Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия»




НазваниеУчебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия»
страница1/9
Дата публикации20.06.2013
Размер1.12 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВРИСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ

С.А. ГОЛОВАНОВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ИСТОРИИ РОССИИ XVIII В.

АРМАВИР 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВРИСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

^ КАФЕДРА ИСТОРИИ

С.А. ГОЛОВАНОВА

ИСТОРИИ РОССИИ XVIII В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Направление подготовки 030600 История

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Нормативный срок освоения программы: 4 года

Форма обучения – очная
АРМАВИР 2011


ББК 63.3. (24)

УДК 94 (470.6-18_

Г 218

Рецензенты:

А.И. Шаповалов – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России АГПА.

Голованова С.А.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов бакалавриата Армавирской государственной педагогической академии по направлению подготовки 030600 – История. Курс «История России XVIII в» входит в профессиональный и предполагает формирование профессиональных знаний по вопросам политической, экономической, социальной истории России XVIII в.

Печатается в авторской редакции


УДК 94 (470.6-18)

ББК 63.3. (24)

@ Голованова С.А., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………… 5

  1. Организационно-методический раздел………………………5

II. Содержание курса………………………………………………….9

III. Распределение часов курса по видам занятий………………….15

IV. Текущая и итоговая аттестация. Примерный

перечень вопросов к экзамену ………………………………...17

V. Организация самостоятельной работы………………………….23

VI. Форма итогового контроля……………………………………...26

VII. Учебно-методическое обеспечение. Рекомендуемый

библиографический список ……………………………………27

IX. Планы семинарских занятий и методические

рекомендации студентам………………………………………..31
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный курс «История России XVIII в.» изучается на историческом факультете студентами 1 курса в 2 семестре. На лекционный материал отводится 54 часов, на семинарские занятия – 54 часа. Курс «История России XVIII в.» является одной из базовых учебных дисциплин в подготовке учителя истории. Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Учебный материал курса ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной исторической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.
^ I. ОРГАНИЗАЦИОНННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса – познакомить студентов с основными методологическими подходами изучения России XVIII в., категориальным аппаратом данного периода истории, раскрыть сущность основных проблем современной историографии, а также дать представление о специфике и закономерностях развития политической, социальной, экономической, внешнеполитической истории России XVIII в., особенностях русской культуры.

Курс «Истории России XVIII в.» решает и важные воспитательные задачи. Знание истории своего отечества формирует гражданские позиции, патриотизм, воспитывает интеллектуальную личность, с высокими нравственными качествами, способную к самосовершенствованию и самостоятельному научному познанию исторического прошлого.

Курс «История России XVIII в.» находится в тесной связи с дисциплинами общегуманитарного цикла – политологией, правоведением, философией, культурологией. Логика курса выстроена таким образом, что предполагает теснейшую связь с предметами исторического блока – «История России IX-XVII вв.», «История России второй половины XIX в.», «Историография».

^ 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История России XVIII в.»:

а) общекультурные (ОК):

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- способностью определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (ОКВ-1);

- способностью анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ОКВ-2);

- способностью характеризовать модели общественного развития (ОКВ-3);

- способностью ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ОКВ-4).

б) профессиональными (ПК):

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

- готовностью применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (ПКВ-1);

- способностью использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (ПКВ-2);

- готовностью соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (ПКВ-4).

Студент, прослушавший курс истории России XVIII в., должен знать: первоисточники по проблемам политической, экономической, социальной и международной истории этого периода; историю изучения и основные историографические проблемы; периодизацию данного исторического периода; этническую, конфессиональную историю народов многонациональной России; историческую модернизацию государственного аппарата и местных органов управления; историю Русской Православной церкви и ее отношения с государством; становление сословного строя; крестьянский вопрос; исторические закономерности развития сельского хозяйства, промышленности и торговли; изменения в финансовой политике; международное положение России; социальные движения протеста; типологическое своеобразие развития русской культуры.

Студент должен уметь: комментировать и интерпретировать источники; проводить историографический анализ; владеть навыками исследовательской работы. В ходе изучения курса «История России XVIII в.» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Важная роль в изучении курса «История России XVIII в.» принадлежит семинарским занятиям, в ходе которых студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. Целью семинарских занятий является активизация обучения студентов, привития им навыков самостоятельной исследовательской и аналитической работы.

В процессе семинарских занятий необходимо:

- закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

- организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;

- выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;

- развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями.

 

^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Российская империя к началу XVIII в. Территория. Административное деление. Население (этнический, конфессиональный, демографический и иные аспекты). Уровень социально-экономического развития. Социальная организация русского общества, принципы управления, финансы, армия. Геополитическое положение России и внешнеполитические задачи. Кризис традиционализма.

Периодизации истории России XVIII в. Проблемы методологии и терминологии.

^ 2. Россия в первой четверти XVIII в. Династический кризис конца XVII в. Петр I - новая концепция императора на престоле. Азовские походы и их значение. «Великое посольство» 1696 г.: цели и итоги. Формирование основных принципов государственной политики. Военная реформа: рекрутская система комплектования, «Устав воинский» (1716 г.), создание военно-морского флота.

^ 3. Модернизация Российского государства при Петре I. Переход от сословно представительной монархии к абсолютизму. Идеология абсолютизма. «Устав о престолонаследии» и легитимность власти. Изменение характера русской государственности. Российская империя.

Административные реформы Петра I. Губернская реформа 1708-1710 гг. Формирование коллегиальных принципов управления. Создание Правительствующего Сената (22 февраля 1711 г.): формы и размеры компетенции. Контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Система коллегий - учреждений с четко выраженными функциями отраслевого управления, с коллегиальным устройством и регламентацией обязанностей всех чиновников. «Реестр коллегиям...» 1717 г. Создание института прокуратуры. Генеральный регламент (1720 г.) и регламенты отдельных коллегий.

Церковь и государство. Ликвидация патриаршества. Учреждение Монастырского приказа в 1701 г. Теоретическое обоснование реформы церковного управления в Духовном регламенте 1721 г. Создание Святейшего Синода (февраль 1721 г.).

^ 4. Социальная политика правительства Петра. Социальная структура русского общества в конце XVII в. Введение ревизского учета населения. Замена подворной системы обложения подушной податью. Крепостное крестьянство - как единый социальный слой. Сословно-служилая реформа. Дворянство. Принцип личной выслуги. «Табель о рангах» (1722-1724 гг.). Принцип единонаследия. Однодворцы. Государственные крестьяне (Плакат 1724 г.). Обособление духовенства. Городская реформа 1721-1722 гг.: регламент Главного магистрата и деление городского населения по гильдиям. Российская историография о социальном строе в России (состояние - сословие).

^ 5. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. Сельское хозяйство. Экстенсивный характер земледелия. Новации сельскохозяйственного производства: внедрение литовской косы, новых пород скота. Расширение посевов льна и конопли, развитие садоводства. Государственное регулирование развитием крупного промышленного производства. Создание Мануфактур- и Берг-коллегий. Проблема капитала и рабочей силы. Приписные крестьяне. Географическое разделение труда и внутренняя торговля. Состояние путей сообщения. Роль общероссийских ярмарок. Внешняя торговля. Политика протекционизма. Основные центры внешней торговли: Архангельск, Петербург, Рига, Астрахань. Итоги экономического развития в первой четверти XVIII в.

^ 6. Внешняя политика России в первой половине XVIII в. Балтийское направление внешней политики Петра I. Оформление Северного союза России, Дании и Саксонии. Основные цели союзников в войне с Швецией. Периодизация Северной войны (1700-1721 гг.) и основной календарь военных действий. Ништадский мирный трактат 30 августа 1721 г.

Русско-турецкая война 1710-1711 гг. Прутский договор и его условия. Иранское направление внешней политики. Каспийский поход. Петербургский союзный договор 1723 г. Константинопольский русско-турецкий договор 1724 г.

^ 7. Культура России в первой четверти XVIII в.. Россия на пути от средневековья к новому времени. Предпросвещение: Петровские реформы, их социально-историческая необходимость и значение для «европеизации» русской культуры. Роль искусства в осуществлении просветительской политики: градостроительство, театр и музыка, развитие живописи и скульптуры. Иностранные мастера и формирование национальной художественной школы.

Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. «Елизаветинское барокко».

^ 8. Итоги петровских преобразований.

9. Россия с 1725 по 1762 г. История «дворцовых переворотов» в отечественной историографии (В.О. Ключевский, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, Н.А. Полевой, С.В. Ешевский. П.К. Щебальский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.М. Троицкий, Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский и др.). «Устав о наследии престола» 1722 г. и проблема престолонаследия в 30-60-е гг. XVIII в.

^ 10. Россия в период правления Екатерины I и Петра II. Придворная борьба вокруг российского престола в январе 1725 г. Екатерина I - первая женщина на русском престоле. Изменения в системе центрального управления. Образование Верховного тайного совета (1726 г.). Торгово-промышленная политика. Положение крестьян и система налогообложения.

Оценка периода правления Петра II в исторической литературе. Экономическая политика. Реорганизация местного управления. Попытка кодификации законодательства.

^ 11. Принципы абсолютной власти Анны Иоанновны. Династический кризис 1730 г. «Кондиции» - попытка ограничения самодержавия. Дворянские проекты и их значение. Внутренняя политика. Изменения в системе управления. Создание Кабинета Ее Императорского Величества (1731 г.) и его деятельность по важнейшим вопросам внутренней политики. Расширение привилегий дворянства. Указ о защите православия 1730 г. Регулирование полицейской сферы. Состояние русской армии, указы об армии и флоте. Финансовое и экономическое состояние государства. Итоги правления Анна Иоанновны, историографические штампы ее изучения.

^ 12. Царствование императрицы Елизаветы Петровны. Особенности дворцового переворота 1741 г. Елизавета Петровна как человек и политик. Восстановление значения Правительствующего Сената. Воссоздание Берг- и Мануфактур-коллегий, Главного магистрата. Возвращение к петровским порядкам в бытовой сфере. Финансы государства и налоговая политика. Новая таможенная политика. «Промышленный бум» елизаветинского времени. Создание заемных банков. Денежная реформа. Развитие института крепостничества. Деятельность Уложенной комиссии. Внешнеполитические проблемы.

^ 13. Россия при Петре III. Секуляризационная реформа. Манифест о вольности дворянства (18 февраля 1762 г.). Ликвидация Тайной канцелярии. Оценка личности Петра III и его реформаторской деятельности в исторической литературе.

^ 14. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Историографические проблемы изучения екатерининского времени. Восшествие на престол Екатерины II. Исторический портрет императрицы. Реформаторская программа и ее идейная основа.

Первый этап реформаторской деятельности Екатерины II. Реорганизация высших органов управления. Сенатская реформа 1763 г., введение новых штатов. Секуляризационная реформа 1764 г. и ее последствия. Ликвидация гетманства на Украине и утверждение крепостнических порядков. Приглашение в Россию немецких колонистов. Крестьянский вопрос. Создание Вольного экономического общества. Сенатский указ 1765 г. о ссылке крестьян на каторгу. Суд и судопроизводство.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Международное право» подготовлен на основе требований Государственного...

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2012 федеральное государственное...
Управление качеством: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д.: Юриф ранхиГС, 2012. 44 с

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconМетодические рекомендации самара 2011 министерство культуры РФ федеральное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2012 федеральное государственное...
Инвестиционный менеджмент: Учебно-метод комплекс. – Ростов н/Д: юри ранхиГС, 2012. – 21 с

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» для...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Приглашаем Вас принять участие в VI научно-практической конференции студентов и аспирантов «Бизнес в России: природные ресурсы и...

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине применение новых образовательных...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс истории россии XVIII в. Армавир 2011 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавриская государственная педагогическая академия» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов