Скачать 6.31 Mb.
|
![]() А А Данилов Л. Г. Косулина М.Ю. Брандт РОССИЯ и ![]() ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Н000Е ОРЕМЯ Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 3-е издание . ,,МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ►> 2007 1,1 * >лы УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72 Д18 Данилов А. А. Д18 Россия и мир : древность. Средневековье. Новое время : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2007. — 252 с., [16] л. ил. : ил. — 18ВК 5-09-015822-3. Учебник известных авторов дает синхронизированное изложение основных событий отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до конца XIX в. На фоне раскрытия общих исторических закономерностей показаны особенности развития России. Продолжением данного учебника является учебник «Россия и мир в XX — начале XXI века» для 11 класса (авторы Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина). УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72 Учебное издание Данилов Александр Анатольевич Косулина Людмила Геннадьевна Брандт Максим Юрьевич ^ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Зав. редакцией Л. А. Соколова Редактор В. В. Артемов Художественный редактор Т. Г. Никулина Художник А. П. Асеев Редакторы карт С. Ю. Антонова, Е. А. Карташова Технический редактор Н. Н. Бажанова Корректоры А. Д. Кубрик, О. Н. Леонова, А. В. Рудакова Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 25.06.07. Формат ТОХУО’/н;- Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 22,28+0,54 фор.+2,41 вкл. Доп. тираж 30000 экз. Заказ № 17617 <п-Гз). Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение*. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Открытое акционерное общество «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1. I8ВN 5-09-015822-3 © Издательство «Просвещение», 2005 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2005 Все права защищены ОГЛАВЛЕНИЕ РОССИЯ 2 ^ ОГЛАВЛЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ I 4 § 2. 11 У 13 I 13 РАЗДЕЛ II 24 § 6. 51 § 7. 59 § 8. 70 I I 151 но 168 -- 1648 Лч 321 V* ЦК ^ \ 321 § 31. Церковь, общество, государство в России РОССИЯ 2 ^ ОГЛАВЛЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ I 4 § 2. 11 У 13 I 13 РАЗДЕЛ II 24 § 6. 51 § 7. 59 § 8. 70 I I 151 но 168 -- 1648 Лч 321 V* ЦК ^ \ 321 § 41. Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Материалы для семинара . . . 343 РАЗДЕЛ I Введение в историю § 1. История и исторический процесс Что такое история? Понятие «история» многозначно, оно охватывает чрезвычайно широкий круг явлений действительности и жизненных ситуаций. Даже если отбросить такие значения этого слова, как «происшествие», «случай», «скандал», «рассказ», «повествование», останется по меньшей мере три-четыре его значения, которые имеют непосредственное отношение к предмету нашего разговора. Во-первых, история понимается как некая реальность прошлого, бытие природы, общества и человека в длительной временной протяженности, процесс развития природы и общества. Во-вторых, история — это наука об обществе и о человеке во всем многообразии их прошлого, в их развитии и изменении. Обратим внимание на эти определения. У общества и человека (человечества) есть прошлое — отделенное от современности тысячелетиями и совсем близкое, легко укладывающееся в срок человеческой жизни. При этом объект науки и сама наука обозначаются одним термином (кстати, слово «история» греческого происхождения; тц^тор — это человек, разбиравший юридические споры, а тц^торш — в буквальном значении не что иное, как расследование, разыскание, установление). Проанализируйте высказывания историков. Какая позиция представляется вам наиболее точной? Свое мнение обоснуйте. «...Предметом истории как теоретического построения является прошлое — отделенное от настоящего и будущего» (Г. Зим- мель). «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна» (М. Блок). Для историка «установление места прошлого в равной мере является формой выделения места для будущего» (М. де Серто). «Отождествление истории с прошлым недопустимо» (У. Люси). «Государство... есть предмет всемирной истории» (Г. Гегель). Если вам интересно мнение авторов учебника о предмете исторической науки, то оно изложено в данном выше определении истории как науки. Подумаем над значением его ключевых слов. Предметом истории является:
Пространство и время истории. История чужда статике, не признает ничего застывшего, неподвижного. Изменчиво и пространство, в котором разворачивается исторический процесс. С одной стороны, под влиянием общества изменяется природно-географическая среда, в тесной и взаимной связи с которой оно существует и развивается. Различия между аграрным пространством древней и средневековой истории и урбанизированным пространством индустриального общества видны, что называется, невооруженным глазом. Подробнее вопрос о взаимодействии природы и общества вы рассмотрите на уроках обществознания. С другой стороны, в процессе своей истории развивающееся общество формирует пространство, является его творцом. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, как раздвинулись границы истории, освоившей практически весь земной шар. Но дело не только в освоении новых территорий. Прочитайте мнение современного российского историка И. А. Гобозо- ва. Объясните, как вы его понимаете. «Проблема исторического пространства связана с проблемой единой мировой истории, которая существовала не всегда...» Лишь к XIX в. «во всемирном масштабе сложилось единое историческое пространство, на котором расположились сотни государств и народов». Историческое пространство, таким образом, является и условием исторического развития общества, и его результатом. Еще более существенное значение для истории как науки имеет категория исторического времени. Эпитет «историческое» совершенно не случаен. Речь в данном случае идет не о календарном времени (хотя календарь сам по себе является продуктом истории, а о различных календарных системах созданы тысячи исследований), календарное время ритмично и плавно, однонаправленно (от прошлого к будущему) и не может быть обращено вспять. Иное дело время историческое. Оно течет неравномерно, то ускоряя свой бег, то притормаживая и почти замирая. Время истории знает попятное движение, оно подчас идет как бы по кругу, циклически. Историческое время всегда имеет конкретное содержание: это время чего-то — революций, массовых эпидемий, материального процветания, жестоких войн, грандиозных научных открытий. Опираясь на знания, полученные при изучении отечественной и всемирной истории, приведите примеры, иллюстрирующие следующие образные выражения: «время понеслось вскачь», «время замедлило свой бег», «время пошло вспять», «времена не выбирают», «заложники времени». Наконец, историческое время — это и время людей, деятельность которых определяет содержание исторического процесса. Человеческое измерение исторического времени позволяет говорить о том, что в определенном смысле нашими современниками являются выдающиеся мыслители и творцы культуры, цивилизации и народы давно прошедших эпох. Едина ли всемирная история? Акцент на единство. Мир истории на первый взгляд хаотичен: его образуют уникальные события, случайные явления, неповторимые человеческие судьбы. Чем больше мы знаем о нем, тем в большем многообразии он предстает перед нами. Но, вероятно, с тем большей настойчивостью мы ищем то, что позволяет понять историю как единый, всемирный процесс. Одних мыслителей эти поиски приводят к утвердительному ответу на вопрос о единстве мировой истории, других — к ответу скорее отрицательному. Историки и философы утверждают, что вопрос о единстве истории есть, в сущности, вопрос о ее смысле и целях. Знакомясь с данным и следующим разделом параграфа, попытайтесь объяснить, как связаны эти понятия: единство истории, смысл истории, цель истории. Свои предположения обсудите в классе. Основы христианской концепции единства истории заложены святым (в православной традиции Блаженным) Августином (354—430) в трактате «О граде Божием». Единство истории, движущейся между полюсами творения и второго пришествия, — это единство Божественной воли, воплощающейся в созданном Ею человечестве. Единство человечества во времени земной истории воплотится в «граде Божием», мистической общине избранных к спасению и жизни вечной, находящейся вне времени и вне истории. Иначе идея единства истории развивалась мыслителями Просвещения XVIII в. Движение истории рассматривалось как прогресс, смена низших форм высшими. Мерилом прогресса служило развитие культуры, науки и просвещения. Понимание истории как Божественного промысла, творения Божественной воли было отвергнуто. Теологическое (богословское) обоснование единства исторического процесса уступило место рационалистическому (основанному на аргументах разума, науки). Основным его фактором философы Просвещения считали неизменность и универсальность человеческой природы. В философии немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770—1831) история представляет собой не что иное, как этап развития абсолютной идеи, воплощающейся в государстве. В истории человечества абсолютная идея познает самое себя. Поскольку ее коренным свойством является идея свободы, постольку и всемирная история идет по пути осознания этой идеи. Все, что от него отклоняется, не принадлежит истории. Гегель ограничивал всемирную историю историей государств и народов, дух которых на разных ступенях общественного развития выражал определенный принцип, присущий абсолютной идее, «мировому духу». История движется с Востока на Запад. В Передней Азии и Египте «мировой дух» пережил детство, в Древней Греции и Древнем Риме — юность и зрелость, в германо-христианской Европе — «бодрую старость». Все остальные народы причислялись Гегелем к «неисторическим»: их существование не было включено в сферу бытия абсолютной идеи либо, выполнив свое предназначение, они покинули историческую арену. Разделяя представления Гегеля об истории как о преемственном, имеющем определенные стадии, закономерном, само- развивающемся процессе, К. Маркс (1818—1883), в отличие от него, основой единства всемирной истории признавал единство материального мира, материального производства. История, по Марксу, есть процесс естественно-исторической смены общественно-экономических формаций (исторически определенных типов общества, отличающихся органической взаимосвязью всех его сторон и сфер). Естественным он является потому, что в его основе лежат законы, над которыми не властна воля отдельных людей и социальных общностей (закон соответствия производительных сил и производственных отношений, закон классовой борьбы и социальных революций и др.). Историческим этот процесс может быть назван постольку, поскольку его законы реализуются в деятельности людей, классов, партий, сознательно ставящих определенные цели. Размышляя о концепциях Августина, Гегеля, Маркса, немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) отмечал: «В знании о целостности отбрасывается наибольшая масса человеческой реальности, целые народы, эпохи и культуры отбрасываются как не имеющие значения для истории». Сам Ясперс единство мировой истории связывал с эпохой «осевого времени» (между 800 и 200 гг. до н. э.), когда в отдаленных регионах независимо друг от друга «были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей». В чем усматривал Ясперс недостатки концепций единства всемирной истории? Найдите в толковом словаре термин «европоцентризм». Какое отношение к поднятой Ясперсом проблеме он имеет? Преодолевает ли теория «осевого времени» этот недостаток? Во второй половине XX в. идея единства истории получила обоснование в так называемых стадиальных концепциях развития цивилизаций. Наиболее популярной следует признать теорию американского историка и социолога О. Тофф- лера (род. в 1928), полагающего, что все народы проходят (пусть и по-своему) через стадии аграрного, индустриального и постиндустриального общества. Едина ли всемирная история? Акцент на многообразие. Своего рода реакцией на «издержки» охарактеризованных концепций всемирной истории стали теории локальных цивилизаций. Они подчеркивают фактическое многообразие путей и форм исторического развития народов и отвергают наличие «образцовых», универсальных тенденций. Полагают, что теории локальных цивилизаций восходят к концепции итальянского мыслителя Дж. Вико (1668—1744). У всех народов, утверждал он, общие этапы развития: «век богов» сменяется «веком героев», «век героев» — «веком людей». «Век людей» порождает «новое варварство», общество приходит в упадок и гибнет — с тем чтобы вновь повторить этот вечный цикл, непрестанное круговращение. Это не ли- неиное и не единое движение: каждый народ проходит его по- своему, у истории множество путей и культур. Близкую мысль высказал в книге «Россия и Европа» российский ученый Н. Я. Данилевский (1822—1885): поле истории нужно исходить во всех направлениях. Введенный им термин «куль- турно-исторический тип», по мнению историков, мало чем отличается от понятия «локальная цивилизация», приобретшего сенсационную славу в XX в. в концепциях немецкого историка и социолога О. Шпенглера (1880—1936) и английского историка А. Тойнби (1889—1975). Всемирная история, полагал Шпенглер, представляет собой не линейный, преемственный и прогрессивный процесс, а ряд независимых друг от друга циклов. Каждый из таких циклов характеризует развитие замкнутых, непересекающих- ся, уникальных культур: индийской, вавилонской, китайской, египетской, греко-римской, арабо-византийской, западноевропейской и культуры майя. Первоначало каждой культуры — единая и единственная в своем роде «душа», которая не может быть познана рационально и выражена иначе, чем символически (о фаустовской душе западноевропейской культуры больше и лучше многотомных книг расскажут дифференциальное счисление и механические часы, а апол- лоновскую душу греко-римской культуры точнее выразят дорическая колонна и евклидова геометрия). Культуры непроницаемы, изолированны и замкнуты. Подобно живым организмам, они рождаются из «безграничного и бесконечного», расцветают, заболевают, умирают. Эти стадии — одинаковые для всех обществ, но всемирной истории как таковой, по Шпенглеру, нет, есть параллельное существование разделенных во времени и пространстве культур. Прочитайте отрывок из книги Шпенглера «Закат Европы». Подумайте, как связан предложенный автором метод аналогий с его конечными выводами. «Наполеон был убежден в своем сходстве с Карлом Великим. Французский революционный Конвент говорил о Карфагене, подразумевая Англию, а якобинцы именовали себя Римлянами. Из этого ряда сравнений... уподобление Флоренции — Афинам, Будды — Христу, раннего христианства — современному социализму, римских магнатов эпохи Цезаря — американским янки». «Тезис о единстве цивилизации является ложной концепцией», — утверждал А. Тойнби, издавая в 1934 г. первые три тома монументального «Постижения истории» (последний, двенадцатый том увидел свет в 1961 г.). По его мнению, цивилизации (сначала историк выделил 21 цивилизацию, позднее увеличил их количество до более чем 30) развиваются независимо одна от другой по общим законам, свойственным их рождению, росту, надлому, распаду и гибели. Правда, на этапе надлома цивилизации порождают универсальные государства и высшие религии, подчиняясь власти которых они могут преодолеть разделяющие их барьеры. По мере работы историка над книгой первоначальный культ мертвых и живых цивилизаций отходил на задний план, все настойчивее звучала мысль о единстве человеческой истории. Итак, едина ли всемирная история? Ученые не дают однозначного ответа. Если говорить о позиции авторов учебника, по которому вы учитесь, то она такова: человечество не может справиться с вызовами времени, не преодолев разобщенности и не признав единства своего прошлого, настоящего и будущего. Единства, не отрицающего многообразия — народов, культур, цивилизаций, обществ. Нам близка мысль, которую по-своему выражали многие историки: единство истории — это «одновременно истоки и цель». Проблемы периодизации. О том, что периодизация исторического процесса теснейшим образом связана с общим взглядом на всемирную историю, вряд ли нужно напоминать. Периодизация всегда условна, потребность в ней определяется необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутренним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации. С марксистским учением связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последовательной смене обществ аграрного, индустриального и постиндустриального типов. Сторонники теории локальных цивилизаций обосновывают свои подходы к периодизации истории. Традиционна периодизация исторического процесса по эпохам: первобытность (не менее 2,5 млн лет назад — 4— 3-е тыс. до н. э.), древность (4—3-е тыс. до н. э. — V в. н. э.), Средневековье (V — конец XV в.), Новое время (конец XV — начало XX в.), новейшее время (XX — начало XXI в.). Она и взята за основу авторами учебника. | 1. Что такое история? Каковы основные значения этого слова? (л |
![]() | Обществознание : профил уровень : учеб для 10 кл общеобразоват учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и... | ![]() | Биология. 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый уровень |
![]() | Практикум. Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси | ![]() | Учебник: Русская литература XX века. 11 кл. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М., 2003 |
![]() | «История», а также программ курса «Новая история» для 8 класса Загладина Н. В., курса «История России XIX век» для 8 класса общеобразовательных... | ![]() | В пособии приводятся ответы на все экзаменационные билеты, которые будут вынесены на устный экзамен по географии в 9-х классах общеобразовательных... |
![]() | Программа предназначена для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций и учреждений | ![]() | Зельеварение. Учебник для магических вузов : учебник для магических образовательных учреждений / С. А. Панов. – 2 издание. – Вконтакте.... |
![]() | Авторы учебника уделяют данной работе большое внимание, подробно описывая каждое действие и приводя иллюстрации. Это говорит о профессиональном... | ![]() | В акции принимают участие группы обучающихся общеобразовательных учреждений и воспитанники учреждений дополнительного образования... |