Билеты по русскому языку




Скачать 442.57 Kb.
НазваниеБилеты по русскому языку
страница1/4
Дата публикации02.07.2013
Размер442.57 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
БИЛЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Билет № 1

1. Расскажите об особенностях подготовки к докладу (тему доклада определяет учитель).

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.

Прочитайте текст, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Костер угасал.

В нем едва теплилась жизнь, он чувствовал, что не пройдет и часа, как

от него останется горка пепла – и ничего больше. Маленькая горка пепла

среди огромного дремучего леса.

Костер слабо потрескивал, взывая о помощи. Красный языч..к лихорадочно облиз..вал почерневшие угли и Ручей пробегавший мимо счел

нужным осведоми(тся,ться):

– Вам воды?

Костер зашипел от бессильной злости. Ему не хватало только воды в

его положении! Очевидно, поняв (не)уместность своего вопроса, Ручей прожурчал какие-то изв..нения и заспешил прочь.

И тогда над угасающим Костром склонились кусты. (Не,ни) говоря

(не,ни) слова, они протянули ему свои ветки.

Костер жадно ухватился за ветки и произошло чудо Огонь который

казалось совсем в нем угас вспыхнул с новой силой.

Вот что значит для Костра протянутая вовремя ветка помощи!

(По Ф. Кривину)

1. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите фонетический разбор выделенного слова и синтаксический разбор предпоследнего предложения текста.

4. Используя примеры из текста, расскажите, в чем сходство и в чем различие причастий и деепричастий.

^ 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.

Билет № 2

1. Расскажите об особенностях подготовки и написания реферата. Свой ответ иллюстрируйте примером.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.

^ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые сл..гка влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.

Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.

(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.

На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.

Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.

(По Н.Никонову.)

^ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

  1. Озаглавьте текст.

  1. Докажите, что это текст.

  1. Тема текста.

  1. Основная мысль текста.

  1. Стиль текста (докажите своё мнение).

  1. Тип текста (докажите своё мнение).

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  1. Произведите фонетический разбор слова облетев.

  1. Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений.

  1. Выпишите из текста антонимы к слову горит.

  1. Подберите к последнему предложению синтаксический синоним.

  1. Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:

  1. Произведите морфологический разбор слова (я) смотрю.

  1. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.

  1. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами предложения.

  1. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и графически обозначьте их.



^ 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.

Билет № 3

1. Расскажите об основных требованиях к устной речи выступающего. Свой ответ иллюстрируйте примерами.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.

^ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас об..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться.

Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий.

(По В.Пескову.)

^ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста (докажите своё мнение).

6. Тип текста (докажите своё мнение).

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям.

9. Произведите фонетический разбор слова конечно.

10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам:
12. Произведите морфологический разбор слова Орлово.

13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3.

14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их.

16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.
^ 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.

Билет № 4

1. Расскажите об особенностях подготовки аннотации. Свой ответ иллюстрируйте примером.

2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.

^ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.

Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.

Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь.

Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли? Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.

( )

^ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

  1. Вспомните название и автора произведения, из которого взят отрывок.

  1. Основная мысль текста.

  1. Стиль текста (докажите своё мнение).

  1. Тип текста (докажите своё мнение).

  1. Составьте план текста.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  1. Произведите фонетический разбор слова легко.

  1. Выпишите из текста примеры метафор.

  1. Найдите в тексте 2-3 примера многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

  1. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

  1. Произведите морфологический разбор слова (в) удовольствие.

  1. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5; 5 и 6.

  1. Какова роль в тексте вводных слов?

  1. Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните в них грамматические основы.

  1. Выпишите из текста 2-ое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

  1. Составьте схему предложения с прямой речью.

^ 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.

Билет № 5

1. Объясните, в чем заключается различие жанров научного стиля: рецензия, реферат. Свой ответ иллюстрируйте примерами.

^ 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.

Комплексный анализ текста

Прочитайте текст, выполните задания.

1) Способов передавать в речи этикетные значения невероятно много. 2) Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем (хотя не всегда сами это замечаем) и то, с кем и в какой обстановке говорим. 3) Поэтому речи, не имеющей никакого отношения к этикету, пожалуй, вообще не бывает. 4) Если в языке выработалось несколько стилей (книжная речь, разговорная, научный стиль, деловой и т.д.) и есть различия в речи отдельных общественных групп (речь образованных людей и необразованных, литературная и диалектная, речь молодых и немолодых и т.д.), то уже сам выбор типа речи оказывается этикетным знаком, выражает отношение к слушателю или к тому, кого мы упоминаем.

5) Давайте вспомним выразительный диалог из рассказа И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха»:

– Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович: видите, картофель испекся.

– А пусть дрыхнет, – равнодушно заметил мой верный слуга, – набегался, так и спит.

Я заворочался на сене. Ермолай встал и подошел ко мне.

– Картофель готов-с, извольте кушать.

6) Просторечное слово дрыхнуть и разговорное набегаться не относятся к специальным этикетным средствам. 7) Но с помощью этих стилистически окрашенных слов Ермолай в первой фразе так же определенно выразил свое пренебрежение к барину, как во второй фразе специальными средствами этикета – почтительную зависимость и готовность служить ему.

(В.Гольдин. Речь и этикет)

Задания

1. Укажите стиль текста и тип речи.

2. Определите жанр текста и его ведущие признаки.

3. Сколько букв и звуков [ф] в 7-м предложении?

4. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Почему?

5. Выпишите из текста все причастия, разберите их по составу.

6. Выпишите из 7-го предложения все служебные части речи и назовите их.

7. Объясните написание не в словах текста. Укажите, какой частью речи являются эти слова.

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

9. Укажите предложения со вставными конструкциями.

^ 3. Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.

Билет № 6

1. Объясните, в чем заключается различие жанров научного стиля речи: тезисы, конспект. Свой ответ иллюстрируйте примерами.

^ 2. Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.

Комплексный анализ текста

Прочитайте текст, выполните задания.

1) В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. 2) Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя. 3) Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин прежде всего произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи и которые вступали в противоречивые отношения в разнообразных диалектологических и стилистических столкновениях и смешениях до начала XIX века. 4) Это были: а) церковнославянизмы, являвшиеся не только пережитком феодального языка, но и приспособлявшиеся к выражению сложных явлений и понятий в разных стилях в современной Пушкину литературной (в том числе и поэтической) речи; б) европеизмы (преимущественно во французском обличье) и в) элементы живой русской речи, широким потоком хлынувшие в стиль Пушкина с середины 20-х годов. 5) Правда, Пушкин несколько ограничил литературные права русского просторечия и простонародного языка, в особенности разных областных говоров и наречий, а также профессиональных диалектов и жаргонов, рассматривая их с точки зрения глубоко и своеобразно понимаемой им «исторической характерности» и «народности», подчинив их идеальному представлению об общепонятном языке «хорошего общества». 6) Однако «хорошее общество», по мнению Пушкина, не пугается ни «живой странности» простонародного слога, восходящего главным образом к крестьянскому языку, ни нагой простоты выражения, свободного от всякого «щегольства», от мещанской чопорности и провинциального жеманства. 7) Пушкин стремится к созданию демократического национально-литературного языка на основе синтеза книжной культуры литературного слова с живой русской речью, с формами народно-поэтического творчества.

(В.В. Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX веков. 1934 г.)

Задания

1. Что вы знаете об авторе данного текста? Напишите о нем, взяв за образец словарную статью энциклопедического словаря.

2. Подберите к тексту два заголовка, отражающих:

а) тему высказывания;

б) его основную мысль.

3. Укажите, какими смысловыми отношениями связаны предложения в тексте. Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.

4. Какие слова и словосочетания можно отнести к терминологическим? Выпишите их, дайте толкование.

5. Проведите фонетический разбор слова рассматривая.

6. Сделайте словообразовательный и морфемный разбор слова приспособлявшиеся.

7. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста?

8. Укажите предложения с вводными словами и оборотами. Определите их значение.

9. Укажите номера предложений с двумя и более рядами однородных членов. Постройте их схемы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билеты по русскому языку iconСборник упражнений по русскому языку
Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся...

Билеты по русскому языку iconСправочник для подготовки к егэ по русскому языку
В работу по русскому языку включено 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого...

Билеты по русскому языку iconСправочник для подготовки к егэ по русскому языку
В работу по русскому языку включено 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого...

Билеты по русскому языку iconПрограмма для поступающих в гоу спо «Электростальский медицинский...
Приведенные ниже требования к лингвистической подготовке поступающих в гоу спо «Электростальский медицинский колледж фмба россии»...

Билеты по русскому языку iconЕгэ по русскому языку. Задание С1
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)

Билеты по русскому языку iconФорма проведения вступительного испытания
Вступительное испытание по русскому языку проводится в письменной форме – диктант

Билеты по русскому языку iconК зачёту по русскому языку
Типы внутринациональных речевых культур. Основные особенности элитарной речевой культуры

Билеты по русскому языку iconВсероссийская олимпиада по русскому языку 2010
Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ

Билеты по русскому языку iconВопросы к государственному экзамену по русскому языку
Общее понятие о современном русском литературном языке. Нормы современного русского литературного языка

Билеты по русскому языку iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов