Методика преподавания литературы как учебная




Скачать 486.23 Kb.
НазваниеМетодика преподавания литературы как учебная
страница1/4
Дата публикации02.08.2013
Размер486.23 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Екзаменаційний білет № 1

1. Методика преподавания литературы как учебная дисциплина.

Определения: 19 век, Н.Новиков: методика - это важная часть педагогики, указывающая путь, по которому нужно идти при наставлении юношества. 20 век, Скаткин: частная дидактика, теория обучения определенному предмету. В педагогическом словаре: отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучающей деятельности учащихся в процессе освоения художественной литературы как искусства слова.

Предмет изучения - процесс изучения взаимодействия учителя и ученика при изучении литературы. Цель - 1) определение в соответствии с требованиями современности цели, специфики, содержания и объема школьного курса литературы; 2) изучение и описание наиболее эффективных методов и приемов для более быстрого, основательного и глубокого освоения художественных произведений в единстве содержания и формы; 3) разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, умений и навыков по литературе.

Методы исследования: 1) наблюдение - целенаправленный процесс сбора информации; 2) изучение, анализ или обобщение опыта; 3) анализ школьной документации, источников информации; 4) индивидуальные беседы с учащимися и учителями; 5) эксперимент - научно поставленный опыт с целью изучения педагогического явления в естественных или лабораторных условиях; 6) тестирование - целенаправленное одинаковое для всех обследование, проводимое в строю конкретных условий и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников; 7) анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных вопросников, анкет; 8) статистический - определяет количественные показатели; 9) критическое изучение методического наследия; 10) изучение продуктов ученического творчества.

Взаимодействие со смежными дисциплинами: 1) Дидактика (теория обучения) тесно связана с методикой, входящей в систему педагогических навыков. 2) Литературоведение - наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития, оно определяет специфическое содержание МПЛ. 3) Эстетика - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действенности. Методика в значительной степени способствует эстетическому восприятию личности. 4) Психология - изучает закономерности развития психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия. 5) Языкознание исследует особенности языка. А язык - это первый элемент литературы. 6) История связана с методикой, так как учитель-словесник должен глубоко знать историю.

Методика преподавания литературы - наука, которая постоянно развивается, ее дальнейшие перспективы, по определению Богдановой: 1) гуманизация учебно-воспитательной работы; 2) дифференциация обучения; 3) интеграция предмета и конкретных методик; 4) приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры; 5) создание новых технологий уроков и вариативных программ; 6) интенсификация методов; 7) поиск новых форм обучения.
^ 2.Составить план-конспект урока по изучению одной из монографических тем по русской литературе в старших классах.
Екзаменаційний білет № 2

  1. ^ Специфика предмета «Литература». Задачи преподавания литературы в школе.

Литература - один из учебных школьных предметов. Он входит в систему филологических дисциплин. Литература - это и наука и искусство. У нее есть свои цели и задачи - образовательная, воспитательная и развивающая - они прописаны в стандарте по литературе. Так как литература - учебная дисциплина, то при анализе произведения следует исходить из того, что: 1) литературное произведение существует как реальность, обладающая идейной, нравственной, философской и эстетической ценностью. 2) художественный мир литературного произведения не имеет ничего общего с материальной реальностью. 3) любое художественное произведение строится на принципах художественной условности. 4) литературные произведения ничего не доказывают и не объясняют на рациональном уровне. 5) восприятие литературного произведения возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национальной литературы возможно на фоне мирового литературного процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий - художественность.

Литература как учебный предмет связана с русским и иностранным языками, с которыми образует круг филологических дисциплин: с историей, обществоведением при рассмотрении обзорных тем, с ИЗО и музыкой единая эстетическая основа. Межпредметные связи помогают решить многие задачи в преподаватели литературы: выявить особенность литературы как искусство слова. Сопоставление с другими видами искусств; помочь в понимании отдельных проблем, рассматриваемых на уроках литературы; создать эмоциональное поле урока.


  1. ^ Составит план-конспект урока, на котором бы изучалась биография А. С. Пушкина (9 класс), или Л. Н. Толстого (10 класс).



Екзаменаційний білет № 3

  1. Содержание литературного образования. Содержание и структура действующих программ по литературе, перспективы их совершенствования. Учебники и их роль.

Программа - документ, на основе которого осуществляется процесс литературного образования в школе. В школьной практике используются программы с грифом (рекомендовано, допущено) министерства образования. Это программы: Курдюмовой (1 и 2 варианты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Меркина - для общеобразовательных школ. Кутузова, Княжицкого - для общеобразовательных и инновационных школ. Ладыгина - для инновационных. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содержание программ базируется на основе стандарта по литературе, который содержит обязательный образовательный минимум. Структура и содержание программ: 1) Пояснительная записка, где определены цели, задачи, принципы преподавания, принцип построения программы и охарактеризован этап литературного образования. 2) Программа для конкретного класса. Внутри программы: разделы - темы - аннотации. 3) Внутри каждого раздела - рубрика теория литературы. 4) В каждом разделе - произведения для самостоятельного чтения.

Принципы построения программы: 1) хронологический, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип построения курса литературы в 5-8 классах по традиционной программе - концентрический. В инновационных иные: родо-жанровый, проблематический. Для старших классов курс построен на историко-литературной основе, включает обзорные и монографические темы. Цель - дать представление об эпохе. Появляется новая рубрика - критика. Построен на основе линейного принципа. Программы для 9 классов: с середины 90-х годов существует 2 программы - это вызвано отменой закона об обязательном среднем образовании: 1) концентрационная, 2) линейная

Литературное образование в школе включает 3 этапа (по классам): 1) 1-4, главное - научить школьников читать художественный текст, пересказывать и выявлять тему произведения. 2) 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории литературы). 3) 10-11 (чтение + автор + теоретико-литературные понятия + выявление авторской позиции). Литературное образование на каждом этапе имеет свое содержание. Оно определено образовательным минимумом по литературе. Отбирается это содержание по определенным критериям: 1) высокие художественные достоинства произведения, 2) этапное значение произведений для развития русской литературы и для творчества конкретного писателя, 3) богатство проблематики произведения, 4) наличие позитивного начала в тексте, 5) отражение в произведении диалогового характера в русской литературе, 6) сохранение традиций отечественного образования, 7) многообразие жанров художественного произведения.

При отборе теоретико-литературных понятий учитываются: возраст учащихся и круг произведений, включенных в программу конкретного класса. Литературное образование включает в себя художественные тексты (мифы, фольклор, произведения древнерусской литературы, литература 18, 19., 20 веков и из современной литературы; произведения зарубежной литературы; историко-литературный материал - биографии и материал о характере эпох; литературно-критический материал - работы критиков разных времен; теоретико-литературный материал.

В 10 классе представлена русская литература 19 века и даются отдельные сведения по зарубежной литературе. Русская литература в большинстве воем изучается монографиями. В 11 классе изучается русская литература рубежа 19-20 веков и 20 века. Программа этих классов обращает особое внимание на вопросы, связанные с теорией литературы. В 10 классах учащиеся должны овладеть комплексом теоретических понятий, отражающих историко-литературные процессы. В 11 классах происходит формирование новых понятий, связанных с историко-литературным процессом. Такова особенность всех традиционных программ.

Инновационные программы имеют свою специфику. Они предполагают углубленное изучение национальной литературы. Главная цель - освоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте. Ведущая теоретико-литературная проблема в 10 классе - художественный мир русской литературы 19 века, в 11 классе - 20 века. В них расширен жанровый спектр русской литературы.

Учебные планы по литературе для старших классов предусматривают два уровня глубины изучения предмета - общеобразовательный (2-3 часа в неделю) и углубленный (5-6 часов). Изучение литературы на общеобразовательном уровне предполагает сохранение традиционной основы курса. Делается упор на контекстуальное изучение произведений, включенных в образовательный минимум. Но два часа в неделю не позволяют решить задачу литературного образования на традиционном уровне. Уменьшение количества часов на литературу ослабевает гуманитарную основу отечественного образования. В школах с углубленным изучением предмета расширяются рамки содержания курса. Основная задача - освоение литературы на углубленном уровне, изучение исследовательской деятельности. В процессе изучения в этих классах необходимо выстроить историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение, усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, формировать умение обобщать и сопоставлять различные явления и факты.

  1. Составить и обосновать планы двух возможных вариантов вступительного урока по одной из следующих тем: сказки в 5 классе; рассказы А. П. Чехова в одном из средних классов; Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» (10 класс).


^ Екзаменаційний білет № 4

  1. Из истории современной методики (основные вехи и имена).

В первые послевоенные десятилетия горячо обсуждались разные проблемы МПЛ. Активное участие в них принимали ученые, учителя-словесники, писатели (Твардовский, Чуковский, Михалков и др.). Звучали призывы к решительному пересмотру существующей системы литературного образования. В начале 60-х годов на Всероссийском съезде учителей принимается «Закон о школе», начинается работа по созданию новых программ. Вариант программы, не получивший поддержки, предлагает Голубков, который считал необходимым восстановление систематического курса теории литературы. По жанровому, а не по хронологическому принципу предлагали строить курс литературы в 7-8 классах из Самары. За основу был принят проект, сохранявший историко-хронологическое изучение литературных произведений в средних классах и курс на историко-литературной основе в 8-9 классах, дополненный произведениями Достоевского, Блока, Есенина и др. Предусматривались уроки внеклассного чтения и факультативные занятия. В 70-е производится "косметический ремонт" программы.

Центральной проблемой преподавания методики является анализ художественного произведения, которому посвящены работы многих ученых. Они высказывают недовольство сложившейся практикой школьного анализа. Событием в методике становится посмертное издание книги Гуковского «Изучение литературного произведения в школе» - предлагается сосредоточить внимание учащихся на анализе текста, основанном на научной методологии. Он выступает противником засилья анализа «по образам», предупреждает об опасности прямых сближений литературных явлений с жизнью. Этот взгляд вызвал несогласие многих педагогов-словесников.

Симпозиум «Проблемы художественного восприятия» (1968) сыграл важную роль в сближении методики и психологии. В 60-80 годах в школе преобладают традиции воспитательного чтения в средних классах и историко-литературный курс в старших классах, построенный на основе ленинской периодизации русского освободительного движения. Акцент на воспитательном значении произведений классической и современной литературы ставится практически во всех методических работах 60-80 гг. Вклад в развитие теории и практики преподавания литературы в школе вносят последние работы Голубкова, Докусова, Колокольцева, Корста, Кудряшёва, Мещеряковой и т.д.

В конце 80 годах в методике намечаются перемены, связанные с разработкой новой концепции общего среднего образования, созданием новых типов учебных заведений. Публикуются варианты программ по литературе, издаются проблемные учебники. В настоящее время перед методической наукой стоит целый комплекс проблем, связанный с разработкой концепции литературного образования, созданием учебных программ и учебных пособий нового типа. Специальной задачей современной методики является возвращение забытых имен и традиций отечественной школы.

Современные программы по литературе построены на основе двух "концентров": 5-9 и 10-11 классах. В основе такого деления лежат представления о периодах развития школьника, разработанные в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание временных стандартов среднего образования.


  1. Подготовить (составить тезисы), произнести и обосновать вступительное слово учителя, с которого начнётся изучение одной из следующих тем: «А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (5 класс); «А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» (8 класс); «Творчество одного из поэтов Серебряного века» (11 класс).



^ Екзаменаційний білет № 5

  1. Связь школьного и литературоведческого анализа.

Проблема анализа - постоянная в методике. Впервые ее выделил Буслаев - подчеркнул необходимость чтения текста. Стоюнин - воспитательная направленность анализа. Острогорский предложил 2 метода анализа - сократический (беседа) и академический (лекция). Голубков определил принципы школьного анализа. В 60-80 годах возобновляется интерес к анализу (Ревякин, Маранцман).

Школьный анализ имеет свою специфику и отличается от литературоведческого. Он должен отличаться научностью, то есть в основу должен быть положена литературоведческая концепция (это сближает их). Школьный анализ может быть растянут и разорван во времени, ориентирован на определенный возраст, интеллектуальное развитие. Он должен быть воспитывающим. Часто он бывает избыточным (слишком подробным) или наоборот. Необходимо учитывать избирательность. Она предполагает выбор концепции истолкований, характера нравственных проблем, круга литературных знаний и т.д. Другое условие осуществления анализа - вариативность. Необходимо знать виды и формы, которые может приобретать анализ. Нет единой классификации видов.

Но можно выделить: 1) Обзорный анализ - о произведении в целом или об отдельных частях, системе образов, но круг вопросов рассматривается в общих чертах, без деталей. При изучении обзорных тем в старших классах. 2) Выборочно-направленный (глава, эпизод, образ героя) - освещаются со стороны отдельных вопросов, обладающих значимостью для анализа данного произведения. 3) Детальный (текстуальный, подробный) - подробный разбор главы, эпизода или другого элемента художественной структуры произведения. 4) Скрытый - предполагает проникновение в произведение через выразительное чтение, иллюстрации, устное рисование, инсценировки, чтение по ролям - самый редкий. Чаще всего 5) Смешанный - используются разные виды.


  1. ^ Составить и обосновать вопросы для беседы при изучении одного из стихотворений А. С. Пушкина в 9 классе.



Екзаменаційний білет № 6

  1. ^ Целостность как принцип анализа литературных произведений в школе.

Принцип историзма состоит в том, что всякое явление рассматривается в его происхождении, росте и образовании, в аспекте движения, а само движение — в обусловивших его причинах и связях с окружающи

м — как часть более общего целого.

Применительно к литературному произведению принцип историзма состоит в том, что оно рассматривается, во-первых, в его собственном движении — как явление творческого процесса, во-вторых, в связи с общим творческим развитием его автора — как элемент его творческой биографии и, в-третьих, как проявление историко-литературного движения — как явление развития литературы того или иного периода. Иными словами — литературное произведение рассматривается в аспекте трех слагающихся в нем движений. Но этим принцип историзма не ограничивается. Принцип историзма требует, чтобы произведение рассматривалось не в изоляции от других явлений литературы, искусства и действительности, а в соотнесенности с ними, ибо каждый элемент искусства является в то же время и элементом действительности. Язык художественного произведения должен изучаться в его соотнесенности с языком общенациональным, литературным, языком писателя во всех его проявлениях и т. д. То же касается художественных образов, сюжета, тем произведения, поскольку образами, сюжетом, темами произведения избираются явления действительности — существующие или существовавшие.

Какое же значение имеет исторический подход в изучении единства содержания и формы? Здесь должны быть подчеркнуты два момента. Первый: историзм позволяет охватить во взаимной их соотнесенности и форму, и содержание. Второй: исторический подход избавляет от субъективности в интерпретации того, в чем именно проявляется единство формы и содержания в каждом конкретном случае.


  1. ^ Составить и обосновать вопросы для беседы при изучении одного из рассказов М. Горького (11 класс) или русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (5 класс).

Екзаменаційний білет № 7

  1. ^ Историзм как принцип школьного анализа и сущность современного прочтения классики.

Только при целостном взгляде на систему можно определить, какие стороны, элементы и связи в ней более существенны, а какие носят вспомогательный характер. В первую очередь необходимо познать «закон целого», принцип его организации, а уж он потом подскажет, на что конкретно обратить внимание.

Поэтому рассмотрение художественного произведения необходимо начинать не с анализа, а с синтеза. Необходимо прежде всего осознать свое целостное первое впечатление и, проверив его главным образом перечитыванием, сформулировать на понятийном уровне.


  1. ^ Составить и обосновать вопросы для беседы при изучении какого-либо произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова или В. В. Маяковского в одном из классов.

Екзаменаційний білет № 8

^ 1. Связь с восприятием учащихся как принцип анализа литературных произведений в школе. Пути и формы изучения восприятия школьников.

Цели и способы выявления читательского восприятия в школьном изучении литературы

. Функциональный подход к изучению литературного произве­дения требует определить, какие читательские качества необ­ходимо сформировать в процессе анализа, каким образом за­висит выбор путей и приемов анализа от уровня литературного развития учащихся.

Ученикам 4—6 классов свойственно наивно-реалистическое отношение к искусству. События и герои художественного про­изведения ощущаются при этом как действительно существую­щие, прямо перенесенные из жизни на страницы книги. Начальность, примитивность наивного реализма очевидны. Дети не видят в произведении автора, не учитывают художественного вымысла, часто отворачиваются от условности, бе"; которой искусство не существует.Если считаться со способом литературного восприятия, органичным для учеников данного возраста, то анализ сле­дует строить, опираясь на событийную основу произведения. От поступка к характеру, от события к смыслу произведения -таков характерный для этих классов путь разбора, намечен­ный еще М. А. Рыбниковой.В 7—8 классе на литературном восприятии учеников остро сказывается процесс самоутверждения личности, которая в от­рочестве складывается, ищет опор, пытается осознать себя. Психическое развитие в этом возрасте приводит к обострен­ному вниманию к нравственным вопросам. Что добро и что зло? Почему человек поступает так, а не иначе? Чем объяс­няется тот или иной поступок? Учитывая этот юношеский «эгоцентризм» учеников 7—8 клас­сов, мы ведем школьный анализ таким образом, чтобы на пер­вом плане оказывались нравственные коллизии художествен­ного произведения. В 9—10 классах наступает пора осознания своих связей с миром и мира как целого. Причинно-следственные связи ис­торического, социального, философского, эстетического по­рядка выступают в сознании учеников на первый план. Постоянства и интересы предшествующих этапов развития сохраняются, но теряют свою предельность. Условно мы назовем эту сту­пень развития периодом связей, осознания причин и следствий. В этот период школьный анализ откровеннее выявляет своеобразие художественного сознания писателя, его творческого метода в связях и противопоставлениях с литературой эпохи, традиции и новаторство в общем историко-литературном процессе, взаимосвязь художественных элементов в структуре произведения.

«Сюжет» школьного анализа определяется педагогическими целями преподавания и уровнем возрастного развития. В связи с этим можно наметить доминантный путь анализа для разных стадий школьного обучения: 4—6 классы — «це­лостный анализ»; 7—8 классы — анализ системы образов; 9— 10 классы — проблемный анализ.24

Неверный выбор пути анализа может иметь самые печаль­ные последствия для оценки произведения учениками. Когда учитель прямо переносит одну из проблем, волнующих литера­туроведов, в школьный анализ, это часто приводит к схемати­зации анализа, неверному его течению. «При изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», — пишет Д. А. Сладкова в работе «Проблемное преподавание литературы в старших классах средней школы», — главная проблема — своеобразие пушкинского лиризма, при изучении романа Лермонтова «Ге­рой нашего времени» — своеобразие лермонтовского психоло­гизма».25
2. Составить и обосновать вопросы для беседы при изучении «Бесприданницы» А. Н. Островского (10 класс), или «Горя от ума» А. С. Грибоедова (9 класс), или «На дне» М. Горького (11 класс).

^ Екзаменаційний білет № 9

  1. Методы изучения литературы в школе. Взаимодействие методов и приёмов обучения.

.Вклад в классификацию методов внесли Голубков, Никольский, Ионин. По Голубкову метод обучения - такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает более влияние на общее направление педагогической работы, выделяет 3 основных метода: 1) лекция - сообщение нового материала и выразительное чтение и рассказ учителя (элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование наглядности). 2) беседа - анализ произведения (умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя). 3) самостоятельная работа учащихся - устные доклады и письменные сочинения (предварительная работа над планом, помощь учителя). Прием - составная часть метода, каждый метод располагает соответствующим приемом. В основе классификации Голубкова - источник знаний. Она не учитывает логико-познавательной деятельности, этапов работы над художественным произведением - не прижилась.

В основе классификации Кудряшева - логико-познавательная деятельность учащихся при направляющей роли учителя. Метод - система последовательно взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы: 1) Творческое чтение. Цель - активизация художественного восприятия. Приемы - выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческое задание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - чтение, заучивание, слушание, составление плана. 2) Эвристический - поиск учащимися ответа на вопросы. Приемы - построение системы вопросов, заданий, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, составление плана. 3) Исследовательский. Цель - развить умение самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы - постановка проблемных вопросов, формирование исследовательских заданий, составление списка литературы по проблеме. Виды деятельности учеников - самостоятельный анализ части или целого художественного произведения, сопоставление и оценка разных видов интерпретаций текста. 4) Репродуктивный - подача знаний в готовом виде, проблемный способ изложения. Приемы - лекция, самостоятельная работа с литературой. Виды деятельности учеников - запись плана или конспекта, работа по учебнику, подготовка доклада. Возник еще 5) Комбинированный.

Никольский (литература воздействует на воображение и чувства читателя) выделял 2 группы методов: 1) Эмоционально-образное постижение произведений. Приемы - выразительное чтение учителя и учащихся, заучивание, пересказывание, художественное иллюстрирование; 2) Истолкование произведений. Приемы - комментированное чтение, беседа, слово учителя.Ионин строит классификацию на определении характера совместной деятельности учителя и учащихся. Методы: 1) Художественная интерпретация - ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель - режиссером. 2) Критико-публицистический - формирование определенного типа читателя-критика. 3) Литературный поиск - развитие школьного литературоведения, исследовательских возможностей школьников.

Приемы обучения. Их несколько десятков. Основные: 1) Рассказ учителя - повествовательное изложение содержания изучаемого материала. Должен обеспечивать достижение целей, содержать достоверные факты, достаточное количество примеров, иметь четкую логику, доступный язык. 2) Лекция - выстраивает систему знаний, обладает особой убедительностью и формирует мировоззрение; вызывает эмоционально-эстетическое отношение учащихся; средство формирования устной и письменной речи; средство стимулирования самостоятельной работы. Два вида - лекционный цикл для параллели и урок-лекция. 3) Справка (биографическая, историческая, культурно-бытовая) 2-4 мин. Цель - ввести в эпоху, дать представление о быте, культуре. Достоверность, убедительность,  доступность. Стиль - научно-популярный. 4) Словарная работа - толкование слов учителем, обращение к словарям, толкование слов учащимися, запись толкования слов на доске, самостоятельная работа учащихся по словарям. 5) Беседа - диалогический метод. Учитель с помощью вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит их к пониманию нового материала. Виды - вводная, эвристическая - аналитическая, заключительная - обобщающая. По форме - индивидуальная (вопросы для одного ученика), групповая, фронтальная - для всего класса. 6) Работа с книгой. Две формы - под руководством учителя и самостоятельная. Ученики овладевают новыми знаниями и навыками работы с книгой. 7) Пересказ - способствует усвоению и пониманию текста + развитие речи. Виды - подробный, сжатый, выборочный, художественный.

  1. Составить и обосновать планы двух возможных вариантов заключительного урока по одной из следующих тем: «Пьеса А. Н. Островского «Гроза», «Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс), «Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс).

^ Екзаменаційний білет № 10

  1. История развития методической мысли по преподаванию русской литературы до 1917 года.

Начало века связано с рядом преобразований в народном просвещении. Учреждается министерство народного просвещения; выходит устав учебных заведений; открываются новые гимназии. Цели гимназий определяется так: подготовить учащихся к поступлению в университет; изучение основ наук, необходимых для благовоспитанного человека. В учебных планах появляется русская словесность как отдельный предмет. В младших классах осуществляется чтение гражданских и церковных текстов, а в старших еще изучается история словесности. Основной метод преподавания - "диктура". Проблема создания учеников и пособий. На то время пользовались популярностью два учебника первой половины 18 века - «Опыт краткой истории русской литературы» и «Руководство к познанию истории литературы».

В 1840-50 годах появляется методические руководства и пособия. На практике реализуется разветвление образования - появляется 3 основных типа гимназий: классическая (филологическая), реальная (специальные дисциплины), смешанная. Заметный вклад в методику преподавания словесности вносят Срезневский, Галахов. Основателем научной МПЛ является Буслаев.

Главные методические положения системы Буслаева: 1) язык - первооснова духовного развития методики. 2) Использование в преподавании метода индукции (от частного к общему). 3) Осуществление процесса обучения на основе учета возрастных и психологических особенностей учащихся. 4) Эффективность обучения зависит от эвристического способа занятий. 5) О необходимости разграничения приема как индивидуальная форма применения метода. 6) Чтение литературного произведения - основа теоретическому знанию и практическим упражнениям. 7) Основное внимание должно уделяться литературному языку, филологическому анализу текста. 8) Материал для изучения - классические произведения. 9) Самостоятельная письменная работа учащихся. Таким образом, Буслаев связывает обучение языку со стилевым мышлением учащихся, с развитием их личности. Концепция изложена в книге «О преподавании отечественного языка» (1844). Существенный вклад в развитие методической науки был внесен в 1860-80 годах бурно развивалась педагогика, был принят новый устав, выделились два типа гимназий: реальная и классическая. Возникают различные педагогические течения (школы). Направленность их определяется задачами образования. 1) Академическая (филологическая) - Буслаев, Галахов, Поливанов. Цель обучения - умственное развитие учащихся, изучение основ науки о языке и литературе. Метод - филологический. Формы работы - лекции, устные выступления и письменные работы учащихся. 2) Воспитательная - Водовозов, Стоюнин, Острогорский. Цели - нравственно-эстетическое воспитание детей. Формы работы - беседа и общение с учениками. 3) Культурно-историческая - Веселовский. Цель - изучение словесности на исторической основе. Метод - исторический. Формы работы - лекции, устные и письменные сообщения учеников. 4) Психологическая - Потебня. Цель - внимание к психологическому развитию учащихся. Формы работы - беседы, общение, письменные высказывания.Интерес представляют литературно-критические статьи Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Писарева, посвященные анализу литературного произведения. Особенно значительными для этого периода развития МПЛ были работы Водовозова. Основное внимание он уделял критическому анализу идеи произведения, выступал против филологического метода. В школьную программу он предлагал включить только произведения с ярко выраженной идейной направленностью и группировать их по тематическому принципу. Его идеи: 1) сличать изображение с действительностью, 2) обязательное 8-летнее образование, 3) обратить внимание на сельскую школу, 4) предложил практический метод - экспериментальный, 5) процесс обучения делил на древнюю литературу и новую. Развитие методической мысли в начале 20 века было обусловлено борьбой разных школ литературоведения. Существовало несколько школ: культурно-историческая, психологическая, формальная (форма произведения). Намечались положительные тенденции: 1) сокращение произведений древнерусской литературы; 2) больше внимания чтению и анализу художественных произведений новой и новейшей литературы.

  1. ^ Составить и обосновать план-конспект урока по изучению какого-либо произведения, построенный на использовании нетрадиционных форм.

Екзаменаційний білет № 11

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика преподавания литературы как учебная iconМетодика преподавания литературы как учебная
Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики:...

Методика преподавания литературы как учебная iconКурсовая работа По предмету «Тимофк» На Тему «Теория и методика физического...
Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области...

Методика преподавания литературы как учебная iconМетодика преподавания права как педагогическая наука. Методика обучения праву
«Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе»....

Методика преподавания литературы как учебная iconДисциплина: Теория и методика преподавания технологии и предпринимательства
Методика обучения технологии и предпринимательству как отрасль педагогических наук

Методика преподавания литературы как учебная iconТеория и методика преподавания иностранных языков и культур й,^-...
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования Российской Федерации...

Методика преподавания литературы как учебная iconМетодика русского языка как наука предмет и задачи методики преподавания русского языка
Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 1979

Методика преподавания литературы как учебная iconКонспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин»
Учебное пособие предназначено для студентов Театрального отделения локкиИ. Это учебное пособие представляет собой очень очень краткое...

Методика преподавания литературы как учебная iconПлан работы План работы 1 1 Методика преподавания иностранных языков...
На один и тот же вопрос — как Вы изучали иностранные языки? — представители разных поколений ответят по-разному. Более того, из их...

Методика преподавания литературы как учебная icon1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука
Методика отделилась от теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней...

Методика преподавания литературы как учебная iconСписок вопросов по методике преподавания иностранного языка
Методика как теория обучения иностранным языкам. Основные методические категории

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов