Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург




НазваниеМетодическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург
страница1/8
Дата публикации27.07.2013
Размер0.67 Mb.
ТипМетодическое пособие
zadocs.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


Уральский государственный университет им. А.М. Горького

СИНТАКСИС СЛОВА, ФОРМЫ СЛОВА,

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

И ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ




Методическое пособие

для студентов филологического факультета




Екатеринбург

2008

Программа дисциплины «Современный русский язык: синтаксис слова, формы слова, словосочетания и простого предложения» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 031001 «Филология», направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные и специальные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Семестр – 5-й.

Общая трудоемкость дисциплины (ч.) – 72.

В том числе:

лекций – 36;

семинарских, практических, лабораторных занятий – 36.

Отчетность – зачет.
Составители: ассистент кафедры современного русского языка, кандидат филологических наук М. В. Дудорова; доцент кафедры современного русского языка, кандидат филологических наук А.М. Плотникова; доцент кафедры современного русского языка, кандидат филологических наук М. В. Слаутина.

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета 15 апреля 2008 г.


© Уральский государственный университет, 2008

© Авторы-составители, 2008

^ I. ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины.

«Синтаксис» является заключительным курсом в системе дисциплин, входящих в вузовский курс «Современный русский язык», и представляет собой логическое завершение и обобщение других разделов современного русского языка, а также демонстрирует, как все языковые средства взаимодействуют в создании текстов.

Основная цель курса «Синтаксис слова, формы слова, словосочетания и простого предложения» – осветить вопросы синтаксической теории, познакомить студентов с системой синтаксических понятий, дать представление о направлениях и методах современного синтаксиса. В результате изучения синтаксиса студент должен приобрести навыки синтаксического анализа словосочетания и простого предложения.

^ Задачи дисциплины:

1) представить систему синтаксических единиц и показать связь синтаксического уровня языковой системы с другими уровнями;

2) рассмотреть основные понятия синтаксиса: синтаксические связи, синтаксические отношения, синтаксические модели и др.;

3) охарактеризовать словосочетание и простое предложение в формальном, семантическом и коммуникативном аспектах.

^ Место дисциплины в системе высшего профессионального образования

Курс «Синтаксиса словосочетания и простого предложения» является продолжением и логическим завершением изучения других разделов современного русского языка. В свою очередь, он является основой для изучения синтаксиса осложненного и сложного предложений.

^ Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемые компетенции, знания, умения, навыки)

Студенты знакомятся с теорией и методологией синтаксиса, приобретают навыки синтаксического анализа словосочетания и простого предложения. Студенты должны усвоить систему терминов синтаксиса, знать основные этапы становления синтаксиса и деятельность ведущих школ.

^ Методическая новизна курса.

Для более тщательной проработки языкового материала перед студентами ставится поисковая задача подбора контекстов и синтаксического анализа собственного выбранного языкового материала. В преподавании курса использованы мультимедийные средства (презентации лекций).

Методические указания по курсу «Синтаксис слова, формы слова, словосочетания и простого предложения» должны помочь студентам в теоретическом и практическом освоении данной дисциплины. В них представлены программа курса, список литературы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, даны упражнения по основным темам курса, предложены задания для лабораторных занятий, показаны образцы разбора словосочетания и простого предложения, включены вопросы к зачету.
При подготовке методических указаний были использованы следующие материалы:

1. Синтаксис слова, формы слова, словосочетания и простого предложения. Программа курса и методические указания для студентов филологического факультета. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997.

2. Современный русский язык: Сборник упражнений. Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1990.

3. Кустова Г. И., Мишина К. И., Федосеев В. А. Синтаксис современного русского языка: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Современный русский язык. Сборник заданий и упражнений /Л.В. Балахонская, Л.А. Вольская, А.И. Дунев и др. Под ред. В.Д. Черняк. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 2005.

5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Сборник упражнений по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 1966.
^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса, темы, их краткое содержание

Раздел I. Общие понятия синтаксиса.

Тема 1.1 Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение. Категория предикативности, ее содержание и средства выражения. Предикативность (монопредикативность и полипредикативность) и непредикативность как дифференциальные признаки собственно синтаксических единиц — предложения (простого и сложного) и словосочетания соответственно. Основные направления в изучении синтаксического строя русского языка.

Тема 1.2. Синтаксическая конструкция. Типология синтаксических конструкций. Уровни синтаксических единиц.

Тема 1.3. Синтаксическая связь. Связь присловная и неприсловная (сочинительная, предикативная, полупредикативная, детерминантная, корреляционная). Сочинительная связь открытая и закрытая. Синтаксическая связь в предикативных сочетаниях. Подчинительная связь предсказующая (вариативная и невариативная) и непредсказующая, обязательная и необязательная. Средства выражения синтаксической связи.

Виды подчинительной связи на уровне словосочетания и простого предложения. Согласование полное и неполное. Виды согласуемых компонентов. Наборы согласовательных категорий. Управление сильное и слабое. Примыкание. Виды примыкающих неизменяемых компонентов. Вопрос о падежном (именном) примыкании.

Тема 1.4. Синтаксическое отношение. Собственно синтаксические отношения и лексико-синтаксические отношения.

Раздел II. Синтаксис слова и формы слова.

Тема 2.1. Границы слова в синтаксисе. Понятие активной синтаксической сочетаемости. Синтаксический и словарный аспекты сочетаемости слова. Факторы, обусловливающие сочетаемость слова. Понятие валентности. Синтаксические (дистрибутивные) классы слов.

Тема 2.2. Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении и в предложении. Понятие пассивной синтаксической сочетаемости. Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В.А.Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция Г.А.Золотовой (понятие и характеристики синтаксемы, типология синтаксем); концепция «Русской грамматики» 1980 г. Словоформы монофункциональные и полифункциональные.

Раздел III. Синтаксис словосочетания.

Тема 3.1. Место словосочетания в языковой системе. Словосочетание как “межуровневая” языковая единица. Словосочетания и сочетания слов. История разработки учения о словосочетании в отечественной науке (концепции Ф.Ф.Фортунатова, М.Н.Петерсона, А.М.Пешковского, А.А.Шахматова, В.В.Виноградова, Н.Н.Прокоповича, Н.Ю.Шведовой, В.А.Белошапковой). Широкое и узкое понимания словосочетания в современном синтаксисе.

Тема 3.2. Принципы и аспекты классификации словосочетаний в современном синтаксисе. Типологии словосочетаний. Формальные типологии словосочетаний: по категориально-грамматическому своеобразию главного компонента; по способу и средствам синтаксической связи; по степени спаянности компонентов. Словосочетания минимальной конструкции и усложненной конструкции. Понятие структурной схемы словосочетания. Семантическая типология словосочетаний. Функционирование словосочетаний в речи.

Раздел IV. Синтаксис простого предложения.

Тема 4.1. Грамматические характеристики предложения. Различные понимания предикативности в истории науки и в настоящее время. Синтаксическое время и синтаксическое наклонение, их отличие от соответствующих морфологических категорий. Формальная, смысловая, коммуникативная организация предложения и их соотношение.

Тема 4.2. Формальная организация простого предложения.

4.2.1. Традиционное учение о типах простого предложения и членах предложения. Типология и формы выражения главных членов предложения (подлежащего, сказуемого, главного члена односоставного предложения). Принципы классификации второстепенных членов предложения, возможности их двоякой интерпретации. Концепция компонентного состава предложения В.А.Белошапковой (предикативный центр, его обязательные и необязательные распространители, распространители распространителей).

Предложения двусоставные и односоставные. Типология односоставных предложений. Спорные вопросы классификации односоставных предложений. Конструкции, сходные с номинативными предложениями. Нечленимые предложения. Неполные предложения и их типы. Эллиптические предложения.

4.2.2. Структурная схема простого предложения. Минимальная и расширенная структурные схемы предложения, ориентированные на различные понимания его структурного минимума. Компоненты минимальных структурных схем. Типология минимальных структурных схем. Список минимальных структурных схем. Типы расширителей структурных схем предложения.

4.2.3. Парадигма предложения. Широкое и узкое понимания парадигмы предложения. Парадигма предложения как система его модальных и временных форм. Деривационная парадигма предложения. Состав регулярных реализаций и формальных модификаций структурных схем предложений. Синонимические преобразования предложений.

Тема 4.3. Смысловая организация простого предложения. Объективные и субъективные смыслы в содержании предложения (диктум и модус).

4.3.1 Способы описания объективного содержания предложения. Понятие пропозиции. Структура пропозиции: предикат и актанты, их типы. Сирконстанты, атрибуты, их типы. Типы пропозиций. Способы выражения пропозиций. Понятие схемной семантики.

Основные направления современного семантического синтаксиса: структурно-семантическое (Н. Ю. Шведова и др.), денотативное (Т. П. Ломтев, В. Г. Гак, О. И. Москальская, Е. В. Падучева и др.), логическое (Н. Д. Арутюнова, Е. Н. Ширяев и др.), лексическое (Ю. Д. Апресян, В. В. Богданов и др.).

4.3.2. Структура субъективного содержания предложения. Обязательные и необязательные модусные смыслы и способы их выражения в предложении. Эксплицитные и имплицитные смыслы в содержании предложения.

Тема 4.4. Коммуникативная организация простого предложения.

4.4.1. Понятие высказывания. Коммуникативное задание и актуальная информация высказывания. Актуальное членение высказывания. Тема и рема. Средства выражения актуального членения: основные (порядок слов и место интонационного центра) и дополнительные (частицы и специальные синтаксические конструкции). Коммуникативная парадигма предложения. Случаи несовпадения границ высказывания и предложения (коммуникативные аналоги предложения, парцеллированные конструкции, предложения с вставными конструкциями, сложные предложения). Коммуникативные аналоги предложения.

4.4.2. Типологии высказываний. Предложение как средство выполнения речевого действия. Понятие речевого акта. Типология речевых актов.
^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ

ЗАНЯТИЙ

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Предмет и задачи синтаксиса современного русского языка. Основные типы синтаксических единиц.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconУчебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011
Курашева С. В. Теоретическая педагогика: учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета. – г. Тара:...

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconТемы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург
Министерство образования российской федерации уральский государственный университет им. A. M. Горького

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconРабочая программа и рекомендации для студентов IV курса до филологического...
Печатается по решению кафедры русской литературы XX-XXI веков (протокол №4 от 26 января 2009 г.)

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconМетодическое пособие по написанию курсовой работы для студентов экономического...
Методическое пособие одобрено методической комиссией экономического факультета вгсха (протокол от )

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconРешением Учёного совета
Студенческое научное общество филологического факультета (далее – сно фф) является добровольным общественным объединением, созданным...

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconУчебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие предназначено как для индивидуальной самостоятельной работы студентов физического факультета юфу под...

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconМетодическое пособие для студентов факультета «менеджмент организаций»

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconУчебно-методическое пособие по фтизиопульмонологии/ для студентов...
«тесты для контроля уровня знаний студентов 4 курса лечебного факультета к зачету с оценкой по фтизиопульмонологии»

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург icon-
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 5 курса лечебного факультета

Методическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург iconУчебное пособие для студентов факультета журналистики Санкт-Петербург
Фещенко Л. Г. Редактирование газетного текста: Жанровый аспект: Учебное пособие для студентов факультета журналистики. Спб.: Лаборатория...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов