Николая Лескова «Очарованный странник»




НазваниеНиколая Лескова «Очарованный странник»
страница1/5
Дата публикации30.07.2013
Размер0.81 Mb.
ТипАнализ
zadocs.ru > Литература > Анализ
  1   2   3   4   5
ЛЕСКОВ ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

Анализ повести Николая Лескова «Очарованный странник» может быть использован для написания сочинения.

Образ главного героя «Очарованного странника» Николая Северьяныча Флягина поражает своей цельностью и в то же время сочетанием полярных качеств. В нем присутствует первоначальная нравственная несобранность, при которой он может позволить себе избить кошку и отрубить ей хвост, помочь при краже коня, засечь до смерти человека во время «честного» торга; но при этом у него сильны внутренние моральные установки, чувство чести, долга, верность Родине, прямота.

В плену, в степи, Ивана Северьяныча одолевает тоска по крещеной земле, он вспоминает русскую деревню во всей ее незамысловатой красоте, поэзии, хотя и далек от идеализации. Удивительно сочетание христианства и языческого начала в сознании и поведении героя: он завел несколько жен по обычаям полонивших его, но не признает их, потому как не венчан, а дети - не крещены. Подлинно православным его поведение представляется в эпизодах, повествующих о погребении тела миссионера, у которого отрублена была голова.

 

Нравственное чувство и тяга к красоте, гармонии, сочетаются в душе Флягина в момент, когда он в первый раз встречает прекрасную цыганку Грушу. Тогда странник очарован сильнее всего, и проходит через самое жестокое испытание - неразделенной земной любовью. Груша любит Ивана Северьяныча только как друга, и когда ее бросает жестокий любимый, именно Флягина она просит помочь ей расправиться с собственной жизнью. В истории с Грушей мы видим, как в Иване Северьяныче прорастает новая для него способность не только разгореться собственным порывом, но посочувствовать другому, понять чью-то душу, внять чужому страданию, явить братскую самоотверженную любовь. Преступление, совершенное из неких языческих побуждений - убийство Груши по ее просьбе - поднимает Флягина на новую христианскую высоту. Он ищет искупление греха, и потому совершает подвиг на войне. В критический момент, когда жизнь его висит на волоске, Ивану Северьянычу является видение - дух Грушеньки защищает его. И именно после этого герой отправляется в монастырь, вступает на путь, назначенный ему Провидением изначально. Но это не конец странничества Флягина, а только новая, еще более сложная дорога - дорога духовного роста.
^ ЛЕСКОВ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

С творческой личностью связывает писатель свои надежды на русского человека, «который все может», и на будущее России. Человек художнического склада, в представлении Лескова, способен не только проявить необыкновенную отзывчивость на все впечатления жизни, но, что еще более важно, для его живой души естественно состояние развития, совершенствования и он может сообщить эту энергию движения самой действительности, преодолевая силы инертности и косности существующей жизни.

Большой интерес с точки зрения поступательного развития этой сквозной темы всего творчества Лескова представляет его повесть о раскольниках «Запечатленный ангел» (1873). Он ставит в ней сложнейшую для его времени проблему «положительно прекрасного человека», которую по-своему пытались решить в это время такие большие русские писатели, как Л. Толстой и Достоевский, а еще ранееГоголь.

Горестно размышляя в хронике «Соборяне» о господствующем типе личности, который вырабатывает «намеднишняя действительность», близкий автору по строю своих мыслей протопоп Туберозов замечал: «Без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих… Это… это сгубит Россию» (4, 183). Раскольники в повести «Запечатленный ангел» — это именно та горстка русских людей, у которых «с предковскими преданиями связь не рассыпана». В отличие от многих своих соотчичей они не утратили высоких ценностей человеческого духа. Именно поэтому они представляются автору значительными, надежными, притягательными людьми, которыми сильна русская земля.

Одним из главных условий благополучной и счастливой жизни, которую ведут до поры до времени члены изображенной писателем раскольничьей артели, оказывается строго оберегаемая ими свобода от меркантильных влияний нового времени, от воцаряющегося в русском обществе духа низменного барышничества, который опустошает сердца, развращает таланты, разрушает единство национального мира, сокрушает самые сильные характеры.

Изображаемые Лесковым раскольники — это своего рода «очарованные странники», предрекающие появление колоритного характера Ивана Северьяныча Флягина, черноземного Телемака, как назовет его сам автор будущей повести. Их ведет в жизни ну расчет, не корысть, не утилитарно понимаемая выгода, а более всего — эстетическая отзывчивость, прирожденное чувство красоты, гармонии, которое и дарует им высокие мгновения счастливой полноты жизни.

Сама религиозная вера раскольников, унаследованная ими от отцов и живо сохраняемая в душе каждого из них, в изображении автора в значительной мере окрашена и пронизана этим изначально свойственным всем им эстетическим чувством. Их религиозность — это, если можно так выразиться, другая ипостась того же высокого художественного начала натуры каждого из этих людей.

Еще более пристальному и многостороннему рассмотрению подвергаетЛесков характер человека живой и восхищенной души в повести «Очарованный странник» (1873).

С первой минуты своего появления в повести Иван Северьяныч предстает воплощением могучих душевних и физических сил народа. Своеобразный ключ к пониманию этого образа — удивительное сходство героя с Ильей Муромцем. Иван Северьяныч — богатырь не только по стати и необыкновенной силе, но и но натуре своей. С самого рождения ему свойственны неуемная жизненная сила, энергия, жажда действия, которые толкают его порой на самые безрассудные поступки, как та сила богатыря Святогора, о которой в былине говорится:

  • Не с кем Святогору силой померяться.

  • А сила-то по жилочкам так живчиком и переливается.

  • Грузно от силушки, как от тяжелого беремени.

Именно эта стихийная сила взыграла в Иване Северьяныче, когда он в бытность свою графским кучером неожиданно для самого себя насмерть засек старика-монаха, который заснул на возу с сеном и вовремя не посторонился с дороги. Позже, прозябая в роли няньки при малом ребенке, он нарочно задирает форсистого офицера, чтобы вызвать его на драку и тем себя потешить. Молодецкое озорство роднит Ивана Северьяныча со знаменитым Васькой Буслаевым, который готов был вызвать на бой весь Новгород.

Сближая характер главного героя повести с легендарными характерами русских былинных героев, Лесков ставит его в особые, свободные отношения со временем, выводя его из «тесноты и духоты» той действительности, в которой он живет, на широкий простор исторического бытия. Самим складом своей натуры Иван Северьяныч как бы осуществляет ту связь времен, которая виделась Лескову одним из главных залогов благополучия настоящего и будущего России, плодотворного исторического движения русской жизни.

^ ЛЕСКОВ ЛЕДИ МАКБЕТ

Главная тема, которую затрагивает Н.С.Лесков в повести Леди Макбет Мценского уезда, это тема любви; любви, не имеющей границы, любви, ради которой совершают все, даже убийство.
    Главная героиня – купеческая жена Катерина Львовна Измайлова; главный герой – приказчик Сергей. Повесть состоит из пятнадцати глав. 
    В первой главе читатель узнает, что Катерина Львовна – молодая, двадцатичетырехлетняя девушка, довольно милая, хотя и не красавица. До замужества она была веселой хохотушкой, а после свадьбы ее жизнь изменилась. Купец Измайлов был строгий вдовец лет пятидесяти, жил с отцом Борисом Тимофеевичем и вся его жизнь заключалась в торговле. Время от времени он уезжает, и молодая жена его места себе не находит. Скука, самая, что ни на есть безудержная, толкает ее однажды прогуляться по двору. Здесь она знакомится с приказчиком Сергеем, необычайно красивым парнем, о котором говорят, что какую ты хочешь женщину, улестит и до греха доведет. 
    В один из теплых вечером Катерина Львовна сидит у себя, в высокой горнице у окошка, как вдруг видит Сергея. Сергей ей клонится и уже через несколько мгновений оказывается у ее дверей. Не имеющая смысла беседа заканчивается у постели в темном углу. С тех пор Сергей начинает посещать Катерину Львовну по ночам, приходя и уходя по столбам, которые поддерживают галерею молодой женщины. Однако в одну из ночей его видит свекор Борис Тимофеевич – он наказывает Сергея плетьми, обещая, что с приездом сына Катерину Львовну выдерут на конюшне, а Сергея отправят в острог. Но на следующее утро свекор, поев грибков с кашицей получает изжогу, а через несколько часов умирает, да именно так, как умирали в амбаре крысы, яд для которых был только у Катерины Львовны. Теперь любовь у хозяйской жены и приказчика разгорается пуще прежнего, уже и во дворе про это знают, но считают так: ее мол, это дело, ей и ответ будет. 
    В главе повести Н.С.Лескова Леди Макбет Мценского уезда рассказывается о том, что очень часто Катерине Львовне снится один и тот же кошмарный сон. Будто ходит по ее кровати огромный кот, мурлычет, а потом вдруг ляжет между ней и Сергеем. Иногда кот разговаривает с ней: Никакой я ни кот, Катерина Львовна, я знаменитый купец Борис Тимофеевич. Я только тем теперь плох, стал, что все мои косточки внутри потрескались от невестушкиного угощения. Взглянет молодая женщина на кота, а у него голова Бориса Тимофеевича, да вместо глаз огненные кружки. В эту же ночь возвращается домой муж, Зиновий Борисович. Катерина Львовна прячет Сергея на столбе за галереей, выбросив туда же его обувь и одежду. Вошедший муж просит поставить ему самовару, а потом интересуется, почему в его отсутствии постель надвое разложена, да указывает на шерстяной поясочек Сергея, который находит на простыне. Катерина Львовна в ответ подзывает Сергея, муж ошарашен такой наглостью. Недолго думая, женщина начинает душить мужа, затем бьет его литым подсвечником. Когда Зиновий Борисович падает, на него садится Сергей. Вскоре купец умирает. Молодая хозяйка и Сергей закапывают его в погребе. 
    Теперь Сергей начинает ходить как настоящий хозяин, а Катерина Львовна зачинает от него ребенка. Счастье же их все же оказывается недолгим: выясняется, что у купца был племянник Федя, имеющий больше прав на наследство. Сергей убеждает Катерину, что из-за Феди, переехавшего теперь к ним; влюбленным не будет счастья и власти.… Задумывается убийство племянника. 
    В одиннадцатой главе Катерина Львовна осуществляет задуманное, и, конечно, не без помощи Сергея. Племянника душат большой подушкой. Но все это видит любопытный человек, заглянувший в этот момент в щель между ставнями. Мгновенно собирается толпа и врывается в дом… 
    И Сергея, признавшегося во всех убийствах, и Катерину, ссылают на каторжные работы. Ребенка, который рождается незадолго до того, отдают родственнице мужа, так как только этот ребенок остается единственным наследником. 
    В заключительных главах автор повествует о злоключениях Катерины Львовны в ссылке. Здесь Сергей полностью отказывается от нее, начинает ей открыто изменять, она же продолжает его любить. Время от времени он приходит к ней на свидание, и в одну из таких встреч он просит у Катерины Львовны чулки, так как якобы у него сильно болят ступни. Катерина Львовна отдает красивые, шерстяные чулки. Утром следующего дня она видит их на ногах Сонетки, молодой девице и нынешней подруги Сергея. Молодая женщина понимает, что все ее чувства к Сергею бессмысленны и не нужны ему и тогда решается на последнее… 
    В один из ненастных дней каторжных переправляют на пароме через Волгу. Сергей, как уже стало привычно в последнее время, снова начинает смеяться над Катериной Львовной. Она смотрит пустующим взглядом, а потом резко хватает стоящую рядом Сонетку и бросается за борт. Спасти их не удается. 
    Этим завершается повесть Н.С.Лескова Леди Макбет Мценского уезда.

^ ЛЕСКОВ САТИРА

В рассказе Н.Лескова "Загон" перед нами предстает символическая картина обособившейся от остального мира России: "...темный загон, окруженный стеною, в которой кое-где пробивались трещинки, и через них в сплошную тьму сквозили к нам слабые лучи света". Пролог к рассказу открыто оценочен и определяет основной тон повествования в целом. 
    Несмотря на кажущуюся фрагментарность рассказа-обозрения, все части его крепко сцементированы этой заявленной в прологе "руководящей идеей": Россия, отчужденная от западной культуры, от широкого общения с внешним миром, неизбежно превращается в Загон. Обозревая несколько десятилетий русской истории, автор высвечивает самые темные отделения этого Загона. Анекдотические ситуации, по свидетельству самого Лескова, "списанные с натуры", не просто иллюстрируют российскую историю: она воплощена в этих трагических анекдотах. В безурядице русской жизни Лесков видит определенные закономерности. Замеченное автором "тяготение к желудю и корыту" испытывает не только замордованное крестьянство. В известном смысле ему не чужды и "просвещенный" монарх, и его министры, и, уж конечно, сами помещики. Власть не заинтересована в просвещении народа. Доведенного до скотоподобного состояния, его легче подчинить любому произволу. Забота о крестьянах выглядит поэтому как "ересь", "вредный пример", как причуда сумасшедшего. 
    Мракобесие оказывается здесь идеологически оправданным: лакейская печать с готовностью идет навстречу интересам верхов, формируя "общественное мнение" в заданном направлении. И оказывается, в условиях Загона можно не только обелить любой позорный факт его жизнеустройства, но и придать ему некий ореол. В брошюре о пользе сажи, оседающей на стенах курных крестьянских изб, не только прославляются ее "чудодейственные" свойства, с ее наличием связываются "патриотические" мечтания: "...сажа наша прямо приравнивалась к ревеню и калганному корню, с которыми она станет соперничать, а потом убьет их и сделается славой России во всем мире". 
    Лесковская сатира оказывается в прямом родстве с щедринской: чего бы ни коснулся автор в "Загоне", на всем лежит печать "глуповства". Краткое отрезвление после позорного провала в Крымской войне ("интервал") вновь сменяется стихией национализма и мракобесия. Одна за другой возникают и исчезают зловещие фигуры "обрусителей" и политических авантюристов у царского трона. Уроки истории ничему не научили Загон, и его апофеозом недаром становится альянс "петербургских генеральш" с новоявленным "пророком" Мифимкой. Финал этот явно предвещает грядущую "распутинщину", а сам рассказ буквально пронизан ощущением тупика, близкой катастрофы и неизбежного возмездия. 
    В "Зимнем дне" тема всеобщего морального разложения, остро поставленная в "Загоне", оказывается "сконцентрирована до такой степени", что, по мнению критики, все написанное "бросается в голову". В этом рассказе подробно воспроизведены разговоры, возникающие в течение одного только зимнего дня в некой дворянской семье, члены которой составляют как бы модель современного Лескову петербургского общества (брат хозяйки — генерал "с ученым значком", ее старший сын — чиновник, успешно делающий карьеру, младший сын — студент университета, племянница Лидия — курсистка, братья Лидии — блестящие офицеры). Воспользовавшись словами одной из беседующих дам, можно сказать, что в этой семье царит "хаос", так как там "все друг другу не нравятся". 
    Действительно, между ее членами видна страшная разобщенность, каждый идет своей дорогой, и дороги эти чаще всего ведут в противоположные стороны. Единственным объединяющим началом становится сомнительное metior ("ремесло"), понятие, как выясняется, обозначающее шантаж, доносительство и всевозможные интриги. В разговорах, которые они ведут, персонажи невольно саморазоблачаются и разоблачают друг друга (поэтому так скупы комментарии повествователя). Обнаруживается, что все (кроме Лидии и богача Луки, остающегося "за кадром") уже не способны различать добро и зло, настолько спутаны, извращены их нравственные представления. Поэтому границы между "грехом" и преступлением оказываются необычайно зыбкими, их легко нарушить. 
    Частные разговоры в частном доме приобретают в "Зимнем дне" значение грандиозного художественного обобщения: картина современной автору общественной жизни, отраженной в сознании героев рассказа, предстает в своей вопиющей обнаженности, демонстрируя предельную бездуховность и разобщенность людей. 
    Время не только не обесценило значение ярких и мудрых книг Лескова, а, напротив, высветило их глубины. На расстоянии длиной в столетие яснее становится "гармонически-целостное сочетание" художества и мысли, той самой, в которой так долго отказывали Лескову. И творческое наследие классика становится все необходимее нам, современникам нового века.
Изображение русского национального характера в произведении Н.С. Лескова “Левша” 

Рассказ “Левша” полон народного духа, любви и близости автора к простому люду. Н.С. Лесков увидел в русском национальном характере то, что оставалось скрытым от других писателей, а именно – одухотворенность. Мастера в рассказе, в том числе и Левша, трудятся, делая ювелирную работу на заказ (подковать механическую английскую блоху очень маленького размера). 

Делают они это не из выгоды. Им просто интересно, для них – это способ самовыражения. Они день и ночь сидят в избе, забыв о еде и отдыхе. Центральным образом в рассказе является Левша. В нем есть телесная сила, помогающая выжить в суровой жизни. Он – не богатырь, скорее наоборот – тщедушен. Но, изможденный поездкой в Англию (по приглашению) и безразличным отношением на Родине после возвращения, больной, умирающий, выполняет свой долг перед государством и русским народом: сообщает выведанную им тайну о том, как чистят ружья в Англии. Хотя иностранцы предлагали ему остаться, ведь его талант незаменим. А это – уже душевная сила, высокая нравственность. В этом образе показано и бесконечное терпение русского человека. Он – гений, а грудь – впалая. Его дерут за волосы стражи порядка – и ни слова возмущения или протеста с его стороны. Левша – патриот. В Англии его угощают изысканными блюдами. Но он скептически относится к ним. Лучше простой, грубой пищи да кваса для него нет ничего. И утонченные английские невесты его не устраивают. Лучше русских – нет. Левша отказывается от райской жизни в Англии, спешит в Россию, как оказывается, на гибель. В этом рассказе есть и другие герои-носители русского характера – это атаман Платов. Он уже немолодой вояка, но мужественный в боях человек. Хотя и врага не боится, но на дворцовом паркете перед царем теряет гордость бесстрашного воина. Таков у Толстого капитан Тушин. Храбрый, инициативный в бою, он теряется перед наглым начальником: не умеет защитить себя. Беда России, в отличие от зарубежья, заключается в том, что все замечательные качества людей, их способности – не ценятся. Так было в то время, к сожалению, так осталось и теперь. Лесков особенно ценил финал рассказа, где умирающий Левша просит сообщить государю то ценное, что он увидел в Англии. Но военный министр скрыл завещание умирающего, и от этого в Крымской войне большой конфуз вышел. Автор издевается над тупостью, жестокостью, непросвещенностью николаевского режима, который не ценит простого талантливого человека, съедает его, терпеливого и безропотного.
СТИХОТВОРЕНИЯ

Апухтин Алексей Николаевич (1840 - 1893), поэт. Родился 15 ноября (27 н.с.) в городе Волхов Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детство прошло в деревне Павлодар, в родовом имении отца.

В 1852 поступил в Петербургское училище правоведения, которое закончил в 1859. В училище начал писать стихи, первые из которых были опубликованы в 1854, когда ему было 14 лет. Юный автор был замечен, и ему прочили великое поэтическое будущее.

В 1859 в журнале "Современник" был напечатан цикл небольших лирических стихотворений "Деревенские очерки", отразивших гражданское настроение Апухтина, которые отчасти возникли под влиянием некрасовской поэзии. После 1862 отошел от литературной деятельности, мотивируя это желанием остаться вне политической борьбы, в стороне от каких-либо литературных или политических партий. Он уехал в провинцию, служил в Орловской губернии чиновником особых поручений при губернаторе. В 1865 прочел две публичные лекции о жизни и творчестве А. Пушкина, что явилось событием в культурной жизни города.

В том же году вернулся в Петербург. Поэт все более напряженно работает, отыскивая собственный путь в поэзии. Наибольшую известность ему принесли романсы. Используя все традиции любовного, цыганского романса, он внес в этот жанр много собственного художественного темперамента. Многие романсы были положены на музыку П. Чайковским и другими известными композиторами ("Забыть так скоро", "День ли царит", "Ночи безумные" и др.). В 1886 после выхода сборника "Стихотворения" его поэтическая известность окончательно упрочилась.

В 1890 были написаны прозаические произведения - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского", опубликованные посмертно. Прозу Апухтина высоко оценивал М.А. Булгаков. Умер Апухтин 17 августа (29 н.с.) в Петербурге.

Умер поэт задушевного чувства. Этим не исчерпывается поэзия Полонского, но это, конечно, самая отличительная ее особенность. Надо всем разнообразием житейских, общественных и исторических мотивов, освещенных мягким светом его поэзии, господствует у Полонского эта внутренняя основа простого и глубокого человеческого чувства. Эта простота проявляется даже там, где по сюжету всего менее можно было бы ее ожидать. После Пушкина и Лермонтова, но не по их следам, Полонский отдал поэтическую дань Кавказу. Величие природы, живописность туземного быта, героизм разного рода — русский и черкесский, мужской и женский — все это у него на заднем плане, а посредине — задушевная простота чувства, выступающего и в его прощании с Кавказом: …Одинокое сердце оглянется

  • И забьется знакомой тоской.

  • Вспомню домик твой, дворик, увешанный

  • Виноградными кистями, тень,

  • Где, твоим лепетаньем утешенный,

  • Я вкушал безмятежную лень…

Чем, кроме простоты задушевного чувства, отличаются те стихотворения Полонского, которые стали популярными песнями: «Погадай-ка мне, старушка»; «Мой костер в тумане светит»; «В одной знакомой улице»? И на те жизненные темы, которые возбуждали в других поэтах обличительное негодование в ту или другую сторону, Полонский отзывался с тою же задушевною простотою, например: «Что мне она? не жена, не любовница и не родная мне дочь…» Поэт не был слеп к сложности исторической жизни, но более всего он отзывался на те простые человеческие отношения, которые скрываются за этою сложностью: так, в запутанной и темной исторической трагедии — второй империи — он отметил только два лица — мать и сына. А удивительный «Кузнечик-Музыкант», в котором та же глубина чувства превращает зачинавшуюся сатиру в идиллию и заканчивает такою трогательною элегией?.. А как та же сила задушевности боролась у Полонского с классической формою и под конец одолевала ее («Аспазия», «Кассандра»).. Много оставил Полонский для истории русской литературы, но то, что останется от него в душе русского народа, пока жив русский язык,— то все написано им как главным после Пушкина поэтом простого задушевного чувства. Это в нем самое ценное, что сразу вспомнилось при вести о его кончине. А подробная оценка его поэзии — впереди.

Родился в Петербурге 14 декабря 1862 года. Мать его происходила из русской дворянской семьи Мамонтовых; отец, еврейского происхождения, был чиновником; человек даровитый и очень музыкальный, он умер, когда Надсону было 2 года. Оставшаяся без всяких средств с двумя детьми вдова его сначала жила гувернанткой в Киеве, потом вышла вторично замуж. Этот брак был крайне несчастлив. В памяти поэта осталось неизгладимое впечатление от тяжелых семейных сцен, закончившихся самоубийством отчима, после чего мать Надсона, вместе с детьми, поселилась в Петербурге у брата, но вскоре умерла. Оставшись на попечении дяди, с которым мало ладил, Надсон в 1872 году отдан пансионером во 2-ю военную гимназию (теперь 2 кадетский корпус), где и окончил курс. Поступив в Павловское военное училище, он простудился на ученье. Врачи констатировали начало чахотки, и его на казенный счет отправили в Тифлис, где он провел год. В 1882 году Надсон выпущен подпоручиком в Каспийский полк, расположенный в Кронштадте. Это был лучший период его жизни; светлое его настроение отразилось в одном из немногих, не отравленных тяжелым раздумьем стихотворении:
Сбылося все, о чем за школьными стенами

Мечтал я юношей, в грядущее смотря.

Быстро растущая литературная известность, живой нрав, остроумие, доброе сердце - все это располагало товарищей и знакомых к Надсону; его окружали заботами и попечениями. Военная служба тем не менее очень тяготила Надсона, и он при первой возможности вышел в отставку (1884). Несколько месяцев он был секретарем редакции "Недели", но вскоре болезнь груди приняла такой оборот, что друзья поэта, при помощи Литературного фонда, отправили его сначала в Висбаден, потом в Ниццу. Ни теплый климат, ни две мучительные операции туберкулезной фистулы ноги, которые ему сделали в Берне, не привели ни к чему, и летом 1885 года друзья решили отвезти его назад в Россию. Медленно угасая, он прожил еще около 1 1/2 лет, сначала в Подольской губернии, затем под Киевом и, наконец, в Ялте, где умер 19 января 1887 года.

За это время популярность его все росла, вышедшее в 1885 году собрание стихотворений быстро разошлось, потребовалось второе и третье, Академия Наук присудила ему Пушкинскую премию, иллюстрированные издания помещали его портрет, он получал множество сочувственных писем. Когда он в Киеве устроил вечер в пользу литературного фонда, его встретили бурной овацией, а после чтения вынесли на руках. Живя под Киевом и ища заработка, чтобы не нуждаться в помощи друзей и Литературного фонда, Надсон стал писать литературные фельетоны в киевской газете "Заря". Это вовлекло его в полемику с критиком "Нового Времени", В.П. Бурениным , который в прозрачных намеках взвел на Надсона обвинение в том, что болезнь его притворная и служит предлогом для вымаливания пособий. Умирающий поэт, глубоко пораженный этим обвинением, собирался ехать в Петербург и устроить суд чести, но не был допущен к тому друзьями. Через несколько времени нападки возобновились с новой силой; последний направленный против Надсона фельетон "Нового Времени" пришел в Ялту уже после его смерти. Тело поэта было перевезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище. Через несколько лет, на собранные по подписке деньги, над могилой Надсона поставлен памятник.

Надсон начал писать очень рано; уже в 1878 году одно его стихотворение было напечатано в "Свете" Н.П. Вагнера ; затем он помещал стихи в "Слове", "Устоях", "Мысли". В 1882 году с ним познакомился А.Н. Плещеев, чрезвычайно тепло отнесшийся к дебютанту и открывший ему дорогу в "Отечественные Записки". Помещенные здесь стихотворения Надсона обратили на него всеобщее внимание. Интерес к поэзии Надсона не ослабел до сих пор. Право собственности на сочинения Надсона, по его завещанию, принадлежит Литературному фонду, которому он, таким образом, сторицею заплатил за поддержку. Образованный путем продажи стихотворений Надсона "надсоновский капитал" фонда составляет в настоящее время около 200 тысяч рублей. В течение 28 лет со времени его смерти стихотворения его выдержали 28 изданий (по 6000 экземпляров, а последние годы по 12000 экземпляров). Этот небывалый успех многие приписывали сначала сочувствию к несчастной судьбе безвременно погибшего поэта и как бы протесту против клеветы, отравившей ему последние дни жизни.

Прошло, однако, много лет, невзгоды забыты, а успех стихотворений Надсона остается прежний. Нужно, значит, искать его объяснения в самых стихах Надсона. В Надсоне отразилось то переходное настроение, которым характеризуется и деятельность лучшего представителя литературного поколения конца 1870-х и начала 80-х годов - Гаршина . Надсон - олицетворение Рябинина в известном рассказе Гаршина: "Художники". Подобно Рябинину, он восклицает: "Но молчать, когда вокруг звучат рыданья и когда так жадно рвешься их унять, под грозой борьбы и пред лицом страданья... Брат, я не хочу, я не могу молчать". Было время, когда "поэзия несла с собою неведомые чувства, гармонию небес и преданность мечте, и был закон ее - искусство для искусства и был завет ее - служенье красоте". Но "с первых же шагов с чела ее сорвали и растоптали в прах роскошные цветы - и темным облаком сомнений и печали покрылись девственно прекрасные черты". Отказавшись от поэзии наслаждения и безмятежного созерцания, Надсон, подобно гаршинскому Рябинину, не нашел своего назначения и в борьбе со злом. Он сам очень хорошо это сознает: "и посреди бойцов я не боец суровый, а только стонущий, усталый инвалид, смотрящий с завистью на их венец терновый". Далеко не соответствует поэтому общему характеру поэтической деятельности Надсона представление о нем, как о поэте "гражданском" по преимуществу. "Гражданское" настроение Надсона, как и все вообще его настроения, было глубоко искреннее, но оно - только часть его творческих порывов и является как бы исполнением того, что он считал нравственной обязанностью каждого любящего родину человека и гражданина. По чисто литературным качествам своего таланта, он тяготел к лирическим порывам, чуждым тенденции. Это видно и из многих мест его критических заметок, и из преобладающего тона стихотворений, которые он оставлял в своем портфеле и которые напечатаны только после его смерти.

Особенно хороши в художественном отношении именно те стихотворения, в которых он больше поэт, чем гражданин: "На кладбище", "В глуши", прелестный "Отрывок из письма к М.В. Ватсон", грациозная пьеска "Закралась в угол мой тайком", "Сбылося все", "Снова лунная ночь", "Я пригляделся к ней", "Нет, муза, не зови", "Весной", "Умерла моя муза" (последнее стихотворение - одна из трогательнейших пьес русской поэзии, могущая стать рядом с стихотворением Никитина: "Вырыт заступом яма глубокая"). Уже в одном из ранних своих стихотворений "Поэт" Надсона одновременно поклоняется двум идеалам поэзии - гражданскому и чисто художественному. В позднейших стихотворениях, рядом с призывом к борьбе, в его душе идет "мучительный спор" с сомнением в необходимости борьбы ("Чуть останусь один"); рядом с верою в конечное торжество добра ("Друг мой, брат мой", "Весенняя сказка") слагается горький вывод, "что в борьбе и смуте мирозданья цель одна - покой небытия" ("Грядущее"), царит "мгла безнадежности в измученной груди" ("Завеса сброшена") и крепнет сознание ничтожества усилий "пред льющейся века страдальческого кровью, пред вечным злом людским и вечною враждой" ("Я не щадил себя"). Иногда в душе поэта возникает коллизия с стремлением к личному счастью. В одном из популярнейших своих стихотворений Надсон говорит о том, что он "вчера еще рад был отречься от счастья" - но "сегодня весна, вся в цветах, и в его заглянула окно", и "безумно, мучительно хочется счастья, женской ласки, и слез, и любви без конца". В отсутствии у Надсона прямолинейности нет, однако, ничего общего с неустойчивостью; его колебания, как и у Гаршина, объединены общим гуманным настроением, не надуманным, а глубоким. Идеал Надсона - Христос: "мой Бог - Бог страждущих, Бог, обагренный кровью, Бог - человек и брат с небесною душой, и пред страданием и чистою любовью склоняюсь я с моей горячею мольбой". Определение своей поэзии сам Надсон дал в стихотворении "Грезы": "я плачу с плачущим, со страждущим страдаю и утомленному я руку подаю". В этих словах заключается и определение места, занимаемого Надсоном в истории русской поэзии.

Якубович Лукьян Андреевич (1805-1839) - русский поэт. Родился в помещичьей семье Калужской губернии. Его отец, А. Ф. Якубович, служил председателем гражданской палаты в Туле, мелкопоместный калужский дворянин, был не чужд литературных занятий.

Лукьян Якубович воспитывался в Благородном пансионе при Московском университете, закончил его в 1826 году, но на казенную службу не поступил, а занялся литературной деятельностью. Якубович публиковал свои стихи в некоторых московских журналах, затем сотрудничал в различных изданиях Петербурга, куда переехал в 1831 году. Добрый, хотя и чудаковатый нрав, сблизил его со многими писателями и его охотно печатали во всех альманахах и журналах.

Отдавшись всецело литературной деятельности, Якубович очень бедствовал. По воспоминаниям современников: «Якубович от литературы не получал ничего, потому что тогда не только за стихи, но и за прозу платили только немногим избранным, и кое-как поддерживал свое существование уроками русского языка».

Беззаветно любящий поэзию, общительный и простодушный, Лукьян Якубович был дружен со многими литераторами Москвы и Петербурга, особенно с ПолежаевымПолежаев ему посвятил свои переводы стихотворения Ламартина «Восторг» и Вольтера «Прощание с жизнью». К Полежаеву обращено стихотворение Якубовича «Старому приятелю», со словами сочувствия и надежды:

Терпи у жизненного моря:

За тучей вёдро будет вслед.

Лукьян Якубович бывал в доме ПушкинаПушкин очень любил его и помещал его стихи в своем «Современнике». И. П. Сахаров вспоминал: «С Пушкиным у них была дружба неразрывная».

Поэзия Лукьяна Якубовича типично романтическая. Наряду с Д. П. Ознобишиным и А. Г. Ротчевым Якубович - один из первых представителей ориенталистского течения в русской поэзии. Современники отмечали, что она оказала влияние на юного Лермонтова, который хорошо знал стихи Якубовича, так как учился в Благородном пансионе как раз в то время, когда тот считался самым даровитым поэтом пансионского «Общества любителей отечественной словесности».

В 1837 году, в Санкт-Петербурге, вышел в свет первый и единственный сборник стихотворений Лукьяна Якубовича. Нужда настолько подорвала его здоровье, что несмотря на получение, незадолго до смерти, довольно солидного наследства, он не мог поправиться, и осенью 1839 года его не стало.

ГАРШИН

Всеволод Михайлович Гаршин – удивительное явление русской литературы. Он прожил короткую жизнь, всего 33 года, и написал совсем немного (художественные произведения уместились в одном томе), но созданное им прочно вошло в классику отечественной литературы. Гаршина высоко ценили Тургенев и Толстой, Короленко и Чехов. Его произведения переведены на все главные европейские языки.

И биография, и творчество Гаршина необычны. Родился Всеволод Михайлович в 1855 году в семье офицера, участника Крымской войны. Окончив гимназию, поступил в Горный институт и тогда же начал печататься. Гаршин зарекомендовал себя в качестве талантливого художественного критика. Его статьи о живописи, в основном о художниках-передвижниках, составили солидный том.

С начала русско-турецкой войны Гаршин оставил учение и поступил волонтером в действующую армию. Участвовал в боях, был ранен, представлен в офицеры, а в 1877 году ушел в отставку и полностью отдался литературной деятельности. Первый же рассказ «Четыре дня», опубликованный в «Отечественных записках» в том же, 1877 году, сделал имя Гаршина знаменитым. Не прошло и года, как это произведение было переведено на французский, итальянский и английский языки. Перед Гаршиным открылись двери редакций лучших российских журналов, читатели с нетерпением ждали каждое новое его произведение. Вот только творческий путь Гаршина не был безмятежным. Омрачал жизнь тяжелый недуг, владевший Гаршиным с юных лет. Это было периодически настигавшее его душевное расстройство, ставшее и причиной ранней кончины.

Секрет успеха рассказа «Четыре дня» таился не только в исключительно острой ситуации, составившей его сюжет. Уже в этом произведении ярко проявились характерные черты творческой манеры Гаршина – сочетание конкретного реализма, не пренебрегающего, когда это необходимо, сугубо натуралистическими подробностями, с обращением к символико-аллегорической образности.

В основу рассказа положен реальный факт, В письме к матери Гаршин рассказал о том, как был найден раненый: «Пять суток лежал он с перебитой ногой». (1) В рассказе же речь идет о четырех днях. Эта деталь – четыре, а не пять дней, как было в действительности, – возможно, использована Гаршиным под влиянием библейского текста о четырехдневном Лазаре, воскрешенном Христом.

В этом рассказе Гаршин проявил и виртуозное владение пространственно-временной перспективой. Доминанта пространства в рассказе – вертикаль: земля – небо. Кругозор лежащего на спине рядового Иванова, героя рассказа, ограничен. Он видит перед собой кусты, тело убитого им вражеского солдата и небо. Пространственные детали все время меняются. Раненый смотрит на звезды,
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Николая Лескова «Очарованный странник» iconСеменович Лесков Очарованный странник Любимое чтение Лесков Hиколай...
Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму* и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие...

Николая Лескова «Очарованный странник» iconЛесков Николай Семенович Очарованный странник Lib ru/Классика
Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]

Николая Лескова «Очарованный странник» iconНиколай Семенович Лесков Очарованный странник
А. К. Толстого. Примечательно, что Лесков избрал повествование в форме рассказа о странствиях героя по родной стране. Это позволило...

Николая Лескова «Очарованный странник» iconК юбилею Александра Михайловича Лескова
Государственном музее искусства народов Востока, состоится торжественное Заседание Ученого совета, посвященное 80-летнему юбилею...

Николая Лескова «Очарованный странник» iconВеликий Чудотворец Из истории иконографии свт. Николая
Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Угодника; появление новой иконографии как раз и...

Николая Лескова «Очарованный странник» iconВечер «День рождения Николая Гумилёва»
Оксана: Спасибо, что вы все собрались сегодня. Мы открываем вечер, посвященный Дню рождения поэта Николая Гумилёва

Николая Лескова «Очарованный странник» iconСектор редкой книги
С томиками Александра Пушкина и Николая Островского немало солдат прошло по дорогам войны. Вдохновляла народ страстная публицистика...

Николая Лескова «Очарованный странник» iconГибель семьи императора николая II: сокрытие следов преступления на протяжении века
Ю русской Православной Церкви, в котором в числе прочих был затронут один из самых важных для русского народа вопросов, связанный...

Николая Лескова «Очарованный странник» iconОлег Маркеев Угроза вторжения (Странник 1)
От людей, как сейчас принято выражаться, пожелавших остаться неизвестными, мне стали известны лишь несколько фактов об Ордене Полярного...

Николая Лескова «Очарованный странник» iconФридрих Ницше. Странник и его тень
Если не знаешь, что ответить, то говори хоть что-нибудь. Под этим скромным условием, я всегда говорю с каждым. При слишком длинной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов