Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории»




Скачать 269.34 Kb.
НазваниеМетодическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории»
страница1/3
Дата публикации06.03.2016
Размер269.34 Kb.
ТипМетодическая разработка
zadocs.ru > История > Методическая разработка
  1   2   3



Методическая разработка на тему:

«Возможности использования игровых технологий
на уроках истории»


Ушатова Лидия Александровна,

учитель истории и обществознания

МОУ Гимназия №2 г. Ярославля


Ярославль

2011год

Содержание
Введение

Значение учебных игр для формирования ключевых стр. 3 - 4

компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием

игровых технологий в образовательном процессе современной школы.

Цели и задачи методической разработки.
Основная часть
1. Дидактическая игра как педагогическая технология. стр. 5 - 6
2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе. стр. 6 - 7
^ 3. Характеристика ролевых и театрализованных игр.


  • Ролевая игра стр. 7 - 8




  • Театрализованная игра стр. 9 - 10


^ 4. Примеры ролевых и театрализованных игр, применяемых стр. 10 -13

на уроках истории в собственной практике учителя.
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15

Введение.
Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых и театральных технологий в образовательном процессе современной школы. Цели и задачи методической разработки.
Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить".
(М. Горький)

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развеивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока? Как решить одну из важнейших задач современного образования – задачу "формирования у учащихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели"?

Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся:

готовности к разрешению проблем;

готовности к самообразованию;

готовности к использованию информационных ресурсов;

готовности к социальному взаимодействию;

коммуникативной компетентности.

На мой взгляд, одной из технологий, формирующих вышеназванные компетентности учащихся, является дидактическая игра как одно из средств интенсификации обучения. (Интенсификация - от латинского Intension - "напряжение, усилие", facio - "делаю" - увеличение напряжённости, повышение производительности).

А. С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. А. С. Макаренко характеризовал учебную игру как "могучее средство воздействия на детский коллектив".

Педагоги, использующие учебные игры в своей педагогической деятельности, единогласно отмечают, что "игра порождала радость и бодрость, воодушевляла ребят, обогащала впечатлениями", "помогала педагогам избегать назойливой назидательности", "создавала в детском коллективе атмосферу дружелюбия" и др.

Но до сих пор остаётся нерешённой проблема редкого применения игры в процессе обучения. Среди причин этого стоит назвать следующие. Многие игры не укладываются в урок, требуют трудоёмкой подготовки и длительной организации, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска. Ещё одна  причина заключается в однобоком понимании ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем её, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение "в чистом виде". Но не учитывается тот факт, что учение должно и может органично вписаться в спектр деятельности ребёнка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью.

Несмотря на это, материалы анкет, результаты интервьюирования выявили, что учителя заинтересованы в привлечении игровой и творческой деятельности на уроке. Значит, нужны игры, которые облегчат работу учителя, необходима эффективная методика организации игр, которая поможет решить дисциплинарные вопросы и сделать время, потраченное на игру, максимально эффективным, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. На уроках истории использование игровых технологий необходимо еще и потому, что обучающиеся могут не просто перерабатывать информацию, а переживать ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания, могут «примерить» на себя роли различных исторических персонажей, почувствовать своеобразие исторической эпохи.

Все вышесказанное объясняет актуальность избранной мною темы. 

Целью работы является следующее: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности и их актуальность в процессе обучения.

Для достижения цели работы мы поставили следующие задачи:

  1. Дать анализ дидактической игры как педагогической технологии;

  2. Привести классификацию игровой деятельности в учебном процессе.

  3. Показать особенности такой формы обучения и деятельности, как театрализованная и ролевая игра.

  4. Дать методическое обоснование собственной системы уроков, проводимых с использованием игровой деятельности.


Основная часть
^ 1. Дидактическая игра как педагогическая технология.
Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжёлый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всём мире такая картина просуществовала до конца XIX в.

Сам термин "дидактические игры", под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они начали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приёмов в обучении. В России только в 1960-е гг. - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Л. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное. Но этот всплеск интереса к занимательности обучения очень быстро иссяк, идеологизация обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов - Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и др. Занимательность уступила место рационализации обучения.

Что же такое есть игра вообще и игра дидактическая? Теоретический анализ философской и психологической литературы (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина) позволяет определить игру - в широком смысле слова - как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях.

Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений и навыков" (Психологический словарь, М.:1990), можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков.

Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые её составляющие (компоненты):

- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности,  её способности и характер;

- условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Задача в учебнике по математике тоже условна, хотя и задача может превратиться в игру, приобретя занимательность для учащихся. Занимательная подача условий задачи может превратить её в ролевую игру. А главной целью дидактической игры должна стать именно активная познавательная позиция учащихся, ставшая основанием собственной и самостоятельной мыследеятельности.

Таким образом, педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
^ 2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе.
В современной школе, делающей ставку на интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы (КТД и др.)


Проблему дидактической игры как педагогической технологии исследуют Л. П. Борзова в методическом пособии для учителя "Игры на уроке истории"; А. Гин в пособии для учителя "Приемы педагогической техники"; А.П Ершова и В. М. Букатов в статье "Театральные подмостки школьной дидактики"; классификацию и систему игр можно найти в сборнике Г.А. Кулагиной "Сто игр по истории" (М., Просвещение, 1983)
Существующие педагогические игры можно классифицировать:

  • по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

  • по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; релаксационные игры-паузы;

  • по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации и театрализации;

  • по предметной области: математические, исторические, экологические, физические:, музыкальные, театрализованные, литературные, трудовые, технические, производственные, военно-прикладные, туристические, народные, спортивные, обществоведческие, управленческие, экономические, управленческие; без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения.


Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п.

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания: визуальные, диалоговые, массовые и т.д.

Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности. Необходимо помнить, что сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается.

Наибольшую сложность, на наш взгляд, вызывают сюжетно-ролевые, деловые игры, драматизации и театрализации.
^ 3. Характеристика ролевых и театрализованных игр.

  • Ролевая игра

Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История --специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке- не что иное, как  «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Цели:

  1. Изучить, повторить, закрепить  или обобщить материал.

  2. Проверить степень овладения теми или иными общеучебными  или специальными умениями и навыками.

  3. Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.

  4. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.

Положительный эффект:

  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.

  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.

  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.

  5. Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

  6. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

  7. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

  8. Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

^ Какие роли могут играть учащиеся?

Реально существовавшее лицо ( король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель  и др.)

Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Информатика»
Методическая разработка предназначена для использования в качестве пособия при выполнении контрольной работы и способствует приобретению...

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое...

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия №10...
Актг альдостерона, пробу на толерантность к глюкозе, экскреции 17-окс с суточной мочой

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconМетодическая разработка по английскому языку по разделам «Фонетика. Грамматика» для студентов
Методическая разработка по дисциплине «Английский язык» по разделам «Фонетика. Грамматика» для студентов очного и заочного отделений...

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconКоренной перелом в ходе Великой отечественной войны
Методическая разработка предназначена для систематизации знания, более обстоятельно изучить актуальные проблемы истории Великой Отечественно...

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconМетодическая разработка лекции на тему: Экономика здравоохранения и здоровья населения
...

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconМетодическая разработка Тема экскурсии
Летапісны Гарадзень” отображает историческое и культурное развитие города с 12 в по настоящее время. Знакомит туристов с достопримечательностями,...

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconЗадача спецкурса «Великая Отечественная война советского народа (в...
Методическая разработка предназначена для систематизации знания, более обстоятельно изучить актуальные проблемы истории Великой Отечественно...

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconВ учебном пособии рассматриваются базовые понятия: данные, информация,...
Информационных систем, использования современных case-технологий. Показаны некоторые возможности использования быстро развивающихся...

Методическая разработка на тему: «Возможности использования игровых технологий на уроках истории» iconПояснительная записка к расчетно-графической работе на тему: «Разработка...
На тему: «Разработка предварительного проекта технологической документации высокой (критической) технологии хxxxxxxххх»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов