Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского




Скачать 487.38 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского
страница1/11
Дата публикации20.06.2013
Размер487.38 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО


Кафедра отечественной истории




«Отечественная история»

Учебно-методическое пособие



Планы семинарских занятий,

методические рекомендации и литература

Пенза – 2010
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО


Кафедра отечественной истории




Учебно-методическое пособие по курсу

«Отечественная история»



Планы семинарских занятий,

методические рекомендации и литература

Пенза – 2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского

УДК: 947 (075.5)

ББК 633 (2) я 73

П 37
Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история». Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература. Пенза: ПГПУ, 2010. 40 с.

Составители: доценты А.В. Булкин (темы 4, 5), В.А. Власов (13, 17, 18), В.П. Гордеев (2, 14, 16), О.В. Доброва (6, 7), А.Г. Иванчина (8, 15), Н.С. Кузнецова (10, 11, 12), Э.Р. Кулахметова (3), О.В. Степанова (1), А.В. Тишкина (3, 9),

Ответственный редактор – заведующий кафедрой отечественной истории, профессор В.А. Власов

Пособие включает в себя планы семинарских занятий, методические рекомендации к ним, темы рефератов, списки источников и литературы

Для студентов дневного отделения неисторических факультетов


(с) Пензенский государственный педагогический университет

имени В.Г. Белинского
СОДЕРЖАНИЕ
Тема I.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (VI-XII вв.) ….……………………………………..5

Тема II.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XIII-XVI вв…………………………………………………..7

Тема III.

РОССИЯ В XVII в……………………………………………………………………………………9

Тема IV.

РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ЗАВЕРШЕНИЕ ОФОРМЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА.……………………11

Тема V.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в 60-90-е гг. XVIII в.…………………………………13

Тема VI.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА…………………………………………………….15

Тема VII.

БУРЖУАЗНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ в 60-90-е годы XIX в...……………………18

Тема VIII.

НАРОДНИЧЕСТВО И МАРКСИЗМ В РОССИИ…………………………………………………19

Тема IX.

РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ 1905-1907 годов………………………………………………………22

Тема X.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.

ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ…………25

Тема XI.

1917 ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ …………………………………………………………………….27

Тема XII.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ…………………………………………………………….30

Тема XIII.

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО в 20-е годы XX в……………………………………………………..31

Тема XIV.

РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В 30-е годы XX в.

СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА В СССР ……………………………………………….….34

Тема XV.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945 гг.)……………………………………….. 38

Тема XVI.

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО

В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-сер. 60-х гг.)………………………………………………….41

Тема XVII.

ОТ РЕФОРМ К СТАГНАЦИИ (1964-1985 гг.) …………………………………………………….44

Тема XVIII.

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI в………………………………….46
Тема I.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (VI-XII вв.)


  1. Восточные славяне и их соседи.

  2. Образование и развитие Древнерусского государства в IX-XII вв.

  3. Культура Киевской Руси.

Темы рефератов:

  1. Быт, нравы и обычаи Древней Руси.

  2. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди.

Литература

  1. Хрестоматия по истории России в 4-х томах. Т. 1. С древнейших времён до XVII в. М., 1994. С. 11 – 45.

  2. Агапкина Т. Праздники на Руси // Родина. 1994. № 6-8; 1996. № 4.

  3. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.

  4. Арцибашева Т.Н. Славяне – русы – варяги – кто они? // Вопросы истории. 2004. № 1.

  5. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 2.

  6. Гергенова Н.М. Культура и быт Руси IX-XIII вв. // Преподавание истории в школе. 2008. № 3.

  7. Горский А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? // Родина. 2009. № 9.

  8. Древняя Русь // Родина. 2002. №№ 11-12.

  9. Зодчество Древней Руси // Родина. 2008. № 8.

  10. История русской культуры IX – XX вв. / Под ред. Л.В. Кошман. М., 2006.

  11. Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. // Отечественная история. 2003. № 3.

  12. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. СПб., 2008.

  13. Моця А. Русь на Днепре // Родина. 1999. № 8.

  14. Петрухин В. От тех варяг прозвался… Русь: имя и история // Родина. 1997. № 10.

  15. Плетнёва С. Беспокойное соседство. Русь и степные кочевники в домонгольское время // Родина. 1996. № 12.

  16. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. 2008. №9.

  17. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. Спб., 1999.

  18. Русские. М., 1999.

  19. Скрынников Р.Г. Войны Древней Руси // Вопросы истории. 1995. № 1-12.

  20. Славянский мир // Родина. 2001. № 1-2.

  21. Славянский мир: общность и многообразие // Родина. 2006. № 4.

  22. Соловьёв С.М. Древняя Россия. М., 2004.

  23. Янин В.Л. Русь на Волхове // Родина. 1999. № 8. Он же. У истоков новгородской государственности // Отечественная история. 2000. № 6.

Методические советы

1 вопрос. Обратите внимание на дискуссионный характер проблемы происхождения и расселения восточных славян. Определите территорию расселения, особенности религиозных верований, эволюцию общественной жизни восточных славян. Какую роль в формировании уклада жизни, хозяйственной занятости сыграл природно-климатический фактор? Как складывались отношения славян с неславянским миром?

2 вопрос. При противоположных оценках процесса возникновения российской государственности (норманнская и антинорманская теории) следует иметь в виду объективную обусловленность формирования Древнерусского государства. Каковы эти объективные факторы и условия их реализации? Необходимо выяснить различные версии происхождения понятия «Русь». Определите характер Древнерусского государства. Каковы основные направления внутренней и внешней политики киевских князей? Каковы причины и последствия дробления Киевской Руси?

3 вопрос. Рассматривая вопрос о культуре Древнерусского государства, следует выявить основные направления развития культуры древних славян. Определить её связь с традициями скифских и раннеславянских племён, с культурой соседних стран. В области материальной культуры дать оценку орудиям по обработке земли, градостроительству, видам ремёсел (кузнечное, кожевенное, гончарное, стекольное, столярное и т.д.), ювелирному искусству. В духовной области – фольклору, появлению письма, бытовым традициям, язычеству и христианству.

Тема II. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XIII-XVI вв.

  1. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимоотношений.

  2. Создание Московского государства: предпосылки, политический режим, государственная идеология.

  3. Иван IV. Внутренняя и внешняя политика.


Темы рефератов:

  1. Москва изначальная.

  2. Культура средневековой Руси.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconПланы семинарских занятий. Воронеж 2012 Социология. Планы семинарских...
Социология. Планы семинарских занятий для студентов вгпу. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012...

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности «социальная педагогика»
Учреждение образования «белорусский государственный педагогический университет имени максима танка»

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconМетодическое пособие Сургут 2010 департамент образования и науки...
Методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования....

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов специальности...

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconРабочая учебная программа дисциплины «Информационное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Он включает...

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconБашкирский институт социальных технологий Кафедра философии и политологии
Государственного стандарта по дисциплине «Отечественная история», структура предмета, тематические планы лекционных, планы семинарских...

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов...
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconМетодические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...

Учебно-методическое пособие Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература Пенза 2010 пензенский государственный педагогический университет имени в. Г. Белинского iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине «Теория государства и права»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» составлены в соответствии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов