Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей»




НазваниеРассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей»
страница1/16
Дата публикации02.03.2014
Размер1.59 Mb.
ТипРассказ
zadocs.ru > История > Рассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
История (греч. Ιστορία, «исследование») — общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.В настоящее время слово «история» имеет два значения: 1)рассказ о прошлом; 2)название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.

^ Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й.Гудсблом). Многие учёные, начиная от мыслителей XVIII века (А.Барнав, А. Фергюсон, А. Смит) до современных постиндустриалистов вроде Э. Тоффлера, опирается на экономико-производственные критерии. Периодизация — очень эффективный метод анализа и упорядочения материала. Через периодизацию можно более глубоко показать соотношение развития исторического процесса в целом и отдельных его аспектов. Она обладает большим эвристическим потенциалом, способна придать стройность теории, во многом структурирует её и — главное — даёт ей шкалу измерения. Не случайно многие учёные отмечают большую важность периодизации для исследования истории.

Трипольская культура. Большое значение для изучения энеолита на терртироии Украины играет Трипольская культура. Ареал распространения трипольской культуры в 4-3 тыс. до н.э. - лесостепное Поднепровье, Побужье и Подднестровье, Волынь и степное Причерноморье. Основными отрасялми хозяйство трипольцев были земледелие и скотоводство. Орудие труда изготавливалось в основном из камня, рога и кости. Металических изделий найдено мало. Трипольские племена имели высокоразвитое керамическое производство. Посуду изготовляли разной формы, украшали орнаментом. Среди орнаментальных схем встречаются изображения людей, животных. Особенного развития у трипольцев приобрела лепка. Они вылепливали из глины фигурки женщин, животных, модели жилищ, детские игрушки. Свои жилища трипольцы строили на деревянном каркасе, обмазанных толстым слоем шлины. Были найдены даже двухэтажные дома, в которых один этаж предназначался для хранения инвентаря, другой - для жилья. В свое время первооткрыватель этой культуры В.В. Хвойко провел прямую линию от трипольцев до наших украинцев. Но современные иследования выявили: антропологическое население, которому уступили место трипольцы, не было ему тождественным. Но, не смотря на это, можно с уверенностью утверждать: характерные элементы трипольской культуры - система хозяйства, топография поселений, характер орноментальных мотивов, расписной керамики - органично вошли в культуру украинского народа. Трипольская культура имела исключительное значение в формировании многих этнических черт украинского народа. В украинском ковроделии, гончарстве, вышивках много геометрических и растительных орнаментов, которые очень напоминают орнамент трипольцев. Существовавшая полторы тысячи лет трипольская культура заложила основы земледельческой цивилизации, возможно - созжала основу для появления письменности в виде символов и знаков на керамических изделиях.

В историческое время киммерийцами назывался народ, живший близ Таврического (Киммерийского) пролива. Ныне этот пролив называется Керченским. Название Киммерийский было дано ему греческими колонистами в VI веке до н. э. Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м². С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Ски́фы — ираноязычный народ, доминирующий в понтийской степи в античную эпоху. Информация о скифах происходит преимущественно из «Историй» Геродота и археологических раскопок в степях Украины и России. Скифский язык входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях. Страна, где обитали скифы, веками называлась Скифия, затем меняла название. Слово скифы часто использовалось по отношению ко многим другим народам евразийских степей. Византийские источники часто называют скифами русь. Русские летописи XVII в. считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии. Сарма́ты — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, языги и др.), расселившихся в III веке до н. э.IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная на западе (Сарматия).По другой версии - земледельцы и скотоводы, в зависимости от природных условий, коренное население восточной Европы вплоть до ближайшей Сибири. Смешано со славянскими, финно-угорскими племенами. Либо - прапредки большинства народов современной России. По сей день потомки сарматов живут на террритории России и составляют не менее 80-ти процентов населения России (предположительно). Именуются - по разному, по месту рождения, и у всех - один общий родной язык - русский.

Теории этногенеза. Этногенез - это происхождение народа, его история. Существеут несколько концепций этногенеза укр. народа. 1) Концепция автономистов(родоначальник М. Ф. Маркевич), утвержадющий, что украинцы (малороссы) имеют в фундаменте тюркские корни, а русские (великороссы) - древнеславянские. 2) Концепция советских историков (Б. Рыбаков, В. Мавродин и др.), по которой русские, украинцы и белорусы имеют общий этнический фундамент - дервнерусскую народность. 3) Концепция дореволюционных русских историков (Н.Карамзин, В.Татитцев, С.Соловьев, В.Ключевский), по которой украинцы - часть русского народа. 4) Автохтонно-автономическая, по которой украинцы - автохтонны (коренные жители) с 4 тыс. до н.э. и их этнической базой являются трипольцы. 5) Концепция Н.Костомарова и М.Грушевского, по которой украинцы - самостоятельный этнос, вышедший из общего восточно-славянского корня, но шедший в своем развитии автономными путями. На мой взгляд существование столь различных мнений по этому поводу объясняется тем, что, установить достоверно этот факт невозможно(по археологическим находкам, каким-либо письменным документам), в связи с чем, историки, создавая гипотезы, исходили из иделогоии того исторического периода, к которому принадлежали. Так, в дореволюционные времена - времена Российской империи за основу брался русский народ; в советское же время русские, украинцы и белорусы были провозглашены народами-братьями, в соответствии с чем они имели, по концепции, общий этнический фундамент - древнерусскую народность и так далее. Украинский народ, обладающий общностью этнического самосознания языка и культуры, территориально входит в более или менее крупные историко-культурные подразделения, сформировавшиеся в результате исторического развития.


Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины. Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат. Наиболее ранний древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» излагает образование Руси на основании сохранившихся преданий спустя 250 лет после самих событий, датируя их 862 годом. Союз северных народов, в который входили славянские племена словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны (см. статью Призвание варягов). По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Эта версия подтверждается археологическими поисками. В то время, как существование поселения Ладога отмечается с середины VIII века, в самом Новгороде отсутствует культурный слой старше 30-х годов X века. Зато подтверждено местонахождение княжеской резиденции в так называемом Рюриковом городище, возникшем в первой половине IX века недалеко от Новгорода. По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году, его столица была перенесена в Киев князем Олегом, преемником Рюрика. Олег убил киевских князей Аскольда и Дира, объединив в единое государство новгородские и киевские земли. Позднейшими историками этот период был обозначен, как времена Древней или Киевской Руси (по местонахождению столицы).

Внутренние предпосылки образования древнерусского государства.

Предпосылки: 1.Расселение восточных славян. 2. Создание союзов восточно-славянских племен (крупнейший - союз полян) 3.Борьба союзов восточнославянских племен с соседними племенами за свою территорию. 4.Образование четкой границы расселения славян 5. Дальнейшее развитие ремесла, торговли, скотоводства и земледелия.6. Строительство городов.7.Разделение общества на группы (классы) богатых и бедных. Формирование знатных землевладельцев. 9.Появление новых социальных отношений - феодальных. Система хозяйствования восточных славян основывалась в основном на земледелии. Вспомогательную роль играли развитое скотоводство и сельские промыслы. На протяжении VII—IX в.в. значительно совершенствуется техника земледелия. (Распространение железных серпов, кос-горбуш, ручных жерновов. Расширение ассортимента выращиваемых злаков (начинают активно культивироваться пшеница ячмень, рожь, овес). Зимний месяц - рубили лес, назывался «сечень» (от слова «сечь» — рубить). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу. Чаще всего сеяли просо, но были известны и другие злаки — пшеница, ячмень и рожь. Из овощей - репа. Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы — вресень (от слова «врещи» — молотить). Названия месяцев связаны с земледельческими работами (первостепенное значение земледелия в хозяйстве). Повышение производит-ти труда и увеличение производства дополнительного продукта способствовали кардинальным изменениям в социальной сфере. Земля, в первую очередь пахотные наделы, и результаты работы на ней всё чаще начали переходить в собственность отдельных семей, которые становились своеобразными хозяйственными единицами общества. Постепенно разворачивается процесс распада родовых патриархальных связей и происходит переход к соседской территориальной общине. Развитие ПС способствовало социальному расслоению, разложению родственно-общественного строя, формированию феодальной системы. Военная и племенная знать всё больше концентрирует в своих руках деньги, ценности, богатства, использует труд рабов и обедневших общинников (смердов). Зарождается, а потом углубляется классовая дифференциация - землевладельцы превращаются в феодалов, а свободные общинники трансформируются в феодально-зависимое население, что создает условия для активного процесса образования государства. В IV—VII в. у восточнославянских племен идет значительное расширение ремесел: железообрабатывающего, ювелирного, гончарного. Самым развитым были обработка железа и металлообработка, т.е. именно те отрасли, которые определяли уровень развития общества, его способность к прогрессивным изменениям, т.к. именно от них зависело состояние двух основных сфер жизнеобеспечения - земледелия и военного дела. Прогрессивные изменения в развитии ремесла обусловили углубление ОРТ, обмела как между общинами, так и внутри общин, что способствовало активизации торговли и возникновению и увеличению количества постоянных поселений, в которых производился междуобщинный обмен, - „градов". Отделение ремесла от сельского хозяйства, зарождение товарного производства в VIII—X в.в. способствовали активизации не только внутреннего обмена, но и расширению внешней торговли. К тому же торговля способствовала процессу образования государства, как бы «сшивая» в одно целое кусочки земель славянских соседских территориальных общин.

^ Причины и последствия Крещения Руси

Основные причины: 1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства. Крещение Руси - введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в кон. X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.

Введение христианства сыграло огромную роль в последующей исторической судьбе украинского народа. Находясь на распутье между христианским Западом и мусульманским Востоком, Киевская Русь окончательно связала себя с Европой. Христианство ввело Русь в круг европейских государств, а правящую киевскую династию – в среду христианских королевских семей.

Христианская церковь, насчитавшая уже в те времена почти 1000-летнию историю, принесла на Русь свою систему внутреннего порядка, которая повлияла на формирование феодальной и государственной иерархии Руси. Православие стало надежной почвой для формирования могущественного централизованного государства.

Христианство уничтожило языческое племенное многобожие, способствовало политическому и культурному объединению восточнославянских племен, а, следовательно, формированию украинского этноса. С христианством в Киевскую Русь пришла письменность, книжное искусство (изготовление пергамента и бумаги, переписывание и оформление книг), церковное хоровое пение, развилась архитектура, каменное строительство, художественные ремесла мозаики и изготовление стекла, фрески, иконопись и др.

Церковное богослужение предполагало наличие грамотных людей, поэтому начинают появляться школы, а монастыри становятся центрами образование и летописания. В них создаются библиотеки.

Христианская мораль оказала влияние на формирование писанного права Руси, смягчая наказания за преступление, проповедуя смирение и покорность.

Принятие христианства способствовало увеличению международного авторитете государства.

В то же время утверждение христианства на Руси в его восточном, православно-византийском варианте, обусловило будущее противостояние и конфликты между православными украинцами и их западными соседями-католиками: поляками и литовцами.
^ Га́лицко-Волы́нское кня́жество (лат. Regnum Galiciae et Lodomeriae, Regnum Rusiae — королевство Галичины и Владимирии, королевство Руси; 11991392) — юго-западное древнерусское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем. Со второй половины XIII века стало королевством.Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода феодальной раздробленности Руси. В его состав входили Галицкие, Перемышльские, Звенигородские, Теребовлянские, Волынские, Луцкие, Белзкие, Полесские и Холмские земли, а также территории современного Поляшья, Подолья, Закарпатья и Бессарабии.Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными врагами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века — также Золотая Орда и Литовское княжество. Для защиты от агрессивных соседей Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденомVI-VII веках на территории современных Галиции и Волыни существовали мощные родоплеменные союзы [8]. В начале VII века упоминаются дулебы, а в конце того же века — бужане, червяне, уличи и белые хорваты, земли которых включали по 200—300 поселений. Центрами племенных политических объединений были укреплённые «грады». Известно, что хорваты и дулебы выступали «толковинами», то есть союзниками русинов в походе Олега на Византию 907 года.Историки допускают, что в начале 60-х годов X века земли Галиции и Волыни были присоединены к Киевской Руси Святославом Игоревичем, но после его смерти в 972 году были присоеденены соседним Королевством Польским.[9] В 981 году его сын, Владимир Святославич, снова занял эти земли, включая Перемышль и Червен. В 992 году он покорил белых хорватов и окончательно подчинил Руси Подкарпатье. В 1018 польский король Болеслав Храбрый воспользовался межусобицами русских князей и захватил Червенские города. Они пребывали под его властью 12 лет, пока Ярослав Мудрый не вернул их в походах 10301031 годов. Далее с Польшей был заключён мир, который закреплял за Русью Червен и Перемышль.
^

Образование единого княжества


Объединение Галиции и Волыни было совершено волынским князем Романом Мстиславичем, сыном Мстислава Изяславича. Воспользовавшись беспорядками в Галиции, он впервые занял её в 1188 году, но не смог удержать под натиском венгров, которые также вторглись в галицкую землю по просьбе местных бояр. Во второй раз Роман присоединил Галицию к Волыни в 1199 году, после смерти последнего галицкого князя Владимира Ярославича из рода Ростиславичей. Он жёстко подавил местную боярскую оппозицию, которая сопротивлялась его попыткам централизовать управление, и этим положил основу для создания единого Галицко-Волынского княжества.Одновременно Роман вмешался в борьбу за Киев, который получил в 1204 году, и принял титул Великого князя Киевского. В 1202 и 1204 годах он совершил несколько успешных походов на половцев, чем завоевал популярность среди простого населения. Галицкий летописец-современник назвал его «великим князем», «самодержцем всея Руси» и «царём в Русской земле».[13] Погиб в битве под Завихостом в 1205 году

Галицко-Волынское княжество пришло в упадок из-за целого ряда причин. Основным внутренним фактором начала упадка княжества стало то, что со смертью Андрея и Льва Юрьевичей, а также Владимира Львовича в 1323 году в княжестве прервалась правящая династия Рюриковичей (Романовичей); это привело к тому, что власть бояр в государстве значительно усилилась, и севший в 1325 году на галицко-волынский стол Болеслав Тройденович уже находился в куда большей зависимости от боярской аристократии, чем его предшественники Рюриковичи. Также большую роль в падении Галицко-Волынского государства сыграла сложившаяся в середине XIV века внешнеполитическая ситуация: в то время, когда соседние Польское королевство и Великое княжество Литовское находились на подъеме, Волынь и Галиция все еще оставались в вассальной зависимости от Золотой Орды. В 1349 году польский король Казимир захватил Галицию, после чего Галицко-Волынское княжество потеряло территориальное единство. В 1392 году Галиция и Волынь были разделены между Польшей и Литвой, что положило конец существованию Галицко-Волынского княжества, как единого политического целого.

^ Украина в составе Литовского государства в (1340 - 1648 годах).

Параллельно с ослаблением украинских княжеств после нападения кочевников в 13 - 14 веках, на севере, над Балтикой, оформилось новое государство - Литва, которое не только объединило литовские племена, но и начало наступать на белорусские, а после и на украинские земли.

В середине 13 века, после образования литовского государства литовский князь Мендовиг (1230 - е годы) занял Черную Русь (Новгород) и Полоцкое княжество, что привело к столкновению с князем Данилой Романовичем. Но в 1254 году был заключен мир, и Мендовг даже выдал свою дочь за сына Данилы Шварна, который недолго (266 - 1269) владел частью литовских и белорусских земель. Междоусобная борьба привела литовское государство к распаду. Снова объединил его князь Гедимин (1316 - 1341), присоединив часть белорусских и украинских земель. Он занял Менщину (Минск), Берестенщину, Волынь, Турово - Панщину и северную Киевщину. Избрав в 1323 году своей столицей Вильно, Гедимин начал называть себя королем литовским и русским. Для укрепления своего государства завязал родственные отношения с украинскими и белорусскими князьями, способствовал расширению украинской культуры в Литве. Сын Гедимина Любарт возглавлял украинские силы в борьбе против Казимира 3.

При князе Ольгерде Литва расширила свои владения на северные и центральные украинские земли. Это было проведено почти без насилия, так как местные князья были ослаблены внутренней раздробленностью и постоянной борьбой с татарами. Ольгерд присоединил сначала Чернигово - Северскую землю, а в 1362 году - Киев и Киевщину, а также Переяславщину. Именно здесь он столкнулся с татарами, которых он разбил в 1363 году под Синими Водами. После этого Литва заняла Подолье. При Ольгерде территория Великого Княжества Литовского состояла на 90% из украинских и белорусских земель. До 1385 года украинцы имели равные права с литовцами. Украинские князья входили в состав великокняжеского совета, занимали высокие посты в войске и администрации. Украинский язык был государственным языком, украинское образование, культура, право господствовали в литовском государстве. Православная церковь была господствующей, из 12 сыновей Ольгерда 10 были православными.

После смерти Ольгерда к власти пришел его младший сын Ягайло (1377 - 1392), который из-за внешней угрозы (немецкий орден и Московское княжество) начал сближение с Польшей. Он женился с польской королевой Ядвигой и заключил в Крево союз (унию) с Польшей. Согласно этого союза Ягайло становился польским королем, оставаясь при этом великим литовским князем. В Литве усилилось влияние польской шляхты. В 1385 году Ягайло перешел в католичество.

Его политика вызвала противодействие литовско-украинской оппозиции, которую возглавил Витовт(1392 - 1430), племянник Ольгерда, которому тот отдал Литву. Витовт сменил администрацию страны, расширил границы княжества между Днестром и Днепром до самого Черного моря. Однако, потерпев поражение от татар под Ворсклой в 1399 году, он прекратил движение на восток и был вынужден искать соглашения с Ягайлом. В 1413 году в Городле была заключена новая уния, которая ограничивала участие православных в государственном управлении.

Против этого выступил брат Ягайло - Свидригайло, который опирался на украинский и белорусских князей и выступал против сближения с Польшей. После поражения Свидригайло в битве у реки Святой князем Литвы стал Жигмонт (1435 - 1440), который проводил политику сближения с Польшей. Часть русских князей создали против него заговор и казнили его. Его приемником стал Казимир Ягеллончик, который вначале помогал украинским князьям, но потом также стал проводить политику сближения с Польшей.

В конце 15 века на юге Украины появляется новое государство - Крымская орда, которая отделилась от Золотой Орды и в 1475 году стала вассалом Турции. В 1485 году крымский хан Менгли - Гирей, подкупленный великим московским князем Иваном 3, нападает на Киев и убивает, уводит в рабство многих украинцев. С этих пор крымские татары постоянно нападают на Украину и Литву. Литва начинает искать помощи у Польши. Иногда литовский князь становился также польским королем, как это было при Жигмонте 1 (1506 - 1548) и Жигмонте 2 Августе (1548- 1572).

Борьба против татарской угрозы и Москвы, вынудили Литву заключить новую унию. В 1569 году на сейме (собрании) в Люблине было обсуждено создание реального союза Польши и Литвы и 1 июля Люблинская уния была подписана. Согласно этой унии Польша и Литва организовывали объединенное государство - Речь Посполитую, с одним монархом, королем польским и великим князем литовским, совместной внешней политикой, монетой и правом. Великое Княжество Литовское сохраняло автономию с отдельным правительством и администрацией, судом, финансами, войском, законами. При этом были проведены также территориальные изменения: к Польше было присоединена большая часть украинских земель, а именно: Подляшье, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Киевщина. В составе Литвы из украинских земель оставалась только часть Берестейщины и Пинщины.

^ Брестская уния 6 октября 1596 года — объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины. Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово всегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей, а также в официальной советской историографии. Последствия: православная церковь запрещается. (остальное придумывать).

Административно-политическое устройство Украин­ского казацкого государства середины 17 в. На протяжении лета — осени 1648 г. на освобождённых украинских землях были созданы украинские центральные и местные органы власти, судебные учреждения, введён новый принцип административно-терри­ториального деления; постепенно складывалась новая социально-эконо­мическая структура. Следовательно, уже до конца 1648 г. существовало Укра­инское казацкое государство — Гетманщина. Власть в казацком государстве принадлежала старшине. Высшим законодательным органом была Генеральная рада — общая рада всего войска. Впоследствии её функции стала выполнять Старшинская рада, со­стоявшая из полковников и генеральной старшины. Исполнительная и судебная власть сосредоточивалась в руках гетмана. Он, в частности, созывал Генеральную и Старшинскую рады, из­давал универсалы, принимал участие в судопроизводстве (именно при гетма­не функционировал Генеральный войсковой суд), организовывал финансо­вую систему, по решению рады начинал войну, вёл мирные переговоры, руководил дипломатическими связями с другими государствами и разведы­вательной службой, был главнокомандующим вооружённых сил. Руководить всеми делами внутреннего управления и заграничными сно­шениями гетману помогала генеральная старшина, которая фактически была кабинетом министров и одновременно генеральным военным шта­бом. В её состав входили: генеральный писарь, генеральный обозный, два генеральных есаула, два генеральных судьи. Территория казацкого государства согласно условиям Зборовского дого­вора состояла из земель бывшего Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. Столицей и гетманской резиденцией стал г. Чигирин. Вся территория Украинского государства в 1649 г. разделилась на 16 полков: на Правобережье — 9, на Левобережье — 7. Центром полка был один из значительных городов полковой территории. Во главе каждого пол­ка стоял полковник, который либо избирался на полковой раде, либо на­значался гетманом. Территория полка, в свою очередь, разделялась на 10—20, а то и более сотен. Сотни, так же как и полки, были неодинаковыми по размерам. Воен­но-административную власть на территории сотен осуществляли сотники. Административными центрами сотен были города, местечки и большие села. В казацком государстве действовала своя система судопроиз­водства. Она состояла из Генерального, полковых и сотенных судов. Выс­шим судебным учреждением был Генеральный войсковой суд при гетмане. Он рассматривал апелляционные дела полковых и сотенных судов, а также некоторые дела, с которыми просители обращались непосредственно к гетману. Становление Украинского казацкого государства — Гетманщи­ны происходило на фоне глубоких сдвигов в хозяйственной и обще­ственной жизни. Были ликвидированы крупное и среднее светское земле­владение, фольварочно-панщинная система хозяйства, крепостная зависи­мость. Взамен формировалась казацкая, крестьянская, а также государствен­ная собственность на землю. Это повлекло существенные изменения в соци­альной структуре общества. Они проявились, прежде всего, в отсутствии шляхетско-магнатского сословия, уменьшении численности мелкой шляхты; ведущую роль в жизни общества стало играть казацкое сословие. Бесспорным завоеванием казацкого государства была личная сво­бода абсолютного большинства крестьян и мещан, которые имели возможность свободно вступать в казацкое сословие. Положение мещан улучшалось ещё и благодаря тому, что в городах были ликвидирова­ны засилье иностранцев и национально-религиозные препятствия для заня­тий ремёслами, промыслом, торговлей и для участия в организации самоуп­равления.

^ Национально-освободительная война 1648-1654 гг.

Движущие силы: Украинская шляхта и казачество как наиболее организованная и подготовленная и военном отношении часть населения Украины. Это было ядро, костяк армии; Крестьянство как основная масса, но слабо организованная и обученная. Выступали против нац. Религ. Соц. гнета, крепацтва, эксплуатации.; Мещане – немалая роль в национально-освободительной и социальной борьбе. Православное духовенство – брали непосредственное участие в войне, в гос. Деятельности.

Б.Хмельницкий как мозг восстания, объединяющая сила.

То есть, в освободительной борьбе брали участие представители всех классов украинского общества, но главными движущими силами были казаки, крестьяне и мещане. Вхождение Укр. В Россию

В период 1652-1657 гг. началось осложнение международного и внутреннего состояния Украины. К усложнению международного положения Украины привела молдавская политика Хмельницкого. Против включения Молдавии в сферы политических интересов Украины вступили Османская империя, Валахия, Трансильвания. Сформировалась антиукраинская коалиция во главе с РП.

Осложнение внутреннего положения Украины стало результатом долгих войн, которые привели к существенным человеческим потерям, ухудшению экономики и другое. В этой ситуации гетман и старшина все больше убеждались в том, что без надежной помощи извне невозможно обеспечить победу над поляками и сохранить казацкое государство. Такую помощь можно было получить от Турции или Москвы. Старшина больше одобряла союз с Москвой, идея такого союза поддерживалась широкими массами населения. Определялось это принадлежностью москвичей и украинцев к православной вере, близостью языков, культур. Украинская сторона с 1648 г. Неоднократно обращалась к Москве с просьбой про помощь. Москва реагировала осторожно, ожидая, пока казаки и поляки не ослабят друг друга. В 1653 г. Хмельницкий обратился к царю с конкретными пропозициями тесного союза, грозя, что подпишет союз с Турцией. Царь Алексей Михайлович срочно собрал Земский собор, который 11 октября 1653 г. Принял решение про принятие Войска Запорожского под протекторат московского царя. 8 января 1654 г. В Переяславле состоялась Военная Рада, которая приняла решение про переход Украины под покровительство царя. Были приняты Переяславские статье, которые определяли условия присоединения Украины к Москве, ратифицированные в «Мартовских статьях». Гос-во Хмельн. В январе 1649 г. Во время переговоров с королевским посольством в Переяславле гетман впервые предложил идею создания Украинского суверенного государства. Польское правительство не воспринимало идею украинской государственности и надеялось ценой определенных поступков поставить Украину в зависимость. На украинских землях, которые находились в сфере влияния Хмельницкого (Киевская, Черниговская, Брацлавские воеводства, Волынь и Подолье) продолжали процесс формирования Украинского государства. К сожалению, за границами процесса остались западные земли.

^ Оценка деятельности Хмельницкого. Среди историков никогда не было единства в оценке деятельности Хмельницкого. Современники оценивают его как настоящего национального героя, про него составляют песни и думы.

В XVIII-XIX в. с увеличением зависимости Украины от России Хмельницкому начали давать более умеренные и неоднозначные оценки. Шевченко укоряет его за то, что отдал Украину под покровительство России. «Аминь тебе, великий муж. Великий, славный! Но не уж…»Но большинство украинских историков пришли к выводу, что главная заслуга Хмельницкого в возрождении украинской государственности, и что без него не настала бы новые часы украинского независимого государства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconБратство кольца
«Туда и Обратно», как нельзя лучше соответствующий рассказу о путешествии на Восток и возвращении в родные места, а главное – о Приключении,...

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconРассказ пойдёт о 2 ом сезоне аниме “Стальной алхимик”. Тут братья...
Рассказ пойдёт о 2 – ом сезоне аниме “Стальной алхимик”. Тут братья Элрики встречают девушку, которая совершенно ничего не помнит....

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconКнига, написанная совместно с друзьями и соперниками
Львовым, — это не только рассказ о ярких событиях из жизни знаменитого футбольного вратаря, но и наблюдения, заметки о выдающихся...

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconАфериста
Реальные истории из жизни улан-удэнской молодежи. Дерзкие финансовые аферы, круговорот фортуны, любовь и разлука, рестораны и изоляторы,...

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconСтатья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т п
Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «ин­формационное сообщение» или «оперативная информация». Цель таких сообщений...

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconВопросы к экзамену по курсу «Логопедия с историей»
«Логопедия с историей» для студентов 5 курса, дневная форма обучения, педагогический факультет

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconКнига -описание Восточной Войны, выпущенная в 1872 году, оказывается,...
Но прежде чем я начну рассказ – конечно же во многом о предположительных событиях 19 века и ни только 19-го века, я выставляю на...

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconКнига рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей...
Ленинградского и Волховского фронтов и дойдя вплоть до Берлина, он чудом остался жив. «Воспоминания о войне» — попытка освободиться...

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconГазарян С. С. Г13 Рассказ о гитаре
Рассказ об одном из самых популярных струнных щипковых музыкальных инструментов — гитаре

Рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» iconПоэзией Востока и историей искусств
Катя По, 24 года, пишет с 11-ти лет, закончила Московский художественный институт, по специальности дизайн интерьера и ландшафта....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов