Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой.




Скачать 193.39 Kb.
НазваниеБиография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой.
Дата публикации27.07.2013
Размер193.39 Kb.
ТипБиография
zadocs.ru > Литература > Биография
Биография

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора МГУ. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности. Окончила Московский университет, в середине 1960-х годов начала писать рассказы, в 1972 году работала редактором на Центральной студии телевидения. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. С середины 1970-х годов Петрушевская выступает и как драматург. В 1977 году пьеса Петрушевской "Уроки музыки" была поставлена Романом Виктюком. В 1979 году ее одноактная пьеса "Любовь" (1974) появилась в журнале "Театр" и была в сезоне 1981-1982 года включена Ю.Любимовым в спектакль Театра на Таганке, состоявший из трех коротких пьес. В 1983 году на московских сценах шли ее пьесы "Стакан воды" и "Уроки музыки". В 1983 году Марк Захаров поставил в "Ленкоме" спектакль "Три девушки в голубом"; спектакль по пьесе Петрушевской "Квартира Коломбины" в театре "Современник" в 1985 году принес автору всеобщее признание. Первый сборник прозы Людмилы Петрушевской, "Бессмертная любовь", был опубликован в 1987 году. В 1991 году Петрушевская была удостоена немецкой премии им. Пушкина (Гамбург). Писательница была номинирована на первую Букеровскую премию (шорт-лист). В 1996 году московское издательство "АСТ" совместно с харьковским издательством "Фолио" выпустило пятитомное Собрание сочинений писательницы. В 2002 году Петрушевская создала три книги про поросёнка Петра («Поросёнок Пётр и машина», «Поросёнок Пётр и магазин», «Поросёнок Пётр идёт в гости»). Эти книги так понравилась читателям, что был создан мультфильм. Лауреат Пушкинской премии фонда Тёпфера (1991), лауреат премий журналов «Новый мир» (1995), «Октябрь» (1993, 1996, 2000), «Знамя» (1996), «Звезда» (1999), премия «Триумф» (2002), Государственная премия России (2002). Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребенка своей соседки: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor's Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа). В настоящее время Людмила Петрушевская живет в Москве.

Темы и герои произведений Людмилы Петрушевской.

^ Проза. Явление так называемой «женской прозы» становится особенно актуальным в первое десятилетие XXI века. Многие ученые и критики говорят о том, что выделять специфически женскую волну из всего объема современной литературы не совсем правомерно, ибо она, как известно, делится лишь на «хорошую» и «плохую», на высококачественную и низкопробную. Однако тот факт, что женщины-писатели прочно входят не только в шорт-листы всевозможных премий, но и в литературную жизнь страны в целом, сигнализирует о творческом равноправии писателей обоих полов. Одной из ярких представительниц современной «женской» прозы в России является Людмила Петрушевская. С конца 90-х годов XX века активизировалось исследование ее творчества филологами.

Важнейшими составляющими понятия "счастье" являются любовь, взаимопонимание, духовная близость. Но в мире, где человек обречен на одиночество, единение возможно лишь на краткое мгновение. Пути, которые избирают герои, стремясь раздвинуть границы замкнутости, часто оказываются мнимыми. В реальности они не приводят к достижению счастья. В художественном мире Л.Петрушевской чаще всего можно встретить три способа "обретения" счастья: иллюзия, игра либо "суррогат". Но даже видимое, мнимое счастье воспринимается героями как благо, ибо тоска по идеалу неистребима.

Можно говорить об определенной эволюции в трактовке проблемы счастья в рассказах Л.Петрушевской 90-х годов. Суть эволюции заключается в постепенном "просветлении" мрака жизни. Обреченность героев на несчастье, на обретение лишь мнимых связей друг с другом не абсолютна. Среди произведений писательницы есть и такие, в которых разобщенность преодолевается, и краткое мгновение близости приобретает некую продолжительность. Свидетельством тому является, в частности, рассказ "Младший брат". В китайской женской прозе акцент делается на ином смысловом центре в понятии счастье/несчастье. Женщина выходит за привычные рамки традиционной культуры и остается внутренне лишенной счастья, поскольку не только не принята обществом, мужем и т.д., но противостоит им. В современной литературе Китая проблема женского самосознания противопоставлена понятию «счастливая женщина». Ее трагедия в том, что у нее есть потенциальная возможность обретения счастья, однако она этой возможности не замечает, т. к. противопоставляет себя обычному ходу жизни. Творчество Чи Ли знаменует «пробуждение женского самосознания».

Ее рассказ «Синяя рабыня» является показательным. В нем четко отражено женское самосознание, противостоящее традиционному восприятию бытия. Трагедия столкновения реальности и романтики в любви между мужчиной и женщиной сближает творчество русской писательницы и китайской. Быт и мечта в жизни и самосознании современной женщины — та сфера, творческое исследование которой ведут и Петрушевская, и Чи Ли.

Стоит сразу оговориться, под термином «женская проза» можно подразумевать совокупность произведений, написанных писателями женского пола, несомненно, одаренными, пополнившими «золотую казну» российской словесности новыми «драгоценными камнями». Представить литературу 1980-1990-х без творчества Марии Арбатовой, Веры Галактионовой, Людмилы Петрушевской, Лидии Сычовой, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой сложно. Они давно радуют читателей произведениями, без которых общая картина отечественной прозы конца прошлого века была бы неполной. Особенностью именно женской прозы можно считать ее предельную доверительность перед читателем, искренность, откровенность (в произведениях многих авторов она даже граничит с натурализмом). Это одна из черт женского мировосприятия, которую нельзя игнорировать и упрекать, в которой не имеет смысла.

Также к признакам этой категории можно отнести:

1.  Специфику женской психологии.

2. Формирование образа автора и образа читателя (читатель – тоже женщина, подруга или дочь, понимающая язык автора).

3.  Этические и эстетические ценности (внимание к подробностям, мелким деталям, «вещность» мира).

4.  Предпочитаемые темы (семейные и бытовые превалируют над общественно значимыми и философскими).

5.  Особенности лексики, художественных средств, типа повествования и т.п.

В ее произведениях главными становятся темы семьи, быта, детей, дома, красоты внешней и внутренней. У писательницы свой язык, свой стиль и свой «козыри». В одном рассказе — самоубийство (“Грипп”), в другом — помешательство (“Бессмертная любовь”), в третьем — проституция (“Дочь Ксении”), в четвертом — прозябание несчастной семьи запрещенного и забытого писателя (“Козел Ваня”). Рассказы, о которых пойдет речь, были написаны в конце 60-х—начале 80-х годов. В своих произведениях Петрушевская описывает современную жизнь, далекую от благополучных квартир и официальных приемных. Ее герои — незаметные, замученные жизнью люди, тихо или скандально страдающие в своих коммунальных квартирах и неприглядных дворах. Автор приглашает нас в ничем не примечательные служебные конторы и на лестничные клетки, знакомит с разнообразными несчастьями, с безнравственностью и отсутствием смысла существования. Петрушевская при отсутствии рассказчика пользуется языковыми нарушениями, встречающимися в разговорной речи. Они не принадлежат ни рассказчику, ни персонажу. У них своя роль. Они воссоздают ту ситуацию, при которой возникают в разговоре. На таком необычном построении и звучании и держится ее проза. Рассказ “Дядя Гриша” написан от первого лица. Молодая женщина снимает на лето часть сарая в подмосковном поселке и невольно наблюдает жизнь своих хозяев: дяди Гриши, тети Симы и их взрослых детей. И вот странность — она о них не рассказывает, а только упоминает. Может быть, потому не рассказывает, что ничего не происходит? Да нет, происходит, еще как происходит — дядю Гришу убивают. Но об убийстве мы узнаем от нее почти случайно, из попутного, сделанного вскользь замечания. Вместо того чтобы развиваться, сюжет у Петрушевской концентрируется вокруг какого-то одного момента или эпизода. Например, “Удар грома”. Само название концентрирует внимание на одном моменте. Внезапное вмешательство в телефонный разговор третьего лица, очевидно по параллельному телефону, было воспринято героиней как удар грома и положило конец и телефонному разговору, и вообще знакомству. Между делом выясняется характер восьмилетних отношений действующих лиц — некоего Зубова и его приятельницы Марины, их семейные обстоятельства и служебное положение, но согласно строению сюжета все эти сведения предстают как дополнительный материал к минутной ситуации телефонного разговора.

    В рассказе “^ Милая дама” описан момент отъезда. Человек сидит в такси на заднем сиденье и посылает прощальную улыбку снизу вверх, адресованную молодой женщине, “милой даме”, с которой расстается навсегда. То, что читателю сообщается о нем и о ней, пристегнуто к этому моменту: в центре сюжета — одна прощальная сцена. Не развертывая, а, наоборот, сворачивая жизненное событие, Петрушевская выделяет в нем проходной эпизод, не итоговый результат: телефонный разговор, отъезд в такси.

Петрушевская любит и умеет слушать живой язык толпы. При чтении ее произведений создается ощущение, будто сам авторский голос как бы из гула толпы возникает и в тот же уличный гул уходит, что в свое время и было подмечено критиком И. Борисовой.

Центральная тема прозы Петрушевской - тема женской судьбы. Петрушевская правдиво изображает жизнь семьи, трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком («Приключения Веры», «Дочь Ксени», «Отец и мать», «Случай Богородицы», «Бедное сердце Пани», «Материнский привет», «Время ночь», «Кто ответит? и др.). Главная героиня рассказа «Свой круг» отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке.

Через многие рассказы и повести Петрушевской  проходит тема судьбы, рока, как изначальной предопределенности человечества («Нюра прекрасная», «Смысл жизни»). Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет («Страна», «Мост Ватерлоо», «Бог Посейдон», «Два царства»).

Проза Петрушевской богата обращениями к мифологическим, фольклорным, литературным  сюжетам и образам. В 1990 г. написан цикл «^ Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время – ночь».

В последние годы Петрушевская обращается к жанру «Сказок для всей семьи»: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» - «Сказки, рассказанные детям» (1993), «Маленькая волшебница», «Кукольный роман». Творчество Петрушевской 90-х гг. явно эволюционизирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности («Деревенский дневник»).

Наверное, впервые лирическая героиня Петрушевской признается в любви России, народу, природе, искусству, не боясь быть сентиментальной, лейтмотивом ее произведений становятся слова «как хороша жизнь». Для Петрушевской «жизнь хороша», потому что она естественна и стремится к гармонии с природой. Л.Петрушевская позволяет увидеть ситуацию не глазами удачливых и счастливых, а глазами невезучих, "малозаметных" и обделенных. Герои Людмилы Петрушевской погружены в быт. Они - самые обычные люди. Причем, писательница даже подчеркивает их приземленность, но каждый из них хочет достичь счастья, быть любимым, нужным кому-то. В художественном мире Петрушевской возможно лишь мгновение счастья. Однако герои стремятся раздвинуть этот "круг" замкнутости и достичь счастья вопреки дисгармоничности мира. В целом концепция жизни писательницы трагична. Человек обречен на одиночество, каждый замкнут в своем мире. Героям Л. Петрушевской судьба "улыбается" редко. Но, даже живя жизнью убогой, скудной на радости, часто просто нищей, они стремятся добиться счастья. Больше всего герои Л. Петрушевской тоскуют по любви. В мире, в котором они живут, ее не хватает. Нехватка любви заставляет героев искать путей ее получения.

Огромную роль в своеобразии ее рассказов играют повторы, создающие впечатление упорной сосредоточенности, которая владеет автором до забвения формы, до пренебрежения “правилами хорошего стиля”. Например, в рассказе “Удар грома” только в одном абзаце четыре раза повторяется слово “факт” и три раза — “плоскости”. Видно, заинтересованность в предмете совершенно переключила внимание рассказчика с формы речи на суть дела. Не будет преувеличением сказать, что весь текст буквально прошит повторяющимися словами и словосочетаниями, которые изредка разбавлены выпадающими из стиля и потому особенно красноречивыми выражениями вроде “нежные лепестки” — о люстре.

   Страстное разбирательство — вот что такое жизнь в рассказах Петрушевской. Она — лирик, и, как во многих лирических стихах, в ее прозе нет лирического героя и не важен сюжет. Ее речь, как речь поэта, сразу о многом. Конечно, не всегда сюжет ее рассказа непересказуем и незначителен, но главное в ее прозе — всепоглощающее чувство, создаваемое потоком авторской речи.

В литературе 60-х –80-х годов Л. Петрушевская не осталась не замеченной благодаря ее способности соединять поэзию и прозу, которая придает ей особую, необычайную манеру повествования.

Основная тема большей части рассказов, повестей и сказок Петрушевской - изображение женской любви - к мужчине, детям, внукам, родителям. Скромная библиотекарь Пульхерия, героиня рассказа "По дороге бога Эроса", увидела в своем возлюбленном не седого и немолодого человека, сумасшедшего гения, а мальчика, "ушедшее в высокие миры существо, прикрывшееся для виду седой гривой и красной кожей". Пульхерия отдала всю себя этому чувству. В великолепном рассказе "По дороге бога Эроса" показан и феномен мужской любви. Но за редкими исключениями эта любовь рисуется как родственная - к родителям, обычно к матери (данная тема как нельзя лучше разработана в рассказе "Младший брат"). Изображение жизни семьи и диктует писателю обращение к жанру семейного рассказа или семейной повести, однако под пером Петрушевской эти жанры чуть ли не соединяются с жанром готического романа.
И неудивительно, ведь в семье она чаще всего видит распад: неверность одного или обоих супругов, ад ссор и склок, обжигающие потоки ненависти, борьбу за жилплощадь, вытеснение кого-то из членов семьи с этой жилплощади, приводящее его к нравственной деградации (в повести "Маленькая Грозная" к пьянству) либо мешающее герою обрести место в социуме (повесть "Время ночь"). Некоторые коллизии ее рассказа "По дороге бога Эроса" и повести "Маленькая Грозная" напоминают обстоятельства вытеснения постылых детей госпожи Головлевой. Героини обоих произведений, сотрудница библиотеки Оля и жена высокопоставленного партийного деятеля, и впоследствии преподаватель научного коммунизма в вузе, держат круговую оборону своих больших квартир от родственников и сыновей. Персонажи прозы Петрушевской, за редким исключением, не живут, а выживают. Естественно, что подобный взгляд на человеческое существование потребовал плотного бытописания, подчас натуралистического. Вещные, бытовые детали отобраны точно и наполнены психологическим содержанием. Фраза "трусливо вжавшийся в подушку двадцатипятилетний сын" красноречиво рассказывает о характере героя рассказа "Младший брат". Особенно показательна в этом отношении повесть "Время ночь", в которой нищий быт главной героини, поэта Анны Андриановны, показан с большой художественной силой: здесь и тряпочка вместо носового платка, и два бутерброда с маслом, украденные во время ужина после выступления перед детьми - иначе не прокормить обожаемого внука Тимошу, и пенсия старухи-матери, которую отдали в психиатрическую больницу, помогающая сводить концы с концами бабушке и ее внуку. И здесь же, как и в повести "Свой круг", много описаний физиологических отправлений человеческого организма, характерных для неонатурализма как позднего этапа реализма. Правда, иногда Петрушевская рисует сцены счастливой любви ("Как ангел", "Элегия"), но и такая любовь все же с червоточинкой, что типично для художественного мира этого писателя. Любовно-семейное общение двоих тяжело само по себе либо становится таковым в силу неблагоприятных условий. Поэтому оно все-таки несет беду. У немолодых любящих друг друга супругов в рассказе "Как ангел" рождается дочь даун по имени Ангелина. Название рассказа иронично, даже святотатственно. Павел из "Элегии" не выдерживает гнета любви своей жены и уходит в мир иной. "И то, которое нежнее в сем поединке двух сердец...". В изображении любви Петрушевская сродни иногда романтику Тютчеву. Только любовь к ребенку ("Еврейка Верочка", "Свой круг", "Время ночь") открывает лучшее в человеке, и это чувство Петрушевская живописует как никто иной. Она достигает истинной поэтичности и лиризма в повести "Время ночь" и в сказке "Две сестры", рассказывая в повести о привязанности своей героини к внуку и любуясь в обоих произведениях прелестью детей.

В своих реквиемах писательница размышляет о причинах ухода того или иного героя из жизни, каждый раз рассказывая историю чьей-то личной драмы. Однако и здесь, в произведениях данного жанра, Петрушевская сохраняет присущий ей комизм. Он возникает и из мастерски и по-новому применяемой несобственно-прямой речи, и из усеченных фразеологизмов, и из той новой функции разговорной и сниженной лексики, которая возникает благодаря иронии повествователя. Несобственно-прямая речь героя, бросившего семью, но посещающего жену и дочь, слышна в речи повествователя и теряет свою положительную семантику из-за иронии, звучащей в этом утверждении, и следующего затем описания смерти героини: "Мотив этого ежевечернего чаепития был таков, что своего ребенка мы не бросаем. Итак, можно сказать, что свою тему, в которой Петрушевская открыла новые грани, жизнь семьи разных социальных слоев, писательница изучила основательно и показала семью преимущественно как сферу распада общественных, социальных связей: связей между разными поколениями, между супругами. Петрушевская в последние годы интенсивно пишет сказки для взрослых. Все сказки писательницы имеют счастливые финалы. Сказки Л.С. Петрушевской, предназначенные и для детей, и для взрослых, прочно базируются на богатом арсенале художественных средств народной волшебной сказки. Намазавшись чудесной мазью, старушки превращаются в девчонок ("Две сестры"); колдунья дарит сестрам-близнецам дар волшебства ("Крапива и Малина"); один колдун награждает красавицу длинным носом, а другой - маленьким, врач Анисим с помощью лекарства возвращает ей утраченный палец ("Девушка Нос"). В то же время своей устремленностью к злободневным проблемам современности сказки Петрушевской сродни рассказам. В "Крапиве и Малине" это проблема становления личности у старшеклассников; в "Девушке Hoc" - размышления о красоте, любви и счастье; в "Двух сестрах" - вопрос о выживании наиболее слабых и незащищенных в нашем обществе - стариков и детей. Сказки писательницы поэтичны и веселы. Их герои живут в тридевятом государстве, где встречаются графы и есть улицы с необычными названиями (улица Правой руки) и вполне современные парикмахерские, библиотеки, школы. Хотя время действия у Петрушевской обобщенное, как и в народных сказках, от стереотипных формул, характерных для их поэтики, она отказывается.
Темы для своих рассказов автор берет из череды повседневных событий. Писательница показывает мир, далекий от благополучных квартир и официальных приемных. Ее герои — незаметные, замученные бытом люди, тихо страдающие в своих неприглядных дворах и коммунальных квартирах. Писательница показывает нескладную жизнь, в которой отсутствует какой-либо смысл. Привычные для каждого читателя картины не мешают автору поднимать и решать серьезные нравственные проблемы. Проза Петрушевской так же фантасмагорична и одновременно реалистична, как и ее драматургия. Язык автора лишен метафор, иногда сух и сбивчив. Рассказам Петрушевской присуща «новеллистическая неожиданность» (И.Борисова). Так, в рассказе «Бессмертная любовь» (1988) писательница подробно описывает историю нелегкой жизни героини, создавая у читателя впечатление, будто считает своей главной задачей именно описание бытовых ситуаций. Но неожиданный и благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает финалу этой «простой житейской истории» притчевый характер. Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа «Свой круг» (1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице «демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты» (Борисова). Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения Карамзин (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как «деревенский дневник». Стиль Карамзина полифоничен, размышления автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев. Петрушевская пишет небольшие по объему рассказы, занимающие две-три странички. Они столь необычны, что после первого прочтения могут вызвать недоумение: о чем же все-таки идет речь? Само название рассказа «Удар грома» концентрирует наше внимание на одном моменте. Вмешательство в разговор третьего лица, очевидно, по параллельному телефону, было воспринято героиней как удар грома и положило конец не только очередному телефонному общению, но и вообще знакомству. Вот, собственно, и весь сюжет, будто застывший на своей кульминационной точке. Петрушевская выделяет в нем как бы несущественный эпизод — телефонный разговор. Но детали, дорисовывающие ситуацию, создают ощущение полноты жизни.

По жанру рассказы писательницы напоминают миниатюры, этюды, зарисовки, но сама Петрушевская настаивает на том, что это рассказы, которые нельзя назвать короткими, если задуматься над глубиной их проблематики и объемом жизненного материала. Свернутость сюжета, на мой взгляд, говорит об огромном напряжении душевных сил автора. Да и как можно оставаться спокойными, когда речь идет об одиночестве среди людей, о бесприютности, неустроенности человеческих судеб, о драматических стечениях обстоятельств, ломающих устоявшийся порядок жизни. Л. Петрушевская, как и ее великий предшественник А. Чехов, видит и изображает трагизм мелочей, угнетающую власть повседневности, непросветленную надеждой, искажающую сознание человека. Говоря о несчастье героев, писательница как бы сдерживает свои чувства. В этом легко убедиться, проанализировав стилистику ее рассказов. В прозе Петрушевской пересекаются два языка — протокольно-канцелярский и разговорно-бытовой. Они образуют устную речь, немного угловатую, иногда алогичную, но точно воспроизводящую абсурд, ставший законом жизни. Автор говорит беспорядочно и странно, с одной стороны, прикрываясь канцеляризмами ("трудности финансового и жилищного характера", "с разрешения руководства", "очередной приход"), с другой — впадая в смешные нелепости разговорной речи ("никто в мире не взялся бы за это дело, говорит, что все это плохо кончится"). Язык рассказов Петрушевской позволяет точно передать "больное" сознание героев, иногда не замечающих, что срывается с их уст. Заблудившийся в себе самом и в окружающем мире человек — самый драматический символ нашего времени. Это результат трепета перед жизнью, жажды укрыться в "футляре" из шаблонных фраз, избитых обещаний, невыразительных размышлений, бесполезных дел. По представлению самой Петрушевской, от каждого человека зависит, сможет он победить агрессивность и бездушность судьбы или склонится под ее потрясениями. Писательница сохраняет за своими героями право на "прозрение", грезит о духовном их "распрямлении"; о реставрации гордости и достоинства. В рассказе «Новые робинзоны» писательница рисует картину бегства, бегства главных героев от действительности, от мира, в котором живут и мучаются миллионы людей. Жизнь невозможна в такой бесчеловечной цивилизации. Жестокость, голод, бессмысленность существования - все это становится причиной бегства от такой жизни. Человек не хочет отвечать за все то, что творится в мире, не хочет нести ответственность за смерти людей, за кровь и грязь. Главный герой рассказа - отец, глава семейства. Это он решил, что настоящая жизнь - жизнь в изоляции. Он надеется на себя, на свои силы, на то, что он сможет обеспечить существование своей жене и дочери. Главная тема этого рассказа-антиутопии - тема бегства от цивилизации, самоизоляции от царящего тоталитарного режима, от лжи, жестокости и насилия - трех главных столпов, на которых и держится это государство, в котором живут герои. Рассказ Л. Петрушевской - это мысли о том, чего не должно быть ни в коем случае, и им может стать будущее, если каждый создаст свой собственный мирок и, замкнувшись в нем, словно моллюск в своей раковине, будет тихо жить там, есть, спать, снова есть…

Драматургия. Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике («^ Три девушки в голубом», 1980), на лестничной площадке («Лестничная клетка», 1974) и т.п. Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В этом смысле особенно показательны тематически связанные пьесы «Чинзано» (1973) и «День рождения Смирновой» (1977), а также пьеса «Уроки музыки». В финале «Уроков музыки» происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми. Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. Одна из самых известных пьес Петрушевской – «Три девушки в голубом». Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца. Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань. Так происходит в одноактной пьесе «Анданте» (1975), рассказывающей о мучительном сосуществовании жены и любовницы дипломата. Имена героинь – Бульди и Ау – так же абсурдны, как их монологи. В пьесе «Квартира Коломбины» (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом. Литературовед Р.Тименчик считает, что в пьесах Петрушевской присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный разговорами».

Ее пьесы и рассказы не могут не заставить человека думать о жизни, о смысле и цели существования. Она пишет, прежде всего, о проблемах, волнующих людей, о наиболее важных вопросах, интересующих человека. Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.

Заключение.

Таким образом, основная тема большей части рассказов, повестей, сказок и пьес Петрушевской – темы семьи, быта, детей, дома, красоты внешней и внутренней; тема судьбы, рока, одиночества; тема бегства от цивилизации, от лжи, насилия. Темы для своих рассказов берет автор из череды повседневных событий. Людмила Петрушевская является одной из ярких представительниц современной «женской» прозы.

Герои Людмилы Петрушевской погружены в быт. Они - самые обычные люди. Ее герои – незаметные, замученные жизнью люди, тихо или скандально страдающие в своих коммунальных квартирах и неприглядных дворах. Ее персонажи, за редким исключением не живут, а выживают. Она пишет, прежде всего, о проблемах, волнующих людей, о наиболее важных вопросах, интересующих человека.

Литература.

  1. Петрушевская Л. Тайна дома. Повести и рассказы. СП «Квадрат» - М.: 1995.

  2. Петрушевская Л. Три девушки в голубом: Сб. пьес/Статья Р. Тименчик. М.: Искусство, 1989.

  3. Русская литература ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. – Т. 2: 1940 – 1990-е годы / Л. П. Кременцов, Л. Ф. Алексеева, Н. М. Малыгина и др.; Под редакцией Л. П. Кременцова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Иркутский Государственный Университет

(ГОУ ВПО ИГУ)

Факультет филологии и журналистики

Кафедра новейшей русской литературы

Темы и герои в произведениях Людмилы Петрушевской.

Выполнила: студентка 5 курса

Жигжитова Саида

Проверила: Сумарокова Е. В.

Иркутск, 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconМ. Ю. Лотман «Биография писателя. А. С. Пушкин»
Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в доме Скворцова на Молчановке (ныне ул. Баумана, №10, дом не сохранился) в семье отставного...

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconБиография О. Ф. Берггольц
Российская писательница, поэтесса. Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 мая (по старому стилю 3 мая) 1910 года в Петербурге, в семье...

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconЛюбовь Андреевна Шишкова родилась 27 сентября 1971 года в Москве....
Шюж (школу юного журналиста) при мгу, а после получения аттестата зрелости на факультет журналистики мгу. Будучи студенткой, она...

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconИрина Ясина родилась в 1964 году в Москве. В 1986-м окончила экономический...
Россия", руководитель Клуба региональной журналистики, Бывший руководитель департамента общественных связей Банка России, Вице-президент...

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconАлександр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве,...
Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Рождение будущего гения пришлось на праздник Вознесения....

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconБиография Пушкина Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)
Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное...

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. icon«центральная городская библиотека г. Мурманска» филиал №4
Когда в апреле 1912 года в семье купца Хрусталева родилась дочь Александра, никто и не предполагал, что ей суждено стать легендарной...

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconБиография Сатпрема
Родился в Париже в 1923 г. Детство провел в Бретани, посвящая все свободное время путешествиям под парусами вдоль побережья, по словам...

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconА. И. Куприн (1870 1938). Очерк творчества Ничипоров И. Б
Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского...

Биография Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора мгу. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. iconБиография андеграунд-проекта «Территория Отчуждения»
«Точка отсчета». Группа гастролирует в Харькове, Донецке, Калуге, Москве. И вот в конце 2004 года из группы уходит Сергей Антонов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов