Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года




НазваниеПостановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года
страница1/4
Дата публикации24.02.2014
Размер0.69 Mb.
ТипПостановление
zadocs.ru > История > Постановление
  1   2   3   4
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2009 г. N 1683-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", Указом Губернатора Свердловской области от 5 августа 2003 года N 466-УГ "Об организации работы с работающей молодежью в Свердловской области до 2015 года" ("Областная газета", 2003, 8 августа, N 171), Постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП "О Концепции сбережения населения Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст. 726) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 04.06.2004 N 433-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст. 806), от 16.10.2006 N 890-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 10, ст. 1236) и от 31.12.2008 N 1457-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-7, ст. 2229), во исполнение Постановлений Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП, и от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 10, ст. 1578) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП, в целях решения проблем работающей молодежи, создания условий для участия молодежи в социально-экономическом развитии Свердловской области, обеспечения поддержки и максимального использования потенциала молодых граждан, обеспечения реализации инновационного сценария долгосрочного развития Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:

1. Одобрить Концепцию поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).

2. Департаменту по делам молодежи Свердловской области (Гущин О.В.) совместно с исполнительными органами государственной власти Свердловской области в срок до 1 января 2010 года разработать проект плана мероприятий по реализации I этапа Концепции и представить проект плана в Свердловскую областную трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений.

3. Департаменту по делам молодежи Свердловской области (Гущин О.В.):

1) обеспечить мониторинг реализации Концепции, информировать исполнительные органы государственной власти Свердловской области, Свердловскую областную трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений о ходе реализации Концепции;

2) обеспечить освещение в средствах массовой информации хода реализации Концепции.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области руководствоваться Концепцией при разработке и реализации мероприятий и проектов, связанных с интересами работающей молодежи.

5. Рекомендовать профсоюзным организациям, союзам и ассоциациям работодателей, руководителям предприятий и организаций и молодежным общественным организациям в своей деятельности в отношении работающей молодежи руководствоваться Концепцией.

6. Постановление Правительства Свердловской области от 13.07.2004 N 647-ПП "О Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 7-1, ст. 1012) считать утратившим силу.

7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Максимова М.И.
Председатель Правительства

Свердловской области

В.А.КОКШАРОВ
К Постановлению

Правительства Свердловской области

от 20 ноября 2009 г. N 1683-ПП
КОНЦЕПЦИЯ

^ ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, в период социально-экономических преобразований в стране большое значение для России, для Свердловской области и муниципальных образований имеет инновационное развитие хозяйственных и социальных структур, общественных и производственных отношений. При этом особое внимание должно уделяться развитию человеческого потенциала, человеческого и социального капитала. Перспективное развитие основано и определяется региональными и местными особенностями: сложившейся структурой экономики, построенными внешними и внутренними социально-экономическими связями территорий, их инвестиционной привлекательностью, характером и тенденциями демографических процессов, научно-техническим потенциалом, меняющимися ценностными ориентациями молодежи, проживающей в Свердловской области, в муниципальных образованиях в Свердловской области.

Одной из важнейших составляющих перспективного социально-экономического развития региона являются воспроизводство и развитие профессиональной, квалифицированной и социально активной работающей молодежи как человеческого ресурса. Под процессом воспроизводства работающей молодежи как человеческого ресурса социально-экономического развития понимается совокупность последовательных действий, направленных на трудовое воспитание молодежи, обеспечение квалифицированной профессиональной ориентации молодежи, подготовку профессиональных молодых работников, вовлечение их в созидательный трудовой процесс, особенно в отраслях экономики региона, имеющих решающее значение для его социально-экономического развития, создание условий для социальной и профессионально-производственной адаптации молодежи в трудовых коллективах предприятий и организаций Свердловской области, активизацию их позитивной социальной деятельности, формирование их гражданской культуры.

Участие молодого человека в социально-экономических процессах - это прежде всего способ удовлетворить свои личные, жизненные потребности, такие, как материальные, создание семьи и воспитание детей, создание для себя необходимых бытовых и жилищных условий, наличие минимальных социальных и экономических гарантий для себя и своей семьи. Вместе с тем труд для молодого человека выражает его стремление к достижению более высокого социального и производственного статуса, самообразованию и самореализации личности. Таким образом, труд выступает как условие и средство социального развития молодежи.

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р (далее - федеральная Стратегия ГМП), определено, что государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, также указывается, что целью государственной молодежной политики в Российской Федерации является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также использование потенциала молодежи в интересах инновационного социально-экономического развития России.

Сложные задачи социально-экономического развития, определенные в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст. 1044), также невозможно решить без активного участия молодежи и прежде всего работающей молодежи.

С 2004 года в Свердловской области работа по оказанию работающей молодежи государственной поддержки проводилась в рамках реализации Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 13.07.2004 N 647-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 7-1, ст. 1012). За прошедшее время развитие российского общества и укрепление российского государства, сопровождающиеся формированием соответствующей нормативно-правовой основы, привели к необходимости внесения в Концепцию поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2015 года существенных изменений.

Вместе с тем социальная практика, подтвердившая в целом необходимость формирования на региональном уровне системы государственной поддержки работающей молодежи, выявила в используемых с 2004 года на данном направлении методологических основаниях и технологических подходах серьезные недостатки, которые не позволили до настоящего времени создать эффективную систему включения молодежи Свердловской области в социально-экономические процессы, значительно снизить социальные и экономические риски, связанные с трудовой деятельностью молодежи.

Эти обстоятельства в совокупности обусловили необходимость разработки новой системы государственной поддержки работающей молодежи на уровне региона, отрасли, муниципального образования, предприятия (организации), осуществленной при разработке данной новой редакции Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года.

Концепция поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет принципиальный подход к формированию и развитию региональной системы государственной поддержки работающей молодежи как элемента государственной молодежной политики, основные понятия, цель, принципы, приоритетные направления, этапы и механизмы государственной поддержки социальных процессов, обуславливающих развитие работающей молодежи как субъекта позитивного и инновационного социального действия.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, федеральной Стратегии ГМП, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.
^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
В Концепции используются следующие основные понятия:

1) работающая молодежь (молодые работники) - граждане в возрасте от 14 до 30 лет, находящиеся в соответствии с российским законодательством в трудовых отношениях с каким-либо работодателем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

2) государственная молодежная политика - "система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах инновационного развития России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности";

3) молодежная политика в отношении работающей молодежи на предприятии, в организации и муниципальном образовании - система подходов и определяемых ими последовательных действий, направленных на достижение целей и решение задач по поддержке работающей молодежи, осуществляемых за счет средств предприятия, организации, муниципального образования;

4) молодая семья - семья, в которой супруги не достигли возраста 35 лет, а также родители в возрасте до 35 лет, имеющие несовершеннолетних детей;

5) персонал - категория работников, объединенных по признаку принадлежности к предприятию, организации или профессии.
Раздел 1. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ
Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

^ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ
Работающая молодежь является многочисленной и наиболее социально развитой частью российской молодежи, для которой характерна социальная активность и социальная ответственность. При этом молодежная политика рассматривается как один из механизмов, обеспечивающих достижение целей и решение задач, определенных в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция - 2020). Так, в разделе "Развитие социальных институтов и социальная политика" Концепции - 2020 молодежная политика определяется как самостоятельное направление, обеспечивающее в том числе "полноценное участие молодежи в экономической и общественной жизни страны". Особое значение приобретает реализация государственной молодежной политики в решении задачи создания в Российской Федерации конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, обеспечивающей переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному развитию.
Глава 2. РАБОТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

^ В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В настоящее время в Свердловской области сохраняется общая неблагоприятная демографическая ситуация. Тенденции к стабилизации воспроизводства населения, наметившиеся в предыдущие годы, хотя и на низком уровне, не решают проблему естественного убытия населения области. В результате следует ожидать, что численность населения области сократится с 4,463 млн. человек в 2002 году до 4,311 млн. человек к 2015 году:
Таблица 1
^ ЧИСЛЕННОСТЬ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(тыс. человек)

Группа населения

Свердловская область

2005 год

2015 год

Все население трудоспособного возраста (16 - 60 лет)

2979

2778

Население в возрасте 16 - 30 лет (потенциально
"работающая молодежь")

1060

845


Приведенные данные показывают, что если убыль всего трудоспособного населения составит около 7 процентов, то количество молодежи в Свердловской области, находящейся в трудоспособном возрасте (16 - 30 лет), к 2015 году уменьшится на 20 процентов. Таким образом, численность потенциальной работающей молодежи уменьшится гораздо больше, чем остальных возрастных групп трудоспособного населения. Это приведет к возрастанию трудовой и социальной нагрузки на молодых работников.

В такой ситуации многое будет определяться политикой областных и муниципальных органов власти, направленной на удержание на территории Свердловской области (муниципального образования) работающей молодежи и привлечение молодых граждан к активной и производительной профессионально-трудовой деятельности. При этом особо остро встанет вопрос об эффективности использования работающей молодежи как социально-экономического ресурса инновационного развития.

Особую актуальность имеет обозначенный подход для сельских территорий, где общая численность молодежи к 2020 году уменьшится на 33 процента к уровню 2008 года:
Диаграмма 1
^ ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ

СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(В ВОЗРАСТЕ 14 - 30 ЛЕТ) (ДО 2020 ГОДА) (ТЫС. ЧЕЛОВЕК)
200 ┐



│ 154

│ ┌───────┐

150 ┤ │ │ 143

│ │ │ ┌───────┐ 121

│ │ │ │ │ ┌───────┐ 104

│ │ │ │ │ │ │ ┌───────┐

100 ┼────┴───────┴──┬───┴───────┴───┬──┴───────┴───┬──┴───────┴──

2008 год 2012 год 2018 год 2020 год
При этом следует обратить внимание на то, что в стратегической перспективе труд данной группы молодежи может обеспечивать развитие и функционирование на сельских территориях Свердловской области не только сельскохозяйственного производства, но и инфраструктурного комплекса.

Следует учитывать, что важным фактором, воздействующим в современных условиях на особенности социального поведения молодежи, является урбанизация. Это тем более относится к Свердловской области, где более 80 процентов молодых жителей - горожане. Процесс урбанизации приводит к преимущественно односторонней миграции молодежи из села в город. В итоге сельское хозяйство Свердловской области лишается наиболее активного, трудоспособного населения, а ситуация с решением многих городских проблем (трудоустройство и занятость, сокращение неквалифицированного ручного труда, жилищная проблема) обостряется.

На фоне стратегического уменьшения общей численности молодежи трудоспособного возраста особую тревогу вызывает высокая вероятность безработицы и большая ее продолжительность среди молодых граждан. Увеличение безработицы в молодежной среде является прежде всего следствием несовпадения профессиональных и материальных притязаний молодежи с конкретными предложениями рабочих мест и соответствующей им заработной платы. Вместе с тем длительная безработица среди молодежи имеет серьезные социальные и профессионально-экономические негативные последствия, поскольку ведет к деквалификации безработного, потере трудовых навыков, появлению неуверенности в себе, наносит большой моральный и психологический урон не только развитию личности молодого человека, но и создает угрозу стабильности его молодой семьи. При этом подавляющее большинство молодых людей готовы профессионально и напряженно трудиться, если им создаются нормальные условия труда и труд справедливо вознаграждается. В связи с этим следует разрабатывать и реализовывать программы, направленные на снижение уровня молодежной безработицы, создание социальных гарантий и механизмов для реализации молодежью ее конституционного права на труд.
Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС

^ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Основной социальной характеристикой работающей молодежи является то, что ее социально-экономический статус находится в состоянии становления. Формальным проявлением этого процесса является изменение оценки работающей молодежью своего образа жизни, определяемого прежде всего уровнем потребления, который доступен данной социально-демографической группе. В целом особенности изменения социально-экономического статуса работающей молодежи позволяют выделить в ее составе следующие возрастные группы:
Таблица 2


Возрастная
группа

Возраст
(лет)

Особенности
экономического статуса

Особенности
социального статуса

1

2

3

4

Младшая

до 20 - 22

получение
профессионального
образования;
трудовая занятость
временная;
значительная экономическая
зависимость от родителей

положение "большие
дети";
семейно-брачные
отношения неустойчивые
("пробный брак");
рождение
"незапланированных"
детей

Средняя

от 20 - 22
до 25

освоение профессии;
трудовая занятость
постоянная;
уменьшение экономической
зависимости от родителей

положение "молодые
взрослые";
семейно-брачные
отношения обретают
устойчивость;
рождение
"запланированных" детей

Старшая

старше 25

достижение
профессионального
мастерства;
трудовая занятость
постоянная;
достижение полной
экономической
независимости от родителей

положение "взрослые";
устойчивые
семейно-брачные
отношения;
развитие позиции
"ответственного
родительства"


Динамика социально-экономического статуса обусловливается, с одной стороны, включением молодых людей в профессионально-трудовую деятельность и развитием на основе этого их экономической независимости, с другой - созданием молодыми людьми собственных семей и рождением детей, что приводит к развитию их социального статуса. При этом изменения экономического и социального положения молодых людей могут происходить не только синхронно и взаимосвязано, но и без согласования друг с другом.

В целом работающая молодежь Свердловской области оценивает свой уровень жизни следующим образом:

Рис. 1
К среднеобеспеченным были отнесены респонденты, ответившие, что они могут себе позволить делать накопления для приобретения качественной одежды и бытовой техники. Таким образом, свой уровень жизни как "ниже среднего" оценивают, по крайней мере, 58 процентов молодых работников Свердловской области. Ситуация, когда более половины наиболее трудоспособной части молодежи своим трудом не может обеспечить себе хотя бы средний уровень жизни, несомненно требует своего разрешения, в частности, определения позиции государства в этом процессе.

Ведущая роль социально-экономического статуса в определении молодежью Свердловской области уровня своей жизни подтверждается следующими данными:
Таблица 3
^ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
(проценты опрошенных)

Проблемы

Итог

В том числе половозрастные группы молодежи
Свердловской области

муж.

жен.

14 - 19 лет

20 - 24 года

25 - 30 лет

Трудоустройство

53

46

58

51

60

46

Жилищная проблема

52

50

53

34

55

64

Наркомания

42

41

43

56

37

36

Алкоголизация

23

22

24

34

20

19

Образование

23

23

23

26

22

22

Материальное
благополучие

19

19

19

14

21

23

Досуг, спорт

18

20

16

14

21

19

Девиантное поведение

10

12

9

17

8

7

Здоровье

5

6

4

5

6

4

Помощь молодым семьям

1

0,4

1,3

1

1

0


Приведенные данные показывают, что молодежь Свердловской области в младшей и средней возрастных группах определяет проблему трудоустройства как приоритетную. В старшей возрастной группы молодежи, которая уже фактически решила свою проблему трудоустройства, на первом месте жилищная проблема.

У старшей возрастной группы молодежи приоритет жилищной проблемы связан с тем обстоятельством, что значительная часть старшей возрастной группы молодежи, несмотря на достижение определенного уровня профессионального мастерства, не может за счет своего заработка решить жилищную проблему. Существует проблема соотношения заработной платы молодых работников и стоимости жилья, для решения которой определяющим является низкий уровень заработной платы наиболее квалифицированной старшей возрастной группы работающей молодежи.

Как следует из таблицы 3, наибольшую значимость для молодежных возрастных групп проблема материального благополучия имеет у наиболее профессионально квалифицированной старшей возрастной группы молодежи, которая фактически вся является работающей, а наименьшую - у фактически неработающей младшей возрастной группы молодежи. Таким образом, чем больше и лучше работает молодежь, тем хуже ее ощущение своего социально-экономического положения.

Ключевая роль в определении отношения работающей молодежи к профессионально-трудовой деятельности принадлежит заработной плате: на ее важность при определении своего отношения к труду указали более 85 процентов опрошенных молодых работников. Для сравнения, необходимость соответствия труда своим способностям отметили только 15 процентов респондентов, а уважение к нему со стороны людей - 17 процентов. В то же время работающая молодежь Свердловской области оценивает размер своей заработной платы и ее соответствие своим трудовым усилиям следующим образом:

Рис. 2
Следует отметить, что каждый третий молодой работник Свердловской области считает, что его заработная плата не только низкая, но и "несправедливая".

Важно отметить, что возрастающая готовность молодежи Свердловской области к усилению несправедливости в оплате труда сопровождается снижением ожидания того, что будет больше цениться добросовестный, квалифицированный труд, в том числе и интеллектуальный. Другими словами, в молодежной среде продолжается девальвация ценности профессиональной трудовой деятельности как основы формирования заработной платы и, следовательно, материального благополучия:

Рис. 3
В таких условиях возрастает готовность молодежи к нетрудовым действиям, направленным на решение своих материальных проблем. И в наибольшей степени к таким действиям готова младшая группа молодежи в начале своей профессионально-трудовой деятельности. Вместе с этим сравнение своего уровня жизни с уровнем жизни, пропагандируемым как социальная норма общества потребления, подталкивает к получению нетрудовых доходов старшую возрастную группу молодых работников, которая, с одной стороны, имеет наибольшую квалификацию, с другой - в результате профессионализации частично потеряла способность к смене профессии, с третьей - из-за формирования молодой семьи стала территориально менее подвижной, но более нуждающейся в материальных средствах, в том числе для обеспечения своего соответствия социальным стандартам потребления.
Глава 4. ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС

^ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ
В социально-экономическом плане образование, особенно профессиональное, выступает как важный фактор достижения молодежью материального благополучия.

Это подтверждается, в частности, данными исследования, представленными в таблице 4:
Таблица 4
^ ЗАВИСИМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

ОТ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОЦЕНТОВ ОПРОШЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ)


Слои населения

Незаконченное
среднее

Среднее
полное

Среднее
специальное

Высшее,
неполное
высшее

Бедные

31,4

8,6

8,8

4,9

Малообеспеченные

37,1

43,5

41,2

28,9

Среднеобеспеченные

22,9

33,5

38,6

46,1

Состоятельные

2,9

11,0

7,6

13,2

Богатые

0,0

1,9

1,5

3,4

Затруднились ответить

5,7

1,4

2,3

3,4


Таким образом, фиксируется очевидная связь между субъективной оценкой молодежью своего материального положения и уровнем образования. При этом, чем выше уровень образования, тем выше уровень оценки молодежи своего материального статуса. Имеющие низкий уровень образования (незаконченное среднее) в основном отнесли себя к бедным или малообеспеченным - в совокупности в эти группы попали 2/3 респондентов данной группы. Лишь каждый пятый из имеющих незаконченное среднее образование указал, что доходы позволяют, помимо повседневных нужд, откладывать средства на покупку товаров длительного пользования. Молодые люди, имеющие общее среднее и среднее специальное образование, дали более высокую оценку своего материального положения. В этой образовательной группе большинство определили себя как малообеспеченные (41 - 44 процента) и среднеобеспеченные (36 - 39 процентов). Примерно десятая часть этой группы считает себя обеспеченными. Среди молодых людей, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, только каждый третий отнес себя к малообеспеченным, но уже каждый второй - к среднеобеспеченным. Группа состоятельных и богатых среди молодых людей с высшим и незаконченным высшим образованием составляет более 16 процентов, то есть почти в 2 раза больше, чем даже среди тех, кто имеет среднее специальное образование.

Таким образом, при движении от группы с более низким уровнем образования к группе с более высоким уровнем образования, обнаруживается наполнение состоятельных групп и уменьшение групп бедных и малосостоятельных. Эту социальную реальность молодые люди хорошо понимают. Поэтому для детей из бедных семей получение высшего образования и профессии, пользующейся спросом на рынке труда, это шанс преодолеть семейную бедность. Они представляют успешный вариант своей взрослой жизни следующим образом: высшее образование дает престижную профессию, пользующуюся спросом на рынке труда (адвокат, программист, экономист), и устроиться работать в успешную компанию. Получить такую профессию рассчитывают 43 процента старшеклассников из бедных семей, а работать в успешной (как правило, частной) фирме собираются из них 23 процента.
^ Глава 5. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ - ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Основной причиной ухудшения демографической ситуации в Свердловской области является социальный кризис молодой семьи, обеспечивающей фактор, являющийся в демографии решающим: рождаемость. При этом следует учитывать, что подавляющее большинство молодых родителей относится к работающей молодежи.

Общее стремление современной молодежи к обретению экономической самостоятельности до образования своей семья и рождения детей в социальном плане является конструктивным. Оно отражает ориентацию современной молодежи на ответственное родительство, активное участие в воспитании собственных детей. Вместе с тем медленное профессионально-трудовое развитие работающей молодежи создает тенденцию "отложенного родительства", когда рождение детей переносится в более старший возраст, выходящий, как правило, за рамки молодости. В результате этого не только сокращается репродуктивный период, а, следовательно, и количество рожденных детей, но и возрастает риск рождения детей с отклонениями в развитии. Поэтому в современных условиях оправдан акцент на государственную поддержку становления и развития молодой семьи работающей молодежи.

Современные изменения в обществе привели к следующим тенденциям в развитии молодой семьи:

1) материальное благосостояние молодой семьи при рождении детей резко ухудшается. Наиболее резкое снижение происходит при рождении третьего ребенка. Особенно опасно для стабильности семьи такое снижение благосостояния в условиях отсутствия у молодых родителей экономических резервов, например, в виде экономической поддержки со стороны своих родителей (родительских семей);

2) сегодня воздействие таких негативных факторов, как алкоголизм, преступность, СПИД, наркомания в семье направлено не только на мужчин, но и на женщин. Поэтому их разрушительное воздействие на молодую семью в условиях снижения ее материального достатка не зависит от того, кто из молодых супругов (родителей) потерял работу или стал меньше зарабатывать;

3) в результате социальной автономизации молодой семьи происходит исключение из нее родителей (родительских семей) молодых супругов. Родительские семьи в условиях, когда экономическая зависимость от них молодой семьи сохраняется, по отношению к молодой семье часто играют дестабилизирующую роль;

4) традиционной становится неполная семья, а также семья, в которой супружеские отношения не имеют юридического оформления. Такие семьи являются, как правило, бездетными или малодетными.

Следует обратить внимание на то, что отмеченные тенденции наиболее сильно проявляются в семьях, ориентированных на ответственное родительство и создание прочных супружеских отношений, наиболее характерных для работающей молодежи старшего возраста. В таких семьях стремление молодых супругов (родителей) обеспечить стабильную материальную самостоятельность своей семьи следует рассматривать как средство решения социальных задач по обеспечению полноценного семейного воспитания своих детей. Вместе с тем именно такие семьи, в которых один или оба супруга работают, оказываются, как правило, без поддержки социальных служб, вынуждены опираться только на свои силы. Кроме этого, дополнительные проблемы возникают в семьях, где один или оба супруга совмещают свою профессионально-трудовую деятельность с получением профессионального образования (повышением квалификации), поскольку это приводит к снижению их доходов из-за уменьшения трудовой нагрузки и увеличению расходов на образование.

Проблемы межличностных отношений, оказывающих наибольшее влияние на стабильность молодой семьи, определены исследованием, в котором молодежь по 5-балльной шкале оценивала разные факторы риска для молодой семьи - внешние и внутренние, зависящие от самих молодых супругов. Общие результаты таковы:
Таблица 5


Название фактора риска

Средняя оценка
(баллов)

Любовные отношения вне семьи

4,3

Несоответствие уровней культуры

3,6

Несоответствие целей

3,5

Несоответствие характеров

3,4

Несоответствие привычек

2,9

Итого: внутрисемейные факторы

3,5

Негативное психологическое влияние родителей

3,9

Низкий уровень материального обеспечения

3,7

Недостаточное качество жилья

3,5

Негативное психологическое влияние друзей, знакомых

2,9

Итого: внешние факторы

3,5


Полученные данные показывают, что значимость внутрисемейных и внешних факторов в обеспечении стабильности молодой семьи оценивается молодыми людьми одинаково. При этом в качестве ведущего внешнего дестабилизирующего фактора называется негативное психологическое влияние родителей (родительских семей), в значительной степени обусловленное низким уровнем материального обеспечения молодых семей, их экономической зависимостью от родительских семей (второй по значимости показатель из внешних факторов).

Исследование показывает, что супружеские измены, вызывая обостренную, однозначно негативную реакцию со стороны другого супруга, остаются основным внутренним фактором риска, по своей силе значительно превосходящим даже негативное влияние родителей. Таким образом, супружеская верность определяется как основной стабилизирующий фактор молодой семьи.
^ Глава 6. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ
Тенденция ухудшения состояния здоровья работающей молодежи не утратила своего значения и в последние годы. Ряд факторов такого ухудшения сформировался на протяжении последнего десятилетия. В целом по Свердловской области за 5 лет удельный вес молодежи среди временно нетрудоспособных из-за различных заболеваний несколько вырос - с 26 процентов (27 процентов - мужчины, 26 процентов - женщины) до 27 процентов (30 процентов - мужчины, 25 процентов - женщины). При этом молодежь при выборе профессии все чаще ориентируется на те виды профессионально-трудовой деятельности, которые предполагают размеренный трудовой график, отсутствие шума, загазованности и пыли как основных факторов, приводящих к развитию профессиональных заболеваний. Таким образом, работающая молодежь все больше уходит из тех отраслей и предприятий, в которых интенсивно эксплуатируется ее физическое и психическое здоровье как основной ресурс молодости.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период...

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconПравительство ростовской области постановление
Об утверждении Стратегии сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconОб уполномоченном исполнительном органе государственной власти свердловской...
В соответствии с Законом Свердловской области от 20 октября 2011 года n 95-оз "О технопарках в Свердловской области" ("Областная...

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconИнновационная россия 2020
Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – кдр) в соответствии с поручением Председателя...

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р стратеги...
Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического...

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconРекомендации Мурманской рбоо «улица» в рамках проекта актуализированной...
Рекомендации Мурманской рбоо «улица» в рамках проекта актуализированной Стратегии социально-экономического развития Мурманской области...

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconПоложение о Молодежном парламенте Свердловской области Раздел Общие положения
Свердловской области и органами местного самоуправления в части разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов, затрагивающих...

Постановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки работающей молодежи свердловской области на период до 2020 года iconПрограмма проведения I межрегионального Саммита работающей молодежи Дата проведения
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов