Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений
страница1/12
Дата публикации09.03.2014
Размер1.65 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Археология

С.В. Дробышевский

Учебно-методическое пособие

для студентов высших учебных заведений

Оглавление


1. Введение в археологию 3

2. Нижний палеолит 7

3. Средний палеолит 13

4. Верхний палеолит 18

5. Мезолит и неолит Северной Евразии 24

6. Неолит и энеолит Ближнего Востока и Южной Азии 29

7. Энеолит, халколит и бронзовый век Северной Евразии 34

8. Бронзовый и ранний железный век Ближнего Востока, Египта, Китая, Индии и Средиземноморья, культуры субсахарской Африки 40

^ 9. Античность и ранний железный век Южной Европы, Северной Африки, Западной и Южной Азии 56

10. Античность и ранний железный век Северной Евразии 68

11. Археология поздних периодов Америки и Океании 72

Рекомендованная литература 81



^

1. Введение в археологию



Археология – наука, изучающая историю человеческого общества по памятникам материальной культуры. Можно кратко определить археологию как историю вещей.

Часто археологию понимают как "доисторию", изучающую культуры, для которых не известны письменные свидетельства – до античности или до средневековья. "Доисторию" иногда подразделяют на "праисторию" – историю безписьменных времён, до появления письменности, и "параисторию" – историю безписьменных культур, существовавших уже в письменное время. Впрочем, реально археологи часто изучают и письменные культуры, даже весьма близкие к нам по времени – античность, средневековье и даже новое время. При этом получаются данные о таких элементах культуры, о которых не говорят никакие письменные источники или же данные, уточняющие, подтверждающие или опровергающие материалы этих источников.

^ Предмет археологии – материальная культура.

Задачи археологии – обнаружение, сохранение, описание и интерпретация истории материальной культуры, выявление общих закономерностей и причин появления специфики в материальной культуре.

Данные археологии принципиально важны для понимания мировой истории, поскольку подавляющая её часть не нашла отражения в человеческой памяти и не зафиксирована письменно.
^ Краткий исторический обзор развития археологии. Археология как наука прошла четыре основных периода.

I. Начальный этап – "антикварианизм", коллекционирование предметов искусства и древних надписей – с XVII века до начала XIX века. Этот этап развивался под влиянием идей Нового Времени и духа энциклопедизма. С XVIII века стали активно вестись раскопки курганов, в которых иногда находили ценные вещи. Значительный толчок развитию археологии дали раскопки Геркуланума в 1711 г. и Помпей, начавшиеся с 1748 г. Раскопки эти мало напоминали современные и скорее были похожи на кладоискательство в духе приключенческих романов. Во второй половине XVIII века Стюарт и Реветт проводили раскопки в Греции, в начале XIX века огромные материалы были собраны французскими учёными в ходе завоевательного похода Наполеона в Египет. Практически все эти изыскания относились к довольно поздним историческим обществам эпохи античности.

II. Этап сложения науки и создание периодизаций – с первой трети XIX века до первой трети XX века. В 1836 г. датский учёный Томсен в целях каталогизации музейных коллекций создал систему трёх веков, выделил каменный, бронзовый и железный века, первоначально только по материалу, из которого были изготовлены орудия из курганов. Эта схема оказалась чрезвычайно удачной и используется до сих пор. Можно считать, что с этого момента археология стала полноценной наукой. В этот период производилось очень много раскопок, складывалась их методика, появлялись региональные общества и школы. С 1823 г. и далее была открыта эпоха палеолита. В 1830-33 гг. Ч. Лайель создал учение о исторической геологии, заложил основы стратиграфии, без которой немыслима археология, под влиянием его идей о формировании геологических слоёв палеолит был признан реальной исторической эпохой. С 1830 по 1871 гг. множество трудов о каменном веке написал Ларте, который в числе прочего открыл верхний палеолит. Значительны также работы о палеолите, написанные в 1847-1864 гг. Буше де Пертом. В 1856 г. Фульротт описал находку черепа и костей из Неандерталя, благодаря чему возникла историческая антропология, а археологические материалы каменного века приобрели живое лицо в виде неандертальца. В 1865 г. Д. Леббок разделил палеолит и неолит, а в 1874 г. Торелл выделил мезолит. В 1875 г. испанский учитель Саутуола впервые открыл пещерную живопись верхнего палеолита.

Развивалась и археология более поздних периодов. В 1852 г. Дж. Фиорелли с широким размахом возобновил раскопки в Помпеях, в ходе которых были заложены основы современной археологической методики и, в частности, стратиграфии. В 1871 г. Г. Шлиман открыл руины Трои, которые раскапывал до 1890 г. С 1874 по 1876 г. проводились раскопки Микен и других близких памятников, в ходе чего была открыта Эгейская цивилизация. С 1900 г. А. Эванс работал на Крите, открыл там дворец Миноса и минойскую культуру.

Много открытий было сделано в Египте и на Ближнем Востоке. В 1843 г. П.Э. Ботта открыл руины ассирийских построек в Ираке. В 1845 г. О.Г. Лэйярд копал Нимруд и Ниневию, в 1852 г. была найдена библиотека Ашшурбанапала. В 1854 г. Д.Е. Тейлор раскопал Ур, в 1898 г. Р. Кольдевей – Вавилон. С 1912 г. и после немецкие экспедиции работали в Уруке. Было и множество других открытий; непрерывно учёные работали в Египте.

В России в 1830 г. И.А. Стемпковский раскопал курган Куль-Оба на окраине Керчи, что дало толчок поискам скифских и античных древностей, и, к сожалению, массовому грабежу древних захоронений юга страны, продолжающемуся и поныне. З. Ходаковский исследовал древнеславянские курганы. Всю середину XIX века работали экспедиции А.С. Уварова, исследовавшие и тотально уничтожившие практически все курганы Владимирской области. В конце XIX века копались курганы в Смоленске, город Саркел, Дьяковское городище. Одновременно по всей стране возникали археологические музеи и общества.

В Южной Сибири археологию поднимал В.В. Радлов. В начале XX века в Восточной Европе работал В.В. Городцов, в Сибири – С.А. Теплоухов. Их трудами были созданы периодизация и типология древних культур территории России.

К концу XIX века было создано большое количество периодизаций разных эпох и культур, которые в целом являются основой современных схем.

III. С середины 1830-х гг. по конец 1960-х гг. производилось очень много раскопок, шло массовое накопление материала, причём разработка этих материалов несколько запаздывала сравнительно с появлением новых данных. Зарубежная археология имела несколько больше уклон в искусствоведческую сторону, отечественная – в сторону изучения хозяйственно-культурных особенностей и реконструкции общественных отношений. Кроме прочего, этот этап характеризуется повышенной идеологизацией науки.

IV. Современный этап отличается привлечением данных множества смежных наук, привлечением новых методов, углубленным изучением ранее полученных данных.
^ Основные понятия археологии.

Артефакт – предмет, отличающийся от природных (не обязательно это орудие, артефакт может быть необработанным и не использовавшимся предметом, но лежащим "не на своём месте").

Манупорт – артефакт без следов обработки и использования, перенесённый человеком с места на место.

^ Орудие – искусственно сделанный человеком артефакт.

Памятник археологический – совокупность сооружений, отложений и артефактов, имеющая единую историю.

^ Комплекс археологический или технокомплекс – группы артефактов и памятников с единым принципом использования, составляющие смысловую совокупность.

Местонахождение – место находки единичных артефактов, не образующих комплекс.

^ Стоянка – место кратковременного проживания (поселение на стоянке может быть неоднократным или сезонным).

Селище – неукреплённое долговременное поселение.

Городище – укреплённое долговременное поселение с укреплениями в виде валов, рвов и частоколов.

^ Город – укреплённое долговременное поселение с укреплениями в виде стен.

Культура археологическая – общность синхронных археологических памятников, отличающихся локальным своеобразием и единым ареалом.

^ Культурная область, культурно-историческая область или археологическая провинция – зона похожих культур, где жили схожие родственные племена, большой район, где за долгое время сменялись культуры, но оставалось некое их единство. Культурная область по мнению многих зарубежных исследователей примерно соответствует ареалу народа.
Культура примерно отражает уровень производительных сил и отношений. Особо следует подчеркнуть, что культура не соответствует племени, народу, этнической общности, языку и тем более антропологическому типу. Смена культур не означает смену населения, а миграция культур не обязательно связана с миграцией населения. Равным образом преемственность культур не означает преемственность населения. Общность культур не означает общности этносов. Различия в двух культурах не означают различия в этносах.

Элементы культуры, связанные с климато-географическими условиями, производственными надобностями, хозяйством и бытом нельзя использовать для выявления этнических связей.

Элементы культуры, связанные с духовной жизнью людей – искусством, религией, традициями, – могут быть использованы для выявления этнических связей.

Явления, которые усложняют выявление этнических связей, поскольку делают разные культуры схожими: конвергенция (независимое случайное появление схожих элементов культуры в неродственных группах людей), мода, существование единых производственных центров (из коих вещи могут расходиться по совершенно неродственным коллективам). Вообще сходство двух культур может быть следствием одной из трёх причин: единства предков, конвергенции или же заимствования. Считается, что чем древнее культура, тем чётче можно выявить этнос по культуре, поскольку в древности процессы изоляции преобладали над явлениями культурного обмена и взаимовлияния. В сложении культур всегда борются две противоположные тенденции: изоляции с появлением специфики и объединения с нивелировкой отличий. Особая проблема состоит в том, что связь культур и языков или культур и народов на основании древних письменных данных крайне ненадёжна. Древние авторы под народом могли иметь в виду совсем не то, что современные люди, принципы подразделения людей на группы у них могли быть совсем иными, часто довольно специфическими и не всегда нам понятными.
^ Методы археологии.

1) Раскопки являются источником подавляющего объёма археологических материалов. Чтобы узнать, где проводить раскопки, сначала осуществляются археологические разведки в виде сбора подъёмного материала с поверхности земли и из русел ручьёв и рек, а также шурфование – закладка небольших траншей для поиска мест проживания древних людей. При проведении раскопок определяющими понятиями являются: раскоп (место раскопок), культурный слой (слой, содержащий следы пребывания человека), стратиграфия (последовательность и особенности накопления слоёв и расположения находок в них по вертикали, то есть на срезе), планиграфия (расположение остатков человеческой деятельности в синхронно образовавшемся слое по горизонтали, то есть на плане). Важнейшим условием научности проведения раскопок является ведение документации, фиксация находок на планах с их нивелировкой, установление связи отдельных артефактов с хозяйственными комплексами, каталогизация, ведение дневника раскопок, фотографирование и зарисовывание находок как в слое (in situ), так и в камеральных условиях. Особенности разных памятников – площадь, почва, целесообразность тщательности, количество и качество материала – определяют отдельные элементы методики. Например, при раскопках палеолитических памятников фиксируется буквально всё с точностью до нескольких миллиметров, а при раскопках античных и средневековых городов точность фиксирования массовой керамики на плане может быть до 10 м. Имеется масса методов фиксации и консервации полученных материалов, особые способы сохранения и реконструкции хрупких материалов. Сохранение всех материалов в идеале должна быть стопроцентной, чтобы учёные будущего могли делать свои выводы по данным наших раскопок. К сожалению, в реальности огромные массивы информации часто буквально закапываются обратно в землю из-за невозможности хранить всё найденное.

2) Датировка полученных материалов может быть относительной или абсолютной. Относительные методы датирования включают стратиграфические методы (обычно чем глубже что-то в земле, тем оно древнее, хотя бывают случаи обратной стратиграфии, например, в выбросах-отвалах древних котлованов и ям, когда верхний слой такого отвала будет содержать самые древние вещи) и типологические (сравнение новых материалов с другими, датированными иными методами; для этого создаются особые типологические ряды вещей с разных территорий и времён). Абсолютные методы датирования включают радиометрические (радиоуглеродный или радиокарбоновый, урановый, калий-аргоновый и прочие, основанные на явлениях радиоактивного распада химических элементов – за определённый период времени один изотоп элемента превращается в другой; поскольку разные элементы имеют разный период полураспада, они используются в разных временных интервалах, например, радиоуглеродный имеет пределы от современности до примерно 30-40 тыс.л.н.), метод окисления обсидиана (по степени окисления можно узнать, когда был сколот последний отщеп с обсидиана), дендрохронология (сопоставление годовых колец деревьев разного возраста из построек), по отложениям ленточных глин и илов (образующимся каждый год в стоячих водоёмах; метод даёт точность в один год, почти невозможную при использовании радиометрических методов, но условия образования ленточных глин имеются далеко не везде, преимущественно они формируются и сохраняются в северных районах). У всех этих методов есть свои погрешности и границы действия. Например, даты, полученные радиоуглеродным методом, должны быть особым образом калиброваны, поскольку содержание углерода в атмосфере в разные эпохи заметно менялось, дендрохронологический метод неприменим для эпох и местностей, где не сохраняется древесина и так далее.

3) Описание полученных материалов – типологизация и классификация остатков материальной культуры, выделение культур, сравнение с другими, ранее описанными, выявление общего и частного, сходств и специфики. При этом особое значение имеет неравнозначность признаков культур. В одном случае ведущим элементом может быть форма керамики, в другом – её цвет, в третьем – форма каменных топоров или особый стиль искусства. В идеале описание, выделение и сравнение культур должны проводиться по возможно более полному комплексу, но он часто ограничен наличным материалом. Например, древесина сохраняется редко, хотя ведущие предметы могли быть изготовлены именно из неё. Культуры кочевников часто известны только по могилам, и детали их повседневного быта должны быть реконструированы по предметам из погребений, тогда как иногда эти предметы изготовлялись исключительно для похорон и не использовались в жизни.

4) Интерпретация полученных данных – сложный и часто спорный процесс. В идеале, при интерпретации должно проявлять минимум фантазии и максимум дедукции, основывая рассуждения на реальных фактах, но сами интерпретации должны быть достаточно сложными, а не являться констатацией наблюдений. Важнейшим моментом является публикация материалов, которая, к сожалению, осуществляется далеко не всегда. В нашей стране обязательным для археологов является предоставление отчётов о раскопках по их завершении. В идеале, по данным множества раскопок должны писаться сводные труды, до которых в реальности дело доходит довольно редко.
^ Смежные науки: этнография с лингвистикой, классическая история, антропология, науки о датировании. Этнография изучает материальную культуру современных обществ, по сути это – археология современности или же археологию можно определить как этнографию древности. История даёт данные о тех культурах, которые существовали в письменные эпохи и сама получает много ценных данных от археологов. Антропология изучает нормальную биологию человека и оживляет археологические находки, включая в картину прошлого собственно людей – создателей материальной культуры. В свою очередь, антропология часто только с помощью археологии может получить данные о древних людях.

Отдельным дополнительным источником данных для археологии является этноархеология – исследование материальных следов, оставленных современными людьми в разных условиях. Также, широко применяется сравнительно-этнографический метод, хотя он должен использоваться крайне осторожно, поскольку аналогии современного и древнего населения обычно чрезвычайно спорны. Для решения проблем археологии привлекаются исторические источники, используются данные геологии, палеоклиматологии, палеогеографии, палеоэкологии, палеозоологии, палеоботаники, антропологии. Дополнительными специфическими методами археологии являются споро-пыльцевой анализ и карпология (наука о семенах), анализ металлов и минералов (дающий данные о технологиях, а также о местах разработок руд и месторождений камней).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн»

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных...

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconУчреждение образования «гомельский государственный медицинский университет»...
Учебно-методическое пособие для студентов 4 и 5 курса высших медицинских учебных заведений медико-диагностического факультета

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие частично основано на изданных в 1992 г. «Методических...
Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому...

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой...
Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения...

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического...
Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного...

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений оперативная хирургия
Допущено Управлением высшего и среднего специального образования Государственного агропромышленного комитета СССР в качестве учебника...

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений iconБелорусский национальный технический университет
Учебно-методическое пособие подготовлено согласно типовой программе для высших учебных заведений. В нем рассмотрен блок тем «Ресурсы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов