Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека»




НазваниеЛекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека»
страница1/13
Дата публикации09.07.2013
Размер1.6 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Литература > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Лекция № 1
Вступительная беседа. Архитектура - искусство строить

В прекрасной книге «Дизайн для человека», ее автор Виктор Папанек утверждает, что «все люди дизайнеры. Все что мы делаем, практически всегда дизайн, ведь проектировать свойственно человеку в любой его деятельности. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью составляет суть дизайна».

На заре XX века возникла новая специальность – дизайн предметного пространства, окружающей среды и интерьера. Эта специальность родилась на пересечении целого ряда дисциплин формирующих окружающее пространство человека в архитектурной среде, здесь, в первую очередь, сама архитектура, мебельное искусство, оформительское и декораторское искусство. И другие важные для человека специальности.
^ Архитектура и дизайн.

Архитектор, по крайней мере, с того момента, когда стало фактом архитектурное проектирование в современном смысле слова, был всегда занят оформлением интерьеров. Достаточно вспомнить, что Микельанджело не только строит библиотеку Медичи, но и проектирует для нее лавки-пюпитры. Практика этого рода столь естественна, пока архитектор работает на индивидуального ( или персонального государственного) заказчика, что до самой середины XIX века ее никому не приходило в голову ее обсуждать. Так выдающемуся русскому архитектору Воронихину принадлежат более 500 листов с фрагментами интерьера, предметного убранства и мебели; по его эскизам придворный поставщик Генрих Гамбс выполняет гарнитуры мебели для дворца в Павловске. Не меньшую славу принесли выдающемуся русскому архитектору Росси не только проекты его Петербургских дворцов, но множественные разработки проектов мебели, выполненной русским мастером Бобковым. Много сделал в искусстве организации интерьера Дж. Кваренги и многие, многие великие мастера архитектуры.

Меняются стилистические системы, но практика остается. Всемирную славу приобрела мебель архитектора Анри Ван де Вельде. Интерьеры его собственного дома стали эталонным образцом стиля «модерн». Виктор Орта создает утонченный ансамбль мебели и деталей декора в брюссельской гостинице «Эствельде» (1896). Гектор Гримар ни разу не дрогнувшей рукой формирует стиль парижского метро (1900), а Френк Ллойд Райт создает всю систему конторского оборудования для компании «Ларкин» в Буффало (1904), или отеля «Империал» в Токио (1922), перед нами все та же добрая традиция. Эту традицию подержали в новейшие времена Мисс ван дер Роэ. И выдающийся француз Шарль Корбюзье. Еще в недавнее время архитекторы формировали стиль эпохи, стиль жизни, и не удивительно, что именно архитектор Вальтер Гропиус стал создателем школы Bauhaus, школы ставшей готовить первых дизайнеров, а Питера Беренса называют отцом современного дизайна.

Еще недавно, следуя за уверениями лидеров «современного движения» в архитектуре и дизайне, критики соглашались проводить резкую грань между ними и их предшественниками. Сегодня, с дистанции не только времени. Но из эволюции, видно, что грань размыта, а преемственность чрезвычайно сильна. Линия непрерывной эволюции, протянувшаяся из древности к модерну, от модерна к сегодняшнему постмодернизму, проведена достаточно четко. Сегодня, когда мы привыкли к одновременности существования всех традиций в искусстве, когда уверенность в том, что одно направление сменит другое, возросла роль дизайнера, дизайнера интерьера, могущего целенаправленно создавать стилистику жизненной среды.

Роль дизайнера в формировании интерьера, в основных своих чертах, сменила роль архитектора. зачастую, в условиях реального проектирования дизайнеру приходится решать задачи архитектуры пространства в целом. Вот потому необходимо будущему дизайнеру быть ознакомленным с основными предпосылками архитектурного проектирования. Необходимы знания элементов зданий, на которых будет базироваться вся его последующая деятельность, базовых строительных и проектных технологий и конструктивных элементов сооружений, на которых строится предметное окружение. Знать конструкции, которые органически вписываются в архитектурное пространство. Дизайнер архитектурного пространства обязан быть знаком с элементами строительного производства, строительными материалами, которые формируют современные и исторические сооружения и постройки, быть знакомым со всем комплексом языка архитектуры. Для этих целей необходим данный предмет – основы строительства и архитектурных конструкций.

Строительство возникло на заре развития человеческого общества в процессе борьбы человека с природными условиями как средство защиты от атмосферных воздействий и диких животных. За прошедшие тысячелетия зодчество прошло гигантский путь развития от простой хижины до высотных зданий, от первобытного свайного поселения до современного благоустроенного города. Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды.

Искусственная среда создается человеком в соответствии с особенностями социальных процессов и уровнем культуры общества. Она состоит из архитектурной среды, т.е. зданий и сооружений, и предметной среды, т.е. из всего мира вещей, созданных человеком.

В архитектурную среду, наряду со зданиями и сооружениями имеющими организующее пространство, входят комплексы зданий и сооружений, организующие наружное пространство –улицы, площади, города.

Архитектуру исстари называли «искусством строить». Леон Баптисто Альберти в своем трактате «Десять книг о зодчестве» определил ее как «искусство, без которого никак нельзя обойтись и которое приносит пользу, соединенную с наслаждением и достоинством». Альберти подчеркивал гуманную направленность архитектуры; уже он назвал ее главную цель – служение людям.

Определение, данное Альберти, однако, неполно. Архитектор, не ограничивающий себя рутинным повторением стереотипов, создает нечто, не имеющее прямых прообразов в действительности. Вместе с тем созданное им всегда входит в различные сложившиеся контексты – систему поселений, систему сооружений определенного назначения и типа, в конечном счете - в систему искусственной среды, «второй природы», которую создает вокруг себя человек. Новое в этой системе служит обществу вместе с унаследованным от прошлого. Формирую окружение, благоприятное для человека, архитектура создает защищенные пространства, микроклимат которых можно регулировать (поддерживая, например, постоянную температуру независимо от времени года). Среда, преобразованная архитектурой, служит организации человеческой деятельности – определяет пространства для процессов, изолирует их или связывает в необходимой последовательности, обеспечивает возможности общения и уединения. Организующая роль зодчества проявляется не только в разграничении или соединений частей пространства, но и в воздействии на поведение людей через эмоции и сознание. Материальные структуры сооружений и пространства, которые они организуют, несут информацию о социально обусловленном поведении и практических навыках людей, об отношениях между ними. Она создает не только оболочку быта, обеспечивающую определенную степень комфорта. Но и вещественное свидетельство принадлежности к той или иной социальной группе, утверждает престиж владельца. Эта информация не только направляет поведение людей одного времени, но и связывает разные поколения, разные эпохи, она образует важную часть коллективной памяти человечества.

Архитектура закрепляет присущие данному обществу системы деятельности и человеческих отношений; уже тем самым она служит целям социализации личности. Вместе с тем архитектура может воплощать определенные идеалы – этические и эстетические, - придавая им убедительную, осязаемую предметность (как воплотила готика идеалы позднего средневековья или архитектура Возрождения – гуманистические идеалы нового времени).

В конечном счете, можно сказать. Что перечень функций архитектуры практически совпадает с основными функциями культуры, направленными на обеспечение общества всем необходимым для успешного противоборства с природой, для его постоянного развития.

Архитектура проходит постоянное обновление, но не порывает с преемственностью. Даже в периоды своих качественных изменений «искусство строить» в той или иной мере использует опыт прошлого и опирается на его наследие (которое остается частью системы среды) – иногда вопреки заявлениям архитекторов о полном разрыве с предшествующей историей. Связь с прошлым может принять форму спора с ним, выливающегося в инверсию привычного.

Культуре необходима взаимосвязь подвижности и устойчивости – развитие должно сочетаться с закреплением достигнутых результатов. Поведением животных управляет программа, которая наследуется; человеческая деятельность не предопределена наследственно; ее гибкая изменчивость – необходимое условие прогресса. Пространственные структуры, создаваемые зодчеством, принимают очертания, отвечающие сложившимся схемам деятельности человека, и фиксируют связанные с ними значения. В то же самое время система в целом остается открытой к изменениям, чтобы удовлетворять вновь и вновь возникающие потребности. Тем самым архитектура служит и движению прогресса и упрочнению его результатов. Совмещение нового и старого в окружении человека, того, что достигнуто материальным и духовным производством разных эпох, - одна из форм «памяти» культуры, которая обеспечивает непрерывность ее развития и неповторимое содержание ее национальных и местных форм.

Искусство строить зависит от архитектуры как материальных результатов деятельности. Эта зависимость выражается не только в обращении к наследию, но и в стремлении связность контекстов среды, учесть требования, определяемые опытом ее использования. И общественное отношение к ее сложившимся формам. И в конечном счете любая задача, которая становится перед архитектором, вырастает из цели общего порядка – преобразовать систему предметно-пространственного окружения в соответствии с актуальными потребностями общества.

Архитектура должна удовлетворять широкий диапазон потребностей человека и общества в целом. «Искусство строить» создает необходимую часть средств производства (заводов и фабрик и пр.) и материальные средства обслуживания непроизводственных потребностей общества (жилье, общественные здания, постройки для отдыха). Вместе с тем, архитектура обращена и к сфере общественного сознания. Создавая утилитарные ценности, она создает и духовные ценности.

Итак, архитектура – это искусственная, созданная по законам красоты среда, в которой протекают все социальные и физиологические процессы, связанные с жизнедеятельностью человека.

Эстетические ценности архитектуры влияют на то, как складываются отношения человека к жизни, его ценностные ориентации. Организованное архитектурой окружение воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Эстетическое воздействие – необходимая часть, той функции социализации личности, которые выполняет архитектура. Наконец, воплощение в архитектуре системы идей, обобщенных представлений о жизни и ее закономерностях относятся к числу важнейших средств утверждения определенного мировоззрения и идеологии. Архитектура выступает и как один из видов художественного освоения мира, как искусство. Ее художественные образы создаются в ходе преобразования пространственной среды, воплощая постигнутые зодчим закономерности природы и общественных отношений. Благодаря весомой материальности произведений архитектуры и их прямой вовлеченности в жизненные ситуации эти образы могут стать особенно убедительными.

Необходимость использовать большие материальные средства для воплощения архитектурных замыслов заставляет во многом подчинять эти замыслы закономерностям техники, вводить в них методы, возникающие в ее сфере(как вошли в современную архитектуру методы стандартизации). Осуществимость целей архитектуры зависит от технических возможностей, которыми она располагает. Продукты техники обильно насыщают современные здания. Обеспечивают их функционирование. Однако при всех связях архитектуры и техники архитектурная форма во многом принципиально отлична от формы технической. Так в сфере последней каждое усовершенствование обесценивает и вытесняет как менее целесообразное все, что раньше служило тому же назначению. Но в сфере художественных ценностей, в сфере искусства, прогресс, завоевывающий новые средства выражения или новые уровни постижения связи мира и человека, не отменяет уже достигнутого. Практическое назначение здания может измениться; могут уйти в прошлое идеология и миропонимание, которые воплощал зодчий, но эстетическая ценность может не только сохраниться, но и возрасти, связываясь с новым содержанием. Такова судьба Парфенона, храма Святой Софии, Московского Кремля и Колизея.

Особое место занимает архитектура и среди видов искусства. Ее, как и родственный ей дизайн, выделяет участие в организации среды и человеческой деятельности. Системность последней определяет системный характер того, что ей служит; произведениям архитектуры свойственно поэтому существование в системе, в ансамбле. Отсюда исходит организующая функция архитектуры по отношению к другим искусствам – архитектура образует основу среды, в которой существуют их произведения, определяет возможности синтеза.

В системе видов искусства архитектуру обычно относят к искусствам пространственным, в которых образ существует в пространстве и не изменяется во времени. Однако если принять во внимание всю сложность восприятия архитектуры, характеристика, которая дается ей в традиционной «системе видов», окажется достаточно условной. Структуры, создаваемые зодчеством, трехмерны, их величины крупны; представления о них складывается в сопоставлении картин, последовательно открывающихся с различных точек зрения. Подобная особенность присуща и скульптуре, тоже требующей осмотра с различных сторон. Но в скульптуре восприятие объема позволяет полностью раскрыть содержание произведения. В архитектуре же видимый извне «объем» здания, - как правило, лишь оболочка системы внутренних пространств. Еще более существенно, что образ произведения зодчества получает полное выражение лишь в единстве материально-пространственных структур и тех жизненных функций, которым они служат. На только сами здания, но и деятельность людей – их деловая суета в торговом центре, праздничное оживление в театре или сосредоточенность в библиотеке – определяет характер образа, порождаемого архитектурой. Режиссура жизненных процессов. Распределение в пространстве движения и покоя существенны не только для функциональной организации здания, но и для его выразительности; красота заключена уже в том, как вы движетесь в пространстве.

Восприятие архитектуры в ее связях с жизненными процессами тоже развертывается во времени. Среда изменчива и подвижна. Темп ее изменений обычно слишком медлен. Чтобы их процесс мог быть непосредственно воспринят.

За последние 150 лет прогресс техники породил «технические» виды искусства, вставшие рядом с традиционными. Подобным образом рядом с «искусством строить» и прикладным искусством возникли индустриальное домостроение и дизайн, где промышленная техника образует промежуточное звено между замыслом художника и результатом его творчества; она позволяет тиражировать произведения, исполнять его в любом числе идентичных и равноценных повторений. Тем самым были принципиально изменены методы формирования предметно-пространственного окружения; воспроизводство эстетических ценностей, уникальных по своей природе, стало невозможным.
^ Архитектурная форма.

Объектом восприятия, через который мы постигаем архитектуру вообще и особенности каждого ее произведения среди массы других, служит форма. Форма - способ постижения архитектуры. Через нее выражаются и постигаются образы, несущие общекультурную и идеологическую информацию, на нее направлены эстетическое творчество и эстетическая оценка. Форма в архитектуре понятие сложное. Это внутренняя связь и способ взаимодействия материальных элементов произведения архитектуры между собой и окружением, данные нам в чувственном восприятии. Форма создается преобразованием природного материала, которое направленно к удовлетворению определенных потребностей и подчинено законам природы. Вместе с тем это эстетически упорядоченная конструкция, следующая «законам красоты» и обладающая эстетической ценностью. Через форму выражается социокультурное и идейно-художественное содержание архитектуры.

Форма объекта в значительной степени зависит от его художественно осмысленного взаимодействия со средой, которое предусматривает либо непосредственный контакт архитектурного объекта с окружающей его природой или с человеком, либо контакт дистанционный. Архитектурная форма – это синтез художественного замысла, материала и конструктивного замысла, она предполагает внутреннюю связь и способ взаимодействия материальных элементов и пространств между собой и окружением, данных нам в чувственном восприятии.

Когда все формообразующие факторы проявляются в форме, т.е. когда форма полностью соответствует содержанию, ее следует считать совершенной.

Форма неотделима от материальной основы произведения зодчества, его объективных свойств и обращения к человеку. Целесообразные конструктивно, предназначены для организации жизненных процессов, материальные элементы и пространства произведения архитектуры могут рассматриваться как знаки, которые несут информацию, складывающуюся в сложное, многогранное содержание. Этот слой можно выделить как художественный язык архитектуры.

Художественный язык архитектуры глубоко специфичен; как и язык родственного архитектуре дизайна, его отличает неразделимая связь художественного и внехудожественного, самой жизни и ее отражения в образах. Проблемы художественного языка в архитектуре и дизайне переплетаются с очень широким комплексом проблем зодчества в целом и связаны с очень широкой социокультурной проблематикой.

Первопричиной и целью строительной деятельности человека является, как правило, полезное трехмерное пространство. Сегодня в нем протекает большая часть человеческой деятельности. В результате «обстройки» пространства или группы пространств возникает архитектурный объект. он как бы обволакивает внутренние пространства. поэтому комплексное оформление его поверхностей – одна из основных задач архитектора, а сегодня еще и дизайнера.

Внутренняя структура архитектурного сооружения зачастую хорошо читается во внешних формах объекта. Увидев снаружи готический собор, мы уже предполагаем внутри него огромные пространства. Компактная форма и однообразный ряд окон в современных административных зданиях позволяют предположить, что внутри они разделены на многочисленные кабинеты, конторские помещения.

Существовали и существуют теории, поднимающие подобные соотношения до обобщающих качественных признаков того или иного стиля. Однако ставшему популярным в XIX веке тезису «форма следует функции» можно противопоставить множество примеров из истории архитектуры, когда функция заранее подчинялась заранее придуманной или заданной форме. Так вилла Ротонда в Виченце, построенная архитектором А.Палладио, с ее четырьмя одинаковыми фасадами и куполом над центральным помещением, без сомнения имеющая функциональные недостатки, представляет собой один из знаменитейших европейских архитектурных памятников, образец для подражания последующих эпох. Египетские пирамиды – гробницы – являют собой великолепный пример того, что архитектурному объекту вообще или почти не надо скрывать какие-либо внутренние пространства. в данном случае пластическая форма архитектурного объекта должна была оказывать символическое воздействие.

Ни в одну из архитектурных эпох не было недостатка в свидетельствах подобной силы выразительности. Здания, возникшие по заказу правителей и символизирующие их политическую, военную, экономическую или идеологическую власть, часто имели необычные формы и размеры. Их формы обогащались башнями, куполами и украшались орнаментом, в их сооружении и декорировании использовали благородные, полудрагоценные и экзотические материалы.

В зависимости от степени общественного развития и от возникающих в результате его форм материальной и духовной жизни возникли церкви и монастыри, дворцы и замки, укрепления и крепости, а также городские сооружения с их характерным обликом.

Постоянная смена традиций и новаций привели к отработке типов архитектурных сооружений и объектов в зависимости от определенных периодов истории архитектуры. Их основные формы допускают определенные обобщения; их отдельные формы обнаруживают необычайную вариабельность; их постоянные изменения свидетельствуют о постоянном поступательном архитектурном процессе. В качестве примера можно привести западноевропейское культовое зодчество с его римско-античными корнями или церковное зодчество славянских земель, берущее свое начало в греко-византийской культуре.

Задачи архитектуры в прошлом и настоящем столь же разнообразны. Как разнообразие архитектурных образов – каждый период истории архитектуры выдвигал и выдвигает новые типы зданий и соответственно новый архитектурный образ.

Так как до сегодняшнего дня наиболее рациональной формой строительных материалов признается прямоугольная и плоская, а помещения по традиции располагаются под прямым углом друг к другу или одно над другим, с незапамятных времен в районах, где часты дожди и снег, преобладают архитектурные сооружения с высокими крышами. Только в XX в. создание качественных уплотнителей позволило применять плоские крыши в дождливых местностях.

Способ воздействия и восприятия архитектурного сооружения зависит от его контура и объема. А также в значительной степени от свойств покрытия и облицовки. Фасады и крыши могут быть перпендикулярными. Горизонтальными или наклонными, плоскими или изогнутыми, искривленными, гладкими или шероховатыми, цельными или расчлененные, прозрачными и не прозрачными. На восприятие формы влияют также качество материала, цветовая гамма и конструктивные особенности здания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconПрограмма дополнительного вступительного испытания творческой направленности...
Для абитуриентов, поступающих на направления подготовки «Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн интерьера», «Дизайн среды»,«Дизайн...

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconПуть Сознательной Эволюции единственная дорога в Будущее. Вступительная...
Путь Сознательной Эволюции единственная дорога в Будущее. Вступительная лекция перед семинарским циклом

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconЛекция 2 Лекция Архитектура и алгоритм работы современного компьютера Термин «архитектура»
Архитектура как совокупность аппаратных решений, присущих определённой группе процессоров. 21

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconРабочая программа дисциплины «Философия»
«Дизайн интерьера», «Дизайн и компьютерная графика», «Искусствоведение», «Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн костюма»

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconКонспект лекций по курсу «основы строительного производства»
Для студентов спец. «Архитектура», «дизайн архитектурной среды», «реконструкция и реставрация архитектурного наследия»

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» icon1 Искусство Древнего мира до н э
Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры...

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconСистема Дизайн Человека появилась в 1987 году как синтез современных...
Просто мечта алхимик! Так, в основе этой системы Дизайн лежат точное математическое соответствие между древнекитайской системой и-цзин...

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconПрограммы
Искусство и архитектура европейских городов – путешественникам (модульная программа)

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconУчебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература»
Киреева Н. В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов, обучающихся на дневном и заочном...

Лекция №1 Вступительная беседа. Архитектура искусство строить в прекрасной книге «Дизайн для человека» iconМосковский архитектурный институт
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов