Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 221.76 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации20.08.2013
Размер221.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
zadocs.ru > История > Программа дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное автономное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________________ А.Б. Соболев

«___» _________________ 2011 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Русский фольклор

в составе модуля

___________________________________________________

(указывается наименование модуля)

Направление подготовки

032700 Филология

  1. Наименование дисциплины: Русский фольклор

  2. Трудоемкость дисциплины (в з.е.) 3

  3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

– основные теоретические понятия, определения, категории, связанные с историей фиксации, историей бытования фольклорных произведений, с мировоззрением и эстетическими представлениями определенной эпохи, системой народно-поэтических жанров;

– содержание определенных программой произведений, своеобразия эпохи их возникновения и функционирования, жанрового своеобразия, места в историко-культурном контексте;

– закономерности и особенности развития русского устного народного поэтического творчества в целом и в отдельные исторические периоды, связь фольклора с литературой.

Уметь:

– анализировать сюжет и композицию, систему образов, жанровую специфику, особенности словесно-стилистических средств фольклорных произведений, определять их место в системе и истории развития фольклорных жанров.

^ Владеть (методами, приемами):

– навыками аналитической работы с фольклорным и научным текстом;

– навыками сравнительного анализа текстов разных жанров;

– навыками сопоставления системы поэтических средств произведений.

4. Содержание и структура дисциплины.

4. 1.Содержание разделов дисциплины.

Вводная часть.

Тема занятия № 1: Фольклор и литература – две формы словесности. Ранние формы фольклора.

Фольклор как предмет филологического изучения. Фольклор и фольклористика. Устность, традиционность, образный универсализм и стилистические каноны фольклорной поэтики, преобладание типизации; анонимность, вариативность. Жанр как основная единица изучения фольклора. Архаичные формы сознания (фетишизм, анимизм, тотемизм), их сохранение в поздней поэтической системе фольклора. Древнерусское язычество: обожествление земли, огня, солнца, воды, растительного и животного мира; культу умерших предков; предки как хранители информации о прошлом и будущем. Низшая мифология. Языческие кумиры. Языческий пантеон князя Владимира. Мифы и обряды. Принятие христианства. Народное православие. Заклинание и колдовство. Ритуальное поведение, мифы и заговоры. Гадание как способ распознания будущего.

^ Раздел 1. Собирание и изучение русского фольклора

Тема занятия № 2: Собирательская деятельность в XVIII – первой половине XIX века.

Ранние сведения о фольклоре. Первые записи; интерес к фольклору в XVIII в. (В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев). Сборники XVIII века: «Русские сказки» В. А. Левшина, «Собрание разных песен» М.Д. Чулкова и др. Уникальность сборника «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», возникшего на Урале (время создания, жанровый состав, история публикации). Собирание и использование произведений народной поэзии А. С. Пушкиным. Фольклор в оценке общественных деятелей середины XIX века: революционных демократов, западников и славянофилов. Роль славянофилов в собирании и исследовании фолкьлора.

Тема занятия № 3: Собирание и изучение фолкьлора во второй половине XIX – начале ХХ века.

Сборники И. М. Снегирева, И. П. Сахарова, П. В. Киреевского. Создание Русского императорского географического общества, его роль в изучении фольклора; архив этого общества. Собирательская работа В. И. Даля. Его сборник «Пословицы русского народа». Сборник сказок А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки». Сборники И. А. Худякова, Д. Н, Садовникова, Н, Е. Ончукова, Д, К. Зеленина, Б. М. и Ю.М. Соколовых: время и место записей текстов, объем, композиция.

Собирание былин. Сборники П. Н.ж Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга. Последующая экспедиционная работа по собиранию былин и исторических песен, ее результаты (сборники А. В. Маркова, А. Д, Григорьева, Н, Е. Ончукова). Сборник духовных стихов П. А. Бессонова, «Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым», «Великорусские заклинания». Л, Н. Майкова, «Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова, «Русские народные песни, собранные П. В. Шейном» и другие фольклорные издания.

Академические школы в русской фольклористике. Их теоретические положения и методология. Связь с западноевропейской наукой. Основные представители и важнейшие труды. Значение академических теорий XIX века для развития фольклористики ХХ века.

Тема занятия № 4: Собирание и изучение фольклора в ХХ – начале ХХI века.

Новые записи традиционных жанров; преобладание в издании новых материалов регионального принципа. Сборники, состоящие из репертуара одного исполнителя. Переиздания классических собраний русского фольклора. Основные подходы к изучению фольклора: марксистско-ленинская фольклористика, формальные исследования, исторические исследования. Структурно-типологический и историко-типологический методы. Исследования в области исторической поэтики. Комплексные исследования.

Вклад ученых ХХ века в собирание и изучение традиционного и современного фольклора: труды Б. М. и Ю. М. Соколовых, А. М. Астаховой, М. К. Азадовского, В. Я. Проппа, В. И. Чичерова, Э.В. Померанцевой, В. П. Аникина, Б. Н. Путилова, К. В. Чистова и др. Центры филологического изучения русского фольклора, их периодические издания.

^ Раздел 2. Жанры классического фольклора

Тема занятия № 5: Календарные и семейные обряды, их поэзия.

Жизненно-практическая и религиозно-магическая функции календарных обрядов. Собирание и изучение календарной обрядовой поэзии. Сборник П. В. Шейна «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах…» Циклы и жанровый состав календарной обрядовой поэзии.

Предопределенность круга семейных обрядов циклом человеческой жизни. Важнейшие обряды: родильный, свадебный, похоронный. Свадьба как магическое, юридически-бытовое и художественное явление. Жанровый состав свадебного фольклора. Похоронный обряд: его предназначение, органическая связь с культом предков. Причитания как фольклорный жанр. Похоронные, свадебные, рекрутские причитания и их поэтические особенности. Исполнители причитаний. И. А. Федосова.

Тема занятия № 6: Загадки, пословицы и поговорки.

Определение жанра загадок. Собирание и изучение загадок. Основные сборники. Тематические группы, их связь с историей и бытом народа. Гипотезы о возникновении загадок, их связь с тайной речью. Поэтика загадок.

Определение жанра пословиц. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Личность В. И. Даля, его фольклорно-этнографическая и лингвистическая деятельность. Сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа»: структура, жанрово-тематические особенности. Пословица и контекст. Происхождение пословиц. Опыты классификации пословиц, их поэтические особенности. Отличие пословиц от поговорок. Поговорки и фразеологизмы. Типы поговорок, их структура, речевая и поэтическая функции. Современные пословицы.

Тема занятия № 7: Русские народные сказки.

Определение жанра; жанровые разновидности. Сказки о животных: происхождение вымысла, темы, идеи, образы. Проблема иносказательности сказок о животных. Волшебные сказки: исторические корни; сказка и миф, сказка и обряд; восприятие сказкой земледельческих культов солнца, земли, воды, представлений о супруге-тотеме, тотемах-родителях и проч. Сказочное перевоплощение. Мифологический конфликт в волшебной сказке. Семейный конфликт в волшебной сказке. Герои волшебной сказки и их функции. Предметные реалии. Бытовые сказки, их классификация. Группа авантюрно-новеллистических сказок; типология персонажей, тематика и конфликт. Функции смеха и приемы комического. Основные сюжеты.

Русские сказочники. Бытование сказок в различных социальных группах. Собирание и изучение сказок. Классические собрания А. Н. Афанасьева, И. А. Худякова, Д. Н, Садовникова, Н, Е. Ончукова, Д, К. Зеленина, М. К. Азадовского, И. В. Карнаухова и других.

Тема занятия № 8: Несказочная проза

Общие признаки произведений устной несказочной прозы. Предания: тематические группы произведений устной несказочной прозы. Предания: тематические группы исторических преданий. Топонимические предания. Историческая правда и художественный вымысел в преданиях. Приемы воссоздания исторического прошлого. Циклизация. Информативно-эстетическая функция преданий. Легенды: определение жанра, отношение его к другим жанрам устной прозы; связь с церковной книжностью. Природа вымысла в легендах. Основные функции легенд. Типология легенд. Былички и бывальщины как суеверные рассказы о событиях, связанных с персонажами низшей мифологии. Ритуальность поведения человека, вступающего в контакт с демоническими существами. Жанровые признаки быличек.

Тема занятия № 9: Былины: изучение, бытование, поэтика.

Термин «былина» и другие народные названия эпических песен, история собирания и важнейшие сборники. Изучение былин: В. Г. Белинский, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, В. Ф. Миллер, Л. Н. Майков, В. В. Стасов, А. Н. Веселовский, А. П. Скафтымов, Б. А. Рыбаков, В. Я. Пропп, Д. С. Лихачев и другие. Былины и историческая действительность: отображение политической и военной истории Древней Руси, социальных отношений; имена, географические названия, предметы материальной и духовной культуры в былинах. Проблема времени происхождения эпоса. Вопрос о социальной принадлежности создателей русского эпоса. Циклизация эпических песен: былины Киевской и Новгородской Руси. Типизация и индивидуализация в былинах. Принципы изображения человека и событий в эпических песнях. Особенности композиции. Поэтический язык. Былинный стих. Носитель и исполнитель эпоса.

Тема занятия № 10: Народные исторические песни

Собирание и изучение исторических песен, принципы художественного изображения человека и событий в исторических песнях. Основные типы, основные циклы, изображение врагов в исторических песнях XIII – XV и последующих столетий. Жанровые разновидности исторических песен. Сатирические мотивы в исторических песнях. Композиция и стиль.

Тема занятия № 11: Балладные песни и духовные стихи.

Определение жанра, история термина «баллада». Изучение балладных песен, проблема их происхождения. Ранние балладные песни. Вопрос об исторических балладах. Социальная природа гуманизма, выраженного в ранних балладных песнях.

Народное православие и духовные стихи. Религиозный характер содержания, источники, языческие мотивы, среда бытования духовных стихов. Время возникновения духовных стихов. Основные темы. Поэтика духовных стихов.

Тема занятия № 12: Народная лирика.

Некоторые атрибутивные черты жанра лирических песен. Жизненная и поэтическая функции. Лирические и обрядовые песни, их взаимоотношения. Принципы классификации лирических песен, основные типы. Композиционные принципы, художественные средства изобразительости. Герой лирических песен, средства внутреннего раскрытия собраза человека. Основные сборники народной лирики. Русский народный романс: содержание и поэтика.

Частушка. Определение жанра. Собирание и изучение. Внутривидовая и тематическая классификация частушек. Циклы (спевы) частушек. Соотношение частушек на общественно-социальные темы и тему любовных отношений. Юмор в частушках. Художественные средства. Своеобразие исполнения и бытования. Основные сборники частушек.

Тема занятия № 13: Народный театр

Проблема происхождения народного театра. Театрализованные элементы в народных обрядах, играх и при исполнении других фолкьлорных произведений. Скоморохи: их искусство, участие в обрядах. Историческое значение царского указа 1648 года. Балаганы. Раек: комические интерпретации и прибаутки раешников; раешный стих. Театр Петрушки: его происхождение и устройство. Импровизации петрушечника. Образ Петрушки. Происхождение вертепа. Вертепные представления. Драма «Царь Ирод». Народная драма: время создания, источники. Бытовые сатирические пьесы «Барин», «Мнимый барин»: тематика, объекты осмеяния. Героико-романтические драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан»: происхождение, идейная направленность, основные образы, поэтические особенности.

Тема занятия № 14: Фольклор рабочих

Время и условия возникновения фольклора рабочих. Собирание и изучение фольклора рабочих. Основные сборники. Органическая связь фольклора рабочих с книжностью, литературой. Предания и песни, отражающие труд, быт, социальные чаяния работных людей и рабочих. Социально-утопические легенды. Культ физической силы в среде рабочих и его отражение в фольклоре рабочих. Включенность фольклорных жанров («наговоры», присловья, песни) в трудовой процесс. Традиция публичного осмеяния в трудовой и социальной деятельности рабочих; народное озорничество и социальный протест; публичное осмеяние заводской администрации. Революционные гимны и марши в социальной практике рабочих. Основные источники (сборники) фольклора рабочих.

^ Раздел 3. Фольклор новейшего времени

Тема занятия № 15: Фольклор новейшего времени.

Концепция Ю. М. Соколова о фольклоре и литературе в контексте идей советского государства. Идея о способности любого человека создавать не только материальные, но и духовно-художественные ценности. Ожидание бурного расцвета народного творчества в эпоху социализма. М. Горький и Ю. М. Соколов. Фольклор в оценке I съезда Союза советских писателей. Попытки руководить творческим процессом носителей фольклора: консультации сказителей, семинары по созданию современных сказов, частушек, новин в Домах народного творчества. Активизация собирательской работы в 1930-ые годы. Издания «Советский фольклор», «Фольклор народов СССР», учебник Ю. м. Соколова «Русский фольклор». Песни, сказы, устные рассказы, частушки, афористические жанры, отразившие события 1920 – 1930-х годов. Региональные и республиканские издания фольклора в 1930-ые годы публикации традиционного фольклора на страницах областных, республиканских и столичных газет и журналов.

Тема занятия № 16: Жанры современного фольклора

Песнетворчество последних десятилетий: песни, созданные профессиональными поэтами и ставшие народными. Самодеятельные (гитарные) песни. Современные частушки, песни и средства массовой информации. Городские предания, легенды, устные рассказы и характер отражения в них действительности. Современная мифология и суеверные нарративы. Приметы, бытующие в малых социальных группах. Анекдоты: основные тематические группы, цикличность, связь с фольклорной традицией, литературно-культурный фон, поэтические особенности. Национальное и общечеловеческое в анекдотах. Садистские стихи (куплеты): возникновение, тематика, специфика юмора. Афористические жанры: их многообразие и характер бытования. Современные обрядовые формы.

^ Тема занятия № 17, 18: Жанры современного письменного фольклора.

Неразрывность двух видов словесности: устной и письменной. Сборники песен, частушек, поговорок и других фольклорных жанров, созданные носителями фольклора. Функции фольклорных сборников, созданных носителями фольклора (дембельские блокноты, песенники, школьные альбомы). Песни, афоризмы, приветствия, поздравления, благопожелания, советы, надписи на фотографиях, игровые акронимы, школьные анкеты, гадания (чихалки, моргалки, чесалки), комические словари, армейские тосты, пародийные армейские указы, приказы, молитвы, устав, «рецепты», лозунги и другие жанры письменного фольклора. Комплекс этих жанров, а также верований, ритуалов, Обычаев, бытующих в отдельной социальной (профессиональной половозрастной) группе людей как предмет изучения современной фольклористики.

^ 4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по дисциплине

Таблица 2

Виды учебной работы по дисциплине

^ Виды учебной работы, формы контроля

Всего, час.

Учебные семестры

N1

N2

N3

Трудоемкость в зачетных единицах

3










^ Общая трудоемкость по учебному плану (в акад. час.)

108

108







^ Аудиторные занятия













Лекции (Л)

36

36







Практические занятия (ПЗ)

18

18







Лабораторные работы (ЛР)













^ Самостоятельная работа студентов (СРС)

54

54







^ Вид и трудоёмкость итогового контроля













Зачет (З)













Экзамен (Э)




экз.







Зачет дифференцир. (ЗД)













Другое













6. Организация практических занятий и самостоятельной работы студентов
^

6.1. Практические занятия


Распределение практических работ по разделам дисциплины

Номер работы

Номер раздела

Тема занятия

Время на выполнение работы, час

1

Вводная часть

Фольклор как предмет филологического изучения

2 часа 

2

Вводная часть

Проблема происхождения фольклора и ранние стадии его развития

2 часа  

3

№ 2

Календарные обряды и их поэзия

2 часа  

4

№ 2

Семейные обряды и их поэзия

 2 часа 

5

№ 2

Пословицы и поговорки

 2 часа 

6

№ 2

Сказки

 2 часа 

7

№ 2

Несказочная проза

 2 часа 

8

№ 2

Былины: образная система, поэтика

 2 часа 

9

№ 2

Народные исторические песни

 2 часа 

10

№ 2

Духовные стихи

 2 часа 

11

№ 2

Народная лирика

 2 часа 

12

№ 2

Народный театр

 2 часа 

13

№ 2

Детский фольклор

 2 часа 

14

№ 2

Фольклор рабочих

 2 часа 

15

№ 3

Фольклор советской эпохи 1930-годов

 2 часа 

16

№ 3

Фольклор периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945)

 2 часа 

17

№ 3

Жанры современного фольклора

 2 часа 

18

№ 3

Жанры современного письменного фольклора

 2 часа 
^



6.3. Виды и формы самостоятельной работы студентов


Поскольку занятия по русскому фольклору проходят в первом семестре, когда студенты только начинают учиться в вузе, их нужно научить работать с книгой (со сборником научных статей, со сборником одножанровых фольклорных произведений, со сборником разножанровых текстов, с учебной хрестоматией по фольклору, с хрестоматией по фольклористике, с учебником, со сборником произведений одного исполнителя и т.п.) Текущая самостоятельная работа студентов состоит в первую очередь из выполнения домашнего задания по чтению фольклорных текстов, составляющих рекомендованную студентам учебную хрестоматию и/или сборники фольклорных произведений.

В текущую самостоятельную работу студентов включается также подготовка к практическим (семинарским) занятиям: руководствуясь предложенными к занятиям вопросами и списком литературы, студенты читают фольклорные произведения, главу из учебника, два-три научных источника (статью, параграф из мнографии, фрагмент публикации из хрестоматии по фольклористике), из которых делают выписки (цитаты). Каждому студенту предлагается регулярно вести так называемый цитатник – он включает, с одной стороны, краткие записи по прочитанным произведениям (сжатое изложение сюжета, имена основных персонажей, их высказывания и т.п.), с другой стороны, в него входят выписки (цитаты) из научных источников, некоторые биографические и исторические факты и т.п. Постоянная работа первокурсника с цитатником весьма полезна и хорошие студенты прилежно его ведут. Текущая самостоятельная работа студентов неразрывна с проблемно ориентированной работой, которая предполагает аналитическое чтение научных источников при подготовке к практическим занятиям. Как уже было отмечено, первокурсники читают рекомендованную к каждому занятию литературу, но 1 – 2 – 3 студента заранее получают задание подготовить небольшой вопрос по какой-нибудь статье (заранее оговаривается, что выступление должно быть на 5 – 7 минут; каждый студент хотя бы один раз выступит с таким сообщением). Кроме того, в начале семестра проводится консультация на которой студенты получают разъяснение относительно конспекта научных статей, затем (в ноябре, декабре) сдают на проверку конспекты двух статей. Поскольку знание текстов является основополагающим для усвоения программы, первокурсникам задается задание в начале семестра по чтению произведений, предусмотренных программой; в часы консультаций со студентами проходят собеседования по текстам (в течение семестра два собеседования с каждым студентом).

  1. ^ Процедуры и средства оценивания учебной деятельности и результатов освоения компетенций /технологическая карта балльно-рейтинговой системы

Процедуры и средства оценивания учебы обусловлены особенностями дисциплины – здесь главное, как уже было сказано, аналитическая работа с текстом. Поэтому собеседование по текстам с каждым студентом, дает возможность оценить знание источников; ту же функцию выполняют: три контрольных работы (октябрь, ноябрь, декабрь); проверка содержания цитатника; проверка двух конспектов научных статей (или главы в монографии).

Текущий контроль (100 баллов)

Мероприятия текущего контроля

Количество баллов

1. Посещение лекций

36

2. Посещение практических занятий

18

3. Выступление на практическом занятии (от 1 до 6 б.)

6

4. Контрольные работы (3 работы по 10 б.)

30

5. Конспекты статей (2 конспекта по 5 б.)

10

Итого

100

Итоговый контроль (100 баллов)

Форма итогового контроля – экзамен

Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля 50 % (50 %)
^

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1 Рекомендуемая литература

9.1.1 Учебники, хрестоматии


Аникин В. П. Русский фольклор. Учебник для вузов. М., 2004.

Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учеб. М., 1998.

Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика: Хрестоматия для вузов. М., 1971.

Морохин В. Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М., 1973.

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи: Учеб. пособие для филолог. факультетов. М., 1995.

Хрестоматия по фольклористике / Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М., 1998.
^

9.1.2 Словари и справочники


Зуева Т. В. Русский фолкьлорр: Слов.-справ. М., 2002.

Мифологический словарь / под ред. Е. м. Мелетинского. М., 1990.

Славянская мифология: Слов.-справ. М., 1998.

Славянская мифология: Энциклопед. Слов. / Под ред. В. Я. Петрухина и др. М., 1995.

Русский демонологический словарь / Сост. Т. А. Новичкова. СПб., 1995.

Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост. Л. Г. Бараг и др. Л., 1979.
^

9.1.3 Основная литература


Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 т. / Изд. Подгот В. Я. Пропп. М., 1957 (или любое другое издание).

Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899 – 1901 года: в 3 т. Т. 1. М., 1904; Т. 2. Прага, 1939; Т. 3. М., 1910.

Беломорские былины, записанные А. Марковым. М., 1901.

Бирюков В. П. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск, 1936.

Бирюков В. П. Урал в его живом слове. Свердловск, 1953.

Былины Печоры и Зимнего берега: Новые записи / Изд. Подгот. А. М. Астахова. М., 1961.

Великорусские сказки в записях И. А. Худякова М., 1961.

Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А. Н. Мартынова. СПб., 1997.

Ермак Тимофеевич – славный сын земли русской: Летописные материалы. Народные песни. Предания. Свердловск, 1989.

Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии СПб., 1997.

Исторические песни XIII – XVI веков / Изд. подгот. Б. Н. Путилов, Б. М. Добровольский. М., 1960.

Исторические песни XVII века / Издание подгот. О. Б. Алексеева и др. М., 1966.

Исторические песни XVIII века / Изд. подгот. О. Б, Алексеева, Л, И. Емельянов. Л., 1971.

Кругляшова В. П. Предания и легенды Урала. Свердловск, 1991.

Кругляшова В. П. Фольклор на родине Д. Н. Мамина-Сибиряка (в уральском горнозаводском поселке Висим). Свердловск, 1967.

Лирика русской свадьбы / Изд. подгот. Н. П. Колпакова. Л., 1973.

Народные лирические песни / Вступит. Ст. В. Я. Проппа. Л., 1961.

Обрядовая поэзия / Сост. В. И. Жекулина, А. Н. Розов. М., 1090.

Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года: в 3 т. М., 1949 – 1959.

Песни, собранные П. Н. Рыбниковым: В 3 т. Петрозаводск, 1990 – 1992.

Предания Русского Севера / Сост. Н. а. Криничная. СПб., 1991.

Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. М., 1995.

Рассказы о полтергейсте и прочей нечисти / Сост. К. Шумов, Е. Преженцева. Пермь, 1993.

Русская народная драма XVII – ХХ веков: Тексты пьес и описание представлений / Изд. подгот. П. Н. Берков. М., 1953.

Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост. А. Горелов. Л., 1984.

Русские народные песни / Изд. подгот. А. Н. Розов. Л., 1988.

Русские народные сказки Урала / Записал В. В. Блажес. Екатеринбург, 2001.

Русские сказки Урала: из фондов Свердловского областного Дома фольклора. Екатеринбург, 1997.

Русские сказки в ранних записях и публикациях XVI – XVIII веков / Изд. подгот. Н. В. Новиков. Л., 1971.

Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века. М., 1961.

Сборник Кирши Данилова (любое издание).

Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова / Изд. подгот. В. Я. Пропп. М., 1961.

Стихи духовные / Сост. и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1991.

Уральские сказки: Из фольклорного наследия И. Я. Стяжкина. Т. 1 / Свердловский обл. Дом фольклора. Екатеринбург, 2002.

Фольклорный театр: Сб. / Изд. подгот. А. Ф. Некрылова, Н. И. Савушкина. М., 1988.
^

9.1.4. Дополнительная литература


Азадовский М. К. История русской фольклористики. Т. 1. М., 1958; Т. 2. М., 1963.

Азбелев С. Н. Историмз былин и специфика фольклора. Л., 1982.

Астахова А. М. Былины: Итоги и проблемы изучения. М., 1966.

Афанасьев А. Н. происхождение мифа, метод и средства его изучения // Русский фольклор: Хрестоматия исследований / Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М., 1998.

Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике. М., 1988.

Блажес В. В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. Свердловск, 1987.

Бороздин а. Об изучении русской народной словесности // народная словесность: Сб. ст. М., 2002.

Вавилова М. а. Русская бытовая сказка. Вологда, 1984.

Горелов А. А. Кирша Данилов – реальное историческое лицо // Русский фольклор. Л., 1995. Т. 28.

Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVIII - начала ХХ века. Л., 1980.

Еремин В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978.

Иванова Т. Г. Русская фольклористика начала ХХ века в биографических очерах. СПб., 1993.

Калугин В. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. М., 1983.

Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. М., 2002.

Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. М., 1962.

Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987.

Криничная Н. А. персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л., 1988.

Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

Народный театр / Сост. А. Ф. Некрылова, Н. И. Савушкина. М., 1991.

Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988.

Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963.

Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М., 1998.

Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963; То же. М., 1999.

Путилов Б. Н. Русский историко-песенный фольклор XIII – XVI веков. М., 1960.

Савушкина Н. И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. М., 1988.

Соколов Б. М. Большой стих о Егории Храбром: Исследование и материалы / Подгот. Текста В. А. Бахтиной. М., 1995.

Соколова В. К. Русские исторические песни XVI – XVIII веков. М., 1960.

Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.

Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII – XIX веков. М., 1967.

Юдин Ю. И. Русская народная бытовая сказка. М., 1998.

9.1.5. Методические разработки

Кругляшова В. П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Учебное пособие для студентов филологического факультета. Свердловск, 1974.


Русский фольклор. Программа дисциплины и методические указания. Составила Л, М. Митрофанова, Доцент кафедры фольклора и древней литературы УрГУ. Екатеринбург, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное...
Разработка динамической системы обеспечения информационной безопасности учреждения

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Пятигорский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное...
«Рецепт успеха» среди учащихся организаций общего и среднего профессионального образования на базе Института государственного управления...

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины Гражданское право Российской Федерации для направления...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное...
Клиническая психология (специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»)

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное...
Рецензент: С. А. Ермишина, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета мгу им. М. В. Ломоносова

Российской Федерации Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов