Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки




НазваниеСонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки
страница1/12
Дата публикации05.08.2013
Размер1.48 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  1. Поэтическое новаторство Ф. Петрарки в «Книге песен».

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр.

Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки.
Франческо Петрарка (1304 – 1374): сын флорентийского нотариуса, друга и единомышленника Данте, изгнанного вместе с ним; по настоянию отца изучал юриспруденцию, но оставил ненавистные занятия, когда потерял отца и мать; принял духовное звание, открывшее ему доступ к папскому двору. В 1327 г. он встретил в церкви красивую молодую женщину, которую в течение многих лет воспевал в стихах под именем Лауры. В 1333 г. посещает Париж и совершает большое образовательное путешествие. После возвращения в Авиньон жизнь в папской столице показалась Петрарке нестерпимой. Последние 20 лет своей жизни Петрарка провел сначала в Милане, а затем в Венеции и в Падуе. Петрарка был подлинным баловнем судьбы, никогда ни у кого не служил и всюду жил только на положении почетного гостя. Он скончался в 1374 г., склоняясь над древним манускриптом.

Латинские произведения Петрарки могут быть разделены на 2 группы: произведения поэтические и морально-философские. Из поэтических произведений Петрарки первое место занимает поэма «Африка», созданная в подражание «Энеиде» Вергилия. Она состоит из 9 песен. Это патриотический национальный эпос, воспевающий подвиги Сципиона, завоевателя Африки. Современники Петрарки высоко ценили Африку. Позднейшая критика отметила в поэме длинноты, недостаток действия, слабую композицию.

Важное место среди латинских сочинений Петрарки занимают морально-философские трактаты, ярко отражающие глубокие противоречия его сознания: мучительный разлад между языческим и христианским идеалами, между жизнелюбием и жизнеотрицанием. Примером является его книга «О презрении к миру» (1343), которую он назвал своей «тайной». Она написана в форме диалога Петрарки с блаженным Августином, который изображает внутреннюю борьбу в сознании Петрарки.

Петрарка разрабатывал жанры любовной лирики. Свою возлюбленную Петрарка называл Лаурой, после ее смерти он воспевал ее еще 10 лет и в дальнейшем разделил сборник посвященных ей стихов, обычно называемый «Канцоньере» («Книга песен»), на 2 части, озаглавленные «При жизни мадонны Лауры» и «После смерти мадонны Лауры». Помимо сонетов и канцон, в сборнике имеются также образцы других жанров – баллад, мадригалов и др. Кроме любовных стихотворений в сборник включены канцоны «Моя Италия» и «Высокий дух», которые являются примером патриотической лирики. Петрарка изображает свою возлюбленную образцом добродетели, средоточием всех совершенств, но Лаура не теряет своих реальных очертаний и сам поэт не свободен от чувственного влечения к ней.

В конце своей жизни Петрарка обращается к «высокому» жанру аллегорической поэмы-видения (поэма в терцинах «Триумфы»).

Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Петрарка довел до совершенства жанр сонета, ставшее отныне достоянием всех европейских литератур.

Раннее Возрождение – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Не совсем еще отошли от Средних веков. ЭВ началась в Италии, более высокий экономический уровень развития. Прогресс экономики связан с купеческими республиками – Флоренция, Генуя и Венеция. Цеховое управление препятствовало развитию личности – единое мнение. Развитие карликовой монархии с цеховыми рамками не связано, в них впервые начинает формироваться слой интеллигенции. Первым интеллигентом считается Франческо Петрарка. Родоначальник новой европейской поэзии. Прежде всего, известен «Книгой песен» сейчас. Раньше был известен как ученый, который реставрирует классическую древность. Первый ученый-классик.

Родился 20 июля 1304 в тосканском городе Ареццо, куда бежал из Флоренции его отец-юрист. Отец хорошо знаком с Данте. Ареццо – культурный центр Европы. Изучает право, но ненавидит его. В 1326 порывает с юриспруденцией и принимает сан священника. Приближается ко двору Папы Римского, но священником никогда не работает. Сдает свой приход в аренду. Удивительный эгоцентризм.

6 апреля 1327 встреча с Лаурой в церкви святой Клары. Неизвестно, кто она была. Петрарка пишет на латыни, только сонеты на итальянском. Лаура – условная фигура. Любит только себя. Брату он написал 8 писем, матери 2 письма. Зато много писем потомкам и деятелям прошлого. Человек настроен на славу. Боккаччо дарит ему «Декамерон» с целью рецензии. Тот отзывается только через 20 лет.

Три периода творчества: 1. 1318-1333. годы учения, стихи на латинском языке. 2. 1333-1363 – период творческой зрелости, основная масса известных произведений. Для современников – героическая поэма «Африка» и биографическое сочинение о известных людях, трактат «Тайна». Оформляется главное для католиков произведение на итальянском «Книга песен». 3. 1363 – 1374. Изучение древних авторов, поэма «Триумфы».

Путешествие по Европе – Германия, Фландрия, Рим. Посещает старинные монастыри. Разыскивает труды деятелей древности. Известен как ученый-классик. Две речи Цицерона, письма Цицерона. Восхождение на горные вершины с психологической целью, хотел почувствовать, как человек остается наедине с природой. 1337 – посещает Рим, который воспринимается им через произведения античности. Вечность природы. Уезжает из Авиньона в Оклюс. Историзм мышления.

Первое произведение приносит славу в 1341 – поэма «Африка». Его увенчали лавровым венком. Победа Рима над Карфагеном. Это победа в жизни итальянского народа. Видит будущее Италии в республиканских традициях Древнего Рима. 1350 – дом-музей, где он родился. 19 июня 1374 умер. Внешняя устроенность, внутренняя раздвоенность. Разлад между языческими и христианскими идеалами.

В творчестве Петрарки обращение к душе не предполагало отрицания земной действительности. Отражение посюсторонней жизни. Понятие «душа» стало шагом к реабилитации земного человека. Трактат «О презрении к миру, или Тайна» - 1343. Писал якобы для себя. Это первая литературная исповедь в литературе. Форма трех диалогов. Ведет Франциск со святым Августином – Альтер эго. Спорят о бренности жизни, о смерти и бренности славы. Сквозная тема – тема греховности любви. Должен ли христианин бояться смерти? Августин – боятся не должен. Петрарка очень любил жизнь. Хочет вечной жизни. Поощрял всех идти в монастырь, а сам не шел. Вечная слава – вечная память. Тема славы перекликается с темой Лауры. Слава дается лавром – лаурой. Любовь к Лауре – путь к вечной славе. Греховность чувства к Лауре – Августин, Франциск говорит, что любит бессмертную душу. Франциск размышляет, что земная любовь облагораживает душу – из лирики трубадуров. Эти три диалога заканчиваются тем, что Августин говорит Франциску, что он никогда не станет схимником, а Франциск: «И вижу я лучше, а склоняюсь к худшему». Черта личности: потребность в любви. 21 год воспевает Лауру. Реальная она или нереальная? Родилась в 1307 в Авиньонской семье, 1325 замуж, 11 детей. 41 год умерла от чумы. Петрарка изображает Лауру земной женщиной. Сущность стихов: борьба жажды счастья и жажды спасения – иногда земная женщина, иногда Мадонна. Лирика Петрарки построена на антитезах. «Со смехом я рыдаю».

Главное произведение – «Консоньеры». Переделывал их 9 раз. 1373 последняя редакция. Окончательная редакция – «Ватиканский кодекс». Опубликованы через два века после написания. Все начинают писать как Петрарка. Из сонетов переходит в жизнь идеал женщины.

Костяк – сонеты, всего 366 произведений, 318 сонетов, 29 кансон. 2 части: первая «На жизнь Мадонны Лауры» вторая «На смерть МЛ». Структура и тема задаются в первом сонете. Исповедь – рассказ зрелого человека. Главная тема – юношеская неразделенная любовь.

Сонет – твердая форма лирики. 3 часть: тезис, антитезис и синтез. Подлинный герой – не все просто с Лаурой – повод для описания собственных чувств.

14 строк. Состоит из 2 катренов и 2 терцетов. Каждый катрен должен быть с законченной мыслью, могли быть все рифмовки ввг дгд. Петрарка ломает канон. У него может быть любая рифма. Петрарка не чуждается реального времени. Называет себя историком Лауры. Лаура меняется.

Петрарка любит метафоры. «Сердце на ладони». У Данте Беатриче все отдаленнее от земли, у Петрарки Лаура живая, более отстраненная.

Опередил время – прозаизация. Это ритмизованная проза. При жизни Петрарки это считалось стремным. Единицей поэзии Петрарки является не слово, а стих, вернее ритмико-синтаксическая единица, в которой отдельное слово растворяется. Перевести трудно. Качество смысла в строку удалось только Державину. Фигурный текст. Зашифровано имя Лауры. Петраркизм.

^ Поэтическое новаторство.

Историческое значение лирики П. заключается в освобождении им итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Впервые у П. любовная лирика стала служить прославлению реальной земной страсти.

Характерной особенностью поэтического стиля П. по сравнению с Д. является то, что П. придает поэт. форме самостоятельное значение, тогда как для Д. поэт. Форма являлась только орудием мысли. Лирика П. всегда артистична, она отличается исканием изящества, беспрестанным стремлением к внешней красоте. Этот последний момент вносит в его поэзию зачатки эстетизма и даже манерности. Всякие метафоры и противопоставления метафор: Лаура – солнце, а он – снег, который тает под солнцем и т.д. Особенно охотно П. играет именем возлюбленной и созвучными с ним словами (Laura – lauro (лавр), l’aura (дуновение, ветерок), строя на таких созвучиях целое стихотворение. П. увлекался также метрическими трудностями, изощренными комбинациями ритмов и рифм. Он писал, например, секстины – стихотворения с крайне затрудненной формой, состоящие из 6 строф по 6 строк в каждой, оканчивающихся на одни и те же слова, не связанные рифмой и проходящие через все строфы в разной последовательности; секстина завершается укороченной строфой из 3 строк, в которых обязательно фигурируют все шесть финальных слов. (Вопрос: кто придумал секстину? Ответ: трубадур Арнаут Даниэль.)

3) Использование средневековых и античных традиций.

Он использовал средневековые аллегории и античные метафоры.

4) Концепция любви и образ возлюбенной.

^ 27.Сброник «Сanzoniere» как квинтэссенция творчества Ф. Петрарки.

Лирическая интроспекция.

«Ангелизация» Прекрасной Дамы: образ Лауры, поэтика имени и функция в сонетах.
Имя “Лаура” казалось многим биографам П. вымышленным прозвищем типа сеньяля. Оно было удобно ввиду созвучия со словом “лавр” (см. выше).

“Лаура” родилась около 1307 г. в знатной авиньонской семье Нов, что она вышла в 1325 г. замуж за местного дворянина Гюга де Сад, что она стала матерью 11 детей и скончалась в чумном 1348 г. П. ее изображал женщиной, а не девушкой, что опиралось на традиицию провансальской лирики. В стихиах П. нет ни одного намека не только на ответной чувство к нему Л, но даже на близкое знакомство с ней.

Первое из дошедших до нас стихотв. П. не старше 1330 г. Оно написано еще в манере трубадуров, песни которых доживали в Авиньоне. Петрарка далек здесь от присущей итальянским поэтам “сладостного нового стиля” спиритуализации любви, ее превращения в символ добродетели, в отраженние “божественного блага”. Любовь здесь – властная сила, берущая себе в союзницы возлюбленную поэта, и они обращают поэта в вечнозеленый лавр (это учебник). Ранняя лирика П. = отзвуки трубадуров + реминисценции из Овидия.

П. не смог избежать влияния лирики Данте => изображает возлюбленную образцом добродетели, сосредоточением всех совершенств, утверждает очищающее и облагораживающее действие ее красоты. Но в то же время он не отождествляет красоту с добродетелью, не превращает Л. в некий бесплотный символ. Несмтря на идеально-платоническую окраску любви П., его Л. не теряет своих реальных очертаний, и сам поэт не свободен от чувственного влечения к ней. Она остается прежде всего прекрасной женщиной, которой поэт любуется. В первой части “Канцоньере” Л. остается суровой повелительницей. П. мучается от противоречия между платонизмом и чувственной любовью, сознавая греховность последней (как и в “О презрении к миру”).

Во 2 части книги – “После смерти Мадонны Лауры” – образ Л. становится более живым и трогательным. Л. больше не сурова. Она шепчет утешения поэту, дает ему советы, выслушивает историю его сердечных мук. П. тоже превращает свою возлюбленную в святую. После ее смерти прекращается борьба против чувства, поскольку оно теряет земной характер. Однако и здесь временами возникают у поэта в допустимости любви к “святой” Л., услаждающейся лицезреннием Бога. “Канцоньере” заканцивается канцоной, обращенной к Деве Марии, -- поэт просит вымолить для него прощение у Бога за любовь, от которой он не в силах отказаться.

5) Сложность образа лирического героя. Л.г. двусоставен = автор + лирический герой, потому что о юношеской любви (герой) рассказывает зрелый человек (автор).

^ Сборник «Сanzoniere»

Произведением Петрарки, которое получило для него бессмертие, является «Канцоньере», иногда это обычное название у нас переводят - «Книга Песен». Поэт пренебрежительно относился к своим лирическим песням, созданным народным языком. Есть предположения, что сначала Петрарка писал их как тексты для уже готовых мелодий. Лишь со временем он начал воспринимать эти стихи серьезно, много раз их редактируя. Эта работа не прекращалась до последних дней жизни. Первая редакция вышла в 1368 г. и содержала 171 стих, вторая - в 1373 г., она уже насчитывала 366 стихов: 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала.
Этот сборник Петрарка разделил на две книги: «На жизнь мадонны Лауры» («In vita di Madonna Laura») и «На смерть мадонны Лауры» («La morte di Madonna Laura»). Так в самой композиции сборника появился ее эстетичный центр - образ Лауры и художественное время. Он имел другой принцип, чем у Данте, - мадонна Лаура, безусловно, состарилась бы, если бы не ее преждевременная смерть. Любовь Петрарки к мадонне Лауре - реальное земное чувство, как сама она - конкретная женщина, чьей взаимности поэт алкает, хотя дистанция между ним и мадонной Лаурой (мадонна - обращение к госпоже, обязательно замужней женщине) всегда должно сохраняться. В оскорблении Лауры присутствующая определенная аллегоричность, недаром ее имени напоминает о «лавре», т.е. о такой желанной поэтом Славе. Ее имя созвучно и с итальянским словом «лаура», т.е. воздух, который напоминает о внеземном, отражен в самом виде прекрасной дамы.
И при всем этом Лаура конкретна, поэт точно называет дату их первой встречи: он впервые увидел ее 6 апреля 1327 г. в Авиньоне, в церкви Святой Клары, а умерла она в 1348 г. Портрет ее не имеет выразительных очертаний, есть лишь глаза, которым предоставляется целиком исключительное значение, они нередко становятся символом самой Лауры. «Вы не увидите моей измены, - вы, глаза, которые дали мне любовь», - эти строки Петрарка недаром цитирует Фабрицио в «Пармском монастыре» Стендаля: в них не только идея верности любимой женщине, а и отношение к красоте как высшей мудрости, способной научить прекраснейшему на земле чувству.
Концепция любви у Петрарки целиком гуманистическая, так как любовь возникает у него чувством бурным, которое вместе с тем приносит радость и мучения:

Если не любовь, то, что это быть может?

А как любовь, то, что такое она?

Добро? -Но в ней же сокрушительная скорбь.

Зло? - Но мучения же эти сладки, Бог!

Гореть хочу? Плакаться негоже.

Не хочу? Это напрасное жалоб эхо.

Живительная смерть, утеха безумная!

Кто твое бремя одолеть поможет?..

(Сонет 132, здесь и дальше пер. Д. Паламарчука)
Этим гуманистическая любовь принципиально отличается от любви небесной, которая предусматривает лишение радости. Диалектика чувства, изменяемость счастья и боли, представленные как преимущество земной любви над небесной, ведь такая любовь прочна и наслаждение большее; ее мгновенности всегда живут в памяти, они облагораживают человека, рождают поэзию. Отсюда - благословение любви, которая хотя и неразделенная, но обогащает душу, раскрывает красоту мира.
Сонеты на смерть мадонны Лауры канонизируют любимую поэта, как канонизировал Данте свою Беатриче, это была уже традиция. Но у Петрарки другое отношение к Лауре, которая покинула земное бытие, главный смысл не в их будущей встрече на небесах (хотя такая встреча и не выводится), а в земной памяти о Лауре:

Так легко мы заблуждению даемся!

Не верилось, что тех глаз светила,

Те двое солнц могло потушить хоть что-то.

И вдруг их поглотила могила,

И убедить в конце концов пришлось:

Все тленное здесь - времени одолеть не под силу!

(Сонет 311)
Любимой нет, но все земное продолжает беречь память о ней, вся природа будто продолжает отображать ее подобие. Она нередко является поэту в снах, но не он поднимается к ней на неба, а Лаура сходит к нему на землю. Любовь навсегда остается частью земного бытия и его счастьем.
Политические мотивы в «Канцоньере» отобразились в канцоне «Высокий дух», где воспетый римский трибун К. ди Риенцо, и, особенно, в канцоне «Моя Италия», где поэт обращается к властителям своей родины, призывая их прекратить ссоры и междоусобицы, которые разоряют страну и разрешают «тевтонам» поработить Италию. Патриотизм Петрарки не лишен национальной заносчивости, поэт упоминает о славе Старинного Риму, о том, что германцы - не что другое, как варварские племена, которые не знают культуры, а потому склонны к войны. Культура, по мнению поэта, - противоположность войне, она возможная лишь в условиях мира:

Прошу, моя канцона,

Рассудительно и кротко вникай,

Так как идти тебе во владетельные люди,

У кого полна грудь

Спеси, заблуждения и гордости вконец.

им правда - всегда враг. Знай,

Ты найдешь отклик и благосклонность искреннюю

Лишь в кругу избранников тесном.

«Слышите? - скажи ты им. -

Я иду и взываю: Мира! Мира! Мира!»
В жанре сонета Петрарка открыл чрезвычайно богатые возможности. Формальная строгость сонета (14 строк, скупость на строфы, лейтмотивные рифмы) упорядочивает взволнованные эмоции поэта, создавая глубокую диалектику чувства. Первая строфа - тезис, второй - антитеза, две терцины - синтез мысли и чувство. В катренах - кольцевая рифма, которая считалось тогда признаком ученой поэзии. Схема рифм сонета Петрарки: abba abba cdc dcd.
Стиль «Канцоньере» исследователи определяют как высокий ренессансный, что предусматривает изысканную высокую лексику, простоту синтаксических конструкций и чрезвычайно тонкий поэтический вкус, который нигде не допускает помпезности или искусственной высокопарности. Простота выражений объединяется в «Канцоньере» со взволнованной патетикой, аллегоричность встречается лишь в ранних сонетах, а вообще символика опирается на новые, самым поэтом найденные метафоры, чаще всего взятые с мира природы. Раскрывая внутренний диалог своей души, Петрарка «играет контрастами, нанизывает антитезы, плетет из них длинные поэтические гирлянды» (Б. Пуришев).
Глубокий лиризм, артистичное совершенство поэзии Петрарки получили признание за его жизнь, породили в Италии течение, названное петраркизмом. К ней принадлежали такие поэты XVI ст., как П. Бембо, А. Наказание, поэтессы В. Колонная и Г. Стампа, влияния петраркизма не избег оригинальный поэт Микеланджело. Влияние Петрарки на итальянскую поэзию протягивался и на представителей маринизма, направления в поэзии XVII ст.
Традиции Петрарки развивали поэты французской «Плеяды», включительно до самого П. Ронсара; можно заметить следы влияния и в отдельных сонетах В. Шекспира. В эпоху романтизма слава итальянского поэта приобрел новые оттенки, в нем увидели предтечу романтического сознания, его переводили на немецкий язык А.В. Шлегель, Ф.В. Шеллинг, его комментировал Дж. Леопарди. Ф. Лист положил на музыку три сонета П. (61, 134, 156), потом создал из них фортепьянные пьесы, которые охотно выполняют пианисты-виртуозы. К самым виртуозным произведениям романтической вокальной музыки принадлежит и романс Ф. Листа «Как виден дух Лауры в снах Петрарки» на слова В. Гюго.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconИ. В. Настин символическая деятельность и её субъект
Что такое миф. Базовые фильтры сознания. Противоречия как атрибут «живого» мифа. Какая личность является полноценной. Признаки современного...

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки icon2. Фольклорные формы преемственности исторической памяти народа: исторические песни, предания
Фольклор как система жанров. Жанр-совокупность произведений, объединенных общностью своей поэтической системы. Передача действий...

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconКак называлась первая русская летопись?
Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconБахтин М. Проблемы поэтики Достоевского Глава пятая. Слово у достоевского
И изобразить внутреннего человека, как его понимал Достоевский, можно, лишь изображая общение его с другим. Только в общении, во...

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconСеминар Литература раннего средневековья
...

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconПрисвоенная Авторы: Марина Багирова и Нина Бархат Жанр
Жанр: любовно-фантастический роман / вампирский роман / мистика / ужасы / психологическая драма

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconПрисвоенная Авторы: Марина Багирова и Нина Бархат Жанр
Жанр: любовно-фантастический роман \ вампирский роман \ мистика \ ужасы \ психологическая драма

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconОсновные термины и определения Абсолютная черта бедности
Абсолютная черта бедности — минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания,...

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconСтатья как аналитический жанр, ее особенности
Особенности представления журналистской информации в газете, на радио, телевидении

Сонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая черта поэтики сонетов Петрарки iconЖития святых как жанр древнерусской литературы
Структура «Жития преподобного Сергия Радонежского», написанного Епифанием Премудрым

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов