Скачать 111.38 Kb.
|
Тема 1. Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики Теоретическая часть Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента. Современные подходы к управлению: ориентация на потребителя, предпринимательский подход, маркетинговая концепция управления и инновационный подход в управлении и т.д. Практическая часть 1. Характеристика организации (предприятия) 2. Проанализируйте применение и роль современных подходов в управлении на Вашем предприятии. Тема 2. Классическая (административная) школа управления Теоретическая часть Исторические предпосылки возникновения. Основные положения классической школы управления. Система управления Ф. Тейлора. Хронометраж движений Ф. Гилберта. Бюрократическая система М. Вебера. Схема управления организацией по Г. Форду. Принципы и функции управления А. Файоля. Применимость и значение концепций в практике современного управления. ^ 1. Характеристика организации (предприятия) 2. Охарактеризуйте и оцените степень использования в управлении Вашей организацией (предприятием) положений одной из рассмотренных концепций. ^ Теоретическая часть Исторические предпосылки возникновения. Формирование управленческого подхода, ориентированного на человека. Исследования Э. Мэйо (Хоторнский эксперимент), теория М. Фоллетт и др. Поведенческие концепции Д. МакГрегора и др. Вклад выдающихся представителей школ в науку управления, использование концепций в практике современного управления. Практическая часть 1. Характеристика организации 2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций. Тема 4. Становление научного менеджмента в России Теоретическая часть Организационно-технические концепции управления А.А. Богданова, О.А. Ерманского и др. Социальные концепции П.М. Керженцева, Н.А. Витке и др. Вклад российских ученых в развитие менеджмента как науки. Применение основных положений в практике современного управления. Практическая часть 1. Характеристика организации. 2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций. Тема 5. Современные подходы в управлении Теоретическая часть Количественные теории управления. Процессный подход в управлении. Концепции системного и ситуационного подходов. Наиболее яркие представители школ и их вклад в теорию менеджмента. Практическая часть 1. Характеристика организации 2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций Тема 6. Системный подход в управлении Теоретическая часть Понятие «система», виды систем, их свойства. Элементарная система. Основы системного подхода в управлении. Производство как система «ресурсы - продукция». ^ 1. Характеристика организации 2. Рассмотрите Вашу организацию как систему, дайте ее обоснованную характеристику по основным критериям (характеру поведения, сложности, отношению к внешней среде и т.д.). Опишите основные свойства данной системы. Проанализируйте использование системного подхода в управлении Вашим предприятием. ^ Теоретическая часть Понятие «организация как объединение людей», признаки организации. Характеристика основных составляющих внутренней среды: цели и задачи, структура, технология, персонал. Взаимосвязь внутренних переменных. Взаимосвязь внутренней и внешней сред организации. ^ 1. Характеристика организации. 2. Дать характеристику внутренней среды организации по элементам и проанализировать на примере Вашего предприятия взаимосвязь элементов: каким образом изменение одного из элементов внутренней среды (внешней среды) влияет на все другие элементы. ^ Теоретическая часть Исторические предпосылки необходимости учета факторов внешней среды в управлении организацией. Значение внешней среды. Понятие организации как открытой системы. Среда прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды. SWОТ- анализ как один из методов изучения внешней среды. Практическая часть 1. Характеристика организации 2. На основе исследования факторов внешней среды провести ее SWОТ -анализ. Тема 9. Принципы управления Теоретическая часть Понятие «принцип управления». Кибернетические (общие) принципы управления: принцип обратной связи, закон необходимого разнообразия, принцип преобразования информации, принцип внешнего дополнения, оптимальный подход в управлении. Принципы управления социально-экономическими системами: принцип оптимальности, целенаправленности, централизации и децентрализации и т.д. Практическая часть 1. Характеристика организации. 2. Привести примеры использования принципов управления применительно к Вашему предприятию. Тема 11. Целеполагание в управлении Теоретическая часть Понятие «цель». Миссия как основа для выработки целей организации. Значение и примеры миссий. Виды целей, свойства целей, требования к целям. «Дерево целей» как основной метод формирования целей организации. Преимущества метода управления по целям. Практическая часть 1. Характеристика организации 2. Построить дерево целей на основе сформулированной миссии предприятия (не менее двух уровней). Тема 12. Функции менеджмента Теоретическая часть Функции менеджмента: понятие и исторические предпосылки их появления. Понятие «общие функции управления», различные подходы к их выделению. Специфические функции управления: понятие, состав. Взаимосвязь общих и специфических функций управления. ^ 1. Характеристика организации. 2. Приведите перечень и содержание общих и специфических функций управления Вашей организацией. Опишите наиболее важные специфические функции, характерные для Вашей организации. ^ Теоретическая часть Сущность и принципы планирования. Этапы и методы планирования. Основные элементы плана и его реализация. Системный подход в планировании. Типы планов. Зарубежный опыт корпоративного планирования. ^ 1. Характеристика организации. 2. Опишите систему планирования в Вашей организации и процесс планирования на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Покажите практику реализации плана. Обозначьте преимущества и недостатки существующей на Вашем предприятии системы планирования и предложите меры по ее совершенствованию. ^ Теоретическая часть Сущность и задачи контроля в системе управления. Контроль как обратная связь в управлении. Области применения контроля. Виды контроля. Процесс контроля и проблемы его осуществления. Эффективность контроля, требования к эффективному контролю. ^ 1. Характеристика организации. 2. Опишите систему контроля в Вашей организации и процесс контроля на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Оцените эффективность контроля и сформулируйте предложения по его совершенствованию. ^ Теоретическая часть Понятие «организационная структура управления» и ее элементы. Характеристика механистических и органических структур управления и их отличия. Основные виды организационных структур (линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, проектная, матричная и др.), их особенности, преимущества и недостатки. Структуры необходимо представить в виде схем. ^ 1. Характеристика организации. 2.Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии: укажите ее тип, выделите уровни управления (высший, средний, нижний). Опишите особенности каждого уровня, увяжите существующую структуру с требованиями по нормативам управляемости. Укажите недостатки существующей организационной структуры управления и предложите направления ее совершенствования. ^ Теоретическая часть Понятие «информация», информация как ресурс и продукт системы управления. Управление как процесс преобразования информации. Этапы получения управленческой информации. Классификация информации. Требования к информации, используемой в управлении. ^ 1. Характеристика организации. 2. В соответствии с приведенной классификацией укажите виды информации, используемой на Вашем предприятии. Опишите процесс прохождения информации одним из примеров. Укажите проблемы, существующие при передаче и переработке информации, и предложите меры по совершенствованию информационного процесса. ^ Теоретическая часть Сущность коммуникационного процесса. Элементы и этапы коммуникационного процесса, виды коммуникаций в организации. Формы и стили коммуникационных процессов. Эффективность коммуникационных процессов. Проблемы, возникающие в процессе коммуникации, и пути их решения. ^ 1. Характеристика организации. 2. Опишите коммуникационный процесс на примере «руководитель - подчиненный» либо «подчиненный - руководитель», его эффективность, возникшие проблемы и предложите направления его совершенствования. ^ Теоретическая часть Понятие «управленческое решение», роль решения в управлении. Решение как элемент обратной связи. Типы проблем и методы подготовки решений. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Основные этапы в подготовке и принятии управленческого решения. Методы выработки управленческих решений. ^ 1. Характеристика организации. 2. Приведите примеры проблем различных типов в управлении Вашей организацией. На примере одной из проблем рассмотрите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения и укажите используемые методы выработки решений. ^ Теоретическая часть Понятие «метод управления». Основные методы управления: организационно- административные, экономические, социально-психологические. Их общая характеристика, место в системе управления, характер воздействия. ^ 1 Характеристика организации. 2. Приведите примеры ситуаций на Вашем предприятии, в которых использовались преимущественно следующие методы управления: - административные, - экономические, - социально-психологические. Конкретизируйте их содержание. Оцените эффективность их применения. ^ Теоретическая часть Понятие «мотивация». Мотивация деятельности и ее значение в системе менеджмента. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга, теория Д. МакКлелланда. Применимость теорий в практике управления организацией. ^ 1. Характеристика организации. 2. Опишите систему мотивации в Вашей организации. Какие из содержательных теорий мотивации (или элементы теорий) используются в практике управления. Укажите преимущества и недостатки существующей системы мотивации, направления ее совершенствования. ^ Теоретическая часть Понятие «мотивация». Мотивация деятельности и ее значение в системе менеджмента. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера-Лоулера и др. Применимость теорий в практике управления организацией. ^ 1. Характеристика организации 2. Опишите систему мотивации в Вашей организации. Какие из процессуальных теорий мотивации (или элементы теорий) могут использоваться в практике управления. Укажите преимущества и недостатки существующей системы мотивации, направления ее совершенствования. ^ Теоретическая часть Обзор теорий управления человеком. Теории «X» и «У». Американский и японский подходы к управлению на примере теорий «А» и «Z». Связь теорий управления человеком со стилями управления. Анархический стиль управления как попытка совершенствования теории «X» и «У». Вклад теорий в развитие менеджмента. ^ 1. Характеристика организации. 2. Проанализируйте стиль управления руководителя Вашей организации (или одного из подразделений). Какой из теорий он больше соответствует и почему? Сформулируйте преимущества и недостатки существующего подхода к управлению человеком. ^ Теоретическая часть Понятие «стиль руководства». Одномерные стили управления: авторитарный, демократический, либерально-попустительский, их сущность, разновидности. Многомерные стили управления: управленческая решетка Мутона-Блейка и др. ^ 1. Характеристика организации. 2. В соответствии с основными секторами управленческой решетки Мутона-Блейка проведите классификацию стилей управления в различных отделах и подразделениях Вашей организации. ^ Теоретическая часть Сущность конфликтов в коллективе, причины возникновения конфликтных ситуаций. Типы конфликтов, последствия конфликтов для организации. Методы управления конфликтной ситуацией. ^ 1. Характеристика организации. 2. Приведите примеры конфликтов на Вашем предприятии, укажите причину их возникновения, этапы развития конфликтной ситуации, методы ее разрешения и оцените последствия конфликта. ^ Теоретическая часть Понятие власти. Цель власти. Средства власти. Взаимосвязь понятий «власть», «влияние», «руководство». Формы власти. Баланс власти в управлении: влияние руководителя на подчиненных, влияние подчиненных на руководителя. Руководитель и лидер. Практическая часть 1. Характеристика организации 2. Проанализируйте формы власти, которые используются в Вашей организации (на предприятии) в различных ситуациях; что обусловило ту или иную форму власти, какие факторы ее определили. Является ли Ваш руководитель лидером, дайте обоснованный ответ. Приведите примеры баланса власти. |
![]() | Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24 | ![]() | Банковский менеджмент это управление банком в условиях рыночной экономики. Как правило, цели банковского менеджмента определяются... |
![]() | Бухгалтерский учет в системе управления хозяйственной деятельностью, его роль в условиях рыночной экономики | ![]() | Теория производства объясняет поведение производителя в условиях рыночной экономики. Она позволяет понять процессы формирования индивидуального... |
![]() | Основы аудита и ауд деят-ти: сущность, цели и задачи. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики | ![]() | Важнейшей задачей современного агропромышленного комплекса России в условиях рыночной экономики является надежное и стабильное обеспечение... |
![]() | Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики | ![]() | Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения факультета экономики и менеджмента, для студентов изучающих финансовый... |
![]() | Семинар 1: Сущность менеджмента. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования в условиях рынка. Современное общественное... | ![]() | И в сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими... |