Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории




НазваниеМетодологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории
страница1/9
Дата публикации28.04.2015
Размер1.22 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории.

Методологические основы:

Исторический метод позволяет изучить явления политического, экономического, социального и культурного процесса в последовательном временном развитии, выявить связи прошлого, настоящего и будущего.

Диалектический метод ориентирован на критический анализ происходивших процессов, выявление противоречий как источника их развития.

Институциональный метод нацелен на изучение отдельных институтов экономической, социальной и политической жизни (института собственности, конституционного устройства, правительства и т.д.).

^ Сравнительный метод заключается в сопоставлении двух или более однотипных объектов и позволяет оценивать различные этапы развития производства, социальной структуры, государственности, формы правления, дает возможность установить преемственность и различия между однотипными объектами.

^ Проблемно-хронологический метод предполагает расчленение изучаемых процессов на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности


^ Индуктивный метод предполагает изучение ряда отдельных явлений в целях их классификации и выявления общих причинно-следственных связей и характеристик (от частного к общему).

Дедуктивный метод – от общего к частному.

Формационный и цивилизационный подходы изучения истории.

Формационный подход утверждает , что история человечества представляет собой последовательно сменяющие друг друга общественно-экономические формации “простого к сложному” (Карл Маркс и Фридрих Энгельс 19в.).

Формация — историческая ступень в развитии общества для которой характерны определённый способ производства материальных благ и соответствующие социальные, экономические, экономические и политические отношения.

Выделяют следующие способы производства / формации:

  • Первобытно общинный строй. Присваивающее хозяйство и зачаточные формы производящего хозяйства, характерные для доклассового общества..

  • Рабовладельческий строй – способ производства основанный на праве собственности рабовладельца не только на неживое имущество, но и на человека, при этом раб лишён всякой собственности, даже собственных орудий труда.




  • Феодализм – способ производства, основанный на монопольном праве военно-служилого сословия на владение землёй и получение части продукта, произведённого, проживающими на ней простолюдинами (крестьяне и ремесленники), при этом, даже крепостные крестьяне обладают собственностью на движимое (орудия труда, предметы потребления) и даже недвижимое имущество (дом).

  • Капитализм - способ производства материальных благ, основанный на частной собственности буржуазии на средства производства и эксплуатации наемного труда рабочих, не имеющих собственных орудий труда.

  • Коммунизм – способ производства материальных благ, основанный на общественной собственности на средства производства, ликвидации гендерного национального и классового неравенства, ликвидации эксплуатации человека человеком. Характерен принципа всеобщего равенства “от каждого по способностям, каждому по потребностям”.

Цивилизационный подход утверждает, что история человечества — история возникновения, взаимодействия и гибели цивилизаций, неповторимых в своей сути.

Цивилизация — совокупность материальных и духовных ценностей определённого общества.

Цивилизации: древнеегипетская, античная, христианская, индо-буддистская, дальневосточно-конфуцианская, исламская, африканская, латиноамериканская, Евразийская (Россия – СНГ) и др.


Предмет изучения истории Беларуси в контексте цивилизационного развития восточнославянской и общеевропейской истории. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси.

Термин “история” употребляется в двух значениях:

1). История—процесс развития общества в пространстве и во времени.

2). История— комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества.

История Беларуси – составная часть мировой истории. Исторические процессы и события на территории Беларуси хотя и имеют своеобразие, но являются частью истории Европы и мира в целом, подчиняются одним и тем же законам общественного развития.

Предмет курса “История Беларуси :

  • исторические закономерности социального, экономического, политического, этнического, культурного развития индивида и общества на территории Беларуси (исторические закономерности — объективная, независящая от желания человека, устойчивая связь между явлениями и процессами развития общества);

  • место белорусских земель в развитии Европейской (католическо-протестантской) цивилизации;




  • роль белорусов в развитии Евразийской цивилизации, объединившей в рамках ВКЛ, Росси, СССР и СНГ христианские и исламские народы на основе консолидирующей роли восточнославянской культуры.

Типы исторических источников:

- археологические (предметы материальной культуры древности или останки живых существ),

- этнографические (предания, легенды, сказки, обряды),

- лингвистические (анализ языка в его изменении),

- письменные (юридические акты, летописи, мемуары, художественные произведения),

- кино-фото-фоно документы.

История Беларуси как наука уходит своими корнями в «Историю Северо-Западного края Российской империи», первые имперские учебники по данной проблематике появляются во второй половине 19 века. Например, Беляев Очерк истории Северо-Западного края России — Вильно, 1867, Барсов Славянский вопрос и его отношение к России — Вильно, 1867, Замечательности Северо-Западного края. Выпуск 1. Издание Виленского учебного округа. — Вильно, 1868.

Первый учебник по «Истории Беларуси», который пытался обособить исторические процессы на данной территории от происходившего в России и Польше был написан Вацловом Ластовским и издан в 1910 году.

С образованием БССР история Беларуси сформировалась в отдельную сферу исторической науки.


^ Древнейшее население на территории Бел.

На территории Беларуси человек появился в среднем палеолите (100 – 35 тыс. лет назад). Сторонники одной теории считают, что это могло произойти в межледниковый период 100 – 70 тыс. лет назад, на стадии неандертальца. Об этом свидетельствуют находки орудий труда около деревень Святиловичи, Обидовичи, Бердыж. Другие сторонники считают, что человек на территории Беларуси появился на стадии кроманьонца, о чём неоспоримо свидетельствуют стоянки древнего человека около д. Бердыж и Юревичи (появились не ранее 26-23 тыс. лет назад), а орудия труда найденные первыми с их точки зрения говорят только о сохранении устарелой технологии обработки камня.

Начальную форму организации общества называют первобытным человеческим стадом. Естественный отбор способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильно была выражена социальная связь и взаимопомощь. Человек вёл присваивающее хозяйство.

В позднем палеолите (35 – 10 тыс. лет до н.э.) территория совр Беларуси заселяется человеком современного физического типа - неоантроп или кроманьонец. В этот период люди проживали только в южных районах современной Беларуси, где была тундра и лесотундра. Человек переходит от первобытного человеческого стада к материнскому роду. Мат. род – первая упорядоченная форма организации общества, сменившая первобытное человеческое стадо, представляющая собой коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии.


В мезолите (ср. каменном веке 9 – 6 тыс. лет до н.э.) меняется климат: заканчивается ледниковый период. Широко распростр лук и стрелы, что сделало возможным индивидуальную охоту. Также начали изготовлять лодки, приручена собака.

Неолит (новый каменный век, 5 – 3 тыс. лет до н.э.). В неолите создаются крупные объединения родов — племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

В Южной Беларуси создаются условия для перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Переход от присваивающих форм хозяйства к производящим, получил название «неолитической революции

Одной из самых древних общностей на территории современной Беларуси, являются финно-угры – народы уральской языковой семьи.

В 3 тысячелетии до н.э. в восточноевропейскую лесную зону (куда входит и территория Беларуси) с юга проникают племена скотоводов, относились к индоевропейской семье. Владея бронзовым оружием, скотоводством, земледелием, имея более жёсткую социальную структуру (патриархат), индоевропейцы смогли занять территории местных неолитических племён, а также продвинуться в ареал расселения финно-угорских племён.

В 1 тысячелетия до н.э. на территории Восточной Европы появились археологические культуры железного века. Освоение технологий получения железа из болотной руды и его обработки привели к появлению железных орудий труда и оружия, которые полностью вытесняют из этой сферы кремний

^ Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтийских племён.

Расселение славян связано с «Великим переселением народов».

«Великое переселение народов» - процесс перемещения больших этнических групп (племён) в Евразии, в 4-7 вв. н.э., приведший к существенному изменению этнической и политической карты Европы, в частности — уничтожению Западноримской империи и созданию условия для формирования современных европейских народов и их государственности.

Великие переселения народов (гунны, готы) в Центральной Европе непосредственно затронули прародину славян. Славяне пришли в движения и в результате расселения в IV-X вв. славяне разделились на три главных диалектных ареала: 1) южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов); 2) западный (предки чехов, словаков и поляков); 3) восточный (предки русских, украинцев и белорусов).


Динамика расселения восточных славян.

6вв. славяне локализировались в Приприпятьи и прилежащих районах Среднего Приднепровья К середине 8в. по Днепру и притокам славянская колонизация на севере достигла рубежа озёр Ильмень-Ладога-Онега-Белое. В 9в. славяне колонизируют Подвинье и верхнее Принёманье. Оказавшиеся внутри этого нового славянского ареала финские и балтские племена впоследствии полностью ассимилировались.

Стоит отметить, что на территории Беларуси балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне в процессе расселения занимали территории свободные от балтов, но не теряли экономических и административных связей в балтской среде. Экономическое превосходство славян, военное превосходство славян способствовало не только созданию славянских союзов племён, но и включению в них балтских племён, проживавших в зоне контакта. По этому племена днепровских балтов постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры, что стало одной из стадий этногенеза белорусов.

На территории Беларуси образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.



^ Формирование раннеклассовoго общества. Общественный строй вост славян в VIII-IX вв.

Главным занятием восточных славян в данную эпоху было земледелие и скотоводство в сочетании с различного рода промыслами (охотой, рыболовством). Славянам была известна подсечно-огневая система земледелия. Славяне на своей прародине заимствовали на окраинах Древнеримской империи двух и трёхполье. Славяне знали пашенное земледелие, что выделяло их из балтийского и финно-угорского массива и способствовало экономическому и политическому доминированию славянских племён в регионе.

Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо. Славяне разводили лошадей, коров, свиней. Стоит отметить, что именно славяне чуть ли не первые в Европе начинают пахать на лошадях, а не на волах. Это дало возможность значительно увеличить производительность труда.

Славяне приносят на север хлебную печь.

В 6-9вв. славяне жили в жилищах-полуземлянках с бревенчатым срубом или в наземных столбовых постройках, которые составляли селища и городища.

Общественный строй. Экономическое и политическое превосходство славян способствовало созданию более крупных общностей — союзов племён, куда включались племена, относящиеся к различным языковым группам.

Это свидетельствовало о переходе от кровного родства к территориальному единству, что рассматривается как серьёзный шаг к государственности и как предпосылка к переходу от племени к народности. Политическая власть, охрана порядка, защита территории принадлежали вождю, совету старейшин и полноправным мужчинам. Решения племенного центра были обязательны для выполнения на периферии.

Вокруг общинного центра располагались «семейные общины», которые сочетали большие семьи и малые семь. Соседская община обладала коллективной собственностью на землю, пастбища, леса, но признавала личную собственность на жильё, хозяйственные постройки, орудия труда и результаты индивидуального труда общинников. Это способствовало накоплению богатства в наиболее удачливых семьях и увеличивало их влияние на жизнь общины.

Семейный уклад славян в древности. Сосуществовали патриархально-полигамные семьи и моногамные семьи. Можно констатировать безусловную власть отца над своими домочадцами.

Таким образом, восточнославянская колонизация Восточной Европы ускорила процесс разложения родоплеменного строя и переходу к государственности.

^ Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья.

Феодализм – общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью принуждения. Для феодализма характерно:

• монопольное право феодалов на владение землёй, и работающих на ней крестьян;

• наличие у крестьянина права собственности на движимое имущество, самостоятельного хозяйства;

• внеэкономический тип принуждения;

• преобладание аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства, медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая.

• в социальной структуре: сословность, иерархичность;

• в политической: публичная власть является атрибутом земельной собственности, а сама система управления основана на системе вассалитета;

• в идеологической жизни: господство религиозного мировоззрения, распространение христианства.

Сословия и общественно-политическая система на Руси.

Основные классы-сословия:

- феодалы (светские и духовны);

- крестьяне;

- городское торгово-ремесленное население.

Сословная иерархия в среде светских феодалов: Великий князь Киевский, удельные князья, Бояре, Дружинники.


Верховная политическая власть принадлежала князю, который правил, опираясь на поддержку знати, также существенную роль играло вече (народное собрание), которое по традиции имело права приглашения и изгнания князя, решало вопросы войны и мира, обсуждения принимаемых князем законов.

Феодальная раздробленность являлась закономерным этапом развития феодализма, который характеризовался подъёмом производительных сил, широким освоением земель, основанием новых городов. Вместе с тем борьба между феодалами наносила ущерб хозяйству отдельных территорий и ослабляла государства перед угрозой внешних вторжений.

Категории крестьян:

- «люди» - свободные общинники;

- «закупы» - временно зависимое состояние, до возращения долга (купа);

- «рядовичи» - временно зависимое состояние, на период выполнения договора («ряда»);

- «изгои» - лично свободные, но не участвующие в самоуправлении общиной крестьяне;

- «челядь» - лично зависимое от феодала население (слуги);

- «холопы» - лично зависимое население, со временем — основная производительная сила в феодальном поместье.

Таким образом, Древняя Русь – раннефеодальное европейское государство на трансъевропейских торговых путях; сложившееся в результате разложения первобытнообщинного строя у восточных славян; основанное на вассальном подчинении феодалов, и эксплуатации труда крестьян по праву на феодальную ренту; высоким уровнем ремесла и торговли, а так же грамотности населения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории icon1. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный...
Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории iconКурс русской истории Ключевский в о курс русской истории
Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в изучении местной истории. Схема социально-исторического...

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории iconВопрос№1: Предмет, значение и цели курса «Истории Белоруссии». Периодизация...

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории iconВасилий Осипович Ключевский Курс русской истории (Лекции I—xxxii)...
Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в изучении местной истории. Схема социально-исторического...

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории iconВопросы к экзамены по ифк общетеоретические вопросы истории физической культуры и спорта
Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории iconВопрос№1: Предмет, значение и цели курса «ИБ». Периодизация истории...

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории iconВопросы по теории государства и права к итоговой государственной аттестации
Типология государств: формационный, цивилизационный, религиозный и другие подходы. Переходный тип государства

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории iconПрограмма курса
История как наука. Методология и методы исторического исследования. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории. Понятие...

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории icon1. Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения....
Ифк изучает происхождение, закономерности и специфич принципы развития ифк. Включает в себя: историю и систему фв, историю ведущих...

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории iconМетоды изучения культуры
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, начинающих исследователей в области изучения теории и истории культуры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов