Истории




НазваниеИстории
страница1/46
Дата публикации02.02.2014
Размер4.92 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ИСТОРИИ

УДК 930.2(075.8) ББК 63я73 М54

Авторский коллектив: доктор исторических наук, профессор В.Н. Сидорцов ; доктор исторических наук, профессор Л.Н. Нечухрин; доктор философских наук, профессор Я.С. Яскевич; кандидат исторических наук, доцент О.М. Шутова; кандидат исторических наук, доцент СЛ. Кизима; кандидат исторических наук, старший преподаватель А. В. Курьянович; кандидат исторических наук, профессор О.А. Яновский

Р е ц е н з е н т ы :

кафедра философии и гуманитарных проблем образования Академии последипломного образования; заведующий кафедрой философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор философских наук, профессор В. И. Чуешов; от Государственной комиссии по подготовке учебников в гуманитарно-обшествоведческой сфере - кафедра истории славянских народов Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина; директор Института государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор, член Государственной комиссии

С. В. Решетников

Методологические проблемы истории : учеб. пособие для М54 студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования /В.Н. Сидорцов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Сидорцова. - Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 352 с.

ISBN 985-470-372-Х.

Учебное пособие отражает многообразие проблем, стоящих перед современной исторической наукой в областях историософии, эпистемологии и теории истории. Оно лает читателю представление не столько о традиционных, сколько об инновационных подходах к современных проблемам исторического познания, в том числе о постмодерне, исторической синергетике, междисциплинарное™, системности, современных методах, интеллектуальной истории и др.

Предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов исторических и философских специальностей.

УДК 930.2(075.8) ББК 63я73

ISBN 985-470-372-Х

© Оформление. HTOOO «ТетраСистемс», 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная наука вступила в новый этап развития, который обозначается как постклассический. Парадигмальные сдвиги в сторону постнеклассики обнаруживаются в различных отраслях научного знания. При этом постнеклассичсские тенденции в историческом знании характерны как для его эпистемологии, что проявляется в изменениях понимания субъектно-объектных отношений, так и для методологии, приобретающей черты плюрапизма. Происходит осмысление истории как полифоничной, и чрезвычайно актуальным становится осмысление новых механизмов складываия coответствуюшего исторического знания. В этих условиях тема Настоящего пособия продиктована не только глобальными процессами, происходящими в масштабе мировой культуры, но и необходимость интерпретации тех переломных моментов, которые пережинает отечественная историография.

Историки долгое время чувствовали себя за пределами эпистемо-логических сомнений, которым подвергается постсовремення культура с неопределенностью, многовариантностью, неверифици- руемостью, с утверждением нелинейности мышления, однако такая политика самоизоляции» создает угрозу для самой истории ( в ней, исследователи истории могут оказаться в культурной среде), Именно поэтому необходимость их включения в современный постклассический дискурс в последнее время и ощущаться особенно остро. Историки нуждаются в собственных рефлексиях своей профессии, что создаст возможности не только пи самоидентификации истории, но и для осмысления общих тенденций и перспектив развития исторического знания.

Данное учебное пособие является продуктом сотрудничества философов, историков, историографов, и подобная кооперация весьма пока «цельна для постсовременности. Если в период пребывания науки и ее «классическом» состоянии было характерно разделении, гносеологии, философии истории, то уже в не классной ситуации меняется в сторону смешения границ этих сфер, их пересечения и даже смешения. Постнеклассическая наука сознательно отходит от подобного размежевания и, более того, заменяет его противоположным - «вне», «поверх» границ. В самом деле, жестокая демаркация онтолого-гносеологическими, социально-философскими, лингвистическими, культурологическими аспектами становиться невозможной в условиях постнеклассического периода культуры.

В пособии воедино сведены тексты по постнеклассической философии и постмодерну. При выяснении основных тенденций в постсовременном историческом знании, акцент делается на сопре-дельности, корреляции характеристик постнеклассической науки и постмодерна. Не случайны в связи с этим сотрудничество фило¬софов, историков и специалистов в области информационных технологий, а также обращение к синергетике как «естественно¬научному» резонансу постмодерна в постнеклассической науке.

Предпринята попытка создания междисциплинарной концепции, объединяющей усилия (философов, историков, специалистов в области информационных технологий, что позволяет не просто выстроить современную историческую картину мира, но и представить средства, учитывающие идеалы открытой рациональности, диалога культур, плюрализма мнений, гибкой, а не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов. Подготовленная работа, хотя и предназначена в качестве пособия, необходимого историкам, философам и вообще гуманитариям, может служить вместе с тем известным теоретическим подспорьем для специалистов в области философии и методологии истории.

Постижение истории, построение различных исследовательских программ при ее изучении требует междисциплинарных усилий, ибо начало XXI в. характеризуется поиском фундаментальных оснований единой цивилизации с новой шкалой общечеловеческих духовных ценностей — своеобразною эколого-информационного сообщества. Особое место в этой цивилизации принадлежит истории, науке, философии, ноосферологии, которые через систему образования и обоснования новых приоритетов призваны обеспечить основу для экологизации и гуманизации общества. В этих условиях особенно возрастает роль методологической рефлексии над основаниями современной истории культуры.

В пособие вошли наиболее актуальные вопросы, характеризующие современное состояние исторической науки. Они сгруппированы в таких направлениях, как теория истории, в отношении которой стоит задача ее самоопределения в постсовременных условиях; историческая эпистемология с ее непреходящими основами и рядом инновационных междисциплинарных подходов; макро- и микроистории, актуализация и дифференциация кото¬рых инициирует разработку новых подходов (уровней) и выделение новых отраслей в мировой и отечественной историографии (тендерная и устная, демографическая и экологическая истории, интеллектуальная история и др.).

Комплексность и междисциплинарный характер рассматриваемых в пособии проблем обусловливает то. что оно охватывает интересы как начинающих, так и опытных исследователей в области истории культурологии, философии науки. Особенно полезными оно может быть, для магистрантов и аспирантов как в плане приобретения ими фундаментальных философско-методологических знаний в области постижения ее величества Истории, так и специальных знаний в сфере исторической эпистемологии, новых отраслей в мировой и отечественной истории, что пока еще недостаточно отражено в литературе. В пособие включены тесно связанные между собой три раздела:

1. Теоретические вопросы истории (современное видение истории как науки).

2. Методология исторического познания (специфика дисциплины, принципы и методы познания прошлого).

3. Современные направления в историографии (выделение специфика по подходам, методам и предметам историографических областей).

Каждый из разделов включает ряд подразделов, которые начинаються с ключевых слов и вопросов для обсуждения, ориентирующих читателей на уяснение смыслового содержания поставленных и обмен мнениями. Подразделы заканчиваются контроль проверки вопросами, которые могут быть также темами рефератов. При этом, в силу того, что ряд рассматриваемых в пособии вопросов продолжает оставаться предметом научных изысканий, к поиску ответов на них привлекаются и сами обучаемые. Этим обстоятельством данное пособие отличается от тех, авторы которых считают необходимым включать в подобные издания лишь материал, уже отстоявшихся в науке. Указанного подхода (творческого в прямом смысле слова) требует логика развития самой методологии истории, особенно в современных условиях.

В приложении к изданию приведен словарь терминов, который, по мнению авторов, поможет читателям ориентироваться в лабиринте поднимаемых проблем. А предложенный в конце пособия список литературы к курсу в целом или его отдельным разделам носит рекомендательный характер. Для более глубокого уяснения отдельных тем (их творческого анализа) читатели могут

обратиться к источникам, названным в виде ссылок по тексту пособия.

Учебное пособие является коллективной работой. Его авторы: д-р ист. наук, проф. В.Н. Сидорцов (предисловие; 2.3; 2.5; 2.7; словарь терминов); д-р ист. наук, проф. А.Н. Нечухрин (2.1; 2.2;

2.4; 2.6; 2.8); д-р филос. наук, проф. Я.С. Яскевич (1.1; 1.2; 1.3; сло¬варь терминов); канд. ист. наук, доц. ОМ. Шутова (предисловие; 1.4; 3.1; 3.3; 3.5); канд. ист. наук, доц. С.А. Кизима (1.5.1; 3.4); канд. ист. наук, ст. препод. А.В. Курьянович (3.2); В.А. Латышева (1.5.2); канд. истор. наук, профессор О.А. Яновский (методический аппарат).

Предлагаемое пособие продолжает серию подобных изданий в Беларуси по методологии истории. От «Методологии истории», вышедшей в 1996 г., оно выгодно отличается содержащейся в ней философской составляющей, а также таких частей, как «Постмодернистские контуры исторического сознания», «Историческая синергетика», «Проблема междисциплинарное™», «Макро- и микроподходы в историографии», «Новые направления в историографии» и др. В сравнении с «Постижением истории», опубликованным в 2002 г. и рассчитанным, главным образом, на слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, в данное, более доступное для понимания, пособие включены (с учетом пожеланий рецензентов) такие подразделы, как «Социальные функции исторической науки», «Методы исследования», «Интеллектуальная история»; преобразован подраздел «Синергетическое видение истории» и др. Фактически это - новое учебное пособие, авторы которого надеются на обратную связь с читателями и их конструктивную критику.
Глава 1

^ МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
Ключевые слова

Философия истории, проблемное поле, онтологическая философия истории, онтологическая философия истории, общество и история, альтернативность и нелинейность развития, исследовательские программы, редукционизм, этноцентризм, направленность и смысл истории, прогресс и гуманизм.
Вопросы для обсуждения

1. Проблемное поле и основные понятия философии истории.

2. Специфика человеческой истории как сложноорганизованной

системы'

3. Исследовательские программы в социально -историческом знании.

4. Идея направленности и прогресса человеческой истории.
Философия истории- область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов

и начал исторического бытия, постижение смысла, направлености многомерности истории, с другой стороны, рефлексивно-аналитическое осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, этическим, религиозным и др.) социокультурными и ценностными компонентами, раскрытие механизмов взаимодействия и специфики исторического описания (нарратива), понимания и объяснения, социального детерминизма и свободы воли в истории. Отмеченные ракурсы философии истории фиксируют, как мы видим, два ее измерения – исследование многообразии, философский анализ исторического познания, его форм, методов, границ и особенностей.

Проблемное поле и основные понятия философии истории
Термин «философия истории» впервые введен в философский оборот в XVIII в. Вольтером. Использовал его также И. Г.Гердср п работе «Идеи о философии истории человечества» (1791). В 1822— 1823 гг. Г.Гегель впервые прочитал лекции по философии истории, представив всеобщую историю человечества от первобытных времен до современной цивилизации. В соответствии с этим философским подходом история была поднята на более высокую ступень, где она в отличие от чисто эмпирической, т.е. устанавливающей факты, стала философской историей, понимающей их. познающей причины того, что эти факты произошли именно так, как они произошли. В гегелевском понимании понятия «философия ИСТОРИИ» и «философская всемирная история» используются как равнозначные.

Рассмотрим более подробно каждую из разновидностей (или предметных областей) философии истории: онтологическую (субстанциональную) и критическую (аналитическую). Классические версии философии истории, которые принято называть онтологической или субстанциональной моделью философии истории (метаистории), были разработаны Дж.Вико, Гердером, Гегелем, Марксом, Шпенглером, Тойнби, Бердяевым, Ясперсом и др.

Проблемное поле онтологической философии истории включает в себя следующие моменты:

- природу, специфику, причины и факторы движения истории;

- закономерности и случайности в истории;

- направленность и смысл истории;

- движущие силы исторического процесса;

- прогностические модели исторического развития;

- тематизацию содержания и ритма истории:

- характер отношения прошлого, настоящего и будущего;

- проблему выбора путей исторического развития и т.д. Проблемное поле критической (аналитической) философии истории охватывает такие вопросы, как:

- природа и специфика исторического познания;

- особенности исторического описания (нарратива); понимвние и объяснение в истории;

- историческое и донаучное знание;

- социокультурные и ценностные регулятивы исторического шания;

- рациональное и иррациональное в историческом знании;

- структура и методы исторического знания;

- формирование и статус исторических фактов;

- детерминизм, случайность и свобода воли в историческом познании и т.д.

Становление аналитической философии истории было детерминировано развитием в конце XIX в. дисциплинарно организо¬ванной науки, опредмечиванием наук о природе и «наук о духе». I in in эти науки приобретали статус самостоятельных дисциплин. Теория критической философии истории формировалась благодаря усилиям Дильтея, Виндельбанда, Риккерта. Кроне. Коллингвуда, обративших внимание на специфику и природу исторического познания, логику его развития. Существенный вклад в разработку аналитической философии истории внесли в п.п. XX в. такие представители критико-аналитической философии, как Гемпель, Дрей, М. Уайт и др.

Критико-аналитическая философия истории особый импульс ра пинии получает в XX в., когда появляется большинство работ по эпистемологии (гносеологии) и методологии исторического познания. Не случайно критическую философию истории называют гносеологическим направлением (логикой исторического но танин) в понимании предмета философии истории в противоположном онтологическому, акцентирующему внимание на проблеме исторического бытия (онтологии).

Однако следует ли проводить резкую демаркационную линию между онтологическим и гносеологическим направлениями философии истории? В русской философской традиции предпринимались попытки синтеза исторической онтологии и логико-гносеологического подхода к философии истории. Н. И. Кареев в своих работах «Основные вопросы философии истории: Критика историософических идей и опыт научной теории теоретического прогресса» (тт. 1-3, 1883-1890). «Историология. Теория исторического процесса» (1915) и др. философию истории рассматривал как синтетическую дисциплину, включающую в себя теоретическую и конкретно историческую части. Философия истории для пего есть суд над историей, в соответствии с чем на историю и на социум важно смотреть глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты. Таким образом, в философии истории Кареева осуществляется синтез социального и исторического знания. «Именно преображение всемирно-исторического процесса с некоторой общей точки зрения и есть основная задача философии истории».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Истории iconО. Н. Кен Санкт- петербург
Основой для построения программы является общепризнанная периодизация, согласно которой всемирная история подразделяется на периоды...

Истории iconКурс русской истории Ключевский в о курс русской истории
Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в изучении местной истории. Схема социально-исторического...

Истории iconЗадачи истории психологии. Место истории психологии в системе наук....
Причины возникновения понятия "душа" и его содержание на ранних этапах эволюции общества у примитивных народов

Истории iconФилософия культуры учебное пособие
Ссср и во многих других странах. В 70—90-е годы под его руководством были созданы коллективные труды по истории эстетической мысли,...

Истории iconЗапланированное время опубликования выпуска – ноябрь 2014 г
Псковского государственного университета, Псковское региональное отделение Российского общества интеллектуальной истории (роии),...

Истории iconВасилий Осипович Ключевский Курс русской истории (Лекции I—xxxii)...
Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в изучении местной истории. Схема социально-исторического...

Истории iconС. В. Ешевский Приступая к изучению древней истории, не всегда отдают...
Этим огромным преимуществом не пользуется историк даже средних веков, не говоря уже об исследователе новейшей истории

Истории iconОтношение между церковью и государством
Источники церковной истории. Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории...

Истории iconКнига Л. Блумфилда представляет собой учебное пособие, охватыва­ющее...
Эти языки обладают иными языковыми категориями, к ним неприложимы приемы исторической их интерпретации, так как они не имеют истории....

Истории iconКонспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений
Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также истори­ческого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов