Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи




Скачать 265.62 Kb.
НазваниеПрограмма по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи
Дата публикации21.08.2013
Размер265.62 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > История > Программа
ПРОГРАММА ПО КУРСУ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ

ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1 Введение
Литература, как важнейшая форма общественного

сознания, обладает большой степенью самостоятельности в

своем историческом развитии. В данном курсе, однако, его

временные границы совпадают с рубежами значительнейшей

эпохи в историческом развитии Европы - становлением,

расцветом и кризисом феодализма. Цивилизация, созданная в

Западной Европе, обладает несомненной цельностью, которая

удерживается не в последнюю очередь общностью

исторического формирования ее национальных культур в

недрах феодального средневековья и уникальных особенностей

его кризиса в XIV - XVII веках. Поскольку исчерпывающее

изложение фактов в их исторической последовательности и

невозможно, и пропедевтически неуместно, важнейшие черты

средневековой и ренессансной западноевропейской

литературы рассматриваются на примере их характерных

проявлений на разных этапах языкового и литературного

становления; закономерности развития литературы Возрождения

выявляются на основании анализа ренессансных литератур

Италии, Франции, Германии, Испании, Англии.
1.2. Задачи курса
При разработке курса ставились следующие

задачи:

- усвоение студентами основного понятийного ряда, общепринятого

наукой о литературе на Западе и в России

- знакомство с критериями и спецификой крупнейших

культурно-исторических эпох (Средневековье, Ренессанс и т.п.)

- анализ национального своеобразия идеологических и

литературных явлений в различных странах Западной Европы

- выявление художественного своеобразия крупнейших

памятников средневековой и ренессансной литературы
1.3 Место курса в учебном процессе

и требования к студентам на экзамене
Курс, являясь по существу курсом истории ряда

духовных явлений, предполагает и требует некоторого

необходимого уровня предварительной подготовки по общей

истории Европы, в то же время расширяя и углубляя

представления студента об историческом процессе, взятом как

целостность материальных и духовных процессов. На экзамене

студент должен обнаружить знание основных закономерностей

исторического развития средневековой и ренессансной Европы

и некоторого числа крупнейших фактов истории литературы,

знакомство с крупнейшими памятниками литературы, а также

продемонстрировать достаточный уровень глубины при анализе

поэтики и исторического своеобразия этих памятников (список

их приводится ниже).

^ 2.1 ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
2.1.1 Общий характер средневековой культуры
Генезис феодализма и его социо-психологические черты.

Феодальная иерархия. Сеньориально-вассальные связи.

Христианский менталитет, средневековое двоемирие и символо-

аллегорические основы средневековых литератур. Доктрины отцов

церкви. Августин Аврелий как писатель. Вопрос об античном наследии. Роль народного творчества в происхождении и развитии средневековой литературы. Соотношение фольклора и литературы на разных этапах их развития, диалектика сосуществования латинской письменности и словесного творчества народа. Периодизация средневековой литературы.

Западная Европа после падения Римской империи. Народный эпос

раннего средневековья, его генезис и развитие. Кельтские саги

о Кухулине и "фантастические" саги. Скандинавские саги. "Эдда" и

языческая мифология. Поэзия скальдов. Англосаксонская поэма о

Беовульфе.
2.1.2 Общий характер латинской средневековой литературы
Структурообразующая роль христианского сознания для средневековых менталитета и литературы. Роль монастырей. Понятия аскетизма, схоластики и мистики. Каролингское возрождение и Алкуин. Жанры средневековой литературы: агиография, гимны, видения,

духовные драмы. Роль пародии в латинской литературе, ее ранние образцы.

Поэзия вагантов.
2.1.3 Героический народный эпос Высокого средневековья
Проблема генезиса героического эпоса. Ал.-ндр Н. Веселовский

об обязательных условиях его существования. Формы бытования и

передачи, жонглеры, хуглары, шпильманы. Основные циклы

французских героических эпопей: каролингский и баронский. "Песнь о

Роланде" и поэмы каролингского цикла. Любовь к "милой Франции" как

важнейшая историческая новация в сознании. "Песнь о Рауле де Камбре" и другие поэмы баронского цикла. Характер отражения действительности в эпопеях героического эпоса.

Испанский героический эпос и особенности исторической

обстановки в Испании (Реконкиста). Своеобразие героизма в

"Песни о моем Сиде".

Черты героического эпоса и куртуазной литературы в немецкой

"Песни о Нибелунгах" и ее сюжетные корни.

2.1.4 Куртуазная (рыцарская) литература Высокого средневековья
Становление рыцарского сословия и его специфической культуры.

Диалектика ограниченно-сословного и общечеловеческого ценного в ней.

Куртуазная идеология как одно из первых проявлений индивидуализма

без ослабления прочности родового и корпоративного начал. «Индивидуальная половая любовь" и феномен "дамы". Светский характер рыцарской культуры при сохранении строго христианского характера мировоззрения.

Языковое и территориальное распространение рыцарской литературы:

поэзия провансальских трубадуров, северофранцуские рыцарский роман

и поэзия труверов, немецкий миннезанг(Вальтер фон дер Фогельвейде).

Поэзия трубадуров: генезис с сильным влиянием народной лирики

и связях с латинской поэзией вагантов, арабской и античной поэзией

(творчество Овидия);"темный" и "ясный" стили, основные жанры - кансона,

альба,тенцона, сирвента и др. Виртуозность версификации у трубадуров

и общеевропейское влияние их поэзии в истории (стильновисты, Данте,

Петрарка, петраркизм).Творчество Бернарта де Вентадорна, Джауфре

Рюделя, Бертрана де Борна.

Северофранцузский рыцарский роман. Становление,формы,генезис. Стиль и тематика, яркая демонстрация куртуазной идеологии. Смысл служения (богу, сеньору, даме); зачатки психологического анализа. Античная и византийская тематика: переделки "Энеиды", сказаний о Троянской войне,"Флуар и Бланшефлер" и др. Романы бретонского кельтского цикла (цикл короля Артура и рыцарей Круглого стола). Творчество Кретьена де Труа, Готфрида Страсбургского. "Роман о Тристане и Изольде", его состав и развитие. Цикл о Граале и мистические мотивы в нем. Влияние на немецкий рыцарский роман ("Парсифаль" Вольфрама фон Эшенбаха).


2.1.5 Городская литература средневековья
Подъем городов и борьба их с крупными феодалами. Возникновение

городской литературы в Х11-ХУ веках и ее специфический характер.

связанный с развитием ранних форм буржуазного менталитета. Сатирически-

пародийная и дидактическая стороны этой литературы. Жанры: ранняя

новелла, фаблио, шванки, животный эпос ("Роман о Лисе"), аллегорическая

"университетская" поэма ("Роман о Розе").

Народные движения XIV века и их отражение в литературе. Поэма Уильяма Ленгленда "Видение о Петре Пахаре", ее идейное и жанровое своеобразие и аллегорический смысл. Образ Петра Пахаря. Дидактизм поэмы. Народные баллады о Вильгельме Телле и Робин Гуде, их идейная проблематика, особенности композиции и стиля.

Поэтическое творчество Франсуа Вийона как отражение кризиса средневекового миросозерцания. Идейное и жанровое своеобразие его поэзии.
2. 1. 6. Средневековая драма

Этапы развития средневекового театра. Жанры средневековой драмы - поздняя церковная драма, мистерии и миракли. Вопрос о происхождении и развитии средневекового комического театра. Фарсы. Соти. Фарс "Адвокат Патлен".Немецкий Мейстерзанг. Фастнахтшпили.

^ 2.2. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
2.2.1. ВВЕДЕНИЕ

Возрождение (XIV – XVI в.в.) - новая эпоха в историческом развитии Западной Европы. Мощный переворот во всех сферах жизни европейских стран. Объективный исторический смысл этого переворота. Кризис феодальной системы, развитие капиталистических отношений,(“первоначальное капиталистичеcкое накопление"). Преодоление феодальной раздробленности, создание национальных монархий, рождение абсолютизма. Начало опытного изучения природы и окружающего мира ("открытие мира и человека"). Великие географические открытия и их значение. Распространение стихийно-материалистических воззрений на мир. Более глубокое усвоение античной философии и ее взаимодействие с традициями средневековой философской мысли. Новая роль неоплатонизма в эту эпоху. Ренессансная эстетика, принципы подражания природе. Ориентация на природу и разум. Побуждение чувства личности, ее освобождение от церковных авторитетов. Создание новой системы этических представлений. Идеал гармонически развитой человеческой личности в противоположность аскетической морали средневековья. Внесословное понимание личности, идеал "универсального человека". Формирование светской культуры. Понятие "гуманизм", особенности ренессансного гуманизма, критицизм. Ренессансный индивидуализм и титанизм. Опора на народное творчество в создании светской культуры Возрождения.
2.2.2. Возрождение в Италии
Италия - родина европейского Возрождения. Вторая половина XIV века - экономический подъем страны. Неравномерное развитие Италии в XIV - XVI веках, политическая раздробленность. Создание свободных городских коммун. Флоренция - крупнейший центр экономической, политической и культурной жизни Италии. Развитие ее банковского дела, мануфактур, создание цеховых объединений. Обострение классовой борьбы, восстание "чомпи". Пути объединения Италии, борьба гвельфов и гибеллинов.

Традиции поэзии трубадуров в Италии. Сицилийская школа поэзии. Поэтическое творчество в Тоскане. "Сладостный новый стиль". Демократическая лирика XIII века.

Данте Алигьери - великий поэт Италии, творивший в переломную эпоху - конец средневековья и начало Возрождения. Жизнь Данте, изучение средневековой и античной философии. Раннее поэтическое творчество."Новая жизнь" - первая в европейской литературе автобиографическая повесть. Понимание любви у Данте. Символика книги. Политичекая деятельность Данте. Трактаты Данте и их значение в развитии художественной и политической мысли. "Пир", средневековые и гуманистические идеи книги. "О народном языке" - первое исследование по романскому языкознанию. Идея общенационального итальянского языка. Трактат "О монархии"- изложение политического учения Данте.

"Божественная комедия" - синтез философских, эстетических , научных и политических учений средних веков и воплощение новых гуманистических идей. Название поэмы, ее источники, композиция. Аллегорическое, нравственное и политическое содержание поэмы Образ Беатриче и его философский смысл. Символика цвета, роль пейзажа, художественное своеобразие поэмы. Значение поэзии Данте в становлении итальянского языка.

Франческо Петрарка - первый итальянский гуманист, ученый, филолог. Его место в общественно-политической жизни своего времени. Морально-философский трактат "Моя тайна", противоречивость мироощущения Петрарки. Гуманистическая направленность трактатов Петрарки. Познание античности как необходимый путь в отстаивании гуманистических идеалов. Латинская поэма "Африка", патриотическая и любовная лирика Петрарки. Сборни "Канцоньере", новое понимание любви у Петрарки. Жанровое и художественное своеобразие "Канцоньере". Поэма "Триумфы" и традиции поэзии Данте. Значение Петрарки в развитии итальянской лирики.

"Петраркизм" в итальянской поэзии и его значение в развитии европейской любовной лирики.

Джованни Боккаччо, его учено-гуманистическая деятельность. Ранние романы и поэмы Боккаччо, опора на рыцарские романы и произвеления античных авторов. Внимание к внутреннему миру человеческих отношений. "Фьезоланские нимфы" - использование пасторальной формы для изображения естественных чувств. "Фьяметта" - первая в европейской литературе психологическая повесть о несчастной любви.

"Декамерон" - самое значительное из написанного Боккаччо. Жанр новеллы, его связь со средневековым рассказом. Источники "Декамерона". Обрамление книги, ее название. Общество "Декамерона" Циклы новелл в сборнике, их идейная направленность. Борьба Боккаччо со средневековой аскетической моралью, критика религиозных предрассудкрв, разоблачение пороков духовенства, прославление радостей жизни, высоких душевных качеств человека, изображение любви как естественного чувства. "Героика" и бытописание в "Декамероне" Художественное своеобразие книги. Значение "Декамерона" в развитии итальянской прозы Возрождения.

Позднее произведение Боккаччо "Корбаччо" и его идейный смысл.

Развитие жанра новеллы в итальянской литературе XIV - XVI веков -

Ф. Саккетти, М. Гвардати, М. Банделло и др.

Особенности развития гуманизма в Италии в XV веке, более глубокое постижение античной культуры, переход на латинский язык. Изучение греческого языка, философии и литературы. Критицизм в вопросах веры. Изменение политической обстановки в Италии XV века, смена республики принципатом. Своеобразие гуманизма XV века, ориентация на придворные круги и ученый характер его. Латинизация итальянской культуры 15 века. Видные гуманисты: Леонардо Бруни и его трактаты, Поджо Браччолини и его "Фацетии", Лоренцо Валла и его памфлет "О даре Константина". Леон Баттиста Альберти и его трактат "О семье".

"Высокое" Возрождение в Италии во второй половине XV века. Центр - Флоренция. Правление семьи Медичи. Творчество Лоренцо Медичи и попытка соединить ученую и народную традиции. Любовная лирика Лоренцо и поэмы на бытовые темы.

Кружок Лоренцо Медичи: Анджело Полициано и его гуманистичсекая драма "Сказание об Орфее", Луиджи Пульчи и его комическая рыцарская поэма "Морганте".

Представители ренессансно-рыцарской поэмы в Ферраре : Матео Боярдо (поэма "Влюбленный Роланд") и Лодовико Ариосто ("Неистовый Роланд"). Роль иронии в изображении событий и героев Каролингского цикла. Своеобразие композиции, роль фантастики, форма октавы.

Итальянское Возрождение в XVI веке. Рефеодализация, упадок торговли и производства, борьба церкви со свободомыслием. Ориентация гуманизма и придворные круги, кризис гуманизма. Бальдасарре Кастильоне и его трактат "Придворный".

Новые политические идеи XVI века. Никколо Макьяавелли, его книга "Государь", новый взгляд на природу политической власти. "Макьявелизм".

Развитие пасторального жанра в Италии и "Аркадия" Я. ди Саннадзаро. Теории языка и поэзия Пьетро Бембо.

Развитие ренессансного неоклассицистического театра в Италии. Трагедия (Триссино, Чинтио). Ученая комедия (Ариосто). Своеобразия, эволюция и значение комедии дель арте.

Творчество Торквато Тассо и закат итальянского Возрождения. Поэтическое творчество Тассо. Пастораль "Аминта" как вершина жанра. Эпическое творчество Тассо и его отношение к истории прошлого. Поэма "Освобожденный Иерусалим" и ее христианская проблематика. Роль чудесного в поэме. Ее построение и форма октавы.

2.2.3. Немецкий гуманизм и Реформация ХУ1 века
Особенности экономического и социального развития Германии ХУ1

века, связанные с ее политической раздробленностью. Связи с Италией, развитие университетов. Немецкие гуманисты. Ульрих фон Гуттен и "Письма темных людей". Иоганн Рейхлин и его выдающаяся роль в богословских спорах века. Новолатинская ренессансная литература (Конрад Цельтис и др.) По преимуществу публицистический характер немецкого гуманизма.

Причины и смысл Религиозной Реформации, ее начало на немецкой почве и общий для всей Западной Европы характер. Крестьянская война в Германии. Отражение буржуазного мироощущения в идейной структуре протестантизма. Течения внутри «северной ереси» и идейные вожди протестантов - Лютер, Мюнцер, Кальвин. Перевод Библии Лютером и его роль в создании литературного немецкого языка. Мартин Лютер как писатель.

Бюргерская литература. Сатира Себастьяна Бранта. «Корабль дураков». Томас Мюрнер. Ганс Сакс, средневеково-народный характер его шванков. фастнахтшпилей, мейстерзингеских песен. «Народные книги» ХУ1 века: «Эйленшпигель», «Шильдбюргеры», «Доктор Фауст». Тема Фауста в мировой литературе.
2.2.4. Гуманизм в Нидерландах
Своеобразие положения Нидерландов, экономический подъем страны. Быстрая урбанизация и развитие крупной морской торговли.Протестантское «новое благочестие» как идейная база борьбы за независимость от испанской короны. Первая буржуазная революция в Нидерландах и ее значение. Религиозное своеобразие нидерландского гуманизма. Роль книгоиздания.

Эразм Дезидерий (Роттердамский) как фигура общеевропейского масштаба в богословии ("новой философии Христа"), этике, ранней филологии (переводы и комментирование Библии в Оксфордском кружке). Участие его в полемике о свободе воли и создание "христианского гуманизма" как новой концепции христианского человека. Эразм как новолатинский писатель. Его "Домашние беседы", "Адагии" и их воспитательное значение. Выдающееся значение трактата "Оружие христианского воина" для духовности Нового времени. Философская сатира "Похвала глупости" как шедевр ренессансной мысли. Связь ее основных идей с наиболее глубокими интеллектуальными слоями литературы позднего Ренессанса. Влиятельность Эразма. Личная дружба с Т.Мором. Эразмизм Сервантеса, Монтеня.

2.2.5. Возрождение во Франции
Своеобразие экономического, политического и культурного положения Франции в XVI веке. Экономический подъем страны, развитие мануфактурного производства и торговли. Замедленное буржуазное развитие Франции по сравнению с Италией. Утверждение абсолютной монархии, ее опора на дворянство и верхушку буржуазии.

Развитие гуманизма во Франции, усвоение опыта итальянской ренессансной культуры. Своеобразие французского гуманизма, ориентация многих гуманистов на придворные круги (Франциск!,Маргарита Наваррская). Два этапа в развитии французского гуманизма. Лефевр д’Этапль и его толкование «Священного писания». Кальвинизм, учение Жана Кальвина, его влияние на духовную жизнь Франции.

Маргарита Наваррская, сборник ее новелл «Гептамерон» и усвоение итальянской новеллистической традиции. Кружок Маргариты Наваррской: поэт Клеман Маро и прозаик Жан Бонавентура Деперье. Гуманистическая поэзия Маро, его опрора на античность и народное творчество. «Кимвал мира» Деперье, критика религиозной нетерпимости католиков и протестантов, роль иносказания в книге. Сборник новелл Деперье «Новые забавы и веселые разговоры», его гуманистическая и народная направленность.

Франсуа Рабле – виднейший представитель демократической линии развития французского гуманизма. Обучение в монастыре, критическое усвоение «Священного писания», изучение древних языков и античных авторов. Принятие уховного сана. Изучение медицины и работиа в качестве врача. Поездка и в Италию, знакомство с римскими древностями и изучение естественных наук.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», его источники, история создания. Герои-великаны и стихийно-материалистические взгляды Рабле. Критика богословия и утверждение идей «естественной нравственности». Критическое изображение всех сторон средневековой жизни: судопроизводства, управления государством, феодальных войн и т.п.Осуждение религиозной нетерпимости и религиозных распрей. Критика схоластики и средневековой системы воспитания. Гуманистический идеал воспитания гармонически развитой личности. Телемское аббатство – прообраз идеального общественного усторойства. Просвещенные монархи у Рабле Грангузье, Гаргантюя, Пантаграюль). Образы брата Жана и Панурга, их идейное значение в романе. Мотив вина и его смысловое истолкование. Философия пантагрюэлизма и ее жизнеутверждающий пафос. Жанровое и художественное своеобразие романа. Роль смеха, аллегории, пародии,гротеска и сатиры в повествовании. Народность романа. Роль Рабле в формировании французского национального языка.

Вторая половина XVI века – зрелое французское Возрождение. Процессы контрреформации и укрепление позиций феодального дворянства и абсолютизма. Деятельность «Плеяды».Манифест «Защита и прославление французского языка», его идейная направленность.

Поэтическое творчество Пьера Ронсара. Пиндарические и горацианские оды Ронсара и его анакреонтические стихи. Любовная лирика Ронсара, ее циклы. Попытка создания национальной эпопеи.Критика придворной жизни, идеал «Золотого века» и уединенной сельской жизни.Своеобразие поэтического языка Ронсара.

Поэзия Жоакена дю Белле, второго значительного плоэта «Плеяды». Его поэмы «Сожаления» и «Древности Рима».

Этьен Жодель – отец французской ренессансной трагедии. Поэтика этой трагедии. Трагедии Жоделя.

Религиозные войны второй половины XVI века как отражение острого общественного конфликта во Франции. Теодор Агриппа д’Обинье, его «Трагические поэмы», их идейный и общественный смысл, суровая критика католических правителей Франции, отстаивание идей протестантизма, трагизм изображаемой французской действительности.

Скептицизм Мишеля Молнтеня как выражение драматических коллизий французской действительности XVI века. «Опыты» Монтеня, их философский смысл. Суть скептицизма Монтеня, его взгляд на природу и разум, идеал простой естественной жизни. Композиция книги, ее своеобразие.

Историко-культурная ситуация во Франции XV_XVI вв. : складывание абсолютной монархии,итальянские войны и борьба с Испанией за доминирование в Европе. Успехи Реформации во Франции, кальвинизм, религиозные войны конца ZXVI века. Концентрация власти в руках короля, изменение его отношений с клиром и аристократией. Изменения, связанные с общеевропейскими процессами распада феодализма – экономический подъем буржуазии, революция цен, удорожание жизни, рост государственного долга, подъем торговли и сельского хозяйства, увеличение экспорта. Смена социо-культурных форм – увеличение численности королевского двора, мода на путешествия, праздники, выросшая социальная роль дам, роскошь.

Французский гуманизм, ранний (первые успехи книгопечатания, ФранцискI, кружок Маргариты Наваррской, Клеман Маро, Бонавентура Деперье,Лефевр д’Этапль) и высокий (Рабле,деятельность «Плеяды», Ронсар, Монтень, Агриппа д’Обинье).

Своеобразие гуманизма во Франции: успехи книгопечатания и связанные с ними изменения в культурной жизни. Теологическая ученость Сорбонны и гуманизм. Французский эразмизм. Жак Лефевр д’Этапль, переводчик Библии, и Гильом Бюде, основоположник французской классической филологии. Кружок Маргариты Наваррской. Развитие новеллы ("Гептамерон" Маргариты, новеллы Деперье) как часть общего воздействия ренессансной культуры Италии. Клеман Маро, создатель современной французской поэзии. Гуманистическая трактовка учения Кальвина Бонавентурой Деперье в его "Кимвале мира".

Высший подьем французского гуманизма в творчестве Франсуа Рабле. Биография Рабле, гуманистический смысл его интереса к медицине. История создания романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", его сюжетные источники, отчетливость его гуманистических идеалов в эпизоде о Телемской утопии. Рабле как педагог-гуманист в эпизодах воспитания Гаргантюа. Политическое мышление Рабле (идеальные монархи Грангузье и Пантагрюэле, критика религиозной распри и др.) Жизнеутверждающий пафос Рабле ("философия пантагрюэлизма") как результат народно-смехового ("карнавального") мировоззрения. Уникальность и сложность поэтики Рабле, подчиняющей интеллектуализм высокого Ренессанса формам универсальной народно-смеховой культуры. Глубокая укорененность этой поэтики в национально-языковой специфике. Роль романа в развитии французского языка.

Деятельность литературной группы "Плеяда". Жаокен дю Белле, его французские стихи и предисловие к ним, "Защита и прославление французского языка" как ренессансный гуманистический трактат, свидетельствующий о литературно-языковой зрелости национальной французской культуры в XVI веке.

Поэзия Пьера Ронсара, талантливейшего поэта «Плеяды», его петраркизм, циклы его любовной лирики. Жанры оды сонета, эпической поэмы в его творчестве.

Неоклассицистический театр и трагедии Этьена Жоделя.

Литература конца века - "Трагические поэмы" Агриппы д Обинье с их протестантсткой критикой религиозных войн. Скептические эссе Мишеля Монтеня, последнего великого гуманиста Франции. Новизна и значение найденной Монтенем литературной формы, эссе. «Опыты» Монтеля, философско-литературный памятник высокого Ренессанса Европы.


2.2.6. Возрождение в Испании и Португалии
Экономический кризис ХУ1 века в странах Иберийского

полуострова, связанный с последствиями Реконкисты для социально-

демографических структур, а также с открытием Американского

континента и последующей колониальной экспансией испанского и

португальского государств. Мощь государственной воли на фоне

опасного уровня обнищания масс населения, вымирания деревни,

разрушения производства, исторического проигрыша инициативы

Англии, Голландии, Франции. Ностальгия по славным победам

Реконкисты и религиозные споры, связанные с Контрреформацией.

Деятельность инквизиции. Распространение и влиятельность

в Испании эразмизма. Отток мужского населения в американские

колонии.Рост числа монастырей и падение нравов. Неравномерность

развития и специфичность испанских городов, отсутствие развитого

буржуазного элемента в культуре. Своеобразие национального

менталитета ренессансной эпохи. Внутрилитературные и языковые

предпосылки величайшего взлета словесного творчества в Испании и Португалии эпохи Возрождения.

Поэзия раннеренессансного периода (первая половина ХУ1 века).

"Старокастильская" и ""итальянская" школы. Сонеты и эклоги

Гарсиласо де ла Веги. Пастораль,связь ее первых испанских текстов

("Диана" Монтемайора) с итальянскими образцами. Испанский петраркизм.

Утопизм и аристократизм пасторалей, утонченность литературной

самокритики, сложность поэтики. Роль пасторального романа в

развитии испанской литературы, в том числе прозы.

Лирическая поэзия севильской и саламанкской школ. Фернандо де

Эррера.

Параллельное существование позднего народного творчества

(романсеро).

Плутовской роман ХУ1 века ("пикареска").Новизна поэтики

(роль героя - остраненного наблюдателя, напряженность социаль-

ного видения, биологизм) и точность отражения нравственно-религиозных исканий кризной эпохи. Классические образцы: "Ласарильо с Тормеса"."Гусман де Альфараче" Матео Алемана, барочная пикареска Кеведо "История пройдохи по имени Дон Паблос". Общеевропейское многовековое влияние пикарески на литературу.

Прозаический рыцарский роман в Испании 16 века. "Амадис Гальский" .

Мигель де Сервантес Сааведра - величайший прозаик европейского Ренессанса. Его жизнь и творческий путь, поиски во всех жанрах современных ему средиземноморских литератур. "Дон Кихот" (1605 -1615) как высший синтез ренессансной эпохи, абсолютная новация в истории литературных жанров и яркое нравственно-философское явление Нового времени. "Дон Кихот" как роман философский и роман социальный. Лирическое и эпическое в нем. Двойной герой - Дон Кихот и Санчо, воплощение ученого и народного, духа и жизни. Многообразие и широта отражения Испании в романе.

Мировоззрение Сервантеса - эразмисткий христианский гуманизм,

трагическое и мужественное видение жизни, цельность и органичность

народной основы, народно-смеховое начало, игровая свобода.

Этико-эстетическое единство сервантесовских мировоззрения и поэтики.

Первоосновная роль "Дон Кихота" в истории романа Нового времени . Новелла и драматургия в генезисе "Дон Кихота". Сервантес как новеллист ("Назидательные новеллы" 1613 г.), драматург ("Восемь комедий и восемь интермедий" 1615 г.) и поэт. История толкования "Дон Кихота".

Развитие испанской драмы и его этапы. Предшественники Лопе де

Веги. Его противостояние классицистической неоаристотелевской драме.

Многообразие его творчества, народность и ренессансный характер.

Социально-политическая доктрина "народной монархии" и "идеального

государя" в "народных" драмах ("Фуенте Овехуна", "Звезда Севильи").

Влияние Лопе как создателя комедии интриги на французcкую драматургию (Мольер).

Луис де Камоэнс - величайший португальский поэт Ренессанса. Его поэма «Лузиады», описывающая экспедицию Васко де Гамы. Эпичность и философский пафос поэмы.
2.2.7 Английское Возрождение

^ ВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ

Особенности социально-экономического развития Англии в XIV-XVI вв. Разложение феодальных отношений. Война Алой и Белой Розы и ее значение в историческом развитии Англии. Бурные процессы первоначального капиталистического накопления, начало аграрного переворота в Англии XVI в. Ранняя централизация страны. Формирование английского абсолютизма. Реформа церкви “сверху”. Исторически прогрессивная роль английского абсолютизма в XVI в. Кризис абсолютизма и конфликт с буржуазными силами в конце XVI -начале XVII вв., путь Англии к буржуазной революции. Процесс формирования национального литературного языка и его этапы. Английские переводы Библии и их роль в становлении литературного языка. Основные этапы в развитии английского гуманизма и литературы Возрождения.

Творчество Джеффри Чосера. Чосер и традиции средневековой литературы. Жанр видения в творчестве Чосера (“Книга герцогини”. “Дом славы”, “Птичий совет”). Чосер и античное наследие (“Легенда о славных женщинах”). Влияние итальянской ренессансной литературы на творчество Чосера (“Троил и Кризеида”, “Кентерберийские рассказы”). “Кентерберийские рассказы как первый английский сборник стихотворных новелл. Жанровое своеобразие новелл “Кентерберийских рассказов”. Композиция сборника. Связь новелл с обрамляющим повествованием. Образ автора в “Кентерберийских рассказах”. Вклад Чосера в развитие английского языка и литературы. Разработка основ английского силлабо-тонического стихосложения. Обогащение национальной литературы жанрами оды, стихотворной новеллы и психологического романа в стихах. Чосер как основоположник сатирической традиции в английской литературе.

Расширение культурных связей с Италией в XV-XVI вв. Роль переводчиков и книгопечатников в распространении идей ренессансного гуманизма. Возвышение лондонского диалекта до уровня общеанглийского (ранненовоанглийского) литературного языка.

Проза английского Возрождения. Томас Мор - крупнейший представитель раннего английского гуманизма. Критика современной действительности и картина идеального общественного устройства в “Утопии”. Художественное своеобразие “Утопии”. Расцвет гуманизма в период зрелого Возрождения. Фрэнсис Бэкон - выдающийся философ-материалист. Значение его “Опытов” и утопического романа “Новая Атлантида” в английской ренессансной литературе. Творчество Джона Лили (романы “Эвфуэс” и “Эвфуэс в Англии”). Художественное своеобразие его прозы. Демократические традиции в романах Томаса Нэша и Томаса Делони.

Споры о путях развития национального стиха в XVI в. Ренессансное видение мира в поэзии XVI в. Развитие различных поэтических жанров в английской поэзии: творчество Томаса Уайета, графа Серрея, Филиппа Сидни. Творчество Эдмунда Спенсера – вершина английской ренессансной поэзии (“Пастушеский календарь”, “Королева фей”).

Драматургия. Сцена и театр в елизаветинской Англии. Формирование национальной драмы во второй половине XVI в. Драматургия Роберта Грина и Томаса Кида.

Кристофер Марло – создатель английской трагедии. Образ титанического героя в трагедиях Марло. Своеобразие трактовки легенды о Фаусте в “Трагической истории доктора Фауста”. Скептицизм Марло по отношению к религии. Марло и макьявеллизм (“Мальтийский еврей”, “Эдуард II”). Трактовка проблемы государственной власти в исторической драме “Эдуард II”. Особенности драматургической манеры Марло. Марло -непосредственный предшественник Шекспира.

Уильям Шекспир – величайший художник эпохи Возрождения. Периодизация творчества Шекспира.

Национальная история в исторических драмах Шекспира. Проблема историзма у Шекспира. Противопоставление идеям феодальной анархии идеи гармонии общества, государственности, внутреннего объединения под эгидой централизованной власти. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Осуждение тирании в “Ричарде III”. Образ Ричарда III как политика-макьявеллиста. Проблема закона и насилия (“Ричард II”), правителя и “государственной необходимости” (“Генрих IV” и “Генрих V”). Вопрос об отношении монарха с народом. Фальстаф и “фальстафовский фон”. Связь исторических драм Шекспира с его комедиями и трагедиями.

Комедии Шекспира. Источники комедий Шекспира. Утверждение гуманистических идеалов нравственности и человеческой личности в комедиях. Образы “шутов” в комедиях и их значение. Оптимистическое мироощущение комедий.

Трагедии Шекспира. Трагическое у Шекспира. Характер конфликта в трагедиях Шекспира. Трагический герой Шекспира. Проблема соотношения характеров и обстоятельств в трагедиях. Острота восприятия жизни у трагических героев Шекспира. “Ромео и Джульетта”. Трагический лиризм пьесы. Символический характер трагедии любви. Связь “Ромео и Джульетты” с комедиями Шекспира.

Углубление трагического мировосприятия Шекспира в трагедиях второго периода творчества. “Гамлет” как философско-психологическая “трагедия знания жизни”. Героическая личность Гамлета. Разлад героя с миром. Гуманистический нравственный идеал Гамлета и его воплощение в трагедии. Общефилософский смысл трагедии. Проблема морального выбора в пьесе. Роль трагических случайностей в развитии сюжета. Значение линии Фортинбраса в трагедии. Понятие “гамлетизма” и его эволюция в разные эпохи.

“Отелло”. Образ Отелло как воплощение ренессансного идеала человека. Образ Яго. “Макьявеллизм” Яго. Трагический конфликт благородства с человеческой низостью, общественный смысл трагедии. Героическое начало в образе Отелло.

“Король Лир” как социально-философская трагедия. Эволюция образа Лира. Значение линии Глостера в трагедии. Образ шута.

Развитие и углубление философской, политической и этической проблематики в “Макбете”. Проблема трагического положения государства и личности в условиях тирании. Честолюбие Макбета. и его опасные последствия.

Поиски положительного решения трагических проблем современности в трагикомедиях Шекспира III периода творчества (“Цимбелин”, “Зимняя сказка”, “Буря”). Утопизм трагикомедий.

Основные принципы драматургии Шекспира. Изображение явлений действительности в их движении и взаимной обусловленности. Средства типизации в эстетике Шекспира. Способы обрисовки характеров. Диалектика и внутреннее развитие образов шекспировских пьес.

Сонеты Шекспира как философское осмысление действительности. Их тематическая связь с драматургией Шекспира.

Судьба шекспировского наследия. “Шекспировский вопрос”.

Творчество Бена Джонсона — развитие и завершение традиций английского ренессансного гуманизма. Джонсон — создатель комедии нравов. Бытовой сатирический характер его драматургии. Теория “юмора” (“У каждого свои причуды”, “Каждый вне своих причуд”), ее значение в формировании классицистической концепции “господствующей страсти”. Черты рационализма и дидактизма в комедиографии Джонсона. Сатира Джонсона на пуританизм. Влияние творчества Джонсона на английскую литературу XVII—XIX вв.

Кризис английской ренессансной культуры в условиях социально-политических конфликтов XVII в.

4. Темы
1. Периодизация и хронология курса. Терминология и основные

понятия. - 1 час

2. Историческое введение ("великое переселение народов",

романизация, феодализация, языковая история

романо-германской Европы). - 1 час

3. Основные факторы становления культуры средневековой

Европы: христианство - 1 час

4. Основные факторы становления культуры средневековой

Европы: народное поэтическое творчество кельтов

и германцев - 2 часа

5. Основные факторы становления культуры средневековой

Европы: античное влияние. Августин и Боэций. - 1 час

6. Клерикальная литература

7. Героический эпос эпохи становления средневековых

народностей Европы - 2 часа

8. Куртуазная литература Высокого средневековья - 3 часа

9. Городская литература - 1 час

10.Драма и становление театра в средние века

11.Ренессанс, его хронология. Итальянское Треченто.- 1 час

12.Творчество Данте - 2 часа

13.Творчество Петрарки - 2 часа

14.Творчество Боккаччо - 2 часа

15.Итальянское Возрождение XV -XVI веков

16.Реформация, Контрреформа и христианский гуманизм.

Творчество Эразма и Томаса Мора = 2 часа

17.Немецкий гуманизм. Бюргерская литература

18.Особенности Французского Возрождения. Кружок Маргариты

Наваррской - 1 час

19.Творчество Рабле - 2 часа

20.Поколение "Плеяды"

21."Опыты" Монтеня

22.Испанское Возрождение - 1 час

23."Дон Кихот" Сервантеса как высший синтез эпохи - 2 часа

24.Творчество Лопе де Веги и "золотой век" испанского

театра - 1 час

25.Возрождение в Англии. Оксфордский кружок гуманистов.

Елизаветинцы. - 1 час

26.Творчество Шекспира - 4 часа

-----------------------------------

Всего 34 часа. Ряд тем

оставлен на самостоятельное

изучение.

5. Список произведений, обязательных

для изучения

Литература средних веков
Ирладские саги/ под ред. А.А.Смирнова в любом издании

Песнь о Роланде / один памятник полностью,

Песнь о Сиде / остальные по хрестоматии - на

Песнь о Нибелунгах / выбор

Роман о Тристане и Изольде в переложении Ж.Бедье

Фаблио /

Роман о Розе / по хрестоматии

Роман о Лисе /

Дополнительно:

Древнеанглийская поэзия М.: Наука, 1982 (ЛП) или в Интернете по адресу:

http://readeralexey.narod.ru/linksASP.html

Беовульф // Старшая Эдда. Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 27-180 или в

Интернете по адресу: http://norse.ulver.com/other/beowulf/beowulf.html

Литература Ренессанса
Данте Алигьери Божественная комедия "Ад" полностью, "Чистилище" и

"Рай" - по хрестоматии

Дж. Боккаччо Декамерон

Ф. Петрарка О презрении к миру

Сонеты из "Канцоньере"

Л.Ариосто Неистовый Роланд по хрестоматии

Эразм Роттердамский Оружие христианского воина

или

Похвальное слово глупости

Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль кн.1,2

П. де Ронсар Лирика - по хрестоматии

М.де Сервантес Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский - обе книги

Лопе де Вега Фуенте Овехуна или Звезда Севильи

одна из комедий

Дж. Чосер Кентерберийские рассказы по хрестоматии

Т.Мор Утопия

Кр. Марло Трагическая история доктора Фауста по хрестоматии

У. Шекспир Генрих 1V; Ричард 111; Двенадцатая ночь; Венецианский купец

Ромео и Джульетта; Юлий Цезарь; Гамлет; Отелло; Макбет; Король Лир, Буря

Учебное пособие: Алексеев М.А., Жирмунский В.М., Смирнов

А.А., Мокульский С.С. Зарубежная литература Средних веков и

Возрождения; Пуришев Б.И. Хрестоматия по истории зарубежной

литературы средних веков и Возрождения.Т.Т, 1-2.
6. Список вопросов к экзамену
Кельтский эпос -

Ирландские саги: одна по выбору

Героический эпос XII века: общая характеристика

"Песнь о Роланде" и французский героический эпос

"Песнь о Сиде и испанский героический эпос

"Песнь о Нибелунгах" и немецкий героический эпос

Рыцарский роман средневековья

Рыцарская лирика

Сюжет о "Тристане и Изольде"

Городская литература

Пути развития средневековой драмы

Общая характеристика эпохи Возрождения

Раннее итальянское Возрождение

Творчество Данте

«Божественная комедия»

Творчество Петрарки

Одно из произведений Петрарки

Творчество Боккаччо

«Декамерон»

"Северное" Возрождение. Литература Реформации.

Эразм Роттердамский и христианский гуманизм

Французское Возрождение: общая характеристика

Творчество Франсуа Рабле и "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Испанское Возрождение: общая характеристика

Творчество Сервантеса и «Дон Кихот»

Испанский ренессансный театр.

Одна из драм или комедий Лопе де Веги

Общая характеристика английского Возрождения

Томас Мор и утопизм

Творчество Шекспира

Одна из комедий Шекспира

"Ромео и Джульетта"

"Гамлет"

"Отелло"

«Король Лир»

Одна из исторических хроник Шекспира

Анализ одной из трагикомедий Шекспира

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи icon1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы...
Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconПредлагаемая читателю книга "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального...
Средних веков и эпохи Возрождения, а также зарубежной литературы XVII и XVIII вв

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков»
Программа дисциплины «История отечественной литературы XI – XVIII веков» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального...

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconДворянские титулы Франции
Речь пойдёт о французской титульной системе, то есть о той, что была распространена на территории "Королевства Франция" начиная с...

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconРабочая учебная программа по дисциплине История средних веков Для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconМетодические рекомендации и примерная тематика контрольных работ...
Подготовка контрольной работы по одной из тем курса истории средних веков является одним из необходимых требований учебного плана...

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconЗакономерности и специфика литературного процесса в западноевропейской...
Теория литературы как научная дисциплина: предмет, содержания, метода исследования. Связь теории литературы с другими науками

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconОтветы на билеты по литературе средних веков
Римской империи на арену мировой истории выступили новые, варварские народы со своим особым общественно-политическим устройством,...

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconGignit (руководитель проекта: Федоров С. Е., д и. н., профессор кафедры...
Федоров С. Е., д и н., профессор кафедры истории Средних веков спбгу состоится междисциплинарная научная конференция «Нация и этничность...

Программа по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи iconК-32. Типологические особенности культуры средневековья: иерархизм,...
Средние века как особый тип культуры принято рассматривать непосредственно с эпохи Возрождения. Когда историк искусства Джорджо Вазари...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов