Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков»




НазваниеПрограмма дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков»
страница1/7
Дата публикации29.07.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
zadocs.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М.Горького»
Факультет филологический
Кафедра фольклора и древней литературы


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI – XVIII ВЕКОВ
ОПД.Ф.03


Екатеринбург
2006


УТВЕРЖДАЮ

Проректор
_____________В.П.Прокопьев

(Подпись)
_____________

(Дата)

Программа дисциплины «История отечественной литературы XIXVIII веков» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности Журналистика 30600

бакалавра, магистра по направлению «Менеджмент, маркетинг, реклама в Сми» 030600.62 по циклу «Общепрофессиональных и социальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр первый

Общая трудоемкость дисциплины

В том числе:

Лекций 20

Семинаров нет

Практических (лабораторных) работ нет

^ Контрольные мероприятия:

Рефераты нет

Коллоквиумы нет

Контрольные работы нет

Другие нет
Составитель (разработчик)
Липатов Владислав Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры фольклора и древних литератур кафедры фольклора и древней литературы УрГУ
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета журналистики
Протокол заседания № 5 от 27.12.05


©Уральский государственный университет, 2006

©Липатов В.А., составление, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Первоочередная, буквально лежащая на поверхности задача курса «Истории отечественной литературы» – познакомить студентов с вершинными произведениями отечественной словесности за первые девять веков ее письменной истории. Эту задачу мы определим как информативную.

Временной период, который охватывает наш курс, по значению можно сравнить разве что со временем младенчества, детства и отрочества человека, когда закладываются важнейшие личностные характеристики, которые будут определять всю последующую жизнь. На помощь фольклору, единственной форме словесного искусства в догосударственный период, приходят письменные формы хранения и передачи информации. При этом меняется не только технология, постепенно меняется сам характер мышления наших соотечественников. Например, на смену эпической модели времени, ориентированной на годичный природный цикл, приходит осознание неповторимости каждого мгновения прожитой нами жизни. Наконец, уже в позднем средневековье появляются единичные случаи проявления индивидуального авторского стиля, что является приметой грядущих перемен в развитии нашей культуры, которые мы будем наблюдать в литературе уже нового времени.

Письменность и литература появились у нас вместе с православием. Это старейшее направление в христианстве, сложившееся в Византии, на русской почве вступило в сложные взаимоотношения с местными культами, в результате чего сформировалась особая религиозная культура восточных славян, достаточно успешно и тактично адаптирующая элементы народной культуры. Именно благодаря творческому взаимодействию фольклорной и книжной традиций уже во втором столетии существования у нас письменной культуры смогли появиться такие выдающиеся произведения, как «Слово о полку Игореве». И в дальнейшем фольклор будет служить надежным фундаментом нашей словесности, источником сюжетов, традиционных поэтических форм и базой новых творческих открытий.

Широкое взаимодействие письменной и устной, общеевропейской и национальной традиций станет постоянным признаком российской культуры. Это качество не утратит своей актуальности и сегодня. Напротив, именно в наши дни оно нуждается в особой поддержке в связи с беспрецедентной экспансией на восток, в страны СНГ, включая Россию, не имеющей глубоких исторических корней американской «культуры».

Бесспорно, международный культурный обмен идет только на пользу национальной культуре, ведь здесь взаимообогащаются все участники процесса. Но это должен быть обмен, а не замена национальных духовных ценностей заморским суррогатом. Курс «Истории отечественной литературы» позволяет на широком историко-культурном материале показать, как в результате обмена духовными ценностями обогащалась русская культура: и за счет внутренних резервов, того, что Русь, Россия ни одного дня не была мононациональной страной, и за счет культурного взаимодействия с ближними и дальними соседями. Таким образом, курс выполняет не только информативную, но и очень нужную воспитательную функцию.

Важной особенностью курса является и его включенность в общий процесс профессиональной подготовки студентов творческих факультетов. На конкретных примерах они увидят, как по-разному, в зависимости от господствующих идей воспринимался, трактовался и изображался главный объект литературного творчества – человек уже в эпоху русского средневековья, какие специфические трудности при этом возникали.

Специфика историко-литературного курса такова, что наряду с освоением теоретического материала студентам приходится читать определенное количество литературы в подавляющем большинстве им до этого неизвестной. Для того, чтобы ваш ответ на экзамене был доказательным, чтобы теоретические положения и выводы подтверждались яркими литературными примерами, я по согласованию с руководством факультета разрешаю пользоваться цитатниками.

Требования к цитатнику по курсу «Истории отечественной литературы» таковы:

  1. Цитатник обязательно должен быть индивидуальным (подписанным составителем) и рукописным.

  2. В него могут быть включены:

а) названия произведений, о которых студент собирается рассказывать на экзамене (без указания времени первоначального создания текста и обозначения его жанра);

б) имена героев, о которых студент собирается рассказывать (без каких бы то ни было характеристик);

в) цитаты из текста, а не его пересказ.

  1. Ни объем цитатника, ни принципы расположения в нем материала не регламентируюся.

Цитатник должен избавить студентов от механического запоминания, позволив сосредоточиться на аналитических проблемах. Кроме того, не скрою, он является для меня дополнительной формой контроля за чтением студентами рекомендованной литературы, так как главными критериями, на основании которых я буду выставлять итоговую оценку, являются:

  1. Знание текста.

  2. Умение включить литературный текст в историко-культурный контекст.

Специфика историко-литературного курса такова, что анализ лектором как историко-культурных циклов, так и отдельных произведений или групп текстов, наглядно демонстрирующих развитие той или иной проблемы, должно идти параллельно с самостоятельной работой студентов. Поэтому я посчитал возможным соединить в данной программе два предусмотренных методическими рекомендациями раздела: учебно-тематический план и план самостоятельной работы.

С этой целью за формулировкой темы рабочего плана следует перечень текстов, которые студент должен прочитать во время самостоятельной подготовки, а также краткий тезисный рекомендательный план ответа. В результате у студента появляются ориентиры и для более эффективной работы в аудитории во время лекции, и при подготовке собственного ответа на экзамене.
^

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ




  1. Своеобразие русской средневековой литературы.



Хронологические рамки и территориальные границы ее распространения. Предпосылки возникновения и место в средневековой культуре. Взаимодействие с национальным фольклором. Взаимодействие с другими средневековыми культурами. Среда бытования и способ распространения письменных произведений. Отношение к вымыслу.


  1. ^

    Летописание как литературный жанр. «Повесть временных лет» Нестора как образцовое произведение этого жанра. Стиль монументального историзма в летописи.



История возникновения начального русского летописания (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова). Принцип изложения материала. Стремление включить национальную историю в «мировой» исторический процесс. Ансамблевый характер летописи (летописный свод). Тенденциозность летописания. Новый принцип изображения человека в рамках стиля монументального историзма. Литературный этикет в летописи.

  1. ^

    Народнопоэтическое творчество как составная часть в реализации замысла автора «Повести временных лет». Особенности эпического стиля в летописи.



Концептуальные задачи «Повести временных лет». Причины обращения средневековых историков к фольклорным произведениям. Разнообразие фольклорных жанров, используемых летописцами. Характерные принципы изображения героев эпических сказаний.

  1. ^

    Принятие Русью христианства. Общее и особенное в изображении и осмыслении христианизации Руси различными жанрами древнерусской литературы.



Судьбоносное решение кн.Владимира о выборе веры, степень обоснованности этого выбора (986 – 988). Что мы приобрели и что потеряли, сделав православие государственной религией. Роль Византии, других православных государств и народов в приобщении Руси к христианству. Связь основных идей «Слова о Законе и Благодати» Иллариона со стратегическими акциями Ярослава Мудрого. Политический смысл включения легенды об Андрее Первозванном в «Повесть временных лет».

  1. ^

    Примеры проявления общинно-родовой этики и христианской морали в «Повести временных лет». Образы язычников и христиан в этом произведении.



Моральные нормы дохристианской и христианской Руси в изображении отечественного фольклора и древнерусской литературы. Верность нравственным обязательствам в домонгольской Руси по отношению к единоплеменникам, иноплеменникам, иноверцам и т.д. Олег и полянские князья Оскольд и Дир (882). Игорь Старый и древляне (945). Месть княгини Ольги древлянам как пример варварской этики, основанной на противопоставлении «своих» «чужим» (945-946).

Женолюбие князя Владимира Святославича как символическая демонстрация его продуцирующей силы лидера. Князь и его дружина (944, 955, 964, 996). Варварский прагматизм Владимира в решении внутриполитических проблем и реакция на это его соплеменников (980). Реакция современников и потомков на политическое преступление Святополка Окаянного. Летописец и Священное писание об ответственности государя за нравственный климат в своей стране.

  1. ^

    «Первые времена усобиц» в изображении русских летописей, агиографических произведений и «Слова о полку Игореве».



«Повесть временных лет» об убийстве Бориса и Глеба (1015). Борис как носитель новых нравственных принципов в отношениях между вассалом и его сюзереном. Отношение дружины Бориса к его решению. Причины преступного замысла Святополка. Летописец и Священное писание об ответственности главы государства за нравственное состояние подданных.

Внутренние распри русских князей, объективные причины их возникновения и участие в усобицах кочевников (1093 – 1094). «Слово о полку Игореве» об инициаторе использования половцев в княжеских разборках («Тот ведь Олег мечом крамолу ковал…» и проч.).

«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского». Княжеский съезд в Любече (1097). Нарушение крестоцелования Святополком и Давыдом. Ослепление Василька и его месть преступникам. Отношение летописца к мести ослепленного князя.

Владимир Мономах и его попытки прекратить княжеские междуусобия («Поучение…»: рассказ о добровольной сдаче Чернигова Олегу; письмо к Олегу Святославичу в связи с убийством младшего сына Мономаха Изяслава и проч.).

Православная церковь как третейский судья в княжеских распрях. Игумен Феодосий в междуусобице князей со старшим братом, киевским князем Изяславом. Дальнейшее отношение игумена к победителю, силой занявшему киевский княжеский стол.

  1. ^

    «Житие Феодосия Печерского» как образцовое произведение агиографического жанра литературы домонгольской Руси.



Биография и агиобиография: в чем их качественные различия. Средневековые жития и античная традиция. Жития как словесная икона: типологическое сходство в их структуре. Иерархическая типология житий святых: мученические (мартирии), исповеднические, преподобнические, святительские, Христа ради юродивых. Пролог и Четьи-Минеи.

«Житие Феодосия Печерского» - пример преподобнического жития. Феодосий как типичный герой произведения в духе монументального историзма. Быт и нравы Киево-Печерского монастыря в этом произведении.

Роль жанра жития в нравственной жизни россиян и дальнейшем развитии отечественной литературы.

  1. ^

    Апокрифы и патерики.



Источники происхождения и причины интереса к апокрифам. Наиболее ранние свидетельства знакомства древнерусских книжников с индексом запрещенных книг. «Отреченные» книги в их взаимодействии с каноническими библейскими текстами. Апокрифы и ереси. Апокрифы и фольклор. Жанры апокрифов.

«Сказание, как сотворил Бог Адама». Человек как микрокосмос. Отражение в этом ветхозаветном апокрифе «богомильской ереси». Использование символики чисел.

«Хождение Богодицы по мукам» - соединение занимательности с богословско-философскими вопросами о судьбе человека после смерти, о действительности «неизреченного человеколюбия» Бога.

Патерик – сборник рассказов о непрекращающейся даже в монастыре борьбе сил добра и зла. Рассказы о достойных удивления и подражания поступках не только подвижников, но и мирян. Безыскустный язык патериковых рассказов, их менее выраженная в сравнении с житиями заформализованность.

Киево-Печерский патерик – «прелесть простоты и вымысла» по определению А.С.Пушкина. Епископ Владимирский Симон и Поликарп как авторы патерика (Послание… Симона к Поликарпу, иноку Печерскому). «О святом Онисифоре и одном недостойном иноке» как апология Киево-Печерской обители. «О Святоше, князе Черниговском» – пример пренебрежения преходящими благами жизни земной ради непреходящих ценностей жизни вечной. «О двух враждовавших между собою братьях, Тите попе и Евагрии дьяконе»: о спасительности прощения и пагубности злопамятства. «О святом и блаженном Агапите, безмездном враче»: вера выше знания. «О блаженном Моисее Угрине», брате Георгия, любимца святого князя Бориса – романтическая история о юноше, панически боявшемся женских ласк. «О Спиридоне Просфорники и об Алимпии Иконописце» – о целительной силе искусства и божественном даре таланта.

  1. ^

    «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и его судьба.



Две версии, объясняющие поход Игоря Новгород-Северского в союзе с Всеволодом Трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Ольговичем Рыльским против половцев. Последствия похода для русской земли, оценка данная поступку Игоря в «Слове». Центральные идеи этого средневекового памятника.

Где, когда и кем было обнаружено это произведение? Характеристика рукописи, в составе которой находилось «Слово». Как оценили находку «Слова» современники (М.М.Херасков, Н.М.Карамзин, императрица Екатерина II)? Есть ли убедительные свидетельства о знакомстве со «Словом» средневековых читателей (приписка к псковскому «Апостолу» 1307 г., «Задонщина»)? Кто и почему сомневается в подлинности «Слова о полку Игореве»?

  1. ^

    Понятие «свой» – «чужой» в системе нравственно-эстетических ценностей «Слова о полку Игореве». Поэтический язык этого произведения.



Образы Русской земли и половецкой степи. Русские и половцы как «единство противоположностей», как неизбежная борьба «света» и «тьмы», символических образов, широко представленных в поэтической система «Слова»..

Архетип «молодец на чужой земле» и его мастерское использование Автором «Слова» в системе аргументов, призванных наряду с прямыми призывами побудить князей «вступить в золотое стремя за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславича».

Фольклорное и книжное начала, христианские и языческие образы в «Слове». Особая роль природы в произведении.

Ритмичность «Слова».

  1. ^

    «Слово о полку Игореве». Образы Бояна и Автора. Проблемы жанра, композиции и стиля этого произведения.



Что объединяет, а что различает двух поэтов? В чем суть полемики между ними? Почему Автор «Слова» никак не может определиться с жанровой характеристикой своего произведения? Какая часть поэмы наиболее соответствует жанровой характеристики «слова», то есть ораторского обращения ? Как вокруг этого центрального ядра выстраиваются другие части поэмы ? Какие части «Слова» составляют его внешнее обрамление ? В чем идейно-эстетическая функция этих обрамляющих частей.

Почему именно «Слово о полку Игореве» мы с наибольшим правом можем назвать жемчужиной отечественной словесности и выдающимся произведением русской литературы ?

Какие гипотезы об имени автора «Слова о полку Игореве» вам известны и кажутся наиболее убедительными? Почему?


  1. ^

    Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли.



Два «Слова», два принципиально различных описания Русской земли. Почему? На основании каких признаков мы датируем время написания двух этих произведений. Что общего в их жанровой природе и композиции.

  1. ^

    Татаро-монгольское нашествие и осмысление его последствий в «Повести о битве на реке Калке» и «Повести о разорении Рязани Батыем».



Приход татар на Русь: как восприняли его наши предки? Какой след татарское нашествие оставило в русском фольклоре? Чем и почему закончилась битва на реке Калке?

В чем жанровая специфика «Повести о разорении Рязани», какова ее композиция? Какими предстают в «Повести» русские князья и дружинники? Назовите ключевой образ, объединяющий все произведение: в чем его смысл и каково происхождение? Какова основная эмоциональная тональность повести, и в чем состоит идейно-психологический смысл заключительной части?

  1. ^

    Образ полководца в «Житии Александра Невского».



Когда был канонизирован Александр Ярославич? Какие факты биографии князя отбирает агиограф для своего произведения? Чем он руководствуется? Каков литературный портрет Александра? Как трансформируются в житии полководца обязательные элементы агиографического произведения? В чем проявляют здесь себя традиции воинских повестей? Зачем нужны биографические подробности в изображении шести мужей, прославивших себя в битве на Неве?

  1. ^

    «Задонщина» как памятник русского Предвозрождения.



Какое историческое событие легло в основание сюжета «Задонщины»? В каких еще произведениях описывается это событие? Чем «Задонщина» принципиально отличается от них? В чем основная идея «Задонщины»? В каком отношении «Задонщина» находится со «Словом о полку Игореве» ? Автор «Задонщины» – бесчестный плагиатор или талантливый интерпретатор? (Обязательно обоснуйте свой ответ). Охарактеризуйте стиль «Задонщины» в сравнении со «Словом», ее связь с традициями устного народного творчества, а также церковно-религиозной символикой и терминологией. «Задонщина» и скептики.

  1. ^

    Изображение духовного мира героев в агиографических произведениях Епифания Премудрого.



Подъем национального самосознания на рубеже XIVXV вв. Предвозрожденческие явления в культурной жизни страны: в чем они проявляются? Психологизм русской живописи этого периода. Новое «открытие человека» как самоценной личности, способной самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Расцвет русской агиографии под влиянием книжной культуры Болгарии и Сербии (второе южнославянское влияние). Епифаний Премудрый – наиболее яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе. Выдающаяся средневековая образованность писателя. Языковая вычурность Стефана – не самоцель, а средство прославить героя и максимально полно реализовать средневековый принцип целостности изображения.

«Житие Стефана Пермского» – панегирик в жанре жития. Стефан Пермский как автономный идеальный герой русской агиографии: его интеллектуальный подвиг, психологическая победа над Памом и т.д. Завершающий «Житие» плач «инока списающа» – первое в отечественной литературе «путешествие» в творческую лабораторию писателя.

«Житие» преподобного Сергия (Варфоломея) Радонежского – опыт жизнеописания человека во всем многообразии его социальных и духовных связей. Выдающаяся фактографичность «Жития». Сергий в общественно-политической и церковной жизни России рубежа XIV - XV вв.

  1. ^

    Край света в изображении отечественной литературы.



Геродот о качественной разнице между цивилизованным Средиземноморьем и варварскими окраинами ойкумены («История». Кн. 3: 106).

«Александрия» о путешествии Александра Македонского на край света («Письмо Александра Олимпиаде» – «Изборник», с.265-271). Рассказ Гюряты Роговича («Повесть временных лет» под 1096 г.) – первое упоминание в отечественной литературе об Уральских горах. Урал как идеальная гора. Где находится вход в золотой город Сатаны («Повесть о Савве Грудцине»)? В расщелинах каких гор мятется бог подземного царства Плутон в «Оде на восшествие… Елизаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова? Как статус Урала как «конца света» использовал П.П.Бажов?

Еще одна маргинальная зона – Индия, легендарное описание ее в «Сказании об Индийском царстве».Разрушение легенды в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. Образ русского путешественики в этом произведении.

  1. ^

    «Москва – третий Рим» как объединительная идея.



Общественно-политическая ситуация в России и мире, благоприятствовавшая формированию этой идеи.

«Послание на звездочетцев» старца псковского Елиазарова монастыря Филофея к дьяку Мисюрю Мунехину с формулировкой концепции «Москва – третий Рим».

«Сказание о князьях Владимирских» – легендарная генеалогия русских князей. Использование «Сказания» в политической борьбе за укрепление сначала великокняжеской, а затем и царской власти, претензиях России на полноправное участие в мировом политическом процессе. Сюжет «Сказания» в рельефах, украшающих «царское место» в Успенском соборе Московского Кремля.

«Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора Искандера(?) – рассказ о неибежности гибели Константинополя, погрязшего в грехах. Композиция «Повести»: Вступление, «предсказывающее» судьбу столицы Византийской империи, и Заключение, пророчествующее о будущей мессианской роли России.

«Повесть о новгородском белом клобуке» - отголосок теории «Москва – третий Рим» в новгородской литературе.

«Москва – третий Рим» и русское мессианство нового времени.

  1. ^

    Защита и критика идеи самодержавной власти в русской публицистике XVI века.



Развитие концепции государственной власти в «Сказании о Магмет-салтане» Ивана Пересветова: всемерное усиление роли государства и самодержавного монарха. Противопоставление мудрого и грозного турецкого царя Махмет-салтана безвольному христианскому Константину-царю. В чем видит Иван Пересветов идеал государственного правления? Влияние фольклора и устной речи на стиль публициста.

Столкновение двух социальных позиций – родовитого боярства и служилого дворянства в Переписке Андрея Курбского с Иваном Грозным.. Откровенно публицистический характер их переписки. Дополнение политического спора между противниками чисто литературной полемикой – о границах «ученого» и «варварского» в литературе. Первое послание А.Курбского Грозному - блестящий образец классического риторического стиля. Своеобразие стилистической манеры Ивана Грозного, саркастически точно проанализированной А.Курбским в его втором послании к царю.

Апология московского самодержавия в «Степенной книге». Создание «Стоглава» и «Великих Миней Четиих» под руководством митрополита Макария как попытка властей взять под свой контроль культуру и литературу в Московской Руси. Дать краткую характеристику этих произведений.

  1. ^

    Иван Грозный как писатель и литературный герой.



Основные факты биографии Ивана Грозного. Характеристика Ивана IV, данная в «Летописной книге», приписываемой И.М.Катыреву-Ростовскому (гл. «Написание вкратце о царях московских»).

«История о великом князе Московском» А.Курбского – стремление объяснить, как московский царь, прежде «добрый и нарочитый», дошел до такого злодейства. Плод «беззаконного» брака Василия III. Иван Васильевич и “избранная рада”. Влияние Вассиана Топоркова и “презлых советников”.

Иван Грозный – лицедей в жизни, политике и литературном творчестве.

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь”: эволюция от показного смирения к суровому выговору. Юмор, приближающийся к скоморошеству, в “Послании к Василию Грязнову” и первом “Письме к А.Курбскому”. Отражение глубокой депрессии Грозного в духовном завещании 1572 года.

Иван Грозный в “зеркале” мемуаров иностранцев, исследований историков и народных исторических песен.

Влияние формирующегося в русской культуре стиля барокко на восприятие личности Ивана Грозного и изображение его в литературных произведениях.

  1. ^

    “Добрые” и “злые” жены средневековой Руси.



Святая” Ольга (“Повесть временных лет”): ее жизнь после мести за мужа и некролог. Ярославна (“Слово о полку Игореве”) – образцовая жена князя-воина. Преданная до гроба Евпраксия (“Повесть о разорении Рязани Батыем”). Мудрая и верная жена Феврония (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”). Заботливая жена, мать, хозяйка Юлиания Лазаревская (“Житие Юлиании Лазаревской”, написанное Каллистом Осоргиным). В какой мере и в чем именно названные персонажи воплощают в себе рекомендации “Домостроя”?

Как характеризует “злых жен” Даниил Заточник в своем “Слове”? Прелюбодейка Улита из “Сказания об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы”.
  1. ^

    Предприимчивые женщины русских повестей XVII века.



Татьяна – героиня «Повести о Карпе Сутулове». Связь фабулы повести с мировыми «бродячими сюжетами» и русской классической литературой XIX века. Аннушка из «Повести о Фроле Скобееве» – активная защитница своего женского счастья. В какой мере названные персонажи соответствуют образу идеальной женщины, данной в «Домострое» Сильвестра.

  1. ^

    Любовная тема в русской литературе XVII века.



Любовь земная и любовь небесная в изображении «Повести о Тверском Отрочем монастыре». Пример любовного пикирования средневековых влюбленных в «Сказании о молодце и девице». Укоризна старикам, ищущим любви юных девушек в «Притче о старом муже и молодой девице». Брак как дипломатический и политический акт в «Повести о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне». Развитие любовной темы в поздней средневековой литературе как проявление возрожденческих тенденций.

  1. ^

    Проблема «отцов» и «детей» в бытовых повестях XVII века.



Сочувственное отношение к нарушителю общественной “домостроевской” морали в «Повести о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин». Герой этой повести – человек “бунташной” эпохи, когда ломался традиционный уклад жизни. Связь “Повести” с фольклорными традициями. Ее герой – предтеча “маленького человека” русской классической литературы XIX века.

Фаустовская тема в русской средневековой «Повести о Савве Грудцине». Новый тип героя в этом произведении. Влияние на повесть религиозной легенды и волшебной сказки. Бытовые реалии XVII века в «Повести».

Почему герои этих произведений терпят жизненное поражение?

  1. ^

    Сатирические произведения XVII века.



Обличение средневекового судопроизводства в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». Связь этих произведений с фольклорной традицией.

Сатирическое изображение жизни монахов Троицкого Калязинского монастыря (на левом берегу Волги, против города Калязина) в пародийной «Калязинской челобитной».

Связь с традициями средневековой деловой письменности и фольклора. Гуманистическая направленность «Повести о бражнике», обличающей формальное благочестие и рационалистически комментирующей некоторые сюжеты, связанные с апостолами Петром и Павлом, царями Давидом и Соломоном, святым Николаем и Иоанном Богословом.

  1. ^

    Жизнь и литературная деятельность идеолога старообрядчества протопопа Аввакума.



Раскол в русской церкви: его причины и трагические последствия. Аввакум, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: история их взаимоотношений. Трансформация жанра в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанного». Характеристика литературного стиля писателя. Аввакум – человек и писатель эпохи барокко. Глубокая эмоциональность стиля писателя, свойственный ему смех сквозь слезы, гордое самоуничижение. Роль бытовых чудес в его «Житии».

  1. ^

    Силлабическое стихотворство XVII века. Энциклопедический характер творчества Симеона Полоцкого.



Силлабическое стихотворство и его ритмообразующие элементы. Русское барокко как альтернатива неразвившимся в нашей культуре ренессансным тенденциям. Жизнеутверждающий характер русского барокко, сочетание средневекового символизма и дидактизма с рационализмом, тенденция к обмирщению литературы.

Симеон Полоцкий – создатель регулярной силлабической поэзии. Связь Полоцкого с домом Романовых и столичной аристократией. Характеристика его сборника “Рифмологион”. “Вертоград многоцветный” как поэтическая энциклопедия: круг сюжетов и тем в ней представленных. Поэт как “второй бог”, а слово как инструмент преобразования мира. Умопостигаемая сущность представленных в “Вертограде” “куриезов” и “раритетов”.

Другие поэты и поэтические школы XVII века.

  1. ^

    Становление русского театра в последней трети XVII – первой половине XVIII веков.



Театральные элементы в народном искусстве и церковной практике. Придворный театр Алексея Михайловича. Его репертуар. Роль театра в разрушении этических и эстетических канонов средневековья (легализация вымысла, воскрешение прошлого). Театр как художественная иллюзия жизни. Театр как «школа» формирования деятельного человека.

Желание расширить рамки этой «школы» Петром Великим. Театр Иогана Кунста и его репертуар. Стремление отразить важнейшие события современности в пьесах школьных театров: «Божие уничижителей гордых уничижение» и «Свобождение Ливонии и Ингерманландии», посвященные событиям Северной войны, «Слава Российская» Федора Журавского и «Слава печальная» ,вероятно, того же автора. Проблематика этих пьес и своеобразие образного решения авторского замысла. Опыт психологического изображения в «Действии на рождество Христово» анонимного автора.

Барочная природа содержания, стиля, системы персонажей и жанра пьесы Феофана Прокоповича «Владимир». Традиции русской драматургии XVIII века, начало которым положило творчество Феофана Прокоповича.

  1. Петровские реформы и их значение для развития русской культуры нового времени. Пропаганда и защита идей петровский преобразований в творчестве русских поэтов и публицистов XVIII века.



Отделение культуры и образования от церкви. Печатный станок на службе просвещения, значение этого акта для дальнейшего развития нашей культуры. Пропагандистские мероприятия Петра (периодическая печать, зрелища, театр и проч.). Стремление Петра к внешней «европеизации» России (насильственное обрезание кафтанов, бород, организация ассамблей, руководства по обучению европейским правилам хорошего тона: «Приклады, како пишутся комплименты» и «Юности честное зерцало»). «Табель о рангах».

Реакция на реформы Петра в различных слоях русского общества. Лубочные листы. Слухи и толки, народные сказки, предания и исторические песни о Петре. Оценка деятельности Петра Великого в речах и проповедях Феофана Прокоповича («Слово похвальное о флоте российском», «Слово на погребение… Петра Великого»).

Образ царя-созидателя в поэме А.Кантемира «Петрида». Петр «российский бог» в изображении Михаила Ломоносова («Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 года»; «Надпись на статую Петра Великого» и проч.). Неоднозначная оценка преобразовательной роли Петра Великого в публицистике и поэзии А.Н.Радищева («Осьмнадцатое столетие»; «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»).

  1. ^

    Русская литература XVIII века об обязанностях дворянства.



Петровский «Табель о рангах» – формальный стимул активизировать деятельность всех сословий русского общества ради блага государства. Василий Кариотский – пример деятельного дворянина петровской эпохи («Гистория о российском матросе Василии Кариотском»).

Защита петровской идеи личного участия всех российских граждан в укреплении военной мощи и благосостояния России в творчестве Антиоха Кантемира: «Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» и проч.

Развитие идей А.Кантемира в сатире Александра Сумарокова «О благородстве». Притчи А.Сумарокова о роли дворянства в государственном устройстве («Голова и члены»), о бесполезности их праздного существования («Соболья шуба», «Ось и Бык») и проч.

Г.Державин о дворянах и их обязанностях («Вельможа», «Властителям и судиям», «Водопад» и проч.). Соединение в его творчестве истинной поэзии с дидактикой (В.Г.Белинский «Поэзия Державина»).

  1. ^

    Женщины в общественно-политической жизни и русской литературе XVIII века.



Реформы Петра и новое положение женщины-дворянки в обществе. Женщины-политики. Женщины-ученые (Е.Дашкова и др.). Женщины-литераторы (Екатерина II и др.). Женщины-авантюристки.

Попытка дифференцированного изображения героинь «петровских» повестей. Женщина-приз в «Гистории о российском матросе Василии Кариотском». Элеонора, Гедвиг-Доротея и Тира («Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах его Тире и Элеоноре») – три типа молодых женщин, рожденных петровской эпохой.

Женщина-символ в одах М.В.Ломоносова: «Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны 1747 года»; «Разговор с Анакреоном. Ответ на оду XXVIII» и т.д. Реакция современников на толкование поэтом-одописцем образа «великой Петровой дщери» (И.Барков. Пародийные «оды» из сборника «Девичья игрушка» (факультативно); А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» («Слово о Ломоносове») и проч.).

Екатерина Великая в изображении Г.Державина (цикл стихов, посвященных Фелице) и А.Радищева («Осьмнадцатое столетие»).

  1. ^

    Бог и человек эпохи Просвещения в русской поэзии XVIII века.



«Мир – есть книга» – образ, присутствующий еще в поэзии Симеона Полоцкого и развитый в творческом наследии М.В.Ломоносова. Бог и поэт как творцы мира материального и мира воображаемого (М.Ломоносов, «Ода, выбранная из Иова» и его панегирические произведения). Грандиозность поэтического мира ломоносовских од. Оды М.В.Ломоносова - «урок царям».

Ученый как толкователь «книги-мира», созданной Богом. Научные исследования М.Ломоносова и его «натурфилософская» поэзия – стремление приблизиться к абсолютному знанию и Божественной сущности («Я долго размышлял и долго был в сомненьи…»; «Утреннее размышление о Божьем величии»; «Вечернее размышление о Божьем величии» и т.д.).

Бог как мир в оде Г.Р.Державина «Бог». Место человека в этом мире. Барочные традиции в религиозно-философской поэзии Г.Р.Державина. Бог как высший судия в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и Судиям».


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconИстория всемирной литературы
Зарождение новейшей литературы у нас обычно связывалось с Октябрьской революцией 1917 г. Но если для отечественной литературы эта...

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconО. Б. Лебедева История русской литературы XVIII века
Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconИстория русской журналистики xviii–xix веков Под редакцией проф....
I. Возникновение русской периодической печати и развитие ее в XVIII – начале XIX в

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconУчебные пособия Основные: ир ж первый учебник «История русской журналистики XVIII-XIX веков»
Предмет и объект: объектом являются тексты русских периодических изданий 18 нач. 20 веков, биографические материалы; предметом изучения...

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconПрограмма по курсу западноевропейской литературы средних веков и эпохи
Вопрос об античном наследии. Роль народного творчества в происхождении и развитии средневековой литературы. Соотношение фольклора...

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» icon2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:...
Периоды: история Древнего мира (IV тыс до н э. Vв н э.), Средних веков (V в – XVII xviii вв.); Нового времени (XVII -xviii вв конец...

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconКонтрольные вопросы по курсу «История отечественной литературы XIX века: 1-я половина»
Феномен литературной классики. Основы русского мировоззрения и национально-историческое своеобразие отечественной словесности первой...

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconОбщие методические указания по изучению курса учебный курс «История...
Печатается по решению кафедры русской литературы xx–xxi веков (протокол №6 от 3 июля 2011 г.)

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconВопросы к экзамену по курсу “история зарубежной литературы XVII-XVIII...
Поэзия Тридцатилетней войны (стихотворения Андреаса Грифиуса (1616–1664), все Германия) – для 205 группы. Традиционные и “культеранистские”...

Программа дисциплины «История отечественной литературы XI xviii веков» iconПрограмма Детского движения Москвы «Моя семья в летописи Великой Отечественной…»
Программа «Моя семья в летописи Великой Отечественной…» живая, не обезличенная история перевернувшая сухие книжные факты в увлекательную...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов