Скачать 59.15 Kb.
|
Лекция Жуковой от 07.11.2013. Методы обучения истории. Метод – это:
Классификация методов. По Якову Каменскому (начало 20 века Критерий – способ предъявления материала. Или – источник знания. В большинстве случаев источник знаний у нас – устный рассказ учителя). По Каменскому:
60-е – переосмысление. 70-ые – идея о развивающемся обучении. Учащиеся растут, и надо учитывать изменяющуюся психологию. ^ . 1) объяснительно-иллюстративный метод. 2) репродуктивный метод (объяснительно-иллюстративный. Объяснил – переспросил). 3) Проблемное изложение. 4) Частично-поисковый метод (эвристический) 5) Исследовательский (ориентирован на д/з) Классификация логически последовательна, но их упрекали за то, что они переоценивали исследовательские способности учащихся. Для исследовательской деятельности появились синонимы – поисковая или учебно-исследовательская деятельность. ^ . Здесь классификация по познавательной деятельности учащихся – тождество между процессом познания и процессом познания в обучении. 1) Метод создания исторических представлений и оценочных понятий. 2) Метод формирования общих абстрактных исторических понятий. 3) Метод раскрытия диалектики исторического развития 4) Метод устанавливающий связь между прошлым и современностью ^ 1)Методы изучения условий материальной жизни общества 2)Методы формирования понятий об обществе и государстве 3)Методы изучения истории войн 4)Методы изучения роли народных масс и исторических личностей 5)Методы изучения истории культуры 5)Методы изучения хронологии и развития представлений об историческом времени, локализации исторических явлений в пространстве ^ 1) Метод устного обучения 2) Метод обучения по печатным текстам (словесно-письменный метод) 3) Метод наглядного обучения 4) Практический метод Гора рассматривал деятельность учителя и учащихся на 2 уровнях: репродуктивная деятельность (учитель приобретает роль источника знаний), поисковая (самостоятельная деятельность учащихся). В классификации нет логической последовательности: 4 группа требует обращения к 3 предыдущим методам – это средство. Также по Вагину: ^ 1. одинаковые факты 2. главные исторические факты Главные исторические факты не повторяются или повторяются редко. А есть факты повторяющиеся, очень похожие. Например, денежная реформа. Их много, а отмена крепостного права всего одна. ^ Исторические представления, исторические понятия, исторические закономерности, теоретические выводы Методы делятся: По источнику знаний: - словесный - наглядный - практический ^ : - изложение - беседа и диалог - самостоятельная работа По конкретно-дидактическим задачам: - подготовка к восприятию - объяснение - закрепление материала ^ : - репродуктивный - проблемно-поисковый - исследовательский По характеру направления мысли от незнания к знанию: - индуктивный метод - дедуктивный - синтетический (комплексный) При выборе метода обучения учитель должен руководствоваться тем, что будут достигнуты соответствующие цели урока – познавательная, развивающая и образовательная задача. Выбранный метод должен соответствовать содержанию учебного материала. Методы должны соответствовать формам организации деятельности учеников - групповая или индивидуальная форма работы. Методы должны соответствовать реальным возможностям ученика - не только возможность ученика обучению, но и наличие дидактических материалов. Выбираем метод исходя из условий работы. В настоящее время на смену мономоделям приходят 2-3-4-мерные модели классификаций (объединяются классификации Горы и Вагина и Лернера и Скаткина) – наряду с типологией урока характеризуются методы. Эти методы могут быть использованы в преподавании любых учебных дисциплин. Метод – абстрактное понятие, безразличное к содержанию учебного предмета. ^ К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа, синтетический метод. Рассказ включает картинное описание, характеристику (краткую, сравнительную, описательную), последовательное рассуждение с целью формирования самостоятельных выводов. ^ включает последовательное теоретическое рассуждение, анализ, систематизацию и последовательное обобщение с опорой на исторический материал. Беседа представляет собой диалоговую форму устного обучения с тщательно продуманной системой вопросов (подразумевающих короткий и чёткий ответ), заставляющую учеников быт активными и может быть: - вводной - эфристической - контрольной - заключительной ^ представляет собой совмещение лекции и беседы. Вагин выделяет в устном методе обучения: Функции: - повествовательно-описательную - логическую - организационную Приёмы: - сообщение (отличается отсутствием характеристик и конспективностью) - повествование (содержит сюжетную линию, логику и связь событий) - характеристика - объяснение - рассуждение Достоинства: - Информация предоставляется в том объеме, в котором учащиеся могут ее освоить - Не расчленённость (восстановление исторического прошлого в довольно целостном положении) Недостатки: - не возвратность знаний (трудно оценит степень усвоения и понимания материала учащимися) Шоган считает, что лекция и беседа – это только формы, различающиеся по степени вовлечения учащихся. |
![]() | Общее сравнение методов разработки алгоритмов: Метод грубой силы («в лоб»), Метод декомпозиции, Метод уменьшения размера задачи,... | ![]() | Чения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно... |
![]() | Метод обучения – способ теоретического и практического овладения учебным материалом, исходящий из задач образования, воспитания и... | ![]() | Тема: методы и формы обучения как средства активизации познавательной деятельности подрастающего поколения |
![]() | В чистом виде методы на уроке не встречаются, т к любое действие – многоаспектное; методы всегда ориентированы на цель урока; метод... | ![]() | Методы вп. Метод изучения продуктов деятельности. Близнецовый метод. Биографический метод |
![]() | Общая характеристика содержания, образовательно-воспитательные и развивающие цели обучения истории | ![]() | А. Классический; Метод формакологического воздействия; Клинический; Электро-физиологический; Метод условных рефлексов |
![]() | Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Термин “метод” происходит от греческого слова “methodos”, что означает... | ![]() | У каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) свой круг проблем. У политологов сфера политики; у истории... |