Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь




НазваниеХими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь
страница1/15
Дата публикации03.02.2014
Размер1.71 Mb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Журналистика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Х И М И Я
учебная программа, методические указания

и контрольные задания

МИНСК 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________ Ф. С. Шумчик

«19» октября 2012 г.

Х И М И Я
Учебная программа, методические указания

и контрольные задания

для студентов заочного отделения специальности 1-08 01 01-02 «Профессиональное обучение (радиоэлектроника)»


Минск

МГВРК

2012

УДК 54(075)

ББК 24.1я7

Х46
Рекомендовано к изданию кафедрой математических и естест-веннонаучных дисциплин (протокол № 1 от 30.08.2012 г.) и На-учно-методическим советом учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» (прото-кол № 2 от 20.09.2012 г.)
С о с т а в и т е л и:

Л. А. Тихонова, зав. кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин, канд. хим. наук, доцент

^ О. В. Курьянович, ассистент кафедры математических

и естественнонаучных дисциплин

Р е ц е н з е н т

З. А. Антонова, зав. лабораторией НИИ ФХП БГУ,

канд. хим. наук, доцент
Х
X46
имия :
учеб. программа, метод. указания и контрол. зада-ния для студентов заочного отделения специальности 1-08 01 01-02 «Профессиональное обучение (радиоэлектроника)» / сост. Л. А. Ти-хонова, О. В. Курьянович. – Минск : МГВРК, 2012. – 96 с.

ISBN 978-985-526-161-3
В пособии приведены учебная программа дисциплины, общие методические указания по изучению курса, выполнению контрольной работы и варианты контрольной работы. По всем разделам и темам курса даны краткие теоретические сведения и рассмотрены примеры решения типовых задач.

Предназначено для студентов и преподавателей колледжа.
УДК 54(075)

ББК 24.1я7

© Тихонова Л. А., Курьянович О. В., составление, 2012

          1. © Учреждения образования «Мин-

ский государственный высший ра-диотехнический колледж», 2012

Предисловие
Дисциплина «Химия» наряду с другими общеобразователь-ными дисциплинами составляет основу фундаментальной теоре-тической подготовки студентов. Она формирует научный взгляд на окружающий мир в целом, дает теоретические и практические знания, а также экспериментальные навыки в области химии, необходимые современным специалистам профессионального обучения радиоэлектронного профиля.

Данное пособие для студентов специальности 1-08 01 01-02 «Профессиональное обучение. (Радиоэлектроника)» заочного от-деления разработано на основе учебной программы «Химия» для студентов высших учебных заведений этой специальности в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь 1-41 01 02 «Профессиональное обучение». Курс рассчитан на 72 аудиторных часа, из них 52 часа – лекции, 20 часов лабораторных занятий. Студенты заочного отделения изучают дисциплину «Химия» по учебному плану 16 часов (8 часов – лекций, 4 часа – практических и 4 часа – лабораторных занятий), выполняют одну домашнюю контрольную работу и сдают экзамен.

В пособии приведены основные разделы и темы курса: «Основные химические понятия и физические величины в химии», «Энергетика химических реакций», «Химическая кинетика», «Общая характеристика растворов и процессы, протекающие с веществами при их растворении (диссоциация и гидролиз)», «Электрохимические процессы и явления».

В качестве вспомогательного материала в пособии приведены справочные данные, необходимые при решении задач контрольной работы (прил. 1 и 2).

^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ХИМИЯ»
Введение

Роль химии в развитии современной техники и решении экологических проблем. Значение химии для студентов данной специальности. Структура излагаемой дисциплины. Список учебной литературы.

Раздел 1. Основные химические понятия

и физические величины в химии

Химия – наука о веществах и их превращениях. Основные определения, величины и количественные законы атомно-моле-кулярной теории.

Литература [4, с. 10–17]
Раздел 2. Общие закономерности протекания

химических процессов
Тема 2.1. Энергетика химических реакций

Основные термодинамические понятия. Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия и энтальпия. Закон Гесса. Энтальпия образования химических соединений. Изменение энталь-пии в различных процессах. Термохимические расчеты.

Литература [4, с. 116–132]

Самопроизвольные и несамопроизвольные процессы. Второй закон термодинамики. Энтропия. Изменение энтропии в различных термодинамических процессах. Третий закон термодинамики. Термодинамическая совместимость материалов.

Литература [4, с. 132–136]

Изобарно-изотермический потенциал. Энергия Гиббса и ее из-менение при химических процессах и фазовых переходах. Энергия Гиббса образования химических соединений. Направленность хи-мических процессов. Термодинамическое равновесие.

Литература [4, с. 136–139]
Тема 2.2. Кинетика химических процессов

Гомогенные и гетерогенные системы. Определение скорости гомогенных и гетерогенных химических реакций. Факторы, влияю-щие на скорость гомогенных химических реакций. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Приближенное правило Вант–Гоффа. Энергия активации. Уравнение Аррениуса. Катализ.

Литература [4 с. 167–201]
Тема 2.3. Химическое равновесие

Химическое равновесие. Константа равновесия. Факторы, вли-яющие на смещение равновесия. Принцип Ле Шателье.

Литература [4, с. 149–152]

Раздел 3. Растворы
Тема 3.1. Общие свойства растворов

Общие представления о растворах и их классификация. Изменение энтальпии и энтропии при растворении. Свойства растворов. Осмос. Закон Рауля. Способы выражения количественно-го состава растворов.

Литература [1, с. 216–230]
Тема 3.2. Электролитическая диссоциация

Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сла-бые и сильные электролиты. Константа диссоциации. Ионное про-изведение воды. Водородный показатель.

Литература [1, с. 231–251]
Тема 3.3. Реакции ионного обмена. Гидролиз.

Окислительно-восстановительные

реакции (ОВР)

Обменные реакции. Гидролиз. Типы гидролиза. Степень и кон-станта гидролиза.

Литература [1, c. 251–258]

ОВР. Типы ОВР. Методы расстановки коэффициентов в реакциях окисления и восстановления.

Литература [4, с. 251–260]
Раздел 4. Электрохимические процессы

и явления
Тема 4.1. Электродные потенциалы.

Гальванические элементы

Предмет и содержание электрохимии. Электронные и ионные проводники. Двойной электрический слой. Электродные по-тенциалы. Водородный электрод. Измерение величин стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста. Классификация электродов. ЭДС гальванических элементов. Типы гальванических элементов.

Литература [4, c. 268–284], [5, с. 235–253]
Тема 4.2. Электролиз

Электролиз. Сущность процесса электролиза. Факторы, опре-деляющие последовательность разряда ионов на электродах. Вто-ричные процессы при электролизе. Явления поляризации и перенапряжения. Потенциал разложения электролита. Законы Фа-радея. Электролиз расплава. Аккумуляторы.

Литература [1, с. 284–310], [4, с. 253–275]
Тема 4.3. Коррозия металлов

Коррозия и термодинамические условия ее протекания. Клас-сификация металлов по термодинамической неустойчивости. Кос-венные и прямые потери от коррозии. Виды коррозии. Скорость кор-розионных процессов. Методы защиты от коррозии.

Литература [4, с. 310–338]
Перечень тем практических занятий

  1. Стехиометрические расчеты с использованием основных физических величин.

  2. Расчеты тепловых эффектов химических реакций и возможности их протекания.

  3. Расчеты скорости химических реакций при изменении кон-центрации веществ и температуры.

  4. Вычисление константы равновесия. Установление смеще-ния равновесия при изменении условий протекания реакции.

  5. Вычисление состава растворов.

  6. Вычисление константы и степени диссоциации. Вычисле-ние рН растворов.

  7. Составление уравнений ионного обмена. Вычисление сте-пени и рН раствора при гидролизе соли.

  8. Вычисление электродных потенциалов. Вычисление ЭДС гальванических элементов.

  9. Составление электрохимических схем электролиза. Вычисление количества образовавшихся веществ и условий протекания электролиза.

  10. Составление уравнений коррозионных процессов. Обосно-вание выбора метода защиты металлических изделий от коррозии.


Перечень тем лабораторных работ

  1. Химическое равновесие.

  2. Способы выражения состава растворов.

  3. Окислительно-восстановительные реакции.

  4. Коррозия металлов.

Общие методические указания по изучению

курса «Химия» и выполнению

контрольной работы
Учебным планом по дисциплине «Химия» предусмотрено чтение установочных и обзорных лекций, выполнение двух лабораторных работ, двух практических занятий, одной контрольной работы и сдача экзамена.

В обзорных лекциях, которые читают в период установоч-но-экзаменационной сессии, излагается материал по важнейшим разделам курса, даются методические указания по изучению теоретического материала, рекомендуются необходимые учебники и учебно-методические пособия.

На практических занятиях на конкретных примерах показы-ваются различные методические подходы к решению задач с до-ведением до конечного числового результата, указывается физический смысл величин, используемых при расчетах.

При выполнении лабораторных работ студенты приобретают навыки научного эксперимента, исследовательского подхода к изучаемому материалу, учатся четко определять цели и задачи экс-перимента, методику его выполнения, осмысленно проводить ана-лиз полученных результатов и делать обоснованные выводы, гра-мотно составлять отчеты по результатам выполненной работы.

Контрольная работа – основная форма контроля самосто-ятельной работы студента. Приступать к выполнению индивидуальных заданий необходимо только после изучения теоретического материала, усвоения определенной части курса и тщательного разбора решений типовых задач в рекомендуемом учебном пособии. Если тот или иной раздел не усвоен, не следует переходить к изучению следующего материала, который, как правило, базируется на знании предыдущего. При этом необходимо использовать индивидуальные консультации преподавателя.

Номер варианта контрольной работы выбирается в соответствии с последними двумя цифрами шифра студента и табл. 1.

Контрольная работа приведена в 30 вариантах и состоит из решения десяти задач по всем разделам и темам курса.

При оформлении контрольной работы надо строго придерживаться следующих требований:

  1. Работа оформляется в тетради или на листах формата А4, на титульном листе приводятся следующие сведения (рис. 1):




Контрольная работа

по курсу «Химия» студента МГВРК факультета

«Профессиональное образование»,

специальность 1-08 01 01-02 «Профессиональное обучение

(радиоэлектроника)»

Фамилия, имя, отчество

Шифр

Домашний адрес


Рис. 1


  1. Работа выполняется чернилами одного цвета, четко, без недопустимых сокращений. Для замечаний рецензента надо оставлять поля шириной не менее 30 мм.

  2. Номера и условия задач переписываются в том порядке, в котором они указаны в задании (условия задачи записываются без сокращения).

  3. Решения задач должны быть полными и исчерпывающими. При решении задачи следует приводить весь ход решения и математические преобразования, в конце дать ответ.

  4. Работа должна быть подписана студентом, поставлена дата и отправлена в колледж для рецензирования в установленные сроки.

  5. В конце выполненной работы обязательно приводится спи-сок использованной литературы.

  6. Рецензируя работу студента, преподаватель указывает на допущенные ошибки, рекомендует необходимые учебники и учебно-методические пособия для использования в работе над ошибками.

  7. После получения работы от рецензента студент обязан выполнить его указания, при этом работа над ошибками должна быть в конце тетради, а не на рецензируемом тексте.

  8. Если работа не зачтена, она выполняется повторно в соответствии с замечаниями рецензента и высылается на повторную рецензию вместе с незачтенной работой.

  9. Работа, выполненная не по своему варианту, не рецензируется.

Т а б л и ц а 1

Варианты контрольной работы


Номер

варианта

Номер темы

1

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.3

Номер задачи

01

3

12

7

25

1

9

17

30

15

22

02

1

25

10

13

26

15

18

2

14

11

03

10

1

21

18

4

28

26

5

21

14

04

22

7

11

2

17

14

23

13

1

30

05

9

13

28

14

18

1

11

18

28

29

06

14

24

1

22

3

11

15

21

22

8

07

24

2

18

30

23

21

3

24

6

15

08

19

30

3

21

14

30

4

17

18

2

09

2

28

16

17

22

3

10

11

19

1

10

5

11

22

1

15

17

30

7

5

18

11

8

18

30

4

9

25

24

10

29

5

12

11

27

5

15

30

8

25

1

2

16

13

21

5

14

29

8

18

14

22

17

28

14

23

9

12

7

18

23

1

27

26

24

15

30

15

9

28

29

2

5

14

11

7

16

6

19

27

8

5

27

20

3

12

27

17

12

22

6

11

19

12

27

15

10

21

18

26

17

8

14

11

4

22

23

7

3

19

15

4

23

10

28

13

2

26

20

9

20

4

8

24

26

25

22

12

8

4

13

21

28

23

2

16

7

16

28

25

27

20

22

17

30

4

23

13

5

7

2

3

19

23

16

6

25

24

10

26

6

12

8

23

24

29

10

15

3

12

24

13

16

23

4

25

13

14

13

27

21

19

14

4

24

25

26

27

16

29

5

2

28

29

9

13

12

27

25

3

26

12

24

7

21

28

25

6

28

20

20

17

6

16

20

8

29

9

26

29

18

21

19

20

6

10

16

19

30

17

30

7

29

20

9

27

6

9

20

16

10



Раздел 1. Основные химические понятия

и физические величины в химии
Большинство начальных химических понятий являются коли-чественными характеристиками. Вследствие этого они могут быть выражены и описаны с помощью физических величин. Важнейши-ми физическими величинами, используемыми в химии, являются количество вещества, масса, объем и другие, их производные.

^ Количество вещества nфизическая величина, равная отношению атомов, молекул, формульных единиц к постоянной Аво-гадро (NA). Постоянная Авогадро – это 6,02·1023 (моль–1) атомов, молекул, ионов, формульных единиц в единице количества вещества. Единицей количества вещества является моль. Определение моля базируется на числе атомов С в порции нуклида углерода-12 массой 0,012 кг, которая составляет 6,022137 · 1023 структурных единиц (атомов, молекул, ионов, формульных единиц и др.).

^ Молярная масса вещества (М(в-ва)) – это отношении массы порции вещества к его химическому количеству:

(1.1)

Единицей молярной массы веществ является г/моль.

Объем – физическая величина, особенно существенная для характеристики веществ в газообразном состоянии, обозначается ^ V, единица СИ – м3. В расчетных задачах широко используется величина, связывающая объем с количеством вещества, – молярный объем Vm. Это объем порции газа или паров вещества, взятого при р = сonst и Т = const, к его химическому количеству:

(1.2)

При нормальных условиях (н. у.), равных р = 105 Па, Т = = 273 К, молярный объем газов принимается равным Vm = = 22,4 дм3/моль.

Для решения химических задач используется основной закон стехиометрии: соотношение химических количеств реагентов и продуктов равно соотношению стехиометрических коэффици-ентов в уравнении реакции.

Пример 1. При температуре 300 К и давлении 100 кПа масса газа НЭ объемом 5 дм3 составляет 0,73 г. Установите формулу газа.

Решение. Из уравнения Менделеева–Клапейрона следует:



Так как М(НЭ) = (1 + МЭ) г/моль, то 1 + МЭ = 36,4, и МЭ = = 35,4 г/моль. Это соответствует хлору.

Ответ: НCl.

Пример 2. Массовая доля кислорода в гидроксиде со степенью окисления +3 составляет 61,54 %. Установите формулу гидроксида.

Решение. Формула гидроксида металла Ме(ОН)3. По условию



то есть Аr(Me) = 27.

Следовательно, металл – Al.

Ответ: Al(OH)3.
Задачи контрольной работы


  1. При давлении 104 кПа и температуре 303 К масса газа Н2Э объемом 10 дм3 составляет 53,66 г. Установите формулу газа.

  2. При взаимодействии 22 г металла с кислотой выделилось 8,4 дм3 водорода при н. у. Рассчитайте молярную массу металла. Какой объем кислорода потребуется для окисления этого же количества металла?

  3. Для нейтрализации фосфорной кислоты массой 0,943 г из-расходовано 1,077 г гидроксида калия. Рассчитайте основность фосфорной кислоты.

  4. Определите молярную массу металла, если известно, что из его оксида массой 2,07 г можно получить нитрат этого метал-ла массой 44,32 г. Учтите, что степень окисления атомов металла в нитрате равна +2.

  5. При взаимодействии кислорода с азотом образовалось 2 моль оксида азота (IV). Какой объем газов вступил в реакцию при н. у.?

  6. Степень окисления атомов некоторого элемента в хло-риде и оксиде равна +3 и +5 соответственно. Массовая доля хлора в хлориде равна 77,45 %, а кислорода в оксиде – 56,55 %. Установите формулы соединений.

  7. При взаимодействии 28,5 г металла с водородом образовалось 30 г водородного соединения. Рассчитайте молярную массу металла.

  8. Для нейтрализации 2,35 г основания израсходовано 2,14 г хлороводорода. Установите формулу основания, если степень окис-ления атомов металла равна +1.

  9. Из оксида металла массой 1,075 г можно получить нитрат этого металла массой 3,15 г. Определите металл, если степень окисления его атомов в соединениях равна +2.

  10. В оксиде массой 2,48 г содержится 1,84 г металла. Определите металл, если степень окисления атомов в оксиде равна +1.

  11. При давлении 108 кПа и температуре 313 К масса газа Н2Э объемом 100 дм3 составляет 1,41 г. Установите формулу газа.

  12. Из оксида металла массой 0,538 г можно получить нитрат этого металла массой 1,575 г. Определите металл, если степень окисления его атомов в соединениях равна +2.

  13. Для нейтрализации фосфорной кислоты массой 1,886 г из-расходовано 2,154 г гидроксида калия. Рассчитайте основность фосфорной кислоты.

  14. Определите молярную массу металла, если известно, что из его оксида массой 1,035 г можно получить нитрат этого металла массой 22,12 г. Учтите, что степень окисления атомов металла в нитрате равна +2.

  15. При взаимодействии кислорода с азотом образовался 1 моль оксида азота (IV). Какой объем газов вступил в реакцию при н. у.?

  16. При взаимодействии 14,25 г металла с водородом образо-валось 15 г водородного соединения. Рассчитайте молярную мас-су металла.

  17. Степень окисления атомов некоторого элемента в его оксидах равна +3 и +5 соответственно. Массовая доля кислорода в первом оксиде равна 28,27 %, а во втором оксиде – 39,64 %. Установите формулы соединений.

  18. Для нейтрализации 4,7 г основания израсходовано 4,28 г хлороводорода. Установите формулу основания, если степень окис-ления атомов металла равна +1.

  19. При взаимодействии 44 г металла с кислотой выделилось 16,8 дм3 водорода при н. у. Рассчитайте молярную массу металла. Какой объем кислорода потребуется для окисления этого же количества металла?

  20. В оксиде массой 4,96 г содержится 3,68 г металла. Определите металл, если степень окисления атомов в оксиде равна +1.

  21. При давлении 105 кПа и температуре 298 К масса газа ЭО2 объемом 50 дм3 составляет 0,975 г. Установите формулу газа.

  22. При взаимодействии 11 г металла с кислотой выделилось 4,2 дм3 водорода при н. у. Рассчитайте молярную массу металла. Какой объем кислорода потребуется для окисления этого же количества металла?

  23. Для нейтрализации фосфорной кислоты массой 0,472 г из-расходовано 0,539 г гидроксида калия. Рассчитайте основность фосфорной кислоты.

  24. Определите молярную массу металла, если известно, что из его оксида массой 4,14 г можно получить нитрат этого металла массой 88,64 г. Учтите, что степень окисления атомов металла в нитрате равна +2.

  25. При взаимодействии кислорода с азотом образовалось 3 моль оксида азота (IV). Какой объем газов вступил в реакцию при н. у.?

  26. При взаимодействии 57 г металла с водородом образовалось 60 г водородного соединения. Рассчитайте молярную массу металла.

  27. Степень окисления атомов некоторого элемента в кислоте и оксиде равна +5 и +2 соответственно. Массовая доля кислорода в кислоте равна 73,85 %, а в оксиде – 53,33 %. Установите формулы соединений.

  28. Для нейтрализации 1,175 г основания израсходовано 1,07 г хлороводорода. Установите формулу основания, если степень окисления атомов металла равна +1.

  29. Из оксида металла массой 2,15 г можно получить нитрат этого металла массой 6,3 г. Определите металл, если степень окис-ления его атомов в соединениях равна +2.

  30. В оксиде массой 1,24 г содержится 0,92 г металла. Определите металл, если степень окисления атомов в оксиде равна +1.



Раздел 2. Общие закономерности протекания

химических реакций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 31 Общие указания 31
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconУчебная программа, методические Указания и контрольные задания для...
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов безотрывной формы обучения специальности

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconУчебная программа, методические Указания и контрольные задания для...
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов безотрывной формы обучения специальности

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconПриказ министерства образования республики беларусь 29 мая 2009 г....
На основании подпункта 8 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров...

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconХими я
Химия: Методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по заочной форме обучения. /Составители: Г. В. Маврин....

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconХими я
Химия: Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения /Составители: Г. В. Маврин, С. В. Дворяк....

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconР ство образования российской федерации
Производство электроэнергии. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов-заочников

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине
Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Электротехника и электроника" для студентов спец. 37 01 06 "Техническая...

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconЫхтоўк І будаунічыя н ормы пр а ект ава н н я Издание официальное...
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации...

Хими яучебная программа, методические указания и контрольные задания минск 2012 министерство образования республики беларусь iconГеология месторождений полезных ископаемых программа, методические...
Геология месторождений полезных ископаемых: Программа, методические указания и контрольные задания/ Перм ун-т; Сост. Р. Г. Ибламинов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов