Технология социальной работы




НазваниеТехнология социальной работы
страница1/27
Дата публикации06.04.2014
Размер4.62 Mb.
ТипПояснительная записка
zadocs.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Г.А. Качан, Ю.И. Венгер,

С.Д. Матюшкова

С Б О Р Н И К
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ



ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


УДК 364:368.4

ББК 65.272п.я73

К30

Авторы: доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наук Г.А. Качан («Введение в социальную работу», «Теория социальной работы»); доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат исторических наук Ю.И. Венгер («История отечественной и зарубежной социальной работы», «Социальная политика»); преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» С.Д. Матюшкова («Технологии социальной работы»).
Рецензент: декан исторического факультета УО «ВГУ им. П.М. Машерова», доктор исторических наук, профессор В.А. Космач
Научный редактор: заведующий кафедрой социально-педагогической работы УО «ВГУ
им. П.М. Машерова», доктор педагогических наук, профессор
А.П. Орлова























Предлагаемые в учебном издании тесты могут быть использованы для контроля знаний студентов на дневной и заочной формах обучения.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», а также преподавателей факультета социальной педагогики и психологии.



УДК 364:368.4

ББК 65.272п.я73





© Качан Г.А., Венгер Ю.И., Матюшкова С.Д., 2008

© УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………..

4







Часть 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ ……………….

5

Литература ………….….........................................................

17










Часть 2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ: ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………...

18

Литература …………………………………………………..

71










Часть 3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………

72

Словарь терминов …………………………………………..

115

Литература …………………………………………………..

116







Часть 4. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………….………

118

Словарь терминов …………………………………………..

145

Литература …………………………………………………..

151










Часть 5. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ……………………………

152

Словарь терминов …………………………………………..

164

Литература …………………………………………………..

170







Ключ к тестовым заданиям по курсу: Введение в социальную работу ……….………………………………………

173







Ключ к тестовым заданиям по курсу: Теория социальной работы …………………..........................................................

174







Ключ к тестовым заданиям по курсу: Технология социальной работы ……………………………………………….

178







Ключ к тестовым заданиям по курсу: История отечественной и зарубежной социальной работы ….……………..

180







Ключ к тестовым заданиям по курсу: Социальная политика ………..…………………………………………………

183

^ Пояснительная записка

Интенсивность жизни современного человека такова, что система образования вынуждена подстраиваться под нее. Между тем общеизвестный факт, что профессиональные знания, которые дает вуз, имеют тенденцию отставания от потребности общества. Поэтому необходимо внедрение передовых образовательных технологий в университетское образование.

Под передовой образовательной технологией обучения понимается система средств, форм и методов организации учебного процесса, которые гарантируют заданный уровень качества подготовки конкурентоспособного специалиста.

Существуют условия успешной реализации передовой образовательной технологии обучения в условиях университетского образования: использование компьютерных систем в учебном процессе и создание среды для развития профессионального потенциала личности студента.

Компьютерные системы в силу их универсальности хорошо подходят для выполнения функций контроля уровня знаний и создание специальных баз данных для тестирования.

Тестовые задания по курсам «Введение в социальную работу», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «История отечественной и зарубежной социальной работы», «Социальная политика», составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего образования для специальности социальная работа [1-860101-1-860101-02] и базовых учебных программ по соответствующим дисциплинам. Они могут использоваться как для промежуточного, так и для итогового контроля знаний студентов.

Тестовые задания состоят из А и Б части. При подготовке к работе с тестами необходимо пользоваться литературой и словарями, которые составили для Вас преподаватели. Ко всем заданиям даны ответы. Часть А тестовых заданий составляют задания с выбором ответов. К таким заданиям прилагаются от трех до пяти равнопривлекательных вариантов ответов, среди которых может быть один правильный. Часть Б содержит задания без выборов ответов. Ответ записывается самостоятельно студентом. Это могут быть задания на определение понятий по характерным признакам, задания на дополнение.

Данный сборник будет полезен студентам при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

^ ЧАСТЬ 1
Тестовые задания

по курсу: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ
1. Этапы развития и становления отечественной социальной работы.

  1. С древнейших времен до ХIV ст.; ХIV – начало ХХ ст., 1917–1990 гг.;

  2. Архаический период; Х–ХII вв. – период княжеской и церковно-монастырской поддержки; ХIII в. – 70–90-ые годы ХVIII в.; конец
    ХVIII – 60–70-ые гг. ХIХ в.; 70-ые гг. ХIХ в. – 1917 г.; 1917–1991 гг.; 1991 г. по настоящее время;

  3. 1917–1941 гг., 1944–1990 гг., 1990 – по настоящее время;

  4. Правильного ответа нет.

^ 2. Какие периоды выделяют в оформлении советской модели социальной поддержки населения:

    1. 1917–1940; 1945–1980; 1981–2001;

    2. 1917–1944; 1945–1950; 1950–1980;

    3. 1919–1945; 1946–1990;

    4. 1919–1941; 1945 – начало 1990-х годов.

^ 3. Приоритетными направлениями социального обеспечения в 1919–1941 гг. являлись:

  1. борьба с алкоголизмом, проституцией, нищенством;

  2. социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание;

  3. охрана материнства и детства, забота о детях-беспризорниках, попечение об инвалидах, о престарелых, медицинская помощь;

  4. социальная защита и поддержка семьи и детства; молодежи; инвалидов.

^ 4. Министерство социального обеспечения в Беларуси было организовано:

  1. в мае 1945 года;

  2. в мае 1946 года;

  3. в апреле 1947 года;

  4. в мае 1995 года.

^ 5. Отрицательный момент в развитии советской модели социальной поддержки населения.

  1. слабое теоретическое обоснование социального обеспечения;

  2. отказ от практики благотворительности, добровольной помощи нуждающимся;

  3. отсутствие профессиональных социальных работников;

  4. правильного ответа нет.

^ 6. Выдающиеся белорусские благотворители и меценаты.

    1. Императрица Мария Федоровна, граф Шереметов, графиня Толстая, Мария Радзивилл;

    2. Радзивиллы, Пацевичи, Сапеги, Хадосевичи, Острожские, Огинские;

    3. Екатерина II, Николай II, Витовт, Ягайло, Сигизмунд II;

    4. правильного ответа нет.

7. Когда и кем на территории Белоруссии был открыт первый воспитательный дом «Иисуса младенца».

      1. Императрицей Марией Федоровной в 1802 г.;

      2. Княгиней Е. Трубецкой в 1884 году;

      3. Княгиней Огинской в 1791 году;

      4. правильного ответа нет.

^ 8. Кем и в каком году был принят Указ, активизировавший работу благотворительных обществ и учреждений в дореволюционной России:

  1. в начале 20-х гг. ХVIII в. Петром I;

  2. в марте 1906 г. Николаем II;

  3. в конце ХVIII в. Екатериной II;

  4. правильного ответа нет.

^ 9. Понятие «социальная работа» в различные исторические эпохи и культуры имело следующие номинации:

  1. Агапе, милостыня, благотворительности, социальная работа;

  2. Благотворительность, призрение, слепня, социальная работа;

  3. Филантропия, милостыня, призрение, благотворительность, содействие, социальная работа;

  4. правильного ответа нет

^ 10. Впервые в мировой социальной практике понятие «социальная работа появилось:

  1. в Великобритании, в начале ХХ века;

  2. в конце ХІХ века в США;

  3. в начале ХХ века в Германии;

  4. в конце ХІХ века в Германии;

  5. правильного ответа нет.

^ 11. Понятие «социальная работа» получило всеобщее употребление в мировом сообществе:

  1. с конца ХІХ столетия;

  2. с начала ХХ столетия;

  3. с середины 50-х гг. ХХ столетия;

  4. правильного ответа нет.

^ 12. Основными факторами развития социально работы следует считать:

  1. изменение политической идеологии; рост различных категорий населения, нуждающихся в помощи.

  2. социально-экономический, социально-культурный, социально-политический, идеологический факторы, совершенствование социального законодательства, развитие социального образования.

  3. рост числа людей нуждающихся в помощи, введение профессии « социальный работник».

  4. правильного ответа нет

^ 13. Социальную работу можно охарактеризовать как:

  1. вид социальной и профессиональной деятельности;

  2. вид научной теории и учебную дисциплину;

  3. вид социальной деятельности, научная теория, учебная дисциплина, профессиональная и непрофессиональная деятельность;

  4. правильного ответа нет.

^ 14. Как общественный феномен социальная работа направлена на решение таких проблем как:

  1. оказание помощи человеку в преодолении личностных ситуативных трудностей;

  2. сиротство, инвалидность, алкоголизм, наркотизация;

  3. социальная безопасность и социальная справедливость, охрана здоровья населения, защита и поддержка маргинальных слоев населения, борьба с социальными недугами общества;

  4. правильного ответа нет.

^ 15. Объекты социальной работы в современных социокультурных условиях:

  1. социальные работники, социальные институты государства;

  2. индивиды, группы людей, общности оказавшиеся в сложной жизненной ситуации;

  3. пожилые люди и инвалиды;

  4. ответ 1,2

^ 16. Субъекты социальной работы в современных условиях:

  1. социальные работники;

  2. общественные и благотворительные организации, люди, нуждающиеся в помощи;

  3. организации, учреждения и социальные институты общества, общественные и благотворительные организации, специалисты по социальной работе, социальные работники, волонтеры, те, кто осуществляет подготовку кадров для социальной сферы;

  4. правильного ответа нет.

^ 17. Объекты социальной работы можно группировать по различным основаниям:

  1. по материальному положению и социальному статусу;

  2. по состоянию здоровья; по возрасту, по девиантному поведению в его различных формах проявления; по особому положению; по трудному, неблагополучному положению различных категорий семей;

  3. по образовательному, культурному уровню, состоянию здоровья;

  4. характеру проблем клиента;

  5. по принадлежности к определенной социально- демографической группе, по особым проблемам;

  6. верны варианты 2 и 4.

^ 18. Исходя, из масштабности выделяют следующие уровни социальной работы:

  1. региональный, национальный, местный, индивидуальный;

  2. национальный, групповой, местный;

  3. индивидуальный, групповой, общинный;

  4. верны варианты 1,3.

^ 19. В зависимости от объектов социальной работы, она может осуществляться на следующих уровнях:

  1. индивидуальная и семейная социальная работа;

  2. индивидуальная, групповая и социальная работа в общине;

  3. социальное администрирование и планирование, индивидуальная социальная работа;

  4. правильного ответа нет.

^ 20. Структурные компоненты социальной работы как профессиональной деятельности:

  1. объект, цель, социальные институты, управление, материальные и финансовые ресурсы;

  2. цель, формы социальной работы, методы, объекты и субъекты;

  3. субъект, содержание, управление, объект, средства, функции, цель;

  4. правильно ответа нет.

^ 21. Содержание социальной работы определяется:

  1. проблемами клиентов, социальным заказом общества;

  2. функциями, должностными обязанностями социального работника, запросами клиента, сферой , где осуществляется социальная работа;

  3. уровнем социальной работы, типом учреждения, где работают специалисты, ролевым репертуаром социального работника;

  4. правильного ответа нет.

^ 22. Элементы каких смежных профессий интегрирует в себе профессия «социальная работа»:

  1. философа, психолога, экономиста;

  2. педагога, психолога, врача, юриста;

  3. психиатра, философа, социолога;

  4. правильного ответа нет.

^ 23. Специфика социальной работы как профессиональной деятельности.

  1. в интегративном характере, многообразии видов, сфер профессиональной социальной работы, назначении, посредническом характере, функционально-ролевом репертуаре специалиста по социальной работе, должностных обязанностях социального работника, истоках социальной работы;

  2. в истоках социальной работы, в истории ее становления, в содержании деятельности, в функциях социального работника, в сочетании профессиональной и непрофессиональной деятельности;

  3. в профессиональных ролях специалиста по социальной работе, целях, задачах, назначении профессии;

  4. правильного ответа нет.

^ 24. Выделяют следующие сферы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в Беларуси:

  1. индивидуальная социальная работа (социальная терапия), социальная работа с группой, социальная работа в общине;

  2. практическая работа в республиканских, региональных, местных органах, службах и организациях социальной защиты населения, менеджмент социальной работы в государственных и негосударственных учреждениях, центрах, индивидуальная, групповая, общинная работа с населением, исследовательская работа;

  3. социальные службы, социальные приюты, территориальные центры социального обслуживания населения, частная практика;

  4. правильные ответы 1, 2.

^ 25. Специалист по социальной работе выполняет следующие функции:

  1. диагностическую, супервизора, воспитательную, профилактическую, посредническую, адвокативную, психологическую, менеджера информации, консультативную;

  2. учителя, помощника, адвоката, практического психолога;

  3. диагностическую, прогностическую, организационную, профилактическую, социально-медицинскую, социально-педагогическую, коммуникативную, психологическую, социально-бытовую, фисилитативную;

  4. правильного ответа нет.

^ 26. Ролевой репертуар специалиста по социальной работе.

  1. роль учителя, помощника, адвоката, практического психолога;

  2. практический социальный работник, администратор-управлениец, роль преподавателя, супервизора, роль исследователя;

  3. роль оценивателя, брокера, посредника, мобилизатора, адвоката, учителя, корректора поведения, проектанта сообщества, консультанта, администратора;

  4. все ответы правильные.

^ 27. Посредническую роль специалист по социальной работе может выполнять при соблюдении следующих условий:

  1. наличие высшего образования по данной специальности, готовность к посредничеству, доверие со стороны клиента;

  2. наличие необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, личностные качества, профессиональная культура специалиста; признание права социального работника на посредническую роль со стороны учреждения, где он работает;

  3. понимание проблемы клиента, способность ее адекватно выражать и представлять, делегирование представительских полномочий со стороны клиента, знание ресурсных возможностей учреждений, доверие сторон посреднику, признание права социального работника на представительство смежных профессий;

  4. делегировании полномочий клиентам социальному работнику, наличии соответствующего профессионального образования.

^ 28. Успешность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе определяют:

  1. личностные качества, уровень полученного образования;

  2. профессиональные умения и навыки, его должностные и функциональные обязанности, ролевой репертуар, учреждение в котором работает специалист;

  3. личностные качества, профессиональные знания и навыки, общий кругозор, статус и репутация профессии в обществе, узаконенные полномочия специалиста;

  4. правильного ответа нет.

29. Если специалист по социальной работе играет роль помощника или посредника в преодолении апатии, дезорганизации личности, какого подхода при решении проблем клиента он придерживается:

  1. воспитательного;

  2. адвокативного;

  3. фасилитативного;

  4. посреднического.

30. Если специалист по социальной работе выступает в роли учителя, консультанта; обучает умениям и навыкам решать проблемы, какого подхода при решении проблем клиента он придерживается:

  1. воспитательного;

  2. адвокативного;

  3. фасилитативного;

  4. посреднического.

^ 31. Личностные качества социального работника условно можно разделить на следующие три группы:

  1. гуманистический потенциал, способность формировать адекватную жизненную позицию, эмоциональная устойчивость;

  2. гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, установка на психическое здоровье;

  3. психофизиологические характеристики, психологические качества, психолого-педагогические качества;

  4. правильного ответа нет.

32. В документе «Этика социальной работы: принципы и стандарты» в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» выделены следующие группы этических стандартов:

  1. каждый человек уникален, каждый человек ценен, имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, каждое общество должно обеспечить максимум благ для своих членов;

  2. стандарты этического поведения, взаимоотношения с клиентом, взаимоотношения с агентствами, взаимоотношения с коллегами, обязательства по отношению к профессии;

  3. метаценности, макроценности, мезоценности, микроценности социальной работы, обязательства по отношению к профессии;

  4. правильного ответа нет.

^ 33. Профессиональная подготовка социальных работников в мире начинается:

  1. с середины 50-х годов ХХ столетия;

  2. в конце Х1Х столетия;

  3. в начале ХХ столетия;

  4. правильного ответа нет.

^ 34. В каком году и кем в Англии были открыты первые курсы по подготовке социальных работников:

  1. 1898 г., Благотворительным обществом;

  2. 1896г., Обществом организации благотворительности;

  3. 1903 г, Общество благотворительных организаций;

  4. 1893 г., Жанетт Шверин.

^ 35. В каком году в Германии была открыта первая женская школа по социальному обеспечению:

  1. 1893г.;

  2. 1899 г.;

  3. 1905 г.;

  4. 1908 г.

36. В каком году организована первая Ассоциация школ социальной работы и где:

  1. 1927 г., США;

  2. 1912 г., Англия;

  3. 1907 г., США;

  4. 1927 г., Германия.

^ 37. К какой модели практического обучения социальной работе следует отнести модель, если она базируется на применении учебного плана в модульном виде, с блоками единиц:

  1. модели структурированного обучения;

  2. ученической модели;

  3. модели личностного роста и развития;

  4. управленческой модели.

38. К какой модели практического обучения социальной работе следует отнести модель, если она основана на использовании терапевтических моделей практики социальной работы:

  1. модели структурированного обучения;

  2. ученической модели;

  3. модели личностного роста и развития;

  4. управленческой модели.

^ 39. Профессиональная подготовка социальных работников в РБ начинается:

  1. с середине 90-х годов ХХ столетия;

  2. с середины 50-х годов ХХ столетия;

  3. с 1991 года;

  4. правильного ответа нет.

^ 40. Первый Образовательный стандарт по социальной работе был утвержден в Республике Беларусь в:

  1. 2002 г.;

  2. 1999 г.;

  3. 2000 г.;

  4. правильного ответа нет.

^ 41. Требования к профессиональным знаниям специалиста по социальной работе:

  1. должен знать теорию, технологии, этику социальной работы, теорию личности, теорию групп, социологию;

  2. должен обладать знаниями по социально-гуманитарным, общепрофессиональным и общенаучным дисциплинам, дисциплинам специальности и специализации;

  3. историю Беларуси, историю социальной работы в Беларуси, философию, политологию, психологию теорию социальной работы, технологии социальной работы;

  4. правильного ответа нет.

^ 42. Какими группами профессиональных умений должен владеть специалист по социальной работе:

  1. умением выслушать клиента, умением проанализировать ситуацию клиента, умением организовать взаимодействие с клиентом, умением диагностировать социальные проблемы, умением анализировать социальные процессы, происходящие в обществе, умением выявлять лиц, нуждающихся в помощи;

  2. диагностическими, проективными, аналитическими, прогностическими, коммуникативными, рефлексивными, гностическими, организаторскими.

  3. социально-бытовыми, профилактическими, диагностическими, консультативными, фасилитативными, воспитательными, умением выслушать и понять проблемы клиента.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология социальной работы iconСоциальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр
Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы

Технология социальной работы iconКафедра социальной психологии и социальной работы Социально-педагогическая...
Методы работы социального педагога по профилактике наркомании в семье

Технология социальной работы iconТаблица: Технология социальной работы
Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми....

Технология социальной работы iconКафедра социальной работы кгму
Умо, имеет 12 изобретений, 11 рацпредложений, одно из которых отраслевого значения. Активно участвует в международных, всероссийских...

Технология социальной работы iconКафедра социальной психологии и социальной работы Работа социального...
Особенности работы социального педагога по снижению уровня агрессивности у подростков

Технология социальной работы iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 «Методика и технология...
При его изучении студенты встречаются с систематически изложенным психолого-педагогическим знанием. С этой позиции учебный курс «Методика...

Технология социальной работы icon№24. Документация по организации военно-социальной работы в воинской части
Рассказать студентам общую организационную схему социальной работы в воинской части: целеполагание, планирование, распределение сил...

Технология социальной работы iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009

Технология социальной работы iconВ. М. Бронников "технология сновидения"
Виртуальные сны. Технология пробуждения без будильника. Технология вхождения в сон

Технология социальной работы iconРасписание мероприятий по подготовке и проведению Государственного...
Основы социальной медицины, Социальная работа с инвалидами (лекция) – доц. Масленцева С. Б

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов