Методы обучения истории. Метод




Скачать 59.15 Kb.
НазваниеМетоды обучения истории. Метод
Дата публикации08.03.2014
Размер59.15 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > История > Лекция
Лекция Жуковой от 07.11.2013.

Методы обучения истории.

Метод – это:

  1. способ работы учителя и учащегося, с помощью которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся и развиваются их познавательные способности.

  2. Определение Данилова. Метод - это логический способ, через который учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками. Данилов предлагает учить детей анализу, синтезу, сравнению, дедукции и индукции.

Классификация методов.

По Якову Каменскому (начало 20 века Критерий – способ предъявления материала. Или – источник знания. В большинстве случаев источник знаний у нас – устный рассказ учителя).

По Каменскому:

  1. Словесный метод обучения

  2. Метод наглядного обучения

  3. Практический метод. (Реже всего. А чаще всего он применяется в начале обучения русскому и иностранному языку, когда вы прописи пишете).

60-е – переосмысление. 70-ые – идея о развивающемся обучении. Учащиеся растут, и надо учитывать изменяющуюся психологию.

^ Лернер и Скаткин предложили свою классификацию. В основе классификации – уровень познавательной деятельности учащихся.

1) объяснительно-иллюстративный метод.

2) репродуктивный метод (объяснительно-иллюстративный. Объяснил – переспросил).

3) Проблемное изложение.

4) Частично-поисковый метод (эвристический)

5) Исследовательский (ориентирован на д/з)

Классификация логически последовательна, но их упрекали за то, что они переоценивали исследовательские способности учащихся. Для исследовательской деятельности появились синонимы – поисковая или учебно-исследовательская деятельность.

^ Классификация по Карцеву. Критерий – формирование исторических знаний. Здесь классификация по познавательной деятельности учащихсятождество между процессом познания и процессом познания в обучении.

1) Метод создания исторических представлений и оценочных понятий.

2) Метод формирования общих абстрактных исторических понятий.

3) Метод раскрытия диалектики исторического развития

4) Метод устанавливающий связь между прошлым и современностью

^ Стражев – дидактический подход, изучение важных сторон общественной жизни.

1)Методы изучения условий материальной жизни общества

2)Методы формирования понятий об обществе и государстве

3)Методы изучения истории войн

4)Методы изучения роли народных масс и исторических личностей

5)Методы изучения истории культуры

5)Методы изучения хронологии и развития представлений об историческом времени, локализации исторических явлений в пространстве

^ Вагин и Гора предложили классификации по источнику знаний.

1) Метод устного обучения

2) Метод обучения по печатным текстам (словесно-письменный метод)

3) Метод наглядного обучения

4) Практический метод

Гора рассматривал деятельность учителя и учащихся на 2 уровнях: репродуктивная деятельность (учитель приобретает роль источника знаний), поисковая (самостоятельная деятельность учащихся). В классификации нет логической последовательности: 4 группа требует обращения к 3 предыдущим методам – это средство.

Также по Вагину:

^ Группы фактов, которые выделяет Вагин:

1. одинаковые факты

2. главные исторические факты

Главные исторические факты не повторяются или повторяются редко. А есть факты повторяющиеся, очень похожие. Например, денежная реформа. Их много, а отмена крепостного права всего одна.

^ Группы фактов, которые выделяемые Гором:

Исторические представления, исторические понятия, исторические закономерности, теоретические выводы

Методы делятся:

По источнику знаний:

- словесный

- наглядный

- практический

^ По степени взаимодействия учителя и учащегося:

- изложение

- беседа и диалог

- самостоятельная работа

По конкретно-дидактическим задачам:

- подготовка к восприятию

- объяснение

- закрепление материала

^ По степени самостоятельности мышления:

- репродуктивный

- проблемно-поисковый

- исследовательский

По характеру направления мысли от незнания к знанию:

- индуктивный метод

- дедуктивный

- синтетический (комплексный)

При выборе метода обучения учитель должен руководствоваться тем, что будут достигнуты соответствующие цели урока – познавательная, развивающая и образовательная задача. Выбранный метод должен соответствовать содержанию учебного материала. Методы должны соответствовать формам организации деятельности учеников - групповая или индивидуальная форма работы.

Методы должны соответствовать реальным возможностям ученика - не только возможность ученика обучению, но и наличие дидактических материалов. Выбираем метод исходя из условий работы.

В настоящее время на смену мономоделям приходят 2-3-4-мерные модели классификаций (объединяются классификации Горы и Вагина и Лернера и Скаткина) – наряду с типологией урока характеризуются методы. Эти методы могут быть использованы в преподавании любых учебных дисциплин. Метод – абстрактное понятие, безразличное к содержанию учебного предмета.

^ Словесные методы обучения.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа, синтетический метод.

Рассказ включает картинное описание, характеристику (краткую, сравнительную, описательную), последовательное рассуждение с целью формирования самостоятельных выводов.

^ Школьная лекция включает последовательное теоретическое рассуждение, анализ, систематизацию и последовательное обобщение с опорой на исторический материал.

Беседа представляет собой диалоговую форму устного обучения с тщательно продуманной системой вопросов (подразумевающих короткий и чёткий ответ), заставляющую учеников быт активными и может быть:

- вводной

- эфристической

- контрольной

- заключительной

^ Синтетический метод представляет собой совмещение лекции и беседы.

Вагин выделяет в устном методе обучения:

Функции:

- повествовательно-описательную

- логическую

- организационную

Приёмы:

- сообщение (отличается отсутствием характеристик и конспективностью)

- повествование (содержит сюжетную линию, логику и связь событий)

- характеристика

- объяснение

- рассуждение

Достоинства:

- Информация предоставляется в том объеме, в котором учащиеся могут ее освоить

- Не расчленённость (восстановление исторического прошлого в довольно целостном положении)

Недостатки:

- не возвратность знаний (трудно оценит степень усвоения и понимания материала учащимися)

Шоган считает, что лекция и беседа – это только формы, различающиеся по степени вовлечения учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методы обучения истории. Метод iconПеречень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Программирование»
Общее сравнение методов разработки алгоритмов: Метод грубой силы («в лоб»), Метод декомпозиции, Метод уменьшения размера задачи,...

Методы обучения истории. Метод icon14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения....
Чения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно...

Методы обучения истории. Метод iconМетоды обучения и их классификация
Метод обучения – способ теоретического и практического овладения учебным материалом, исходящий из задач образования, воспитания и...

Методы обучения истории. Метод iconИсследование, способ, путь к достижению цели. Метод обучения
Тема: методы и формы обучения как средства активизации познавательной деятельности подрастающего поколения

Методы обучения истории. Метод icon1. мпи как наука. Факторы процесса обучения
В чистом виде методы на уроке не встречаются, т к любое действие – многоаспектное; методы всегда ориентированы на цель урока; метод...

Методы обучения истории. Метод iconВопросы к экзамену по Возрастной психологии
Методы вп. Метод изучения продуктов деятельности. Близнецовый метод. Биографический метод

Методы обучения истории. Метод iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения истории»
Общая характеристика содержания, образовательно-воспитательные и развивающие цели обучения истории

Методы обучения истории. Метод icon2. Перечислите основные методы исследования внд у человека
А. Классический; Метод формакологического воздействия; Клинический; Электро-физиологический; Метод условных рефлексов

Методы обучения истории. Метод iconЭто, с одной стороны, методы преподавания, а с другой учения (сообразно...
Эти виды деятельности они и ста­ли называть методами обучения. Термин “метод” происходит от греческого слова “methodos”, что означает...

Методы обучения истории. Метод iconТема 1 предмет и метод экономической теории
У каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) свой круг проблем. У политологов сфера политики; у истории...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов