Скачать 1.12 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВРИСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ИСТОРИИ С.А. ГОЛОВАНОВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИСТОРИИ РОССИИ XVIII В. АРМАВИР 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВРИСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» ^ С.А. ГОЛОВАНОВА ИСТОРИИ РОССИИ XVIII В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Направление подготовки 030600 История Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр Нормативный срок освоения программы: 4 года Форма обучения – очная АРМАВИР 2011 ББК 63.3. (24) УДК 94 (470.6-18_ Г 218 Рецензенты: А.И. Шаповалов – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России АГПА. Голованова С.А. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов бакалавриата Армавирской государственной педагогической академии по направлению подготовки 030600 – История. Курс «История России XVIII в» входит в профессиональный и предполагает формирование профессиональных знаний по вопросам политической, экономической, социальной истории России XVIII в. Печатается в авторской редакции УДК 94 (470.6-18) ББК 63.3. (24) @ Голованова С.А., 2011 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ………………………………………………………… 5
II. Содержание курса………………………………………………….9 III. Распределение часов курса по видам занятий………………….15 IV. Текущая и итоговая аттестация. Примерный перечень вопросов к экзамену ………………………………...17 V. Организация самостоятельной работы………………………….23 VI. Форма итогового контроля……………………………………...26 VII. Учебно-методическое обеспечение. Рекомендуемый библиографический список ……………………………………27 IX. Планы семинарских занятий и методические рекомендации студентам………………………………………..31 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебный курс «История России XVIII в.» изучается на историческом факультете студентами 1 курса в 2 семестре. На лекционный материал отводится 54 часов, на семинарские занятия – 54 часа. Курс «История России XVIII в.» является одной из базовых учебных дисциплин в подготовке учителя истории. Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом. Учебный материал курса ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной исторической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса – познакомить студентов с основными методологическими подходами изучения России XVIII в., категориальным аппаратом данного периода истории, раскрыть сущность основных проблем современной историографии, а также дать представление о специфике и закономерностях развития политической, социальной, экономической, внешнеполитической истории России XVIII в., особенностях русской культуры. Курс «Истории России XVIII в.» решает и важные воспитательные задачи. Знание истории своего отечества формирует гражданские позиции, патриотизм, воспитывает интеллектуальную личность, с высокими нравственными качествами, способную к самосовершенствованию и самостоятельному научному познанию исторического прошлого. Курс «История России XVIII в.» находится в тесной связи с дисциплинами общегуманитарного цикла – политологией, правоведением, философией, культурологией. Логика курса выстроена таким образом, что предполагает теснейшую связь с предметами исторического блока – «История России IX-XVII вв.», «История России второй половины XIX в.», «Историография». ^ а) общекультурные (ОК): - способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); - использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); - готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); - способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); - способностью определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (ОКВ-1); - способностью анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ОКВ-2); - способностью характеризовать модели общественного развития (ОКВ-3); - способностью ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ОКВ-4). б) профессиональными (ПК): - способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); - способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3); - готовностью применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (ПКВ-1); - способностью использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (ПКВ-2); - готовностью соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (ПКВ-4). Студент, прослушавший курс истории России XVIII в., должен знать: первоисточники по проблемам политической, экономической, социальной и международной истории этого периода; историю изучения и основные историографические проблемы; периодизацию данного исторического периода; этническую, конфессиональную историю народов многонациональной России; историческую модернизацию государственного аппарата и местных органов управления; историю Русской Православной церкви и ее отношения с государством; становление сословного строя; крестьянский вопрос; исторические закономерности развития сельского хозяйства, промышленности и торговли; изменения в финансовой политике; международное положение России; социальные движения протеста; типологическое своеобразие развития русской культуры. Студент должен уметь: комментировать и интерпретировать источники; проводить историографический анализ; владеть навыками исследовательской работы. В ходе изучения курса «История России XVIII в.» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. Важная роль в изучении курса «История России XVIII в.» принадлежит семинарским занятиям, в ходе которых студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. Целью семинарских занятий является активизация обучения студентов, привития им навыков самостоятельной исследовательской и аналитической работы. В процессе семинарских занятий необходимо: - закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы; - организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей; - выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего; - развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями. ^ 1. Российская империя к началу XVIII в. Территория. Административное деление. Население (этнический, конфессиональный, демографический и иные аспекты). Уровень социально-экономического развития. Социальная организация русского общества, принципы управления, финансы, армия. Геополитическое положение России и внешнеполитические задачи. Кризис традиционализма. Периодизации истории России XVIII в. Проблемы методологии и терминологии. ^ Династический кризис конца XVII в. Петр I - новая концепция императора на престоле. Азовские походы и их значение. «Великое посольство» 1696 г.: цели и итоги. Формирование основных принципов государственной политики. Военная реформа: рекрутская система комплектования, «Устав воинский» (1716 г.), создание военно-морского флота. ^ Переход от сословно представительной монархии к абсолютизму. Идеология абсолютизма. «Устав о престолонаследии» и легитимность власти. Изменение характера русской государственности. Российская империя. Административные реформы Петра I. Губернская реформа 1708-1710 гг. Формирование коллегиальных принципов управления. Создание Правительствующего Сената (22 февраля 1711 г.): формы и размеры компетенции. Контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Система коллегий - учреждений с четко выраженными функциями отраслевого управления, с коллегиальным устройством и регламентацией обязанностей всех чиновников. «Реестр коллегиям...» 1717 г. Создание института прокуратуры. Генеральный регламент (1720 г.) и регламенты отдельных коллегий. Церковь и государство. Ликвидация патриаршества. Учреждение Монастырского приказа в 1701 г. Теоретическое обоснование реформы церковного управления в Духовном регламенте 1721 г. Создание Святейшего Синода (февраль 1721 г.). ^ Социальная структура русского общества в конце XVII в. Введение ревизского учета населения. Замена подворной системы обложения подушной податью. Крепостное крестьянство - как единый социальный слой. Сословно-служилая реформа. Дворянство. Принцип личной выслуги. «Табель о рангах» (1722-1724 гг.). Принцип единонаследия. Однодворцы. Государственные крестьяне (Плакат 1724 г.). Обособление духовенства. Городская реформа 1721-1722 гг.: регламент Главного магистрата и деление городского населения по гильдиям. Российская историография о социальном строе в России (состояние - сословие). ^ Сельское хозяйство. Экстенсивный характер земледелия. Новации сельскохозяйственного производства: внедрение литовской косы, новых пород скота. Расширение посевов льна и конопли, развитие садоводства. Государственное регулирование развитием крупного промышленного производства. Создание Мануфактур- и Берг-коллегий. Проблема капитала и рабочей силы. Приписные крестьяне. Географическое разделение труда и внутренняя торговля. Состояние путей сообщения. Роль общероссийских ярмарок. Внешняя торговля. Политика протекционизма. Основные центры внешней торговли: Архангельск, Петербург, Рига, Астрахань. Итоги экономического развития в первой четверти XVIII в. ^ Балтийское направление внешней политики Петра I. Оформление Северного союза России, Дании и Саксонии. Основные цели союзников в войне с Швецией. Периодизация Северной войны (1700-1721 гг.) и основной календарь военных действий. Ништадский мирный трактат 30 августа 1721 г. Русско-турецкая война 1710-1711 гг. Прутский договор и его условия. Иранское направление внешней политики. Каспийский поход. Петербургский союзный договор 1723 г. Константинопольский русско-турецкий договор 1724 г. ^ . Россия на пути от средневековья к новому времени. Предпросвещение: Петровские реформы, их социально-историческая необходимость и значение для «европеизации» русской культуры. Роль искусства в осуществлении просветительской политики: градостроительство, театр и музыка, развитие живописи и скульптуры. Иностранные мастера и формирование национальной художественной школы. Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. «Елизаветинское барокко». ^ 9. Россия с 1725 по 1762 г. История «дворцовых переворотов» в отечественной историографии (В.О. Ключевский, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, Н.А. Полевой, С.В. Ешевский. П.К. Щебальский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.М. Троицкий, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский и др.). «Устав о наследии престола» 1722 г. и проблема престолонаследия в 30-60-е гг. XVIII в. ^ Придворная борьба вокруг российского престола в январе 1725 г. Екатерина I - первая женщина на русском престоле. Изменения в системе центрального управления. Образование Верховного тайного совета (1726 г.). Торгово-промышленная политика. Положение крестьян и система налогообложения. Оценка периода правления Петра II в исторической литературе. Экономическая политика. Реорганизация местного управления. Попытка кодификации законодательства. ^ Династический кризис 1730 г. «Кондиции» - попытка ограничения самодержавия. Дворянские проекты и их значение. Внутренняя политика. Изменения в системе управления. Создание Кабинета Ее Императорского Величества (1731 г.) и его деятельность по важнейшим вопросам внутренней политики. Расширение привилегий дворянства. Указ о защите православия 1730 г. Регулирование полицейской сферы. Состояние русской армии, указы об армии и флоте. Финансовое и экономическое состояние государства. Итоги правления Анна Иоанновны, историографические штампы ее изучения. ^ Особенности дворцового переворота 1741 г. Елизавета Петровна как человек и политик. Восстановление значения Правительствующего Сената. Воссоздание Берг- и Мануфактур-коллегий, Главного магистрата. Возвращение к петровским порядкам в бытовой сфере. Финансы государства и налоговая политика. Новая таможенная политика. «Промышленный бум» елизаветинского времени. Создание заемных банков. Денежная реформа. Развитие института крепостничества. Деятельность Уложенной комиссии. Внешнеполитические проблемы. ^ Секуляризационная реформа. Манифест о вольности дворянства (18 февраля 1762 г.). Ликвидация Тайной канцелярии. Оценка личности Петра III и его реформаторской деятельности в исторической литературе. ^ Историографические проблемы изучения екатерининского времени. Восшествие на престол Екатерины II. Исторический портрет императрицы. Реформаторская программа и ее идейная основа. Первый этап реформаторской деятельности Екатерины II. Реорганизация высших органов управления. Сенатская реформа 1763 г., введение новых штатов. Секуляризационная реформа 1764 г. и ее последствия. Ликвидация гетманства на Украине и утверждение крепостнических порядков. Приглашение в Россию немецких колонистов. Крестьянский вопрос. Создание Вольного экономического общества. Сенатский указ 1765 г. о ссылке крестьян на каторгу. Суд и судопроизводство. |
![]() | Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Международное право» подготовлен на основе требований Государственного... | ![]() | Управление качеством: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д.: Юриф ранхиГС, 2012. 44 с |
![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |
![]() | Инвестиционный менеджмент: Учебно-метод комплекс. – Ростов н/Д: юри ранхиГС, 2012. – 21 с | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Приглашаем Вас принять участие в VI научно-практической конференции студентов и аспирантов «Бизнес в России: природные ресурсы и... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова» |