Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение»




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение»
страница1/4
Дата публикации25.08.2013
Размер0.71 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4
Федеральное агентство по высшему образованию

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра истории искусств
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
проф. В. П. Прокопьев

« 10 » сентября 2004 г.

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Учебно-методическое пособие

для студентов 2 курса заочного отделения

специальности «искусствоведение»


Лекции- 16 часов

Семинарские занятия – 4 часа

Отчётность- экзамен
Составитель: Т.А. Галеева,

кандидат искусствоведения

доцент кафедры истории искусств
Екатеринбург

2004

Утверждено

Учебно-методической комиссией

факультета искусствоведения и культурологии

13 июня 2004 г.

протокол № 10

Декан: С.Л. Кропотов

Цели и задачи курса
Курс «Искусство Византии» открывает цикл искусствоведческих предметов, изучаемых студентами 2 курса специальности «искусствоведение» в 3 и 4 семестрах и посвященных искусству Средних веков. Он является фундаментом для освоения истории древнерусского искусства, средневекового искусства восточнохристианского мира и Западной Европы, помогает лучше понять логику развития и своеобразие средневекового искусства Востока.
Целью курса является формирование у студентов-искусствоведов целостного представления об универсализме, семиотической многослойности и своеобразии художественной системы византийского искусства в его различных видах и проявлениях, региональных вариантах.
В задачи курса входит осмысление преемственности византийского искусства с позднеантичным и эллинистическим искусством, знакомство с его истоками и эволюцией, основными этапами развития, стилистическими и иконографическими особенностями. В процессе освоения материала студенты также знакомятся с основными исследовательскими методами византологии, получают навыки искусствоведческого анализа произведений религиозного искусства.
Полноценное освоение византийского искусства требует от студентов значительного объема самостоятельных занятий в течение учебного семестра: обязательного чтения искусствоведческих источников, выполнения самостоятельных письменных работ, активного участия в семинарских и практических занятиях.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Византийский эстетический идеал и его черты: дуализм божественной и земной красоты, иррациональность, невозможность его воплощения в материальной форме, противопоставление духовного и материального. Ориентация духовной культуры Византии на постижение трансцендентной божественной истины. Цели художественного творчества, его каноничность и имперсональность. Изобразительное искусство в оценке христианских богословов, его место в богослужебном ритуале. Предмет искусства, его символический смысл. Основные категории византийской эстетики: образ, символ, канон, духовное наслаждение, прекрасное, безобразное, свет, цвет и др. Этический характер категорий и их воплощения в изобразительном искусстве. Основные функции сакрального изображения. «Мистический материализм» классического византийского искусства. Хронологические и географические границы распространения раннехристианского и византийского искусства. Периодизация.

^ Историография раннехристианского и византийского искусства. Первые путеводители для паломников - топографические описания «чудес города Рима» (т.н. «мирабилии»). Византийские экфразисы (от греч. ekphrasis - описание) – первый опыт описания и толкования произведений византийского искусства в литературе (Прокопий Кесарийский «О постройках», Никита Хониат «О статуях Константинополя»). Агиографические труды – предшественники биографий художников. Первые словари христианской иконографии к. ХYI-XYIII вв. (т.н. «Эмблематы»).

Ведущая роль отечественных исследователей в становлении византологии как науки в XIX в. Сравнительно-исторический метод Ф.И. Буслаева (1818-1897), разработка им теоретических вопросов иконографии (определение «иконографического типа», разработка «закона типичности»). Иконографический метод Н.П. Кондакова (1844-1925). Создание им основ истории византийского искусства, особая роль в его методологии факта и опытного знания. Обоснование роли эллинистических традиций в формировании византийского искусства в трудах Д.В. Айналова («Эллинистические основы византийского искусства», 1900), его ученика Л. Мацулевича (введение понятия «византийский антик»), работы Е.К. Редина о равеннских мозаиках. Деятельность Русского Археологического института в Константинополе (1895-1914). Участие в его работе Ф.И. Шмита (1877-1941), Н.Л. Окунева (1889-1949), художника Н.К. Клуге (1869-1947) др. Отечественные византологи XX в.: В.Н.Лазарев, А.В.Банк, В.Д. Лихачева, А.П. Каждан, О.С. Попова, О.Е. Этингоф и др.

Первые собрания византийской и поствизантийской иконописи в XIX в.: коллекции епископа Чигиринского Порфирия Успенского, собрание афонских икон П.И.Севастьянова (1811-1867), отделение христианских древностей в Румянцевском музее в Москве. Коллекция византийских и поствизантийских икон Н.П.Лихачева (1862-1937), приобретенная в 1913 г. в Русский музей. Собрание византийских икон в Государственном историческом музее в Москве. Современные византийские коллекции Государственного Эрмитажа (С-Петербург), Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), других российских музеев. Крупнейшие библиотечные коллекции византийских рукописей в России.

Западноевропейское византиноведение. Раскопки римских катакомб с XYI в. Первое большое исследование катакомб А.Бозио «Подземный Рим» («Roma sotteranea», 1632). Негативное отношение к византийскому наследию в эпоху Просвещения. Активное археологическое изучение раннехристианского искусства в первой половине XIX в. Расцвет иконографического метода в трудах Дидрона (Didron. Manuel d`iconographie chretienne. 1845), де Росси (G.B.de Rossi. La Roma sotternea cristiana. 1864-1877), Р. Гаруччи (R.Garucci. Stoia dell`arte cristiana. 1872-1880), М. Байе. Исследования ученых XX в. Поиск восточных корней византийского искусства И. Стржиговски (Strzygowsky J. Orient oder Rom. Beiträge zur Geschichte der spätantiken und frühristlichen Kunst. 1901). Осознание роли византийского искусства для судеб европейского в работах О.Демуса, использовавшего духовно-исторический метод (Demus O. Byzantine Art and the West. 1970). А.Н. Грабар - ученик Н.П. Кондакова, продолживший традиции отечественного византиноведения в эмиграции (L’age d’or de Justinien. Gallimard, 1966; Le premier art chretien. 200 - 395. 1966; то же на англ. яз.: The Beginnings of Christian Art, 200 - 395. 1967; Christian Iconography. A Study of Its Origins. 1968). Становление христианского средневекового города, его церковной топографии в исследованиях Р. Краутхаймера (Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. 1965; Three Christian Capitals. Topography and Politics. 1983). Исследования К. Вейцмана о византийской миниатюре и античных традициях в иконографии (Illustration in Roll and Codex. A Study of the Origin and Method of Text Illustration. 1947; Spätantike und früchristliche Buchmalerei. 1977; Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. 1971). Социально-историческая методология Х.Бельтинга: соотношение иконописного творчества с литургикой и теологией, рассмотрение средневекового религиозного образа в социальном контексте (Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. München, 1993).

^ Контрольные вопросы:

  1. Какой исследовательский метод являлся ведущим в 19 веке? Назовите его основные методологические установки, имена крупнейших ученых.

  2. Каков вклад в византиноведение О.Демуса?

  3. Как оценивали византологи 20 века роль античного наследия в становлении византийского искусства?



^ I. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

Ранние христианские апологеты о роли искусства в христианском культе: Климент Александрийский (род. ок.150 – ок. 213), Ориген (ок. 185- ок. 254). Влияние взглядов св. Августина (354-430) на осознание церковью функций религиозного искусства и природы сакрального образа, на развитие иконографии.

^ Раннехристианское искусство до 313 года.

Основные формы и функции христианского искусства до принятия Миланского эдикта. Взаимодействие его с официальным искусством поздней римской империи. Живопись катакомб как основной вид искусства этого периода. Сигнитивный характер (определение В.Вейдле) катакомбной живописи. Истоки раннехристианской символики. Сосуществование старого античного художественного языка и нового средневекового. Тяготение к плоскостности, отказ от нюансированного цвета, элементы обратной перспективы, декоративный принцип организации композиции. Основные памятники: Катакомбы Св. Калиста: крипта пап (III век); крипта Луцины (сер. III века). Катакомбы Домициллы. Катакомбы Присциллы: новозаветные сцены; образ оранты. Катакомбы на Via Latina (320—350 гг.): ветхозаветные сцены; адаптация античных сюжетов к новому содержанию («Подвиги Геракла» - спасение и бессмертие души). Катакомбы святых Марцеллина и Петра (вторая половина III века): «История пророка Ионы» (середина III века) – воплощение идеи Спасения; кабикула со сценой Грехопадения (первая половина IV века).

Скульптура. Отход от статуарности и пластичности. Рельефы саркофагов - важный вид христианского изобразительного искусства до 313 года. Зависимость стилистики саркофагов от современной позднеантичной скульптуры. Нарастание условности. Основные сюжеты и иконографические схемы: сцены из Ветхого и Нового Заветов, символы-знаки, аллегории. Римские саркофаги: саркофаг Домициллы (т. н. саркофаг Страстей, сер. IV в., Музеи Ватикана); саркофаг Юния Басса (сер. IV век, Рим, сокровищница Ватиканского собора св. Петра) – использование принципа типологического сопоставления сцен Ветхого и Нового Заветов; Саркофаг с Добрым пастырем (ок. 253-260, Христианский музей Ватикана). Рельефы из слоновой кости (консульские диптихи, ларцы, пиксиды). Резьба по дереву (базилика Санта Сабина)

^ Христианский комплекс в Дура Европос (III в.). Росписи баптистерия комплекса. Опора на наследие искусства древнего Востока (плоскостность изображения, контурность рисунка, локальность цвета). Синагога в Дура Европос — уникальный пример иудейского храма, украшенного циклом росписей на библейские сюжеты.

^ Раннехристианское искусство после принятия христианства. Легализация христианства в 313 году (Миланский эдикт) и его последствия для развития искусства. Значение Иерусалима и его памятников (храм Гроба Господня, ок. 335 г.). Основание Константинополя как столицы христианского мира. Церковь Иоанна Крестителя в Студийском монастыре (строительство начато в 463). Падение Западной Римской империи (476) и влияние этого события на развитие христианской культуры и искусства. Возникновение монашества в Египте в I - II веках. Деятельность членов «Каппадокийского кружка» (Василия Кесарийского, Григория Нисского, Григория Назианзина) во второй половине IV века, их взгляды на роль и задачи искусства. Концепции небесной и земной иерархии, света и цвета Дионисия Ареопагита (возможно, Петр Ивер, 412-488).
^ Архитектура Рима. Широкомасштабное строительство храмов после 313 года. Типология культовых сооружений: базилики и центрические здания - по планировочному решению; собственно храмы, баптистерии, мавзолеи, мартирии - по функциональным признакам. Раннехристианские базилики: символика архитектурных форм и священная топография. Базилики Рима. Строительная техника и материалы. Взаимовлияния столичного зодчества и архитектуры восточных частей империи (Сирии, Египта, Палестины, Иерусалима). Монументальность и масштабность, мозаичный декор. Базилики Т-образного типа: Сан-Пьетро фуори ле мура (Ватиканский собор св. Петра, ок. 320/21-329, пятинефная базилика, воздвигнутая Константином Великим на месте могилы апостола Петра); Сан-Паоло фуори ле мура (ок. 384/386 - 402/403, построена на месте захоронения апостола Павла; Сан Джованни ин Латерано (начата между 313-314 годами, храм епископов Рима, а затем римских пап до переезда в Ватикан); Санта Мария Маджоре (между 400 и 430 годами, первая церковь, посвященная Богоматери).

Центрические постройки: мавзолеи, мартириумы, баптистерии, их античные прототипы. Баптистерии: форма октагона или круга, выделение колоннами центрального кругового пространства с купольным перекрытием, кольцевой обход с односкатным перекрытием. Мавзолеи: использование античных архитектурных форм, сходство с композицией баптистерия, круг как основа плана. Латеранский баптистерий (неоднократно перестраивался), мавзолей Св. Констанции (ок. 350 г., построен для захоронения дочерей императора Константина Констанции и Елены) и церковь Сан-Стефано-Ротондо (468-483, мозаики 523-530) – наиболее древние центрические сооружения в Риме.

^ Архитектура провинций. Сирийская архитектурная школа и ее новаторский характер (новое понимание внутреннего пространства, двухбашенная композиция западного фасада). Базилики в Кальб-Лузе (к. V в.), в Турманине (V в.). Мартирий Симеона Столпника (Калат-Семан, 476-490). Греческая ротонда св. Георгия в Салониках (4 в.).

Изобразительное искусство. Активное заимствование художественных форм, сюжетов и тем из позднеантичного искусства. Формирование культа Христа и его иконографии, преобладание иконографии Христа-императора в больших базиликах. Расширение круга тем и сюжетов из Ветхого и Нового Заветов. Дидактические и просветительские функции христианского искусства. Символические и “исторические» типы сюжетных композиций в декорации храма. Отход от античных художественных приемов, нарастание условности, схематизации. Формирование устойчивых черт в стилистике и иконографии.

^ Мозаики Рима: широкое использование мозаики для декорирования храмов, изменение техники и местоположения мозаики по сравнению с античными прототипами. Мавзолей Св. Констанции: а) репрезентативные сцены в конхах полуциркульных ниш; б) декоративно-символические сцены на своде кольцевого обхода. Соединение античной изобразительной манеры с христианской символикой. Церковь Св. Пуденцианы (между 401-417 гг.): стилистическая близость изобразительному искусству позднего Рима. Церковь Санта Мария Маджоре (432-440): крупнейший сохранившийся памятник раннехристианского изобразительного искусства. Повествовательность ветхозаветных сцен на стенах центрального нефа. Символический характер композиций на центральной арке. Церковь Св. Косьмы и Дамиана (526-530): нарастание уплощенности пространства, разномасштабность фигур, симметричность композиции. Круглая пластика: изображения Христа в образе «Доброго Пастыря» (IV в., Рим, Латеранский музей).

^ Искусство Равенны. Преобладание базиликального типа храма без трансепта, использование кирпичной техники, античных мраморных архитектурных деталей. Стилистические, иконографические, колористические особенности равеннских мозаик. Их значение в эволюции изобразительного искусства, влияние на средневековое искусство Италии. Памятники Равенны эпохи последних императоров (402-476): Мавзолей Галлы Плацидии (440), “Православный” (неонианский) баптистерий (первая четв. V в.).

Раннехристианские рукописи. Переход от свитка к кодексу и смена соотношений между текстом и изображением. Влияние позднеантичных манускриптов. Кодекс Вергилия (конец IV – начало V в., Рим, Ватикан, Апостолическая библиотека), «Илиада» Гомера (конец V – начало VI в., Милан, Амброзианская библиотека). Кведлинбургская Итала (после 400 г., Рим, на латинском языке. Берлин, Государственная библиотека).




^ Термины: абсида (апсида), алтарь, алтарная преграда, амвон, аркбутан, атриум, базилика, баптистерий, византийский антик, Евхаристия, кабикула, капелла, кодекс, конха, купол, мартирий, мозаика, нартекс, неф, парус, хоры

Контрольные вопросы

  1. Каковы особенности иконографической программы римских катакомб?

  2. Каковы основные архитектурные элементы раннехристианской базилики и их символика?

  3. Каковы основные темы, стилистические и иконографические особенности сохранившихся мозаик Рима?

  4. Каковы стилистические особенности раннехристианской миниатюры?

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн»

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой...
Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения...

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» icon1. школьный учебник истории
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения специальности "история" и предполагает решение двуединой...

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconКурс лекций учебное пособие составитель С. С. Бакшиханова Улан-Удэ...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного форм обучения отделения «Дошкольная педагогика и психология»...

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconМетодические указания и вопросы к выполнению контрольных работ, для...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconУчебный курс «Отечественная история»
Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconУчебный курс «Отечественная история»
Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
У 598 Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»....

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconМетодическое письмо по курсу «Теоретическая механика» для студентов...
Студенты заочного отделения технических специальностей изучают курс «Теоретическая механика» в третьем и чётвёртом семестрах

Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения специальности «искусствоведение» iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения по...
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2 семестр). – Казань: Издательство Института...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов