Историческое сознание, его сущность, формы и сущность




НазваниеИсторическое сознание, его сущность, формы и сущность
страница1/10
Дата публикации20.06.2013
Размер1.06 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
История как наука, ее предмет, цель и задачи.

История-рассказ,повествование о каком-либо событии. К истории следует подходить с 2-х сторон как процесс развития природы и общества и как наука об этих процессах. История общества-совокупность конкретных и многообразных действий и поступков как отдельных людей, так и целых коллективов, находящ. в определ. взаимосвязи, составляющих все человечество. Предмет изучения-деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории как отдельной науки служит исторический процесс. Основа исторической науки-собирание, систематизация о обощение фактов. Отец истории-Геродот. Муза-Клио.

^ Историческое сознание, его сущность, формы и сущность.

Общественное сознание-совокупность представлений общества в целом и отдельных соц.групп о своем прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание-система знаний, совокупность представлений, взглядов, идей, концепций, традиций, обрядов, обычаев, посредством которых у индивидов, соц.групп, слоев, классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Ступени формирования ист.сознания: 1. Обыденный (низший, простейший). Формируется непосредственно на основе жизненного опыта, когда ч-к является участником коллективных событий. Сознание – субъективно и эмоционально. Ч-к не в состоянии привести свои знания, переживания в систему. 2. Формирование под влиянием произведений худ.литературы, кино, СМИ, Интернет и т.д. 3. Развитие на уроках в школах. Здесь впервые получают знания в систематизирующем виде. 4. На основе выявлений тенденций, прогнозов на будущее. Носитель-историческая наука Носитель-ист.наука. Ист.сознание рассматривается системно.

^ Истоки Древней Руси. Предпосылки и особенности возникновения государственности у восточных славян. Славяне-большая группа народов Европы, объединенные близостью происхождения и общностью языков. Относились к индоевропейской языковой семье. Прородина индоевр. находилась на юге современной России и Украины. По другой версии на территории малой Азии. Нет единого мнения по вопросу выделения общей европейской языковой семьи. В кон.2-го-1-го тыс.д.н.э. наиболее важной областью расселения славян становится среднее Поддепровье. Часть славян, обитавших в среднем Поддепровье относились к скифам и борисфянам. Древнее место обитания – бассейн реки Висла. Скифы выращивали лучшую в мире пшеницу и продавали грекам. Посредник торговли – греческие города Пантиапей, Питиус, Торгиппия, Танаис. По языку скифы относились к северо-иранской группе. Из ныне существующих ближе всего к скифам – осетины. В нашем языке употребляются их слова (топор, собака). В письменных источниках всех сл-ян называли венеды. С 1-го-2-го вв. это названия закрепилось за западными. Восточные славяне назывались анты. В 5-6 вв. анты и венеды ведут борьбу с Византией, которая заканчивается тем, что к кон. 7в. сл-не заселили поречье Дуная и часть Балканского полуострова. Так появилась южная ветвь-склавены. Основу хозяйства-земледелие.Второстепенное – скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

Древнерусское гос-во: обр-ние и особ-ти экон. и общественно-полит.устройства.

Этапы формирования гос-ва: 1. 9в - сер.10в. Время 1-х князей. 2. 2-я пол. 10в. – 1-я пол.11в. Расцвет древ.русс. гос-ва. 3. 2-я пол. 11в. –нач. 12в. Период перехода к территориально-политической радробленности. В 18в. появляется нормандская концепция обр-я гос-ва. (все благодаря Рюрика, сл-не сами не способны). Антинормандская – Ломоносов. Аргументы: 1. Расцвет др.славян. культуры пришелся на 2-й-4-е вв. За 500 лет до появления Рюрика. 2. Сл-не продавали зерно грекам и римлянам за 1500 лет до Нестора. 3. Призвать на княжение можно лишь тогда когда есть престол, место для княжения. 4. Варяги в русских городах не были хозяевами, строили лагеря-укрепления близко от городов. Под Новгородом-в рюриковском городище. Киев – урочище-угорское. 5. Кол-во варягских полков было ограничено. 6. Варяги – профессионалы, воины, приглашенные для защиты гос-ва. Сахаров отмечает наличие посольств В Руси. В 838-39 гг. во Французском гос-ве и Византии. Он считает варяги не принесли на Русь государственность, они сыгралироль военной силы, которая способствовала объединению восточ.сл-н в единое гос-во. Варяги ославанились. 3 даты возникновения гос-ва: 1. 862г.-Рюрик. 2. 882г.-Олег. Объединение Киева и Новгорода. 3. 25 июня 860г.-договор о мире и любви между Русью и Византией.

Причины и последствия принятия Русью Христианства. Дохристианская религия у Восточных славян называлась язычеством поклонялись многим богам и силам природы. Авсень – бог смены времён года. Перун – бог молнии и грома. Христианство приняли в 998г. Цели принятия христианства:

1. Т.к. языческая религия тормозила развитие зарождающихся феодальных отношений и не способствовала объединению Руси, князь Владимир принял решение объединить все славянские племена при помощи единой религии – христианства. 2. Поставить вровень с развитыми христианскими гос-вами Русь. 3. Укрепить дипломатические и торговые отношения с христианскими странами. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА: принятие христ-ва способствовало бурному, стремительному развитию страны. Приглашённые из Византии мастера строят храмы, украшают их фресками, мозаикой, иконами. Русские мастера учатся у них. Изменяется сель. хоз-во. Появляется огородничество. Прибывшее из Византии духовенство готовит кадры для церкви и как следствие распространяется знания и грамотность. Организуются школы. Молодых людей посылают на учёбу за рубежи страны. Вводится летописание. Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится гос-вом новой, высокой культуры. Укрепляются торговые отношения с христ-ими странами.

^ Древняя Русь в эпоху территориально-политической раздробленности. 1132г.-смерть Мстислава. Русь делится на самостоятельные княжества. В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.

^ Ордынское Иго и его влияние на выбор пути развития Северо-Восточной Руси.1237-1480 – захват Руси татарами. Нашествие Батыя жестоко разорило Русь. Пострадало очень крестьянство, горожане; ремесленное производство пришло в упадок, исчезли целые специальности, на полвека замерло каменное строительство. Но самый тяжелый урон был нанесен феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные войны, первые гибли на поле боя. Состав дружин сменился едва ли не полностью. На смену погибшим пришли совсем иные люди – выходцы из непривилегированных слоев общества. Они привыкли быть не соратниками, а покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из “первого среди равных” в полновластного господина. После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Монголы ограничились взиманием дани (“выхода”). Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь воле ордынского хана. Они получали “ярлык” (т.е. подтверждение своих прав) на великое княжение. Ханы стремились превратить князей-вассалов в “служебников”, но князья всячески сопротивлялись.Итак, основные аспекты влияния тотаро-монгольского ига:

  1. Отставание от западноевропейских стран прогрессирует.

  2. Монголы не жили на подчиненных территориях, а обкладывали ее данью; ни культура русского народа, ни менталитет не изменился.

  3. Усиление преклонения перед властью (1480г. – когда иго заканчивалось, русское самодержавие считало себя преемником власти тотаро-монгольских ханов).

  4. Способствовало развитию тенденций к объединению.

  5. В русский язык много татарских слов вошло.

  6. Эффективная финансово-адм. система, налоговая система, которой не было даже в Зап. Европе.

  7. Все финансовые термины – татарского происхождения (казна, таможня, кабала – долговое рабство, кабак, деньги, дороги, драги, пути, копейка, алтын).

  8. Военные организации многое перенимают от ига.

  9. Дипломатический стиль (переписка, оформление док-ции).

Возвышение Москвы и образование единого Великорусского государства. Возвышение Москвы. Тенденции: 1. Перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь. 2. превращение княж. уделов в княж. вотчины (по наследству). 3. установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа. 4. усиление церкви, ее роли в обществе. 5.нарастание боярского сепаратизма. В 14 в. на Руси продолж. дробление. Князья беднели, уделы их стан. меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, и сущ. угроза потери нац. незав-ти. До сер. 14 в. сост-е было именно такое. С сер. 14 в. отдельные земли Вл.-Сузд. княж. начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княж. ликвидируются, и начин. процесс создания единого русского гос-ва. Особенно при Иване III и IV. И в Твери и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: геогр. положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва? Первым моск. князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значит. расширить Моск. княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом стан. Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык. Вместе с татарами идет на Тверь и побеждает. С 1325 г. – Иван Данилович Калита стан. Моск. князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получ. от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княж. он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Пол-ку Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появ. новый соперник – Великое княжество Литовское. Литовские князья возгл. антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, кот. погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому.Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом моск. князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княж., вести самост. военные действия. Т.о. наметился историч. переворот – превращение самост. князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княж. Москве опять пришлось платить дань, но завис-ть от Орды стала значительно слабее. В 1386 г. в орбиту московского влияния вошло Рязанское княж. В 1392 г. б. присоед. к Москве Нижегородское княж. Одновр. в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья Северо-Востока, сохранившие самост-ть, вынуждены б. повиноваться моск. князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления законч. т.н. феодальная война за княж. престол. В стране восстан. единовластие, но какой ценой? Заметно усилилась власть Орды. Москва становится столицей Северо-Востока Руси. Укрепление самодержавной власти в России при Иване Грозном. Внутренняя политика и реформы Ивана IV (1533-1584). После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически гос-вом управляла его мать, Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. Пост. велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук моск. митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и др. знаки царской власти. Отныне великий князь Моск. стал наз. царем. Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового гос. органа - Земского собора. Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял реш. сост. новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и составил программу реформ середины XVI в. Ядро армии сост. дворянское ополчение. Под Москвой была посажена “избранная тысяча” – 1070 провинциальных дворян, кот. д.б. стать ее опорой. Впервые составл. “Уложение о службе”. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война и являться на смотры “конно, людно и оружно”. В 1550 г. – создание пост. стрелецкого войска. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число кот. б. Незначит. В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший назв. Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие судебника 1550г. и реформы Ивана IV. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утв. образцам. реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонац. гос-ва. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального упр-я, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. Удалось присоед. Казанское царство, начать освоение Сибири, с 1558 по 1583г. велась Ливонская война за влияние на Западных и Северо – Вост. землях сначала с Ливонским орденом, а позже, когда орден был расчленен между Литвой, Польшей и Швецией, с этими тремя государствами. Часть территории ( на побережье Финского залива) Россия смогла отвоевать, выйти к Балтийскому морю Грозный не смог. Иван IV поддерживал акт. отношения с Данией, Турцией, Англией (активно велась торговля). В русской армии было очень много наемников; в опричнине очень много немцев. Иван IV, борясь с мятежами и изменами феод. знати, видел в них глав. причину неудач своей политики. Он твердо стоял на необх-ти сильной самодержавной власти, осн. препятствием к установлению кот. б. боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, напр. духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин “опричнина” происходит от слова “опричь” – кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращ. к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Так, используя веру народа в царя, Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, ухудшению пол-я крестьянства, к его большему закрепощению, она вызвала структурный кризис в стране.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность icon1. Сущность, функции и формы кредита
Целью курсовой работы является изучение сущности кредита, его роли в рыночной экономике и его влияния на ценообразование

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управленческий бухгалтерский учет»
Понятие и сущность управленческого учета: сущность, предмет, объекты, цели и задачи, функции и методы

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность icon1. Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?
История составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества. Историческое познание основано на изучении...

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность icon1 Сущность и функции денег 7
Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность iconВопросы: Сущность понятия «культура». Различные подходы в трактовке этого понятия
Историческое развитие представлений о культуре и возникновение культурологии как науки о культуре

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность icon1. 1 Капитал сущность и формы
Рынок капитала Ссудный процент

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность iconВопросы к обсуждению: Объясните, для чего нужно управление
Семинар 1: Сущность менеджмента. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования в условиях рынка. Современное общественное...

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность iconВопросы к экзамену по дисциплине «управление проектами»
Основные понятия и сущность проект-менеджмента. Понятия проекта, проектирования, сущность процесса управления проектами

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность iconНиколай Левашов Сущность и Разум Том 1 © Nicolai Levashov, 1999
«Сущность и разум» — это достойное продолжение и дальнейшее углубление теории, изложенной в пер­вой удивительной работе Николая Левашова...

Историческое сознание, его сущность, формы и сущность iconПонятие, сущность и содержание аудита
Организационно-правовые формы аудиторских организаций. Аудиторские профессиональные объединения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов