Что нужно говорить на экзамене?




Скачать 63.47 Kb.
НазваниеЧто нужно говорить на экзамене?
Дата публикации10.08.2013
Размер63.47 Kb.
ТипВопрос
zadocs.ru > Журналистика > Вопрос
ЧТО НУЖНО ГОВОРИТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ?

Краткое пояснение к вопросам экзамена

по дисциплине «Основы теории журналистики»


  1. Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.

Определение журналистики как особого вида деятельности. Структура журналистской деятельности: основные элементы (действительность, регулирующие органы, учредитель, журналисты, тексты, СМИ, массовая аудитория, социальные институты) и отношения между ними (по схеме Е.П. Прохорова). Различные значения понятия «журналистика» («журналистика как…»).

  1. Понятие «массовая информация» в журналистике.

Понятие «массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Значения понятия «информация» в журналистике (в узком и широком смысле). Значения понятия «массовая» применительно к журналистской информации. Признаки массового характера журналистской информации.

  1. Информационные характеристики журналистского текста, информированность аудитории.

Определение текста. Журналистский текст как носитель информации: потенциальная, принятая и реальная информация. Понятия «информационная насыщенность» и «информативность» журналистского текста, «информированность» аудитории.

  1. Прагматическая адекватность журналистского текста.

Понятие «адекватность журналистского текста». Семиотический подход к адекватности текста: сущность семантического, синтактического и прагматического аспектов адекватности. Подробная характеристика прагматической адекватности журналистского текста: ее условия.

  1. Семантическая и синтактическая адекватность журналистского текста.

Понятие «адекватность журналистского текста». Семиотический подход к адекватности текста: сущность семантического, синтактического и прагматического аспектов адекватности. Подробная характеристика семантической и синтактической адекватности журналистского текста: виды информации в тексте с семантической точки зрения и их соотношение.

  1. Журналистская информация как фактор социального управления.

Понятие управления. Компоненты журналистской информации, позволяющие ей оказывать управляющее воздействие на общество. Степень жесткости этого воздействия. Характер управляющего воздействия журналисткой информации на общество: три основных варианта. Понятия «информационная конкуренция (борьба)» и «информационная война», «дезинформация», «информационная безопасность».

  1. Идеологические функции журналистики по Е.П. Прохорову.

Общая характеристика подхода Е.П. Прохорова к классификации функций журналистики, система функций по Прохорову. Роль идеологических функций в системе функций журналистики. Понятие идеологии. Идеологические процессы в обществе. Понятие массового сознания, характеристика его компонентов. Общественное мнение как компонент массового сознания, его свойства. Общая характеристика взаимодействия журналистики с массовым сознанием и общественным мнением.

  1. Система функций журналистики по Е.П. Прохорову (идеологические не характеризовать).

Общая характеристика подхода Е.П. Прохорова к классификации функций журналистики, система функций по Прохорову. Коммуникативные функции: роль в системе функций журналистики, контрагенты, различие понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации». Непосредственно-организаторские функции: роль в системе функций журналистики, контрагенты, основные направления реализации, характер воздействия журналистики на социальные институты, понятия «компетенция» и «компетентность» применительно к СМИ и журналистам. Культуроформирующие функции: роль в системе функций журналистики, понятие культуры и смежные понятия, основные направления реализации данных функций, взаимодействие журналистики с элитарной и массовой культурой. Рекламно-справочные функции: сущность и роль в системе функций журналистики. Рекреативные функции: сущность и роль в системе функций журналистики, влияние на аудиторию, понятие «эскапизм».

  1. Социально-психологические и общепсихологические функции журналистики по Н.Н. Богомоловой.

Общая характеристика подхода Н.Н. Богомоловой к классификации функций журналистики, система психологических функций по Богомоловой. Социально-психологические функции: уровни отношений индивида с обществом и характеристика функций на каждом из уровней – функции социальной ориентации и участия в формировании общественного мнения (роль СМИ в социализации индивида), социальной идентификации (референтные группы и лидеры мнений), межличностного контакта, самоутверждения (самопознания и самореализации). Общепсихологические функции (утилитарная и релаксации), их характеристика.

  1. Функции журналистики, субъектами которых является общество в целом, социальные институты и группы (концепция С.Г. Корконосенко).

Общая характеристика субъектного подхода С.Г. Корконосенко к классификации функций журналистики, система функций по Корконосенко. Общество как генеральный субъект функций журналистики, его основные потребности и соответствующие им функции журналистики: характеристика функций интеграции (понятия «общественное согласие», «баланс интересов», «объединяющие ценности») и самопознания общества (особенности информирования общества журналистикой). Социальные институты и группы как субъект функций журналистики, их основные потребности и соответствующие им функции журналистики: характеристика функций пропаганды и агитации (разграничение понятий), организации.

  1. Функции журналистики, субъектами которых являются личность, журналистское сообщество (концепция С.Г. Корконосенко).

Общая характеристика субъектного подхода С.Г. Корконосенко к классификации функций журналистики, система функций по Корконосенко. Личность как субъект функций журналистики, сложность жесткой классификации функций для данного субъекта: характеристика функций социальной ориентации, связи с обществом и другими людьми, снятия напряжения (включая гедонистический аспект и психогигиену общества). Профессиональное сообщество журналистов как субъект функций журналистики, его основные потребности и соответствующие им функции журналистики: характеристика служебно-профессиональной и творческой функций.

  1. Журналистика как социальный институт. Социальные типы СМИ.

Понятие социального института, открытый характер журналистики как социального института. Положение журналистики как социального института в авторитарном и демократическом обществе. Социальные типы СМИ и их характеристика (включая практическое состояние в современной России): государственные, частные и общественные СМИ. Плюрализм и толерантность как основные правила функционирования СМИ в демократическом обществе.

  1. Журналистика как четвертая власть.

Понятие «власть». Виды и формы власти – формальные и неформальные. Государственная власть, три ее ветви. Демократия как власть народа, непосредственная и представительная демократия, журналистика как форма непосредственной демократии. Журналистика как «четвертая власть», отношение с другими ветвями власти. Обязанности (полномочия) журналистики как «четвертой власти».

  1. Государственная политика в сфере СМИ. Проблема цензуры.

Государственная политика в сфере СМИ: объяснение понятия. Закрепление государственной политики в законодательстве страны. Основные отношения в сфере журналистской деятельности, регулируемые законами Российской Федерации, их характеристика. Экономическая роль и непосредственное участие государства в журналистской деятельности. Понятие цензуры – в юридическом (узком) и широком смысле. Виды и формы цензуры в широком смысле: предварительная и последующая цензура; косвенная, консультативная цензура, самоцензура.

  1. Социальная позиция журналиста. Проблема партийности

Гносеологический и социальный подход к истине. Социальная позиция журналиста, варианты ее выражения в профессиональной деятельности. Универсальный подход к социальной позиции в теории журналистики. Группы ценностей, общечеловеческие ценности как основа для взаимодействия социальных сил, выступающих носителями разных позиций. Работа журналиста над формированием и развитием своей социальной позиции, связанные с этим проблемы. Партийность журналиста и СМИ в современном понимании: социально-групповой, организационный и идеологический аспекты.

  1. Общие положения закона РФ «О СМИ»: свобода массовой информации, цензура, злоупотребления свободой массовой информации, понятие СМИ.

Юридическое содержание понятия «свобода массовой информации» в нашей стране (по ст. 1). Цензура, недопустимость цензуры; исключения, подпадающие под определение цензуры, но цензурой не являющиеся (по ст. 3). Основные варианты злоупотребления свободой массовой информации (по ст. 4). Правовое определение средства массовой информации (по ст. 2).

  1. Основные положения закона РФ «О СМИ»: права и обязанности журналиста, запрос информации.

Права журналиста (по ст. 47). Обязанности журналиста (по ст. 49). Нормы, регулирующие запрос журналистом информации: право на запрос, сроки предоставления информации, причины отказа или отсрочки в предоставлении информации (по ст. 38-40).

  1. Положения закона РФ «О СМИ», связанные с опровержениями и ответами на публикации в СМИ.

Право на опровержение, минимальный и максимальный объем опровержения, сроки публикации опровержения для СМИ в зависимости от периодичности выхода в свет; случаи, когда должно и когда может быть отказано в опровержении (по ст. 43-45). Отличие ответа от опровержения; нормы, связанные с ответами на публикации в СМИ (по ст. 46).

  1. Журналистика, реклама и связи с общественностью: общее признаки.

Определения журналистики, рекламы и связей с общественностью. Общие признаки трех рассматриваемых видов деятельности и трех социальных институтов: коммуникационный характер деятельности, законодательная база, средства распространения информации (см. книгу В.В. Тулупова «Реклама в коммуникационном процессе»).

  1. Журналистика, реклама и связи с общественностью: основные различия.

Основные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью по следующим параметрам: цели, объекты, каналы воздействия, заказчик, методы, ключевые профессии, произведения, аудитория (по В.В. Тулупову – см. его книгу «Реклама в коммуникационном процессе»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что нужно говорить на экзамене? iconЧто нужно делать женщине и что не нужно
Не нужно на первом свидании говорить, что вам нужны только стабильные серьёзные отношения

Что нужно говорить на экзамене? iconУпотребление основных времен
...

Что нужно говорить на экзамене? icon-
Дальше. Рыба-молот. Так говорить неправильно. Нужно говорить "рыба молода". Пусть живет, пока молода! Самое главное. На рыбалке главное...

Что нужно говорить на экзамене? iconДля малыша с таким знаком зодиака няня должна быть максимально доброжелательной,...
Вежливый и открытый характер няни привьет крохе навыки общения и элементарного этикета: что делать необходимо, а чего стоит избегать,...

Что нужно говорить на экзамене? iconОтветы делала Хами Чан : ddd спасибо что не прошли мимо и воспользовались...

Что нужно говорить на экзамене? iconДаже у взрослого человека при посещении современного магазина игрушек...
И стараются покупать детям только дорогие, порой эксклюзивные игрушки. А некоторые предпочитают дешевые игрушки, аргументируя это...

Что нужно говорить на экзамене? iconПосле программы Work and Travel многие студенты не спешат возвращаться...
Что нужно сделать заранее, когда пытаешься сменить статус:- нужно понимать, что вы меняете не визу, а только статус – то есть, в...

Что нужно говорить на экзамене? iconВопросы на экзамен по игпзс (II)
Ответы делала Хами Чан : ddd спасибо что не прошли мимо и воспользовались шпорами. = Удачи на экзамене

Что нужно говорить на экзамене? iconВопросы на экз по конституционно
Ответы делала Хами Чан : ddd спасибо что не прошли мимо и воспользовались шпорами. = Удачи на экзамене

Что нужно говорить на экзамене? iconВопросы на экзамен по финансовому (русс)
Ответы делала Хами Чан : ddd спасибо что не прошли мимо и воспользовались шпорами. = Удачи на экзамене

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов