Скачать 489.62 Kb.
|
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина 2012 Программа курса «Литература Русского зарубежья» составлена в соответствии с требованиями регионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 031001 «Филология», бакалавра, магистра по направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Семестр – 7-й. Общая трудоемкость дисциплины (ч) – 125. В том числе: лекций – 54; самостоятельных работ – 71. Контрольные мероприятия: коллоквиумы – 3. Разработчик Ю. В. Матвеева, доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ и ХХI веков УрФУ. Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета. Протокол заседания № ^ I ВВЕДЕНИЕ Цель дисциплины - познакомить студентов с феноменом Русского зарубежья, важнейшими тенденциями развития русской литературы за рубежом, основными чертами литературного процесса трех «волн» эмиграции, дать представление о творчестве наиболее значительных писателей-эмигрантов. Задачи изучения дисциплины: - раскрыть идейную, эстетическую, философскую специфику русской эмигрантской литературы ХХ века; - наметить типологические параллели между литературой зарубежья и литературой метрополии; между русской эмигрантской литературой и литературой европейской; - ознакомить студентов с биографией и творчеством крупнейших представителей трех «волн» эмиграции: первой (рубеж 1910-х – 1920-х годов), второй (1940-е годы) и третьей (1970-х – начало 1980-х годов); - сформировать представления о периодических изданиях, основных центрах и художественных тенденциях русской литературы за рубежом. - выработать особый навык понимания сложного культурно-эстетического и политического контекста, столь необходимый для адекватного прочтения многих произведений Русского зарубежья. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Курс «Литература Русского зарубежья» входит в единую систему курсов по истории русской литературы, существенно дополняет и обогащает курс истории русской литературы ХХ века. Материал дисциплины заставляет активно обращаться к истории зарубежной литературы, к таким гуманитарным наукам, как философия, эстетика, история. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате обучения студенты должны знать: - основные периоды развития русской литературы зарубежья, характерологические признаки литературы первой, второй и третьей «волн» русской эмиграции; - вехи творческой биографии и особенности художественного мышления крупнейших писателей Русского зарубежья; - содержание художественных, публицистических, мемуарных, критических источников. Студенты должны уметь: - квалифицированно анализировать конкретные литературно-художественные тексты; - давать развернутую оценку различным литературно-эстетическим явлениям, возникшим в пространстве русской эмигрантской культуры; - использовать исторический, философский и общекультурный контекст при характеристике творчества русских эмигрантских писателей; - апеллировать к научно-критическим источникам, сопоставлять разные точки зрения и разные концептуальные подходы. Методическая новизна курса. Курс «Литература Русского зарубежья» предусматривает в качестве основной – форму традиционных лекций с монологической формой подачи материала. С целью наглядности и улучшения качества восприятия используются средства мультимедиа. Для проверки уровня подготовки студентов предусматривается проведение коллоквиумов, а также заключительная конференция, включающая выступления и доклады студентов на выбранную ими тему. ^ РАЗДЕЛЫ КУРСА, ТЕМЫ, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Введение. Феномен Русского зарубежья в ХХ веке. Расслоение русской литературы в послеоктябрьский период. Возникновение русской эмигрантской литературы, ее взаимоотношения с литературой метрополии. Периодизация литературы Русского зарубежья. Специфические черты трех «волн» эмиграции. Динамика изучения эмигрантской литературы в России и за рубежом. Возникшая в конце ХХ века проблема воссоздания утраченного единства эмигрантской литературы и литературы, созданной в метрополии. ^ Тема 2. Пути и судьбы русской литературной эмиграции первой трети ХХ века. Хронология и география русского «рассеяния» 1920-х годов. Социо-культурная уникальность этого явления. Основные периоды становления и развития эмигрантской литературы «первой волны», ключевые и символические вехи. Организация литературной жизни: литературные центры (Берлин, Париж, Белград, Прага, София, Шанхай, Харбин); основные издания («Современные записки», «Воля России», «Последние новости», «Возрождение», «Числа»); литературные кружки и объединения («Зеленая лампа», «Перекресток», «Круг», «Скит поэтов», «Кочевье»). Идейно-философские и эстетические тенденции, получившие развитие в литературной практике писателей-эмигрантов. ^ Общественно-культурная деятельность в эмиграции. Отношение к революции и Советской России. Литературное творчество и его эволюция за рубежом. Историко-философские и религиозные идеи Д. С. Мережковского, их литературное воплощение в трилогии о путях спасения человечества: «Тайна трех: Египет и Вавилон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный». Жанровое и стилевое своеобразие «позднего» Мережковского. Литературная деятельность З.Н. Гиппиус: лирика («Сияния»), мемуары («Живые лица»), публицистика («Черная книжка», «Дело эмиграции – дело России», «Борьба за Россию»). Художественное завещание А.И. Куприна – роман «Юнкера»: автобиографическое начало, идеализация русского прошлого в романе. Творчество А.М. Ремизова: самобытность образов, языка, сюжетов. Книга «Взвихренная Русь» как «новая форма повести». Значение и влияние Ремизова в литературной эмигрантской среде. ^ Публицистика начала 1920-х годов. Книга «Окаянные дни» как итог восприятия революции и Гражданской войны. Вручение в 1933г. Нобелевской премии, идеологический и культурный резонанс этого события в эмиграции. Годы Второй мировой войны в жизни И.А. Бунина. Этапы творческой эволюции писателя в их идейно-содержательном и эстетическом аспектах: рассказы начала 1920-х годов – «Митина любовь» – «Жизнь Арсеньева» – «Освобождение Толстого» – «Темные аллеи» – «О Чехове». Соотношение реализма и «модерности», художественной пластики и философичности. Становление феноменологической поэтики. Постоянные для Бунина темы (смерти, забвения, бренности, памяти, воскрешения, радости бытия, смысла жизни, любви) и их преломление в текстах с разными идейно-художественными установками. Бунин и его литературные современники: взаимные оценки, влияния и отталкивания. Место и значение Бунина для развития русской литературы. ^ Специфика историософского мышления Русского зарубежья, его кардинальное отличие от марксистского понимания и осмысления истории. Место М.А. Алданова в русской исторической романистике ХХ века. Становление исторического и художественного мышления писателя в повести «Святая Елена, маленький остров». Тетралогия «Мыслитель» как начало грандиозного замысла – охватить и осмыслить двести лет русской истории. Динамика творческого развития писателя от повести «Святая Елена, маленький остров» к роману «Самоубийство». Эпоха русской революции 1917 года в трилогии «Ключ» - «Бегство» - «Пещера». Философская концепция исторического развития европейской цивилизации (исторический пессимизм, мысль о фаталистической предрешенности бытия, роль случая в истории) и ее художественное воплощение (поэтика повторов, психологизм и типизация при создании исторических и вымышленных персонажей, ирония). Преломление традиции Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, влияние западного интеллектуального мышления (Декарт, Монтень, Вольтер, А. Франс). Жанр портретного очерка в творчестве М. Алданова. Своеобразие исторической прозы А. Ладинского: «ХV легион» («В дни Каракаллы»), «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес»), «Анна Ярославна и ее мир» («Анна Ярославна – королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха». Ладинский-поэт и Ладинский-прозаик – две ипостаси одного творца. ^ Роль православной церкви и религии в русской эмигрантской культуре. Духовно-религиозный подъем, свойственный философии и литературе Русского зарубежья. Соотношение дореволюционного и эмигрантского периодов в творчестве И.С. Шмелева. «Прощальная» повесть «Неупиваемая чаша»: взгляд в русское прошлое; представление о жизни творца и смысле творчества; идея соединения любви земной и небесной; светского и христианского начала. Эпопея «Солнце мертвых» как опыт художественной концептуализации русской революции. Нравственно-публицистический пафос книги и ее художественное своеобразие. Становление и развитие религиозного сознания И. Шмелева, роль духовно-религиозного начала в его художественной прозе. Воссоздание образа патриархальной России и родной Москвы в книгах: «Лето Господне», «Богомолье» (композиция, образ рассказчика, стиль, художественная концепция). Попытка совместить личный духовный и жизненный опыт с беллетристической фабулой в романе «Пути небесные». «Национальная почвенность» (И.А. Ильин) как смысловая и эстетическая основа шмелевского творчества. Жизненный путь Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Подвижническая социально-религиозная и просветительская деятельность матери Марии среди русских эмигрантов во Франции. Общественно-политическая деятельность в годы Второй мировой войны, мученическая смерть, канонизация. Литературное творчество Кузьминой-Караваевой как способ выражения христианской этики (жанровое многообразие, основная проблематика художественного и публицистического наследия). Книга «Стихи»: исповедальный пафос, своеобразие композиции, сквозные образы. Мистерия «Анна» и ее значение для понимания религиозно-этических и художественных устремлений Кузьминой-Караваевой. ^ Влияние революционных преобразований на идейно-художественное развитие писателя. Пореволюционное творчество («Голубая звезда», «Улица Св. Николая») как итог первой половины творчества и начало его нового этапа. Отечественная история и культура в осмыслении Б. Зайцева. Обращение к образам и идеям православия в поиске духовных оснований национального и человеческого бытия («Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам»). Жанр жития как одна из форм литературного мышления писателя. Концепция жизни человеческой, проблема духовного становления художника в беллетризованных биографиях Тургенева, Жуковского, Чехова, в автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба». Импрессионизм как форма мировосприятия и важнейшая стилевая доминанта «христианского реализма» Б. Зайцева. ^ Общественная, культурная и литературная деятельность в эмиграции. Концепция революции и русской истории в романе «Сивцев Вражек». Художественное своеобразие романа, соединение русской классической формы со стилистикой модернизма. Темы, проблемы, идеи других произведений писателя («Повесть о сестре», «Свидетель истории», рассказы из циклов и сборников: «Записки старого книгоеда», «Старинные рассказы», «Происшествия зеленого мира»). Экспрессионизм как основа художественного мышления в романе «Вольный каменщик». Нравственно-философский пафос романа, изображение русского масонства за рубежом, образ главного героя – Егора Егоровича Тетехина. Автобиография «Времена» – художественная исповедь писателя. Тема детства и юности, авторская философия времени. ^ . Легендарная жизнь Б.В. Савинкова в контексте эпохи. Литературное творчество В. Ропшина как форма духовной рефлексии Б. Савинкова. Основные мотивы лирического наследия, образ лирического героя. Тема террора и ее развитие в повестях: «Конь бледный», «То, чего не было», «Конь вороной». Концепция Гражданской войны, спектр нравственно-философских проблем в повести «Конь вороной». Своеобразие поэтики. Место и значение повести в ряду других произведений о революции и Гражданской войне (советских и эмигрантских). ^ Юмористика Русского зарубежья в сравнении с советской сатирой 1920-х годов: сатирическая направленность, авторский пафос, художественная специфика. Место сатиры и юмора в литературном и общекультурном контексте Зарубежья. Сатирические и юмористические издания, возрождение в 1931 году в Париже журнала «Сатирикон». Творчество А.Т. Аверченко конца 1910-х – 1920-х годов: от злободневной политической сатиры («Нечистая сила», «Дюжина ножей в спину революции», «Кипящий котел», «Двенадцать портретов знаменитых людей в России»), к элегическому юмору («Шутка мецената»). Зарубежный период творчества Саши Черного: детская тема («Дневник фокса Микки»), тема эмигрантского быта («Кому в эмиграции жить хорошо»). Рассказы Н.А. Тэффи: общеэмигрантское, общерусское и общечеловеческое в их проблематике. Единство анекдота и трагедии, сатиры и лирики, составляющее художественную уникальность Н.Тэффи. Литературная деятельность Дон-Аминадо (А.П. Шполянского). Предмет и специфика смеха. Жанровое многообразие творчества: фельетоны, рассказы, афоризмы. Лиро-сатиры Дон-Аминадо как «самосуд эмиграции над самой собой» (М. Цветаева). ^ Завершение интенций поэзии начала века в творчестве Вяч. Иванова, К. Бальмонта, И. Северянина, З. Гиппиус. «Превращение» и эволюция акмеизма: Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп, И. Одоевцева. Поэзия первой русской эмиграции как особое качество русской поэзии ХХ столетия: продолжение классических традиций, альтернатива «советской» поэтике. Творческий путь В.Ходасевича: лирика 1920-х годов («Путем зерна» (1920), «Тяжелая лира» (1922), «Европейская ночь» (1927)). Трагизм мироощущения поэта. Интеллектуальное начало в форме и содержании стихов. Литературно-критическое наследие В. Ходасевича. Книга мемуаров «Некрополь» – последняя дань символизму и «людям символизма». ^ Жизнь Цветаевой за рубежом (1922-й – 1939-й годы). Пражский и парижский периоды ее творчества. Преломление хронотопа личной жизни в хронотоп художественный: пражские и чешские мотивы в стихах и циклах разных лет; «Поэма Горы», «Поэма Конца»; посвящения «равносущим» («Провода», «Новогоднее», «Маяковскому» и др.); «Стихи к сыну»; «Надгробие»; «Стихи сироте». Романтическое двоемирие, заявленное в форме смысловых оппозиций: бытие – быт, дух – плоть, вечное – временное, поэт – толпа. Формально-смысловая эволюция лирики М. Цветаевой: усложнение ритмико-мелодического строя и поэтического синтаксиса. Автобиографическая, мемуарная и литературно-критическая эссеистика М. Цветаевой. Цветаева в контексте литературной жизни эмиграции: человеческое и творческое одиночество. Возвращение в советскую Россию. |
![]() | Открытие конференции состоится 30 ноября 2013 г на пленарном заседании, которое будет проходить в Актовом зале Уральского федерального... | ![]() | «Мир истории: Новые горизонты. От источника к исследованию», которая будет проводиться департаментом «Исторический факультет» Института... |
![]() | Практика: прохождение, подготовка, оформление и защита: методическая разработка / сост. О. И. Аплеснина, А. А. Золотухина. – Екатеринбург:... | ![]() | История науки и техники и университетское образование. Сборник материалов научно-практической конференции аспирантов, магистрантов... |
![]() | ![]() | ||
![]() | Перевод «Примечаний» и «Биографических и критических заметок» Туллио де Мауро С. В. Чистяковой | ![]() | ... |
![]() | Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина состоится всероссийская научно-практическая конференция... | ![]() | Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина состоится всероссийская научно-практическая конференция... |