Скачать 1.49 Mb.
|
Андрей АнгеловПрактическая режиссура кино ![]() Ангелов Андрей. Практическая режиссура кино. М.: Издательство «Deluxe», 2013. Аннотация Данный учебник уникален тем, что написан на основе только практических знаний. Здесь нет научных слов, терминов, понятий. А есть режиссерский опыт, опирающийся на факты. Авторские описания комментируют авторитетные продюсеры, известные актеры и профессиональные участники киногрупп. + 105 реальных фото. Книга адресована широкому кругу читателей. ^ Практическая режиссура кино Краткое содержание Введение §1. Литературный сценарий §2. Кастинг в кино §3. Аниматик §4. Процесс поиска денег §5. Мораль в кино Этапы кинопроизводства §6. Подготовительный период §7. Собственно съемки §8. Монтажно-тонировочный период §9. Атмосфера и темпоритм §10. Короткометражки §11. Виды фильмоделов §12. Приложения Общее содержание *** Введение Режиссер-постановщик – это тот, кто с помощью подручных инструментов создает кино. Он умеет разговаривать сам с собой и отдаёт приказы всему свету. Инструменты режиссера – это актеры, камеры, свет, грим, декорации и спецэффекты. «Собственно съемки занимают всего 5% места – в работе режиссера. ^ Первоочередная функция режиссера – забота о своей команде. Режиссер – он мать и отец в одном качестве, даже для тех людей, что по возрасту годятся режиссеру в родители. Таким образом, фильм для режиссёра – это не столько «Мотор», сколько «Памперс». «Главная задача режиссёра – это генерация идей. ^ Фильм для продюсера – это сначала деньги, а потом уже искусство. Когда режиссер забывает данную истину – то продюсер ему напоминает. Напоминание продюсера – очень неприятная штука, которой чем меньше, тем лучше. *** Кино – это не только глубина кадра, но и глубина мыслей. Помимо зрелищной функции оно призвано заставлять человека думать. Каждое Слово в сценарии – это Энергия, каждая нота в музыкальной теме – это Энергия, каждый жест персонажа в кадре – это Энергия… Фильм – это сочетание слов, жестов, нот, звуков, эмоций, поступков. Режиссер – он волшебник, что творит и созидает волшебство. Столько Энергий и все служат ему! Повелитель Энергий! «Режиссура – это чувственный процесс и о режиссёре судят только по его работе». §1. Литературный сценарий Тот сценарий, что написан литературным языком, насколько таким языком может быть написан сценарий. Есть ещё режиссерский сценарий – чисто технический документ, где литературы нет вообще. *** Итак, существует две точки зрения на то, что есть литературный киносценарий: ▫ Это лишь материал для работы, и никакой гениальности тут нет априори. Есть сильный материал, а есть слабый, с коммерческой перспективой или без. ▫ Это художественное произведение, наполненное захватывающим сюжетом, интересными диалогами и неожиданными коллизиями. Имеет право быть гениальным. Истина где-то рядом. Попробуй написать сценарий, и ты её поймешь. Данный раздел посвящен киносценариям. Я не собираюсь тебя учить, как писать сценарии, потому что этому научить нельзя. Но ты должен уметь понимать сценарии и работать со сценариями. Как минимум. «… «Титаник» получил 11 «Оскаров» вовсе не за то, что режиссер его эффектно потопил, истратив $200 млн. ^ когда-нибудь и свой «Оскар». В общем, всё в твоих собственных мозгах. *** ^ : «Сценарий – сухой документ, где не прописаны эмоции, движения героев, сценарий лишь дает общее представление об истории. А режиссура – всегда конкретика, ведь зритель видит конкретно Героя – как он ведет себя в кадре. А не читает про Героя, понимая в целом его поступки… Характер Героя закладывает сценарист, а режиссер характер визуализирует». §1.1. Форматы Кино делится на два формата: прокатное и телевизионное. Сценарий – это самый главный фундамент кино. Актер и режиссер как часть технологического процесса – лишь копируют (визуализируют) сценарий. Конечно, они не просто ксероксы и в итоге фильм считается творением как раз режиссера и актеров, а не сценариста, но все же сценарий – это та основа, без которой фильма не будет. «Чарли Чаплин и ряд его предшественников зачастую снимали фильмы без сценариев, рождая историю на съемочной площадке. Факт. Только это было не кино, а набор гэгов. А в серьёзных работах вроде «City Lights» есть субтитры, что говорит о наличии сценария». ![]() Рис. 1. На фото: скриншоты из фильма «Огни большого города» («City Lights»). Режиссер Ч. Чаплин, 1931 г. ▫ Прокатное кино. Написать сценарий добротного прокатного метра может только тот сценарист, которому Господь дал умение сочинять интересные истории. Удержать зрителя у экрана полтора часа (оптимальное время фильма) – это надо постараться! 3D – есть технология, призванная дополнительно воздействовать на зрительский интерес. Основой же является качественная драматургия. Сценарист может посадить ведьму на помело и заставить её сделать чарующий круг над городом. А может влюбить ведьму в соседа-лешего и показать её страдания и душевные муки. Так-то, об этом и речь! «Прокатное кино отличается от ТВ-кино тем, что за поход в кинотеатр люди платят деньги, а ТВ – показывает фильм бесплатно». В прокатном кино необходимо органично совмещать эффекты и драматургию. А ещё выверять каждое слово и каждое действие. Если в сериале герой может подойти от двери к окну только потому, что больше ему нечего делать (без мотивации) – то в прокатном сценарии всё строго мотированно. Отсутствие мотивации героев – это аналог творческой немощи сценариста. Когда лично я обдумывал свои сюжеты для проката – то у меня иногда вскипал мозг. Я буквально сходил с ума! Идею придумывать не надо, она возникает в твоем мозгу или в мозгу продюсера чаще всего спонтанно. А вот придумать историю в рамках идеи – трудная задача! Возьми любой американский фильм, независимо от своей вкусовщины, и нигде ты не увидишь банальной драматургии. Голливудские боссы не будут вкладывать миллионы в плохие сценарии, и не вкладывают. В России местами так же, как и в Голливуде. «Грамотная и массированная реклама способна творить чудеса. И если у тебя нет хорошего фильма, но есть деньги на его пиар – то ты по-любому не пройдешь мимо Кассы». ▫ Телевизионное кино. Сериалы и ТВ-муви. Сериал – это одна или несколько человеческих историй, объединенных одним названием и (чаще всего) одними героями. Сериал показывается по телевизору в определенные часы, каждый день. Его функция: заставить зрителя смотреть конкретный ТВ-канал, где и идет сериал. Тем самым повышается рейтинг канала, что позволяет каналу больше денег отбивать с рекламы. *** Сериалы бывают горизонтальные и вертикальные. Иногда и смешанными. Горизонтально-вертикальные. Пример, «Калифорникэйшн» с Д. Духовны. *** ^ Сюжет развивается линейно, а главные герои неизменны во всех сериях. Это одна длинная история, растянутая на 4+ серий. Может быть любого жанра, от детектива до мелодрамы, от боевика до комедии. Например, «Ментовские войны», «Скорая помощь». «Горизонталка – это также ситкомы и «мыло». В первом случае – «Элен и ребята», во втором случае - «Дикая Роза». Вертикальный сериал (вертикалка). Каждая серия – это отдельный сюжет, а ГГ являются сквозными (проходными) персонажами в каждой серии. Чаще всего это сериал детективного жанра. Например, в России – экранизации Каменской, а на западе - «Секретные материалы». «Иногда сюжет вертикальной истории бывает растянут на 2, 3 и 4 серии». ▫ ^ Это полнометражный телевизионный фильм. Разница его с прокатным метром только в размере бюджета, прокат дороже. На западе зачастую стерты границы между прокатным фильмом и ТВ-фильмом. Иначе говоря, бюджет в обоих случаях одинаков.1 Наглядный пример – это ТВ-фильм «Похороненные заживо» («Buried Alive»). «Buried Alive» - это режиссерский дебют в полнометражном кино Фрэнка Дарабонта. Тот самый режиссер, который спустя 4 года снял «Испытание Шоушенком» - лучший фильм по версии IMBD, что удерживает 1 строчку рейтинга уже много лет». В России мувик – это мелодрама, где главное место в кадре отведено «двум болтающим головам». По своей сути русский мувик ничем не отличается от сериалов – те же самые крохотные бюджеты, те же самые лица медийных актеров, и те же самые замыленные сюжеты. Ныне в России вообще перестали снимать 90-минутные полнометражки. Их делают, предварительно разделив на две серии. А чаще и на 4 серии. Вот ты написал ТВ-историю на 90 минут, а редактор с канала тебе объясняет: - История уйдет в работу лишь тогда, когда ты из этих 90 минут сделаешь 4 отдельных серии по 45 минут длиной каждая. «Сценарий без ущерба для драматургии - растягиваться свойство не имеет». Причина такой, эм, просьбы редактора проста: сериалы снимать выгодней, чем полнометражные ТВ-муви. В 4-серийке можно показать в 4 раза больше рекламы, чем в полнометражке. А если «мыло» на 200 серий – то… сам понимаешь. «Грань между вертикалкой и горизонталкой, и вообще между ТВ-муви и сериалом – зачастую условна». §1.2. Этапы написания сценария Логлайн – Концепт (или Заявка) – Синопсис – Тритмент – Поэпизодник - Диалоги. - Именно по такой схеме пишут полнометражные сценарии в Голливуде. Поэтапно. Никто из профессиональных сценаристов не начинает писать сценарий сразу и целиком. Не потому что не умеют или блюдут схему, а не делают себе лишнюю работу. Написание сценария – это сугубо технологический процесс, и нарушать технологию, пропуская какие-то её звенья – опасно и никчемно для бизнеса. «Технология написания сценария напрямую связана с подконтрольностью сценариста». Кино – это труд многих людей, где любой шаг киношника под контролем продюсеров. И, прежде всего продюсеры контролируют каждое слово, выходящее из-под пера сценариста. - Почему так? Обычное правило бизнеса – продюсеры (как владельцы киноинвестиций) следят не твоим творчеством, а за своими деньгами. Дабы ты не понаписал неоправданных расходов и драматургической ерунды, на которую не поведется зритель. «Написание сериалов в целом происходит так же, как и на прокатных голливудских метрах. ^ ▫ Логлайн – самый как бы лёгкий, но по факту очень непростой этап написания сценария. И стоит обособленно – порядково он не первый и не последний в технологии. Хотя может быть и первым, и последним. Но обособлен. «Кино начинается с идеи. Желательно коротко выраженной». Логлайн – это изложение сути твоей истории в одном предложении. 25-30 слов. Хотя в голливудской практике есть логлайны и по 100 слов, но это логлайны от спилбергов. Логлайн призван назвать ГГ и ключевую интригу истории. Раскрывать её полностью нельзя. Логлайн – это фабула. ^ : «История о том, как шутливая мольба к небесам сможет помочь ГГ выйти из состояния душевного делового кризиса, и обрести любовь в лице своей собственной жены». ![]() Рис. 2. На фото: скриншот с кинопроб в проект, логлайн коего озвучен. В кадре: Елена Любимова (слева) и Юлия Агафонова. Режиссер Андрей Ангелов. *** ^ : История о том, как оплошность обаятельного карманника, при краже реликвии из Ватикана – может привести к личной встрече Иисуса и дьявола». «В 99% случаев логлайн начинается со слов «История о том, как…». ![]() Рис. 3. На фото: один из постеров проекта, логлайн коего озвучен. Сценарий Андрей Ангелов ▫ Концепт (или Заявка). Идея расписывается на 1 страницу. Здесь должны быть интересные (иногда ключевые) подробности сюжета и могут быть описаны другие герои. В целом, презентация продюсерам идеи – начинается с концепта. Логлайн тебе, конечно, придется написать, но… вряд ли ты напишешь внятный логлайн без хотя бы синопсиса. «Именно концепт декларирует коммерческий потенциал истории и её целевую аудиторию». ▫ Синопсис. Наиболее важный документ в технологии. Это изложение сюжета, что за чем идет – без подробностей. Размер 2-4 страницы для проката. Если задача концепта – обрисовать главную идею фильма и жанровые рамки, то задача синопсиса – показать собственно историю. «Синопсис очерчивает главные сюжетные повороты». ▫ Тритмент. Подробный синопсис. Ориентировочная длина от 5-6 до 20 страниц в прокатном кино. Если в синопсисе каждая сцена обозначается одним предложением, то в тритменте каждая сцена расписывается на 3-4 предложения. + по ходу могут приводиться диалоговые расписки особо интересных мизансцен. «В тритменте главные сюжетные повороты принимают законченную форму». ▫ Поэпизодник. Пишется после утверждения продюсерами тритмента. В поэпизоднике каждая сцена расписывается очень подробно, по своей сути это сценарий без диалогов. Здесь описываются действия героев, темы диалогов, выводятся мелкие сопутствующие сюжету – интрижки, ставятся вопросы, на которые нет пока ответа… «Главная задача поэпизодника – проверка на логику, здравость и целостность всей киноистории, сцена за сценой». ▫ Диалоги. Здесь уже конкретно в уста персонажей вкладываются конкретные реплики. Если в поэпизоднике сценарист просто написал «Артём и Диана говорят о том-то…», то сейчас сценарист пишет сами реплики, обнажая в них эмоции и характеры. И подкрепляя репликами - действия. «Поэпизодник + диалоги – и есть собственно сценарий, что отдаётся в работу режиссёру». Каждый из документо-этапов не бывает написан в единственном абсолютном экземпляре. Бесконечные правки и вынос мозга – как сопутствующие данной работе элементы. Без них никак. Иногда технология тянется годами. Например, фильм «Возвращение хоббита» запускали в производство несколько лет. «Несмотря на то, что всё это технология и ни одно звено пропустить нельзя – на практике всё же технологию нарушают и звенья пропускают. Не всегда, но такое случается». Описанные этапы следуют друг за другом именно в том порядке, что здесь обозначен. Исключая логлайн как структурно самостоятельный элемент. ▫ Концепт. По аналогии это душа истории. ▫ Синопсис – сердце истории. ▫ Тритмент – скелет истории («кости»). ▫ Поэпизодник – тело истории. ▫ Диалоги как заключительный этап работы. Душа, сердце, скелет и тело вместе взятые. И имя им – киносценарий. «Описанные этапы могут являться и сопутствующими сценарию документами. Самостоятельными. Такие документы нужны тогда, когда ты по своей инициативе написал сценарий и хочешь его донести до продюсеров». ▫ Киносценарий – это полуфабрикат, а продюсеры – это служба контроля качества. |
![]() | «монтаж». Реферативное изложение главы из книги майкла рабигера «режиссура документального кино» | ![]() | ... |
![]() | Реферативное изложение главы из книги Майкла Рабигера «Режиссура документального кино» | ![]() | Биланов Андрей Иванович – российский актер театра и кино, родился 5 сентября 1968 года |
![]() | Необходимость овладения профессиональной техникой в музыке, балете, композиторском творчестве, архитектуре и пении бесспорна до тривиальности.... | ![]() | Ингмара Бергмана утверждают организаторы фестиваля. Современное шведское кино смело заявляет о себе как в игровом, так и в документальном... |
![]() | Ого человека. Границы исследования достаточно широки: от классического кино до современного. В сфере внимания автора оказываются... | ![]() | «Послания от Ангелов» – чудесная книга, которая научит вас принимать послания, приходящие от наших ангелов |
![]() | Во всем мире имя Бернарда Вербера на обложке книги означает только одно — шедевр! «Империя ангелов» — одна из самых нашумевших книг... | ![]() | Действие в Городе Падших Ангелов происходит спустя два месяца после событий, описанных в Городе Стекла |