1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет




Название1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет
страница1/6
Дата публикации21.08.2013
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. Методология и методы научного исследования

Общая методология в языкознании - это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет взаимоотношения между объектом и субъектом исследования, способ построения научного исследования. Методология опирается на определённую философскую базу и различия в философских позициях привело к разнообразию направлений методологии. Общая методология - направляющая сила. На роль общ. м. выдвигается один из общенаучных специальных методов. Метод представляет собой определённый комплекс приложений и чисто технических приёмов. В методе выделяют приёмы, методики исследования, которые связаны с определённой лингвистической теорией. Метод    в     языкознании —
1)   обобщенные совокупности теоретических установок, приемов, методик исследования языка, связанные с определенной лингвистической теорией и с общей методологией,— т.    наз.    общие     М.
2)  Отдельные приемы, методики, операции, опирающиеся на определенные тео-ретич. установки, как технич. средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка,— частные    М.
Наиболее обобщенный М. всегда находится в тесной связи с определ. теорией, представляет собой единство «метод — теория».

^ Сравнительно - исторический М.— первый науч. М. в яз-зна-нии, ознаменовавший своим появлением в нач. 19 в. становление яз-знания как науки в трудах Р. К. Раска, Ф, Боппа, Я. Гримма, А. X. Востокова и др. и рассматривавшийся тогда как универсальный. Ему соответствует определ. теория языка —сравнит.-ист. яз-знание. Осн. положения сравиит.-ист. М.: 1) каждый язык отличается неповторимыми особенностями, раскрывающимися только при сравнении с др. языками; сравнение обнаруживает у нек-рых из них родство — происхождение из общего источника, к.-л. существующего или уже исчезнувшего языка (см. Родство языковое. Праязык); 2) на этом основании языки группируются в языковые группы и далее в языковые семьи, напр. слав., ром., герм., балт. и др. группы в составе индоевроп. семьи языков; 3) различия родств. языков могут быть объяснены только непрерывным ист. развитием, к-рое признается важнейшим свойством языка вообще; 4) при ист. изменении звуки изменяются быстрее др. элементов языка. Преобразования звуков в пределах одной языковой семьи строго закономерны и могут быть сформулированы в виде фонетических законов. Корни слов и флексии (с учетом звуковых законов) обычно сохраняют устойчивость на протяжении тысячелетий, что и позволяет установить архетипы этих элементов языка. Сравнит.-ист. М. развивается и совершенствуется, охватывая, помимо фонетики и морфологии, также постепенно синтаксис и семантику (в трудах Ф. Ф. Фортунатова, В. К. Поржезинского, Я. М. Эн-дзелина,     К.  Буги    и   др.— в   России;

Мар выступал против сравнительно-исторического метода, считал его буржуазным. Мар утверждает, что изначально существовал язык жестов, звуковой позже. Он считал, что в человеческом языке сущ-ют 4 элемента: 1. Сал; 2. Бер; 3. Йон; 4. Рож. Этот метод он называл 4-х мерным анализом. Эта концепция получила широкое распростронение. В 1951 закончилось "царствование маризма".

Структурные М. ознаменовали перелом в развитии яз-знания, происшедший в 20-х гг. 20 в. и связанный с трудами Ф. де Соссюра и И. А. Бодуэ-на де Куртенэ. Осн. положения структурных М.: 1) подлинной реальностью признается не отд. факт (морфема, звук, предложение и т. п.) к.-л. языка, а язык как система; система не суммируется из элементов, а, напротив, определяет их: каждый элемент языка существует в силу его отношений к др. элементам в составе системы; 2) костяк, структуру системы создают вневременные отношения, отношения доминируют над элементами, структура доминирует над историей системы;

Конструктивные М. (конструктивизм) возникли в нач. 60-х гг. 20 в. Осн. положения этих М.: 1) требование конструктивности, т. е. возможности и необходимости построения, конструирования теоретич. объектов; 2) исходным объектом является предложение (в виде его теоретич. модели), поэтому конструктивными М. исследуется гл. обр. синтаксис предложения и те явления семантики н словаря, к-рые наиболее непосредственно связаны с предложением (напр., система тезауруса, идеография). 3) динамич. законы построения предложения-высказывания признаются универсальными, в то время как национальные, исторически изменчивые особенности того или иного языка рассматриваются как форма реализации этих универсальных закономерностей, напр. морфология как «техника» семантики и синтаксиса; 4) язык вообще понимается как динамич. система, обеспечивающая порождение   речевых   произведений.
Исследование языков основывается на : 1. наличии исторических памятников, 2. звуковом соответствии; 3. фонетическом соответствии.
2 Формы существования языка. Соотношение звуковых и письменных форм языка.

Формы существования языка - это достаточные для коммуникации варианты языка, используемые в том или ином социуме (народ, этническая общность, социальные и профессиональные группы говорящих):

- национальный язык;языки народностей, родовые языки

-терр. диалекты – его норма ограничена и он не имеет письменности, терр. Ограничен, не имеет стилевого варьирования.

-различные социальные диалекты, профессиональная речь, профессиональное арго, тайные корпоративные и кастовые языки, сленг;

-просторечие -обиходно-разговорная речь;

-литературный язык. – нормированный язык,жесткая норма.

Вопрос о письменных и звуковых формах языка требует некоторых предварительных пояснений. Ещё Ф. де Соссюр высказал утверждение о том, что первичным является установление системы звуков, и только после этого происходит сопоставление её с системой знаков. Письменный язык - это лишь транспозиция звуковой формы в зрительно воспринимаемую субстанцию.Письмо может быть не свяызанно с звук яз, например пиктография(изображения животных и тд),идеография,например,стала связанна с письмом на поздних жэтапах. Наиболее развитой вид идеографии – егип. Иерорглифы. Употребление иероглифоф могло быть трояким-словестные знаки,фонограммы, детерминотивы. Слов. Знаки-знаки или ри сунки, отображ конкретн существ и предметов, без зв названия. Сначала было 24 знака,позже-30. Фонограммы – состояли из корней слов. Состояли из согласн звуков,бьыли 1,2,3 соглю они являлись рисунками. Их было около 75 штукю,чаще употр 2х согл. Детерминотивы – служили для понимания как слов. Знаков так и фонограмм, они были меньше размером и были мснизу,под слов знаком или фонограммой и указывал,что это – фонограмма или слов знак. *есть классич иероглифы а есть скорописи – иератика(храмы) и демотиика(демократич письмо).*картуж-линия вокруг иероглифа. Ребусный способ письма. – целое слово заменяет другое исходя из звучания-рисунки более коротких слов для частей более длинных слов.(кукла вино вата)ю * слов знаки могли так же обозн абстрактн понятия. Эти символичные письмена (в переносном значении) образ с помощью синекдохи(парс про тото), метонимии(предмет,кот явл причиной язвления вместо самого явления) и метафор(предмет,с которым ассоциируется явление( крокодил-жадность).далее письмо было консонантнымб слоговым и собственно звуко-буквенным. Консонантный-арабский. Корень семитских языков был из 2х согласных,гласные лишь передавали форму слова. Сейчас арабские звуки в тексте – согласные, гласных либо нет,либо они помещены внизу как детерминативы. Арабское консонантное письмо было заменено латиницей,а позже латиница заменется кириллицей. Слоговое письмо – создано для записи древнего лит индийского языка-санскрита. Каждая согласная состояла из согл зв и гласного «а»,но «а» не писалась. Т.е. например «т» читалась как «та»б
«б» как «ба» и тд. Если «а» не нужна была.то внизу знака ставилась косая черточка- вирама. * лигатура это соединение 2х согласных.*готич шрифт связан с готским письмомю
3. Понятие литературного языка
Литературный язык - нормированный язык, который обладает чёткой нормой. ^ Характерные черты: нормированность, поливалентность ( многофункциональность), общеобязательность, стилистическая дифференцированность, наддиалектный характер, интеллектуализация.

Термин "литературный язык" - далеко не единственный термин. В немецкой традиции используется термин "письменный язык". В англосаксонской терминалогии - " языковой стандарт". Этот стандарт подразделяется на оксфордский и кембриджский языки.

^ Формы существования литературного языка:

- некоторые авторы считают, что он возник вместе с национальным языком;

-другие авторы утверждают, что литературный язык возникает намного раньше, чем национальный

Единство национальных литературных норм складывается в эпоху формирования и развития нации чаще всего сначала в письменной разновидности литературного языка, но иногда параллельно и в разговорной, и в письменной его форме. Характерно, что в Русском государстве XVI - XVII вв. идет усиленная работа по упорядочению и канонизации норм государственного делового приказного языка параллельно с формированием единых норм общего разговорного московского языка. Тот же процесс наблюдается и в других славянских языках. С историей литературного языка средневековья неразрывно связан вопрос о специфических для данного народа условиях и исторических закономерностях образования национального литературного языка. Одной из спорных проблем является проблема исторических законов постепенного формирования и закрепления элементов национальных литературных языков в эпоху существования и развития народностей.
В истории литературного языка особенно резко выступает различие 2-х аспектов развития языка - функционального и структурного. Функции лит яз в донациональную эпоху могут быть распределены между 2-мя и более языками. Сам характер распределения функций обусловлен социально-историческими причинми.

Закономерности структурного развития разных типов письменно-книжных языков различны.

Очень интересны вопросы билингвизма в его разных конкретно-исторических формах, важные для изучения развития лит языка в период позднего средневековья. В процессе формирования отдельных лит яз выступает принцип или закон "взаимопомощи". Известна роль русского яз в образовании болгарского, украинского и русского языков в становлении белорусского, причём национальная специфика белорусского языка ничуть не ослабла.

4. Предмет и задачи СОЦИОЛИНГВИСТИКИ

Впервые этот термин был использован в 1952г Герман Карри (американским исследователем). Также Ларин, Лоя, Поливанов (20 век) и другие выпускают ряд своих работ, где актуальными являются отношения языка и социума.

Социолингвистика - отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.

Существует 1) макро- и 2) микросоциолингвистика:

МАКРО1)самые обширные проблемы и вопросы: диалекты, виды языка, двуязычная диглоссия. (Диглоссия - 2 или более разновидности использованных при различных обстоятельствах, владение диалектами).,соц.типы языков в разлчиные периоды, мировые языки, вспомогательные языки, язык массовой коммуникациию

^ Основное понятие социолингвистики-Языковая ситуация - совокупность языков, обслуживающая общение: экзоглоссная совокупность языков(совокупность языков на территории, эндоглоссная совокупность языков(совокупн диалектов).яз ситуация сбалансирована если язык и диалекты равнозначныю не стаблитьна если компоненты распределены по сферам общения и соц группам. Обычно яз ситуауции не сбалансированы. Яркий пример – швейцария(нем,франц, итальянский языки)но там все языки равноправные,каждый из этих яхыков – язык СМИ. Экзоглоссные ситуации по числу языков - 2ух, 3х и 4х компонентные языковые ситуации. 2ух компонентные: языки (местные), язык (макропосредник: уэльский). 3х компонентные: местные, региональные, макропосредники (башкирский, татарский, русский); 4х компонентные: письменный язык (тигрэ, тиграй(бесписьменный), эритрея, амхаский, религиозный).

^ МИКРО СОЦ ЛИНГВ

Изучение социальной стратификации языка, гендерное и возрастное варьирование
(Лабов,бернстайн мильрой(мукж и жена)

Лабов:

Разные формы существ. Языка- континум нац языка,

Создал «квантитативную соц лингвистику, в 60-70 20 века, используя методы матем статистики сбора и обработки яз материала. Выводил формулы. Использовал такие виды исслед как анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Мождно говорить о суперкорректной форме языка(когда люди знают,ч то их записывают). Основное понятие – социолингвистич переменная. Это совокупность вариантов одной и тойже яз ед.-индикаторы,маркеры и стереотипы. Дописать?

В отличие от генеративной лингвистики, представленной, например, в работах Н.Хомского, социолингвистика имеет дело не с идеальным носителем языка, порождающим только правильные высказывания на данном языке, а с реальными людьми, которые в своей речи могут нарушать нормы, ошибаться, смешивать разные языковые стили и т.п.

Главные цели социолингвистики – изучение того, как используют язык люди, составляющие то или иное общество, и как влияют на развитие языка изменения в обществе, в котором существует данный язык. Эти цели соответствуют двум кардинальным социолингвистическим проблемам – проблеме социальной дифференциации языка и проблеме социальной обусловленности развития языка. В социальной дифференциации языка получает отражение не только и, может быть, даже не столько современное состояние общества, сколько предшествующие его состояния, характерные особенности его структуры и изменений этой структуры в прошлом, на разных этапах развития данного общества. В связи с этим необходимо помнить, что темпы языкового развития значительно отстают от темпов развития общества, что язык, в силу своего предназначения – быть связующим звеном между несколькими сменяющими друг друга поколениями, – гораздо более консервативен, чем та или иная социальная структура. В том, что касается разработки проблемы социальной дифференциации языка, Такие социальные категории, как «статус», «социальная роль», некоторые исследователи рассматривают в качестве факторов, влияющих на стилистическое варьирование языка. Внимание к фигуре говорящего как к одному из основных факторов, обусловливающих варьирование речи, выделение различных типов говорящих в зависимости от социальных и ситуативных признаков характерно для ряда современных исследований в области стилистики.

5. Предмет и задачи лингвистической типологии. Общая и частная типология. Концептуальный аппарат.

^ Цель лингвистической типологии состоит в системном изучении межъязыкового варьирования. Вместе с тем, варьирование предполагает сходство, следовательно, изучение индивидуальных черт языков (языковых уникалий) не может осуществляться без изучения языковых универсалий, то есть явлений, характеризующих все или большинство мировых языков. Таким образом, лингвистическая типология есть системное изучение языковых уникалий и межъязыковых универсалий. В сфере изучения универсалий типология смыкается с общим языкознанием, а в сфере изучения уникалий с частным языкознанием.

Лингвистическая типология - наука, занимающаяся сравнительным изучением структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических соотношений между ними.

Линг. типология занимается выяснением наиболее общих закономерностей различных языков, не связанных между собой общим происхождением или взаимным влиянием, стремится выявить наиболее вероятные явления в различных языках.

Задачей типологии является исследование признаков структурного сходства языков независимо от их территориального распространения, структурного сходства неродственных и родственных языков, географически далёких и исторически несвязанных языков. Одна из основных задач типологии - построение общей теории языка, выявление универсальных соотношений и черт, или языковых универсалий.

Цель типологии- создание наиболее экономного способа кодирования информации о структурах языков мира. При этом разные языки описываются в одних терминах, и выявляется изоморфизм различных языков. Выявление изоморфизма(подобие или параллелизм отдельных звеньев структуры языка) и алломорфизма (свидетельствует о разнотипности структуры языковых единиц) разных языков - ещё одна из задач типологии.

Выделяют следующие виды типологических исследований:

• в зависимости от количества исследуемых языков - общая и частная типологии;

• в зависимости от того, направлено ли изучение на структуру языка или на принципы его функционирования в социуме - структурная и социальная типологии;

• в зависимости от способа постановки задач исследования-таксономическая и объяснительная типологии;

• в зависимости от того, рассматриваются ли свойства языка в статике или в динамике-статическая и динамическая типологии.

Частная типология изучает проблемы более ограниченного характера: исследование типологических характеристик одного языка или ограниченной группы языков. В рамках частной типологии объектом типол-ого исслед-ия могут являтся система личных местоимений, система суффиксальных морфем, образующих именя деятеля и тд. Также частная типол-ия может включать в себя диахроническую (историческую) типологию с задачами изучения исторических изменений типологии состояний отдельных языков.

Общая типология ( по мнению В. Д. Аракина) занимается изучением общих проблем, связнных с выявлением суммы сходных и различных черт, характеризующих системы отдельных языков мира. Сюда можно отнести исследование общих признаков в структуре фонологических систем, распределение фонем и их слогов, наличие или отсутствие грамматических классов сущ-ых тд.

Концептуальный аппарат

6. Предмет и задачи лингвистики текста

Лингвистика текста - одна из лингвистических дисциплин, которая возникла во || половине 20 века. Развивалась под идеями Ф. де Соссюра. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА — направление лингвистических исследований, объектом к-рых являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам. Л. т. в основном изучала способы сохранения связности и понятности текста, методы передачи преференции лица и предмета (анафорич. структуры, прономинализацию, лексич. повторы, видо-временные цепочки и т. д.), распределение темы и ремы высказывания в соответствии с требованиями актуального членения предложения. Успешному развитию этих исследований способствовали и более ранние работы по анафорико-катафорич. структурам, порядку слов, правилам выбора актуализации при переходе от языка к речи.

Предметом изучения явл. текст. Текст - это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений. Это направление (Л.т.) рассматривает грамматику текста, прикладную лингвистику, интерпретацию текста. Тексты могут быть как устными, так и письменными, как собственно говоря и речь. В отечественной лингвистике изучение проблем текста началось в 60е годы 20 века. На первом этапе развития теории текста, изучались способы сохранения, связанности и понятности текста. Велись поиски формальной связи текста.

Л.т. (общая установка на цельность) выделяет: 1. когезию (структурная связность) и 2. когерентность ( связанность по смыслу). Также Л.т. выявляет: 1. содержательные компоненты (обеспечение правильной коммуникации), т.е. здесь речь идёт о тексте как структуре, элементы базируются на одинаковых критериях: повтор (прямой и непрямой), парадигматические замены, лексические средства (частицы, вводные слова). Они направлены на осмысление установок; замещения, графические средства (пунктуация, подчёркивание).

2.^ Выявление глубинных смыслов, содержащихся в тексте, что означает, что общий фонд знаний, обеспечивается иерархией темы и микротем в тексте. Общая тема - является фундаментом текста; частная тема - раскрывает общую тему.

Такие немецкие лингвисты как Ваенрих, Дресслер, Крехлип разрабатывают типологии текста в абстрактном смысле. Текст - конструктор, кот-ый состоит из определённых элементов: модель текста, базисный текст, текст-тема (минимальная единица), текстоид - схема расположения элементов. Каждый текст должен отвечать определённым видам интертекстуальности: интенциональности, приемлимости, информативности, ситуативности, когезии, когерентности.

Продолжая данную тему стоит упомянуть о типах текста:

1. Сущ-ет противопоставление худ-ых и нехуд-ых текстов, которые в свою очередь делятся на - бытовые, утилитарные (информативные, стилистические) и инструктирующие;

2. научные тексты делятся на: подлинные научные, научно-популярные (учебные(учебники, пособия, мет пособия))

3. Художественные тексты: литературные (лирические, эпические, драматические) и нелитературные (низкая степень эстетичности).

7. Лингвистическая прагматика как раздел языкознания; Основная проблематика и концептуальный аппарат.

Прагма́тика

(от греч. πρᾶγμα, род. п. πρᾶγματος — дело, действие) — область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи. Термин «прагматика» введён в конце 30‑х гг. 20 в. Ч. У. Моррисом как название одного из разделов
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет icon3 Методологические основы психологии 1 Методология и психологическое знание
Методология психологии это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной...

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет iconХарактеристика структурных компонентов деятельности. Методология...
Методология – это учение об организации деятельности, ее предмет– организация деятельности

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет icon3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной...
Определите границы и обозначьте содержание предметов "философия науки", "методология"

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет iconВопросы к государственному экзамену
Система психолого-педагогических наук. Связь педагогики и психологии с другими науками. Методология и методы исследования в педагогике...

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет icon19. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике,...
Методология это "система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности" (философский энциклопедический...

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет iconЕ. Н. Яркова история и методология
Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное по­собие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,...

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет icon3. Методология педагогики. Методы и логика педагогического исследования
Свою методологию имеет каждая наука, поскольку наличие методологии является условием развития любой науки. Некоторые положения методологического...

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет iconТема Методология основ государства и права Понятие метода и методология правоведения
Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество // Правоведение. 1988. №5

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет icon4. Методы психологии Понятие о методе науки. Методология как учение...
Общая характеристика психологии как науки. Понятие предмета и объекта науки. Своеобразие явлений действительности, обозначаемых термином...

1. Методология и методы научного исследования Общая методология в языкознании это учение о принципах исследования науки о языке. Методология определяет iconРефератов по дисциплине «Философия и методология научного знания»
Примерный перечень тем рефератов по дисциплине «Философия и методология научного знания»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов