Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр




НазваниеУчебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр
страница1/16
Дата публикации02.08.2013
Размер1.85 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Литература > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
УЧЕБНО-МЕТДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIX ВЕКА (РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ)

2 КУРС, 1 СЕМЕСТР


32 ЧАСА ЛЕКЦИЙ, 16 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Доцент Герцик Александр Викторович


ЭКЗАМЕН: 2 КУРС, 1 СЕМЕСТР


УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 4 ЧАСА

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХІХ ВЕКА

1.Общая характеристика романтизма как литературного направления. «Озерная школа» английского романтизма. Вордсворт, Кольридж, Китс.

2.Лирическая поэзия Джорджа Байрона. «Восточные поэмы». «Гяур».

3. «Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж.Байрона как обозрение современного поэту мира. Романтический герой поэмы.

4.Роман Байрона «Дон Жуан» как рубежное произведение. Слияние романтики и реализма в нем.

5. Исторические романы В.Скотта. «Айвенго».

6.Немецкий романтизм. Э.Т.А.Гофман. «Щелкунчик и Мышиный Король». Сказка и реальность в новеллах писателя.

7.Драматургия Генриха фон Клейста. «Семейство Шроффенштейн» как трагедия недоверия.

8.Американский романтизм. Новеллы Вашингтона Ирвинга.

9. Поэма Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

10. Э.А.По как предтеча современной американской литературы. «Черные» новеллы писателя.

11. Поздний американский романтизм. Роман Г.Мелвилла «Моби Дик».

12. Польский романтизм. Поэзия А.Мицкевича.

13.Венгерский романтизм. Стихи и поэмы Ш.Петёфи.

14.Французский романтизм. В.Гюго. «Собор Парижской Богоматери».

15. Романтическая эпопея В.Гюго «Отверженные».

16. Переход от романтизма к реализму. Поэзия Генриха Гейне.

17.Реализм во Франции. Роман Стендаля «Красное и черное».

18.Творчество О.де Бальзака. Новелла «Гобсек».

19. Роман Бальзака «Отец Горио».

20. «Утраченные иллюзии» Бальзака как вершина «Человеческой комедии».

21. Роман Г.Флобера «Мадам Бовари». Романтика и буржуазность как источники трагедии главной героини.

22. Символическая поэзия Шарля Бодлера.

23.Английский реализм. Юмор в романе Ч.Диккенса «Посмертные записи Пиквикского клуба».

24. «Домби и сын» как величайшее создание Ч.Диккенса.

25. Трагедия несчастливого детства в романе Ч.Диккенса «Оливер Твист».

26. У.М.Теккерей. «Ярмарка тщеславия» как панорама жизни Англии Истории Эмилии Седли и Ребекки Шарп.

^ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Лекция №1. Романтизм как художественный метод и литературное направление.
Лекция №2. Английский романтизм. «Озерная школа».
Лекция №3. Лирическая поэзия Дж.Г.Байрона.
Лекция №4. Поэмы и драматические произведения Байрона.
Лекция №5. Роман в стихах Дж.Г.Байрона «Дон Жуан».
Лекция №6. Поэзия Перси Биши Шелли.
Лекция №7. Исторические романы Вальтера Скотта.
Лекция №8. Французский романтизм.
Лекция №9. Творчество Альфреда де Мюссе и Жорж Санд.
Лекция №10. Творчество Виктора Гюго.
Лекция №11. Американский романтизм.
Лекция №12. Немецкий романтизм.
Лекция №13. Западноевропейский реализм.
Лекция №14. Английский реализм.
Лекция №15. Французский реализм.
Лекция №16. Творчество Флобера и Бодлера.


^ ЛЕКЦИЯ №1. РОМАНТИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРВЛЕНИЕ
План

1.Историческая почва возникновения европейского романтизма

2.Художественные принципы романтиков

3.Концепция романтической личности

4. Предромантизм. Творчество Уильяма Блейка
1.Романтизм – это не только литературное направление, но целая эпоха в жизни человечества. Исторически романтизм был подготовлен Великой французской революцией. 14 июля 1789 г. народ Парижа штурмовал Бастилию. Несмотря на то, что эта акция скорее носила символический характер (к моменту штурма в тюрьме содержалось сего семь заключенных, двое из которых были сумасшедшими, а один не хотел уходить), именно она стала точкой отсчета новой эпохи во всемирной истории. Могучим эхом отозвались эти события по всей Европе.А революцию, в свою очередь, подготовило европейское Просвещение, именно оно выдвинуло лозунг свободы, равенства и братства, эти три слова были начертаны на знамени Великой революции. Грандиозная утопия просветителей, их надежда построить «царство разума» на земле окончилось кровавым фейерверком Великой французской революции. Разочарование было неизбежным. С критическим осмыслением произошедшего связано возникновение двух ведущих художественно-эстетических направлений девятнадцатого века – романтизма и реализма. Переоценка ценностей и недоверчивый взгляд на современность характерны для обоих этих направлений. Воплотить в жизнь великие принципы Просвещения революция не смогла: феодальный гнет сменился новой формой угнетения – властью денежного мешка. И разочарование в результатах революции было необычайно острым. И вот на почве этой велико разочарованности и возникает романтизм.

Романтизм явился как бы первой непосредственной эмоциональной реакцией на революционные события, а реализм девятнадцатого века, усвоив художественные достижения романтизма, дал уже более отвлеченную, объективно-рациональную оценку изменений, произошедших изменений.

Антиклерикальные и антимонархические настроения третьего сословия выражались вполне агрессивно. Так, собор Парижской Богоматери был превращен революционерами сначала в продовольственный склад, а позднее в храм Разума, мощи святой Женевьевы, покровительницы Парижа, были публично разрублены на площади и выброшены в Сену. Казнь короля обыгрывалась по самому жестокому сценарию: отрубленную голову его показали, и народ в экстазе кропил себя его кровью, остатки одежды Людовика XVI разорвали в клочья и потом продавали друг другу… Позже казнили и Марию-Антуанетту с детьми и приближенными.

В контексте исторического развития Европы девятнадцатого века особого внимания заслуживает личность Наполеона Бонапарта, ставшего «властителем дум» не только своего поколения, но и ряда последующих. Отношение к нему было противоречивым, оно зависело от многих факторов – сословных, национальных, религиозных. Но отрицать его харизматическое начало, его непостижимую силу воли, заставившую всю Европу прийти в движение и усомниться в реальных предпосылках возникновения всякой власти, не могли ни его восторженные приверженцы, ни заклятые враги. Тайна личности этого человека особенно приковывала к себе романтиков – писателей, художников, музыкантов…
2. Революция 1789 – 1794 гг. явилась рубежом, отделившим новую эпоху от эпохи Просвещения. Похоронив надежды на «царство Разума», революция породила две вещи: свободу личности и одновременно дух стяжательства и эгоизма. Обе эти стороны – пафос свободы и индивидуализм – проявились в романтической концепции мира очень сложно. С одной стороны, для романтизма характерно субъективное, эмоционаьно-личностное отношение к миру, к человеку; в основе мировоззрения романтиков лежит неприятие розы буржуазного мира, власти наживы и «золотого теьца». Здесь становится понятным обращение романтиков к традиционной христианской морали и понимание нравственности. Вольтер, просветители, основная тенденция творчества которых антиклерикальность, вызывают у романтиков гнев: они усматривают в массовом падении нравов отчасти и вину просветителей, ведь романтики вынуждены воочию наблюдать плоды просветительских идей. Отсюда такое резкое неприятие кумиров предшествующей эпохи (см. поэму А.де Мюссе «Ролла»).

Писатели-романтики не видели никакой возможности для примирения с действительностью. Поэтому они уводили читателей в мир мечты, справедливо полагая, что возвышенный романтический идеал может существовать только там. Так формируется понятие романтического двоемирия, в котором противопоставлены реальность и идеальный мир.

Писатели-романтики уводили читателей в далекие экзотические страны, не затронутые цивилизацией, поскольку полагали, что народы этих стран сохранили в неприкосновенности идеал простой гармоничной жизни на лоне природы. Отсюда интерес к жизни далеких народов – индейцев (Фенимор Купер), цыган (Проспер Мериме, Александр Пушкин), народов Востока (Джордж Байрон, Михаил Лермонтов).

Наконец, писатели-романтики уводили читателей в далекое прошлое, поскольку именно тогда, по их мнению, существовал идеал романтического существования. Отсюда интерес романтиков к народному фольклору (братья Гримм), истории (Виктор Гюго, Вальтер Скотт).

Аналогично складывалось отрицательное отношение романтиков к классицизму – рассудочному стилю, прочно связанному со вкусами предшествующего века Просвещения. Интеллектуальная война, которую повели романтики за право художника выражать себя вне формальных регламентированных рамок, нашла отражение во многих художественных декларациях. В.Гюго в предисловии к драме «Кромвель» отстаивает и доказывает право на свободу творчества – на существование в искусстве «безобразного», «гротескового» наряду с прекрасным. Если вспомнить традиции европейского искусства до эпохи романтизма, то ни гротесковые образы, ни «уродливое» и «ужасное» практически не становились предметом художественного осмысления «высокого» искусства классицизма – требовалось сохранение чистоты стиля. Однако еще Лессинг в «Лаокооне» указывал, что искусство античности, ставшее эталоном для Нового времени, не было сугубо рассудочным.
3. Разрыв между идеалами и действительностью, мечтами и формами их осуществления (в том числе и в социальном плане, где проектируемое просветителями «царство Разума» сатурнически утверждало себя, пожирая собственных граждан) – основная пружина и пафос развития романтизма как стиля. Не находя героев в современности, романтики вынуждены были создавать их в фантазиях. Отсюда их тяготение к легендам и фольклору, экстраординарности и титанизму образов, контрасту как любимому приему изображения, динамике и стремительности в описании событий. Романтики имели дело уже с иным типом человека, чем тот, который существовал в эпоху Просвещения. Романтики показывали человека, который сформировался после Великой французской революции, в эпоху всеобщего кризиса – разочарования в революционных дерзаниях и в способности человека переделать мир по законам разума и логики. Романтики открыли нового героя – причем каждый из них был в той или иной степени романтическим героем. Вначале романтики провозгласили свободу героя, превознесли его самоценность, позднее – чаще показывали его безудержный эгоизм, трагически переживали его одиночество, мучительно искали каких-то органических форм общества, где индивид еще не выделился из целого, - в противовес буржуазному обществу, распавшемуся на отдельные индивиды, взаимно враждебные друг другу.

Полнее всего душа нового героя раскрылась в лирике. Романтики рассказали о страданиях и озарениях одинокой души. Они впервые показали, какой степени напряженности могут достичь переживания одинокого человека, как легко ранимо человеческое сердце, как беспредельна может быть человеческая тоска, неприкаянность души и какими противоречивыми могут быть обуревающие ее чувства.

Романтики ввели в литературу свой художественный прием – иронию. Романтическая ирония была выражением остро прочувствованной романтиками противоречивости человеческих чувств.

Человек, изображенный романтиками, перестал ощущать себя хозяином жизни – ему казалось, что он находится во власти неведомых, подчас враждебных ему сил. Герой не мог совладать с какими-то сторонам собственной души, и они выступают в лирике романтиков как нечто внешнее по отношению к герою. Поэтому в романтической лирике чувства и переживания присущи не конкретному индивиду, они мыслятся как извечные силы, стоящие над индивидом – Любовь, Смерть, Красота, Радость, Страдание правят миом, им подчинен каждый человек. Лирический герой романтиков тем самым лишается конкретности, часто подается в оболочке некоего мифа.
4. Уильяму Блейку (1757 – 1827) выпало жить в эпоху, когда круто менялся привычный порядок вещей. Он был современником двух великих революций: Американской 1776 г. и Французской. Бушевали наполеоновские войны, волновалась Ирландия.

Внешне его биография монотонна, от начала и до конца заполнена тяжким трудом за гроши. Неудачи, непризнание, неуют – вот и вся его жизнь год за годом.

Необычность блейковского мира почувствует каждый, кто откроет том его стихов, иллюстрированных гравюрами. Стихи и рисунок с самого начала составляли единый художественный комплекс – это многое объясняет в их образности. Еще существеннее сам факт, что Блейк вынужденно оказался в стоне от литературных баталий своего века, от его вкусов, увлечений, споров. От его расхожих понятий, от обиходного поэтического языка.

Он не ждал успехи и не стремился к нему. В самом прямом смысле слов поэзия была для него духовной потребностью и только. Он не оглядывался ни на принятые каноны, ни на проверенные читательским признанием образцы. Идеи, выразившиеся в его книгах, метафоры и символы, в которых они запечатлены, весь поэтический мир Блейка менее всего ориентирован на существующую норму, иметь ли в виду эстетику Просвещения или романтические устремления.

Английские исследователи традиционно считают Блейка первым по времени поэтом английского романтизма. Такой взгляд отнюдь не безоснователен, но, вместе с тем, не вполне точен. Сделать эту оговорку побуждает тот факт, что Блейк был изолирован от художественной жизни той переломной эпохи, когда уверенно прокладывал себе дорогу романтизм.

Он конфликтовал и с покидавшим историческую сцену Просвещением. Строго говоря, он не поддерживал ни одного из важнейших общественных, философских, эстетических устремлений той поры. Осознав 1789 г. как великий рубеж в истории человечества, он не менее остро пережил затем и крушение идей, начертанных на знамени Французской революции, не принимая ни той эпохи, которой она положила конец, ни той, что родилась вместе с нею. В этом смысле Блейк, конечно же, принадлежит романтизму. И тем удивительнее кажется резкость его нападений на свойственный романтикам культ индивидуального в ущерб всеобщему и на их стремление ставить в пример современникам нетронутого цивилизацией «естественного» человека.

Ко времени поэтического дебюта представителей «озерной» школы английского романтизма он был уже сложившимся мастером, тесно связанным с кругом идей восемнадцатого столетия, но осознавшим и воплотившим их кризисность. Он уже написал свои «Песни Неведения и Познания», от которого прослеживается важнейшая романтическая тема перелома эпох. Многие художественные открытия романтизма были предвосхищены Блейком. Он одним из первых Европе воплотил в художественном творчестве столь существенное для романтизма восприятие всего космоса как абсолютного произведения искусства. «Пророческие книги» в своей совокупности образуют самый ранний романтический эпос, в основе которого лежит миф, охватывающий всю историю человечества.

Блейк не признавал обязательного для романтиков превосходства идеального над материальным. В его художественной вселенной они едины до неразличимости.

Блейк очень конкретен, и эта конкретность входит во многие его произведения раннего периода, придавая им острую злободневность. В «пророческих книгах», поэтическими средствами мифа воссоздающих былое, настоящее и будущее Альбиона – символа человечества, фрагменты христианской, индийской, античной мифологии дополняются специфически блейковскими мотивами и персонажами, и возникает целостный образ эпохи с ее надеждами, заботами, противоречиями.

Актуальный для эпохи сюжет всегда оказывался у Блейка отзвуком вечной драмы, в которой сталкиваются поэтический гений и утилитарный разум, воображение и своекорыстие. Блейковский миф разворачивается в конкретном историческом контексте. Человек у него стремится к духовности бытия в мире, который подчинен утилитаристскому жизнепониманию.

Он пишет поэму «Америка» (1793), в которой говорится, что скоро наступит заря новой, разумной и человечной цивилизации. В поэме упомянуто о решающих событиях войны мятежных территорий против метрополии, названы гремевшее в ту пору американские имена. Эмоциональная тональность «Америки», переполняющее ее радостное чувство завоеванной вольности лишний раз свидетельствует о том, что Блейк во многом оставался человеком восемнадцатого столетия, которому ненавистен монархический деспотизм и которого пьянит само слово Республика.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр iconКурс, 2 семестр. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение...
...

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр iconЛитература история зарубежной литературы ХХ века. 1917-1945
История зарубежной литературы ХХ века. 1917-1945 / Под ред. В. Н. Богословского и З. Т. Гражданской. – М., 1990

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр icon2 курс. Вопросы к зачету
Дайте общую характеристику литературного процесса конца ХIX – начала ХХ века. Расскажите о новаторстве литературы ХХ века

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр icon3 курс. Вопросы экзаменационных билетов
Дайте общую характеристику литературного процесса конца ХIX – начала ХХ века. Расскажите о новаторстве литературы ХХ века

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр iconСписок рекомендуемой литературы по курсу «История зарубежной литературы второй половины ХХ века»
Зверев А. М. Модернизм в литературе сша: Формирование. Эволюция. Кризис. – М

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр iconИстория Зарубежной Литературы второй половины ХХ века
Постмодерн как явление современной литературы. Теория постмодернизма (Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт). Проблема взаимоотношения постмодернизма...

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр iconПрограмма лекционного курса, семинаров, коллоквиумов и самостоятельной...
Учебно-методический комплекс «Основные главы элементарной физики» предназначен для студентов 1-го курса химического отделения факультета...

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр iconИстория зарубежной литературы
Андреев Л. Г., Карельский А. В. Зарубежная литература ХХ века: Учебник для вузов. М., 2000

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...

Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм) 2 курс, 1 семестр iconУчебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «История государства...
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов