Скачать 0.78 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ _______________________________ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ________________________________________________________________ М.И.СМИРНОВА Введение в курс «Отечественная история» Методическое пособие по курсу Отечественная история для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки МОСКВА 2009 Утверждено учебным управлением МЭИ Подготовлено на кафедре Истории и культурологии МЭИ (ТУ) Рецензент: д.и.н. профессор, заведующий кафедры Философии, политологии и социологии МЭИ /ТУ/ Андреев А.Л. ^ Методическое пособие для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки – М.:Издательский дом МЭИ. 2008. .- 48 с. В методическом пособии формулируются целевые установки и главные задачи изучения курса отечественной истории в высших учебных заведениях, даются основные понятия исторической науки, ее вспомогательные дисциплины, освещаются основные этапы развития отечественной историографии истории России и ведущие направления современной исторической мысли. Издание предназначено для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки . © Московский энергетический институт, 2009 ^ – обязательная учебная дисциплина федерального компонента Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации. ^ : изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе. Задачи курса:
В результате изучения учебной дисциплины «Отечественная история» студент должен
^ История (от греч. historia) — одна из старейших наук. Как только у человека появилось прошлое, неизбежно возник интерес к его познанию. Согласно древнегреческой мифологии среди девяти муз, которые составляли свиту бога Аполлона и покровительствовали наукам и искусствам, была неотразимая Клио — муза истории. Она имела облик юной девы с одухотворенным лицом и свитком пергамента в руках. Веками ей поклонялись те, кто относил себя к людям образованным и культурным. ^ включает несколько значений: — в широком смысле под историей понимается любой процесс развития, происходящий в природе и обществе. В этой связи очевидно, что история представляет собой основу научного познания во всех областях знаний; — более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом; — кроме того, история — это особая отрасль знаний, наука о прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет свою источниковую базу, теорию и методологию познания, методику исследовательской деятельности, историю самой исторической науки. В системе высшего образования преподавание и изучение студентами истории имеет особое значение. Владение историческими знаниями — необходимое качество образованности и культуры человека. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно», — утверждал Н.Г. Чернышевский. Исторические знания — это не только хранилище человеческой памяти, но и действенный инструмент для понимания настоящего и предвидения будущего. Древние люди были уверены, что «История — это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»). Однако часто исторический опыт и уроки истории придаются забвению. Выдающийся русский ученый В.О.Ключевский в своих дневниках сделал такую запись: «Хотя часто сетуют, что история никого и ничему не научила, но жизнь жестоко мстит тому, кто совсем не знает истории... Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». ^ — объяснить прошлым современные процессы человеческого бытия и помочь определить перспективы развития. Важнейшая цель исторического образования — воспитание историей, формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств, свободных от национализма и шовинизма. Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение . Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая и систематизирующая материальные и письменные источники как памятники деятельности человека. ^ понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. – то есть все остатки прошлой исторической жизни. ^ Типы источников В науке существует представление о двух типах исторических источников 1 тип - исторические остатки* 2 тип - историческая традиция* *1 тип - исторические остатки - остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты, монеты, архитектурные памятники, предметы быта и т. д.). *2 тип - историческая традиция - отражение какого - либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков. Она передает историческое событие так, как оно преломилось в сознании людей (авторов летописей или мемуаров, певцов и сказителей былин и т. п.). |
![]() | Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... | ![]() | Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... |
![]() | У 598 Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика».... | ![]() | Р83 Руденко, А. А. Общие требования, правила и структура бакалаврской работы : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся... |
![]() | «Отечественная история». В методическом пособии содержится необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории,... | ![]() | Для студентов, обучающихся в рамках специалитета по направлениям в области информатики и вт |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки, реализующихся в Нижнекамском... | ![]() | Рецензенты: доктор исторических наук, зав кафедрой истории мгту им. Н. Э. Баумана Земцов Б. Н.; кандидат исторических наук, доцент... |
![]() | Рецензенты: доктор исторических наук, зав кафедрой истории мгту им. Н. Э. Баумана Земцов Б. Н.; кандидат исторических наук, доцент... | ![]() | Киреева Н. В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов, обучающихся на дневном и заочном... |