Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей




НазваниеУчебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей
страница1/15
Дата публикации19.06.2013
Размер0.74 Mb.
ТипУчебно-методические указания
zadocs.ru > История > Учебно-методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Методическое пособие по Отечественной истории

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра Отечественной истории

Учебно-методические указания по дисциплине

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Для студентов неисторических специальностей

НАЛЬЧИК 2010

УДК 94/99(075)

ББК 63.3я73

А-76

Рецензент:

Начальник кафедры общественных дисциплин

Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД РФ

кандидат философских наук, доцент

^ Е.А. Жигалова
Составители: Дзамихов К.Ф. - д.и.н., профессор, Апажева Е.Х. - д.и.н., профессор, Асанов В.Н. - к.и.н., доцент, Ашхотов Р.М. - к.и.н., доцент, Коновалов А.А. - к.и.н., доцент, Лаврова Н.С. - к.и.н., доцент, Хафизова М.Г. - к.и.н.
Учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначены для студентов неисторических специальностей.
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
Издание содержит рабочую программу, темы лекций и семинарских занятий, вопросы для самопроверки и фонд контрольных вопросов курса «Отечественная история».

Рекомендовано РИСом университета

Ó Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разработанный на кафедре «Отечественной истории» Кабардино-Балкарского государственного университета. Они включают в себя рабочую программу дисциплины, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню усвоения программы. Составной частью методических указаний выступают методические рекомендации по подготовке к лекционным и семинарским занятиям для студентов

Учебно-методические указания основаны на разработках кафедры «Отечественной истории» на протяжении ряда лет, выпускающей методические рекомендации, учебно-методические разработки, апробированные среди студентов 1 курса всех специальностей Кабардино-Балкарского государственного университета.

Методический уровень представленного материала, его актуализация для самостоятельной работы позволяют адаптировать учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» к современным информационным технологиям для студентов неисторических специальностей.
^ Выписка из ГОС ВПО по дисциплине «Отечественная история» (ГСЭ. Ф.03)

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатарины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление Сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-х-80-х годов: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Отечественная история» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования является федеральным компонентом в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин и обязательной для изучения студентами 1 курса очной и заочной формы обучения. В соответствии с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится 68 часов аудиторной работы (34 часа лекционных и 34 часа семинарских занятий) или 51 час аудиторной работы (34 часа лекционных и 17 часов семинарских занятий) в зависимости от специальности. Предметом изучения курса является отечественная история (история России) с древнейших времен до наших дней. Учебный материал структурирован по проблемно-хронологическому принципу и включает в себя 17 тем, которые соответствуют важнейшим этапам в жизни российского государства и общества. Он ориентирован на освоение студентами содержания отечественной истории в исторической ретроспективе и овладение различными способами познавательной деятельности, которые должны лечь в основу познавательной, воспитательной, мировоззренческой функций истории.

В ходе лекционных занятий по отечественной истории студенты получают новые знания, навыки систематизации и оперирования базовыми понятиями, теоретическими данными курса, логичного выстраивания устных и письменных ответов.

Важную роль в изучении курса отечественной истории следует отвести семинарским занятиям, на которых происходит закрепление полученного материала на лекционных занятиях, позволяют выявить знания студентов, их умения и творческую самостоятельность. При этом используются различные формы и методы выявления познавательной способности студентов.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе под руководством преподавателя, так как объем изучаемой дисциплины в течении одного семестра является значительным. Принципиальное значение придается системному характеру учебного процесса для снижения роли субъективизма при оценки знаний студентов. Решению этой задачи способствует балльно-рейтинговая система обучения и оценки деятельности студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом в 1 или 2 семестре очной и заочной формы обучения.

^ Цели и задачи изучения дисциплины.

Цель курса – дать студентам необходимый объем систематизированных знаний по отечественной истории, расширить и углубить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций.

^ Задачи курса – проанализировать общее и особенное в российской истории; показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; раскрыть место истории в обществе; проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до наших дней;

- усвоить исторический опыт человечества в целом и своего народа и государства в особенности;

- определить особое значение истории для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;

- усвоить новейшие теоретические достижений в современной исторической науке;

- овладеть разнообразными способами познавательной деятельности, направленными на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

УМЕТЬ:

- систематизировать полученные знания;

- оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса;

- решать познавательные задачи;

- логично выстраивать устные и письменные тексты;

- анализировать общее и особенное российской истории;

- на примерах из различных эпох выявлять органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

-определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

ДЕМОНСТРИРОВАТЬ:

- знание проблем отечественной истории, по которым ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

- знания о формировании и эволюции исторических понятий и категорий;

- знания о месте и роли российской истории и историографии в мировой науке.

- знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, в первую очередь – умения читать и понимать учебные и научные тексты, концептуализировать содержащиеся в них исторические знания.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


№ пп


Тема занятия

Вид работы/ объем в часах в неделю

Лекция

Семинар


Семинар

1.

Сущность, формы и функции исторического знания.

2

2

1

2.

Истоки российской цивилизации. Киевская Русь (IX-XII вв.).

2

2

1

3.

Складывание Российского государства

(XIII – XV вв.).

2

2

1

4.

Россия в XVI в.

2

2

1

5.

Московское государство и общество в XVII в.

2

2

1

6.

Россия в первой половине XVIII в.

2

2

1

7.

Правление Екатерины II.

2

2

1

8.

Россия в первой половине XIX в.

2

2

1

9.

Россия во второй половине XIX в.

2

2

1

10.

Россия в начале ХХ в.

2

2

1

11.
^

Россия в годы революций и гражданской войны.


2

2

1

12.

Советское общество в 20 – 30-е годы ХХ в.

2

2

1

13.

СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.

2

2

1

14.

Советское общество в послевоенный период (1946 – 1965 годы).

2

2

1

15.

Советский Союз во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов ХХ в.

2

2

1

16.

Советский Союз в период перестройки (1985 – 1991 гг.)

2

2

1

17.

Россия на путях суверенного развития (1991-2010 гг.)

2

2

1




Итого

34

34

17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconОтечественная история
Отечественная история: методические указания по изучению курса для студентов всех специальностей заочной формы обучения. Вологда:...

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «отечественная история»
Методические указания предназначены для студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения с целью интенсификации их самостоятельной...

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры»
История украинской культуры: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры» для студентов...

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Санкт-Петербург
Методические указания предназначены для студентов I курса всех специальностей дневной и вечерней форм обучения, изучающих курс Отечественной...

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconМетодические указания к курсовому проекту по дисциплине «Электрические передачи локомотивов»
Методические указания предназначены для студентов и слушателей специальностей «Локомотивы» и«Электрический транспорт»

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconМетодические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Культурология»
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, обучающихся по заочной форме обучения

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Английский язык»
Методические указания предназначены для студентов специальностей факультета тампт первого курса дневной формы обучения

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconУчебный курс «Отечественная история»
Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconУчебный курс «Отечественная история»
Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...

Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей iconМетодические указания к курсовой работе для студентов специальностей...
Методические указания предназначены для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов