выбери правильные ответы: Раздробленности Древнерусского государства способствовало: а) развитие феодализма, б) принятие христианства, в) вотчинное владение землей, г) установление церковной иерархии, д) порядок престолонаследия, е) закрытие торгового пути "из варяг в греки". Задание 2. Выбери правильный ответ: 1. В период раздробленности в состав Литовского княжества вошли: а) северо-западные и восточные русские земли, б) западные и юго-западные, в) восточные и южные земли. 2. Древние русские земли в составе Литвы: а) сохранили свой прежний тип развития, б)-не сохранили свой прежний тип развития. 3. Раздробленность раннефеодального государства: а) особенность только Руси, б) закономерный процесс развития общества.
6. Князья (посадники) в Новгороде в удельный период: а) назначались Киевским князем, б) выбирались на вече. 7. Высшая церковная власть Новгорода была: а) назначаемой, б) выборной, в) передаваемой по наследству. 8. Новгородская республика пала в: а) 1478 г, б) 1480 г., в) 1551 г. 9. Следствием влияния монголо-татар явилось: а) создание русскими свода законов "Русская Правда", б) общее огрубление нравов, в) демократизация княжеской власти. 10. Монголо-татарское иго длилось: а) с 1232 по 1478 гг., б) с 1237 по 1480 гг., в) с 1223 по 1480 гг. 11. Монголо-татары: а) оказали огромное влияние на жизнь, быт, нравы, госу- дарственность Руси; б) не оказали никакого влияния и не могли оказать; в) нет единого взгляда по вопросу о влиянии монголо-та- тар на цивилизационный выбор Руси. 12. Монголо-татары: а) не повлияли на религию русского народа, б) насильственно обращали в свою веру русских. 13. Следствием монголо-татарского ига явилось: а) установление неограниченной власти Великого князя Московского, б) распространение многоженства, в) новый порядок наследования престола. 14. Представителями ханов Золотой Орды на Руси были: а) баскаки, б) наместники, в) опричники, г) посадники. 15. Баскаками в Золотой Орде называли: а) русских князей, назначенных управлять своими земля ми от имени хана; б) предводителей отрядов, усмирявших восстания на под властных землях; в) дипломатов; г) сборщиков дани с русских земель. 16. Монголо-татарское иго было свергнуто в г. 12 13 |
![]() | Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики | ![]() | Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком |
![]() | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской Государственный Технологический... | ![]() | М69 Логистика: учеб пособие/Юж. – Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2008. –284 с |
![]() | «восточно-сибирский государственный технологический университет» (гоу впо «всгту») | ![]() | Хохлова, Е. Е. Метрология: методические указания / Е. Е. Хохлова, Е. А. Ветошкина.– Кострома: Изд-во Костром гос технол ун-та, 2009.–... |
![]() | Цель работы: экспериментальное исследование линейной электрической цепи постоянного тока и изучение методов расчета такой цепи | ![]() | Трудовое право: Учебно-методический комплекс дисциплины. Для студентов юридических факультетов всех форм обучения. Изд. 2-е доп и... |
![]() | М69 Системы реального времени. Синтез алгоритмов оценивания технологического параметра: учеб пособие/Юж. – Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск:... | ![]() | Цель преподавания дисциплины заключается в обеспечении будущего инженера-строителя-технолога комплексом теоретических и практических... |