Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания




НазваниеРезюме Ключевые понятия Вопросы и задания
страница1/13
Дата публикации27.06.2013
Размер5.07 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Калмыков А. А., Коханова Л. А.

Интернет-журналистика

Первоисточник: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»).

Рецензенты(-ы): д-р филол. наук, проф. А.И. Акопов; д-р ист. наук В.С. Клобуцкий

Жанр: Учебное пособие

Год издания: 2005

ISBN: 5-238-00771-Х

OCR, вычитка: Мельницер Г.З.

Аннотация: Определяется место интернет-журналистики в системе массовых коммуникаций. Рассматриваются особенности сетевого издания, его жанры, организация и аспекты деятельности. Излагаются специфика менеджмента и правовые вопросы веб-изданий.

Большое внимание уделяется гипертексту как способу представления информации в сети. Подробно рассматривается технология работы веб-журналиста; обсуждаются непростые вопросы взаимоотношений традиционных СМИ и интернета.

Для студентов факультетов и отделений журналистики, PR, социальных коммуникаций и информационных технологий, исследователей в области журналистики и теории массовых коммуникаций, а также журналистов-практиков, занимающихся созданием и функционированием СМИ в среде интернета.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

От авторов

Часть I. От средств массовой информации к системе массовых коммуникаций

Глава 1. Интернет-журналистика: основные понятия

^ Глава 2. Журналистика в информационном обществе

Глава 3. Коммуникативная реальность и СМИ

Глава 4. СМИ и СМК

Глава 5. Интернет-журналистика как предмет исследования

^ Глава 6. Интернет: немного истории

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Часть II. Сетевое издание — организация и особенности функционирования

^ Глава 1. История интернет-журналистики в России

Глава 2. Позиция интернет-журналистики в медиапространстве

Глава 3. Веб-редакция

Глава 4. Менеджмент СМИ

^ Глава 5. Жанровое многоголосие одной сети

Глава 6. Правовые аспекты веб-издания

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Часть III. Язык мировой паутины

^ Глава 1. Интернет и язык

Глава 2. Текст и гипертекст

Глава 3. Кто и как читает интернет-публикации

Глава 4. Архитектура гипертекста

Глава 5. Интернет-лексика

^ Глава 6. Психологические особенности Web как со-общения

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Часть IV. Интернет-журналистика как технология поиска

^ Глава 1. Сеть путей к источникам информации

Глава 2. Мир платной информации

Глава 3. Инструменты поиска

Глава 4. Работа с экспертами

Глава 5. Планирование поиска и точки отсчёта при поисковых задачах

^ Глава 6. Собственная публикация как источник информации

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Часть V. Технология и ещё раз технология

^ Глава 1. Рабочее место веб-журналиста

Глава 2. Программное обеспечение для веб-журналиста

Глава 3. Редакция веб-издания — основные инструменты

Глава 4. О чём нужно спрашивать провайдера

^ Глава 5. Умение учиться — профессиональное качество веб-журналиста

Глава 6. Проектирование структуры сайта

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

Интервью вместо послесловия

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Документы

Приложение 2. Из статей теоретиков массмедиа

Приложение 3. Учебные программы и проекты

Предисловие
В нынешнем мире роль журналистики возрастает, и ее присутствие в нашей жизни расширяется, в том числе и за счет новых технических средств: интернета, сотовой телефонной связи и т.п. И конечно, поэтому подготовка журналистов требует иных подходов: изучения студентами новых курсов, чтения дисциплин, вводящих в мир интернета, знакомящих с открывшимися возможностями работы журналиста.

Первый такой учебник, точнее пока только учебное пособие по интернет-журналистике, подготовлено, и я думаю, что оно будет для нас очень полезно. Авторы положили в основу практический опыт работы в сети и чтения учебных курсов по данной тематике на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и в Черноморском филиале МГУ в Севастополе на отделении журналистики.

Интернет-журналистика отличается от печатной тем, что она, как правило, отражает точку зрения не редакции в целом, а отдельного журналиста или группы журналистов. Но в интернет-журналистике важную роль играют и традиционные печатные издания, радио- и телепередачи, сохраняющие в интернете свое содержание.

Я думаю, что такое понимание необходимости сочетания офлайновой и онлайновой журналистики очень важно и помогает ускорить процесс овладения знаниями. В то же время это открывает новые возможности и для их распространения, и для развития журналистики.

Более того, компьютерные технологии — это и шаг в развитии всего образования, высшего в том числе. Проблемами непрерывного образования, дистанционного обучения наш факультет занимается давно. Авторы данного учебного пособия разрабатывали эти проблемы на протяжении последнего десятилетия. Открытие Черноморского филиала МГУ позволило эти идеи апробировать на практике. Именно на его базе родилась идея создания учебников нового поколения на CD. Первые учебники на электронных носителях уже готовятся к выходу.

Весьма симптоматично, что именно учебное пособие по интернет-журналистике может органично быть дополнено своей электронной составляющей. Ведь очевидно, что печатная книга не может вобрать в себя тот объем информации, который дает полное представление о развитии такого нового направления, как интернет-журналистика. Эту функцию в большей степени правомерно берет на себя CD.

На его электронных страницах размещаются публикации по проблемам сетевой журналистики, которыми сегодня изобилуют как интернет-издания, так и традиционные СМИ. Он предлагает все тексты законов и законотворческих актов по СМИ и интернет-журналистике в том числе, образцы сайтов ведущих изданий, тексты статей известных журналистов, дискуссии по тем или иным злободневным проблемам развития сетевой журналистики.

Это великолепное подспорье для начинающих, да и уже работающих журналистов. В этой связи должна быть уточнена роль печатного учебника, который просто обязателен в этом тандеме. Он берет на себя функции путеводителя по теме, вводит в виртуальный мир интернета, указывает на его главные проблемы, учит в нем ориентироваться.

Думаю, что именно эту задачу весьма успешно решили авторы учебного пособия, которое будут изучать студенты, избравшие журналистскую профессию. Будет оно полезно и журналистам-практикам, которые понимают, что без совершенствования своих профессиональных навыков они не могут развиваться дальше. Самообразование становится обязательной составляющей многих профессий, журналистской в первую очередь.

Поэтому ценность подобных учебных пособий, которые, с одной стороны, дают систематизированные знания по новым, еще формирующимся направлениям, а с другой — предлагают принципиально иные подходы, существенно возрастает. При подготовке журналистов мы все еще используем традиционные методы: лекции, семинарские занятия, учебники. Но сегодня уже возможен другой подход: это — дистанционное обучение, при котором учебники и учебные пособия заменяют сайты в интернете и лекции, записанные на СД и доступные через компьютер.
Именно этот опыт и аккумулирован в данном издании, которое непременно дополнится электронной составляющей.

Сегодняшняя журналистика — и печатная, и радио, и телевидение — отличается тем, что, как правило, существует в двух формах: традиционной, т.е. печатной, звучащей по радио или в видимой на телевизионном экране, и ее цифрового интернет-варианта, который сохраняется на жестком диске компьютера и распространяется в интернете. Здесь очень важно использовать новые возможности интернет-пространства. Виртуальные учебники могут оказать очень большую помощь и поддержку начинающим журналистам и начинающим издателям газет и журналов, руководителям теле- и радиокомпаний. Поэтому, я полагаю, что развитие интернет-журналистики и интернет-учебников имеет большое будущее и уже сегодня играет важную роль в совершенствовании журналистского образования.
Я.Н. Засурский,
профессор, декан факультета журналистики
МГУ им. М.В. Ломоносова
^ От авторов

Не будет преувеличением сказать, что к реализации идеи создания учебного пособия по интернет-журналистике авторы шли сначала порознь, а потом вместе лет, этак, двадцать. Так уж получилось, что в этой книге как бы аккумулировался опыт, накопленный в процессе научной, педагогической и организаторской работы авторов во многих, казалось бы, слабо пересекающихся областях: пресса и научная журналистика, консалтинг, дистанционное образование, экологическая психология и виртуалистика, коммуникативные технологии и теории коммуникации, PR и т.п. Вероятно, такова специфика интернет-журналистики, требующая интеграции всего спектра современного научного знания и технологий.

Конечно, главной проблемой при подготовке пособия было правильно очертить предметную область новой сферы журналистской деятельности, т.е. определить, что именно нужно знать для успешной профессиональной работы. Уточнить, например, в какой степени журналист должен владеть интернетом и компьютерными технологиями, а веб-мастер онлайнового издания — владеть журналистикой и в какой степени они оба должны разделять и понимать философию интернет-изданий и философию сети в целом. Наш ответ (насколько он точен, судить коллегам — студентам, преподавателям, исследователям, практикам) на эти и подобные вопросы выразился в структуре книги и в логике изложения материала.

Весь материал был разбит на пять частей, каждую из которых можно рассматривать как отдельные учебные модули. Эти модули были структурированы по единому принципу. Каждая часть состоит из структурно-логической схемы, тезисов, предваряющих изучение материала, 6 глав, резюме, в котором в краткой форме излагаются основные идеи и понятия, списка ключевых понятий, дающих представление о предметной области, вопросов и заданий для самостоятельной работы. Подобная структура, по нашему представлению, облегчит работу с пособием.

Часть 1 «От средств массовой информации к системе массовых коммуникаций» посвящена в основном мировоззренческим аспектам рождения интернет-журналистики.

Часть 2 «Сетевое издание — организация и особенности функционирования» рассказывает о специфике веб-изданий как организаций.

Пожалуй, наиболее важный раздел (часть 3) «Язык мировой паутины» представляет лингвистические и в целом литературно-художественные особенности феномена интернет-журналистики.

Часть 4 «Интернет как технология поиска».

Часть 5 «Технология, еще раз технология» освещает собственно технологические аспекты профессии, то есть то, что необходимо знать гуманитарию из области цифровых компьютерных технологий. Разумеется, данный учебник не научит работать в сети, если у читателя не будет желания учиться работе в сети самостоятельно. Иными словами, мы рассматриваем наши уроки по освоению технологий всего лишь как ориентир, предполагая, что более полные знания и навыки может дать сам интернет как гиперучитель.

Это в какой-то степени относится и ко всему остальному материалу и означает, что обучение интернет-журналистике будет осуществляться в живом общении с ней. Поэтому в наших планах подготовка и выпуск в сетевой и CD-версиях электронного дополнения к данному учебному пособию, которое не только вберет в себя весь обширный материал, не вместившийся в книжное издание, но и станет постоянно пополняемым и изменяемым сетевым ресурсом — лабораторией интернет-журналистики.

Следует также сказать, что учебное пособие по интернет-журналистике было апробировано на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и отделении журналистики Черноморского филиала МГУ в Севастополе.

В заключение авторы искренне благодарят всех коллег, с которыми обсуждалась идея написания этой книги и чьи советы помогали в процессе работы: Валерия Бардина и Игоря Пасынкова — людей, стоявших у истоков рунета и отечественной интернет-журналистики; беседы с ними позволили авторам во многом дополнить и уточнить концепцию работы; Наталью Вихорнову, предоставившую интересные фактические данные.
Особую признательность выражаем Ясену Николаевичу Засурскому, поддержавшему проект «Учебники нового поколения на CD» и идею написания этого учебного пособия.
Александр Калмыков,
Людмила Коханова

Часть I. От средств массовой информации к системе массовых коммуникаций
• Глава 1. Интернет-журналистика: основные понятия

• Глава 2. Журналистика в информационном обществе

• Глава 3. Коммуникативная реальность и СМИ

• Глава 4. СМИ и СМК

• Глава 5. Интернет-журналистика как предмет исследования

• Глава 6. Интернет: немного истории

• Резюме

• Ключевые понятия

• Вопросы и задания


Часть I. От средств массовой информации к системе массовых коммуникаций

• Глава 1. Интернет-журналистика: основные понятия

• Глава 2. Журналистика в информационном обществе

• Глава 3. Коммуникативная реальность и СМИ

• Глава 4. СМИ и СМК

• Глава 5. Интернет-журналистика как предмет исследования

• Глава 6. Интернет: немного истории

• Резюме

• Ключевые понятия

• Вопросы и задания
Тезисы

Интернет-журналистика — это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница — любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.

Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом. Компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, построить новый обитаемый мир — виртуальный мир.

Этот мир приобретает черты информационного общества. Само понятие информационное общество было введено профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши. Информационное общество характеризуется следующими чертами:

• переориентацией экономики от товаропроизводства к сервису;

• детерминированием интеллектуальных технологий в технологической и производственной сферах;

• уменьшением значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей;

• повышением значимости знания как основы технологической и социально-политической структур общества;

• смещением семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации;

• реорганизацией культурной сферы, подразумевающей императивную ориентацию на приоритеты интеллектуализма и трансформацию этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний;

• возникновением доминанты «университет» (образование, наука) как системогенерирующего общественного фактора.

Так как информационное общество — это общество индустрии образов и знаний, то его особенности оказывают влияние на целевые установки журналистской деятельности.

Журналистика ответственна за формирование социальной среды, представляющей собой комплекс подпространств (слоев, полей, уровней и т.п.), где актуализируется та или иная человеческая деятельность.

Социальная среда формируется и актуализируется как коммуникативное пространство, функционирование которого обеспечивает координацию человеческой деятельности посредством механизмов коммуникации, трансляции или передачи информации.

Инструментами формирования отдельных сообществ и общества в целом являются различные коммуникационные средства: речь, знаковые системы, средства информации, информационно-коммуникативные технологии, порождающие виртуальную реальность1.

Несмотря на сравнительно недолгий период работы с виртуальными реальностями, уже появилось осознание, что они суть особый тип реальности, требующий философского, культурологического, социологического и психологического анализа.

Виртуал может быть рассмотрен как коммуникатор, обеспечивающий рождение новых связей, в результате чего происходит трансформация реальности.
Нет необходимости доказывать, что предметом деятельности журналистики как раз и является виртуал-коммуникация как в локальном (виртуальные реальности отдельных коммуникаций), так и в глобальном (полионтологическая картина мира) плане.

Средства массовой информации, или массмедиа, считаются важнейшим функциональным компонентом коммуникативного пространства.

Интернет преобразовал СМИ в СМК фактом своего рождения. Принципы, лежащие в основе функционирования интернета, начали трансформировать и саму структуру СМИ.

Эффективное решение многих актуальных задач, лежащих в сфере журналистики, уже невозможно исключительно информационным (вещательным) путем, а необходимо их коммуникационное решение.

Таким образом, современные массмедиа — это система, которая объединяет традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией и тем самым порождает виртуальные реальности информационных пространств.

Интернет, а вместе с ним и массмедиа можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.

Таким образом, интернет претендует на всеобщую потенциальную связность.

Сеть и журналистская деятельность в сети являются сложнейшими явлениями, которые необходимо рассматривать в контексте глобального цивилизационного и культурного процесса.

Понятие «массовая коммуникация» соединяет в себе смыслы понятий «коммуникация» и «масса», являющихся предметом исследований в психологии и социологии. Первоначально исследования массовой коммуникации носили преимущественно бихевиористский характер. Сегодня же речь идет уже о проникновении и слиянии традиционных направлений изучения массмедиа с такими на первый взгляд достаточно далекими от массмедиа направлениями, как кибернетика и информатика.

Попытки охарактеризовать как единое целое этот достаточно пестрый и, на первый взгляд, внутренне противоречивый конгломерат методологических подходов к исследованию массовых коммуникаций приводят к современной постмодернистской методологии. В этой связи русское слово «сообщение», понимаемое чаще как передача информации, на самом деле расшифровывается как совместное общение, что более подходит к смыслу слова «коммуникация».

Именно это позволяет исследовать современное телекоммуникационное пространство, интерактивное по своей сущности, как массовую коммуникацию.

Другим аспектом, делающим постмодернизм удобным теоретико-методологическим инструментом для исследования массовых коммуникаций, является его особое отношение к понятию «текст». Постмодернизм первым заявил о том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, точнее создает множество реальностей. Текст порождает полионтологическую конструкцию — гипертекст.

Понятие гипертекст является ключевым в исследовании телекоммуникационных средств, что хорошо видно на примере истории развития интернета, обсуждаемой в следующих главах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconКак правильно составить резюме
Но у любого человека в процессе написания этого самого главного в карьере документа возникают некоторые сложности. Мы постараемся...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconКлючевые понятия интеллигентности
Все попытки ее определения и описания сопровождаются использованием понятий, свойственных носителям интеллигентности или как-то их...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconТестовые вопросы и задания по информатике
...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconСоставление резюме
Резюме («curriculum vitae», с латинского «описание жизни») – документ, в котором изложены сведения о профессиональных навыках и умениях,...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconКомпании
В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках....

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconСловарь Кендо Ключевые понятия Кендо Счет

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconТема: Ключевые понятия инновационного менеджмента
В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются нтп, новшество,...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconДополнительные вопросы, задания: по госту 21. 404-85 (обозначить...
Общая характеристика современного рынка средств промышленной автоматизации производства (в т ч раскрыть понятия аутсорсинг, типизация,...

Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания iconПравила стритбаскета (3х3) (резюме) Игры проводятся по официальным...
Площадка представляет собой половину обычной площадки для баскетбола с одной корзиной

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов