1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия




Название1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия
страница1/5
Дата публикации19.06.2013
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5

1.Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия.
Мировоззрение - система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на отношения к миру и себе. Субъектом мировоззрения является и личность, и социальная группа, и общество в целом. Мировоззрение определяется: историческими условиями, личностью человека, материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство). Всякое мировоззрение окрашено атмосферой человеческой сущности. В мировоззр. включено волевое начало человека. Разум и воля - необходимые элементы челов. убеждений. Мировоззр. зависит от бытия человека. Одно и тоже явление рассматривается с разных позиций - возникают разные формы общественного сознания (нравственное, эстетическое, правовое, экологическое).

Типы мировоззр.:

Миф – первонач. тип мировоззр., при котором условные и логически недоказуемые феномены воспринимаются субъектом в рамках сознания как подлинно существующие и неизменные элементы реальности. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом: как возник мир, его объяснение, цель мира и индивидуумов. Это форма конкретно-образного мышления. Попытка решения ряда мировоззренческих вопросов в системе человек - окружающий мир. Характерные черты: 1. Нечеткое разделение субъекта и объекта. Еще не выделяется социальная сущность человека. 2.Передавались из поколения в поколение неизменяемыми. 3. Попытка объяснения настоящего и прошлого, желание заглянуть в будущее. 4. Зарождаются религиозные верования. Носители мифологического мировоззрения - массы людей (род, племя).

Религия - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы(в зрелых формах это Бог, божество). Р. - это уже не только мироощущения, уже есть элементы миропонимания (через загробную жизнь),психологические аспекты (религия заставляет верить в сверестественное); религиозные культы. В центре религии-вопрос о существе и существовании Бога. Бог - верховное существо, которое отлично от мира и является его творцом. Все религиозные понимания символичны. Наличие догматов. Смысл религии – смирение перед Богом, следование заповедям. Причины возникновения религии: гносеологическая - невозможность объяснения некоторых вещей;- психологические;- социальные-неразвитость средств производства материальных благ.Сущ-е религ.организаций- церковь.

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Осн.вопрос: почему есть нечто, а не ничто? Она изуч.человека как сверхъестественное существо. Философия - это теория мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы.

Философия как теоретическая форма сознания рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

8. Человек в философской традиции буддизма.
Буддизм состоит в сознании 4х Благородных истин: 1. Жизнь есть страдания (расставания, болезнь, старость, смерть) 2. Страдание вызвано жаждой жизни. 3. Преодоление жажды жизни. 4. Путь к блаженству (нирвана - остывание, угасание) Путь к нирване состоит из 8 этапов : 1) понимание 4 истин; 2) воля; 3) правильные мысли ; 4) Правильная речь( без сквернословия, лжи.) 5) Правильные дела - не причинять никому зла, отказаться от плохих дел 6) Правильная жизнь земным трудом 7) Правильное усилие - очистить мысли, отказ от соблазнов) 8) Правильное понимание(истинная жизнь - в духовном совершенстве – Ниравана). 5 заповедей Будды : 1) не вреди живому 2) не бери чужого 3) воздерж. от запрещ. половых связей 4) не лги 5) не пей алкогольные напитки. Прошедший 8 стадий - святой, достигает нирваны, выходит из круговорота перерождений.

в буддизме нет души как неизменной субстанции, человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.

Человек в буддизме не является ни чьим-то благословенным изобретением, ни хозяином собственной судьбы, он невольный исполнитель всеобщего мирового закона – Дхармы. Этот закон существует не для человека, но реализуется и постигается именно в нем. Но именно человек, совершая добрые и дурные поступки, приводит в действие некий этический механизм, который лежит в основе мироздания. Человеческая жизнь – это не бесценный дар, как в христианстве, а лишь один из моментов в цепи перерождений. Буддисты не стремятся к вечной жизни после смерти(считают ее данностью, а не высшей целью). Вечная жизнь, по их мнению, – вечная заложница смерти. Буддисты считают мир и удовольствия, кот он сулит, иллюзорные. Зависимость от кармы (закона причинно-следственных связей). Живые существа обречены на вечные перерождения, условием нового существования является итог всех предыдущих (сумма всех добрых и дурных поступков). Буддизм рассматривает человека как сочетания различных энергетических частиц – дхарм. Сам факт рождения человека означает для буддиста лишь включение в бесконечный процесс бытия, где смерть - переход к иной форме существования сознания, к промежуточному существованию, которое предшествует новому рождению. Человек сравнивается со всей Вселенной, которая тоже рождается, живет и умирает. Этот процесс является циклическим. В буддизме одно из важнейших мест занимает отрицание единства личности. Каждая личность представлена в виде скопления «изменчивых» форм. Будда говорил, что личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Особое внимание в буддизме уделяется человеческой душе, как вечному элементу, участвующему в круговороте жизни (колесо сансары). Выход из колеса сансары, вечный покой – основной элемент трактовки спасения. Душа – индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремится к высшему состоянию – нирване.


2. Философия. Её предмет, функция и структура.
Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Предмет измен. с развитием науки и самого философского знания, общества и всех сторон его духовной жизни. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Каждая наука исследует систему закономерностей, Ф изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания.

Философия участвует и в формировании матер. и духовной кульуры.

В Ф.не существует готовых вечно истинных знаний. Они являются результатом особого духовного состояния человека - его самостоятельного философствования. Философское понимание опирается на предельные понятия: материя и сознание, сущность и существование, возможность и действительность, истина и ложь, добро и зло, прекрасное…

^ Функции философии: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие.

Гуманистическая -проблематика человечности и социальной гармонии. Информационно-отражательная - простой и ясный способ выразить все сложное бесконечное многообразие мира.(символы)

Идеологическая - на соц.уровне вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов. Социально-нравственная - отношения между людьми

Художественно-эстетическая - образы и понятия

Методологические(предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. методы познания.)

Логическая состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

Эвристическая организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

Селективная связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.

Интеграционная направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности.

Структура:

1.Онтология – учение о бытие. Проблема: (что есть мир? кем он создан? Что такое время?)

2.Гносеология – учение об истине

3.Аксиология – учение о духовных ценностях

4.Праксиология – учение о действии человека (на чем они основаны) Проблема:- есть свобода воли или нет, что нами движет, разум, чувства или бессознательность..

9. Джайнизм как религиозно-философское учение Древней Индии.
Джайнизм возник как результат недовольства народа кастовой системой, особенно среди касты кшатриев (большинство раджей) против засилья касты брахманов (жрецов).Объекты почитания - 24 пророка .Последний - 24-й пророк Джина Махавира, отверг авторитет Вед и брахманов. Новый взгляд: схеме Атман=Брахман противопоставлена индивилуалистическая – каждое существо может собственными силами добиться спасения. Отрицание деления людей на Варны и джати. Делит на монахов (строгая дисциплина) и мирян(менее жёстк.регаментация). В основе джайнистского учения лежат 4 принципа: Ахисма – ненасилие и непротивление злу насилием , Сатья – правдивость мысли и речи, Астейя – запрет воровства (“не укради”) и Апариграха (аскетизм) – отвращение от мирской суеты.

Причинение вреда живым существам является величайший грех, а строгий аскетизм и отказ от собственности – величайшая добродетель. Джайнизм не стал религией масс , хотя и был принят многими представителями военной аристократии и слоя зажиточных торговцев. Этому препятствовала суровость джайнистских принципов соблюдения “ненасилия”.

Одеты джайны в белые тоги .Мужчины с непокрытой головой , женщины в белых платках.У каждого на шее белый шарф. Джайны постоянно закрывают им рот и снимают лишь во время молитвы или еды.

Внутри джайнистский храм чем-то напоминает православную церковь - притворы, клиросы, хоры, амвон и алтарь. Молитва: молящийся , сидя на мраморном полу перед перед небольшой квадратной медной плитой, которую берет у прислуги, высыпает на нее несколькот горстей риса и приговаривая священные тексты, сооружет из риса четкую фигурку свастики, положив в центр этой фигуры серебрянную монету. Храмовый служка поочередно подходит к каждой плите , собирает рис в общий мешок и забирает монеты. Из этих остатков риса составляются продуктовые запасы храма. Свастика широко распр.в джайнизме, символ перевоплощения души из одной формы жизни в другую.

Переход души после смерти тела в другую живую телесную оболочку) – главная идея религии..

Строжайший запрет на употребление в пищу мяса.

Главная идея в достижении нирваны, до которой необходимо пройти путь многих земных перерождений и перевоплощений , победить и подавить все человеческие слабости и грехи, а главное – жажду власти и насилия. Пройти все этапы и периоды перевоплощений , в том числе и период нирваны, и наконец раствориться в небытии, т.е. прекратить всякое существование.


3. Проблема соотношения материи и сознания в онтологическом и гносеологическом аспектах.
Гносеология (теория познания) - это раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Онтология – (сущее, то, что существует) — раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.Основной вопрос онтологии: что существует?
Существуют 2 фундаментальные проблемы, решение которых определяет основные типы философских взглядов:

1) Онтологическая - что есть действительность? Это проблема бытия.

2)Гносеологическая – как строить знание о действительности? Это проблема познания 2х типов реальности: материальной и духовной.

Ощущения, представления, мысли обладают для нас большей реальностью, чем вещи внешнего мира. Окружающая нас действительность–то, о чем мы можем судить лишь через образы, возникающие в нашем сознании. Тогда что представляют собой вещи и окружающая нас действительность? Обладают ли они независимым от нашего сознания бытием?

^ 3 разных ответа:

1)Внешний мир, действительность, вещи-объективная реальность, существующую отдельно от нашего сознания.

2) Сущ-ют только благодаря нашему сознанию(продукты его деятельности).

3) Не самостоятельно существующие реальности, а порождение «третьей» реальности, высшего первоначала, которое обладает подлинным, ни от чего не зависящим бытием.

7. «Веды» и индийские философские школы.
Веды ( veda знание) – сборник священных текстов. Считается, что они не созданы людьми, а были услышаны древними мудрецами и передавались из уст в уста, пока не были упорядочены мудрецом Вьясой. Состав: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда обрядовых песнопений), Яджурведа (веда жертвенных изречений), Атхарваведа (веда заклинаний). Внутри каждой из 4х вед 4 раздела: самхиты(собрания. Самая главная и древняя часть), брахманы(толкования самхит, в осн.к к их использованию в ритуалах и обрядах), араньяки(руководства для отшельников, ушедших жить в лес) и упанишады (сокровенные наставления.)

В У. впервые сформированы некоторые центральные для индусской мысли идеи и понятия. Основная идея упанишад – Брахман и Атман. Атман- то, что сост. «Я» человека, Брахман – бытие, основа всего сущего. Тождество Б.и А., то есть существа и бытия(мира) в целом. Эта идея одна из самых популярных среди индийских мыслителей. Другие идеи: перерождение души, кармы, мокша(освобождение от круговорота рождений и смертей) как высшая цель человека. 4 стадии жизни человека(ученичество, стадия семейной жизни домохозяина, отшельничество в лесу, абс.отреш.от мира, за которым, в идеале, может послед.мокша)

Философские школы.

6 даршан(вИдение, точка зрения): санкья(онтологич.проблематика) и йога(философия человеч.сознания), ньяя(теория познания и логика) и вайшешика(онтологич.проблематика), миманса(философия ведической экзегезы) и веданта(много разновидностей, впитала в себя интересы и достижения других даршан. Онтология, теория познания, в некот.смысле теология). Общее – признание авторитета Вед и идея мокши как конечной цели философствования.

Джайнизм . Основоположник - Махавира (3в до н.э.) Осн.положения: отрицает святость вед; осужд.жертвоприн.; допускает женщин к изучению свящ. текстов; в основе мировоззр. - представление о карме, космическом законе, кот.определяет судьбу человека.Карму можно победить путем со­блюдения обетов воздерж., правдивости, чисто­ты, строгости к себе, невозмутимости. Аскетизм - высшей добродет. челов.

Буддизм. Осн-ль — принц Гаутама(Будда).4 истины:1.Жизнь есть страд.2.Страд.вызв.жаждой жизни.3.Преод.жажды жизни.4.Путь к блаженству (нирвана - остывание, угасание) Путь к нирване состоит из 8 этапов : 1) понимание 4 истин; 2) воля; 3) правильные мысли ; 4) Правильная речь( без сквернословия, лжи.) 5) Правильные дела - не причинять никому зла, отказаться от плохих дел 6) Правильная жизнь земным трудом 7) Правильное усилие - очистить мысли, отказ от соблазнов) 8) Правильное понимание(истинная жизнь - в духовном совершенстве – Ниравана). 5 заповедей Будды : 1) не вреди живому 2) не бери чужого 3) воздерж. от запрещ. половых связей 4) не лги 5) не пей алкогольные напитки. Прошедший 8 стадий - святой, достигает нирваны, выходит из круговорота перерождений.

10. Конфуций. Учение о человеке и обществе.
Конфуций (551-479 гг до н.э.) в молодости мелкий чиновник, в дальнейшем основал частную школу, куда принимал вне зависимости от происхождения и состояния.

Взгляды наиболее аутентично зафиксированы в сборнике «Лунь Юй»(«Суждения и беседы»).

Учение о благородном муже. Врождённые качества человека этически нейтральные . Воспитание в себе добродетели, «человеколюбия»(жэнь) как внутреннего содержания соц.поведения и «благопристойности» как внешнего.

Моральные части «человеколюбия»: добродетель, должная справедливость, сыновья почтительность, верность, милосердие/взаимность, мудрость, мужество. Их совокупность сост. Принцип «золотой середины» как высшего морального качества человека.

Строгая иерархия. Государство рассматривал в семейно-родственных категориях(правитель мать и отец для народа).

Т.о., соц-политич.концепция Конфуция покоилась на приоритете моральных ценностей и ритуальных норм. Она составила стержень всей этико-политической доктрины коенфуцианства(с 136 г. стала фиц.гос. доктриной).



4. Категории философии.
Категории - это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия - категории. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.
Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия icon1 Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия)
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия)

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconКонтрольные вопросы по курсу философии для студентов звф исторические...
Гуманизм философии Возрождения. Натурфилософский пантеизм как этап преодоления теоцентризма

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconФилософия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия
Мировоззрение систематизирует представления человека о мире и самом себе. Это единство знаний, убеждений людей. 3 основных форм мировоззрения:...

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconКраткое содержание основных разделов : Тема Философия как первая форма теоретического знания
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconПравительство Российской Федерации фгбоу впо «Санкт-Петербургский...
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconПравительство Российской Федерации фгбоу впо «Санкт-Петербургский...
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия icon1. философия, ее предмет и место в культуре человечества мировоззрение...
Изучение философии способствует расширению объема знаний студентов в результате знакомства с историческими и новейшими философскими...

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconВопрос № "Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения"

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия icon2. Миф и религия как исторические типы мировоззрения
Итак, мировоззрение система взглядов на мир в целом. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение,...

1. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconФилософия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов