Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития»




Скачать 66.59 Kb.
НазваниеИсторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития»
Дата публикации19.08.2013
Размер66.59 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития»

У идеи устойчивого развития долгая история. В XVII веке английский философ Джон Ивлин (1620–1706) в книге «Сильва, или Рассуждение о лесных деревьях» указывал на то, что леса в Англии исчезают и необходимо их восстанавливать. Его немецкий современник Ганс Карл фон Карловиц (1645–1714), которого иногда называют отцом-основателем лесоводства, развил эту идею в труде «Silvicultura Oeconomica» и аргументированно показал необходимость «устойчивого» типа лесопользования: люди не должны рубить больше древесины, чем вырастает.

Вторая половина XVIII века ознаменовалась промышленной революцией в Англии и переходом от ручного труда к машинному. Использование машин привело к многократному приумножению возможностей человека и, как следствие, к многократному усилению воздействия человека на окружающую среду. Увеличение возможностей человека привело к рождению идеи о неограниченном экономическом росте. Первым, кто усомнился в идее безграничного человеческого развития, был английский учёный, священник, Томас Роберт Мальтус (1766–1834), автор труда «Эссе о принципах народонаселения» (1798 г.). Он подсчитал, что производство пищи не поспевает за увеличением населения и что, если население будет увеличиваться прежними темпами, настанет момент, когда начнется массовый голод. Так, было положено начало теории об ограниченности природных ресурсов. Однако, идеи Т. Мальтуса опередили своё время и им не уделили нужного внимания. Иеремия (Джереми) Бентам (1748–1832) был более оптимистичен, он полагал, что технологический прогресс и более эффективное устройство бюрократической системы решат эту проблему.

Эдвин Чедвик (1800–1890) предложил для борьбы с распространением заболеваний создать структуру утилизации мусора и канализацию, мыть улицы. Его идеи повлияли на становление городской инфраструктуры.

В конце XIX века появляется наука термодинамика, и становится очевидным, что расходовать энергию надо экономно. В это же время Эрнст Геккель (1834–1919) создает и разрабатывает науку экологию, доказывающую, что все в этом мире взаимосвязано и деятельность человека может негативно сказаться на природе, а потом рикошетом ударить по нам самим.

Конец XIX – начало XX веков характеризовались появлением термина и теории «ноосферы». Термин был предложен французским учёным Эдуардом Леруа (1870—1954), а теория развита крупнейшим русским учёным Владимиром Ивановичем Вернадским (1863–1945). Он внес огромный вклад в понимание глубинной взаимосвязи всего живого и геохимических процессов, разработав учение о биосфере — оболочке Земли, заселенной живыми организмами, находящейся под их воздействием и заполненной продуктами их жизнедеятельности.

В первой половине XX века Гиффорд Пиншот (1865–1946) и Олдо Леопольд (1887–1948) показали, что природные системы имеют определенную производительность и это необходимо учитывать при разработке природных ресурсов, например, в лесном хозяйстве.

Однако, несмотря на усиление внимания ученых к проблемам взаимоотношений человека и природы, никаких изменений в человеческом развитии, носящем яркий антропоцентрический характер, не появилось. Наоборот, антропогенная нагрузка на природные экосистемы продолжала увеличиваться. Стремительный рост народонаселения, рождение и развитие атомной промышленности, «зелёная революция», погоня за сверхприбылью - это только некоторые моменты человеческого развития, которые привели в XX веке к катастрофической переэксплуатации природных ресурсов. Чрезмерное влияние на окружающую среду становилось всё более очевидным, также как и необходимость решения сложившихся проблем.

Первыми, кто задумался о глобальных проблемах современности, стала международная, неправительственная организация «Римский клуб» (The Club of Rome), созданная в 1968 году итальянским промышленником Аурелио Печчеи и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом. Данная организация объединила представителей мировой финансовой, политической и научной элиты.

В 1970-х гг. «Римский клуб» инициирует и спонсирует первые исследования, посвящённые глобальной проблематике человеческого развития. Авторами исследования становятся американские учёные Джей Форрестер (1918 г. - наст.вр.) и Деннис Медоуз (1942 г. - наст.вр.). Для изучения долгосрочных тенденций мирового развития, они впервые в истории применили компьютерное моделирование. Под руководством Дж. Форрестера появились математические модели «Мир-1» и «Мир-2». Результаты, полученные в ходе исследований данных моделей, легли в основу книги Дж. Форрестера «Мировая динамика», которая была опубликована в 1971 году. Модель Д. Медоуза «Мир-3» является продолжением модели Дж. Форрестера «Мир-2». В модели использовались пять параметров, каждый из которых влиял на другие, — численность населения Земли, индустриализация, производство продуктов питания, объем природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Анализ результатов компьютерного моделирования показал именно то, о чем писали мыслители предыдущих веков: мы не можем бесконечно расширяться физически, все так же неразумно расходуя ресурсы и выдавая отходы, как мы это делали раньше. 2 марта 1972 года в Вашингтоне, в Смитсоновском институте, публике был представлен доклад Римского клуба «Пределы роста», содержащий выводы, полученные с помощью данной модели.

«Пределы роста» вызвали резонанс в политических кругах и оказали сильное влияние на мировоззренческие взгляды многих людей. Однако, реакция на данный доклад была неоднозначной, помимо положительных отзывов, книга вызвала ожесточённую критику в свой адрес. Несмотря на некоторые недостатки, которыми обладал данный доклад, переоценить его достоинство трудно. Считается, что доклад «Пределы роста» является отправной точкой не только в создании концепции устойчивого развития, но и в формировании экосбалансированной политики во многих государствах.

Первой вехой в становлении истории концепции устойчивого развития можно считать Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды, прошедшей в Стокгольме в июне 1972 года. Именно на Стокгольмской конференции был впервые включен в международную повестку дня вопрос о взаимосвязи между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды. По итогам конференции была принята Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, которая содержала 26 принципов и план действий, включающий 109 принципов. Принципы, содержащиеся в Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды, впервые содержали свод законов по природоохранной деятельности на государственном и межправительственном уровне. Конференция в Стокгольме положила начало в развитии природоохранной политики на государственном уровне, а также природоохранного движения в мировом масштабе.

Также в 1972 году, в декабре, была учреждена Программа ООН по окружающей среде (UNEP, ЮНЕП), которая остается и сегодня ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.

Десятью годами позднее, в октябре 1982 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН в Вашингтоне, принимается «Всемирная хартия природы» («The World Charter of Nature Defense»), в которой провозглашается ряд принципов сохранения природы, в соответствии с которыми должна оцениваться любая деятельность человека, затрагивающая природу. Первый из принципов Хартии гласит: «Природу необходимо уважать и не нарушать ее основные процессы».

В 1983 году Генеральной Ассамблей ООН учреждается Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР или World Commission on Environment and Development – WCED). Председателем Комиссии становится премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии Брундтланд входила разработка основных принципов, показателей устойчивого развития, а также глобальной эколого-экономической программы действий.

В 1987 году по результатам работы Комиссии Брундтланд опубликован доклад «Наше общее будущее» («Our common future»), в котором и была представлена новая концепция устойчивого развития, как альтернатива развития, основанного на неограниченном экономическом росте. В докладе «Наше общее будущее» было впервые точно определено понятие устойчивого развития, которое трактуется, как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, при этом, не ставя под угрозу, возможность удовлетворять свои потребности будущие поколения.

Однако, официальное признание идеи, сформулированной в докладе «Наше общее будущее», получила только в 1992 году, на Международной Конференции ООН по Окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. По итогам работы Комиссии Брундтланд был принят новый принцип мирового развития, получивший название «Sustainable development».

Конференция в Рио-де-Жанейро стала самой эпохальной за всю историю человечества, в ней приняло участие более 17 тыс. человек из 179 государств. Такое беспрецедентное по масштабам и содержанию событие стало возможным во многом, из-за стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуации. По итогам конференции была принята Декларация, которая подтверждала Декларацию Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года, содержащую 27 принципов устойчивого развития.

Вторым документом, принятым на Конференции в Рио-де-Жанейро, стала «Повестка дня на XXI век», в котором каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития, для обеспечения надёжного социально-экономического развития, с учётом необходимых природоохранных мероприятий.

Дальнейшими международными событиями, посвящёнными проблемам устойчивого развития, являются Встреча на высшем уровне «Планета Земля» + 5 (1997 г., Нью-Йорк), посвященная обзору и оценке осуществления «Повестки дня на XXI век», и Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию в Йоханесбурге, на котором был представлен обзор десятилетнего опыта продвижения к устойчивому развитию. По итогам Йоханнесбургского саммита были приняты два документа: Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Особый приоритет отдавался социальным проблемам устойчивого развития: бедности, развитию здравоохранения, особенно, санитарии, обеспечение чистой питьевой водой и т. д. Особый акцент был отдан проблеме потери биоразнообразия. Также, на Йоханнесбургском саммите обсуждались новые проблемы, которые не упоминались на Конференции в Рио-де-Жанейро, такие как: торговля, глобализация, финансирование устойчивого развития.

Итак, в конце прошлого тысячелетия была выбрана новая парадигма развития – парадигма устойчивого развития. На сегодняшний день альтернативы устойчивому развитию не существует. Следовательно, будущее развитие человечества видится, как развитие, в котором будут сбалансированы социальное и экономическое развитие в соответствии с возможностями экосферы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» iconУсловия устойчивого развития безопасности общества
Предмет «Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях». Исторические аспекты безопасности. Терминология. Глобальные проблемы...

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» icon1 Предмет, цели и задачи экономики устойчивого развития
Тема Формирование концепции устойчивого развития на международном и национальном уровнях

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» icon3. Классическая политическая экономия
Целью темы является выявить исторические условия появления классической школы политической экономии, определить ее сущностные черты...

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» iconЛитература о вов, вехи развития. 42. Роман Гроссмана «Жизнь и Судьба»
«Слово о полку Игореве» проблематика, художественное своеобразие, основные переводы

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» iconСтратегия развития образования в вологодской области на период до 2020 года
Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависит от состояния...

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» iconТемы курсовых работ по дисциплине «Экономика устойчивого развития»
Роль природы в жизни общества. Тенденции развития взаимоотношений общества и природы

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» iconТезисы докладов
«дизайн общественных пространств. Аспекты устойчивого развития (sustainable development)»

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» iconЗдравствуйте! Социальный корпоративный фонд «зубр» в рамках проекта...
Здравствуйте! Социальный корпоративный фонд «зубр» в рамках проекта «Усиление потенциала молодежи фактор устойчивого развития регионов»,...

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» iconРаспоряжение
В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения...

Исторические вехи в становлении идеи «Устойчивого развития» iconУчебно-методический комплекс курса «Управление природопользованием»
Экономический рост или устойчивое развитие. Концепция экологически устойчивого развития общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов