Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность»




НазваниеЛекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность»
страница1/61
Дата публикации24.08.2013
Размер8.98 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

п ос

іщ




Ю.В.ВАСИЛЬКОВА Т.А.ВАСИЛЬКОВА

СОЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3

Раздел I. Теория социальной педагогики

Лекция 1. Педагогика: предмет, задачи, функции 5

Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее приклад-ные задачи.

Лекция 2. Социальная педагогика: предмет, ее прикладные

задачи 14

Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее ме-сте и роли.

Лекция 3. Социальная педагогика как часть социальной

философии 27

Социальная философия, основные понятия. Личность и общество - общие проблемы для социальной фило-софии и социальной педагогики. Вопросы педагогики в социальной философии социалистов-утопистов.

Лекция 4. Современная система образования, ее социальные

функции и проблемы 33

Учебно-воспитательные учреждения. Школа, учи-тель, ученик. Методы обучения и воспитания. Кризис образования.

Лекция 5. Личность ребенка, ее развитие, зависимость

от среды 43

Понятие «личность». Формирование и становление личности, возрастные особенности, развитие задат-ков и способностей. Социализация личности, соци-альное воспитание. Самовоспитание личности.

Лекция 6. Социальный педагог, его профессионализм

и практика 61

Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, методы работы. Изучение ре-бенка, организация помощи, работа в реабилитаци-онных центрах.

^ Раздел II. Защита детства и социальная педагогика в истории России

Лекция 7. Государственная политика защиты детей и социальное
воспитание в истории России с древнейших времен до
конца XVIII в 86

437

Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. «Рус-ская Правда» о защите семьи и опекунстве. «Домострой», ре-формы Петра I, «Пропозиции» Ф.С.Салтыкова, Воспитатель-ные дома при Екатерине II.

Лекция 8. Государственная политика защиты детства в X I X -

начале XX в 104

Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сирот-ские дома. Приюты. В.Ф.Одоевский о воспитании в приютах, его «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами». Статья В.Я.Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома».

Лекция 9. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX -

начале XX в 126

М.М.Монасеина о развитии ребенка от рождения до уни-верситетского возраста. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье. «Воспоминания» П.А.Флоренского. Образование в дво-рянской семье, воспитание крестьянских детей.

Лекция 10. Православие и социальное воспитание в истории

России 155

Православие и образование в России. Религиозное образо-вание, воспитание христианина. К.Д.Ушинский с религиоз-ном воспитании. Из «Бесед священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого».

Лекция 11. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент

свободного воспитания 176

Н.К.Рерих о ненасилии. Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель о сво-бодном воспитании. Эксперимент К.Н.Вентцеля.

Лекция 12. Практика социального воспитания в начале XX в.

Педагогика среды С.Т.Шацкого 191

Детские летние колонии, классы для отстающих детей, дет-ские объединения, скаутское движение. Детская колония С.Т.Шацкого «Бодрая жизнь», его статьи «Задачи общества», «Детский труд и отдых» и «Что такое клуб?»

Лекция 13. Государственная политика защиты детей в годы советской

власти 209

Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 г. Детские дома, коммуны, колонии, усыновле-ние, опекунство. Забота о сиротах в годы Отечественной войны. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты.

Лекция 14. Опыт социального воспитания личности в коллективе .... 218

438

.Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Опытные станции Наркомпроса С.Т.Шацкого. «Республика ШКИД» В.Н.Сороки-Росинского. Опыт А.С.Макаренко, его статьи «О моем опыте» и «Конституция страны ФЭД».

Лекция 15. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-

новаторов 258

Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П.Ще-тинина, Т.И.Гончаровой, Е.Н.Ильина, В.Ф.Шаталова, В.Н.Дубинина. Опыт И.П.Волкова «учить творчеству».

^ Раздел III. Работа социального педагога в современных условиях

Лекция 16. Современная семья и ее проблемы 270

Семья как социальная ячейка общества. Типы современ-ной семьи, демография семьи. Возрождение государства че-рез возрождение семьи. Что угрожает современной семье, кризис семьи.

Лекция 17. Детство. Защита детей в современных условиях 294

Детство. Сиротство, социальное сиротство. Дети-беглецы, дети, страдающие от жестокости родителей, дети-инвалиды. Статья Ш.А.Амонашвили «Что такое детство». Защита дет-ства. Конвенция ООН, опыт помощи детям, приюты, се-мейные детские дома.

Лекция 18. Работа социального педагога с семьей 322

Работа с семьей, где ребенок; особенности работы в раз-личных семьях; методы работы. Помощь семье. Семья, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвали-ды. Лечебная педагогика А.А.Дубровского. Ребенок-олигофрен. Семейные детские дома. Организация семейного досуга. Цент-ры «Доверие» и «Радуга» в г. Клин Московской области.

Лекция 19. Работа социального педагога в школе и микрорайоне 344

Работа социального педагога в школе, социальные задачи
школы в современных условиях. Школа — центр воспита-
тельной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагоги-
ческого комплекса школы № 59 г. Ярославля. / 5

Лекция 20. Работа социального педагога с трудными подростками..Г:351 Трудные подростки, их особенности, различные откло-нения в поведении. Методы перевоспитания. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах «Надеж-да» и «Радость» г. Клина. В.Н.Сорока-Росинский о трудно-воспитуемых.

Лекция 21. Работа социального педагога с одаренными детьми 380

439
Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в се-мье. Работа социального педагога с одаренными детьми. В.П.Кащенко о «даровитых детях».

Лекция 22. Опыт социального воспитания в странах Европы и США... 390 Работа социального педагога в Германии, Великобрита-нии и США. Работа с трудновоспитуемыми, больными, взрос-лыми-безработными, родителями.

Приложение 409

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.00я73 В19

Рецензентьі:

доктор философских наук, академик РАО Г.Н.Филонов',

доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного

университета В.Д. Семенов

^ Василькова Ю.В., Василькова Т.А.

В19 Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 440 с. ISBN 5-7695-0526-5

В пособии рассматриваются понятие социальной педагогики как части педагогики и социальной философии, особенности работы социального педагога с детьми из «семей риска», трудными и боль-ными, а также работы в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в реабилитационных центрах. Анализируется го-сударственная политика защиты семьи и детей в России с древ-нейших времен.

Может быть полезна также учащимся средних педагогических учебных заведений, социальным работникам и работникам народ-ного образования.

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.00я73

© Василькова Ю.В., Василькова Т.А., 1999
ISBN-5-7695-0526-5 © Издательский центр «Академия», 1999

^ ОТ АВТОРОВ

В современных условиях обострения экономических, полити-ческих и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не име-ют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступ-ность и детские заболевания, стала остро востребована работа со-циального педагога.

Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и приня-тие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация ра-боты с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нор-мального развития и жизни.

В книгу вошли лекции о сущности социальной педагогики и работы социального педагога, характеризующие особенности его деятельности, профессионального мастерства как результат его постоянного труда, любви к детям и проявления человеколю-бия — в общении с детьми из «семей риска», трудными и боль-ными, в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в различных реабилитационных центрах.

Учитывая, что главным в работе социального педагога являет-ся развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности инди-видуальной работы с ними.

Для этого потребовалось привлечение основных положений педагогической науки, и к ним ее части — социальной педаго-гики.

Появилась необходимость обратиться к истории отечественно-го образования и педагогики, к практике социального воспита-ния отечественных педагогов, проанализировать их опыт. Поэто-му наряду с проблемами работы социального педагога в современных условиях пришлось обращаться к вопросам защиты детей и к практике социального воспитания в истории нашего отечества.

Социальному педагогу нельзя не знать о сути государственной политики защиты семьи и детства в России, о благотворительной заботе общества о детях-сиротах, религиозном воспитании, вос-питании в дворянской и крестьянской семьях. Полезно знать, что

такое свободное воспитание и педагогика среды, воспитание лич-ности в коллективе и педагогика ненасилия.

Как дополнение к лекциям в книгу вошли отрывки из истори-ческих документов и литературных памятников, из статей видных отечественных педагогов и ученых по различным вопросам соци-ального воспитания.

Эти материалы полезны социальному работнику при создании или организации работы в различных клубах, реабилитационных или лечебных центрах, в приютах для детей-сирот и в индивиду-альной работе с трудными подростками.

В книге могут найти для себя интересный материал педагоги, так как часть материала из истории отечественного образования и воспитания публикуется впервые и содержат поучительный опыт прошлого.

Эти материалы представляют интерес для студентов, буду-щих социальных работников, особенно при подготовке курсо-вых и дипломных работ или рефератов по проблемам социаль-ной педагогики.

Лекции были прочитаны студентам, слушателям — социальным работникам; предпочтение отдавалось тем темам, которые, по их отзывам, необходимы для практической работы.

В конце каждой темы даны задания-вопросы, цель которых — направить социального работника и социального педагога на ана-лиз предлагаемого материала, на необходимость и полезность пе-дагогических идей прошлого для его практической работы. Это воз-можность творческого использования исторического прошлого.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconЛекция личность. Развитие личности
...

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconЛекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и...
Субъектом исследования психологии является человек как носитель сознания, самосознания, как личность. Для психологического анализа...

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconПонятие личность в отечественной и зарубежной психологии имеет разнообразную...
Личность устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность формируется...

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» icon6. Личностно-ориентир-й подход в образ-и
«центриро­ванной на клиенте», видит в уч-ке личность, способную разв-ть св природ ресурсы, ум и сердце, любознатель­ность, личность,...

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconВ психологии личность это человек, взятый в системе таких его психологических...
Рассматривая личность, мы всегда говорим о чертах, сформированных под влиянием общественного сознания и проявляющихся в социальном...

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconЛекция №15. Личность (часть 1) Лекция №16. Личность (часть 2) Лекция...
Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология»...

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconЛобсанг рампа
Для Старого Чело­века это была вполне определенная разумная личность, личность, при­шедшая на эту Землю, чтобы выполнить свою особую...

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconНа вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в...
Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид...

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconТема : Личность как объект педагогической деятельности
Педагогическая сущность понятий «человек» и «личность». Соотношение этих понятий в процессе онтогенеза

Лекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность» iconПроект Федерального закона "Об основном документе, удостоверяющем...
Федерации определяет основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов