Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет




Скачать 202.85 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет
Дата публикации20.06.2013
Размер202.85 Kb.
ТипКраткое содержание
zadocs.ru > История > Краткое содержание
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Проректор по

Учебно-методической работе

А.Ю. Дворниченко Н.В. Каледин


_________________ _____________________

(дата, подпись, ФИО) (дата, подпись, ФИО)

Учебный план

Среднесрочной дополнительной образовательной программы
«Актуальные вопросы западноевропейской живописи XII-XIX вв.:

эпоха, стиль, жанр»
Разработчик:

Дмитриева Анна Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент

Клюшина Елена Витальевна, искусствовед, ассистент

Рецензент:

Тот Юрий Викторович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории для преподавания на гуманитарных и естественнонаучных факультетах
Санкт-Петербург

2011
^ Учебный план

Среднесрочной дополнительной образовательной программы

«Актуальные вопросы западноевропейской живописи XII-XIX вв.:

эпоха, стиль, жанр»
Реализуется: а) В рамках программ дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации по основным образовательным программам ВУЗа (331 позиция раздела «Основные и дополнительные образовательные программы приложения 1.1., лицензия СПбГУ от 15.06.2010 №0001) и в рамках основной образовательной программы по базовой специальности — 035400 «История искусств».

б) шифр направления программы повышения квалификации № 81 — «Программы дополнительного образования для специалистов по отраслям в гуманитарных науках (история, филология, языкознание, философия, искусство, культура, международные отношения)».

Цель: совершенствование знаний и навыков работников государственных и негосударственных учреждений культуры в области теоретического и практического искусствоведения.

^ Категория слушателей: лица с высшим образованием

Продолжительность обучения: 112 часов (2 месяца).

Форма обучения: без отрыва от производства

Режим занятий: 3 раза в неделю по 6 аудиторных часа

Документы об образовании: свидетельство государственного образца.

^ Ведомственная принадлежность программы: по прямым договорам с физическими и юридическими лицами.
Краткое содержание основных разделов (тем):


  1. Введение

Живопись в системе видов искусства. Определение понятий «жанр», «стиль», «стилевое направление», «художественное течение», «школа». Основные виды живописи. Разнообразие живописных техник. Основные этапы в истории западноевропейской живописи.

  1. Искусство эпохи Средневековья.

    1. Монументальная живопись романского периода.

Хронологические рамки западноевропейского искусства средних веков. Основополагающее значение архитектуры в создании видового ансамбля средневекового искусства. Монументальная живопись романского периода.

    1. ^ Витраж в готическом искусстве Западной Европы XIII-XV вв.

Витраж как вид монументальной живописи. Происхождение витража, техника производства цветного витража. Крупнейшие школы витража во Франции: Святая Часовня в Париже, собор Нотр-Дам в Шартре.

    1. ^ Искусство книжной миниатюры XIII-XV вв.

Монастырские и светские скриптории. Крупнейшие памятники готической миниатюры: творчество Ж. Фуке и братьев Лимбург.

  1. Западноевропейская живопись эпохи Возрождения

    1. Гуманические основы искусства Возрождения.

Происхождение термина «Возрождение». Хронологические рамки. Периодизация эпохи Итальянского Возрождения. Научно-философские основы Возрождения. Гуманизм. Неоплатонизм. Антропоцентризм. Обмирщение культуры и искусства. Место античной культуры в системе ценностей итальянского Возрождения. Взаимоотношение науки и искусства в эпоху Возрождения. Рационализм как одна из основ мировоззрения эпохи.

    1. ^ Живопись Протренессанса в Италии.

Чимабуэ, Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне – наиболее яркие представители Проторенессанса в изобразительном искусстве. Формирование нового художественного метода. Природа и античность как две его составляющие.

    1. ^ Живопись периода Треченто.

Флоренция – главный центр нового искусства Италии. Филиппо Мазаччо и утверждение принципа приоритета натуры над образцом.

    1. ^ Живопись периода Кватроченто.

Творчество живописцев Пьеро делла Франческо, Джованни Беллини, Сандро Боттичелли, фра Филиппо Липпи, Появление портрета, батальной картины, разработка мифологических сюжетов – как свидетельство активного развития светского направления в искусстве.

    1. ^ Высокое Возрождение.

Академия Медичи во Флоренции. Творчество Леонардо да Винчи – первого мастера Высокого Возрождения. Поиск высшей гармонии в творчестве Рафаэля Санти. Титанизм – главная тема творчества Микеланджело Буонаротти в живописи. Творчество Джорджоне и раннего Тициана.

    1. ^ Искусство Позднего Возрождения.

Творчество Тициана, Тинторетто и Веронезе. Маньеризм – новое явление в живописи или «закат» Ренессенса?

    1. ^ Северное Возрождение.

Определение Северного Возрождения. Нидерландская живопись XV-XVI вв. Творчество Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха – первый этап в продвижении к новым идеалам в искусстве. Искусство Питера Брейгела Старшего.

Искусство Германии конца XV – первой трети XVI века. Творчество Альбрехта Дюрера Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего.

  1. Западноевропейская живопись XVII века. Эпоха барокко и классицизма.

    1. Караваджизм и академизм в Итальянской живописи XVII века.

Зарождение и развитие академизма. Основание Болонской Академии, ее программа. Творчество братьев Карраччи.

Караваджо – глава итальянского реализма рубежа XVI – XVII веков.

Римские караваджисты: Манфреди, Борджани, Джентилески.

Стиль барокко в Италии. Его художественные особенности и идейное содержание. Папский Рим – центр барочного искусства.

    1. ^ Голландская живопись XVII века как зеркало реальности.

Национально-освободительная борьба на севере Нидерландов. Образование буржуазной республики. Жанровое многообразие голландского искусства. Жанр «светских обществ». «Марина» в искусстве Порцеллиса и Влигера. Реалистические достижения в области передачи пространственного единства средствами тональной живописи.

Портрет в творчестве Франса Халса. Основание мастерской в Харлеме – центре демократического голландского искусства.

Великий голландский художник XVII века Рембрандт.

Представители бытового жанра: Ян Вермер Делфтский, Стен, Терборх, Метсю, Мирис Старший. «Крестьянский жанр» в творчестве Адриана ван Остаде.

Голландский натюрморт. Утверждение ценности материального мира в произведениях П. Класса, В. Хеды, В. Калфа, Ю. Стрека.

    1. Барокко во Фламандской живописи XVII века.
^

Зависимость от католической Испании.

Петер Пауль Рубенс – главный представитель фламандского барокко.

Антонис ван Дейк – выдающийся мастер фламандского репрезентативного портрета.

^

Якоб Йорданс. Народность образов в картинах Йорданса на религиозные и мифологические темы. Мастера натюрморта: Франс Снейдерс, Ян Фейт, Пауль де Вос.


    1. ^ Французский классицизм XVII века.

Победа абсолютизма во Франции. Взаимоотношение королевской власти, дворянства и буржуазии. Жорж де Латур и проблемы французского караваджизма.

Никола Пуссен – ведущий представитель и теоретик стиля классицизма. Гуманистические и гражданские идеалы его искусства.

Клод Лоррен – представитель французского классицистического пейзажа.

Основание Короелвской Академии и ее реорганизация Кольбером. Симон Вуэ – первый художник Парижской Академии.

    1. «Золотой век» в Испанской живописи..

«Золотой век» испанской живописи и причины ее расцвета.

Хусепе Рибера. Диего Веласкес – глава реалистического направления в испанском искусстве XVII века. Жанр «бодегонес». Камерные и репрезентативные портреты. Севильская Академия Художеств и искусство Мурильо.

5. Западноевропейская живопись XVIII столетия

5.1. Эпоха рококо во Франции

Определения понятия рококо. Рококо в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, костюме. Антуана Ватто. Жанр галантных празднеств. Высокое рококо во Франции. Творчество Франсуа Буше. Пастораль. Портрет эпохи рококо: Наттье. Новое понимание жанра натюрморта: Депорт, Удри, Шарден. Осень французского рокайля: Жан Оноре Фрагонар.

^ 5.2. Эпоха неоклассицизма во Франции

Типология французского неоклассицизма. Портретная революция Мориса Кантена де Латура. Бытовой жанр Греза: выступление в Салонах 1755 и 1757 гг. Рождение новой исторической живописи во Франции. Жозеф-Мари Вьена, Жак-Луи Давид. Пейзаж во французском искусстве XVIII века: Гюбер Робер.

^ 5.3. Английское изобразительное искусство XVIII века

Особенности развития изобразительного искусства в Англии XVIII столетия. Уильям Хогарт и его роль в сложении национальной английской школы. Conversation piece: определение жанра. «Модный брак» Уильяма Хогарта. Основание Королевской Академии. Исторический жанр в Англии. Джошуа Рейнолдс. Портретное искусство в Англии. Творчество Томаса Гейнсборо. Grand tour и особенности развития английского пейзажа XVIII столетия.

^ 5.4. Искусство XVIII века в Италии, Швейцарии, Германии и других странах Западной Европы

Итальянское искусство XVIII века: школы, основные мастера, ведущие жанры. Джованни Батиста Тьеполо. Венецианская ведута: Каналетто, Беллотто. Римская пейзажная традиция. Руинный пейзаж Паннини. «Тюрьмы» Пиранези. Жан-Франсуа Лиотар. Иоганн Генрих Фюсли: «Ночной кошмар» и английский предромантизм. Историческая картина Антона Рафаэля Менгса и Ангелики Кауфман.

6. Западноевропейская живопись XIX столетия.

6.1. Типологические особенности западноевропейской живописи XIX столетия

Формирование музейной среды и особенности выставочной деятельности. Парижский Салон. Салон Отверженных и его роль. 8 выставок импрессионистов. Сецессионы и их роль в сложении авангардного искусства Германии и Австро-Венгрии. Ведущие маршаны эпохи. Роль художественной критики. Проблема определения стилистической принадлежности. Роль фотографии в западноевропейской живописи XIX века.

^ 6.2 Западноевропейская живопись первой трети XIX столетия. Романтизм

Романтизм, его истоки, периодизация, география, основные представители. Творчество Гойи. Капричос: между Просвещением и Романтизмом. Французские романтики: Жерико, Делакруа, Шассерио. Романтическая битва. Портретное искусство Энгра на примере анализа «Портрета Бертена». Английский романтический пейзаж: Констебл, Тёрнер. Назарейцы и попытка обновления монументальной живописи. Немецкий романтический пейзаж.

    1. ^ Западноевропейская живопись середины XIX столетия. Реализм

Реализм: определение понятия. Реализм во французском искусстве. «Религиозный реализм» Франсуа Милле. Творчество Курбе. Немецкий реализм. Адольф Менцель и особенности его художественного метода. Вильгельм Лейбль.

    1. ^ Западноевропейская живопись второй половины XIX столетия. Импрессионизм

Творчество Эдуарда Манэ. Манэ и испанское искусство XVII столетия. Выход Манэ на пленэр. Творчество Манэ 1870-80х. Сложение группы французских импрессионистов. От барбизонцев к импрессионистическому пейзажу. Творчество Клода Моне. Город Камилля Писсарро. Портретное искусство Ренуара. Париж глазами Дега. Кризис импрессионизма и пути его преодоления. Импрессионизм за пределами Франции.

    1. ^ Западноевропейская живопись конца XIX столетия.

Постимпрессионизм: определение понятия. Основные художественные группировки конца XIX столетия. Творчество Сезанна, Гогена, Ван Гога, Тулуз-Лотрека. Группа Наби. Французские неоимпрессионисты. «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» Сёра и ее значение для дальнейшего развития изобразительного искусства. Французские символисты: Пьер Пюви де Шаванн, Редон. Немецкий импрессионизм на примере творчества Макса Либермана и раннего Коринта. Немецкий символизм: Франц фон Штук, Густав Климт, Ганс фон Маре, Арнольд Бёклин.

^ План учебного процесса (тематический план)






Наименование тем занятий

Всего аудиторных часов

Всего, час.

Лекции, час.

Практические занятия, час.

1

Раздел 1. Введение

2

2

0

2

Раздел 2. Западноевропейская живопись эпохи Средневековья

10

8

2

Монументальная живопись романского периода

2

2

0

Витраж в готическом искусстве XIII-XV вв

4

2

2

Искусство книжной миниатюры XIII-XV вв.

4

4

0

3

Раздел 3. Западноевропейская живопись эпохи Возрождения

30

28

2

Гуманистические основы искусства Возрождения

1

1

0

Живопись периода Проторенессанса в Италии

3

3

0

Живопись периода Треченто

2

2

0

Живопись периода Кватроченто

4

4

0

Высокое Возрождение

8

6

2

Искусство позднего Возрождения

4

4

0

Северное Возрождение

8

8

0

4

Раздел 4. Западноевропейская живопись XVII века. Эпоха барокко и классицизма

28

24

4

Караваджизм и академизм в Итальянской живописи XVII века.

4

4

0

Голландская живопись XVII века как зеркало реальности

10

8

2

Барокко во Фламандской живописи XVII века

6

4

2

Классицизм Французской школы живописи XVII века

4

4

0

«Золотой век» в Испанской живописи

4

4

0

5

Раздел 5. Западноевропейская живопись XVIII столетия

18

16

2

Эпоха рококо во Франции

4

4

0

Эпоха неоклассицизма во Франции

6

4

2

Английское изобразительное искусство XVIII века

4

4

0

Искусство XVIII века в Италии, Швейцарии, Германии и других странах Западной Европы

4

4

0

6

Раздел 6. Западноевропейская живопись XIX столетия.

24

18

6

Типологические особенности западноевропейской живописи XIX столетия

2

2

0

Западноевропейская живопись первой трети XIX столетия. Романтизм

6

4

2

Западноевропейская живопись середины XIX столетия. Реализм

4

4

0

Западноевропейская живопись второй половины XIX столетия. Импрессионизм

6

4

2

Западноевропейская живопись конца XIX столетия.

6

4

2

Итоговая аттестация (письменный экзамен)







Итого

112

96

16


^ Учебно-методическое обеспечение среднесрочной программы:

Программа курса «Актуальные вопросы западноевропейской живописи XII-XIX вв.

эпоха, стиль, жанр», мультимедийное проектор для проведения лекций и практических занятий.

Список рекомендуемой литературы прилагается.
^ Текущий контроль: контроль посещаемости и присутствия на занятиях
Промежуточный контроль: промежуточные тестовые работы по комплексам тем.
Итоговый контроль: заключительный письменный экзамен по всем аспектам дисциплины.
^ Дополнительная служебная информация:
Руководитель программы:

Дмитриева А.А., кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории западноевропейского искусства исторического факультета СПбГУ, тел. – 328-94-47 (доб. 6415), e-mail: annadmi@mail.ru
Куратор:

Семенов Владислав Валерьевич, специалист по учебно-методической работе в службе обеспечения дополнительных и краткосрочных образовательных программ Отдела по инновационной деятельности преподаватель истории, преподаватель истории.

тел.: 323-07-43, e-mail: pk-history@yandex.ru
^ Информация о ППС, участвующем в реализации программы: Дмитриева А.А., кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории западноевропейского искусства исторического факультета СПбГУ, Клюшина Е.В., искусствовед, ассистент кафедры истории западноевропейского искусства исторического факультета СПбГУ.



^ Разработчики программы:
кандидат искусствоведения

Дмитриева А.А.
_____________________________________

(дата, ФИО, подпись)
Клюшина Е.В.
_____________________________________

(дата, ФИО, подпись)


СОГЛАСОВАНО
Управление образовательных программ

_____________________Григорьев И.М.




Рекомендуемая литература:

  1. Авермат Р. Рубенс. М., 1977.

  2. Алпатов М.В. Этюды по западноевропейскому искусству. М., 1963.

  3. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

  4. Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000.

  5. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

  6. Баткин Л.М. Леон Альберта и Леонардо да Винчи о жесте в живописи. М., 2002. (Чтения по историии теории культуры. Вып. 36).

  7. Бенуа А. О повествовательной живописи [1898] // Собрате. Иллюстрированный журнал поискусству. Наследие и современность. 2004. N 3. Ноябрь. С. 14-29.

  8. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

  9. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1963.

  10. Бонсантти Дж. Караваджо. М., 1995.

  11. Бродская Н.В. Импрессионизм. Открытие света и цвета. М., 2002.

  12. Бродская Н.В. От импрессионизма до кубизма. М., 2003.

  13. Бродская Н.В. Постимпрессионизм. 2005.

  14. Ваганова Е.О. Мурильо и его время. М., 1988.

  15. Варшавская М.Я. Антонис Ван Дейк. Л., 1964.

  16. Варшавская М.Я. Картины Рубенса в Эрмитаже. Л., 1975.

  17. Вельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства [ 1991 ]. М., 2002 (главы XIII-XX).

  18. Верижникова Т. Английская живопись. СПб., 2010.

  19. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. В 2 т. М.,

  20. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962.

  21. Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII – XVIII веков. М., 1968.

  22. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи 17 века. М., 1957.

  23. Герман М. Ю. Антуан Ватто. Л., 1984.

  24. Герман М. Ю. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977.

  25. Герман М.Ю. Импрессионисты: судьбы, искусство, время. СПб., 2004.

  26. Грицай Н. Фламандская живопись в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л., 1990.

  27. Данилова И. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. М., 1975.

  28. Данилова И.Е. Картина как общая формула мировидения // Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен...». Размышления об искусстве. Статьи, этюды, заметки. М., 2004. С. 19-77.

  29. Данилова И.Е. Мир внутри и вне стен: интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX веков //Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен...». Размышления об искусстве. Статьи, этюды,заметки. М., 2004. С. 167-233. (Перепечатано: Данилова И.Е. Судьба картины в европейскойживописи. СПБ., 2005. С. 184-261).

  30. Данилова И.Е. О категории времени в живописи Средних веков и Раннего Возрождения // ДаниловаИ.Е. «Исполнилась полнота времен...». Размышления об искусстве. Статьи, этюды, заметки. М..2004. С. 334-358.

  31. Данилова И.Е. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века. М.,2002 (Чтения по истории и теории культуры. Выпуск 33 Российский государственный гуманитарныйуниверситет. Институт высших гуманитарных исследований). - (Перепечатано: Данилова И.Е. Слово- и зримый образ в европейской живописи от средних веков до XX века // Данилова И.Е.234-289).

  32. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб., 2005.

  33. Даниэль С. М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. СПб., 2003.

  34. Даниэль С. М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. СПб., 2007.

  35. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве 9-16 веков. М., 1988.

  36. Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 2000.

  37. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

  38. Дьяков Л. А. Сальватор Роза. М., 1992.

  39. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

  40. Западноевропейское искусство второй половины XIX века. Сборник статей. М., 1975.

  41. Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. М., 1997.

  42. Знамеровская Т.П. Веласкес. М., 1973.

  43. Знамеровская Т.П. Неаполитанская живопись первой половины XVII века. М., 1973.

  44. Знамеровская Т.П. Сальватор Роза. М., 1972.

  45. Знамеровская Т.П. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1981.

  46. Золотов Ю. К. Французский портрет ХVIII века. М., 1968.

  47. Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988.

  48. Искусство Франции XV-XX веков. Сборник статей. Л., 1975.

  49. История искусств стран западной Европы от Возрождения до начала XX века. Искусство XIX века. 3 т. Под ред. Е.Ю. Золотова. СПб., 2004.

  50. История искусства зарубежных стран. ХVII–ХVIII века. М., 1988.

  51. Каганэ Л.Л. Испанская живопись в Эрмитаже. Л., 1970.

  52. Калитина Н.Н. Французская пейзажная живопись. Л., 1972.

  53. Калитина Н.Н. Французский натюрморт от Шардена до Пикассо. СПб., 1997.

  54. Калитина Н.Н. Французский портрет XIX века. Л., 1985.

  55. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX века. Л., 1990.

  56. Калитина Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи. Л., 1972.

  57. Кантор А. М., Кожина Е. Ф., Лившиц Н. А., Зернов Б. А., Воронихина Л. Н., Некрасова Е. А. Искусство ХVIII века. М., 1977.

  58. Кларк К. Нагота в искусстве. СПб., 2001.

  59. Кожина Е. Искусство Франции ХVIII века. Л., 1971.

  60. Кожина Е.Ф. Романтическая битва. Л., 1969.

  61. Костеневич А.Г. Боннар и художники группы Наби. СПб., 1996.

  62. Костеневич А.Г. Искусство Франции 1860-1950. В 2 т. СПб., 2008.

  63. Костеневич А.Г. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX - XX веков из частных собраний Германии. СПб., 1995.

  64. Костеневич А.Г. От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX - начала XX века в Эрмитаже. Л., 1989.

  65. Костеневич А.Г. Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века. СПб., 1998.

  66. Костеневич А.Г. Эрмитаж. Западноевропейская живопись XIX - XX веков. Л., 1986.

  67. Кржыжановская М.Я. Искусство Западного Средневековья. М., 1944.

  68. Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1979.

  69. Кузнецова И. Барочные традиции и просветительские идеалы в портрете ХVIII века // Из истории классического искусства Запада. М., 1980.

  70. Кустодиева Т.К. Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи. Каталог.Итальянская живопись XIII- XVI века. М., 1994.

  71. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.

  72. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1999.

  73. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1999.

  74. Линник И.В. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л., 1980.

  75. Лисенков Е. Г. Английское искусство ХVIII века. Л., 1964.

  76. Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984.

  77. Лясковская О.А. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж. М., 1973.

  78. Маркова В. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Италия VIII-XVIвеков. Собрание живописи. М, 2002.

  79. Микеланджело да Караваджо. Документы. Воспоминания современников. М., 1975.

  80. Мириманов В.Б. Четвертый всадник Апокалипсиса. Эстетика смерти. Смерть/Вечность в ритуальном искусстве от палеолита до Возрождения. М., 2002 (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 32). (Глава IV).

  81. Муратова К.М. Мастера французской готики 12-13 веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М., 1988.

  82. Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.

  83. Некрасова Е. А. Томас Гейнсборо. М., 1990.

  84. Немецкая и австрийская живопись ХVIII века из фондов Эрмитажа. Каталог выставки. Л., 1981.

  85. Немилова И. С. Загадки старых картин. М., 1989.

  86. Немилова И. С. Французская живопись ХVIII века в Эрмитаже. Научный каталог. Л., 1982.

  87. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.-М., 1964.

  88. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб., 2000.

  89. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПБ., 2004.

  90. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. М., 1985.

  91. Пуссен Н. Письма. М., 1989.

  92. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм и романтизм. СПб., 2005.

  93. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX в. Л., 1981.

  94. Раздольская В.И. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII вв., М., 1988

  95. Ревалд Дж. История импрессионизма. Л.; М., 1959.

  96. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л.;М., 1962.

  97. Рейнольдс Дж. Речи в Королевской Академии искусств // Мастера искусства об искусстве. Т. 3. М., 1967.

  98. Ренне И.П. Британская живопись XVI-XIX веков. СПб., 2009.

  99. Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII века. М., 1972.

  100. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989.

  101. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

  102. Ротенберг Е.И. Франс Халс. М., 1957.

  103. С берегов Темзы – на берега Невы. Шедевры из собрания британского искусства в Эрмитаже. СПб., 1997.

  104. Свидерская М. Живопись эпохи Возрождения как этап в развитии европейской визуальной культуры// Искусствознание 1/00. М., 2000. С. S-34.

  105. Сишоков В,Д. Тема Триумфа Смерти». К вопросу о соотношении символа треченто/ Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения, М., 1997. С. 30-41.

  106. Смольская Н. Тенирс. Альбом. Л., 1962.

  107. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. СПб., 2004.

  108. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. М., 1983.

  109. Турчин В.С. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. М., 2007.

  110. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.

  111. Уилок А. Ян Вермеер. СПб., 1994.

  112. Уэджвуд К. Мир Рубенса. М., 1998.

  113. Фомичева Т.Д. Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи. Каталог.Венецианская живопись XIV- XVIII века. М., 1992.

  114. Фромантен Э. Старые мастера. М., 1996.

  115. Шоню П. Цивилизация Просвещения. М., 2008.

  116. Эрмитаж. Западноевропейская живопись XIII-XVIII вв. Л., 1989.

  117. Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962.

  118. Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение. М., 1981.

  119. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура ХVII-ХVIII веков. СПб., 2004.

  120. Ястребицкая А.Л. Западная Европа 11-13 веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
«Отечественная история: повышение квалификации преподавателей высших учебных заведений»

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Цыпкин Денис Олегович ассистент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, к и н

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
«Отечественная история: повышение квалификации преподавателей высших учебных заведений (интенсивный курс)»

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconПравительство Российской Федерации фгбоу впо «Санкт-Петербургский...
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconПравительство Российской Федерации фгбоу впо «Санкт-Петербургский...
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. №1241
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
СПбгу прохождение студентами производственной практики предусматривается после третьего и четвертого года дневной формы обучения,...

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconКомпании
СПбгу (Санкт-Петербургский Государственный Университет), филологический факультет

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Исторический факультет iconКритика религиозного обоснования морали
Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет, кафедра этики и эстетики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов